Ислам
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Смоленск 2005
ПЛАН
1. Становление ислама и его основные заповеди
2. Мухамед - основатель ислама
3. Священные тексты ислама: Коран и Сунна
1. Становление ислама и его основные заповеди.
К юго-востоку от Палестины, в Аравийской пустыне кочевали арабские племена. К VI-VII векам они находились примерно на той же стадии развития, что и в эпоху Моисея. Из рода в род переходил старинный обычай кровной мести. Практиковалось убийство новорожденных девочек.
Только в течение четырех священных месяцев вражда прекращалась и в городе Мекка устраивалась ярмарка.
Вера арабов походила на веру многих других племен: они признавали верховного бога Аллаха, стоящего над отдельными людьми и народами. В то же время почиталось множество духов и богов природы. Как правило, один из богов средней руки становился покровителем племени.
Этим богам приносились жертвы, от них ждали спасения в беде, а к верховному Богу - Аллаху, слишком высокому почти не обращались.
Корень слова «Аллах» - «ал» - тоже, что и в древнееврейском «эль» - бог. И в еврейской древности этот бог не был единственным. Только со временем пророки заставили народ отказаться от почитания других богов.
Рассказывали, что Зем зем, протестовавший в Мекке - тот самый источник из которого ангел напоил Измаила, изгнанного вместе со своей матерью, служанкой Агарью из дома Авраама. А обломок скалы неподалеку - «место Авраамово», там Авраам приходил навестить старшего сына, учил его молиться богу.
С III - IV веков в Аравию с двух сторон проникает христианское влияние (из Сирии и из Эфиопии). Еще раньше, по-видимому начал распространяться иудаизм. Однако только отдельные племена переходили в новую веру. Законы и обряды Ветхового и Нового Заветов были слишком сложны для жителей пустыни. К тому же их смущали различия между «народами Книги», как арабы называли евреев и христиан. Некоторые арабы становились монотеистами, не принимая никакого Завета - ни Моисеева , ни Христианского. Их называли ханифами. Ханифы призывали отказываться от племенных богов и поклоняться единому Аллаху. Но их прорицания были очень смутны, неопределенны. Из веры в туманного Аллаха не вытекало никакого закона, никакого порядка. «О, Аллах если бы я только мог знать, какой образ угоден тебе. Я сейчас же принял бы его. Но я этого не знаю!» - восклицал один из предшественников Мухаммеда Зейд. Народ продолжал держаться традиционной веры, хотя уважение к ней сильно поколебалось.
2. Мухамед - основатель ислама
Мухаммед принадлежал к роду Хашим из торгового племени курейштов, владевшего Меккой. Он рано осиротел. Отец его умер или до рождения сына, или сразу после, так и не увидев наследника. Мать пророка, Амина, тоже умерла вскоре после рождения сына. Мальчика взял на вос-питание его дядя Абуталиб. И хотя юного Мухаммеда в новой семье никто не обижал, но и особого внимания к его персоне не проявляли: не учили грамоте, не занимались его культурным развитием. Юноше была уготована стезя пастуха. Много времени Мухаммед проводил в одиночестве, самостоятельно размышляя над вопросами бытия. От свер-стников он отличался не по годам мудрым и достойным по-ведением, что снискало ему уважение среди старшин рода.
Именно высокие моральные качества позволили Му-хаммеду обрести авторитет в деловых кругах Мекки и за-няться сопровождением караванов. Проявив себя умелым и честным торговым агентом, Мухаммед обратил на себя вни-мание мекканской вдовы Хадиджи, которая была очарова-на им после личного знакомства и предложила ему всту-пить с нею в брак. Мухаммед согласился, и, несмотря на то, что ему было 24 года, а его невесте -- 40 лет, их брак был очень счастливым. Пророк очень горевал после смерти своей первой жены, ее призывал перед собственной кончи-ной.
Призвание пророчествовать снизошло на Мухаммеда в форме видения, когда ему было 40 лет. Сначала он поду-мал, что его искушают злые силы, но видение повтори-лось, и Мухаммед утвердился в намерении нести свет но-вого учения людям. Исследования современных психологов не подтверждают версии о психическом расстройстве или обмане со стороны Мухаммеда, скорее всего, он был ис-кренне убежден в правильности своих действий и идей.
Проповедовать новое учение он начал среди членов сво-ей семьи и рабов. Постепенно оно выходило за рамки се-мейного круга, что сразу повлекло негативные для Myхаммеда последствия. Против нового учения высказывались не только могущественные курейшиты, увидевшие в нем покушение на их исконные права получать дань за паломничество к Каабе, но и многие простые люди, не желавшие расставаться со своими племенными богами. Однако проповеди Мухаммеда не пропадали напрасно, ряды его сторонников постоянно пополнялись. Вся пробле-ма состояла в том, что среди приверженцев новой религии дока не было могущественных представителей знатных ро-дов -- все новообращенцы не играли видной роли в соци-альной жизни Мекки. Тем не менее, курейшиты решили бороться с учением Мухаммеда и вынудили жителей горо-да объявить бойкот, приверженцам новой религии, отселив их из города и запретив любые отношения с горожанами. Такое отселение означало бы уничтожение, но родствен-ные связи через браки помогли приверженцам Мухаммеда выдержать в течение трех лет, после которых отлучение было снято.
Однако Мухаммед уже решил перенести свою деятель-ность на другую территорию -- для араба дело совершенно необычное, так как защиту и гарантию жизни можно было получить только на территории своего племени. Но к это-му моменту сведения об учении Мухаммеда уже проникли в разные регионы, где оно нашло отклик. В 622 году к про-року тайно приходят жители Медины и заключают с ним союз, условия которого диктует Мухаммед: его последова-тели должны признать, что Аллах -- единый бог; необхо-димо соблюдать святость брака, не красть, не убивать соб-ственных детей (такой обычай существовал в отношении но-ворожденных девочек в голодные годы), не заводить и не распространять клеветы; слушаться пророка и защищать его, как родственника. Последнее условие было явным про-явлением разрушения родоплеменных связей и установления новых отношений в общине верующих.
В 622 году Мухаммед совершает бегство в Медину, со времени которого ведется мусульманское пе-речисление. В Медине организуется новая религиозная община и начинается подготовка к распространению учения на остальные территории. В этот период Мухаммед более подробно знакомится с вероучениями иудаизма и христи-анства. Он признает, что Муса (Моисей) и Иса (Иисус) были "владетелями писания", были посланы Аллахом (как и он сам, Мухаммед). Но и эти пророки, и особенно их последо-ватели впали в заблуждение, исказили учение, которое и должен поправить теперь Мухаммед. В результате этого богословского компромисса был оправдан наступательно-оборонительный союз, который заключает Мухаммед с иуде-ями и язычниками с целью покорить Мекку.
Покорение Мекки заняло не много времени -- уже в 630 году Мухаммед приходит в этот город с войском, не сделав ни единого выстрела. Все население добровольно переходит в ислам, племенных идолов сокрушают, но свя-тые места остаются. Мухаммед к этому времени так уверо-вал в силу своего учения и неотвратимость политических побед, что в 631 году рассылает по всем известным ему странам призыв к правителям покориться ему и принять ислам. Реакция на это послание была различной: кто про-молчал, а кто и прислал богатые дары властителю новой державы. К году смерти Мухаммеда (632 г.) исламское госу-дарство представляло собой грозную силу, активно веду-щую экспансию своих владений. Но после смерти пророка в стане его сторонников сразу начались распри -- слишком большое и богатое наследство он после себя оставил. В результате политической борьбы и религиозных споров в мусульманстве наметилось и развилось несколько направ-лений.
Главными направлениями ислама считаются суннизм и шиизм. Отличие между этими двумя ветвями, которое ле-жит на поверхности, определяется тем, что шиизм не при-знает Сунну -- "священное предание" (сборник рассказов с жизни и деятельности Мухаммеда). На самом деле «шиизм» признает Сунну, но только основанную на рассказах чле-нов семьи Мухаммеда, тогда как суннизм признает и свидетельства сподвижников пророка. Кроме Сунны, шииты имеют и свое священное предание -- ахбар. В шиизме сильно развит культ святых мучеников, среди которых особым почитанием пользуется второй сын халифа Али -- Хусейн. Одним из важнейших положений шиизма является вера в "скрытого имама", который должен появиться вновь и ус-тановить на земле царство божье. Как и сунниты, шииты признают Коран божественным откровением, однако допус-кают иносказательное толкование текста этой книги. Местом паломничества шиитов являются иракские города Эннадясаф и Кербела, где, согласно преданию, погребены халиф Али и его сын Хусейн.
В шиизме также существуют свои направления: зендиты, исмаилиты, карматы, друзы, нусайриты. Суннизм не дал большого числа сект, но зато он подразделяется на четыре богословско-юридических толка. Все они считаются достаточно правоверными, и каждый мусульманин может принадлежать к любому из них, по своему усмотрению. Тол-ки отличаются друг от друга по практикуемому ритуалу и методу толкования Корана. Маликитский толк отличается консерватизмом, ханифитский более либерален, шафиитский допускает сравнительно свободное толкование Корана и критический анализ предания. Хенбалитский толк объе-диняет наиболее фанатичную часть верующих. В недрах хенбалитского толка сложился ваххабизм -- протестантс-кое движение в суннизме, возникшее в конце XVIII века в тесной связи с борьбой арабов против турецкого ига. Ваххабиты считают, что между богом и людьми не должно быть никаких посредников, и поэтому отвергают духовенство. "аххабизм запрещает курить табак, пить кофе, носить белковые одежды, драгоценности. Борясь за строгое единообожие и резко выступая против культа святых, секта ^казалась от культа Мухаммеда. В настоящее время ваххабизм является одной из активных сил ислама и борется за полное воплощение в реальной жизни принципов мусульманства, относящихся к правовому и этическому регу-лированию и отраженных в Коране.
3. Священные тексты ислама: Коран и Сунна
Коран -- это священная книга всех мусульман, она служит основой для религиозного и гражданского законода-тельства. Название этой книги происходит от слова "каранай", что в переводе с арабского означает "читай". Согласно мусульманской мифологии, она была передана Аллахом пророку Мухаммеду через архангела Джабраила. В оконча-тельной редакции Коран был составлен и утвержден при халифе Османе (644--656 гг.). По преданию, Мухаммед не записывал свои изречения и проповеди. Некоторые поучения были якобы записаны его учениками на пальмовых листь-ях, пергаменте, костях и т. д. Затем они были собраны вме-сте без всякого плана и систематизации и переписаны в одну книгу. Первые попытки собрать воедино все высказы-вания Мухаммеда были предприняты еще при первом ха-лифе Абу-Бекре (632--634 гг.). При халифе Османе была создана специальная редакционная комиссия, которая со-ставила Коран. Все другие сборники проповедей Мухамме-да, в том числе даже собранные сподвижниками пророка, но не одобренные халифом, были сожжены.
Коран разделен на 114 глав (сур). Каждая сура состоит из стихов, или аятов ("аят" -- "знамение", "чудо"). Около половины глав Корана получили свое название в соответ-ствии с первым словом, с которого они начинаются, хотя слово это, как правило, не относится к вопросу, трактуе-мому в главе. Подобно всякой другой религиозной книге, Коран представляет собой собрание законов, установлений и традиций, а также изложение различных мифических сказаний, в том числе и заимствованных из других рели-гий, легенд и преданий арабского народа, которые в той или иной мере отражают социально-экономические отно-шения, существовавшие на Аравийском полуострове в VI --VII веках нашей эры.
Наряду с Кораном важным источником исламского ве-роучения является Сунна -- мусульманское священное предание, представляющее собой совокупность хадисов -- рассказов об изречениях и действиях пророка Мухаммеда. Но более авторитетным и популярным среди мусульман сборником хадисов является "Аль-Джами ас-Сахих", составлен-ный аль-Бухари (родившимся в Бухаре). Этот сборник счи-тается второй книгой после Корана. Согласно мусульманс-кой традиции аль-Бухари собрал около 600 тысяч хадисов и после тщательного их изучения признал достоверными 7250 хадисов. Сборник построен по принципу предметов высказываний, а не по именам соратников пророка, от ко-торых доходили эти рассказы. Основная часть сборника посвящена разъяснению вероучения, культовых предписаний, правил ритуальной чистоты, две большие книги посвяще-ны вопросам толкования и превознесения достоинств Кора-на. В значительной части сборника рассматриваются право-вые и нравственные проблемы, есть немало хадисов исто-рического и биографического содержания. На основе этих религиозных книг можно составить представление о со-держании мусульманского вероучения.
Мусульманское вероучение обладает всеми атрибута-ми религиозного учения. В его основе лежит вера в бога -- творца и управителя Вселенной, в Страшный суд, в заг-робное воздаяние. Все люди рассматриваются с точки зре-ния одного критерия: их следования заветам бога. В зави-симости от этого они делятся на правоверных и неверных. Мусульмане руководствуются следующими основными по-ложениями, признаваемыми за непреложную истину и обя-зательными для всех верующих: вера в Аллаха, в святость Корана, посланничество Мухаммеда, бессмертие души, воскресение из мертвых в день Страшного суда, вера в рай и ад, чертей, демонов и ангелов. Одним из важнейших в Исламе является догмат о предопределении. Согласно ему, в мире ничего не существовало и не существует ничего не ^висящего от воли Аллаха. Еще до сотворения мира было Отворено Перо, которому Аллах повелел записать обо всех божественных и творениях, вплоть до Страшного ада. Выполняя волю всевышнего, Перо записало то, чему суждено случиться в грядущей истории человечества, и все это не дано изменить никому. Человек зависит от бога ему предначертана судьба, которая неотвратима. Поэтому
нельзя роптать на жизненные невзгоды, а надо терпеливо идти своим путем.
Мусульманская доктрина нравственности исходит из абсолютного значения норм морали, установленных Кораном, из неизменности и универсальности этих норм для лю-бых народов и времен. Причем исламская мораль исходит из того, что человек по своей природе порочен, только страх божьего наказания может заставить его вести себя правильно. Высший нравственный долг человека -- это слу-жение богу, его восхваление. Все остальное является вто-ростепенным, несущественным. Личное счастье должно быть принесено в жертву служению Аллаху. И Аллах дарует счастье в другой жизни, если все поступки человека были нравственными. А нравственными они будут в том случае, если они совершены из побуждений служить Аллаху (если делаешь добро не из-за служения Аллаху -- это безнрав-ственно, а если убиваешь из-за любви к Аллаху -- это нравственно). Одним из нравственных поступков является борьба с неверными, "великое избиение их". Но поскольку ни один человек не может быть абсолютно нравственным день за днем, то большое место отводится покаянию, кото-рое проявляется в молитвах и благочестивом поведении. Мусульманское предание говорит о том, что даже пророк Мухаммед обращался к богу сто раз в день, прося отпус-тить ему грехи. Поэтому простому верующему надо делать это гораздо чаще. К очищению от грехов ведут молитвы, обряды и пост.
Чтение Корана. В богослужебном ритуале чтению Ко-рана отводится очень большое место. Считается весьма по-хвальным, если в доме правоверного имеется Коран, неза-висимо от того, умеет он читать или нет. Наличие в доме Корана понимается как хранение священной реликвии. Су-ществует поверье, что Коран охраняет дом от несчастий, злых духов, дурного глаза, постоянно благословляет обителей дома. Распространена клятва на Коране как истинное обещание или свидетельство. Если верующий может прочитать Коран, к нему в дом приходит священнослужитель и читает книгу вслух. Все сколько-ни-будь значительные события сопровождаются чтением глав из Корана.
Намаз (молитву) верующий мусульманин должен со-вершать пять раз в день. Первая -- утренняя молитва на заре -- совершается в промежуток от рассвета до восхода солнца и состоит из двух поклонений и паданий ниц; вто-рая -- полуденная -- из четырех поклонений; третья -- вечерняя, во второй половине дня до заката солнца -- из четырех поклонений; четвертая -- при заходе солнца -- и пятая -- в начале ночи -- состоят из трех поклонений. В месяц поста совершается особая молитва. Ритуал намаза очень сложен, требует соблюдения многочисленных правил, нарушение которых приводит к "недействительности" мо-литвы. Поэтому молитва требует особенного сосредоточе-ния, и лучше проводить ее под руководством священнослу-жителя в мечети. Перед намазом совершается ритуальное омовение.
Сунна -- обряд обрезания крайней плоти, которому подвергаются мужчины в младшем возрасте. В самом Кора-не нет указаний на то, почему верующим необходимо со-блюдать этот обряд. Как и в случае с подобным обрядом в иудаизме, здесь мы имеем дело с очень древними обычаями инициации, оставшимися от первобытных времен.
Милостыня осуществляется в соответствии с указани-ями Корана, который говорит о том, что милостыня осво-бождает от греха и способствует достижению райского бла-женства. Она имеет две формы: "закят" и "садака". Закят означает налог в пользу мечети, выплачиваемый натурой, Убираемый в определенное время -- в праздники или другие священные дни. Садака (милостыня по внезапному по-буждению) означает добровольное пожертвование в пользу Нищего, бедного, калеки или в пользу храма.
Хадж (хаджж) -- паломничество -- в Мекку и Медину является очень желательной, но не строго непременной обязанностью верующего, так как длительное путешествие связано со значительными материальными затратами и другими препятствиями. Тем не менее, каждый верующий обя-зан стремиться к совершению хаджа. Разрешается вместо себя посылать других лиц. Совершивший паломничество Мекку удостаивается почетного звания "хаджия" и рассмат-ривается в качестве почти святого человека.
Во время паломничества в Мекку главным объектом поклонения становится Кааба -- священный храм, в север-ной стене которого вделан охваченный серебряным обру-чем черный камень. По легенде, ангел-хранитель Адама который не уберег первого человека от искушения, был превращен богом в камень и отправлен на землю до Страш-ного суда. На земле этот камень почернел от грехов чело-веческих. Считается, что молитва, обращенная к богу у это-го священного камня, сразу идет к подножию трона Ал-лаха. Возле храма находится источник, вода которого по-читается святой, лечащей все болезни.
Еще одним пережитком древнейших верований в исла-ме является культ мазаров и святых мест. Обычно это ме-ста древних сооружений, могильных холмов, кладбищ, де-ревья, камни и т. п. Мазары освящены легендами и мифа-ми, опирающимися на многовековые предания. Святынями объявляются и могилы крупных государственных деятелей и военачальников. Например, мазар Гур-и-эмир в Самар-канде на могиле Тамерлана. Вблизи Ферганы находится ма-зар Шах-и-мардан, в котором якобы захоронен сам халиф Али (хотя он никогда даже не бывал в этом районе). В Кир-гизии местом паломничества служит гора Тахт-и-Сулей-ман, которая, по представлениям верующих, излечивает от болезней, приносит счастье и всяческое благополучие в жизни.
Лейлят аль-кадр. Особо торжественно отмечаются три последние ночи, предшествующие завершению поста. Считаются, время происходят разные чудеса и знамения. Наиболее почитаемая ночь -- это ночь на 27-е сутки рамадана, ночь предопределений (лейлят аль-кадр). Му-сульмане верят, что именно в эту ночь небесный подлин-ник Корана из-под престола господа был перенесен архан-гелом Джабраилом на ближайшее к земле небо и уже от-сюдз содержание постепенно передавалось в течение 23 лет пророку Мухаммеду. Кроме того, учит ислам, в эту ночь всевышний раздает ангелам свои предопределения о мире вообще и о каждом человеке в частности. Эти реше-ния ниспосылаются на весь год и ничто не в состоянии их изменить.
Праздник окончания поста -- ураза-байрам -- прихо-дится на начало следующего за рамаданом месяца и назы-вается по-арабски ид аль-фитр -- праздник фитр. Каждый верующий, постившийся в течение месяца, обязан принес-ти представителю духовенства фитр -- подношение из про-дуктов или денег. Ураза-байрам длится три дня и сопро-вождается обильными угощениями, хождением в гости и т. д. В эти дни верующий должен отчитаться за проведен-ный пост, начать отбывать наказание за его нарушение (молитва, милостыня, жертва). Из фитра раздается помощь нуждающимся мусульманам.
Курбан-байрам (ид аль-адха) -- праздник жертвопри-ношений -- отмечается на 70-й день после окончания поста. Этот праздник связывается со сказанием о пророке Ибра-гиме (Аврааме), который хотел принести богу в жертву своего сына Исмаила (Исаака). Кроме того, мусульмане ве-рят, что животное, принесенное в жертву в этот день, по-может душе верующего преодолеть на своей спине мост Сират, который ведет в рай. Праздник отмечается торже-gtbchho -- совершается особое богослужение в мечети, чи-'таются проповеди, в домах готовится угощение. Курбан-^йрам продолжается три дня, мусульмане посещают мо-"'Члы своих близких, молятся за них и раздают милостыню.
Мирадж -- этот праздник посвящен памяти чудесного ночного путешествия пророка Мухаммеда на быстром как молния коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесению пророка на небо. На небе его удостоил своей беседой Аллах, во время которой Мухаммед изрек 99 ты-сяч слов, но все это произошло столь мгновенно, что, возвратясь, Мухаммед успел подхватить случайно опрокину-тый до путешествия сосуд и из него не пролилось ни кап-ли. Праздник этот был установлен после утверждения вла-сти халифов в Палестине, когда в исламе была признана святость Иерусалима (аль-Кудс) и введено почитание свя-тых мест этого города.
Ашура (шахсей-вахсей) -- день скорби у мусульман-шиитов. Он заключается в траурных церемониях, выража-ющих скорбь о мученической кончине имама Хусейна. Рас-сказы о его гибели сопровождаются самоистязаниями. Вид окровавленных, исступленных людей, шествующих в сопро-вождении толпы по улицам и площадям, их истошные, ду-шераздирающие крики оставляют огромное впечатление, вызывают чувство жалости и сострадания.
Праздник мавлюд установлен в честь дня рождения Мухаммеда и отмечается 12 числа лунного месяца раби аль-авваля. Он сопровождается чтением молитв и проповедей в мечетях и домах верующих, угощениями и подношениями духовенству. Считается богоугодным делом в этот день чи-тать и слушать рассказы о жизни Мухаммеда.
Пятница считается у мусульман днем отдыха и празднуется еженедельно. Молитва в мечети обставляется бояб6 торжественно, происходят большие полуденные обществен-ные богослужения, люди одевают праздничные одежды готовят более обильную и вкусную пищу, приглашают друг' друга в гости. Предание гласит, что день Страшного суд придется на пятницу, что Мухаммед и его зять Али родились в пятницу и что "свет ислама" начал распространяться именно в пятницу.
Пост (ураза) мусульман заимствован из древних пле-менных обычаев арабов. Ислам оведы полагают, что в самое знойное время в Аравии, в месяце рамадане, кочевники ограничивали себя в пище и берегли энергию, перенося все дела на вечер и ночь. Пост предписан на весь месяц -- в дневное время нельзя пить, есть, курить, купаться, при-нимать лекарства и т. п. Поэтому постящиеся предпочитают бодрствовать ночью.
В современном мире ислам представляет значительную политическую силу, контролирующую ценные источники сырья (нефть). Кроме исторических областей возникнове-ния, ислам распространился по всему миру, так как соот-ветствует всем требованиям мировой религии, в частно-сти, не ограничивается рамками национальности. С другой стороны, поборники ислама ведут активную наступатель-ную политику, вовлекая в орбиту своего идеологического и экономического влияния все большее количество людей. В нашей стране мусульмане имеют огромный опыт сотруд-ничества с другими вероисповеданиями и пользуются авто-ритетом дисциплинированной, нравственной, но и воин-ственной организации.