Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Ислам

Ислам

Содержание

Раздел 1 Введение……………………………………………………………………..

Раздел 2 Зарождение ислама…………………………………………………………

Раздел 3 Муххаммад (Мухаммед, Магомет)………………………………………….

Раздел 4 Общая характеристика мусульманского права …………………………….

Раздел 5 Источники мусульманского права…………………………………………..

5.1. Коран…………………………………………………………………………

5.2. Сунна…………………………………………………………………………

5.3. Иджма………………………………………………………………………..

5.4. Кияс……………………………………………………………………………

5.5. Фирманы, кануны……………………………………………………………

Раздел 6 Различные течения в мусульманстве…………………………………………

6.1. Шиизм………………. ..…………………………………………………….

6.2.Суфизм…………………………………………………………………………..

6.2.1.Цели и устремления………………………………………………………

6.2.2. Значимость суфизма…………………………………………………….

6.3. Суннизм…………………………………………………………………………

6.4.Ваххабитизм……………………………………………………………………

6.5. Бабистское движение………………………………………………………..

Раздел 7 Ислам и общество………………………………………….………………..

7.1. Исламская одежда………………………………………………………….

7.2. Исламская пища…………………………………………………………….

7.2.1. Свинина……………………………………………………………….

7.2.2. Мясо других животных и иная пища………………………………

Раздел 8 Ислам в новое и новейшее время…………………………………………...

Раздел 9 Заключение…………………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………………………

Раздел 1

Введение

Ислам – одна из трех величайших религий, возникших на суровых и

безмолвных просторах ближневосточных пустынь. Две другие – иудаизм и

христианство. Все три веры тесно связаны, ибо в действительности

прославляют одного и того же Бога. С точки зрения истории ислам считается

самой молодой из трех религий, хотя мусульмане полагают, что их вера

является самой ранней и лежит в основе, как иудаизма, так и христианства.

Ислам – это одна из распространенных религий: приверженцев ее

насчитывается около 900 млн., преимущественно в Северной Африке, Юго-

Западной, Юго-Восточной и Южной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно

исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные - в подавляющем

большинстве.

Быть мусульманином (последователем ислама) в наше время уже значит быть

обязательно арабом. Слово «мусульманин» переводится как « тот, кто

покоряется». Символ веры ислама состоит из двух утверждений: « Ля иляха

илля Ллаху ва Мухаммадун Расулу Ллахи» (« Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад

– Пророк Его»). Оба этих основных утверждения мусульмане принимают сердцем,

а именно: в действительности существует только лишь один Бог, Высочайший

Владыка, и Откровение, посланное Им арабскому Пророку Мухаммаду, является

истинным, окончательным и совершенным, полностью упраздняющим все ранее

ниспосланные откровения.

Раздел 2

Зарождение ислама.

Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры. Происхождение его яснее,

чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала

освещается письменными источниками. Но и здесь очень много легендарного. По

мусульманской традиции, основателем ислама был пророк Божий Мухаммед, араб,

живший в Мекке; он якобы получил от Бога ряд «откровений», записанных в

священной книге Коране, и передал их людям. Коран – основная священная

книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие –для

христиан.

Сам Мухаммед ничего не писал: он был, по-видимому, неграмотен. После

него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в

разное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и

более поздние. Из этих записей был сделан около 650 года ( при третьем

преемнике Мухаммеда – Османе) свод, получивший название «Коран» (

«чтение»). Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому

пророку архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.

Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого порядка,

просто по размерам: более длинные ближе к началу, долее короткие – к концу.

Суры мекканские (более ранние) и мединские ( более поздние) перемешаны.

Одно и тоже повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и

прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями,

запретами и угрозами «геенной» в будущей жизни всем непослушникам. В Коране

совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в

христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.

Другая часть религиозной литературы мусульман – это сунна или (сонна),

состоящая из священных преданий ( хадисов) о жизни, чудесах и поручениях

Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IХ веке мусульманскими

богословами – Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну;

признающие ее называют суннитами, они составляют значительное большинство в

исламе.

На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались

восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся составлена

мединцем Ибн Исхаком (VIII в.) и дошла до нас в редакции IХ века.

Считается, что Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. и

проповедовал новое учение сначала в Мекке, а затем и в Медине. Там ему

удалось собрать много приверженцев. Опираясь на них, он вскоре подчинил к

себе Мекку и объединил большую часть Аравии под знаменем новой религии.

Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами:

Месопотамией, Сирией, Египтом и др. В Аравии были поселенцы иноземцев, в

частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и религий

общались между собой, верования их влияли друг на друга. В IV веке в Аравии

начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились

на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие. Общины

нуждались в объединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии:

возникло движение на слияние племенных культов, за почитание единого

верховного Бога Аллаха. В такой обстановке и развернулась проповедническая

деятельность Мухаммеда. В его проповедях не было почти ничего нового по

сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у

Мухаммеда – строгое требование почитать только одного Аллаха и быть

безусловно покорным его воле. Само слово « ислам» означает покорность.

В разделе 2 я оповестила кратко об источниках мусульманского права (

Коран, сонна и т. д.) , далее я рассматриваю все подробней.

Раздел 3

МУХАММАД (Мухаммед, Магомет)

Ахмад б. ‘Абд Аллах (около 570-632) из рода хашим родо-племенной

группы курайш - основатель религии ислама и первой общины мусульман. По

представлению мусульман - пророк Аллаха и его посланник, через которого был

передан людям текст Корана.

Родился в Мекке в небогатой, но близкой по родству к мекканской

знати семье. Его отец умер во время торговой поездки до рождения Магомета,

мать - через несколько лет. Магомет воспитывался в доме своего деда ‘Абд ал-

мутталиба. С молодых лет он был знаком с караванной торговлей, иногда

участвовал в торговых поездках. Магомет нанялся вести торговые дела богатой

мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлит, на которой женился в возрасте 25

лет. Пока Хадиджа была жива, Магомет не брал себе других жен. Она родила

ему несколько скончавшихся в младенчестве сыновей, в том числе Касима, по

которому Магомета звали Абу-л-Касим, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум,

Зайнаб и Фатиму.

Магомет любил одиночество и благочестивые размышления, часто

удалялся в соседние с Меккой горы; был знаком с основами иудаизма и

христианства, со взглядами аравийских монотеистов-ханифов. Когда Магомету

было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему стали являться

видения, а затем - речения извне, позднее записанные по памяти с его слов и

составившие священную книгу мусульман - Коран.

Первоначально Магомет испугался начавшихся “откровений”, но затем

уверился, что избран божеством в качестве посланника (расул) и пророка

(наби), чтобы нести людям слово божье. Первые “откровения”, которые Магомет

пытался передать своим сородичам, провозглашали величие единственного и

единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие,

предупреждали о грядущем воскрешении мертвых, Дне суда и наказаний в аду

всех, кто не верует в Аллаха.

Проповедь Магомета была встречена в Мекке с насмешкой, однако

постепенно вокруг него собралась группа сторонников, частью из знатных

родов, частью - из низов мекканского общества. Мекканская верхушка начала

преследовать и притеснять последователей Магомета - мусульман. Сам Магомет

находился под защитой своего рода и его главы - Абу Талиба, многие же из

мусульман, спасаясь от гонений уехали из Мекки в Эфиопию. Проповедь

Магомета, якобы передававшая прямую речь Аллаха, в это время доказывала

всемогущество Аллаха, часто именовавшегося Милостливым (Рахман), его

величие, полную зависимость от него человека. При этом Магомет отсылал

слушателей к известным им историям о пророках прошлого и о погибших древних

народах. Коран как бы показывал, что пророчество Магомета - явление

известное и возможное и что непослушание пророку всегда вело к наказанию

неверующих.

В какой-то момент (около 618-620 гг.) возникла возможность компромисса

с мекканцами. Магомет якобы согласился признать особое положение при Аллахе

почитаемых в Мекке богинь - ал-Лат, ал-‘уззы и Манат, а мекканцы -

пророческую миссию Магомета и первое место Аллаха среди богов. Однако

примирение, нарушавшее главный принцип нового учения - строгое единобожие,

не состоялось, и борьба обострилась. Тем временем умерла Хандиджа, умер Абу

Талиб. Магомет лишился значительной части моральной поддержки и защиты.

Ставший главой рода Абу Лахаб отказал Магомету в покровительстве.

Магомет стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с

проповедями к людям, приезжавшим в город по торговым делам, совершил в

безрезультатных поисках убежища поездку в Та’иф. Наконец, около 620 года он

вступил в тайное соглашение с группой жителей Йасриба - крупного

землевладельческого оазиса примерно в 400 км. к северу от Мекки. Жившие там

языческие и принявшие иудаизм арабские племена находились в состоянии

затянувшихся и запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскому

обычаю, надеялись выбраться с помощью авторитетного и беспристрастного

третейского судьи. В качестве такого судьи они и пригласили Магомета,

признав его пророческую миссию как основу его авторитета.

Сначала большинство мекканских мусульман, а затем и сам Магомет

переселились в Йасриб. Он прибыл туда 12 или 18 раби’ I, т.е. 24 или 22

сентября 622 года. С первого месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане

(при ‘Умаре I) стали отсчитывать годы новой эры по хиджре, т.е. по году

переселения Магомета и Мекки в Йасриб, который стал называться Мажинат ан-

наби (“город Пророка”) или просто ал-Мадина (Медина).

Магомет превратился из простого проповедника в политического лидера

общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно устанавливается

его единовластие в Медине. Главной опорой Магомета были пришедшие с ним из

Мекки мусульмане - мухаджиры и мединские мусульмане - ансары. Магомет

надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеев Йасриба,

он даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим. Однако они отказались признать

в Магомете мессию из неиудеев, более того высмеивали пророка Аллаха и даже

вступили в контакты с врагами Магомета - мекканцами. К ним присоединились и

часть других йасрибцев из язычников, иудеев и христиан, первоначально

охотно принявших ислам, но затем выступивших против Магомета. Эта

внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем

“лицемеров” (мунафикун).

Внутреннее размежевание помогло развитию представления об исламе как

об отдельной религии, усилению ее аравийских черт. Магомет все отчетливее

говорит об особой роли ислама, о себе как о последнем пророке - “печати

пророков”, иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам

объявляется исправление допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес

субботе устанавливается особый мусульманский день общей молитвы - пятница,

объявляется о святости ал-Ка’бы и первостепенном значении паломничества к

ней. Она становится главной святыней ислама, к ней молящиеся начинают

обращаться во время молитвы (кибла).

В Медине строятся первая мечеть, дом Магомета, устанавливаются основы

мусульманского ритуала - правила молитвы, омовения, поста, призыва к

молитве, сборов на благочестивые нужды и т.д. В проповедях Магомета стали

фиксироваться правила жизни общины - принципы наследования, раздела

имущества, бракосочетания. Объявляются запреты на вино, свинину и азартные

игры. Начинает особо выделяться положение Магомета как посланника Аллаха. В

“откровениях” появляются требования особого почтения к Магомету, ему

“ниспосылаются” исключения из некоторых запретов, обязательных для других.

Таким образом, в Медине Магомет сформировал основные принципы

религиозного учения, ритуала и организации общины. Эти принципы были

выражены в

“откровениях” и частично - в высказываниях, решениях и поступках самого

Магомета.

Одной из форм сплочения общины и ее расширения с самого начала

мединского периода стала борьба с неверующими мекканцами. В 623 году

начинаются нападения мусульман на мекканские караваны, в 624 году при Бадре

мусульмане, возглавляемые Магометом, победили мекканский отряд, и эта

победа была воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах -

на стороне мусульман. В 625 году мекканцы пошли к Медине и сразились с

мусульманским войском около горы Ухуд. В бою Магомет был легко ранен в

голову, мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой

успех и отошли. В следующем году они снова подошли к Медине, но были

остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва.

Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканцами, ее попытки

покушения на жизнь Магомета и упорный отказ от полного ему подчинения

вызывали резкие ответные меры. Последовательно из Медины были изгнаны

иудейские племена бану кайнука’ и бану надир, значительная часть бану

курайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее активные противники

и соперники Магомета. Затем были собраны большие силы для решительной

борьбы с Меккой.

В 628 году большое войско, к которому присоединились некоторые кочевые

племена, двинулось в сторону Мекки и остановилось в местечке ал-Худайбийа,

на самой границе священной территории Мекки. Переговоры между мекканцами и

мусульманами завершились перемирием. Ровно через год Магомет и его

сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество

(‘умра).

Тем временем крепла сила мединской общины. Были завоеваны богатые оазисы

Северной Аравии Хайбар и Фадак, союзниками Магомета становились все новые и

новые племена. В этих условиях продолжались тайные переговоры мекканцев с

Магометом, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате

всего этого подошедшее к Мекке в 630 году мусульманское войско

беспрепятственно вошло в город. Магомет совершил поклонение ал-Ка’бе,

очистил ее от языческих идолов.

Магомет, однако, продолжал жить в Медине, лишь однажды (в 632 году)

еще совершив паломничество, называемое прощальным (хиджжат ал-вада’).

Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Магомета в себе и подняла

его политический и религиозный авторитет в Аравии. Он посылает различным

царям и вождям Аравии и наместникам пограничных с Аравией областей Византии

и Ирана послания с предложением принять ислам. Мекканские военные отряды

захватывают новые оазисы в Северной Аравии, появляются в Йемене. В Мекку

приезжают представители различных племен и областей полуострова. Многие из

приезжавших договариваются с Магометом о союзе. В сражении при Хунайне в

630 году мусульмане и их союзники отбили большое наступление на Мекку

враждебных кочевых племен. В 631-632 гг. значительная часть Аравии

оказывается в той или иной степени включенной в политическое объединение,

возглавляемое Магометом.

В последние годы жизни Магомет определяет цель этого объединения -

распространение власти ислама на север; он деятельно готовит военную

экспедицию в Сирию. В июне/июле 632 года в возрасте 60-63 лет Магомет

неожиданно для своих сподвижников скончался после непродолжительной

болезни. Существует легенда, что он был отравлен. Похоронен он в главной

мечети Мединны (Мечети Пророка).

Со смертью Магомета прекратился прямой “контакт” общины с Аллахом,

ею стали управлять халифы - заместители Пророка в деле проведения в жизнь

законов и правил, заповеданных Магометом и изложенных в Коране. За право

выдвижения на пост халифа своего представителя соперничали разные группы

мусульман. Первым халифом стал один из ближайших соратников Магомета - Абу

Бакр.

После смерти Хадиджи Магомет заключал большое количество браков. Право

Пророка превысить разрешенное для мусульманина число жен (четыре) было

специально обосновано кораническим “откровением”. В большинстве своем эти

браки носили политический характер, укрепляя связи Магомета с различными

родоплеменными группами. Любимой женой Магомета предание считает ‘А’ишу,

дочь Абу Бакра. После смерти Пророка она пыталась играть политическую роль

в качестве хранителя и толкователя его заветов. Особой любовью Магомета

также пользовалась коптская невольница Мария, родившая ему сына Ибрахима,

умершего в младенчестве и горько оплаканного Пророком. Согласно преданию, у

Магомета было 11 официальных жен, девять из которых были живы в момент его

кончины.

Магомет не оставил мужского потомства. Дочь Магомета Фатима вышла замуж

за его двоюродного брата и верховного друга ‘Али б. Аби Талиба. От потомков

их сыновей - ал-Хасана и ал-Хусайна - происходят все довольно

многочисленные в сегодняшнем мусульманском мире потомки “семьи Пророка” -

саййиды и шарифы.

В современной науке существует общее мнение, что Магомет действительно

жил и действовал, произнес значительную часть слов, составляющих Коран,

обосновал общину мусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе. В

жизнеописании Магомета (сира), в преданиях о его словах и поступках

(хадис), в комментариях к Корану (тафсир) и т.д. наряду с исторически

достоверными сведениями содержится много поздних добавлений, домыслов и

легенд. Все вместе они и составляют известную всем мусульманам биографию

Пророка.

Ислам в принципе не наделяет Магомета никакими сверхъестественными

чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как

и все. Тем не менее, вокруг его фигуры постепенно возник цикл легенд о

чудесах. Некоторые из них развивают намеки Корана, как, например, легенда о

том, что ангелы рассекли молодому Магомету грудь и омыли его сердце, или

легенда о его ночном путешествии на волшебном животном ал-Бураке в

Иерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о

чудесах, сотворенных Магометом, - в его присутствии недойная овца дает

молоко, малой пищи хватает на множество людей и т.д. В целом, однако,

подобного материала в преданиях о Магомете сравнительно мало.

В европейской культуре образ Магомета был первоначально объектом

разных нападок и обвинений в коварстве, жестокости, любострастии, возникали

и волшебные легенды, притягивавшие христианских завоевателей, как,

например, о висящем в воздухе гробе Магомета. Причудливым образом он

становился порой объектом тайного поклонения, например у тамплиеров.

Просветители считали Магомета обманщиком, использовавшем религию в целях

собственного благополучия. Ученые и публицисты Европы видели в Магомете и

революционера, и реформатора, и пламенного политического вождя, и

вдохновенного пророка, и ученика иудейских раввинов или христианских

монахов, и крупного политика и т.д. Успех ислама как религии и как

социальной системы был обеспечен и объективными и субъективными факторами.

В ряду последних одно из ведущих мест занимает личность Магомета,

вдохновенного оратора, проповедника, преданного своему делу вероучителя,

умного и гибкого политика, умевшего соединять идеал с реальностями жизни,

верность традиции с решительными новшествами, принципиальность с гибкостью,

“демократизм” с единовластием, мягкость с суровостью и решительностью.

Реальные результаты деятельности Магомета и тот образ пророка и

правителя, основу для которого он создал своей жизнью, определяют значение

роли и личности Магомета в средневековой истории Востока и Запада.

Раздел 4

Общая характеристика мусульманского права. ( Шариат)

Шариат (мусульманское право) органически связан с исламом, его

учением. Согласно юридической энциклопедии "Шариат - свод религиозных и

правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (священных

мусульманских преданий), содержащий нормы государственного,

наследственного, уголовного и брачно-семейного права"

Другими словами, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от

теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими

представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу

божественного единого закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям,

составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.

Шариат развивался как строго конфессиональное право. Особенно на

первых порах шариат в целом и его доктринально-нормативная часть (фикх)

вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику

и мораль. В результате нормы шариата (правила, предписания), с одной

стороны, регулировали общественные ("человеческие") отношения, а с другой -

определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат

божественного проведения и религиозно-нравственного начала, нашло свое

отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и

неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла

свое выражение в установлении в шариате четырех видов действий

мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-

религиозный смысл:

- обязательные,

- рекомендуемые,

- дозволенные,

- запрещенные и подлежащие наказанию.

Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью

породила и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее

пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли

разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу

воли человека.

Для шариата не к правам мусульманина, а к его обязанностям по

отношению к Аллаху. Нормы, содержащие также обязанности, определили всю

жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение

поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм,

составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам

и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи

нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма,

милосердие, заботы о калеках. Но в шариате нашли свое отражение и

представлении о бессилии человека перед Богом, о вытекающей отсюда

созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась

необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: "Терпение,

ведь Аллах с терпеливыми" (8.48). Таким же образом в шариате закреплялась

обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти:

"Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди

вас" (4.62).

Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была

его целостность. Вместе с представлением о едином боге - Аллахе -

утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок.

Мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а

конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране,

должен был соблюдать шариат, сохранить верность исламу. Постепенно с

распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира

шариат стал своеобразной мировой системой права.

Как конфессиональное право шариат отличался от канонического права в

странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные

сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей

и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии

и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и

Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть

Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран

Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и

шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных

особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так,

со временем с утверждением двух главных направлений в исламе

соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с

ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление -

шиизм.

Раздел 5

Источники мусульманского права.

Шариат отличает множественность источников, на рассмотрении которых

кратко остановлюсь.

5.1.Коран

Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. "ал-куран" -

"чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из

притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 г.г.

Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних

правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.

Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по

памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе

пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись

систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление

окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.). Коран

предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных

исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим

образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник" .

Я снова повторюсь, что Коран состоит из 114 глав, расчлененных на 6219

стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и

лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам

поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать

как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и

семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

Большая часть положений Корана носит казуальный характер и

представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с

частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и

могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в

них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой

доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое

выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых

предписаниях.

Чтобы не быть голословной, привязываясь к тексту Корана, хочу

продемонстрировать, как, откуда и почему появилось грозное понятие

"священная война".

Дело Божие должно торжествовать на земле. Оно торжествует через

добровольную преданность и через вынужденную покорность неверных. Добрые

-убеждаются проповедью посланника Божия, злые принуждаются к повиновению

его мечом. Когда еще до хиджры Мухаммед взял с ансаров "клятву мужей", т.е.

обязательство защищать его оружием, идея священной войны была уже,

очевидно, принята им. В позднейших сурах Корана, данных в Медине, эта идея

утверждается с большей настойчивостью.

"Сражайтесь с врагами вашими на войне за веру, но не нападайте

первые. Бог ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде, где найдете

их; изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгоняли. Отступничество хуже

убийства. Не сражайтесь с ними у святого храма, разве только они вызовут

вас. Если нападут на вас - купайтесь в крови их. Такова награда неверных.

Если покинут заблуждение свое - Господь снисходителен и милостив.

Сражайтесь с врагами, доколе не утвердится ислам. Ваша ненависть да

воспламеняется только против превратных. Если нападут на вас в священном

месте, - и в священном месте воздайте им тем же" .

5.2. Сунна.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником

права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных

рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах

также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие

социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование

хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных

сборниках сунны, наибольшую известность, из которых получил Бухари (умер в

870 г.). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного,

доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны,

несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор

наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов

и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны

сподвижниками Мухаммеда, причем. в отличие от суннитов, шииты признавали

действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его

сторонникам . Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название

Сунны) - свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в

широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений,

дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том,

какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение

Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны

и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей

верующих .

5.3. Иджма

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала

иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины".

Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников

шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по

религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками

Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-

правоведами (имамами, муфтиями, муджатахидами). Иджма развивалась как в

виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых

норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали

самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу

единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов.

Такой способ развития норм мусульманского права получил название

"иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата

выводилась из указания Мухаммеда : "Если вы сами не знаете, спросите тех,

кто знает".

Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она

позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые

правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества,

учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника

права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных

муфтиев по правовым вопросам.

5.4. Кияс

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим

острые разногласия между разными направлениями, был кияс - решение правовых

дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или

иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих

источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые

общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом

ряде моментов от теологического налета.

Но в руках мусульманских судей кияс часто становился и оружием

откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу

Ханифа и его последователями- ханифатами.

В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные

обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его

становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом

признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф),

а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских

завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского

права (араты), в частности у народов, населяющих нашу страну.

5.5.Фирманы, кануны.

И наконец, производным от шариата источником мусульманского права были

указы и распоряжения халифов-фирманы. В последующем в других мусульманских

государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника

права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы- кануны.

Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и

дополняли его, прежде всего нормами, регламентирующими деятельность

государственной власти с населением.

Раздел 6

Различные течения в мусульманстве.

Хотя ислам, в какой- то степени и сплачивал людей на основе общности

религии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли,

напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных

течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах.

6.1. Шиизм

Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением

шиизма (« шия» по-арабски – партия, секта). Считают, что в шиитском

движении появилось недовольство и борьба персов против завоевателей –

арабов, т. е. Что это была своего рода религиозная оболочка национального

антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такой характер, шиизм

принял не сразу, а лишь в последствии. Началось дело с внутренней борьбы

среди арабов - с борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый

халиф – Али был кровным родственником пророка – его двоюродным братом и

зятем; приверженцы Али не признавали законности прежних халифов, так как

они были не из рода пророка, а были «избраны» религиозной общиной, т. е.

попросту узурпировали власть. Борьба за власть приняла форму спора о

преемственности власти в халифате. Сторонники Али потерпели поражение, Али

был убит, но его последователи укрепились в Иране и в Ираке, и там шиизм

широко распространился как выражение протеста против власти Арабского

халифата. По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали

мучениками за веру. В память этого шииты ежегодно справляют траурный

праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично настроенные верующие наносят

себе раны холодным оружием, выражая сою религиозную преданность памяти

мучеников.

Главная черта шиизма – вера в то, что законными преемниками пророка

Мухаммеда – имамами – могут быть только его сородичи-потомки, а «избранные»

общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну,

составленную при первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм не остался

единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим стало

течение, признающее 11 законных имамов – потомков Али; двенадцатый имам

будто бы еще в IХ веке таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо,

однако должен в конце времен объявиться как спаситель – махди. Это наиболее

распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала

ХVI века ( при династии Сефевидов) стало там официальной государственной

религией.

Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и

составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов ( по имени Исмаила, ее

основателя в VI веке ), распространенная отныне в районах Афганистана,

Бадахшана и др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательно

воплощается «мировая душа». Эти имамы образуют наследственную династию

Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с

членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусульманских

религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований.

От исмаилитской секты отделилась в IХ веке группа карматов –

демократическая секта, члены которой , преимущественно крестьяне и бедуины

Аравии, установили общность имущества. Секта карматов просуществовала до ХI

века.

От того же исмаилизма отделилась секта ассасинов, соединявшая

мистицизм с фанатической борьбой против не мусульман. В годы крестовых

походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев.

Наконец в ХI веке от того же корня отделилась группа последоватнлей

халифа Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы

(в Ливане).

6.2. Суфизм

« Ступай и очисти покой своего сердца. Сделай их обиталищем

Возлюбленного. Когда ты покинешь их, Он войдет в них. В тебе, опустевшем от

себя, Он выкажет всю свою красоту» (Шаистари).

Суфизм, или тасаввуф, - это исламский мистицизм. Как движение суфизм

возник в ответ на укоренившееся в исламе бесплодное доктринерство. Однако

он всегда играл фундаментальную роль в религиозном опыте мусульман, которые

подобно Пророку, посвятили себя пожизненной молитве и пребыванию близ

Господа. И хотя многие мусульмане-несуфии относятся к этому движению с

подозрением, все же его нельзя отделить от ислама, ибо в основ его лежит

«пробуждение сердца» посредством искреннего смирения и поклонения.

Некоторые мусульмане считают суфизм наиболее важным аспектом ислама,

тогда как другие, не доверяющие эмоциональной и интуитивной стороне

религиозного опыта ( явно грешащего избытком разного рода самотерзания и

самоосуждения, относят его к второстепенным, побочным явлениям. Все зависит

от того, какой тип личности являет собой тот или иной мусульманин. Те, кто

понял и осознал ценность суфизма, называют его сердцем или духом ислама;

однако мусульмане, основывающие свою веру на послушании и последовательном

выполнении всех обрядов ислама и страшащиеся всяческих нововведений, бида,

посматривают на суфизм с большой подозрительностью.

6.2.1. Цели и устремления

Слово « Суфи» произошло, вероятно, от арабского слова « суф», что

означает « шерсть». По всей видимости, этим словом стали называть

отшельников, облачены в простые одеяния из некрашеной шерсти.

Суфии преследуют многие цели. Основные из них:

. Отвержение мирских желаний, богатства и роскоши;

. Поиски внутренней духовной жизни;

. «очищение сердца» и достижение единения с Богом в результате

непосредственного эмоционального переживания;

. искоренение человеческого сознания и полное растворение в сознании

Бога;

. преодоление желаний и страстей самолюбивой человеческой плоти.

Али сказал:

« Аскетизм не в том, чтобы вам ничего не владеть, но в том, чтобы

ничто не владело вами».

6.2.2. Значимость суфизма

Многие считают, что суфизм спас ислам от излишнего влияния

«доктринерства», ибо всегда существует искушение, особенно для мусульман,

не обремененных глубокими знаниями, свести ислам к простейшему соблюдению

правил и обрядов, полагая, что этого вполне хватит для спасения души. Суфии

боролись за сохранение в жизненной целостности заповедей Пророка и

Божественной любви. Смиренность, искренность и богобоязненность характера и

поведения суфиев глубоко запечатлевались в сердцах тех, кому доводилось с

ними встречаться.

Как бы то ни было, суфиев часто не понимали и так же часто

преследовали. Вследствие этого они иногда уходили в подполье, стараясь

обрести безопасное убежище, чтобы продолжить свое духовное подвижничество

скрытно и тайно, боясь навлечь на себя гнев либо со стороны правителя-

тирана, либо со стороны какого-нибудь властного богослова, опасавшегося

утратить авторитет и общественно положение из-за общенародной популярности

суфиев.

Суфии были и остаются борцами против материализма и продолжают играть

важнейшую роль в предупреждении схоластической обрядности, грозящей

захватить умму и вытеснить из нее живой дух любви и сострадания.

Их влияние на мусульманские нации продолжает оставаться огромным, и

достаточно трудно найти среди правителей суннитских мусульман такого,

который не принадлежал бы к тому или иному суфийскому ордену.

6.3. Суннизм

В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший

большинство мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают

законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII – IХ вв. в

нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать

мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали «справедливость»

Бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой,

написанной людьми, а не созданной Богом. Мутазилитов поддерживали некоторые

халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре ( коней IХ

века) реакционное фанаатическое духовенство взяло верх в халифате,

мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, «

несотворенности » Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на

дальнейшем развитии мусульманского богословия.

В VIII – IХ вв. в правоверном мусульманском богословии сложились

четыре школы, ( по именам их основателей):

. ханифитов

. шафинитов

. маликитов

. ханбалитов

Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма,

буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого

бедуинского населения Аравии; близка к ней была школа маликитов,

получившая господство в Северной Африке. Другие две школы,

распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира,

допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности

и вражды между приверженцами этих четырех школ нет.

6.4. Ваххабитизм

В новейшее время усложнение социально-экономических и политических

условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в ХIII

веке возникло течение ваххабитов ( последователей Мухаммеда ибн Абдель

Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши

городских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой

ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни

первых веков ислама., строгого исполнения предписанных обрядов и запретов,

уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не

признавали культа святых, поклонялись только одному Богу. После жестокой

борьбы с противниками ваххабиты к началу ХХ века взяли верх в государстве

Неджд ( Внутренняя Аравия ), а потом подчинили себе Хиджас с городами

Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе

области, ваххабитизм сделался господствующей религией.

6.5. Бабистское движение

Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты

и крестьян Персии в середине ХIХ века. Их идейным вождем выступил Мохаммед

Али, принявший прозвище «Баб» ( « врата» в смысле посредника между людьми и

богом). Движение и получило название бабистского. Баб проповедовал

равенство и братство всех людей, но , конечно, только верующих мусульман.

Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый

закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму.

Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было

жестоко подавлено власть имущим; главари подверглись суровой казни (1850

год). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого

настроя. Один из бывших последователей Баба – Мирза Хусейн Али, принявший

прозвище «Бехаулла», существенным образом изменил бабистское учение. Он

тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и

др. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь,

прощение; в этом, может быть, и сказалось влияние христианских идей.

Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллы подверглись смягчению. По

имени проповедника новое учение стало называться бехаизмом. Оно уже не

отвечало настроениям народных масс и распространялось больше в

интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная,

модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в

Западной Европе и в Америке.

Раздел 7

Ислам и общество

В этом разделе мне хочется проинформировать читателя моего реферата о

том, как ведут свою повседневную жизнь мусульмане, что едят, какую одежду

они носят и др.

7.1. Исламская одежда

Люди, повидавшие мир, прекрасно осознают, что под таким понятием, как

исламское одеяние, скрывается величайшее множество стилей и фасонов.

Основные же характеристики исламского одеяния – это скромность и чистота.

То, что носят люди, диктуется главным образом требованиями общества, в

котором они живут, но исламские одежды всегда будут скромны и по

возможности, чисты.

Некоторые европейские женщины, скорее всего, посчитают одежду

мусульманок невзрачной, тусклой и излишне стесняющей движение, однако

мусульманские женщины имеют по этому поводу собственное мнение. Они

предпочитают одеваться скромно и считают откровенные и вызывающие одежды

лакомой приманкой для низких инстинктов, ибо, по их мнению, такая одежда

поощряет мужчин взирать на женщин как « на объект сексуальных желаний», а

не как на равных и независимых членов общества. Они хотят, чтобы мужчины

обращали внимание прежде всего свое внимание не на плоть, а на ум и нрав

женщины.

«Каждая религия имеет характеристику, и характеристикой ислама служит

скромность» ( Ибн Маджа).

Мусульманские женщины могут носить любой тип одежды, памятуя о том,

что одеяния не должны привлекать излишнего внимания со стороны, будучи либо

слишком обтягивающими и короткими, либо слишком открытыми и прозрачными.

Некоторые типы одежд представляют женщину в весьма пикантном виде, не

скрывая всех ее прелестей. Единственная цель таких нарядов заключается в

привлечении к вырядившейся особе страстных мужских взглядов, так что носить

такие одежды, конечно, весьма опрометчиво и не разумно.

Особых правил относительно мужской одежды немного. Некоторые из них

регулируют особый стиль паломнической одежды ихрам и предписывает

определенные требования к одежде, допустимой в мечети. Во время молитвы

даже в самых примитивных условиях мужчины должны, по меньшей мере, прикрыть

чресла.

Мужчинам не позволяется носить одежды, сделанные из шелка, если,

конечно, они не страдают каким-либо кожным заболеванием, вследствие чего

всякая другая материя причиняет им значительные неудобства. Им не следует

носить никаких иных украшений, кроме обручального кольца, которое должно

быть серебряным, а не золотым.

7.2. Исламская пища

В исламе пища является либо халал, либо харам. Та, что халал, -

дозволена, а та, что харам, - запретна. Подробное разделение определяется

не личными предпочтениями того или иного верующего, но всеобщей покорностью

и дисциплиной. На своих жизненных путях верующие руководствуются заповедями

Аллаха, и даже такая насущная потребность в питании, строго регулируется

определенными установлениями.

Аллах сотворил эту Землю и плоды ее во благо человечества, установив,

однако, некоторые ограничения в использовании их.

« Верующие! Ешьте из тех благих снедей, какими Мы наделяем вас, и

благодарите Бога, если вы Ему поклоняетесь. Он запретил вам в пищу

мертвечину, кровь, свиное мясо и то, над чем, при заколении, призывался кто-

либо другой, а не Бог».

7.2.1. Свинина

Во –первых, мусульманину не следует есть мясо свинины или любой другой

продукт, содержащий свинину. Это отнюдь не означает, что новообращенному в

ислам достаточно всего лишь отказаться от свиных сосисок, колбасы, бекона и

ветчины. Запрет на свинину означает и то, что ему отныне придется проверять

каждый продукт на содержание животных жиров, ибо этот жир может оказаться

свиным.

На Востоке свинья считается не чистым животным, и справедливо, ибо

склонна она к поеданию нечистот. В некоторых местах свиней специально

используют как своеобразных «утилизаторов», скармливая им пищевые отходы и

помои. По этой причине ни один мусульманин не может представить себе как

можно есть блюдо, приготовленное из столь нечистого, отвратительного

существа. Предложить мусульманину блюдо из свинины – тоже самое, что

предложить ему отведать например, нечистот; некоторые мусульмане заболевают

только лишь от одного вида свинины.

Многие мусульмане испытывают ужас, приезжая в Англию, население

которой скормлено свининой. Они полагают, что свинина – источник всех

болезней и аллергий, и, возможно, они правы, ибо за последнее время

зарегистрировано довольно большое количество заболеваний, связанных с

употреблением свинины. На Востоке, к примеру, свиное мясо часто бывает

заражено различными гельминтами, и употребление такого мяса в пищу приводит

к поистине к ужасным заболеваниям.

7.2.2. Мясо других животных и иная пища

Мясо других животных, таких, например, как корова, овца и коза,

разрешено для мусульман, учитывая, конечно, что животное было забито

методом халал, состоящим в перерезывании очень острым ножом яремной вены и

сопровождающимся чтением молитвы. Произнесение имени Бога служит ритуалом

привлечения внимания к тому факту, что жизнь животного не забирается

бессмысленно, а для употребления в пищу и с позволения Аллаха.

Мусульмане полагают, что перерезание глотки – самый гуманный метод

забоя животного, к тому же весьма благодатно сказывающийся на качестве

получаемого мяса. По их утверждению, в животных, которые забиты, например,

электрошоком, накапливается и сворачивается кровь, в то время как

перерезание яремной вены вызывает у животного мгновенную потерю сознания и

благоприятствует свободному стоку крови. Кровь забитого животного должна

полностью истечь.

Мусульманам запрещено употреблять в пищу мясо умерших, задушенных,

забитых палками и убитых хищниками животных. Также запретно (харам) мясо

хищных птиц, животных с клыками и когтями, грызунов, рептилий и насекомых,

за исключением саранчи.

Что касается другой пищи, например, рыбы, овощей, фруктов, зерновых и

корнеплодов, то все это для мусульман разрешено. Но мусульманам все же

следует обращать внимание на состав некоторых продуктов, т.к. бисквиты,

например, пирожные, мороженое и суповые концентраты могут содержать в себе

животный жир или желатин. Помимо растительного, желатин бывает и животного

происхождения и делается главным образом из шкур различных животных, в том

числе и свиньи; он входит в состав многих сладостей, кремов, наполнителей,

конфет и фабричный йогуртов.

Раздел 8

Ислам в новое и новейшее время

Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явились

важным переломным моментом в эволюции Ислама. Изменения в социально-

экономических структурах стран Востока, становление нового класса -

национальной буржуазии, развитие национально-освободительного движения,

распространение идей марксизма - все это в совокупности не могло не повлечь

за собой перемены во взглядах на роль Ислама в обществе, так и в самой

исламской мотивации новых религий общественного бытия.

Процесс адаптации религиозно-философских и правовых норм ислама к

новым историческим условиям, начавшимся в середине XIX века и

продолжающийся и поныне, многие исследователи обозначают термином

“мусульманская реформация”, хотя он принципиально отличен от реформации

христианской. Отличие заключается, во-первых, в том, что эти процессы

происходили в различные эпохи, в различных конкретно-исторических условиях.

Во-вторых, “мусульманская реформация” выражалась, прежде всего, в

пересмотре (или попытке пересмотра) религиозных мотиваций различных

аспектов светской жизни и лишь в незначительной мере затрагивала собственно

богословские вопросы. В-третьих, отсутствие в Исламе института церкви и

духовенства, аналогичных христианским, наложило весьма существенный

отпечаток на характер реформ в Исламе.

Существенные изменения претерпела мусульманская судебная система,

сложившаяся в средневековье, и в определенной мере - сама система

мусульманского права: происходило постепенное ограничение юрисдикции

шариатских судов; к середине XIX века на территории Османской империи были

окончательно разграничены сферы компетенции шариатских и светских судов

(процесс этот начался значительно ранее). Одновременно с этим

осуществляется кодификация норм мусульманского права (свод положений

ханафисткого права - Манджалла - был составлен в 1869-1876 годах), в ряде

стран вводятся уголовные кодексы и другие правовые документы, не

предусматриваемые шариатом. Определенные изменения роли Ислама в

общественной жизни (хотя и весьма ограниченные) произошли в связи с

реформами Мухаммеда “Али в Египте и политикой танзимата в Османской

империи.

Потребности социально-экономического развития ставили мусульманских

богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого ряда

традиционных положений Ислама. Однако этот процесс оказался весьма

болезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в полемике по поводу

допустимости (или греховности) создания в мусульманских странах банковской

системы. Полемика разворачивалась, с одной стороны, вокруг положения о

взимании ссудного процента (риба), а с другой - в связи с шариатским

запретом на омертвение капитала. Наиболее ярко выраженную форму она

приобрела в Египте, где муфти Мухаммед ‘Абдо в 1899 году издал фатву,

разъяснявшую, что банковские вклады и взимание с них процентов не являются

ростовщичеством и, следовательно, не относятся к категории осуждаемого

риба. Эта фатва способствовала приведению существовавшей системы в

соответствие с интересами национальной буржуазии.

Расширение практики капиталистического предпринимательства в

мусульманских странах влекло за собой не только пересмотр шариатских

положений (как в случае с риба), но и оживление некоторых традиционных

принципов, имевших широкое распространение в период мусульманского

средневековья, например мушарака и кирад (принципы торгового

сотрудничества). С другой стороны, не редко новые по содержанию явления

воспринимались как продолжение и развитие мусульманской традиции: таковы,

например, коммерческие объединения, действовавшие в различных частях

мусульманского мира на религиозно-общинное основе (торговые дома и

финансовые предприятия исмаилитов ходжа и бохра, меманов), воспринимавшиеся

как продолжение средневековой традиции создания мусульманских торговых

домов, но которые по сути свей имели уже капиталистический или

полукапиталистичекий характер.

Важнейшую роль сыграли изменения, происходившие в сфере

общественного сознания. Это касается, прежде всего, процесса становления

национального самосознания и возникновения буржуазного национализма. В

русле этого процесса получилось новое осмысленное традиционное положение

Ислама о единстве всех мусульман. Джамал ал-дин ал-Афгани формулирует идею

солидарности мусульман, вылившуюся затем в концепцию панисламизма и

получившую широкое распространение по всему мусульманскому миру.

Параллельно с панисламизмом, направленным на объединение всех мусульман на

конфессиональной основе, развивается и мусульманский национализм,

сторонники которого выступают за обособление мусульманских общин от

представителей других конфессий. Мусульманские религиозно-

националистические идеи имели объективно двойственный характер: с одной

стороны, они на определенном этапе способствовали развитию национально-

освободительного движения, с другой - в конечном счете оказывались орудием

в руках наиболее реакционных сил. В целом влияние национализма ощущалось в

той или иной мере почти во всех направлениях мусульманской общественной

мысли конца XIX начала XX века.

В этот период религиозно-обновленческие процессы в Исламе были

связаны в первую очередь с проблемой освоения научно-технических достижений

Запада. Сторонники реформаторского направления высказывались за

модернизацию установления Ислама, тормозивших процесс внедрения достижений

Запада. Им противостояли традиционалисты, выступавшие за возрождение норм и

ценностей раннего Ислама, противясь нововведениям западного образца. По

мере развития национального самосознания и национально-освободительного

движения все более отчетливо стала проявляться политизация Ислама (хотя на

протяжении всей истории Ислам никогда не был оторван от политики),

выражавшаяся в широком использовании исламских лозунгов в политической

борьбе. Религиозно-политические движения, возникавшие в шиитской среде

(например, бабизм), вели к отпочкованию “сектантских” общин, в суннитском

же Исламе они в большинстве своем не сопровождались пересмотром положений

догматики. Антиколониальные выступления нередко сопровождались обращением к

мессианским идеям, объявлением их лидеров махди. Для рассматриваемого

периода характерна также активизация участия в политической борьбе

суфийских братств; на базе некоторых из них возникают мощные новые

исламские религиозно-политические движения, как, например, движение

сануситов в Северной Африке. С братством кадирийа тесно связано

антиколониальное движение в Алжире в середине XIX века под руководством Абд

ал-Кадира, принявшего титул аимр ал-му’минин. В конце XIX и особенно в

начале XX века большой размах по всему мусульманскому миру приобретает

движение за реформацию Ислама, представители которого вступают в острую

полемику и с мусульманскими традиционалистами, и со сторонниками светских

концепций общественного развития. Одновременно начинает складываться и

международное исламское движение, основанное на концепции исламской

солидарности: в 1926 году была создана первая международная мусульманская

организация Всемирный исламский конгресс (Му’тамар ал-‘алам ал-ислами).

Качественно новый этап в истории Ислама - вторая половина XX века.

Освобождение мусульманских народов от колониальной зависимости, создание

мировой системы социализма, углубление кризисных явлений в

капиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы перед

представителями мусульманской общественной мысли. Это отразилось прежде

всего в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития

освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные

концепции так называемого “третьего пути”, отличного как от

капиталистического, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным

ценностям Ислама, мусульманские общественные деятели (как религиозные, так

и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственно

приемлемом для стран распространения Ислама. На его основе создаются

концепции “исламского государства”, “исламского правления”, исламской

экономики”, “исламского социализма” и т.д., нередко существенно

отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, но имеющие

общую социальную природу - буржуазную либо мелкобуржуазную.

Концепции “исламского государства” подразумевают воплощение в

современных условиях традиционной исламской модели политической организации

общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и духовная

власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника власти),

осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов,

регулирования экономики в соответствии с предписанными шариата и т.д. В

целом эти концепции представляют собой модернизацию политической и

социально-экономической доктрин классического Ислама с учетом специфики

развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде,

носящие название “исламизации”, осуществляются как “сверху” - путем

законодательного введения тех или иных норм (например, в Пакистане -

введение ушра и заката, исламизация банковской системы, в Иране -

провозглашение “исламского правления”), так и “снизу” - в результате

давления религиозно-политических организаций, среди которых наибольшую

активность в этом направлении проявляют “Братья-мусульмане”. Под

“исламизацией” подразумевается и процесс расширения числа последователей

Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к

югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активной

деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров, создаваемых

преимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.

Современный Ислам - вторая по численности последователей (после

христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая

численность мусульман на земном шаре достигает 800 миллионов человек (около

90% из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии,

составляя свыше 20% населения этой части планеты, почти 30%- в Африке (49%

населения континента). Из более чем 120 стран мира, в которых существуют

мусульманские общины, в 35 -мусульмане составляют большую часть населения -

свыше 80% населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за

исключением Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали,

Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других; в ряде

стран последователей Ислама насчитывается от половины до 80% жителей

(Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии - почти половина, в

некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау,

Камерун, Буркина Фасо, Сьерра-Леоне и др.). Наиболее крупным по абсолютной

численности мусульманские общины - в Индонезии, Индии, Пакистане и

Бангладеш; значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде,

Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия,

Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада,

Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Астралии, на

островах Фиджи.

В 28 афро-азиатских государствах Ислам признан государственной (или

официальной) религией, Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран,

Пакистан и др. В некоторых странах слово “исламский” включено в их

официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика

Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.

Во многих странах распространения Ислама действуют мусульманские

партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской

республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская

исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане.

В ряде стран распространены религиозно-политических организации (в

том числе и находящиеся вне закона, например “Братья-мусульмане”, Партия

исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные

учебные заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские

университеты), исламские общества, миссионерские организации, коммерческие

предприятия (исламские банки, страховые компании).

Продолжает сохраняться система мусульманского судопроизводства. Во

второй половине 70-х - начале 80-х годов делались попытки возрождения

некоторых норм шариата, ранее упраздненных на практике: таково, например,

введение определенных мусульманским правом телесных наказаний за уголовные

преступления в Пакистане, Судане (при президенте Дж. Нимейри), аравийских

монархиях.

В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных

делах стали играть международные мусульманские организации, действующие как

на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее

значительная из них - Организация Исламской Конференции – ОИК - (Муназзамат

ал-му’тамар ал-ислами), созданная в 1969 году и объединяющая 44 афро-

азиатских государства, а также Организацию освобождения Палестины.

Мусульманские страны представлены в ней главами государств и правительств.

Свою деятельность, направленную на осуществление исламской солидарности,

ОИК проводит через Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Джидде и

целый ряд специализированных организаций (Исламский банк развития,

Исламское агентство новостей, Исламская организация по образованию, науке и

культуре, Исламский фонд развития и др.). Для деятельности ОИК характерна

двойственность политических решений: с одной стороны, выдвигаются

антиимпериалистические лозунги, принимаются решения, направленные против

международного империализма и сионизма, с другой - нередко звучат

антикоммунистические призывы, получают поддержку реакционные силы в странах

распространения.

Среди неправительственных мусульманских международных организаций

наибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962 году в

Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация,

Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих

организаций реакционные, антикоммунистические элементы играют значительно

большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены преимущественно

на пропаганду и распространение Ислама, организацию международных встреч

религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в различных

странах.

Раздел 9

Заключение

Итак, подводя итоги проделанной работы, хочу обобщить: подробно

рассмотрен процесс возникновения и формирования ислама, уделено большое

внимание отцу "религии покорных" и - пророку Мухаммеду, представлена общая

характеристика шариата и рассмотрены основные его источники. В любом случае

представляю то, что получилось.

И в конце опять вернусь к тому, с чего начинала работу - К пророку

Мухаммеду. В предании о его ночной поездке в Иерусалим рассказывается,

между прочим, как в "доме поклонения" пророку после молитвы были предложены

три чаши: одна с медом, другая с вином и третья с молоком и он выбрал из

них последнюю. Между языческой чувственностью (мед) и христианской

духовностью (вино) ислам, в самом деле есть здоровье и трезвое молоко:

своими общедоступными догматами и удобоисполнимыми заповедями он питает

народы, призванные к историческому действию, но еще не постигшие высших

идеалов человечества.

Список использованной литературы

1. Религии мира. Энциклопедия. т.6.Москва "Аванта +".1996г.

2. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики.

Под ред. Г. Ф. Ким. Москва. Наука. 1985.

3.Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982;

4. Рукайя Максуд Религии мира. Ислам. Москва, 2001.

-----------------------

2

3

4

8

9

9

10

11

11

11

12

12

13

13

14

14

15

15

15

15

16

16

17

18

22

23






Информация 







© Центральная Научная Библиотека