Иудаизм в Израиле
В истории еврейского народа концепция государственного строительства,
имеющая глубинную этноконфессиональную основу, являлась определяющей в
период формирования древнееврейского государства (около 1000 г. до н.э.), а
также теократического государства, существовавшего на территории Иудеи (IV
в. до н.э.). Символом еврейской государственности являлся Иерусалимский
храм, окончательно уничтоженный в 70 г. н.э. Теократическая форма правления
в разных видах просуществовала в Иудее несколько столетий и была уничтожена
римскими завоевателями, однако идея теократического государства,
закрепленная в Торе (Пятикнижии Моисея), продолжала существовать в сознании
еврейского народа в условиях утраты государственной самостоятельности,
внешних завоеваний и диаспоры.
Идея теократического государства, базирующаяся на вере в единого и
общенационального Бога, объективно способствовавшая этнической и
конфессиональной консолидации еврейского народа, до сих пор является
актуальной в концепции взаимоотношений иудаизма и государства в Израиле.
Формально Израиль не является клерикальным государством, однако фактически
иудаизм выполняет функцию государственной религии и государственной
идеологии; его влияние распространяется на государственно-политическую и
социальную сферы Израиля.
В Израиле все вопросы личного статуса граждан решаются судами раввинов,
действующими на основе талмудического права. Гражданского брака в Израиле
не существует. Раввинат играет значительную роль в общественно-литической и
культурной жизни страны особенно в области просвещения. Религиозные учебные
заведения составляют около 30% всех средних учебных заведений Израиля. В
ряде городов Израиля (Тель-Авиве, Иерусалиме и др.) в субботу (шаббат) не
работают общественный транспорт, ряд аэропортов и т д. В Торе написано, что
Бог сотворил землю, светила, растения, животных и первых людей за шесть
дней, седьмой день он отдыхал. В память об этом религиозный еврей не
совершает действия, направленные на разрушение или сотворение чего-либо.
Считается, что если все евреи смогут соблюсти 2 шаббата, то это приблизит
пришествие Мессии (Мошиаха). Все обряды и богослужение в субботу
предназначены, чтобы уловить это ощущение «святости времени». Таким
образом, шаббат воспринимается как дар Божий Израилю, знак завета Бога с
Его народом и знак откровения Божьего, способ жить с ощущением Творца.
Суббота представляется как «предвкушение грядущего мира» для евреев, способ
почувствовать радость конечного спасения. Это выражено в шаббатних
молитвах, читаемых, например, за вином, на дополнительной службе, на
дневной службе, а также в нижеследующей выдержке из утренней службы, с
которой начинается суббота:
«…Народ, что освящает седьмой день, насладится щедротами Твоими, и был
избран волей Твоей седьмой день; и Ты освятил его самым и назвал его самым
желанным из всех дней, в память сотворения мира».
Перед субботой необходимо провести тщательные приготовления. Нужно
уладить все споры, очиститься от дурных мыслей и чувств. К материальным
приготовлениям относятся покупки, уборка, необходимо приготовить еду,
накрыть стол для трапезы в пятницу вечером. Это важное семейное торжество.
Вскоре после захода солнца зажигаются две субботние свечи. Обычно это
делает мать семейства в сопровождении дочерей или маленьких детей. Это
действие вводит в субботу. Тем временем другие члены семьи приветствуют
приход праздника в синагоге. Когда начинается вечерняя служба, о субботе
возвещают, как о королеве или невесте. Существует притча о том, что
человека на пути домой из синагоги в субботу сопровождают два ангела,
добрый и злой. Если он видит, что дома всё приготовлено для встречи шаббата
и царит приятная обстановка, добрый ангел произносит: «Пусть всё будет так
же на следующей неделе», а злой должен ответить: «Омен» («Да будет так»).
Но если дома ничего не готово, тогда злой ангел говорит: «Пусть все будет
так же на следующей неделе», а добрый должен против своей воли ответить:
«Омен». Перед трапезой читают «кидуш» («освящение»), пьют вино, которое
символизирует сладость и веселье этого дня, и едят хлеб, напоминающий о
двойной доле манны небесной выпадавшей во время скитаний евреев по пустыне.
После празднования читают шаббатнюю молитву благодарения. Церемония
завершения субботы носит название «Авдала». Читаются благословения над
вином и пряностями. Некоторые воспринимают это как обряд подслащения дел
наступающей недели, для других это способ продления праздника.
В 1948 г. (14 мая была обнародована Декларация независимости Израиля) одним
из основных вопросов, вставших перед новым государством, был статус
иудаизма и взаимоотношение государства и религии.
Статус еврейской религии в Государстве Израиль не получил до сих пор
законодательного оформления из-за разногласий в обществе по вопросу об
отношении религии к государству и ее роли в обществе. Сравнительно
небольшая часть населения Израиля требует абсолютного приоритета
религиозного законодательства над государственным; также относительно
невелика группа населения, требующая полной секуляризации законодательства
вплоть до исключения личного права из юрисдикции раввината. Большинство же
населения поддерживает сохранение в той или иной форме традиционного
специфического колорита израильской государственности и общества.
При изучении общественного мнения было установлено, что только 15 %
взрослого еврейского населения Израиля высказывается в пользу
теократического государства. За полностью секуляризованное государство
выступает более 30 %, а что касается остальных (около 50 %), то часть из
них придерживается мнения о тесных связях государства и религии, а другие
предлагают отделение синагоги от государства и школы от церкви. В
результате сложилась ситуация, когда в Израиле иудаизм не отделен от
государства, как и школа от церкви. Несмотря на наличие в стране нескольких
вероисповеданий кроме иудаизма (мусульманского, христианского, друзского и
др.), только иудаизм занимает господствующее положение.
Вместе с тем стремление израильского общества к компромиссу, приемлемому
для религиозных и нерелигиозных кругов, а также к сохранению традиций в
государственной и общественной жизни страны, нашло выражение в статус-кво,
еще до возникновения Государства Израиль: юрисдикция раввинских судов в
области личного статуса (браки и разводы) членов еврейской общины,
запрещение работы в субботу и дни религиозных праздников в государственных
учреждениях и общественных заведениях, на общественном транспорте,
промышленных предприятиях и в сфере обслуживания; особая сеть религиозных
школ; признание и субсидирование религиозных учреждений и служб.
Влияние иудаизма сказывается на гражданском законодательстве - в Израиле
официально запрещены не только браки евреев с неевреями, но затруднены
браки между представителями различных направлений в иудаизме. По закону
1953 г. все дела брачно-семейного характера были отданы в исключительное
ведение раввинских судов. Поэтому чтобы подобные браки были признаны и
зарегистрированы религиозными советами общин, нееврейская сторона или
последователь реформированного или консервативного направления в иудаизме
должны принять иудаизм в соответствии с ортодоксальным обрядом,
установленным Талмудом. Практически невозможен переход евреев в другое
вероисповедание, суровое уголовное наказание предусмотрено для лиц,
содействующих такому переходу.
По израильским законам о гражданстве автоматическое его предоставление
может иметь место только в отношении еврея. По закону 1970 г. евреем
признается лицо, родившееся от еврейской матери, либо перешедшее в иудаизм
и не исповедующее иной религии.
Современное еврейское население Израиля сложилось из репатриантов из стран
рассеяния, и его этнический состав является отражением этнического состава
мирового еврейства, составляющего один народ, объединенный общностью
происхождения, религии, духовного наследия и национального самосознания.
Однако существование еврейского народа в диаспоре и отсутствие
государственности (до 1948 г.) привели к его фрагментации на отдельные
общины с разными языками повседневного общения, некоторыми различиями в
религиозной обрядности, а также в сложившихся формах быта, культурных
традициях и т.п.
Наиболее значительной этнолингвистической общностью является ащкеназы,
языком общения которых был идиш и, которые принадлежат к выходцам из стран
Восточной и Центральной Европы, Северной Америки, Южной Африки и Австралии,
большинству выходцев из стран Западной Европы и Южной Америки. Они
составляли абсолютное большинство еврейского населения Израиля к моменту
его образования (85 %), в настоящее время их число уменьшилось в результате
массовой репатриации из арабских стран.
К сефардам, языком общения которых был еврейско-испанский, относятся
выходцы из стран Балканского полуострова (Греция, Болгария, Югославия,
Турция), часть выходцев из Северной Африки. Около 40 % еврейского населения
Израиля составляют в настоящее время выходцы из арабского мира (Марокко,
Ирак, Йемен, Иран), значительны этноконфессиональные группы бухарских,
горских, курдских и др. евреев.
Государство Израиль является средоточием памятных мест иудаизма и святым
местом для его последователей не только граждан Израиля, но и тех, кто
проживает за его пределами. Главная святыня - Западная стена (в европейской
традиции - стена плача), участок уцелевшей части храмового комплекса,
которая уже в первые века после разрушения Иерусалимского храма (70 г.)
стала местом молитвы. Западная стена привлекает евреев как из самого
Израиля, так и из стран диаспоры. К ней приходят ежегодно миллионы
молящихся туристов. После воссоединения Иерусалима (1967 г.) сложились и
получили широкое распространение традиции, связанные с Западной стеной.
Многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста, здесь впервые вызываются к
чтению Торы, приносят присягу новобранцы отборных боевых частей, проводятся
церемонии в честь национальных праздников Израиля.
В начале 90-х годов в Израиле насчитывалось около 7 тысяч официально
зарегистрированных синагог. Столь большое число молитвенных зданий
объясняется разнообразием литургий различных этнических групп и религиозных
течений в иудаизме. Во многих синагогах после молитвы проводится изучение
Закона. Число молящихся особенно значительно по субботам и праздникам. В
крупные праздники синагогу посещает большинство еврейского населения
страны. Во многих общинах принято справлять в синагоге семейные праздники:
обряды бракосочетания, обрезания, бар-мицвы (совершеннолетия) Почти все
конгрегации отмечают благодарственными молитвами День Независимости Израиля
и День освобождения Иерусалима, а в субботнюю и праздничную литургию
включают молитвы за благоденствие Израиля, за благополучие президента
страны и ее армии.
В настоящее время Израиль является мировым центром традиционного еврейского
образования. В Израиле были воссозданы иешивы, так называемого литовского
типа (одна из наиболее знаменитых - Поневежская иешива в Бней-Браке) и
обосновалось несколько хасидских иешив ("дворов"). Они быстро прижились в
Израиле и стали привлекать многочисленных учащихся из уроженцев страны.
Часто традиционное обучение в иешивах сочетается со средне образовательной
программой (или программой профессионального обучения). Многие из учеников
средних иешив продолжают обучение в высших иешивах. К другим видам иешив
относятся иешивы, в которых четырехлетнее изучение Закона сочетается с
военной подготовкой и несением действительной воинской службы. В 1960-80-х
годах в связи с активным обращением к религии выходцев из разных стран,
эмигрировавших в Израиль, возникает сеть специальных иешив для учащихся с
разным уровнем знаний о религии, образовательным уровнем и т.д. Создаются
специальные учебно-воспитательные заведения для девушек. Некоторые из этих
иешив создаются специально для учащихся из США, Франции и других стран, а
также для лиц с высшим образованием, для бывших преступников и т.п.
С образованием Государства Израиль для обеспечения религиозных нужд
населения и контроля над деятельностью религиозных учреждений было создано
Министерство по делам религий. Еврейскими общинно религиозными учреждениями
руководит Верховный раввинат, являющийся одновременно верховным
апелляционным раввинским судом. В городах действуют городские раввинаты.
При муниципальных и поселковых советах действуют религиозные советы. В
функции религиозных советов входит устройство и содержание микве (бассейна
для религиозного омовения), оказание материальной помощи в учреждении и
содержании синагог, контроль за соблюдением религиозных правил (кашрут) в
скотобойнях и мясных лавках, ресторанах, гостиницах и т.п. Члены
религиозного совета назначаются раз в четыре года муниципалитетом, местным
раввином и Министерством по делам религий.
Около 100 даянов (судей) заседают в 24 раввинских судах, действующих в
десяти городах Израиля. Помимо правовых вопросов, касающихся личного
статуса еврейских граждан страны, в юрисдикцию раввинских судов входит
утверждение гиюра (формального перехода в иудаизм).
Общины консервативного и реформистского течений в иудаизме (возникли на
территории Израиля в 1937 и 1957 гг. соответственно) немногочисленны и,
несмотря на наблюдающуюся тенденцию роста остаются периферийным явлением в
религиозной жизни страны.
Разрыв с иудаизмом в любой форме (переход в другую конфессию или выполнение
обрядов иной религии при формальном принятии иудаизма) может немедленно
отразиться на гражданском статусе человека.
Помимо евреев, значительная часть которых хотя бы формально исповедует
иудаизм, в Израиле живут многочисленные этноконфессиональные общины,
группы, национальные меньшинства. В Израиле насчитывается около 20 тысяч
караимов, представителей секты, отделившейся от иудаизма в VIII веке. У
караимов существуют Всеизраильский религиозный совет и религиозный суд,
которые находятся в Рамле. В Министерстве по делам религий существует
специальный отдел по делам караимов, государство финансирует религиозные
занятия детей караимов в государственных школах. Министерство по делам
религий также участвует в расходах на содержание молельного дома и
жалование главы религиозной общины самаритян, потомков населения Самарии.
Мусульмане составляют 13 % населения Израиля. Подавляющее большинство
израильских мусульман - сунниты.
Христиане составляют 2,3% населения Израиля, около 50% христиан проживают
в Галилее.
Католическая церковь в Израиле насчитывает около 25 тысяч прихожан, греко-
католическая - 38 тысяч, маронитская - 6 тысяч.
Согласно Закону о компетенции раввинских судов от 1953 г., еврейский
религиозный суд имеет исключительную юрисдикцию в вопросах брака и развода
евреев (граждан или жителей Израиля), включая вопросы о выплате алиментов
или содержания жены и детей, в исках евреек о халице - освобождение от
обязанности вступить в брак с братом покойного мужа. В делах по опекунству,
усыновлению, управлению имуществом и наследованию и т.п. Раввинские суды
имеют исключительную компетенцию в любом вопросе, связанном с устройством и
внутренним управлением религиозным имуществом и религиозными
пожертвованиями, учрежденными и зарегистрированными в раввинском суде
согласно еврейскому праву.
Таким образом, хотя иудаизм в Государстве Израиль и не имеет официального
статуса государственной религии, его роль является доминирующей не только в
религиозной картине страны, но и в ее государственно-политической жизни -
религиозные партии (прежде всего Национально-религиозная партия, Агудат
Израиль и др.) входят в блок правящей коалиции; он охватывает своим
воздействием частную и общественную жизнь граждан. Верховный раввинат (в
котором представлены главы основных этноконфессиональных общин Израиля -
сефардов и ашкеназов) является высшим религиозным органом страны,
выполняющим ряд важнейших государственных функций, в том числе и в сфере
раввинской юрисдикции.
Объединение общин, представляющих различные этноконфессиональные общности
современного Израиля (прежде всего сефардов, ашкеназов, "восточных евреев")
является в настоящее время важной государственной проблемой, поскольку она
в свою очередь связана с проблемой консолидации еврейской нации и
укреплением позиций иудаизма.