Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Иудаизм в Израиле

Иудаизм в Израиле

В истории еврейского народа концепция государственного строительства,

имеющая глубинную этноконфессиональную основу, являлась определяющей в

период формирования древнееврейского государства (около 1000 г. до н.э.), а

также теократического государства, существовавшего на территории Иудеи (IV

в. до н.э.). Символом еврейской государственности являлся Иерусалимский

храм, окончательно уничтоженный в 70 г. н.э. Теократическая форма правления

в разных видах просуществовала в Иудее несколько столетий и была уничтожена

римскими завоевателями, однако идея теократического государства,

закрепленная в Торе (Пятикнижии Моисея), продолжала существовать в сознании

еврейского народа в условиях утраты государственной самостоятельности,

внешних завоеваний и диаспоры.

Идея теократического государства, базирующаяся на вере в единого и

общенационального Бога, объективно способствовавшая этнической и

конфессиональной консолидации еврейского народа, до сих пор является

актуальной в концепции взаимоотношений иудаизма и государства в Израиле.

Формально Израиль не является клерикальным государством, однако фактически

иудаизм выполняет функцию государственной религии и государственной

идеологии; его влияние распространяется на государственно-политическую и

социальную сферы Израиля.

В Израиле все вопросы личного статуса граждан решаются судами раввинов,

действующими на основе талмудического права. Гражданского брака в Израиле

не существует. Раввинат играет значительную роль в общественно-литической и

культурной жизни страны особенно в области просвещения. Религиозные учебные

заведения составляют около 30% всех средних учебных заведений Израиля. В

ряде городов Израиля (Тель-Авиве, Иерусалиме и др.) в субботу (шаббат) не

работают общественный транспорт, ряд аэропортов и т д. В Торе написано, что

Бог сотворил землю, светила, растения, животных и первых людей за шесть

дней, седьмой день он отдыхал. В память об этом религиозный еврей не

совершает действия, направленные на разрушение или сотворение чего-либо.

Считается, что если все евреи смогут соблюсти 2 шаббата, то это приблизит

пришествие Мессии (Мошиаха). Все обряды и богослужение в субботу

предназначены, чтобы уловить это ощущение «святости времени». Таким

образом, шаббат воспринимается как дар Божий Израилю, знак завета Бога с

Его народом и знак откровения Божьего, способ жить с ощущением Творца.

Суббота представляется как «предвкушение грядущего мира» для евреев, способ

почувствовать радость конечного спасения. Это выражено в шаббатних

молитвах, читаемых, например, за вином, на дополнительной службе, на

дневной службе, а также в нижеследующей выдержке из утренней службы, с

которой начинается суббота:

«…Народ, что освящает седьмой день, насладится щедротами Твоими, и был

избран волей Твоей седьмой день; и Ты освятил его самым и назвал его самым

желанным из всех дней, в память сотворения мира».

Перед субботой необходимо провести тщательные приготовления. Нужно

уладить все споры, очиститься от дурных мыслей и чувств. К материальным

приготовлениям относятся покупки, уборка, необходимо приготовить еду,

накрыть стол для трапезы в пятницу вечером. Это важное семейное торжество.

Вскоре после захода солнца зажигаются две субботние свечи. Обычно это

делает мать семейства в сопровождении дочерей или маленьких детей. Это

действие вводит в субботу. Тем временем другие члены семьи приветствуют

приход праздника в синагоге. Когда начинается вечерняя служба, о субботе

возвещают, как о королеве или невесте. Существует притча о том, что

человека на пути домой из синагоги в субботу сопровождают два ангела,

добрый и злой. Если он видит, что дома всё приготовлено для встречи шаббата

и царит приятная обстановка, добрый ангел произносит: «Пусть всё будет так

же на следующей неделе», а злой должен ответить: «Омен» («Да будет так»).

Но если дома ничего не готово, тогда злой ангел говорит: «Пусть все будет

так же на следующей неделе», а добрый должен против своей воли ответить:

«Омен». Перед трапезой читают «кидуш» («освящение»), пьют вино, которое

символизирует сладость и веселье этого дня, и едят хлеб, напоминающий о

двойной доле манны небесной выпадавшей во время скитаний евреев по пустыне.

После празднования читают шаббатнюю молитву благодарения. Церемония

завершения субботы носит название «Авдала». Читаются благословения над

вином и пряностями. Некоторые воспринимают это как обряд подслащения дел

наступающей недели, для других это способ продления праздника.

В 1948 г. (14 мая была обнародована Декларация независимости Израиля) одним

из основных вопросов, вставших перед новым государством, был статус

иудаизма и взаимоотношение государства и религии.

Статус еврейской религии в Государстве Израиль не получил до сих пор

законодательного оформления из-за разногласий в обществе по вопросу об

отношении религии к государству и ее роли в обществе. Сравнительно

небольшая часть населения Израиля требует абсолютного приоритета

религиозного законодательства над государственным; также относительно

невелика группа населения, требующая полной секуляризации законодательства

вплоть до исключения личного права из юрисдикции раввината. Большинство же

населения поддерживает сохранение в той или иной форме традиционного

специфического колорита израильской государственности и общества.

При изучении общественного мнения было установлено, что только 15 %

взрослого еврейского населения Израиля высказывается в пользу

теократического государства. За полностью секуляризованное государство

выступает более 30 %, а что касается остальных (около 50 %), то часть из

них придерживается мнения о тесных связях государства и религии, а другие

предлагают отделение синагоги от государства и школы от церкви. В

результате сложилась ситуация, когда в Израиле иудаизм не отделен от

государства, как и школа от церкви. Несмотря на наличие в стране нескольких

вероисповеданий кроме иудаизма (мусульманского, христианского, друзского и

др.), только иудаизм занимает господствующее положение.

Вместе с тем стремление израильского общества к компромиссу, приемлемому

для религиозных и нерелигиозных кругов, а также к сохранению традиций в

государственной и общественной жизни страны, нашло выражение в статус-кво,

еще до возникновения Государства Израиль: юрисдикция раввинских судов в

области личного статуса (браки и разводы) членов еврейской общины,

запрещение работы в субботу и дни религиозных праздников в государственных

учреждениях и общественных заведениях, на общественном транспорте,

промышленных предприятиях и в сфере обслуживания; особая сеть религиозных

школ; признание и субсидирование религиозных учреждений и служб.

Влияние иудаизма сказывается на гражданском законодательстве - в Израиле

официально запрещены не только браки евреев с неевреями, но затруднены

браки между представителями различных направлений в иудаизме. По закону

1953 г. все дела брачно-семейного характера были отданы в исключительное

ведение раввинских судов. Поэтому чтобы подобные браки были признаны и

зарегистрированы религиозными советами общин, нееврейская сторона или

последователь реформированного или консервативного направления в иудаизме

должны принять иудаизм в соответствии с ортодоксальным обрядом,

установленным Талмудом. Практически невозможен переход евреев в другое

вероисповедание, суровое уголовное наказание предусмотрено для лиц,

содействующих такому переходу.

По израильским законам о гражданстве автоматическое его предоставление

может иметь место только в отношении еврея. По закону 1970 г. евреем

признается лицо, родившееся от еврейской матери, либо перешедшее в иудаизм

и не исповедующее иной религии.

Современное еврейское население Израиля сложилось из репатриантов из стран

рассеяния, и его этнический состав является отражением этнического состава

мирового еврейства, составляющего один народ, объединенный общностью

происхождения, религии, духовного наследия и национального самосознания.

Однако существование еврейского народа в диаспоре и отсутствие

государственности (до 1948 г.) привели к его фрагментации на отдельные

общины с разными языками повседневного общения, некоторыми различиями в

религиозной обрядности, а также в сложившихся формах быта, культурных

традициях и т.п.

Наиболее значительной этнолингвистической общностью является ащкеназы,

языком общения которых был идиш и, которые принадлежат к выходцам из стран

Восточной и Центральной Европы, Северной Америки, Южной Африки и Австралии,

большинству выходцев из стран Западной Европы и Южной Америки. Они

составляли абсолютное большинство еврейского населения Израиля к моменту

его образования (85 %), в настоящее время их число уменьшилось в результате

массовой репатриации из арабских стран.

К сефардам, языком общения которых был еврейско-испанский, относятся

выходцы из стран Балканского полуострова (Греция, Болгария, Югославия,

Турция), часть выходцев из Северной Африки. Около 40 % еврейского населения

Израиля составляют в настоящее время выходцы из арабского мира (Марокко,

Ирак, Йемен, Иран), значительны этноконфессиональные группы бухарских,

горских, курдских и др. евреев.

Государство Израиль является средоточием памятных мест иудаизма и святым

местом для его последователей не только граждан Израиля, но и тех, кто

проживает за его пределами. Главная святыня - Западная стена (в европейской

традиции - стена плача), участок уцелевшей части храмового комплекса,

которая уже в первые века после разрушения Иерусалимского храма (70 г.)

стала местом молитвы. Западная стена привлекает евреев как из самого

Израиля, так и из стран диаспоры. К ней приходят ежегодно миллионы

молящихся туристов. После воссоединения Иерусалима (1967 г.) сложились и

получили широкое распространение традиции, связанные с Западной стеной.

Многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста, здесь впервые вызываются к

чтению Торы, приносят присягу новобранцы отборных боевых частей, проводятся

церемонии в честь национальных праздников Израиля.

В начале 90-х годов в Израиле насчитывалось около 7 тысяч официально

зарегистрированных синагог. Столь большое число молитвенных зданий

объясняется разнообразием литургий различных этнических групп и религиозных

течений в иудаизме. Во многих синагогах после молитвы проводится изучение

Закона. Число молящихся особенно значительно по субботам и праздникам. В

крупные праздники синагогу посещает большинство еврейского населения

страны. Во многих общинах принято справлять в синагоге семейные праздники:

обряды бракосочетания, обрезания, бар-мицвы (совершеннолетия) Почти все

конгрегации отмечают благодарственными молитвами День Независимости Израиля

и День освобождения Иерусалима, а в субботнюю и праздничную литургию

включают молитвы за благоденствие Израиля, за благополучие президента

страны и ее армии.

В настоящее время Израиль является мировым центром традиционного еврейского

образования. В Израиле были воссозданы иешивы, так называемого литовского

типа (одна из наиболее знаменитых - Поневежская иешива в Бней-Браке) и

обосновалось несколько хасидских иешив ("дворов"). Они быстро прижились в

Израиле и стали привлекать многочисленных учащихся из уроженцев страны.

Часто традиционное обучение в иешивах сочетается со средне образовательной

программой (или программой профессионального обучения). Многие из учеников

средних иешив продолжают обучение в высших иешивах. К другим видам иешив

относятся иешивы, в которых четырехлетнее изучение Закона сочетается с

военной подготовкой и несением действительной воинской службы. В 1960-80-х

годах в связи с активным обращением к религии выходцев из разных стран,

эмигрировавших в Израиль, возникает сеть специальных иешив для учащихся с

разным уровнем знаний о религии, образовательным уровнем и т.д. Создаются

специальные учебно-воспитательные заведения для девушек. Некоторые из этих

иешив создаются специально для учащихся из США, Франции и других стран, а

также для лиц с высшим образованием, для бывших преступников и т.п.

С образованием Государства Израиль для обеспечения религиозных нужд

населения и контроля над деятельностью религиозных учреждений было создано

Министерство по делам религий. Еврейскими общинно религиозными учреждениями

руководит Верховный раввинат, являющийся одновременно верховным

апелляционным раввинским судом. В городах действуют городские раввинаты.

При муниципальных и поселковых советах действуют религиозные советы. В

функции религиозных советов входит устройство и содержание микве (бассейна

для религиозного омовения), оказание материальной помощи в учреждении и

содержании синагог, контроль за соблюдением религиозных правил (кашрут) в

скотобойнях и мясных лавках, ресторанах, гостиницах и т.п. Члены

религиозного совета назначаются раз в четыре года муниципалитетом, местным

раввином и Министерством по делам религий.

Около 100 даянов (судей) заседают в 24 раввинских судах, действующих в

десяти городах Израиля. Помимо правовых вопросов, касающихся личного

статуса еврейских граждан страны, в юрисдикцию раввинских судов входит

утверждение гиюра (формального перехода в иудаизм).

Общины консервативного и реформистского течений в иудаизме (возникли на

территории Израиля в 1937 и 1957 гг. соответственно) немногочисленны и,

несмотря на наблюдающуюся тенденцию роста остаются периферийным явлением в

религиозной жизни страны.

Разрыв с иудаизмом в любой форме (переход в другую конфессию или выполнение

обрядов иной религии при формальном принятии иудаизма) может немедленно

отразиться на гражданском статусе человека.

Помимо евреев, значительная часть которых хотя бы формально исповедует

иудаизм, в Израиле живут многочисленные этноконфессиональные общины,

группы, национальные меньшинства. В Израиле насчитывается около 20 тысяч

караимов, представителей секты, отделившейся от иудаизма в VIII веке. У

караимов существуют Всеизраильский религиозный совет и религиозный суд,

которые находятся в Рамле. В Министерстве по делам религий существует

специальный отдел по делам караимов, государство финансирует религиозные

занятия детей караимов в государственных школах. Министерство по делам

религий также участвует в расходах на содержание молельного дома и

жалование главы религиозной общины самаритян, потомков населения Самарии.

Мусульмане составляют 13 % населения Израиля. Подавляющее большинство

израильских мусульман - сунниты.

Христиане составляют 2,3% населения Израиля, около 50% христиан проживают

в Галилее.

Католическая церковь в Израиле насчитывает около 25 тысяч прихожан, греко-

католическая - 38 тысяч, маронитская - 6 тысяч.

Согласно Закону о компетенции раввинских судов от 1953 г., еврейский

религиозный суд имеет исключительную юрисдикцию в вопросах брака и развода

евреев (граждан или жителей Израиля), включая вопросы о выплате алиментов

или содержания жены и детей, в исках евреек о халице - освобождение от

обязанности вступить в брак с братом покойного мужа. В делах по опекунству,

усыновлению, управлению имуществом и наследованию и т.п. Раввинские суды

имеют исключительную компетенцию в любом вопросе, связанном с устройством и

внутренним управлением религиозным имуществом и религиозными

пожертвованиями, учрежденными и зарегистрированными в раввинском суде

согласно еврейскому праву.

Таким образом, хотя иудаизм в Государстве Израиль и не имеет официального

статуса государственной религии, его роль является доминирующей не только в

религиозной картине страны, но и в ее государственно-политической жизни -

религиозные партии (прежде всего Национально-религиозная партия, Агудат

Израиль и др.) входят в блок правящей коалиции; он охватывает своим

воздействием частную и общественную жизнь граждан. Верховный раввинат (в

котором представлены главы основных этноконфессиональных общин Израиля -

сефардов и ашкеназов) является высшим религиозным органом страны,

выполняющим ряд важнейших государственных функций, в том числе и в сфере

раввинской юрисдикции.

Объединение общин, представляющих различные этноконфессиональные общности

современного Израиля (прежде всего сефардов, ашкеназов, "восточных евреев")

является в настоящее время важной государственной проблемой, поскольку она

в свою очередь связана с проблемой консолидации еврейской нации и

укреплением позиций иудаизма.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека