Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Лютеранство

Лютеранство

ЛЮТЕРАНЕ, протестантская конфессия, руководствующаяся вероучительными и

организационными принципами, провозглашенными Мартином Лютером в 16 в.

Лютеранство – старейшая и крупнейшая ветвь протестантизма. Протестантизм -

религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые

не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско-

католической традиции.

Свое происхождение оно непосредственно возводит к инициатору

протестантской Реформации. В 17 в. название «Евангелическая лютеранская

церковь» приобрело полуофициальный характер, а члены ее стали называться

просто лютеранами. В настоящее время во всем мире насчитывается более 70

млн. лютеран, большинство из которых живет в США, Канаде, скандинавских

странах и Германии. Большинство лютеран Российской Федерации — граждане

немецкой национальности, проживающие в Омской, Новосибирской и Кемеровской

областях, Алтайском крае, Поволжье, Москве и Cанкт-Петербурге. Существует

несколько ответвлений лютеранства: бетбрюдеры, или штундисты, гернгутеры.

Исходные пункты лютеранства. Учение о св. писании, как единственном

источнике вероучения, доступном толкованию каждого; оправдание одной

верою, силою благодати; отрицание церковной иерархии; признание таинств

лишь внешними знаками общения с Христом. Вместо семи таинств признаются

только два: крещение, которое обычно осуществляется в младенческом

возрасте, и причащение. Оба таинства рассматриваются как средства

благодати, а не как символы или воспоминания. При евхаристии хлеб и вино

не пресуществляются в тело и кровь Христовы, но тело и кровь Христа

истинно присутствуют при причастии. Богослужение отличается большей,

сравнительно с католической и православным простотой. Проповедям отведено

более важное место. В возрасте 12-18 лет лютеране совершают торжественное

исповедание веры (конфирмация). Организация церковного устройства

принадлежит высшему представителю гражданской власти в государстве (summus

episcopus). Приходские священники (пасторы) избираются мирянами;

определенное число приходов образует церковные округа, управляемые

провинциальными консисториями с генеральной консисторией во главе. Высшие

назначаемые гражданской властью должностные лица церковного управления

носят звание суперинтендентов.

В России лютеранская церковь носит название Евангелическо-Лютеранской. Эта

церковь строго-ортодоксального направления. Делится на 5 округов (Санкт-

Петербургский, Московский, Курляндский, Лифляндский и Эстляндский),

управляемых консисториями и генерал-супер-интендантами. Во главе всей

русской евангельской лютеранской церкви стоит генеральная консистория.

Учение. Лютеране подчеркивают непрерывность развития христианства и

убеждены, что в Реформации не создана новая церковь, а восстановлена

древняя. Реформы предпринимались в тех областях, где, по мнению

реформаторов, средневековые учения отклонялись от Библии и где религиозная

практика и церковные институты противоречили свидетельству Писания.

Последователи Лютера утверждали, что в вопросах веры каждый человек

отвечает только перед Богом, и заменили традиционное церковное учение о

спасении доктриной об оправдании только верой. Эти положения сохранили

свое фундаментальное значение в лютеранском вероисповедании, они в

значительной мере повлияли на развитие вероучения и этики лютеранства.

Согласно общему определению, оправдание означает, что Бог принимает

грешника как свое чадо и наследника вечной жизни. Лютеране верят, что вся

инициатива в этом акте примирения человека с Богом принадлежит Богу.

Поэтому, в соответствии с лютеранским учением, оправдание заключается в

принятии Богом грешника, в создании им нового отношения между собой и

целостной личностью человека. Прощение грехов и избавление от вечного

наказания за него не достигается путем совершения церковных обрядов;

спасение не зависит и от собственных усилий человека. Оправдание – не

награда за исполнение Закона, но дар Бога, предложенный в жертве Христа на

кресте и обретаемый в вере. Человек даже не участвует в приготовлении к

получению этой благодати, поскольку вера в человеке создается только по

выбору и действием Святого Духа.

Как и католики, лютеране верят в существование Троицы, наличие двух природ

в Христе (божественной и человеческой), воскресение, Страшный суд и жизнь

после смерти.

Вероучительные тексты. Лютеране верят, что Библия представляет собой слово

Бога и единственную безошибочную норму для веры и религиозной жизни.

Большинство из них признает Книгу согласия (Konkordienbuch, 1580) в

качестве истинного изложения учения Библии и главного вероучительного

авторитета лютеранской церкви. Этот сборник вероисповедных документов

содержит оба лютеровских катехизиса (Большой и Малый катехизисы,

Gro[pic]es und Kleines Katechismen, 1529); Аугсбургское исповедание

(Augsburgische Konfession, 1530) и Апологию Аугсбургского исповедания

(Apologie der Konfession, 1531) немецкого теолога Филиппа Меланхтона;

Апостольский, Никейский и Афанасьевский символы веры; Шмалькальденские

статьи (Schmalkaldische Artikel, 1537); и Формулу согласия

(Konkordienformel, 1577).

Лютеране считают, что вероисповедные тексты, собранные в Книге согласия,

хотя и согласуются с Писанием, все же находятся на ином уровне. В

соответствии с Формулой согласия, исповедания веры суть «просто

свидетельства и изложения веры, передающие, каким образом в различные

времена понималось и истолковывалось Священное Писание в церквах Божиих

теми, кто тогда жил». Библия, с другой стороны, есть «единственный судья,

правило и норма, в соответствии с которым следует... судить обо всех

учениях». Таким образом проводится разграничение между Преданием, которое

касается Христа и его деятельности как Спасителя, о чем свидетельствуют

канонические тексты Писания, и другими более поздними преданиями.

Другое разграничение проводится уже в самом Писании, оно касается различия

между божественным Законом и Евангелием. Назначение божественного Закона

состоит в поддержании гражданского порядка и в том, чтобы человек

осознавал свою греховность перед Богом. Евангелие несет благую весть о

дарованном прощении грешного человека. По вере лютеран, Закон и Евангелие

в совокупности и составляют слово Бога.

Богослужение. В лютеранских церквах нет установленных литургических форм,

обязательных для общественного богослужения. Как говорится в Аугсбургском

исповедании: «Для истинного единства христианских церквей достаточно,

чтобы единым образом в соответствии с чистым пониманием проповедовалось

Евангелие и совершались таинства согласно божественному слову. И нет нужды

для истинного единства христианской церкви, чтобы всюду совершались

учрежденные людьми единообразные обряды». Вот почему лютеране, опираясь на

авторитет Книги согласия, рассматривают богослужение как диалог между

Богом и человеком, и в их богослужениях имеется сходство, но не

единообразие.

Лютер пересматривал традиционные средневековые религиозные богослужения

только там, где они вступали в противоречие с новым пониманием Евангелия.

В результате лютеранская литургия сохранила множество католических обрядов

и ритуалов. Общая структура римской мессы не была затронута, хотя

латинский текст заменен текстом на местном языке и были добавлены

оригинальные гимны – протестантские хоралы. Введенное Лютером, который сам

сочинил множество церковных песнопений, пение хоралов и активное участие

общины в литургии являются отличительной чертой лютеранского богослужения.

Обычно в лютеранских церквах имеется алтарь и кафедра для проповеди,

используются традиционная церковная одежда и утварь – облачения, распятия,

свечи.

Церковное устройство. Лютеране не отдают предпочтения той или иной

организационной форме как установленной Богом или обязательной для церкви.

Всюду, где проповедуется Евангелие и совершаются таинства, люди приходят к

вере и получают оправдание перед Богом. Церковь существует там, где люди

слышат слово Бога и отвечают на него в вере. Так, лютеранская церковь была

свободна в выборе тех организационных форм, которые она считала отвечающим

нуждам времени и места. В некоторых странах, например в Швеции,

сохранилась епископальная форма управления церковью. Во многих частях

Германии князь или другой государь назначал консисторию, состоявшую из

клириков и правоведов, для управления всеми общинами на данной территории.

Время от времени вносились организационные изменения, чтобы удовлетворить

новые потребности или обеспечить более эффективную деятельность церкви.

В Северной Америке оправдала себя комбинация конгрегациональной и

пресвитерианской структур, когда автономия местных общин (конгрегаций)

уравновешивалась властью синода. Каждая местная община управлялась

церковным собором, состоявшем из чиновников-мирян и пастора, избираемых

общиной. Общины могли объединяться в синоды, территориальные участки или

конференции, они представлены на ежегодных собраниях своими пасторами и

выбранными представителями из мирян. Синоды объединяются в более крупные

структуры – в масштабах государства или международные и обычно носят

название церкви.

Лютеране подчеркивают всеобщее священство всех верующих. Пасторы

отличаются от мирян только по тем функциям, которые они исполняют в

церкви. Согласно лютеранскому вероучению, они не обладают никакими особыми

отличительными признаками или властью, подобными тем, что характеризуют

священников Римско-католической церкви. Ординация (посвящение в сан),

которая происходит на ежегодных собраниях синода, рассматривается просто

как публичное утверждение в должности, связанной с христианской

проповедью, религиозным обучением и совершением таинств. Поэтому говорят,

что пастор – это должность, а не сан.

История. Возникнув в маленьком городке Виттенберге, где сосредоточилась

группа критически настроенных монахов, лютеранское движение стремительно

распространилось по всей Германии, охватив примерно две трети ее

территории. Вскоре его влиянием была охвачена Северная Европа, и, наконец,

в Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии возникли государственные

протестантские церкви. Большинство населения Латвии и Эстонии также

приобщилось к лютеранской вере, тогда как в других странах (Чехия,

Венгрия, Польша) возникли лютеранские меньшинства. Когда в 17 в. европейцы

проникли в западное полушарие, лютеранские поселения в Северной Америке

появились практически сразу. Географическая экспансия лютеранства

продолжалась и в 18 в.: лютеранские миссии были созданы в Индии, Китае,

Африке и других удаленных от Европы регионах. В 1600, по оценкам, в мире

насчитывалось около 15 млн. лютеран, а к 1975 их число увеличилось почти в

5 раз.

Развитие лютеранской идеологии. Начиная с эпохи Реформации, сменявшие друг

друга идейные направления влияли на лютеранство во всех странах. Примерно

с 1580 по 1675 в лютеранской церкви возрождалась схоластика, и под ее

влиянием возобладал рассудочный подход к христианской вере. Церковь

воспринималась как учебное заведение, в котором обучают правоверию.

Теологи стремились точно сформулировать ортодоксальные истины и энергично

боролись с противоположными взглядами.

К концу 17 в. схоластическая протестантская ортодоксия была вытеснена

пиетизмом, создавшим совершенно иной духовный климат. Правая вера

представлялась теперь менее важной, чем правое чувство. Религии сердца

отдавалось предпочтение перед религией разума, а главной заботой стало

культивирование личного благочестия.

В период с 1850 до 1914 тщательному исследованию были подвергнуты

исторические корни христианства в целом и протестантизма в частности.

Сторонникам нового критического подхода, представителям либеральной

теологии, некоторые выводы, которые прежде делались на основании чувства,

казались теперь несостоятельными. Представители либерального направления

внесли существенный вклад в лучшее понимание не только Священного Писания

и раннего христианства, но также Реформации и последующей истории церкви.

После Первой мировой войны господствовала более консервативная атмосфера.

Трагические события в мире подорвали прежний оптимизм в отношении человека

и человеческого общества. В такой обстановке центральное содержание Нового

Завета и заветы Реформации воспринимались охотно и серьезно; тогда и

возникла т.н. диалектическая теология (которую в Новом Свете чаще называют

неоортодоксией).

Лютеране в Северной Америке. Лютеране были среди первых поселенцев в

североамериканских колониях. В 1619 в одном из поселений в Гудзоновом

заливе было проведено лютеранское рождественское богослужение, и вскоре

лютеранские общины распространились по всему атлантическому побережью.

Число их резко увеличилось в период с 1830 по 1914 за счет иммигрантов из

Германии, Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии, а в 20 в. Атлантику

пересекли лютеране из Восточной Европы и прибалтийских стран. Национальные

и языковые различия не могли не привести к тому, что каждая группа лютеран

организовывала свои собственные общины и синоды. Религиозная свобода,

характерная для Северной Америки, допускала дальнейшее деление даже внутри

этнических групп иммигрантов. В результате с 17 в. возникло около 100

отдельных и независимых лютеранских объединений. К концу Первой мировой

войны большинство языковых и культурных различий, разделявших лютеран,

исчезли. В длинной череде слияний, которые начались в 1917 и продолжаются

до настоящего времени, число отдельных объединений уменьшилось и возникли

две основных лютеранских церкви. Это Евангелическая лютеранская церковь в

Америке (более 5 млн. членов), образовавшаяся в 1988 в результате слияния

Лютеранской церкви в Америке с Американской лютеранской церковью, и

Лютеранская церковь – Миссурийский синод (более 2,6 млн. членов).

Остальные небольшие лютеранские церкви охватывают не более 5 % лютеран в

Северной Америке.

Межконфессиональное сотрудничество и кооперация внутри лютеранских

церквей. Большинство лютеранских объединений во всем мире входит во

Всемирную лютеранскую федерацию, образованную в 1947 для исследования

лютеранства и координации общей деятельности на международной основе.

Многие лютеранские церкви являются членами Всемирного совета церквей,

межконфессиональной группы, объединяющей вероисповедания различных стран.

В 1967 сформирован Лютеранский совет в США, организация, призванная

координировать деятельность лютеран в США и заменившая Национальный

лютеранский совет (возникший в 1918). Лютеране в США также входят в

межконфессиональное объединение Национальный совет церквей Христа в США.

Если Миссурийский синод не проявляет готовности вступить во Всемирную

лютеранскую федерацию или другие межконфессиональные объединения, то все

три крупные лютеранские церкви участвовали в теологических собеседованиях

с представителями других христианских вероисповеданий.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995

Зассе Г. На том стоим: Кто такие лютеране. СПб, 1994

Христианство: Словарь. М., 1994

Очерки истории западного протестантизма. М., 1995

Лютеранская церковь в Советской России (1918–1950 гг.): Документы и

материалы. М., 1997

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998






Информация 







© Центральная Научная Библиотека