Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Медресе Башкортостана

Медресе Башкортостана

МЕДРЕСЕМЕДРЕСЕ, мусульманское учебное заведение. Первые медресе возникли в

10 в. в Хорасане и Мавераннахре для подготовки служителей исламских

институтов. Традиционная учебная программа медресе включала мусульманское

право (фикх), догматику (калям), коранические дисциплины, хадисоведение,

арабский язык, логику (мантык); дополнительно могли изучаться арифметика,

медицина, астрономия, риторика. Медресе обычно действовали при мечетях.

Обучение, как правило, было бесплатным и доступным для желающих. Первые

упоминания о постоянно действующих медресе на территории Башкортостана

относятся к 17 в. По содержанию они копировали средне-азиатские, по форме

несколько отличались. Располагались вне городов, были небольшими по

размеру, размещались в деревнях, домах; встречались и кочующие медресе, не

имевшие постоянных источников дохода, а также государственной поддержки.

Они были неустойчивы, смерть мударриса, заведующего, главного преподавателя

или богатого покровителя, пожар или неурожай могли привести к их закрытию.

Поэтому из числа возникших в 17-18 вв. медресе процветающих в кон. 19 в.

было немного. Среди них Стерлибашевское, Каргалинское, Куганакбашевское,

Балыклыкулевское, Стерлитамакское. В нач. 20 в. в Уфимской губернии

насчитывалось около 40 медресе. Удаленность от исламских центров, давление

царского правительства, общий упадок мусульманской культуры постепенно

привели местные медресе к застою. Им были присущи схоластика, оторванность

от жизни. На рубеже 19-20 вв. в крае развернулось движение за их обновление

- джадидизм. В городах возникли реформирмистские джадидистские медресе:

"Хусаиния" (Оренбург), "Гусмания" и "Галия" (Уфа), "Расулия" и "Мухаммадия"

(Троицк), в которых наряду с классическими религиозными дисциплинами

изучались и светские предметы.

ДЖАДИДИЗМ, реформаторское движение в области школьного образования,

возникшее во 2-й половине 19 в. среди тюркских народов России. Начало

движения связано с введением в мектебах и медресе звукового метода обучения

грамоте взамен буквослагательного, так называемого "усул-и джадид", т.е.

новый метод. Движение стали называть джадидизм в противовес кадимизму

("кадим" - "старый"). К 80-м гг. 19 в. джадидизм оформился в мощное

общественно-политическое движение. Джадидисты критиковали религию,

фанатизм, требовали замены устаревших религиозных школ национальными

светскими, ратовали за развитие науки и культуры, выступали за издание

газет на родном языке, за открытие культурно-просветительных учреждений,

что способствовало сплочению демократичности сил общества. В Уфимской

губернии новый метод обучения впервые был введен в медресе "Гусмания" (нач.

90-х гг.), в Оренбургской губернии - в медресе "Хусаиния". К началу 20 в.

звуковой метод обучения прочно утвердился в ведущих мектебах и медресе

Башкирии. В старометодных школах ученики обучались грамоте за 3-5 лет, в

джадидистских - за год. Преподавание перешло с арабского языка и тюрки на

татарский язык, который обрел также статус учебного предмета; существенно

расширилось изучение и других светских дисциплин. Был установлен твердый

учебный год и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания. В

1897 в Оренбурге открылась первая в крае новометодная женская школа. Первые

башкирские и татарские преподаватели, последователи джадидизма, были

выпускниками реформированных медресе Каира и Стамбула, педагогических

курсов в гг. Бахчисарай и Касимов. Со 2-й пол. 90-х гг. профессиональных

учителей стали готовить медресе "Расулия", "Гусмания", "Хусаиния" и другие.

Идеологами джадидизма были просветители (М.Акмулла, М.Уметбаев,

Р.Фахретдинов, З.Расулев, крымско-татарский общественный деятель

(И.Гаспринский), прогрессивные представители национальной буржуазии (братья

Хусаиновы и Рамеевы из Оренбурга, Яушевы из Троицка, С.Назиров и Г.Хакимов

из Уфы) и духовенства мусульманского (З.Камалетдинов, К.Закир).

МЕДРЕСЕ ГАЛИЯ открыто в октябре 1906 при второй соборной мечети в

г.Уфе (имам З.Галикеев). Основатель и бессменный директор медресе "Галия"

З.Камалетдинов. В 1907 на средства купца С.Назырова, дворянки С.Янтуриной и

других, было построено трехэтажное здание по ул. Уфимской (ныне

Чернышевского, 5). Бывшее здание медресе "Галия" (Уфа).

Обучение в медресе было 6-летним; принимали с 15 до 45 лет на основе

экзаменов по окончании начальной школы. Особое место в учебной программе

занимали история и философия ислама, толкование Корана, жизнь пророка

Мухаммада, а также языки: арабский, турецкий, русский, тюрки. Преподавание

этих предметов было поставлено на уровень высших учебных заведений. Кроме

традиционных предметов изучались психология, педагогика, дидактика,

литература, чистописание. Преподавали З.Кадыри, Т.Бадиги, С.Зиганшин,

Л.Биксурин, Г.Терегулов, Х.Зайни, Х.Фазылов, И.Абдишев и др. Многие из них

получили образование в Египте, Сирии, Турции и других странах. В 1915 по

просьбе демократически настроенной уччащейся молодежи в медресе начал

преподавать татарский язык и литературу Г.Ибрагимов, историю тюркских

народов - А.-З.Валидов, историю и теорию педагогики - Ф.А.Давлеткильдеева

(в медресе "Галия" первый педагог-женщина). В нем обучались башкиры,

татары, казахи и др. Медресе окончили М.Гафури, Ш.Бабич, Х.Туфан, С.Кудаш,

К.Хакимов, К.Идельгужин, деятель народного образования Казахстана Н.Манаев,

С.Габяши и др. В 1919 медресе "Галия" преобразовано в современную мужскую

школу 2-й ступени для башкир и татар.

МЕДРЕСЕ "ГУСМАНИЯ" основано в 1887 (по некоторым данным в 1885) в Уфе при

Первой соборной мечети ахуном Хайруллой Гусмановым (1846-1907) и

впоследствии было названо в его честь. С 1906/07 учебного года М."Г."

размещалось в новом каменном трехэтажном здании с двумя флигелями по ул.

Тукаева, 39 (ныне здание школы -14), построенном на средства Губернской

земской управы и добровольные пожертвования мусульман. М."Г." вначале было

чисто духовным уч. заведением и готовило проф. служителей мечети; позже

наряду с муллами готовили и учителей начальных классов медресе (мугаллимов

и хальфов). Будущих мулл обучали канонам исламской религии и языкам:

арабских и фарси. В начале 1890-х вводится новый метод обучения "Усули

джадидд" (см. Джадидизм). Обучение в медресе "Гусмания" было 12-летним.

Приготовительный (ибтидаи) и второй (игдадия) классы имели четырехгодичную

программу обучения, первый (рушди) - трехгодичную. Численность шакирдов

достигала 180-190. В его стенах учили азбуку (Алифбу), написанную для детей

башкир и татар, учебник (Морфология и синтаксис араб. яз., I, II, III

части), написанный для шакирдов 5-7 кл. Х.Гусмановым; курс русского языка

вели учителя И.Еникеев и Г.Терегулов, с 1915 историю тюрков преподавал А.-

З.Валидов. После смерти Х.Гусманова медресе "Гусмания" возглавляет имам-

хатыб Первой соборной мечети Ж.Абызгильдин. Медресе "Гусмания" окончили

З.Камалетдинов, профессор, доктор медицинских наук З.Ш.Загидуллин, врач

Б.Гусманов (сын Х.Гусманова), башкирский артист А.Ф.Зубаиров, татарский

писатель Р.Ишморатов и др. В 1918 медресе преобразовано в татарскую

национальную гимназию.

МЕДРЕСЕ "ХУСАИНИЯ" основано в 1889 в Оренбурге братьями А. и М.

Хусаиновыми на собственные средства. В медресе действовала 14-классная

система. В начале 20 в. учебные классы были сгруппированы по разрядам: 3

начальных (ибтидаи), 4 средних (рушди), 4 переходных (игдадия), 3 высших

(галия). Окончившие игдадию получали право преподавать в средней школе.

Преподавание в медресе велось по новому методу (см. Джадидизм). Кроме

традиционных, большое внимание уделялось светским и естествественным

предметам, изучению старотюрского и русского языков. В М."Х." преподавали

Р.Фахретдинов, С.Рамиев, С.Сунчаляй, Ш.Камал, Ф.Карими, Ш.Бурхан и др.

Многие произведения мировых классиков ("Марсельеза" К.Ж.Руже де Лиля,

русский текст П.Л.Лаврова, "Овод" Э.Л.Войнич, "Спартак" Р.Джованьоли,

"Интернационал" Э.Потье и др.) стали известны мусульманскому читателю

благодаря переводам преподавателей медресе.

Медресе «Хусаиния» имело богатую библиотеку с художественной, философской,

педагогической литературой, учебной и периодической изданиями на многих

языках: русском, татарском, арабском, турецком, персидском и др. Некоторые

воспитанники медресе участвовали в революционном движении, сотрудничали в

демократичной периодической печати. Забастовки и стачки шакирдов не

прекращались даже после спада

революции 1905-07. Многие из них впоследствии участвовали в годы

гражданской войны в разгроме Колчака, Дутова и басмач. движения. Медресе

"Хусаиния" окончили многие государственные и общественные деятели, поэты,

писатели, деятели науки и культуры страны. В 1919/20 учебном году

Медресе"Хусаиния" было переименовано в Татарский институт народного

образования.

МЕКТЕБ (мэктэп), мусульманская начальная школа в странах Востока и

дореволюционной России. В Башкортостане мэктэп появились на рубеже 1-го и 2-

го тыс. н.э., после принятия местными тюркскими народами ислама. В мэктэп

обучали грамоте на основе арабской графики. Программа включала обучение

чтению, счету, письму, заучивание наиболее употребляемых молитв, чтение

Корана (обычно по книге "Афтияк"), произведений религиозно-дидактического

содержания ("Ахыр заман китабы" С.Бакыргани, "Кысса-и Йусуф" Кул Гали,

"Мухаммадия" М.Челеби и др.). Срок обучения колебался от 3 до 5 лет. До

конца 19 в. мэктэп были только мужские; женские мэктэп в крае появились в

ходе борьбы за обновление идеологии и учреждений ислама (см. Джадидизм), до

этого девочки обучались в домах мулл у их жен (абыстай). Вначале обучение

вел избранный мусульманской общиной любой грамотный и сведущий в делах

религии человек. С кон. 18

в. правительство запретило частное обучение, мэктэб открывались и

функционировали только при мечетях. Обучением занималось духовенство

мусульманское. В конце 19 - нач. 20 вв. под влиянием джадидистов возникли

полусветские начальные школы. В учебный курс были введены родной язык и

литература, история, русский язык и другие дисциплины, которые вели

светские учителя (мугаллим, мугаллима). Мэктэб существовали за счет средств

мусульманских обществ и частных лиц. В б-ве приходов (махалла) работали 1

или несколько мэктэбов В начале 20 в. количество зарегистрированных

мэктэбов в Уфимской губернии было более 1500, а в Оренбургской - 350.

После Октябрьской революции мэктэб как религиозные школы ислама постепенно

исчезли, так стали называться башкирские и татарские светские начальные и

средние общеобразовательные школы.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека