Медресе Башкортостана
МЕДРЕСЕМЕДРЕСЕ, мусульманское учебное заведение. Первые медресе возникли в
10 в. в Хорасане и Мавераннахре для подготовки служителей исламских
институтов. Традиционная учебная программа медресе включала мусульманское
право (фикх), догматику (калям), коранические дисциплины, хадисоведение,
арабский язык, логику (мантык); дополнительно могли изучаться арифметика,
медицина, астрономия, риторика. Медресе обычно действовали при мечетях.
Обучение, как правило, было бесплатным и доступным для желающих. Первые
упоминания о постоянно действующих медресе на территории Башкортостана
относятся к 17 в. По содержанию они копировали средне-азиатские, по форме
несколько отличались. Располагались вне городов, были небольшими по
размеру, размещались в деревнях, домах; встречались и кочующие медресе, не
имевшие постоянных источников дохода, а также государственной поддержки.
Они были неустойчивы, смерть мударриса, заведующего, главного преподавателя
или богатого покровителя, пожар или неурожай могли привести к их закрытию.
Поэтому из числа возникших в 17-18 вв. медресе процветающих в кон. 19 в.
было немного. Среди них Стерлибашевское, Каргалинское, Куганакбашевское,
Балыклыкулевское, Стерлитамакское. В нач. 20 в. в Уфимской губернии
насчитывалось около 40 медресе. Удаленность от исламских центров, давление
царского правительства, общий упадок мусульманской культуры постепенно
привели местные медресе к застою. Им были присущи схоластика, оторванность
от жизни. На рубеже 19-20 вв. в крае развернулось движение за их обновление
- джадидизм. В городах возникли реформирмистские джадидистские медресе:
"Хусаиния" (Оренбург), "Гусмания" и "Галия" (Уфа), "Расулия" и "Мухаммадия"
(Троицк), в которых наряду с классическими религиозными дисциплинами
изучались и светские предметы.
ДЖАДИДИЗМ, реформаторское движение в области школьного образования,
возникшее во 2-й половине 19 в. среди тюркских народов России. Начало
движения связано с введением в мектебах и медресе звукового метода обучения
грамоте взамен буквослагательного, так называемого "усул-и джадид", т.е.
новый метод. Движение стали называть джадидизм в противовес кадимизму
("кадим" - "старый"). К 80-м гг. 19 в. джадидизм оформился в мощное
общественно-политическое движение. Джадидисты критиковали религию,
фанатизм, требовали замены устаревших религиозных школ национальными
светскими, ратовали за развитие науки и культуры, выступали за издание
газет на родном языке, за открытие культурно-просветительных учреждений,
что способствовало сплочению демократичности сил общества. В Уфимской
губернии новый метод обучения впервые был введен в медресе "Гусмания" (нач.
90-х гг.), в Оренбургской губернии - в медресе "Хусаиния". К началу 20 в.
звуковой метод обучения прочно утвердился в ведущих мектебах и медресе
Башкирии. В старометодных школах ученики обучались грамоте за 3-5 лет, в
джадидистских - за год. Преподавание перешло с арабского языка и тюрки на
татарский язык, который обрел также статус учебного предмета; существенно
расширилось изучение и других светских дисциплин. Был установлен твердый
учебный год и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания. В
1897 в Оренбурге открылась первая в крае новометодная женская школа. Первые
башкирские и татарские преподаватели, последователи джадидизма, были
выпускниками реформированных медресе Каира и Стамбула, педагогических
курсов в гг. Бахчисарай и Касимов. Со 2-й пол. 90-х гг. профессиональных
учителей стали готовить медресе "Расулия", "Гусмания", "Хусаиния" и другие.
Идеологами джадидизма были просветители (М.Акмулла, М.Уметбаев,
Р.Фахретдинов, З.Расулев, крымско-татарский общественный деятель
(И.Гаспринский), прогрессивные представители национальной буржуазии (братья
Хусаиновы и Рамеевы из Оренбурга, Яушевы из Троицка, С.Назиров и Г.Хакимов
из Уфы) и духовенства мусульманского (З.Камалетдинов, К.Закир).
МЕДРЕСЕ ГАЛИЯ открыто в октябре 1906 при второй соборной мечети в
г.Уфе (имам З.Галикеев). Основатель и бессменный директор медресе "Галия"
З.Камалетдинов. В 1907 на средства купца С.Назырова, дворянки С.Янтуриной и
других, было построено трехэтажное здание по ул. Уфимской (ныне
Чернышевского, 5). Бывшее здание медресе "Галия" (Уфа).
Обучение в медресе было 6-летним; принимали с 15 до 45 лет на основе
экзаменов по окончании начальной школы. Особое место в учебной программе
занимали история и философия ислама, толкование Корана, жизнь пророка
Мухаммада, а также языки: арабский, турецкий, русский, тюрки. Преподавание
этих предметов было поставлено на уровень высших учебных заведений. Кроме
традиционных предметов изучались психология, педагогика, дидактика,
литература, чистописание. Преподавали З.Кадыри, Т.Бадиги, С.Зиганшин,
Л.Биксурин, Г.Терегулов, Х.Зайни, Х.Фазылов, И.Абдишев и др. Многие из них
получили образование в Египте, Сирии, Турции и других странах. В 1915 по
просьбе демократически настроенной уччащейся молодежи в медресе начал
преподавать татарский язык и литературу Г.Ибрагимов, историю тюркских
народов - А.-З.Валидов, историю и теорию педагогики - Ф.А.Давлеткильдеева
(в медресе "Галия" первый педагог-женщина). В нем обучались башкиры,
татары, казахи и др. Медресе окончили М.Гафури, Ш.Бабич, Х.Туфан, С.Кудаш,
К.Хакимов, К.Идельгужин, деятель народного образования Казахстана Н.Манаев,
С.Габяши и др. В 1919 медресе "Галия" преобразовано в современную мужскую
школу 2-й ступени для башкир и татар.
МЕДРЕСЕ "ГУСМАНИЯ" основано в 1887 (по некоторым данным в 1885) в Уфе при
Первой соборной мечети ахуном Хайруллой Гусмановым (1846-1907) и
впоследствии было названо в его честь. С 1906/07 учебного года М."Г."
размещалось в новом каменном трехэтажном здании с двумя флигелями по ул.
Тукаева, 39 (ныне здание школы -14), построенном на средства Губернской
земской управы и добровольные пожертвования мусульман. М."Г." вначале было
чисто духовным уч. заведением и готовило проф. служителей мечети; позже
наряду с муллами готовили и учителей начальных классов медресе (мугаллимов
и хальфов). Будущих мулл обучали канонам исламской религии и языкам:
арабских и фарси. В начале 1890-х вводится новый метод обучения "Усули
джадидд" (см. Джадидизм). Обучение в медресе "Гусмания" было 12-летним.
Приготовительный (ибтидаи) и второй (игдадия) классы имели четырехгодичную
программу обучения, первый (рушди) - трехгодичную. Численность шакирдов
достигала 180-190. В его стенах учили азбуку (Алифбу), написанную для детей
башкир и татар, учебник (Морфология и синтаксис араб. яз., I, II, III
части), написанный для шакирдов 5-7 кл. Х.Гусмановым; курс русского языка
вели учителя И.Еникеев и Г.Терегулов, с 1915 историю тюрков преподавал А.-
З.Валидов. После смерти Х.Гусманова медресе "Гусмания" возглавляет имам-
хатыб Первой соборной мечети Ж.Абызгильдин. Медресе "Гусмания" окончили
З.Камалетдинов, профессор, доктор медицинских наук З.Ш.Загидуллин, врач
Б.Гусманов (сын Х.Гусманова), башкирский артист А.Ф.Зубаиров, татарский
писатель Р.Ишморатов и др. В 1918 медресе преобразовано в татарскую
национальную гимназию.
МЕДРЕСЕ "ХУСАИНИЯ" основано в 1889 в Оренбурге братьями А. и М.
Хусаиновыми на собственные средства. В медресе действовала 14-классная
система. В начале 20 в. учебные классы были сгруппированы по разрядам: 3
начальных (ибтидаи), 4 средних (рушди), 4 переходных (игдадия), 3 высших
(галия). Окончившие игдадию получали право преподавать в средней школе.
Преподавание в медресе велось по новому методу (см. Джадидизм). Кроме
традиционных, большое внимание уделялось светским и естествественным
предметам, изучению старотюрского и русского языков. В М."Х." преподавали
Р.Фахретдинов, С.Рамиев, С.Сунчаляй, Ш.Камал, Ф.Карими, Ш.Бурхан и др.
Многие произведения мировых классиков ("Марсельеза" К.Ж.Руже де Лиля,
русский текст П.Л.Лаврова, "Овод" Э.Л.Войнич, "Спартак" Р.Джованьоли,
"Интернационал" Э.Потье и др.) стали известны мусульманскому читателю
благодаря переводам преподавателей медресе.
Медресе «Хусаиния» имело богатую библиотеку с художественной, философской,
педагогической литературой, учебной и периодической изданиями на многих
языках: русском, татарском, арабском, турецком, персидском и др. Некоторые
воспитанники медресе участвовали в революционном движении, сотрудничали в
демократичной периодической печати. Забастовки и стачки шакирдов не
прекращались даже после спада
революции 1905-07. Многие из них впоследствии участвовали в годы
гражданской войны в разгроме Колчака, Дутова и басмач. движения. Медресе
"Хусаиния" окончили многие государственные и общественные деятели, поэты,
писатели, деятели науки и культуры страны. В 1919/20 учебном году
Медресе"Хусаиния" было переименовано в Татарский институт народного
образования.
МЕКТЕБ (мэктэп), мусульманская начальная школа в странах Востока и
дореволюционной России. В Башкортостане мэктэп появились на рубеже 1-го и 2-
го тыс. н.э., после принятия местными тюркскими народами ислама. В мэктэп
обучали грамоте на основе арабской графики. Программа включала обучение
чтению, счету, письму, заучивание наиболее употребляемых молитв, чтение
Корана (обычно по книге "Афтияк"), произведений религиозно-дидактического
содержания ("Ахыр заман китабы" С.Бакыргани, "Кысса-и Йусуф" Кул Гали,
"Мухаммадия" М.Челеби и др.). Срок обучения колебался от 3 до 5 лет. До
конца 19 в. мэктэп были только мужские; женские мэктэп в крае появились в
ходе борьбы за обновление идеологии и учреждений ислама (см. Джадидизм), до
этого девочки обучались в домах мулл у их жен (абыстай). Вначале обучение
вел избранный мусульманской общиной любой грамотный и сведущий в делах
религии человек. С кон. 18
в. правительство запретило частное обучение, мэктэб открывались и
функционировали только при мечетях. Обучением занималось духовенство
мусульманское. В конце 19 - нач. 20 вв. под влиянием джадидистов возникли
полусветские начальные школы. В учебный курс были введены родной язык и
литература, история, русский язык и другие дисциплины, которые вели
светские учителя (мугаллим, мугаллима). Мэктэб существовали за счет средств
мусульманских обществ и частных лиц. В б-ве приходов (махалла) работали 1
или несколько мэктэбов В начале 20 в. количество зарегистрированных
мэктэбов в Уфимской губернии было более 1500, а в Оренбургской - 350.
После Октябрьской революции мэктэб как религиозные школы ислама постепенно
исчезли, так стали называться башкирские и татарские светские начальные и
средние общеобразовательные школы.