Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Основные типы научных и богословских теорий происхождения религий

Основные типы научных и богословских теорий происхождения религий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Днепропетровский национальный университет

Финансово – кредитный факультет

Р Е Ф Е Р А Т

ПО КУРСУ: РЕЛИГИОЗНАВСТВО

НА ТЕМУ :

Выполнила:

Студентка гр.КФ-01-01

Доброскок Т.

Проверил:

Манюк О.В.

Днепропетровск, 2001

П л а н

I. Религия и ее структура………………………3

II. Научные и богословские подходы к изучению религии…………………………………………6

III. Роль религии и подходов к ее изучению в жизни человека и

общества…………………10

Список использованной литературы…………..14

І. Религия и ее структура.

Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В

науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения

тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что

такое религия, то в большинстве случаев он ответит: ‘’Вера в Бога.’’

Слово ‘’религия’’ буквально обозначает , связывание, запряжение,

повторное обращение (к чему либо). Возможно ,что первоначально это

выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному,

постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах

знаменитого римского оратора и политика 1в. до н. э. Цицерона, где он

противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие

(темное, простонародное, мифическое верование).

Слово ‘’религия ‘’ вошло в обиход в первые века христианства и

подчеркивало , что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и

нравственная система.

Религия может быть рассмотрена в разных ракурсах: с точки зрения

психологии человека, с исторической, социальной , с какой угодно ,но

определение этого понятия будет в решающей степени зависеть от главного:

признания существования или несуществования высших сил, т. е. Бога или

богов.

Религия — очень сложное и многоплановое явление. Выделяют такие ее

главные элементы:

1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Верующим может

быть человек образованный, много знающий, но может быть и не имеющий

никакого образования. По отношению к вере первый и второй будут равны.

Вера, идущая от сердца, многократно ценнее для религии, чем идущая от

разума и логики. Она предполагает в первую очередь религиозное чувство,

настроение, эмоции. Вера вечно и неизменно пребывает с человеком, но в

процессе общения верующих людей между собой она часто (но совершенно не

обязательно) конкретизируется. Возникает образ Бога или богов, имеющих

конкретные имена, названия и атрибуты (свойства) и появляется возможность

общения с Ним или с ними, утверждается истинность священных текстов и

догматов (вечных абсолютных истин, принимаемых на веру), авторитет

пророков, основателей церкви и священства.

Вера всегда была и остается важнейшим свойством человеческого

сознания, важнейшим способом и мерилом его духовной жизни.

2. Наряду с простой чувственной верой может существовать и более

систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность

принципов, идей, понятий, т.е. ее учение. Это может быть учение о богах или

Боге, об отношениях Бога и мира. Бога и человека, о правилах жизни и

поведения в обществе (этики и морали), о церковном искусстве и т.п.

Создатели религиозного учения — специально образованные и подготовленные

люди, многие из которых обладают особыми (с точки зрения данной религии)

способностями общаться с Богом, получать некую высшую информацию,

недоступную остальным. Религиозное вероучение создается философами

(религиозная философия) и теологами. В русском языке может применяться

полный аналог слова «теология» — богословие. Если религиозные философы

занимаются наиболее общими вопросами устройства и функционирования божьего

мира, то богословы излагают и обосновывают конкретные аспекты данного

вероучения, изучают и толкуют священные тексты. Богословие, как и всякая

наука, имеет отрасли, например, нравственное богословие.

3. Религия не может существовать без какой-либо религиозной деятельности.

Миссионеры проповедуют и распространяют свою веру, теологи сочиняют научные

труды, преподаватели преподают основы своей религии и т.д. Но стержень

религиозной деятельности — это культ (с лат. возделывание, уход,

почитание). Под культом понимается вся совокупность действии, которые

совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо

сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди,

религиозные праздники.

Для того, чтобы осуществлять культ, необходимы церковное здание, храм

(или молитвенный дом), церковное искусство, предметы культа (утварь,

облачения священства и т.п.) и многое другое. Для совершения культовых

действий в большинстве религий требуются специально подготовленные

священнослужители.

Любой из перечисленных элементов культа — храм, предметы культа,

священство — может отсутствовать в некоторых религиях. Существуют такие

религии, где культу придается столь малое значение, что он может быть

практически незаметен.

4. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности

люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями (необходимо

отличать понятие церковь как организация от того же самого понятия, но в

значении церковное здание). Иногда вместо слов церковь или религия (не

религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия . В

русском языке к этому термину ближе всего по значения слово вероисповедание

(говорят, например, «человек православного вероисповедания»).

Смысл и суть объединения верующих по-разному понимаются и трактуются в

разных религиях. Например, в православном богословии церковь — это

соединение всех православных, живущих ныне, а также уже умерших, т. е.

пребывающих в «жизни вечной» (учение о видимой и невидимой церкви). В этом

случае церковь выступает в качестве некоего вневременного и в

непространственного начала. В других религиях под церковью понимается

просто объединение единоверцев, признающих определенные догматы, правила и

нормы поведения. Некоторые из церквей делают акцент на особую

«посвященность» и изолированность своих членов от всех окружающих, другие,

наоборот, открыты и доступны для всех.

Обычно у религиозных объединений существует организационная структура:

органы управления, объединительный центр (например, римский папа,

патриархия и т.п.), монашество со своей специфической организацией;

иерархия (соподчинение) духовенства. Существуют религиозные учебные

заведения, готовящие священников, академии, научные подразделения,

хозяйственные организации и т.п. Хотя все перечисленное абсолютно не

обязательно для всех религий.

Церковью обычно именуют крупное религиозное объединение, имеющее

глубокие духовные традиции, проверенные временем. Отношения в церквях

упорядочены веками, зачастую в них имеется деление на священнослужителей и

простых мирян. Последователей у каждой церкви, как правило, очень много, в

основной своей массе они анонимны (т.е. учет церковью не ведется).

От церквей принято отличать секты. Это слово несет на себе негативную

окраску, хотя в буквальном переводе с греческого оно означает всего лишь

учение, направление, школа. Сектой может являться оппозиционное течение

внутри какой-либо церкви.

ІІ. Научные и богословские подходы к изучению религии.

Может ли существовать объективная и беспристрастная наука, а вслед за

ней и учебная дисциплина, изучающая религию? Не спешите говорить «да» или

«нет»: этот вопрос не имеет однозначного ответа.

Среди научных подходов к изучению религии выделяются три:

1. Конфессиональный (церковный, вероисповедальный), т.е. религиозный. Так

как ученые, придерживающиеся такого подхода, принадлежат к конкретным

конфессиям (церквям, религиям), то они, выстраивая картину развития

религии, сравнивая и сопоставляя разные религиозные учения, имеют своей

конечной целью утвердить истинность своей религии, доказать ее

превосходство над другими. Иногда бывает так, что, рассматривая историю

религий как исторический процесс, они вообще не включают в общий обзор

сведения о «своей» религии, считая, что она должна рассматриваться

отдельно, вне общего течения истории, по особой методологии. Такой подход

можно назвать еще апологетическим (защитительный).

2. Атеистический или натуралистический, рассматривающий веру людей в Бога

как ошибку, временное, преходящее, но занимающее определенное место в

истории явление. Для этого подхода более важной является не столько сама

религия, сколько история ее изживания в человеческом сознании. Как правило,

исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое внимание

социальной, экономической, политической стороне религиозной жизни, тонкости

же вероучения их интересуют в гораздо меньшей степени, а иногда даже

отвлекают и раздражают как что-то незначительное и даже смешное.

3. Феноменологический (явление, данность) подход, с точки зрения которого

религия описывается и изучается вне связи с проблемой бытия или небытия

Бога. Если религия существует как явление, следовательно, ее можно и нужно

изучать. Большую роль в феноменологическом изучении религий сыграли

историки культуры, археологи, этнографы, искусствоведы, т.е. все

исследователи, сферы интересов которых естественным образом соприкасались с

религиозной жизнью как в древности, так и в настоящее время. Их может

интересовать историческая роль церкви, которую они считают на каких-то

этапах реакционной, мешающей человеческому прогрессу, либо положительной и

прогрессивной , либо нейтральной к нему.

Все эти подходы имеют свои слабые и сильные стороны, но не следует

думать, что они так уж непримиримы. Ученые историки, этнографы,

культурологи, принадлежащие ко всем трем группам, создали замечательные и

очень ценные труды, которые помогут нам при изучении курса.

Для богословско-теологического подхода религия есть сверхприродное

явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом. Это

объяснение религии с позиции верующего человека. С точки зрения теологии

понять сущность религии может только религиозный человек, поскольку он

обладает непосредственным опытом «встречи с Богом».

Конфессиональное религиоведение делится на два направления. Первое

делит религию и общество на две независимые структуры. Второе направление

утверждает, что религия принадлежит обществу, пребывает в обществе.

Концепция религии Александра Меня стоит на том, что религия – это

ответ человека на проявление божественной сущности.

Вопрос о том, как и когда возникла религия, — сложный дискуссионный и

философский вопрос. На него можно дать два взаимоисключающих ответа. С

точки зрения философского подхода выделяют:

1. Религия появилась вместе с человеком. В этом случае человек (что

согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате

акта творения. Религия возникла потому, что существуют Бог и человек,

который способен воспринимать Бога. Сторонники этой точки зрения говорят,

что если бы Бога не было, то не возникло бы и понятия о нем в человеческом

сознании. Таким образом, вопрос о возникновении религии снимается: она

существует исконно.

2. Религия — продукт развития человеческого сознания, т. е. человек сам

создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий

мир. Поначалу древние люди были атеистами, но вместе с искусством,

зачатками науки, языком у них появились элементы религиозного

мировоззрения. Постепенно они усложнялись и систематизировались. Отправной

точкой для такого воззрения стала теория происхождения человека и его

сознания в процессе биологической эволюции. Эта теория (гипотеза)

достаточно стройна, но имеет два «слабых места»: 1) происхождение человека

от обезьяноподобных (либо иных зоологических) предков никак не может

считаться окончательно доказанным: слишком много здесь «темных мест», да и

археологические находки останков древнего обезьяночеловека весьма

отрывочны; 2) находки, сделанные при раскопках древнейших стоянок человека

современного типа подтверждают, что он уже имел некие (не совсем понятные

нам) религиозные представления, а убедительных аргументов в пользу

существования «дорелигиозного периода» в истории человечества так и не

обнаружено.

Не вдаваясь в детальные споры, мы можем констатировать, что вопрос о

происхождении религии остается открытым и вызывает острые мировоззренческие

дискуссии.

Недостаточно ясно, какой была религия древнейшего человека. Согласно,

например, библейскому учению, она должна была быть религией единого Бога.

Ведь Адам и Ева никак не могли верить во множество богов! По Библии, Бог

покарал человечество за попытку построить Вавилонскую башню «до неба». Он

разделил людей на языки (т. е. отдельные народы), которые стали верить в

многочисленных богов. Так вместе с разными языками появились и разные

языческие религии. Если следовать этой логике, то человечество шло от

единобожия первочеловека к многобожию, а затем (с появлением ветхозаветной

религии, христианства, ислама) снова к единобожию. Данную точку зрения

разделяют не только богословы, но и весьма серьезные ученые. Они находят ей

подтверждение, анализируя древнейшие мифы, данные археологии, этнографии и

филологии.

Другие археологи и историки (придерживающиеся натуралистического

взгляда на мир) утверждают, что первоначально человек обожествлял силы

природы, предметы, животных и не имел ни малейшего понятия о едином Боге.

Схематично религиозный путь человека можно выразить так:от примитивных

верований к языческому многобожию (политеизму), а затем к единобожию

(монотеизму).

Археология и этнография подтверждают наличие у древних людей

примитивных верований в сверхъестественные силы. Вера в магические свойства

предметов — камней, кусков дерева, амулетов, фигурок и т.п. — получила в

науке название фетишизм. Если люди (племя, род) поклоняются животному и

растению как своему мифическому предку или защитнику, то это верование

обычно называют тотемизмом (слово «тотем» пришло от североамериканских

индейцев и буквально означает «его род»). Вера в существование бесплотных

духов и душ, населяющих мир, называется анимизмом (душа). Древний человек

одушевлял, уподобляя себе, грозу, дождь, скалы, реки, источники и многое

другое. Возможно, что именно из этого родилось представление о множестве

богов.

ІІІ.Роль религии и подходов к ее изучению в жизни человека и общества.

Вероятно, никто не будет спорить, что религия — это один из важнейших

факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов,

утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже

существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее

человек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность человеческой

жизни, именно так и следует ее воспринимать.

Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова.

Достаточно сравнить двух человек: одного — живущего по законам какой-либо

строгой и изолированной секты, а другого — ведущего светский образ жизни и

абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными

обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии

(допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим

гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих религия

может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной

и той же стране может меняться. Яркий пример того — Украина. Да и конфессии

отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в

своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей

либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги,

призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению

книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо

сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и

т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной

религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего

общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может

быть различна.

Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свойственно выполнять

по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот

они.

Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов,

взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира,

определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение,

надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще

всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал,

внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии,

утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение),

смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или

оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае,

если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты

душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему

ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на

большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии.

Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой

религиозно-нравственной системе не всегдаудерживает человека от совершения

неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это

печальное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства

человеческой натуры (или, как сказали бы последователи многих религий,

«происки сатаны» в человеческом мире).

В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию

наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала

период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших

далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная

идея — «все мы — христиане»). Но тот же самый религиозный фактор может

приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы

людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу.

Напряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь

церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы

католиков с протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей

день).

Среди последователей разных религий периодически возникают крайние

течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и

правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту

жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами.

В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором

духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие,

подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь

чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал;

приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним из первых

мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители.

Обратите внимание, что само слово «культура» восходит к понятию культ. Мы

не будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии

или, наоборот, религия частью культуры (среди философов бытует и та, и

другая точка зрения), но совершенно очевидно, что религиозные идеи со

времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой

деятельности людей, вдохновляли художников. Конечно, в мире существует и

светское (внецерковное, мирское) искусство. Иногда искусствоведы пытаются

столкнуть светское и церковное начала в художественном творчестве и

утверждают, что церковные каноны (правила) мешали самовыражению. Формально

это так, но, если проникнуть в глубину столь непростого вопроса, мы

убедимся, что канон, отметая все лишнее и второстепенное, наоборот,

«раскрепощал» художника и давал простор его самовыражению.

Таким образом, религия выполняет в истории созидательную культурную

функцию. Ее можно проиллюстрировать на примере Руси после принятия

христианства в конце IX в.

Христианская культура с многовековыми традициями утвердилась и расцвела

тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.Опять же не будем

идеализировать картину: ведь люди есть люди, а из человеческой истории

можно извлечь и совершенно противоположные примеры. Вы, вероятно, знаете,

что после утверждения христианства государственной религией Римской

империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было разрушено немало

величайших памятников культуры античной эпохи.

В-седьмых (это связано с предыдущим пунктом), религия способствует

упрочению и закреплению определенных общественных порядков, традиций и

законов жизни. Так как религия более консервативна, чем любой другой

общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению

устоев, к стабильности и покою. (Хотя, безусловно, и это правило не

обходится без исключений.) Если вы помните из новой истории, когда в Европе

зарождалось политическое течение консерватизма, у его истоков стояли

деятели церкви. Религиозные партии находятся, как правило, в правой

охранительной части политического спектра. Их роль в качестве противовеса

бесконечным радикальным и подчас неразумным преобразованиям, переворотам и

революциям очень важна. Покой и стабильность очень нужны сейчас и нашей

Украине...

Список использованной литературы:

1. Кулаков А. Е.“Религии мира”. Учебное пособие. М. – 1991.

2. Мень А.“История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни.” М. –

1992.

3. Колодный А.М. , Яроцкой П.Л. “История религии в Украине”. Учебное

пособие. К. – 1999.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека