Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Основные христианские конфессии

Основные христианские конфессии

Содержание

  • Введение
    • Глава 1. Православие, католичество, протестантизм. Основы вероучения
    • 1.1 Православие и католичество
    • 1.2 Католичество и протестантизм
    • 1.3 Происхождение и сущность человека
    • Глава 2. Современная христианская церковь о труде и богатстве в жизни человека
    • Заключение
    • Список использованных источников и литературы
Введение

Существование человечества на Земле по природе своей очень загадочно. Так же как найти основание многим явлениям, неподдающимся никакому рациональному объяснению. Наука утверждает, что вся Вселенная возникла в результате одного исходного взрыва. А о происхождении человека принято говорить в контексте всем известной теории Дарвина, состоящей в том, что человек произошел от обезьяны путем длительной эволюции, борьбы за существование, выживание сильнейших особей и видов, наследования лучших черт от своих родителей, успешной адаптации к изменяющимся условиям, зарождения трудовых, мыслительных и речевых навыков. И, вероятно, вопрос о происхождении человека не был бы открытым, если не существование множества факторов, противоречащих данной теории.

"Как и в случае множества других научных гипотез, на замену нашей неспособности понять почему мы находимся на этой земле и что мы здесь делаем, приходит концепция Создателя, который захотел чтобы это было так" [8. С.24]. Речь идет о творце, о котором ничего неизвестно, но который является создателем Вселенной, создателем человека. Бог - творец выступает как объяснение мира для людей, принадлежащих к самым различным культурам. И это не еще одна из существующих научных гипотез, существование Бога сводится лишь к вере в него, и с давних пор никто не пытается, что либо опровергать.

"Независимо от того, верит ли человек в Бога, стремление понять бесконечность, смыл жизни, причины несправедливости и страданий, надежда на продолжение существования после смерти остаются главными составляющими человеческого духа" [8. С.11]. Эти вопросы существуют вне времени, поисками ответов на них были заняты еще древнейшие философы - мыслители, но свою актуальность эта тема не потеряла и в настоящем времени, так как в более глубоком рассмотрении эти вопросы включают в себя и многие другие, касающиеся всей жизнедеятельности человека.

Каждый приспосабливается к жизни, вырабатывая свою философию, чаще всего так или иначе, связанную с основными учениями, известными человечеству. Однако, более чем каждый второй человек на земле признает веру в Бога.

Феномен религии занимает очень важно место в жизни человечества и оказал глубокое влияние на культуру всех народов. Бесспорно, сфера этого влияния очень широка, начиная от культурных ценностей, заканчивая бытовой стороной жизни. В самом общем рассмотрении таких мировых религий как христианство, ислам, индуизм, буддизм становится очевидным что, принципы этих религий влияют на все сферы жизнедеятельности человека: на манеру общения, выбор жизненных приоритетов и ценностей, бытовую сторону жизни.

В этой связи особый интерес вызвал такой аспект как хозяйственная деятельность, а точнее труд и материальные блага. Современная экономическая ситуация в странах, в которых основным вероучением является христианство, очень различается друг от друга. Сильнейшая американская экономическая система, основанная на рыночной экономике, "крепко стоящая на ногах" Европа, и сильно отстающая, с "формирующимся рынком" экономика России. Три основных христианских конфессий: протестантизм, католичество и православие, но насколько сильно отличаются их показатели, а соответственно и уровень жизни людей. Проблему данной работы можно обозначить в качестве вопроса: "Можно ли считать залогом благополучия страны то, какую религию она исповедует?"

Целью данной курсовой работы является рассмотрение разных систем взглядов в христианстве. А именно насколько эти взгляды отличаются друг от друга в таких конфессиях как протестантизм, православие и католичество. А так же рассмотрение основных положений и их отличий, а так же то, каким образом они влияют на все составляющие жизни человека: экономическую, культурную, нравственную.

В работе будут решены следующие задачи:

1. Выявить различия и основные принципы в православной, католической и протестантской конфессиях.

2. Выявить основные положения в вероучениях по отношению к человеку и его жизнедеятельности.

3. Провести практическое исследование, направленное на выявление отношения современной церкви (православной, католической и протестантской) к труду, как основной составляющей жизнедеятельности человека.

В работе была использованная разнообразная литература: философская, религиозная, а так же электронные источники и периодические издания, полный перечень которых представлен в приложении. Социология религии Маркса Вебера, работа В.И. Гаражды по протестантизму, а так же "Религии человечества" М. Малерба и работы М. Элиаде - использовались наиболее часто, а так же неоднократно цитируются в представленной работе.

Данная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Первая глава данной работы посвящена решению первой и второй, поставленных задач, а именно: рассмотрение протестантской, православной и религиозной конфессий, их становления, основных принципов и различий, а так же влияние этих конфессий на характер труда людей и их отношение к нему, к приобретаемым материальным ценностям. Глава состоит из трех параграфов, два из которых посвящены двум из представленных конфессий в форме сравнения, а третий - рассмотрению вопроса о сущности человека, его жизнедеятельности и, безусловно, самом происхождении.

Вторая глава посвящена рассмотрению вопроса, связанного с экономической составляющей жизни человека, а именно современному отношению церкви к труду и вопросу о его материальной составляющей. Очевидно, что ни одна религия не может отказаться от решения финансовых вопросов, хотя бы потому, что необходимо обеспечить работу ее учреждения. Так же очевидно, что существует и оценка церкви по отношению к экономической составляющей жизни человека. Именно поэтому целесообразно было провести исследование, путем проведения интервью со священнослужителями протестантской, православной и католической церквей. Это исследование направленно на то, чтобы получить ответ на главный заявленный вопрос: "Можно ли считать залогом благополучия страны то, какую религию она исповедует?". Это возможно лишь определив истинное отношение церкви к тем составляющим, которые создают "благополучие" - труд, деньги, богатство.

Глава 1. Православие, католичество, протестантизм. Основы вероучения

"Самое удивительное в человеке - это сам факт его существования. Между тем сама по себе жизнь, даже в ее простейших растительных и животных формах - чудо, вызванное исключительным стечением обстоятельств" [8.С. 19].

Неспособность понять почему люди находятся на этой Земле и что они здесь делают при всем огромном количестве научных гипотез, компенсируется в существующей концепции Бога - Создателя. Бог творец выступает как объяснение мира для людей, принадлежащих к самым различным культурам. Таким образом можно сказать, что постоянные усилия человечества открыть себе дорогу к Богу - это и есть то, что выражается во всех религиях Мира. В каждой религии есть духовно-нравственное начало. Это начало присутствует уже в самой идеи Бога. Моральное начало особенно выражено в мировых религиях.

Данная работа посвящена рассмотрению трех христианских конфессий, что невозможно без рассмотрения самих принципов христианства.

Идея Бога в христианстве наиболее морально насыщена. "Вездесущий, всемогущий, всеведущий. Бог вместе с тем и всеблагой, и всемилостивый" [11. С.158]. В ипостаси Бога - отца Он выступает в роли защитника, покровителя, хранителя. В ипостаси Бога - сына Он приемлет на себя грехи людей и отдает себя в жертву за них. Лаконичная формула "Бог есть любовь" подчеркивает моральную суть христианства.

Центром христианского учения является личность Иисуса Христа, еврейского пророка из Назарета Галилейского, родившегося около начала нашей эры и распятого по приданию в тридцать три года. Его жизнь и деятельность описаны в Евангелиях. После смерти, он воскрес на третий день и еще сорок пребывал со своими учениками [22. С.281]. Иисус - вполне достоверный исторический персонаж, родившийся в Вифлееме в четвертом веке до нашей эры. "Именно он является центром всех христианских деноминаций. Для них Иисус одновременно и смысл их существования, и основатель, и пример для подражания. Более того, для христиан Он является Богом - Богом, сознательно пожелавшим жить на Земле, несмотря на все тяготы человеческого существования. Миссия Иисуса на Земле - выражение воли Господа" [8. С.87]. Христиане считают, что Иисус был Богом, непорочно зачатым Господом и выношенным Марией, т.е. Матерью Божьей. Его рождение уникально и сверхъестественно. Согласно христианскому вероучению, Господь пожелал приобрести человеческий образ через это уникальное рождение. Стоит заметить, что это объясняет христианский взгляд на начало человеческой жизни с момента зачатия. "Ничто не могла бы помешать Господу "вселиться" в "готового" человека, рожденного от матери и отца, однако в этом случае убедительность Божественного вмешательства - Богоявления, была бы не столь явной" [8. С.88]. Послание Господа очень простое по сути своей. "Бог есть любовь".

Христиане, пытаясь углубить это учение, порой расходились в трактовании своей веры. Порой эти различия становились причиной ожесточенных богословских споров. Таким образом было выработано официальное, ортодоксальное вероучение. Те, кто все же придерживался иной трактовки, покидал вместе со своими сторонниками церковь и таким образом образовывались диссидентские христианские церкви. Когда Западная и Восточная церкви отделились друг от друга из-за разногласий по поводу папской власти, по сути, не имея доктринных расхождений, образовались католическая (Западная) и православная (Восточная) церкви.

В XVI в. выявилось глубокое противоречие между средневековым католицизмом, олицетворявшим собой "феодальное христианство", и обществом, вступившим в пору глубоких преобразований, которые вели от феодализма к капитализму. Так возник протестантизм.

Христианская религия самая большая в численном отношении в мире, представлена на всех континентах и существует в самых различных культурных средах. В течении почти двадцати веков своей бурной истории, христианство, по сути, никогда не отождествляло себя с какой-либо политической, культурной или социальной системой. Его распространение - прежде всего "результат страстного стремления истинных христиан донести слово Божье до других людей" [8. С.86].

Тремя наиболее значимыми течениями христианства являются: католичество, протестантизм и православие. Каждая из этих трех конфессий сильно отличаются друг от друга, своими идеями, принципами, системой устройства, и т.д. Именно поэтому первая глава представленной работы посвящена рассмотрению каждой из трех христианских конфессий, углубляясь в вопрос о происхождении и смысле человеческой жизни, а так же отношении к экономической составляющей жизни человека.

1.1 Православие и католичество

Православие отделяет от католичества прежде всего эмоциональное содержание. В остальном эти два проявления христианства имеют столько общего, что их расхождения выглядят незначительными.

Когда Западная и Восточная церкви отделились друг от друга из-за разногласий, образовались католическая (Западная) и православная (Восточная) церкви.

За длительное время накопилось достаточно много разногласий. Часть их кажется малосущественной. К примеру, ношение бороды является традиционным для священников восточной церкви, но не западной. Другое расхождение связано с календарем: православные придерживаются юлианского календаря, а на Западе, с 1582 года используется григорианский календарь, астрономически более точный. Разница между этими календарями в настоящее время составляет тринадцать дней, так что православное Рождество отмечается седьмого января. В то же время как католики празднуют его двадцать пятого декабря.

Некоторые заметные различия так же существуют в процедуре таинств:

1. Православное крещение производится тройным погружением, а не просто нанесением на лоб нескольких капель воды, что символизирует крещение у католиков.

2. Конфирмация у православных следует немедленно за крещением, в то время как католики проводят ее в конце религиозного образования детей.

3. Причастие мирян производится двумя составляющими - хлебом и вином. Хлеб из дрожжевого теста, как и обычный хлеб, в отличии от используемых католиками просфор, которые приготавливаются без дрожжей. Маленькие дети могут причащаться с момента крещения - нет необходимости ждать до семи или десяти лет, как у католиков.

4. Православная месса поется, но никогда не сопровождается музыкальными инструментами.

5. На определенных условиях в православии возможно расторжение браков, то есть развод. Католическая церковь допускает лишь аннулирование браков, признанных недействительными.

Однако к разрыву привели не эти расхождения ритуалов, носящие по сути второстепенных характер, а два принципиальных вопроса - о "филиокве" и власти папы.

В центре верований христианства, сформулированных на Никейском Соборе в триста двадцать пятом году, стоит единый Бог в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Все они в равной степени несут суть Бога. Что исключает существование какой-либо иерархии между ними. В главе XV Евангелия от Иоанна упоминается, что Святой Дух исходит от Отца. Карл Великий, занимаясь вещами, выходящими за пределы его компетенции, заставил принять новый латинский перевод, в котором Святой Дух исходит от Отца и Сына, что на латыни называлось "филиокве". Для православных здесь речь шла о существенном нарушении "равновесия" Троицы. Это изменение формы, по сути произвольное, было достаточно существенным, чтобы Восток стал считать западных христиан еретиками. Ситуация стала необратимой, когда Рим утвердил это новое толкование в середине XI века.

Второе принципиальное расхождение связано с властью папы. Его авторитет основан на том, что сам Иисус Христос назначил Петра старшим над апостолами. Прерогативы этого "старшего" и способ выбора его наследников не записаны ни в какой конституции. С точки зрения православных, папа должен был бы пользоваться лишь чисто протокольными привилегиями, в то время как Рим старался взять в свои руки эффективное управление всей церковью. Это различие во взглядах долгое время являлось отражением политического соперничества византийской Империи и ее западных аналогов, однако оно также является следствием двух разных концепций церкви.

"Для всех христиан церковь едина и универсальна: она есть Тело Христово" [8. С.132].

Однако православные считают, что поскольку церковь не ограничена ни во времени, ни в пространстве и является предложенной людям новой жизнью с Христом и во Христе, то организационная структура церкви представляет лишь относительный интерес. Католики же позиционируют папу - главу церкви как викария Христа.

С развитием христианского вероучения, православие стало означать строгое следование догматам и традициям христианской церкви.

Аналогичным образом нет никакой необходимости в формальном провозглашении новых догматов. В то же время как некоторые католические догматы, принятые после разрыва с православием вызывают особую критику со стороны православной церкви. К примеру догмат о непогрешимости папы, ибо он воспринимается как предоставление папе власти, которая может принадлежать лишь Церкви, то есть Христу. "Так же православные критикуют и отвергают догмат Непорочного Зачатия, несмотря на испытываемую ими горячую привязанность к Матери Божьей: согласно православию, этот догмат в действительности поднимает ее над людьми, так как избавляет ее от первородного греха, что однако, по мнению католиков, не снижает ее достоинств святости, так как она сохранила свою свободу выбора" [8. С.133]. Так же православие не принимает католических догматов о непорочном зачатии девы Марии, не признает существование чистилища.

В основе православного вероучения лежит Божественное откровение, которое условно разделяется на два основных источника: Священное Писание и Священное Предание. Писание - это книги Ветхого и Нового Заветов. Предание, с точки зрения христианства, - это Слово Божие, открывающееся в Церкви.

Основы христианского вероучения были сформулированы на Вселенских Соборах, созываемых императорами по просьбе церковных иерархов. Православная церковь признает семь соборов. Римско - католическая церковь не признает решений четвертого из них, но зато признает статус Вселенских еще за четырнадцатью соборами.

Христианство выделяет семь таинств, через которые верующие получают божественную благодать. Среди них: "крещение, миропомазание, причащение, покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящения" [20. С.22]. Целью таинств является преображение духа и плоти, "обожение" человека.

Христианство, как и большинство других религий, заботится не только о живых, но и о тех, кто подступает к порогу смерти или уже перешел его. "Смерть для христианина - лишь временное разлучение души и тела" [20. С.31]. Смерть, согласно христианским представлениям появилась в следствии первородного греха. Христианин верит, что после Страшного суда душа и тело вновь обретут друг друга и настанет новая жизнь, небесная.

По сравнению с католичеством, православие производит впечатление значительно более спокойного отношения как к своей внутренней структуре, так и к расширению своих рядов посредством миссионерской деятельности. Православная иерархия прежде всего занимается исполнением религиозных священнодействий и совершением таинств. Церковная иерархия состоит из диаконов, священников и епископов. Различаются они по степени данной благодати. Священники значительно охотнее посвящают себя литургии и молитве, чем деятельности в миру.

Жизнь Церкви проходит вне времени: религиозные службы, в особенности во время больших праздников, длинны и сложны и апеллируют скорее к чувству и воображению, чем к разуму. В своей литургической жизни православные уделяют особое внимание почитанию Божьей Матери, святым мощам, совершению семи таинств и поклонению иконам, играющим огромную роль в православном культе. Древнейшим христианским символом является крест.

Православные и католики разделяли в точности одни и те же верования в течении тысячелетия, и после своего разделения ни те, ни другие не считают, что им удалось добавить что-либо существенного к учению Иисуса Христа.

1.2 Католичество и протестантизм

Первый акт буржуазной революции не случайно был разыгран в форме религиозных воин. Чувства и создание масс были тогда целиком вскормлены той духовной пищей, которую предлагала им церковь. Иной формы идеологии, кроме религии, феодальное средневековье практически не знало. В силу этого историческое движение, основное содержание которого составлял переход от феодализма к капитализму, неизбежно должно было принять религиозную окраску. Идеи и лозунги, отражавшие социальные и политические интересы, требования и цели антифеодального движения, выражались в форме ересей, направленных против римско-католической церкви. Чтобы массы могли подняться на борьбу против феодального строя, нужно было прежде всего сорвать с него тот ореол святости, которым окружала его католическая церковь. "Надо учитывать, что католическая церковь была не просто одним из феодальных институтов, но своеобразным интернациональным центром феодальной системы, ее высшим синтезом" [4. С.7]. Католическая церковь пыталась покончить с нарождавшейся ересью, которая чаще всего выступала против католицизма с требованием восстановления "истинного христианства". Приверженцев стали называть протестантами. Реформация назревала постепенно, но неотвратимо. В XVI в. выявилось глубокое противоречие между средневековым католицизмом, олицетворявшим собой "феодальное христианство", и обществом, вступившим в пору глубоких преобразований, которые вели от феодализма к капитализму. Так возник протестантизм.

Реформаты, кальвинисты, лютеране, баптисты, методисты, пресвитериане, англикане - названия различных течений того, что обычно называют "протестантизм". Протестантские движения рождались не случайно, они выражали различные формы духовности, дополняющие, а иногда противоречащие друг другу. Поэтому с течением времени произошло наложение различных форм протестантизма. Организационные формы его очень разнообразны - от иерархических структур, напоминающих католическую церковь, до почти полной анархии.

Несмотря на огромное разнообразие церквей и тенденций, протестанты прежде всего являются христианами. Поэтому они разделяют фундаментальные верования, общие для всех христиан.

Протестантизм сохраняет основные догматы христианства, он сохраняет представления о сотворении мира, о былом совершенстве человека в "естественном состоянии", в каком он вышел из рук творца, о его грехопадении, о воплощении Бога в Иисусе Христе и об искупительной жертве сына Божьего, о грядущем предшествии, о блаженстве рая, ожидающем праведников, и муках ада, уготованных грешникам. Но в то же время сама религия рассматривается протестантизмом не столько в качестве таинственного и чудесного установления, обособленно стоящего по отношению ко всей остальной человеческой деятельности жизни вообще, но главным образом как источник и носитель всех человеческих ценностей, в первую очередь нравственных.

Одна из трех главных христианских конфессий (наряду с православием и католичеством). Вероучение протестантизма базируется двумя основоположениями: sola fide ("только вера") и sola scriptura ("только Писание"). Вера воплощается в религиозном отношении к своей жизни, которое проявляется в преданности и послушании богу. Она не сводится к приобщению к таинствам, а выражается в поступках, в действиях. Вера становится образом мыслей человека, определяющим образ его действий. Религиозная ценность отдельных поступков, отдельных действий, включая ритуальные, определяется не самими по себе этими поступками, а тем, чем они вызваны, какими порождены побуждениями. Ответственность человека за свое спасение полагается в акте его личной веры, и никакая организация (речь идет о Церкви как о социальном институте) не в праве взять ее на себя.

Идея Бога коренится во внутреннем существовании человека, если она воплощается в том образе мыслей, который определяет образ жизни человека, то с точки зрения возможностей служения господу разница между мирской жизнью и монашеским служением не должна существовать. Следовательно религия не требует от верующего отрешения от мира во имя приобщения к Богу. Бегство от мира было бы бегством, с точки зрения протестантизма, от установленных господом условий человеческой жизни.

"В отличии от католицизма, с его учением о том, что человек может спасти свою душу лишь благодаря посредничеству церкви, наделенной особым правом распределять в мире божественную "благодать", а также благодаря заступничеству "святых" и "добрым делам" верующего, протестантизм придерживается в учении о спасении таких принципов" [4. С.33].

В работе М. Вебера " Протестантская этика и дух капитализма", автор показывает, что протестантизм возвеличивает мирской труд человека, рассматривая его как несение своего креста, как непосредственное служение Богу. Как указывает Вебер, с точки зрения протестантизма, Бог судит о достоинстве христианина по тому, как он выполняет свои профессиональные обязанности. В противовес традиционному христианству, превозносящему монашеский, созерцательный аскетизм.

Лютеранство признает, что человек обретает спасение через веру в милосердие божье, отвергает почитание святых и считает, что сами по себе "добрые дела" без божьей благодати значения не имеют: каждый человек сам находит путь к богу, священник же может быть только советчиком в поисках этого пути. Лютеранская церковь - это общинная церковь под руководством священников-пасторов.

Кальвинизм приписывает спасение исключительно божьей благодати и проповедует учение о предопределении, согласно которому каждый человек изначально предназначен богом для рая или ада. Никакие усилия человека не могут изменить уготованную ему участь. Избранные богом могут определить это по удачливости, главным образом в "деловой сфере" деятельности. В кальвинистской церкви наиболее последовательно проведен демократический принцип организации: общины независимы от каких бы то ни было светских властей, обладают самостоятельностью. Внутри общин жестко регламентируется соблюдение церковных обязанностей.

В отличии от католицизма с его учением о двух источниках веры - "священном писании" и "священном предании", лютеране и кальвинисты признают источником веры лишь одно "священное писание" и "апостольские правила". Каждому верующему предоставляется право по-своему толковать и излагать "слово божье".

"В отличии от католицизма, признающего семь таинств, лютеранство сохраняет только два - крещение и причастие. Последнее они понимают как невидимое присутствие тела и крови Христа в хлебе и вине. Кальвинизм признает из всех таинств только одно - крещение. Причащение же рассматривается как обряд, совершаемый в память о мученической смерти Иисуса Христа, а хлеб и вино - как символы, напоминающие о его искупительной жертве" [4. С.34].

Отвергнув свойственное католицизму резкое разграничение верующих на духовенство и мирян, протестантизм внес существенные изменения в организацию церкви и вообще церковную жизнь и деятельность. Лютеранство представлено национальными церквями, верховенство в которых принадлежит главам соответствующих государств. Церковную иерархию составляют пасторы или епископы, осуществляющие в основном проповеднические и организационные функции. Они не проходят посвящения в сан и не имеют специальных облачений, считается желательным, чтобы пастор состоял в браке. К служению в церкви допускаются женщины. Кальвинизм отверг в принципе подчинение церкви государству и признал каждую общину самостоятельной. Возложив контрольные функции в общине на самих мирян, протестантизм не только не избавил общество от религиозной нетерпимости и проявлений фанатизма, но, наоборот, придал им больший размах и остроту.

1.3 Происхождение и сущность человека

Целью и предметом подлинно христианского богословия всегда был и остается человек в его связи и отношении с Богом.

Как уже было изложено выше, и православие, и католичество, и протестантизм сохраняют основные догматы христианства, прежде всего - представления о сотворении мира, о былом совершенстве человека в "естественном состоянии", в каком он вышел из рук творца.

В книге Бытия сказано: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему". "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всякими животными, пресмыкающимися по земле".

Объединяющим фактором трех религиозных конфессий является единство мысли о сотворении Богом человека, о месте человека в этой жизни, его предназначении.

Еще один немаловажный аспект - это вопрос об отношении церкви к такой сфере как экономическая составляющая жизни человека.

"Как только общество достигнет определенного уровня сложности обменов, оно не может обойтись без денег. По своей природе деньги не могут быть ни грязными, ни чистыми: лишь их использование и представление о них связаны с моралью" [8. С.461]. Непреодолимое влечение к деньгам, стремление заработать их все больше и больше трудно совместимы со служением Богу по той причине, что нельзя полностью и одновременно посвятить себя двум различным целям.

Христос никогда не осуждал и не отвергал частную собственность, а говорил о "богатых", коим "трудно войти в Царство Божие". Он имел в виду не размах их имущества, а их внутреннее отношение к богатству: они "надеются на него, служат ему, а не Богу", "собирают себе" земные сокровища и пребывают в них "сердцем" и потому "богатеют не в Боге". Только таких богатых Христос отвергал, остальным же Он заповедовал милосердие и щедрость.

Тем не менее, ни одна религия не может отказаться от решения финансовых вопросов, хотя бы потому, что необходимо обеспечить работу ее учреждения. Тем не менее, отношение к материальной части жизни человека в рассматриваемых христианских течениях отличается друг от друга.

Православная церковь, не отвергая материального начала в человеке, видит это начало в единстве с началом невещественным, духовным. "Русская православная церковь пустила в обращение концепцию "социальной нейтральности". Суть этой концепции такова. Первая цель христианства - спасение и благо души, из которых потом вырастают и земные блага. Есть два пути, ведущие к этой цели: один путь внешний, другой внутренний. Первый состоит в обнародовании законов, в правительственных распоряжениях, в решении всех политических, экономических и нравственный вопросов на основании известных положений. Второй путь - перемен ума и сердца. Этот путь не под силам людям, его избрал Христос, свидетельствуя тем самым о своей божественной сущности.

Христос не затрагивал в своей евангельской проповеди вопросов политики, права, экономики. Христос обращал свое основное внимание на душу человека, на внутреннего человека, из которого потом уже рождается и внешний человек, то есть подданный, гражданин, семьянин, член общества и т.д.

Основная идея католической религии заключается в ее рационализации жизни. Очевидно, что "она должна была оказать существенное содействие капиталистическому мышлению, которое ведь само по себе, является рациональным, направленным к цели. Идея наживы наряду с экономическим рационализмом означает ведь, в сущности, не что иное, как применение жизненных правил, вообще предписывавшихся религией, к сфере хозяйственной жизни" [6. С.183]. "Какие бы причины ни повели самопроизвольно к образованию экономического рационализма, не может быть сомнений в том, что он нашел могучую поддержку в вероучении церкви, которая во всей жизни стремилась к тому же самому, что капиталистический дух должен был осуществить в хозяйственной жизни" [6. С.184].

Протестантизм стремился утвердиться в качестве религии человека, целиком отдавшегося своим "мирским" обязанностям и заботам. Взгляд на труд как на социально унизительное, хотя и практически необходимое занятие, которое должно быть уделом социальных низов, в протестантском богословие изменился на взгляд о труде как на достойном и славном средстве прославления и утверждения Бога через Его творение, которое еще более увеличивает человеческое благополучие. Не случайно те регионы Европы, которые приняли протестантизм, вскоре оказались экономически процветающими - таковым оказалось неожиданное следствие нового религиозного значения, придаваемого труду. М. Вебер в своих трудах возвеличивает мирской труд человека, рассматривая его как несение своего креста, как непосредственное служение Богу. Эта же основная тенденция протестантизма может быть прослежена и в его трактовке отношения человека к Богу, в понимании самой веры, в истолковании первородного греха. Жизнь человеческая в этом мире рассматривается как судьба, предначертанная Богом человеку. "Человек не смеет уклоняться от жизни "в мире" [4. С.43].

"Протоиерей А. Смирнов писал в статье "Солнце правды и любви": "Как смотреть на общественное неравенство людей? Как должны быть распределены в обществе материальные блага? Позволительна ли собственность? Надо ли стремиться к материальному уравнению членов общества? Как смотреть на рабство? Нормально ли ограничивать деятельность женщин семьей?". Прямых ответов на поставленные вопросы в евангелии просто не найти. Тем не менее оценочная составляющая бытовой жизни человека, материальной стороны просто не может не существовать. "Уже в Евангелии мы можем найти некоторые намеки на экономическую теорию, то есть на осмысление экономики и на позиционирование христианства в этом экономическом мире, то есть что это такое, как нам это понять и как нам себя в нем вести" [7.].

"Католики находятся полностью на уровне новой современной либеральной доктрины, рассуждая о том, что все должно быть морально и нравственно. А то, что касается православия, я бы не стал утверждать, что мы резко противоречим тому, что видим в протестантизме. Очень много разговоров идет о том, что православие в принципе неспособно создать благополучный экономический мир. Вот протестанты - да, они сумели создать американскую модель. Я не вижу там серьезного благополучия. Если на улицу страшно выйти, потому что там стреляют, это не есть благополучие. А то, что стреляют, - это проекция наших экономических отношений. Значит, в доктрине есть некоторый изъян, который приводит к тому, что на улицах стреляют. Значит, не так уж чиста доктрина. Я имею в виду кальвинистскую доктрину, которая называется "Дух протестантизма". Современная протестантская экономика вышла не из Лютера, он был далек от экономики, она вышла из Кальвина. Он на эту тему рассуждал, на эту тему думал, специально обучал свою общину экономной бережливости и так далее. Из него произошла доктрина о том, что материальное богатство есть благословение Божие. Это не его идея на самом деле, она до него сто раз высказывалась святыми отцами. Он просто эту идею применил так, что это есть зримое Божье благословение. Человек праведен, раз у него есть зримое материальное богатство. А поскольку спасутся абсолютно все, потому что они верой только спасаются, делами не надо, веруешь - спасешься, не веруешь - не спасешься" [7.].

"В принципе нигде христианство не говорит о том, что экономика - вещь неприемлемая, нигде оно не говорит о том, что прибыль получать не надо. Христианство начинает оценивать факт, а факт начинается с того момента, когда человеческая воля придает процессу какое-то направление движения.

Вопрос заключается в том, как используется эта прибыль. "Если вы получаете прибыль и расходуете ее не только на себя, но и на некие социальные нужды, на нужды всего общества, по-разному, пусть это будут нужды какой-нибудь больной старушки или общества в целом, - вот это правильное использование того богатства, которое Бог вам дал" [7.].

И православие, и католичество, и протестантизм сохраняют основные догматы христианства, прежде всего - представления о сотворении мира, о былом совершенстве человека в "естественном состоянии", в каком он вышел из рук творца. Проведенный анализ в форме сравнения православной и католической, католической и протестантской конфессий, наглядно показал на сколько одна вера - христианство может трактоваться по разному. Именно это разногласие и послужило историческому разделению конфессий.

Целью первой главы было рассмотреть каждую из трех христианских конфессий, углубляясь в вопрос о происхождении и смысле человеческой жизни, а так же отношению к экономической составляющей жизни человека. Это удалось по средствам глубокого изучения религиозной литературы. В первую очередь частично была решена поставленная проблема, обозначенную в качестве вопроса о том, каким образом христианские конфессии влияют на экономическую, культурную и нравственную составляющие жизни человека. Более детальному рассмотрению экономической составляющей в современном обществе посвящена вторая глава. Но общий вывод может звучать следующим образом: Общая позиция в отношении материальной стороны жизнедеятельности человека не является ни протестантской, ни католической, ни православной - она общехристианская. А вот "выводы, которые из нее делаются, те результаты, к которым она на деле приводит, - это уже то осмысление, которое свободная человеческая воля дает тем или иным основным постулатам христианской веры" [7.].

В целом, учитывая то, что протестантизм внес существенные изменения в организацию церкви и вообще церковную жизнь и деятельность, что не могло не отразиться на воспитании прихожан и верующих, то неудивительны не отличия, в особенности с православной церковью и ее учениями. Протестантизм не столько обращает внимание на "добрые дела", сколько акцентирует внимание на вопросе верует человек, погруженный "мирскими" заботами, или не верует. Следовательно религия не требует от верующего отрешения от мира во имя приобщения к Богу. Католичество и православие во взглядах близко по отношению взаимодействия человека и Бога. Оно проявляется в первую очередь в "добрых делах" и посредничеству церкви, заступничеству святых. Но существует большая разница в том, что буржуазный "склад" католической церкви и с ее высокой степенью рационализма влияет на обыденную жизнь человека, особенно касающуюся материальной ее составляющей. Православие в этом плане более консервативно и в большей степени придает значение внутренней - духовной и внешней - "мирской" жизни человека.

Глава 2. Современная христианская церковь о труде и богатстве в жизни человека

Вторая глава посвящена рассмотрению вопроса, связанного с экономической составляющей жизни человека, а именно отношению церкви к вопросу накопления богатства. Очевидно, что в доктринах исследуемых в работе христианских конфессий отношение сильно отличается друг от друга. Этому может свидетельствовать экономическое положение стран, в которых распространено то или иное течение, к примеру сильная американская модель и практически повсеместное распространение протестантских церквей. Так же показательным может служить то, как непосредственно выглядит место, куда приходят верующие люди - церковь, будь то православный храм, католический костел или протестантская кирха.

Очевидно, что ни одна религия не может отказаться от решения финансовых вопросов, хотя бы потому, что необходимо обеспечить работу ее учреждения. Так же очевидно, что существует и оценка церкви по отношению к экономической составляющей жизни человека. То, что существуют расхождения, сложившиеся в течении долгого исторического пути, связанные с разным трактованием евангелии и вообще расхождений в доктрине, об этом было изложено в первой главе, теоретической части. Но о том, как именно обстоит ситуация в современном мире, в котором, пожалуй, все взаимоотношения в обществе "пропитаны" экономической сущностью, ни в какой литературе, даже периодических изданиях, не встретишь. Именно поэтому целесообразно было провести исследование, путем проведения интервью со священнослужителями протестантской, православной и католической церквей. Цель исследования направлена на выявление отношения современной церкви (православной, католической и протестантской) к труду, как основной составляющей жизнедеятельности человека. А так же на то, чтобы получить на то, чтобы получить ответ на главный заявленный вопрос: "Можно ли считать залогом благополучия страны то, какую религию она исповедует?". Это возможно лишь определив истинное отношение церкви к тем составляющим, которые создают "благополучие" - труд, деньги, богатство.

Первым опрошенным был Отец Андрей, наставник Томской католической церкви.

- Что такое труд?

- Труд - это призвание. К труду подходят по-разному. И многие воспринимают труд как зло и приговор за совершение первородного греха. Но это благодать, так как человек через труд выполняет свое призвание. Он становится хозяином земли. Человек сам совершенствуется благодаря работе и труду и его жизнь становится более легкой. Это способ реализовать себя.

Отец Андрей рекомендовал обратиться к труду Юанна Павла - II “Laborem ecsercens”, в переводе на русский язык "О человеческом труде".

- Богатство - это следствие труда человека?

- Естественно. Очень важно чтобы человек правильно воспринимал это богатство. И Иисус очень много говорил об этом в Евангелии." Богатым очень трудно войти в Царство Божье". Люди забывают о душе, о спасении, становятся эгоистичными и высокомерными. В Евангелии существует множество притч по этому поводу. Богатство - это опасно, но если человек делится с нищими и если он воспринимает это как дар Божий, то он может своим богатством воплощать любовь ближнему. Благотворительность - это правильное использование богатства.

- Значит, деньги развращают духовный мир человека?

- Его неправильное использование, да! В богатстве есть ответственность за его использование. Если оно помогает другим людям, значит человек на пути спасения.

- " На все воля Божья". Так ли это?

- Каждый человек свободен и это великий дар Господа, он выражает этим свою любовь к людям. Человек может делать выбор сам, даже если и совершает ошибки. Но Бог знает все о выборе, который делаем мы. Но он не ограничивает нас в самостоятельности принятия решений.

- Богатство и бедность - это тоже воля Божья?

- Есть нищета, бедность из-за вины самого человека. Большинство из них - это алкоголики, все свое имущество потеряла из-за своей пагубной страсти. И в этом нет вины Господа. В этом виноваты сами люди. Бог дал человеку разум, руки, мудрость и человек может это использовать во благо и зарабатывать честным трудом. Но многие этим не пользуются. Порой есть бедность независящая от человека. Но ведь есть общество, и оно должно помогать. Предприниматели, само государство, богатые должны помогать!" Мы спасаемся не в одиночку, мы спасаемся в обществе" - это слова Бога! Первые христиане имели все общее и никто из них не страдал. Бедность - это вызов для общества. Чтобы люди руководствовались сердцем и делились тем, что у них есть. Каждый человек может делать добро. Если людям чего-то не хватает в земной жизни, им обязательно воздастся в небесной. Но какой бы крайней нищета ни была бы, Бог никогда не позволит умереть с голоду.

- В современной экономической ситуации, чтобы прокормить семью, люди зачастую вынуждены открывают свое дело, создавать бизнес. Бизнес, это в первую очередь, средство зарабатывания денег, а деньги - это средства к существованию. Известно, что бизнес не всегда бывает честным. Получается, что человек, поступается своими принципами ради блага близких. Как по-вашему выглядит эта ситуация?

- Это самообман! В жизни можно и не обманывать. Мы, христиане призваны служить Богу. Можно занимать высокие посты, но ни в коем случае не должны обманывать. Нужно жить честно и по совести. В материальном плане, конечно человек может потерять, но в духовном плане никогда не потеряет!

Следующим компетентным лицом, в исследовании стал Отец Сергей.

- Что такое труд?

- Труд - это органичный элемент человеческой жизни. Это творческое раскрытие человека. Человеку дано быть сотворцом и соработником Господа. Но после грехопадения характер труда человека изменился. В 3 главе книги Бытия сказано: " В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься". Труд теперь становится способом добычи средств к существованию, творческая составляющая исчезает. Основное содержание четвертой заповеди гласит: "Помни день субботний чтобы святить его, шесть дней работай, а день седьмой не делай никакого дела".

- Богатство - это следствие труда человека?

- Для одних, богатство - это вознаграждение Божье за труды, смирение, земные дела. А для других, богатство - это некое испытание. Не каждый сможет его пройти

- Человек должен довольствоваться малым или должен всегда стремиться к улучшению своего материального положения?

- В Евангелии сказано, что человек не должен заботиться о своем материальном положении здесь. "О не оскудевающем сокровище на небесах".

- Деньги развращают духовный мир человека?

- Да. деньги должны быть потрачены на все самое необходимое. А если человек тратит их, задумываясь только о себе - это уже эгоизм. ах", девятнадцатый, двадцатый, двадцать первый стих.

- "На все воля Божья", так ли это?

- Это глубоко философский вопрос. Для начала стоит понять, что это значит. Воля Божья - это понятие, связанное с промыслом Божьем. Он направляет к благим целям, пресекает зло и направляет его в добрые последствия. Все дано по воли Божьей, потому что ничего не состоит на земле не созданное Богом.

- Богатство и бедность - это тоже проявление воли Бога?

- Все зависит от самого человека и состояния его души. В Житие Серафима Саровского есть притча о богатом и бедном, так вот она демонстрирует именно духовное состояние человека. Главное же понимать, для чего это богатство дано Богом. И все же, богатство - это земное, а главная цель - это Царство Божье.

- В современной экономической ситуации, чтобы прокормить семью, люди зачастую вынуждены открывают свое дело, создавать бизнес. Бизнес, это в первую очередь, средство зарабатывания денег, а деньги - это средства к существованию. Известно, что бизнес не всегда бывает честным. Получается, что человек, поступается своими принципами ради блага близких. Как по-вашему выглядит эта ситуация?

- Всякий обман - это грех. Известно, что "Весь Мир лежит во зле", но ведь можно вести бизнес честным путем, все же в основе христианского учения лежит принцип любви к ближнему. Каждый человек должен иметь достаточно средств для достаточного существования. В Евангелии осуждаются лишь те, кто чрезмерно злоупотребляет в своих потребностях.

Последнее интервью, полученное, в Лютеранской церкви Святой Марии.

- Что такое труд?

- "Труд является средством существования человека и одновременно призванием. В труде человек способен реализовать себя как личность, все зависит от самого человека. Кто-то может воспринимать его как наказание, но это не так. Трудясь, человек служит Богу. В этом есть предназначение человека"

- Богатство - это следствие труда человека?

- "Конечно. Бог ведь показывает путь, по которому, двигаясь человек достигает определенных высот. И отказываться от него нельзя, тем самым вы сходите с правильного пути. Никто не должен стыдиться богатства, нажитого честным трудом. Конечно, оно накладывает на человека большие обязанности, в первую очередь, связанные с духовной стороной, богатство как самоцель в жизни человека - это неправильно. Богатство должно быть лишь его составляющей, не более того".

- Деньги развращают духовный мир человека?

- "Деньги не должны стать смыслом жизни. Это лишь один из вариантов хорошей жизни здесь, на земле. А если деньги используются по назначению, человек не забывает о своей вере и поступает по совести, то нет".

- Человек должен довольствоваться малым или должен всегда стремиться улучшить свое материальное положение?

- "Конечно человек достоин жить лучше и имеет право к этому стремиться, стремиться к улучшению своего материального положения".

- "На все воля Божья", так ли это?

- "Да, конечно. Ничего не происходит случайно. Бог направляет нас во всех делах, конечно во многом все зависит от воли человека и того, как он понимает наставления Бога".

- Богатство и бедность, это тоже проявление воли Божьей?

- "Отчасти. Что касается бедности - то в этом виновен сам человек, который не желает изменить свою жизнь, человек силах это сделать сам. Нужно только начать действовать, Бог всегда направит по нужному пути".

- В современной экономической ситуации, чтобы прокормить семью, люди зачастую вынуждены открывают свое дело, создавать бизнес. Бизнес, это в первую очередь, средство зарабатывания денег, а деньги - это средства к существованию. Известно, что бизнес не всегда бывает честным. Получается, что человек, поступается своими принципами ради блага близких. Как по-вашему выглядит эта ситуация?

- "Почему нужно обманывать? Достойное существование можно обеспечить честным путем. Поступая по совести, человек никогда не потеряет в материальном плане, он только приобретет. Чем выше духовное развитие человека, тем больше он получит даров Божьих. Каждый отвечает за свои поступки, за плохие, его Бог наказывает, за хорошие - вознаграждает".

Не требуется дополнительного поиска источников информации, чтобы убедиться в том, что выдвинутая гипотеза о негативном отношении современной христианской церкви к богатству является неоднозначной. Во - первых, причины его появления рассматриваются в вероучениях по-разному. Если для православных - это следствие труда человека и одновременно испытание в земной жизни, то для католиков и протестантов - это дар Божий, котором лишь нужно правильно распорядиться. Во - вторых, отношение к самому труду - это так же неоднозначный вопрос. Православие его рассматривает как следствие первородного греха, католичество, ссылаясь на первородный грех, утверждает, что это не наказание, что труд - это дар Божий. Протестантизм, в свою очередь, труд рассматривает как предназначение человека, тем самым его служению Богу.

Заключение

Феномен религии занимает очень важно место в жизни человечества и оказал глубокое влияние на культуру всех народов. Бог - творец выступает как объяснение мира для людей, принадлежащих к самым различным культурам. Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных положений и их отличий в основных христианских конфессиях, а так же то, каким образом они влияют на все составляющие жизни человека: экономическую, культурную, нравственную.

Бесспорно, что сфера влияния религии очень широка, начиная от культурных ценностей, заканчивая бытовой стороной жизни. В этой связи особый интерес вызвал такой аспект как хозяйственная деятельность, а точнее отношение к труду и благам.

В работе нашли решение все заявленные задачи, поставленные в данной работе, а именно: рассмотрены основные христианские конфессии: протестантизм, православие и католичество, были выявлены их основные принципы и различия, так же положения, связанные с отношением к жизнедеятельности человека. Этой теоретической части посвящена первая глава работы. Практическая часть - вторая глава, представляет собой исследование, которое направленно на выявление отношения современной церкви (православной, католической и протестантской) к труду, как основной составляющей жизнедеятельности человека.

Интервью со священнослужителями, несмотря на расхождение в вопросе о богатстве, можно считать, что и в рассуждениях о труде человека, и о моральной стороне финансового вопроса, представители церкви остались едины в рассуждениях. Главное о чем говорят церковнослужители - это не забывать о единственной главной цели, ожидающей каждого христианина - Царство Небесное, а не земная жизнь. Поэтому важно правильно воспринимать свое материальное положение, в богатстве - помогать ближним, в бедности - помнить, что в небесной жизни воздастся вдвойне, и, безусловно, помнить о душе и ее спасении.

Ряд основных выводов, которые необходимо подвести в заключении работы:

1. Целью и предметом христианского богословия является человек в его связи и в его отношении с Богом.

2. Православие, католичество и протестантизм сохраняют основные догматы христианства: представления о сотворении мира, о былом совершенстве человека в "естественном состоянии", в каком он вышел из рук творца, о его грехопадении, о воплощении Бога в Иисусе Христе и об искупительной жертве сына Божьего, о грядущем предшествии, о блаженстве рая, ожидающем праведников, и муках ада, уготованных грешникам.

3. Общая позиция в отношении материальной стороны жизнедеятельности человека не является ни протестантской, ни католической, ни православной - она общехристианская.

4. Как и в основе всего христианства лежит учение о любви к ближнему, так и в вопросе о материальных ценностях, любовь к ближнему должна выражаться в финансовой помощи, пожертвовании и благотворительности. А так же принципиальным является не количество накопленных средств, а то, так ими распоряжается человек.

Таким образом, главный вывод следует о том, что несмотря на доктринные расхождения в христианских конфессиях, вопрос о происхождении человека, связанный с сотворением Бога, смысле человеческой жизни, связанном с праведной жизнью, позволяющей пройти в Царство Божье, является единым как в православии, католичестве, так и протестантизме. Как именно будет прожита жизнь человека, во многом зависит от самого вероучения и ее трактовки, и в этом аспекте мнения расходятся. Так как отношение к мирской жизни и мирским ценностям так же различно. Но смысл этой прожитой жизни сводится к единому концу - Небесной жизни в Царстве Божьем.

Список использованных источников и литературы

1.
Белик, Андрей Александрович. Культура и личность; Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: учебное пособие / А.А. Белик. - М.: Изд-во РГГУ, 2001. - 378 с.

2. Булгаков, Сергей Николаевич. Православие. Очерки учения православной церкви / С.Н. Булгаков. - М.: Терра, 1991. - 413 с.

3. Вебер, Макс. Избранное. Образ общества: пер. с нем. / М. Вебер. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.

4. Гараджа, Виктор Иванович. Протестантизм / В.И. Гараджа. - М.: Политиздат, 1971. - 199 с.

5. Добреньков, Владимир Иванович. Социальная антропология: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 687 с.

6. Зомбарт, Вернер. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека: пер. с нем. / В. Зомбарт. - М.: Наука, 1994. - 443 с.

7. Интервью и Игуменом Филиппом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.taday.ru/text/90262.html

8. Малерб, Мишель. Религии человечества: пер. с фр. / М. Малерб; ред. А.Л. Гуревич. - М; СПб.: Рудомино: Университетская книга, 1997. - 608 с.

9. Мень, Александр Владимирович. Мировая духовная культура, христианство, церковь: лекции и беседы / А.В. Мень. - М.: Фонд им. Александра Меня, 1995. - 671с.

10. Оссовская, Мария. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали: пер. с пол. / М. Оссовская. - М.: Прогресс, 1987. - 527 с.

11. Православие и Россия: канун третьего тысячелетия / Томская епархия Русской Православной Церкви; Томский политехнический университет (ТПУ); под ред. Л.М. Хараима, О.Т. Лойко. - Томск: Изд-во ТПУ, 2000. - 165 с.

12. Религия и общество. Ч.1: хрестоматия по социологии религии: для высших учебных заведений / сост. В.И. Гараджа; Е.Д. Руткевич; под ред.В.И. Гараджи. - М.: Наука, 1994. - 299 с.

13. Религия и общество. Ч.2: хрестоматия по социологии религии: для высших учебных заведений / сост. В.И. Гараджа; Е.Д. Руткевич; под ред. В.И. Гараджи. - М.: Наука, 1994. - 202 с.

14. Религия и глобализация на просторах Евразии: [сборник статей] / Московский Центр Карнеги; под ред. А.В. Малашенко, С.Б. Филатова. - 2-е изд. - М.: РОССПЭН, 2009. - 341 с.

15. Роуз, Серафим. Православие и "религии будущего" / С. Роуз. - Алма-Ата, 1991. - 168 с.

16. Самыгин, Сергей Иванович. Религиоведение: социология и психология религии: учебное пособие / С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 672 с.

17. Социальная философия: учебное пособие для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1995. - 240 с.

18. Фрилинг, Рудольф. Христианство и ислам: Духовные борения человечества на пути к самопознанию: пер. с нем. / Р. Фрилинг. - М.: Энигма, 1997. - 144 с.

19. Фрейд, Зигмунд. Тотем и табу; Психология первобытной культуры и религии: пер. с нем. / З. Фрейд. - СПб.: Алетейа, 1997. - 221 с.

20. Чумакова, Т.В. Православие / Т.В. Чумакова. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с.

21. Чьюнинг, Ричард К. Бизнес сквозь призму веры: пер. с англ. / Р.К. Чьюнинг, Дж.У. Эби, Ш. Дж. Роэлс. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. - 240 с.

22. Элиаде, Мирча. Словарь религий, обрядов и верований: пер. с фр. / М. Элиаде, И. Кулиано; при участии Г.С. Винер; науч. ред. Е. Мурашкинцева; ред. Т. Громова. - М.; СПб.: Рудомино: Университетская книга, 1997. - 413 с.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека