Отношения РПЦ и советского государства в период 1917-1985
Реферат по предмету «Новая история» на тему:
Отношения Церкви и государства в большевистский период.
_______________________
Преподаватель
_______________________
Санкт-Петербург
1999 г.
План.
Введение.
1. Краткий обзор отношений Русской Православной Церкви (РПЦ) и
русского государства.
2. Особенности исторического периода.
Основная часть.
3. Краткая биографическая справка наиболее видных церковных деятелей
рассматриваемого периода.
- Патриарх Тихон
- Митрополит Сергий (Страгородский)
- Введенский Александр Иванович
4. Период политики государства, направленной на уничтожение РПЦ путем
открытого террора (1917 – 1941 гг.)
1. Физическое уничтожение безоружных священнослужителей и
верующих.
2. Кампания вскрытия мощей - особенности борьбы государства с РПЦ.
3. Кампания изъятия церковных ценностей «для помощи голодающим
Поволжья».
4. Церковный раскол как средство борьбы государства с церковью.
5. Декларация 1927 г. и последующие годы.
6. Война – общее бедствие. Послевоенное возрождение.
7. Возобновление гонений на РПЦ (1958 – 1970 гг.)
8. Заключительный период большевизма в России (1970 – 1985 гг.)
Заключение.
9. РПЦ сегодня. Государство и РПЦ.
Введение
1. Вся история русского народа является переплетением взаимоотношений
Русской Православной Церкви (РПЦ) и русского государства. Поэтому многие
современные историки считают, что истоки проблем, возникшие во
взаимоотношениях Русской Православной Церкви (РПЦ) и государством в начале
ХХ века во многом были заложены в предыдущие периоды. Поэтому необходимо
совершить краткий обзор отношений РПЦ и русского государства, начиная с Х
века до революции 1917 года.
Формально датой крещения Руси считается 988 год. Но по свидетельству
историков христианство на территории Руси появилось задолго до этой даты. В
этот период государство равнодушно относилось к христианству среди своих
подданных.
988 г. фактически является годом признания за христианством статуса
государственной религии. Благочестивые Киевские князья, беря пример со св.
равноапостольного князя Владимира (в крещении Василия), строили и
благоустраивали храмы, организовывали монастырскую жизнь, выделяя для этих
целей часть государственных доходов, а также часть своих княжеских средств.
В свою очередь православная церковь всеми силами способствовала развитию
русского народа и русского государства. Православные монастыри становятся
культурными центрами, церковь способствует развитию общерусского мышления.
Это был первый (домонгольский) период развития РПЦ.
Второй период – монгольский (XIII – XV века) можно характеризовать
раздроблением единого государства на мелкие княжества и подпадения их под
влияние более сильных государств (Золотая Орда, Литва, Польша). РПЦ в этот
период всей своей деятельностью стремиться противостоять центробежным
тенденциям и служить центром объединения патриотических русских сил. Она
выступает силой, сохраняющей единство русской нации, сохраняя и возможность
объединения раздробленных княжеств в единое государство.
Третий период (автокефальный) – период самостоятельного управления РПЦ
(1448 – начало XXVIII века). Церковь продолжает поддерживать усилия
Московских князей по укреплению Русского государства и объединению русского
народа под властью Москвы. Однако «благодарность» государства оказалась
весьма своеобразной. Государство все больше и больше стремится руководить
церковной жизнью, взимать налоги с монастырских и церковных земель, решать
вопросы перемещения епископов и т. д. Именно в этот период царь Иоанн IV
(Грозный), недовольный постоянными обличениями своей жестокости со стороны
митрополита Филиппа (Колычева), посылает своего приближенного Малюту
Скуратова убить сосланного митрополита.
Четвертый период (синодальный) это период максимального подчинения РПЦ
государственным структурам (начало XXVIII века – 1917 год). В это время над
церковью довлел обер-прокурор – государственный чиновник, подчас не просто
неверующий человек, но и откровенный масон, активно стремящийся уничтожить
РПЦ. Государство принуждает церковь признать интересы государства выше
интересов паствы. В этот период ни разу не собирался поместный собор (в
другое время соборы проводились каждый год). Под давлением государства РПЦ
принимает противоречащие православию постановления – нарушение тайны
исповеди (при наличии признака государственной измены), лишение церкви и
прихода права вести самостоятельную экономическую деятельность и иметь
собственность и т. д. Нужно отметить, что большинство священников с
возмущением отвергали возможность разглашения тайны исповеди, например
священник, исповедовавший Каракозова, отказался предоставить следствию
сведения полученные им на исповеди.
2. Горькие результаты развития взаимоотношений РПЦ и государства к
началу XX века:
- интеллигенция идет путем нецерковных религиозных исканий (основная
масса русской
интеллигенции была настроена антиклерикально, к их числу приходится
отнести Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева);
- духовенство считалось сословием неуважаемым (большинство приходских
священников не получали жалованья, священники стремились отдать своих
детей в светские учебные заведения);
- жизнь рабочих и крестьян все больше становится бездуховной,
приземленной;
- пропаганда радикальных политических реформ сопровождается
антицерковными лозунгами;
- ухудшается материальное положение церковных учреждений (церковно-
приходских школ, воскресных школ, кружков религиозного образования);
Вместе с тем на рубеже XIX – XX веков в РПЦ появляется целая плеяда
талантливых архиепископов, таких как митрополит Тихон (Белавин), митрополит
Сергий (Страгородский), митрополит Антоний Храповицкий и другие.
Высокообразованные, преданные своему служению, эти церковные деятели во
многом определили события 20х – 30х годов и взаимоотношения РПЦ и
государства. Для понимания происходивших в РПЦ процессов необходимо хотя бы
кратко познакомиться с биографиями некоторых церковных деятелей.
Основная часть
3. Краткие биографические сведения о видных церковных деятелей:
А) Патриарх Тихон.
Василий Иванович Белавин родился 31 января 1865 года в городе
Торопец Псковской губернии в семье священника. Учеба:
Торопецкое Духовное училище, Псковская Духовная семинария, Санкт-
Петербургская Духовная академия. Служба: преподаватель в
Псковской семинарии (в это время следует его постриг в монахи с
именем Тихона), инспектор Холмской семинарии, архиепископ
Люблинский Холмской епархии, архиепископ Алеутский и
Аляскинский (за время его управления епархия из Алеутской и
Аляскинской выросла в Русскую Православную Церковь в Америке),
архиепископ Ярославский, архиепископ Виленский и всей Литвы. Как
видно из послужного списка будущего патриарха Тихона он почти
всегда служил в епархиях удаленных, сложных и всегда блестяще
справлялся с порученной должностью.
Б) Митрополит Сергий (Страгородский).
Иван Николаевич Страгородский родился 11 января 1867 года в
городе Арзамас в семье священника. Учеба: Арзамасское Духовное
училище, Нижегородская Духовная семинария, Санкт-Петербургская
Духовная академия (в это время следует монашеский постриг с
именем Сергия). Служба: Японская православная миссия – священник
в Киото, доцент в Санкт-Петербургской Духовной академии,
инспектор в Московской Духовной Академии, настоятель посольской
церкви в Афинах, помощник начальника Японской православной
миссии, инспектор, а чуть позже ректор Санкт-Петербургской
Духовной академии, архиепископ Финляндский,
В) Введенский Александр Иванович.
Родился 1889 году в городе Витебск, отец – директор гимназии. В
1911 году заканчивает Санкт-Петербургский университет посещает
религиозно-философские кружки, пишет стихи, прекрасно
музицирует. В 1914 году рукоположен в военные священники. В 1922
году оказывается в группе «прогрессивного духовенства».
4. Период попыток государства физического уничтожения РПЦ (1917 – 1941
гг.).
4.1. Православное сознание осмысляет государство как богоустановленный
институт:
«нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены»
(послание апостола Павла к Римлянам 3, 1). Поэтому церковь предписывает
своим чадам не только повиноваться государственной власти - повиноваться
независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, независимо от их
отношения к церкви, но и молиться за власть, исключая случаи прямого
богоборчества государства. Коалиция же партий, пришедших к власти в
результате октябрьского переворота 1917 года, изначально гордо утверждала
себя, как отстраненную от всякой религиозности общность людей. Достаточно
сказать, что РСДРП(б) вообще никак не рассматривала вопрос своих
взаимоотношений с церковью в случае прихода к власти. С другой стороны, это
не единственный темный вопрос программы РСДРП(б). К октябрю 1917 года
программа РСДРП(б) не имела конструктивной части, т. е. все чаяния
большевиков заканчивались свержением монархии (программа минимум) и взятием
власти путем вооруженного восстания (программа максимум). Что делать дальше
ни партия, ни ее деятели не знали. В условиях отсутствия конструктивных
программ сразу после взятия власти в свои руки большевики и их союзники
запустили массу программ деструктивных - уничтожительных. Одна из них –
полное уничтожение церкви и полное изжитие из народа всякой религиозности.
Простейший способ решить эту задачу – физическое уничтожение
церковнослужителей и массовый террор против верующих.
25 января 1918 года в Киеве происходит бессмысленное и зверское убийство
митрополита Владимира. По свидетельству современников м. Владимир был прост
в обращении со всеми, но тверд и настойчив в своих требованиях и
распоряжениях. Желал, чтобы столичное духовенство возможно ближе стояло к
народу, чаще совершало богослужения и проповедывало. В целях усиления и
оживления пастырской деятельности московского духовенства митрополит
Владимир стал открывать новые вакансии при столичных приходах и назначать
новых священников. Также Владыка пытался внести истинное христианское
нравственное учение в среду рабочего класса, который в то время был увлечен
социалистическим мировоззрением. Он посещал собрания московских рабочих,
обращался к ним со словом христианского наставления, сам печатал свои слова
и речи, переводил с иностранных языков лучшие литературные произведения по
вопросам, касающимся социализма. В период службы митрополитом Петроградским
на личной аудиенции у императора Николая II он изложил свое мнение о
пагубном влиянии деятельности Г. Распутина. За открытое неприятие Г.
Распутина был переведен на Киевскую кафедру.
Страшные события начались с того, что митрополит Владимир был взят в
келии настоятеля Киево-Печерской Лавры группой во главе с комиссаром-
матросом. После допроса убийцы повели митрополита в его спальню. Что там
происходило неизвестно, только потом келейники нашли на полу в разных
местах комнаты, разорванный шелковый шнурочек, ладанку и серебряную
нательную иконку. На место расстрела его видимо привезли на автомобиле,
хотя это место было совсем близко от Лавры. Митрополит попросил время на
молитву, воздел руки вверх и сказал: "Господи! Прости мои согрешения,
вольные и невольные, и прими дух мой с миром". Потом благословил
крестообразно своих убийц и еще не успел опустить руки, как послышались
выстрелы. Помимо огнестрельных ран на теле покойного было найдено множество
колотых ран. Тело мученически скончавшегося м. Владимира оставалось на
месте убийства до утра следующего дня. Митрополиту Владимиру было тогда
семьдесят лет.
Петроградский протоиерей Алексей Ставровский после убийства председателя
Петроградского ЧК Урицкого был арестован, в числе многочисленных заложников
и вывезен в Кронштадт. Большевики расстреляли каждого десятого заложника.
Будучи в преклонных летах, протоиерей Алексей Ставровский поменялся жребием
с молодым священником и был расстрелян.
16 июня 1918 года убит большевиками архиепископ Тобольский Ермоген. Так
же как и м. Владимир он был сослан за обличение Г. Распутина. ЧК
арестовывает его без предъявления каких бы то ни было обвинений, но
соглашается освободить под залог крупной суммы. Когда деньги были верующими
собраны, чекисты забирают деньги, но архиепископа с камнем на шее бросают в
Тобол.
Убивали не только священнослужителей но и мирян, перечислим хотя бы
некоторых из погибших в 1918 - 1919 годах. Архиепископ Пермский Андроник,
Воронежский Тихон, Черниговский Василий, Астраханский Митрофан, Вяземский
Макарий, Енотаевский Леонтий, Ревельский Платон, епископ Амвросий,
протоиерей Иоанн Кочуров, Петр Скипетров, Иосиф Смирнов, Павел Дернов,
игумен Гервасий, иеромонах Герасим, священники Михаил Чафранов, Павел
Кушников, Петр Покрывало, диакон Иоанн Касторский и многие другие.
Страшные, жестокие убийства служителей алтаря Господня и мирян! Многие
священнослужители, монахи и монахини были зверски замучены бандитами в
кожанках: их распинали на Царских вратах, варили в котлах с кипящей смолой,
скальпировали, душили епитрахилями, топили в прорубях. Никто из убитых не
держал в руках оружия, никто из них не был осужден судом даже в виде фарса.
Всего же к 1921 г. погибло более 12 тысяч мирян, несколько тысяч
приходского духовенства и монашествующих, 28 архиереев.
2. Еще не закончилась гражданская война, еще не решен окончательно вопрос,
быть или не
быть большевистскому государству, но большевики развертывают кампанию по
вскрытию мощей. Вызывает удивление тот факт, что в сложнейший для
большевистской власти период,
16 февраля 1918 г., принимается постановление о вскрытии мощей –
православной святыни. Можно спорить о том, было ли необходимо в тот период
производить массовое вскрытие мощей, но очевидно, что цель этой кампании
совершенно другая – спровоцировать выступление верующих против этой
«государственной» акции. Поэтому, согласно инструкции, вскрытие мощей
должно было производиться при массовом стечении верующих, во время
богослужений. Но и подобные провокации не смогли изменить соотношения
поддержки народом РПЦ и большевистского правительства.
К исходу гражданской войны даже правительству большевиков стало ясно:
продолжать красный террор против священнослужителей – окончательно
дискредитировать себя. Поэтому государство прибегает к другим формам
уничтожения Церкви.
4.3. Летом 1921 г. на русский народ обрушилось еще одно бедствие – голод. В
конце года голодало 20 миллионов человек. Уже в августе 1921 г. было ясно
– голод неизбежен, и патриарх Тихон обращается к народам мира с просьбой о
помощи. Он просит помочь стране (а значит и правительству - большевикам),
которая в течение двух лет физически уничтожала Церковь. «Помогите стране,
кормившей многих и ныне умирающей от голода» (послание патриарха Тихона к
народам мира). Под председательством патриарха организуется общественный
комитет помощи голодающим – Помгол, но уже 27 августа ВЦИК распустил Помгол
и образовал свою Центральную комиссию помощи голодающим. В декабре 1921 г.
эта Комиссия обратилась к Патриарху с просьбой о пожертвовании. В ответ на
эту просьбу Патриарх Тихон 19 февраля 1922 г. издает воззвание, призывающее
приходы жертвовать драгоценные церковные украшения, не имеющие
богослужебного характера. Казалось бы, вопрос разрешен миром, но мир
большевикам был не нужен. Поэтому 23 февраля 1922 г. ВЦИК издает декрет об
изъятии церковных ценностей. То, что не помощь голодающим была целью этого
документа, видно из секретных инструкций, дополняющих этот декрет. Из
записки Троцкого от 17 марта 1922 г. явствует, что параллельно основной
комиссии по изъятию церковных ценностей большевики создают другую –
секретную, в которую входят карательные органы ЧК и армия. Роль этих
комиссий становится ясна на примере Петрограда. 19 марта 1922 В. И. Ленин
пишет письмо в политбюро: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных
местах едят людей… мы можем и, поэтому должны провести изъятие церковных
ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед
подавлением какого угодно сопротивления». Из записки заместителя
председателя ГПУ от 20 марта 1922 г.: «…провести работу по подготовке к
успешному экспроприированию этого имущества путем разного рода налетов и
нападений на церкви и нападений на хранилища церковного имущества и пр.». И
это государственный документ! Однако далеко не все изъятые ценности
использовались государством большевиков для помощи голодающим. В это время
Красин строит в Лондоне роскошный особняк для советского торгпредства, а в
недрах ГПУ возникает такая записка: «…выдать два чемодана драгоценностей
для организации помощи германской компартии по проведению мировой
революции…». Наверное, только большевики мерили драгоценности чемоданами. С
другой стороны, большевики используют изъятие ценностей как предлог для
расправы со священнослужителями. В Москве было приговорено к смертной казни
11 человек. Особенно хорошо видно назначение кампании по изъятию ценностей
на примере нашего города. Митрополитом Петроградским в это время был
Вениамин. Он был избран на Петроградскую кафедру в марте 1917 года вопреки
желанию Временного Правительства по желанию приходских собраний и рабочих
Путиловского и Обуховского заводов. При возникновении необходимости вести
диалог с Петроградской комиссией помощи голодающим м. Вениамин выставил 3
требования:
1. Передача ценностей должна быть осуществлена в форме пожертвования, а
не изъятия;
2. В органы по контролю за использованием изъятых ценностей включить
верующих;
3. Разрешить верующим выкупать церковные предметы богослужебного
назначения.
Петроградская комиссия помощи голодающим согласилась с этими требованиями,
надеясь отличиться мирным выполнением декрета. На другой и на третий день в
разных газетах (в том числе и в московских «Известиях») появились сообщения
о состоявшемся соглашении.
Газетные заметки имели благожелательный тон по отношению к м. Вениамину и
петербургскому духовенству. Но по прошествии несколько дней в комиссии
произошли кадровые изменения, и представителям м. Вениамина было заявлено,
что пожертвования не будет, а будет изъятие. Позже было сфабриковано дело
против митрополита Вениамина и целого ряда его соратников. В результате суд
приговорил митрополита Вениамина (Казанского), епископа Венедикта
(Плотникова), архимандрита Сергия (Шеина), протоиерея Чукова, протоиерея
Новицкого, Ковшарова, профессора Огнева, Елачича к расстрелу.
4.4 Большевики постоянно говорят о том, что всякая религия – «опиум для
народа» и внешне действительно более менее одинаково относятся к разным
вероисповеданиям и религиям. Но на практике особую ненависть они питают к
православию. Поэтому в этот период основным методом ЧК в борьбе с РПЦ
становится поддержка ЧК обновленческого раскола. Прочтем резолюцию коллегии
ВЧК: «Выяснить характер отдельных епископов, викариев, дабы на черте
честолюбия разыгрывать всякие варианты…» - вот так государство планирует
подрывную работу в РПЦ – как будто в тылу врага. Так, при аресте
митрополита Вениамина вместе с сотрудниками ГПУ прибывает и лидер
обновленческого движения Введенский – ведет он себя, по свидетельству
очевидцев, как штатный чекист. Отношение государства к обновленческому
движению видно из протокола заседания комиссии ВЦИК по отделению Церкви от
государства. «Взять более твердую ставку на группу «живой церкви», коалируя
с ней левую группу» (речь идет об объединении двух обновленческих движений,
которые поддерживаются государством в противовес РПЦ). Проанализируем еще
один документ - записку Ем. Ярославского в Политбюро ЦК РКП(б) 19 июня 1923
г.:
«Прошу поставить в порядок дня ближайшего заседания следующие вопросы
антирелигиозной комиссии:
1) Директива по поводу обращения Тихона в Верховный суд.
2) Информация о съезде мусульманского духовенства и съезде Буддийского
духовенства Калмыцкой области.
3) Просьба антирелигиозной комиссии об ускорении утверждения резолюции
XII-го съезда об антирелигиозной пропаганде.
Председатель Комиссии Е. ЯРОСЛАВСКИЙ»
Из документа видно, что государство интересуется исламом и буддизмом,
причем слово «Буддизм» написано почему-то с большой буквы (наверное, это
вероисповедание большевики уважали больше других). А вот отношение
государства большевиков к католицизму. Посмотрим еще два документа. Первый:
«Протокол антирелигиозной комиссии. (т.Попов Н.Н.)
П о с т а н о в и л и :
42. 1) Принять следующие предложения антирелигиозной комиссии:
а) Разрешить групповое преподавание католическим детям катехизиса перед
конфирмацией;
б) добиваться замены польских ксендзов немецкими или итальянскими.
в) Продлить следствие по делу Тихона и не возражать против изменения меры
пресечения и тем из сопроцессников его, которые публично покаятся в своих
преступлениях.»
И второй: «Секретарь ЦК Отпечат. в 1 экз. Секретарю ЦК РКП тов.
СТАЛИНУ.
ИЗ САНТА МАРГЕРИТА ЛИГАРЕ № 3 90 мин. 17/V. 0,40 НАРКОМИНДЕЛ, Москва.
Пиццадо помощник Гаспарри от имени Папы просит освободить Тихона кстати
предлагает купить взятые из церквей предметы культа и отставит их как
(пропуск I группы) у епископа Цеплека зпт а деньги немедленно вручат нам
абзац Это соблазнительно зпт но передача православных церковных предметов
католикам вызовет бурю в России тчк Ответьте немедленно НрIII (спец Цибизов
16/V-22) Ч И Ч Е Р И Н».
Как видно, к католической церкви большевистское правительство относится
вполне лояльно и даже готово идти на сотрудничество, если бы не опасение
«бури в России».
Также лояльно (если не более того) большевистское правительство относится и
к евангельским христианам баптистам. Вот что пишет в своих мемуарах первый
президент Всероссийского Союза Евангельских христиан баптистов г. Проханов:
«В основе политики большевиков в отношении религиозных организаций была
свобода для всех, за исключением тех групп и священства, которые
участвовали в политической оппозиции новому режиму. Одним из первых
шагов советского правительства был декрет об отделении церкви от
государства. В соответствии с провозглашенным декретом православная церковь
теряла финансовую поддержку государства... Миллионы рублей были изъяты из
церковных касс и это подорвало средства существования Священного Синода,
Духовной академии и других церковных институтов. Большинство священников
были удалены от служения. Но в то же время некоторые из просвященных
священников поняли эти реформы правильно и приняли их...
Таким образом низвержение православной церкви было значительным
достижением, главной базой религиозной свободы... Упомянутый выше декрет об
отделении церкви от государства содержал ясные и недвусмысленные положения,
запрещающие любой вид преследований по
религиозным мотивам и гарантировавшие полную свободу совести... В
практической жизни мы, евангельские христиане, видели факты, подтвердающие
в общем благоприятное отношение советской власти к религиозным группам...
Общим убеждением верующих в России в те годы было и остается, что если бы
Ленин был жив, то в нашей стране не было бы ужасных гонений на христиан со
стороны атеистов." И это христианин пишет о времени, когда по его
собственным словам «…согласно официальной статистике, которая была
опубликована с 1917 по 1922 год в Советской прессе, в общем 1 млн. 800 тыс.
казней было совершено, в том числе
над 28-ю архиепископами, 1404-мя священниками и 8800-а врачами."»
Большевистское правительство пошло так далеко, что выдавало баптистам
удостоверения о праве проведения массовых богослужений и миссионерских
мероприятий. Тот же г. Проханов пишет: «В некоторых местах, когда наши
проповедники и миссионеры показывали удостоверения, выданные Советами в
Петрограде, им немедленно оказывалась помощь и в аренде, по возможности
крупных залов, и в разрешении печатать объявления о приглашении людей на
Богослужения, и в развешивании этих объявлений на улицах". Приходит на
память меткая русская поговорка «Кому война, а кому мать родна»
5. Существование РПЦ в условиях государства, объявившего уничтожение
Церкви своей
задачей, становилось все более и более сложным, и руководство РПЦ в 1927 г.
добивается, наконец (путем значительных уступок), признания за РПЦ
легального положения. 29 июля 1927 года заместитель патриаршего
местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) издает «Послание к
пастырям и пастве», известное как «Декларация 1927 года».
В Декларации подчеркивалась патриотическая позиция РПЦ в новых
исторических условиях: «Мы хотим быть православными и в то же время
сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи
которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи».
До сегодняшнего дня многие не понимают значения этого документа и подчас
осуждают м. Сергия за этот шаг навстречу богоборческой власти большевиков.
Но именно этот шаг позволил сохранить Православную Церковь не как музейный
экспонат, не как ушедшую в подполье секту, а как Церковь – Богочеловеческий
организм. Но эти значительные уступки государству не сильно повлияли на
отношения большевиков к православной вере. В начале 1929 года за подписью
Кагановича на места была отправлена директива, в которой подчеркивалось,
что религиозные организации являются единственной легально действующей
контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. Этим фактически была
дана команда к широкому применению административных и репрессивных мер в
борьбе с религией. Верующим родителям запрещалось обучать началам религии
своих детей. Началось массовое закрытие храмов. Из сохранившихся к 1928
году 30 тысяч приходов в 1928 г. было закрыто 534 церкви, в 1929 г. – 1119.
И далее нарастающими темпами. В Москве из 500 храмов к 1 января 1930 г.
осталось только 224. В 1931 г. был взорван храм Христа Спасителя. Закрытие
храмов и уничтожение святынь сопровождалось арестами, ссылками и высылками
священнослужителей и мирян, этапированием их в места заключения, где уже
томились тысячи священников и десятки архиереев. В 1932 году «Союз
воинствующих безбожников» принял пятилетний план:
1 год – добиться закрытия всех духовных школ и лишить священнослужителей
продовольственных карточек;
2 год – провести массовое закрытие церквей запретить изготовление предметов
культа;
3 год – выслать всех служителей культа «за границу» (все, конечно, понимали
что значит эта «заграница»);
4 год – закрыть оставшиеся храмы всех религий;
5 год – закрепить достигнутые успехи.
Однако план «воинствующих безбожников» провалился. Даже после невиданных,
кровавых репрессий 1936-1937 годов (т.н. «ежовские» репрессии), не
прошедших мимо членов РПЦ, перепись 1937 показала, что 2/3 сельского
населения и 1/3 городского продолжают считать себя верующими! После этого
большевистское государство отказалось от метода совмещения репрессий и
антирелигиозной пропаганды и снова перешло к физическому уничтожению РПЦ.
За 1937 год было закрыто более 8 тысяч храмов. По ложным обвинениям были
расстреляны тысячи священников и мирян. Многие погибли в застенках НКВД, в
лагерях и в ссылках.
К 1939 году во всей стране оставалось около 100 открытых храмов. Скоро
очень скоро ожидалось торжественное закрытие последнего храма.
6. 22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. И впервые за всю
историю
богоборческого государства его руководитель – И. В. Сталин начал свою речь
не обращением “товарищи”, а давно забытым “братья и сестры”. РПЦ
откликнулась на призыв о защите отечества, верная традициям св. князя
Александра Невского, св. князя Дмитрия Донского и других защитников русской
земли. Наша Церковь, забыв о нанесенных ей большевистским государством
ранах, призвала верующих встать на защиту родной земли. Митрополит Сергий в
первый же день войны написал и собственноручно напечатал на машинке
“Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви”. В нем он пишет
“Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа…Благославляет она
небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг… Церковь
благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины.
Господь нам дарует победу”.
За годы войны РПЦ не только призывала верующих исполнить свой долг защиты
родной земли, но и собирала денежные средства на вооружение. На собранные
верующими средства была построена танковая колонна имени Дмитрия Донского.
Всего за годы войны было собрано более двухсот миллионов рублей.
Грозная опасность, нависшая над самим существованием нашего государства,
необходимость всенародного единения для победы над врагом, патриотическая
позиция Русской Церкви побудили Советское правительство к изменению
религиозной политики.
Начали открываться приходы, многие из оставшихся в живых священников были
освобождены из лагерей и смогли возобновить служение в храмах. В советской
печати практически прекратилась антирелигиозная пропаганда. Особое значение
имела беседа трех митрополитов (м. Сергия, м. Алексия и м. Николая) с И. В.
Сталиным, состоявшаяся 31 августа 1943 года. Результатом беседы явилось
возобновление архиерейских соборов, открытие духовных школ, началась
подготовка Поместного собора. Показательны в этом отношении слова,
сказанные Председателем Совета по делам РПЦ при Совнаркоме Г. Г. Карповым
на встрече с членами архиерейского собора 24 ноября 1944 года: «Те явления,
которые сейчас происходят в жизни Церкви, не носят временного характера».
Эти слова выражали основной принцип новой религиозной политики
государственной власти, которая продолжалась 15 лет. Но этот мирный в
отношениях РПЦ и государства период не мог продолжаться долго в условиях
большевистской власти.
7. В 1958 году большевистское государство, руководимое в тот период Н.
С. Хрущевым, вновь изменило свою политику в отношении РПЦ. По всей
видимости причиной этого стали обнаружившиеся тогда разногласия внутри
руководства коммунистической партии и экономические трудности в управлении
страной. В связи с этим руководство решило отвлечь народ от насущных
проблем, заменив эти проблемы борьбой с религией и РПЦ в первую очередь.
Впервые после эпохи “Воинствующего безбожника” журналы и газеты наполнились
антирелигиозными статьями с кощунственными выпадами против святынь. Эта
кампания отличалась широким привлечением ренегатов. Вышла в печать брошюра,
составленная бывшим преподователем Одесской семинарии Е. Дулуманом. В
печати появились заявления бывших священников П. Дарматского, А. Спасского
и А. Осипова об отречении от Бога. После такой подготовки по стране
прокатилась волна закрытия храмов под разными предлогами: ветхостью зданий,
тем, что вблизи храма находится школа, что храм мешает движению транспорта
и т. д. Всего за период хрущевских гонений было закрыто около половины
храмов – если в 1959 году насчитывалось 14 тысяч приходов, то к 1961 году
только 8 тысяч. Одновременно сокращается количество служащих священников.
Необходимо отметить, что второй особенностью хрущевских гонений была их
бескровность. Почти не было арестов, только несколько священников были
осуждены по сфабрикованным делам в основном за финансовые нарушения.
Однако в связи с происшедшими перестановками в руководстве страны,
хрущевские репрессии в отношении РПЦ постепенно сошли на нет. Но тот подъем
духовной жизни народа, который происходил в период 1943 – 1958 годов, уже
не вернулся.
8. Наступил последний период в эпохе большевистского управления страной.
Этот период затишья в отношениях государства и РПЦ характеризовался
медленным сокращением количества храмов, закрывавшихся по
необходимости (например, прекращение существования деревни). Новые
храмы открывались очень редко. Снижалась посещаемость храмов, т.к.
пожилые люди умирали, а большую часть населения страны стало
составлять поколение, выросшее в эпоху жесткой антирелигиозной
пропаганды. Вместе с тем участились случаи обращения людей,
воспитанных в атеистических семьях. В результате частичной
нормализации отношений РПЦ и государства был открыт ряд Духовных
учебных заведений, увеличилось число обучающихся в них. Московская
Патриархия несколько раз осуществляла издание Библии, общий тираж
Библии за период с 1976 по 1983 год составил 300 тысяч экземпляров.
Объявление государством перемен во всех сферах жизни общества, получивших
название «перестройки», позволило изменить к лучшему положение дел в РПЦ.
Подготовка к юбилейным торжествам – Тысячелетию крещения Руси в 1988 году
позволила увеличить число приходов, государство стало передавать Церкви
отобранные ранее храмы, разрешило открыть воскресные школы.
Заключение
9. Сегодня Церковь восстанавливает свое значение в среде народа в сложных
условиях.
В отличие от условий большевистского периода, РПЦ получила большую свободу,
но еще большей свободой пользуются всевозможные культы, секты, общества
колдунов и астрологов. В наших школах часто с большим удовлетворением
приглашают последователей Муна или Свидетелей Иеговы, чем православного
священника. В условиях сложной экономической ситуации в стране РПЦ,
существующая исключительно на средства прихожан, не может состязаться по
количеству и полиграфическому качеству миссионерской литературы с
миссионерами-протестантами, несущими учение чуждое нашему народу. Многие
расценивают принятие закона о свободе совести, как «огосударствление
церкви», но практика показывает, что при внешнем уважении к традиционной
русской религии и ее носительнице – Русской Православной Церкви,
сегодняшнее руководство государством совершенно безразлично к нуждам РПЦ.
Примером может быть ситуация с показом фильма «Последнее искушение Христа».
И католики, и протестанты, и даже мусульмане предупреждали, что фильм -
недопустимо кощунственный, но правительство так и не запретило его показ по
телевидению. Отказ НТВ выполнить просьбу Патриарха (отказаться от показа
этого фильма) лишает кого бы то ни было возможности утверждать, будто
православие в России является чем-то государственно-обязательным. Другой
пример. Несмотря на многочисленные просьбы о передаче РПЦ в Санкт-
Петербурге одной из великих святынь русского православия – храма «Спаса-на-
крови» правительство продолжает удерживать его в качестве музея. И все же
РПЦ живет и развивается. Из года в год открываются новые храмы, создаются
новые приходы, открываются воскресные школы, православные классы в обычных
государственных школах. Проводятся православные конференции, выставки,
фестивали (например Рождественские чтения, которые проводятся каждый год в
Москве). В этом году восстановлена традиция предпасхальной Лазаревой
ярмарки, на которой были выставлены изделия, изготовленные детьми и
взрослыми в кружках рукоделия воскресных школ Санкт-Петербурга. РПЦ
насчитывает на сегодняшний день 125 епархий, на всех континентах есть
приходы РПЦ. Во всех часовых поясах проводятся православные богослужения и,
потому, ни на минуту не прерывается православное богослужение.
Литература:
1. Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
«Стояние в вере».
2. Владимир Цыпин, протоиерей.
«История Русской Православной Церкви».
3. Георгий Митрофанов, протоиерей.
«Лекции по истории Русской Православной Церкви ХХ век».
4. Дмитрий Поспеловский.
«Православная Церковь в истории Руси, России и СССР».
5. Проханов И.С.
«В котле России», изданна в 1992 году Всемирным союзом евангельских
христиан.