Праздники Господские: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Праздники Господские: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Праздник Рождества Христова отмечают 25 декабря (католики), 7 января
(православные) христиане и относят его к числу главных, самых важных
праздников. На Руси его стали отмечать в X веке практически одновременно с
проникновением сюда христианства.
Естественно, что по времени он практически слился с зимним
древнеславянским праздником, святками, которые праздновались с конца
декабря и всю первую неделю января. Постепенно с утверждением Христианства
на Руси святочные дни обрели твердые даты. Они начинались 25 декабря (день
рождения Христа) и заканчивались в январе (день его крещения).
У древних славян святки были одним из главных праздников. Начинались
они с магического очищения от нечистой силы, скверны. Для этого вымывалось
жилище, окроплялся водой скот, люди мылись сами. Накрывался богатый
праздничный стол, уставленный всевозможными яствами, украшениями из теста и
колосьев.
Перед началом праздничной трапезы глава дома брал горшок с кутьей и
трижды обходил с ним вокруг жилища. После этого он через окно или дверь
выбрасывал на улицу несколько ложек кутьи, угощая духов.
Конечно, в настоящее время от этих традиций практически ничего не
осталось. Но праздничный стол у нас всегда максимально заставляется
угощеньями.
Мы говорили, что на Руси праздник Рождения Христа стал отмечаться
практически одновременно с приходом Христианства, но еще очень долго он
находился как бы в тени святок, постепенно получив с ними равные права, а
затем и вытеснив их почти полностью.
В двух Евангелиях – от Марка и от Иоанна – о появлении на свет Сына
Божьего ничего не упоминается. А Матфей и Лука рассказывают об этом
событии, но по-разному.
В Евангелии от Луки говорится, что родители Христа, Иосиф и Мария,
жили в городе Назарете, там Марии явился архангел Гавриил, и предсказал ей
зачатие и рождение необыкновенного сына Иисуса.
Незадолго до наступления родов Иосифу и Марии необходимо было
направиться на Родину своих предков в город Вифлеем для регистрации по
случаю проводимой всеобщей переписи населения.
Не найдя места для ночлега, они решили переночевать за городом в
пещере, служившей загоном для скота. Здесь и родился Иисус Христос. Его
появление на свет было отмечено чудесным знамением. С неба ангелы сообщили
о рождении Сына Божия, находившимся неподалеку пастухам. В это же время в
воздухе прозвучал гимн "Слава в вышних Богу".
Совсем иначе эти события описываются в Евангелии от Матфея. Здесь уже
старый плотник Иосиф узнает, что его молодая жена – девственница Мария –
забеременела, он решает ее тайно отпустить, но во сне к нему является ангел
и объясняет, что Мария не виновна, она зачала от Духа Святого, и родит Сына
Божьего, которому предначертано стать спасителем мира.
Согласно Матфею, Иисус родился в городе Вифлееме, где постоянно жили
его родители. При его рождении в небе появилась чудесная звезда, которую
увидели волхвы, и пришли к новорожденному с дарами.
От волхвов об этом событии узнали население Иерусалима и царь Ирод.
Боясь, что Иисус станет претендовать на трон, Ирод приказал убить в
Вифлееме и окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет, что и было
сделано, – 14 тысяч младенцев были умерщвлены.
Христос же остался жив благодаря тому, что заранее предупредил
родителей о готовящейся расправе, и семье удалось бежать в Египет, где они
и поселились, после смерти Ирода они вернулись на Родину, но, опасаясь
преследований, поселились в городе Назарете.
Сами по себе различия в описаниях рождения и других событий не могут
служить основанием считать такое событие не имевшим место. Как известно, о
событии (особенно давнем) несколько людей не могут рассказать совершенно
одинаково. Кто-то считает важными одни детали, другой – другие.
Как мы уже говорили, сам праздник, посвященный Рождеству Иисуса
Христа, появился позднее других. Это естественно. Ведь верующих гораздо
больше интересовали подробности его смерти и воскресения. И лишь со
временем – с возрастанием интереса верующих ко всей Его земной жизни –
возникла необходимость рассказать о ней.
До середины четвертого века в январе отмечался один христианский
праздник – Богоявление. Но в 354 году впервые в Риме 25 декабря Рождение
Иисуса праздновалось уже самостоятельно.
Рождество – теперь один из самых торжественных и красивых православных
праздников. В церквях ему посвящается богослужение в течение 12 дней,
начиная с 20 декабря и до Нового года. Первые пять дней считаются
предпразднством Рождества, конечно, в день самого праздника совершается
торжественное богослужение. Даже людей неверующих это красочное действо не
может оставить равнодушным. В богослужениях вспоминается о рождении Иисуса,
Его жизни и смерти, об истинно высоком назначении Его пребывания на земле.