Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Происхождение христианства

Происхождение христианства

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 2

1. БИБЛИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА 4

2. СОЦИАЛЬНО – ИСТОРИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ 5

2.1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ХРИСТИАНСТВО 5

2.2. ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ 9

2.3. РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА 10

2.3.1. ИУДАИЗМ 10

2.3.2. КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА 11

3. ХРИСТИАНСТВО – УНИВЕРСАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ 14

4. ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСТВА 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

ЛИТЕРАТУРА 20

ВВЕДЕНИЕ

О происхождении христианства написано огромное, по существу

необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще

трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители

библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об

историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви,

имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое

место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и

государств.

Христианство - (от греческого Christos- помазанник) одна из так

называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство

распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в

результате активной миссионерской деятельности – в Африке, на Ближнем

Востоке и в ряде районов Дальнего Востока. Точные данные о численности

последователей Христианства отсутствуют.

Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа,

предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и

установление царства небесного.

Так что же такое Христианство. Если говорить совсем коротко, это

религия в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог

пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал,

страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее

воскрешение из мертвых изменило судьбу всего человечества. Его проповедь

положила начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же главным

чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Главным дело Иисуса было его бытие:

бытие с людьми, бытие на кресте.

Христиане верят в то, что мир создан единым предвечным Богом, и

создан без зла.

В основе догматики и богослужения Христианства – Библия, или

Священное писание. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и

опыт людей, знавших Христа в Его земной жизни, составили Библию. Библия-

это не изложение вероучения и не история человечества. Библия- это рассказ

о том, как Бог искал человека.

Христианская церковь включила в Библию иудейский Ветхий завет;

исключительно христианской частью Библии является Новый завет (в него

входят 4 Евангелия, повествующие об Иисусе Христе, “Деяния апостолов”,

послания апостолов и Апокалипсис).

Общим признаком, объединяющим христианские вероисповедания, церкви, секты,

является лишь вера в Христа, хотя и здесь между ними существуют

разногласия.

Основные ветви Христианства:

1. католицизм;

2. православие (существует 15 православных самостоятельных церквей и

несколько автономных церквей.);

3. протестантство (включает 3 основных течения: лютеранство,

кальвинизм, англиканство - и большое число сект, из которых многие

превратились в самостоятельные церкви: баптисты, методисты,

адвентисты и другие.).

Как же возникла эта религия?

1. БИБЛИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА

В Библии нарисована такая картина ее возникновения. В дни царя Ирода

в городе Вифлееме у простой девушки Марии родился сын Иисус. Это было чудо,

поскольку он родился не от земного отца, а от «духа святого» и был не

человек, а бог. Восточные астрологи узнали об этом событии по движению

звезды на небе. Следуя за ней и заметив место, где она остановилась, они

нашли нужный дом, разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-

гречески – Христос) – божьего помазанника, и поднесли ему дары.

Когда Иисус, повествуется далее, возмужал, он собрал вокруг себя из

12 доверенных людей – учеников (в Новом завете они названы апостолами) и,

совершая с ними многократный обход городов и деревень Палестины,

проповедовал новую веру, принесенную им с небес религию. При этом он творил

чудеса: ходил по воде, своим прикосновением оживлял умерших и исцелял

больных, превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормил

досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось еще недоеденных кусков

полных двенадцать коробов. При этом никто не догадывался, что он Мессия, а

его родные сочли даже, что он «вышел из себя», что он ненормален.

В дальнейшем проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала

раздражение первосвященников Иерусалимского храма. Они объявили его ложным

Мессией. В конфликт вмешался римский наместник и Иудее Понтий Пилат. Иисус

был схвачен, судим и подвергнут распятию – мучительной казни на кресте, что

считалось самой позорной, «рабской» формой казни. После казни снова

произошли чудеса: померкло солнце, начались землетрясения, «отверзлись

гробы» и некоторые умершие воскресли и вышли из них. На третий день Иисус

воскрес, явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке

вознесся к небесам, обещая впоследствии вернуться, воскресить всех умерших

и, осудив на Страшном суде деяния каждого, грешников низвергнуть на вечные

муки в ад, а праведников вознести на вечное жительство и «горный Иерусалим»

– небесное божье царство.

2. СОЦИАЛЬНО – ИСТОРИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

2.1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ХРИСТИАНСТВО

Христианство, провозглашенные им вероучения, идеи и этические

принципы выросли на почве определенных общественных отношений.

В первые века нашей эры римляне окончили завоевание Средиземноморья.

Подчинив себе множество народов и государств, Рим уничтожил их политическую

самостоятельность и государственность, самобытность их общественной жизни.

Безудержная алчность и жестокость римских наместников, тиски тяжелых

государственных налогов, римское судопроизводство, вытиснившее местные

правопорядки, - весь гнет государственной машины империи порождал в среде

завоеванных народов чувство ненависти к завоевателю и вместе с тем чувство

бессилия перед ним. Эти настроения хорошо переданы в одном из

раннехристианских произведений – «Апокалипсисе» (Откровение Иоанна),

написанном в I веке нашей эры. Автор этого произведения называет

рабовладельческий Рим «великой блудницей», развратившей целые народы и

страны и разрушившей их жизненные устои. В неистовых пророчествах он

предсказывает скорую и позорную гибель «вечного» Рима. «Время близко!» –

восклицает он, но надежды свои возлагает на небесные силы.

Другим большим вопросом общественной жизни являлась проблема рабства.

Дело было не только в том, что рабский труд обрекал общество на

экономический застой, - Римское государство страшилось своих рабов.

«Сколько рабов – столько врагов», - утверждала пословица того времени.

Меры устрашения рабов не могли решить проблемы, и в верхних слоях

общества робко начинает пробивать себе дорогу идея некоторого смягчения

форм рабовладения. Римский философ Сенека (I век нашей эры), богач и

царедворец, советовал господам более мягко обращаться со своими

подневольными. «Все люди, - говорил он, - одинаковы по существу, все

одинаковы по рождению; знатнее тот, кто честен по природе. У всех нас общий

родитель – мир. Природа велит нам приносить пользу всем людям – все равно,

рабы они или свободные, свободнорожденные или отпущенники». В то же время

рабам и тем, кто находится в зависимости, Сенека рекомендует проявлять

терпение и спокойно сносить обиды, поскольку сопротивление только ухудшило

бы их положение. Эти идеи, по-своему переработанные, выдвинуло и

христианство.

Римское общество переживало нравственный и религиозный кризис. Высшие

круги общества с презрением относились к людям труда, не только рабам, но и

свободным. Сукновалы, шерстобиты, сапожники, медники – постоянный объект

пренебрежения и осмеяния. Греческий писатель Лукиан так изображает удел

ремесленника: «Ты будешь недалек умом, будешь держаться простовато, друзья

не будут искать твоего общества, враги не будут бояться тебя ... ты станешь

жить как заяц, которого все травят, и станешь добычей сильного».

В то же время среди людей труда, не только рабов, но и свободных,

складывались свои меры ценностей человека. Из надгробных надписей, басен,

поговорок того времени мы узнаем, что такой мерой оказывалось трудолюбие,

мастерство, бескорыстие. В одной надписи некая жрица с гордостью говорит,

что ее родители вольноотпущенные, которые были бедны, но свободны духом. В

другой – об умершем – говорится, что его простодушие, «немудрствование» и

доброта открыли его душе возможность местожительствовать с богами.

Вольноотпущенник Федр в басне о судебной тяжбе между пчелами и трутнями из-

за меда в улье дает понять, что он на стороне тех, кто добыл этот мед своим

трудом.

Поговорки и поучения трудовых людей содержат нередко противоположные

призывы: призирай господство и не води знакомства с властью, отвечай

обидчику тем же, ибо, прощая, ты вдохновляешь господ на новые обиды. В

одной поговорке резко осуждается идея сопротивления: «Кроткие живут в

безопасности, но зато они рабы». И наряду с этим: «Лекарство против обид –

прощение». Здесь сопротивление злу – способ социальной самозащиты.

Многие из этих представлений были восприняты формировавшимся

христианством.

Характерной чертой времени было известное охлаждение греко-римского

общества к своим старым богам. Многие сомневались в самом их существовании.

Известный римский политический деятель и оратор Цицерон (106 – 43 гг.

до нашей эры) в тракте «О природе богов» изобразил трех философов, ведущих

спор о том, что «следует думать о религии, благочестии, обрядах,

жертвоприношениях» и о самих бессмертных богах». Один из спорящих хотя и

признает существование блаженных богов, однако, помещая их где-то в

неведомых «междумириях», отрицает их вмешательство в дела людей и,

следовательно, реальное значение религии. Другой, наоборот, утверждает, что

строение Вселенной исполнено божественного разума, и боги все устроили для

блага человека. Третий философ – его точку зрения разделяет сам Цицерон –

говорит, что в народе надо поддерживать веру в богов, но для образованных

людей вопрос темен. «Много ведь попадается такого и смущает так, что иногда

кажется, что совершенно нет таких богов». Этот религиозный скептицизм

уживался с самыми темными суевериями. Множество богов, демонов, духов

опутывали мышление человека, держа его в страхе и подрывая, по выражению

римского поэта Лукреция, «самые устои жизни».

Наряду со скептическим отношением к собственным богам в римском

обществе распространяется интерес к восточным культам. В эту наполненную

политическими и социальными потрясениями беспокойную эпоху они привлекали

своей экзальтацией, исступленными обрядами, таинствами посвящения,

создающими иллюзию общения с божеством. Некоторые из них содержали идеи

потустороннего воздаяния и возмездия, отражая этим жажду социальной

справедливости на Земле.

Таким образом, социальная и политическая неустойчивость эпохи,

чувство безысходности толкали массы к религиозным поискам. Наступление

тяжелых времен приписывалось злой воле или слабости старых богов. А с

захирением демократических учреждений Рима и упадком общественной жизни

духовная энергия людей все больше обращалась к сфере религии. «Во всех

классах, - пишет Энгельс, - должно было быть известное количество людей,

которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали взамен него

освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от

полного отчаяния». Предзнаменования, гадания, оракулы, составление

гороскопов, ворожба и заклинания, поиски магических формул заняли огромное

место во всех слоях общества. И в этом кипящем котле духовной жизни империи

исподволь подготавливалась и новая религия – христианство.

2.2. ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ

Велико число источников, религиозных, литературных, философских, из

которых черпала свои идеи новая религия. Философ Филон Александрийский (21

или 28 год до нашей эры – 41 или 49 год нашей эры) аллегорически толкуя

Библию, соединил в своем учении монотеизм (веру в единого бога) иудейской

религии с элементами греко-римской философии. Философская школа Филона дала

христианству идею богочеловека, посредника между небом и землей. Повлияла

на христианство и школа римского философа Сенеки, рассматривающего земную

жизнь лишь как преддверие к «новому рождению» в потустороннем мире, и

учение гностиков – религиозно-философское направление, считавшее материю

греховным началом и искавшее пути спасения души. На вероучение и культ

христианства оказали влияние и древнеегипетский культ Осириса и Исиды с его

идеями загробного суда и воскрешения, а также культ древнеперсидского

божества Митры с его символами и мифом о том, что бог добровольно принес

себя в жертву.

2.3. РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА

2.3.1. ИУДАИЗМ

Как и всякая новая религия христианство возникло не на пустом месте.

Оно впитало идеи и представления ряда других религий, в первую очередь

иудаизма.

Вообще, можно указать на немаловажную преемственность, неизменно

существующую между ранними формами религии - мифами, с их политеизмом,

обрядностью и проч., и самой религией , возникающей на их основе. Эта

преемственность имеет большое значение в области политико-правовых

воззрений и прямо проявляется, например, в виде учений о божественном

характере власти и порядка, о божественном праве и т.п.

Христианство родилось первоначально среди евреев Палестины и других

стран Ближнего Востока. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в

частности в том, что священное писание христиан- Библия включала как

собственно христианские произведения, образовавшие новый завет, так и

священные книги последователей иудаизма- Ветхий завет.

Иудаизм - первая последовательно монотеистическая религия. В ней

противоречиво сочетались суровые традиции древних племен с

жертвоприношениями, насилием, жестокостью, и черты нового в духовной и

нравственной сферах, подготовившие почву для христианства.

Иудаизм представлял собой религию одного народа, считавшего себя

избранником на том основании, что бог через Моисея дал ему закон. Приняв

этот закон, евреи вступили в особые отношения с богом, заключили с ним

договор, который обеспечивал им божественное покровительство в случае

соблюдения всех его предписаний.

Ростки нового в религии древних евреев заключались и в особых

представлениях об истории- в Библии история трактуется как поступательное

движение. Иудеи верили в пришествие мессии - спасителя, ниспосланного богом

для установления справедливости.

Из иудаизма Христианство заимствовало несколько основных идей: во-

первых идею монотетеизма, т. е. признание одного бога, сотворившего мир и

управляющего им, во -вторых идею мессианизма, в-третьих эсхатологию, т. е.

идею гибели. При этом необходимо отметить, что в христианстве все они

существенно трансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен

учением о божественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в

учение о спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа.

Эсхатология, т.е. учение о конце мира, связывалась с идеей вторичного

пришествия Христа.

2.3.2. КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА

Среди религиозных учений, групп, сект, массовое возникновение которых

обуславливалось атмосферой неуверенности и ожидания конца, царившей в

обществе, была одна, учение и организация которой имеют непосредственное

отношение к истокам христианства. Мы имеем в виду Кумранскую общину и ее

учение.

Исследователи утверждают, что “влияние, оказанное кумранитами на

религиозное учение первых христиан, было очень велико”. По справедливому

замечанию исследователей Амусина кумранское учение сыграло своего рода

посредническую роль между ортодоксальным иудаизмом и христианством.

Кумраниты жили замкнутой общиной, для которой характерны были

общность имущества, , обязательный труд всех членов общины, совместные

трапезы, изучение религиозных текстов. Жизнь кумранитов была строго

регламентирована. Каждый новый член общины должен был передать общине “все

знание, труд и имущество” (Устав кумранской общины.). Как не услышать те

же призывы у первых христианских общин!

Указывается на большое сходство между идеологией и практикой

кумранской общины, нашедших свое отражение в Уставе и раннехристианских

общин.

Мы, к сожалению, не можем останавливаться на всех возможных

сопоставлениях и сравнениях между кумранской и христианской идеологиями.

Отметим лишь некоторые важнейшие сходные черты.

Если говорить об основополагающих сторонах религиозной философии

кумранской общины - учения о дуализме (света и тьмы, добра и зла и т.д. ) и

предопределении, то известно, что эти доктрины были распространены и среди

раннехристианских общин. Отголосками дуалистических мотивов

противопоставления света- тьме изобилуют новозаветные писания, в

особенности же приписываемое Иоанну ( “дух истины и дух заблуждения” в

первом посл. Иоанна IV, 6). Точно также другой кардинальный принцип

христианского учения, необходимо вытекающий из учения о предопределении:

“Да будет воля твоя ”, находит себе ,по-видимому , параллель в том же

Уставе: “И все сделанное с ним он возжелает в добровольным предании себя и,

кроме воли бога , ничего не хочет”(1QS IX, 24) . Известно, что одним из

основных и в то же время оригинальных положений христианства является

предписание не отвечать злом на зло (“А я говорю вам: не противься злому”

-Матфей 5,39) Указание на это мы встречаем и в кумранском Уставе: “Я никому

не воздам злом, а добром преследую..., ибо богу принадлежит суд над всеми

живыми, и ему принадлежит воздаяние.”(1QS X, 17-18).

Наконец, можно указать сходство в социальных принципах, “философии

нищеты”, указывающих на результат действия общих факторов, действующих в

аналогичных исторических условиях. И. Д. Амусин отмечает, что “ожидание

мессии является не только религиозно-мифологической идеей. Социальный смысл

мессианских чаяний заключается в жажде перемен, мечте о переустройстве

мира. В то же время это является свидетельством отчаяния, вызванного

сознанием невозможности только своими силами искоренить зло и социальную

несправедливость на земле”.

“В кумранской идеологии впервые пробила себе место идея замены

избранничества целого этноса избранничеством индивидуума”.

Из всего этого некоторые ученые сделали закономерный вывод, что новым

и целиком оригинальным являются не учения христианства и его историческая

роль, не социальные принципы, социальная организация и повседневная

религиозная практика раннехристианских общин а только божественная личность

Христа, его спасительный подвиг придают христианству его новую сущность.

Наряду с многочисленными чертами сходства между кумранрской и

новозаветной литературой можно обнаружить немало различий. Основное

различие заключается в том, что кумранская община ограничивалась верованием

в грядущий приход мессии, в то время как само возникновение христианства

связано с верой в уже состоявшийся приход мессии- Христа. Выступающий в

кумранской литературе мессия еще не наделен специфическими чертами

спасителя, в то время как новозаветный Христос прежде всего- избавитель и

спаситель мира, пришедший в мир, чтобы жертвенно принять на себя его грехи

и своей кровью искупить их. Вполне понятно поэтому, что в кумранских

текстах нет даже намека на такие христианские догматы, как воплощение им

первородного греха людей, учение о троице.

3. ХРИСТИАНСТВО – УНИВЕРСАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ

Итак, из этой ситуации всеобщего экономического, политического,

интеллектуального и морального разложения выход нашелся. “Но не в этом

мире”.

Однако необходимо заметить, что в том положении этот выход мог быть

только в области религии. Этой религией оказалось христианство.

Возникнув, христианство вступило в резкое противоречие со всеми

существовавшими до тех пор религиями. Оно становится первой возможной

мировой религией. Почему? Во- первых христианская религия отрицала присущую

всем другим обрядность. Во-вторых она становиться наднациональной религией.

Прежние религии, существовавшие на территории империи, носили

узкоэтнический характер(яркий пример- иудаизм) и были неспособны объединить

рабов и угнетенных разного этнического происхождения; более того, они

разъединяли их.

Христианство же родилось как религия, обращенная ко всем народам. Она

соответствовала условиям того времени, когда произошло смешение самых

различных этнических групп, естественные границы между которыми были

разрушены римскими завоеваниями. То есть обьединенность народов под сенью

римской власти содействовала успехам такой универсальной религии, какой

было христианство- особенно с тех пор, как эта власть нашла себе

конкретного представителя в лице римского императора.

ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСТВА

4.

Христианство возникло в Палестине в первой половине I века нашей эры.

Его формирование растянулось на продолжительное время. Глухое упоминание о

христианских проповедниках в обрамлении мифов и легенд сохранилось в

исторических источниках.

Первоначально христианство было небольшим стихийным движением. Первые

христианские общины состояли по преимуществу из рабов, вольноотпущенников,

ремесленников, городской бедноты, всех тех, кого, по образному выражению Ф.

Энгельса, «выбросил за борт процесс разложения старого мира». Все они

осуждали существующие порядки и мечтали о социальном и духовном

переустройстве. Все они искали в новой религии утешение. И христианство ими

же творимое, все это охотно обещало.

Новая религия утверждала, что страдания в земной жизни принесут

человеку спасение и райское блаженство в загробном мире, а в сопротивлении

злу видела путь к нравственному совершенствованию. Она обещала всем

обездоленным, что «будут последние первыми, и первые последними», что

праведные получат свое и низшим сословиям – всем этим, по евангельской

фразеологии, «нищим», «простецам», «малым сим» – принадлежит будущее.

Богатство, стяжательство рассматривались новой религией как «западня

дьявола».

Христианство отбрасывало не только социальные, но и национальные

преграды между людьми. «Нет ни эллина, ни иудея ... ни варвара, ни скифа,

ни раба, ни свободного», - говорится в одном из апостоловских посланий.

Христианство получило характер универсальной, общечеловеческой религии.

Однако осуществление этих мечтаний христианство отодвигало в

«потусторонний» мир, и само земное существование людей рассматривало лишь

как «божье царство».

Со временем христианство меняет свое социальное лицо. Углубление

кризиса римского рабовладельческого общества побуждало все большее число

людей искать утешения и спасения в новой религии. Во II – III веках в

христианские общины хлынули состоятельные люди. Они принесли не только

имущество, но и свои социально-политические воззрения. Идеалы бедности,

нестяжательства, равенства отодвигаются на задний план.

Христианские общины становятся богатыми, приобретают экономический и

политический вес. Руководство ими сосредотачивается в руках немногих

должностных лиц – епископов. Создается сложная церковная организация. Ее

высшим органов становятся съезды епископов – церковные соборы. Епископы

больших областей получают в дальнейшем наименование архиепископов.

Архиепископы Рима, Александрии, Антиохии стали называться патриархами, а

первые два – папами (от греческого «папас» – отец).

Постепенно вырабатывается сложный культ, чуждый первоначальному

христианству. Позднее в молитвенных домах появились иконы – изображения

Иисуса Христа, его матери, апостолов. Вводилось пышное богослужение.

Таким образом, к IV веку христианство проникло во все социальные слои

римского общества. Мощная организация общественной связи, земельные

владения и богатства, накопленные к этому времени, делали христианскую

церковь силой, с которой власти не могли не считаться. Тем более что сама

церковь теперь стремилась к сближению с государством.

Тенденции эти наметились давно. Уже в посланиях апостолов (I-II века)

появляются призывы: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и

трепетом... как Христу», «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо

нет власти не от бога».

Эта готовность церкви освятить слабеющую императорскую власть и весь

строй империи авторитетом христианского бога не могла не быть услышана.

Император Константин в начале IV века, стремясь укрепить единство

империи и свою власть, прекратил преследование христиан и дал христианству

права легальной религии. А в последнее десятилетие IV века, при императорах

Грациане и Феодосии I, христианство получило привилегии единственной

государственной религии. Остатки дохристианских языческих культов

преследовались. Имущество старых храмов было конфисковано или разграблено,

статуи богов низвергнуты, жертвоприношения им запрещены. Знаменитая статуя

Виктории – богини победы, символ старого римского духа и государственности,

была удалена из сената. В 394 году император Феодосий I специальным

декретом упразднил как один из последних оплотов язычества – знаменитые

олимпийские празднества – олимпиады. Христианство распространилось по всем

районам империи и вышло за ее пределы.

Христианская церковь сделалась опорой и союзником гибнущего

рабовладельческого государства.

В течение первых веков своего существования христианство претерпело

сложную эволюцию. Оно развивалось, менялись его идеи и воззрения.

В коротком реферате мною была сделана попытка раскрыть вопросы

происхождения одной их главных мировых религий – христианства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К началу первого тысячелетия языческий мир исчерпал все свои

потенциальные возможности в морально-этической и религиозной сфере, а

значит и на путях развития социального устройства и государственности.

Поэтому возникновение и победное шествие христианства по Римской империи,

а вслед за ней и обращение окрестных языческих племен было неизбежно и

логически обусловлено всем ходом мировой истории.

Следствием принятия христианства стал необычайный качественный подъем

во всех областях человеческой жизнедеятельности. Образовался круг великих

христианских держав средневекового мира, гражданский порядок которых был

основан на христианских началах. Плоды этого явления не замедлили

сказаться, и с течением времени все большее количество государств почитало

за честь и стремилось войти в христианский мир, приняв св. крещение.

Мы все ближе к необычайному особому юбилею — 2000-летию от Рождества

Христова. Пусть мы не знаем точного дня самого Рождества — век

распространения христианства начался именно две тысячи лет назад. Тот век

положил начало новому миру — христианскому.

20 столетий этому миру. Оглядываясь на пройденный путь, мы отмечаем

не только великие обретения рода человеческого, но и великие его утраты.

Но все же 2000 лет от Рождества Христова — это новая эра, наша эра. Так

называют этот двухтысячелетний период в жизни человечества и те, кто не

причастен вере Христовой. Новая эра, наша эра, а стало быть, новое и наше в

ней все: и взлеты, и падения, и обретения, и потери. Главное, чтобы мы

извлекли уроки из них.

ЛИТЕРАТУРА

1. Энциклопедия (религии мира.).Издат. “Аванта+” 1996г.

2. Религии мира. Издат. “Просвещение” 1994г.

3. “Христианство”. Издат. Торг. дом “Гранд”. 1998г.

4. Поиск надежды и дух утешения (очерки по истории религии). Издат.

МСХА 1991г.

5. Настольная книга атеиста. 8-е издание. 1989г.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека