Псалом 2-ой, его Мессианское значение и толкование
(
УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Одесская епархия
Одесская Духовная Семинария
Сочинение
по Священному Писанию Ветхого Завета
на тему: «Псалом 2-ой, его Мессианское значение и толкование».
Воспитанника: 4-А класса
Дроговоза Игоря
Одесса 2004 г
Содержание:
1. Вступление.
2. Псалтирь. Название книги и её разделение на псалмы.
3. Авторы и время написания псалмов.
4. Первоначальные сборники псалмов и соединение их в одну книгу.
5. Надписания псалмов.
6. Деление псалмов по содержанию.
7. Богослужебное употребление Псалтири.
8. Псалом 2-й: пророчески – мессианский.
9. Толкование 2-го псалма.
10. Заключение.
Список использованной литературы.
ПСАЛТИРЬ
Название книги и её разделение на псалмы
Псалтирью называется сборник церковнобогослужебных песней. В еврейской
Библии Псалтирь носит название "тегиллим" или "сефер тегиллим", что значит
- "хваления", или песни хвалы", а в греческой - "Псалтирион", по названию
струнного музыкального инструмента, которым в древности у евреев
сопровождалось пение псалмов. Псалом представляет собой духовную песнь,
входящую в состав богослужения. Источником и вдохновителем автора этих
песней является Бог, а предметом их содержания - Его многообразные свойства
и дела, проявляемые Им во внешней природе и в жизни людей.
Еврейское название книги указывает на основной, внутренний характер
содержания псалмов как хвалебных песней Богу, а греческое наименование - на
внешний способ их исполнения под звуки музыкальных инструментов.
Вся книга Псалтири состоит из 151 псалма, из которых первые 150 -
канонического достоинства, а последний - 151 - неканонического (недавние
открытия у Мертвого моря позволили восстановить еврейский оригинал 151
псалма). Расположение псалмов в еврейской Библии несколько не соответствует
греческой. Начиная с 9 псалма (с 22 стиха), в еврейской Библии счет псалмов
будет на единицу вперед до 113 псалма. 113-й псалом (с 10 стиха) в
еврейской Библии опять разделяется на два, образуя 114 и 115 псалмы
греческой Библии. 116-й псалом еврейской Библии вмещает в себе 115-й
греческой Библии и так счет на единицу вперед остается до 146-го псалма.
Этот 146-й псалом, который у евреев считается 147-м, вмещает в себя 147-й
псалом греческой Библии, и таким образом счет псалмов во всех Библиях
оканчивается одинаково.
Авторы и время написания псалмов
Существовало мнение, что Псалтирь принадлежит одному Давиду. Но оно не
было всеобщим и в древности. Многие держались такого взгляда, что эта
священная книга принадлежит нескольким писателям. Это мнение среди ученых в
настоящее время является преобладающим. Общеустановившийся обычай называть
Псалтирь книгою Давида объясняется следующим. Большинство псалмов в
Псалтири принадлежит Давиду, и кроме того, так как его поэтический талант
был силен и разнообразь, то последующие писатели подражали ему как в
содержании своих псалмов, так и во внешней форме изложения.
Известны имена следующих писателей псалмов: Моисей, Давид, Соломон, Асаф,
Еман, Ефам (он же Идифум) и сыновья Кореевы. По времени, обстоятельствам
происхождения и по количеству написанных псалмов последние распределяются
между означенными лицами следующим образом.
Моисею принадлежит один 89 псалом, написанный им при окончании 40-летнего
странствования по пустыне вблизи обетованной земли, в которую могло войти
новое поколение людей; родившихся в пустыне, а из вышедших из Египта -
только те, которые при выходе не имели 20 лет. Гибель всех остальных
объяснялась неверностью и оскорблением ими Бога во время этого
странствования. Псалом выражает благодарность Богу за дарование евреям
земли, скорбь за человека, поведением своим оскорбляющего Бога, и молитву к
Нему о снисхождении и заступничестве. Эти три мотива - благодарственный,
скорбный и молитвенный являются преобладающими во всем содержании Псалтири,
выражаясь то в своем чистом виде, то в сочетании с другими.
[pic]
Давиду, по надписаниям еврейской Библии, принадлежит 73 псалма, а по
греко-славянской - 87. Но в настоящее время считают, что Давиду принадлежат
78 псалмов. Это 73 псалма из надписанных его именем в еврейской Библии: 3-
31, 33-40, 50-64, 67-70, 65, 100, 102, 107-109, 123, 130, 132, 138-144 и 5
псалмов, ненадписанных в еврейской Библии, но бесспорно ему принадлежащие:
1, 2, 32, 103, 137.
[pic]
Все псалмы Давида представляют поэтическое изложение событий его жизни,
начиная с помазания от Самуила и кончая последними годами его царствования.
На каждое событие, сколько-нибудь важное, Давид отзывался своими песнями, а
так как жизнь его была богата такими событиями, то и псалмы его
многочисленны и разнообразны. В них изображаются думы и чувства этого
пророка, являющиеся, по заключенной в них благодатной силе, близкими и
понятными созданию каждого религиозно настроенного читателя.
Внешняя сторона жизни Давида общеизвестна. Из простого пастуха в
семействе Иессея, из колена Иудина, он Промыслом Божиим, благодаря своим
талантам и подвигам, сделался народным героем, достиг титула еврейского
царя и приобрел популярность и любовь своих подданных, так что его имя и
дела составляют самую светлую страницу еврейской истории. Давид
представляет собою натуру, богато одаренную физическими и духовными
качествами. Наиболее выдающимся и характерным в Давиде является сильный
молитвенный дар и неиссякаемый поэтический талант.
Этим объясняется обилие его гимнов и их выразительность. Его поэзия
выражает внутренние переживания и отличается многообразием своих видов.
Здесь есть элегии (произведения, выражающие настроения печали), к каковым
могут быть отнесены покаянные псалмы; есть хвалебные творения,
приближающиеся к нашим одам, есть мессианско-пророческие и др. Следует
отметить ту особенность псалмов Давида, что в них он всегда остается верен
своему телеологическому взгляду на все существующее в мире, как в жизни
людей и природы, так и в области отношений между Богом и человеком. Весь
мир во всех своих явлениях, начиная с восхода и захода солнца, смены дня и
ночи, времен года, во всем устройстве видимого и невидимого, живого и
неживого, полон разумности и красоты. Бог, оказывая милости человеку в
настоящем, подготовляет его к великим благам будущего чрез пришествие
Мессии. Человек же, питая постоянную и твердую веру в Бога, проявляя Ему
свое послушание и воспитывая в себе смирение и сокрушение о грехах,
включает себя тем самым в область Его великих обетований.
Авторству Соломона принадлежит три псалма: 71, 126 и 131. Псалмы эти
написаны: 71 - при восшествии на престол после молитвы гаваонской, 126 - по
окончании постройки храма и 131 -по случаю перенесения Кивота Завета из
скинии в храм.
[pic]
Соломон представлял собой почти полную противоположность Давиду по складу
своего характера и мысли. В нем была заложена натура более философского
характера. Он был наделен тонкой способностью наблюдения и сильно развитой
логикой построения мыслей. В его псалмах доминирует рассудочный тон
изложения в построении и развитии мыслей.
Имя Асафа встречается в надписании над 12 псалмами: 49, 72-82. Под именем
Асафа-псалмопевца известен левит времени Давида. Вместе со своими четырьмя
сыновьями он начальствовал над 4-мя чредами певцов давидовых, был главным
распорядителем священной музыки и пения пред скинией на Сионе. Этот
современник Давида владел поэтическим талантом и был творцом некоторых
псалмов, которые наравне с гимнами Давида вошли в церковно-общественное
употребление. Его творения ценились так же, как и произведения царя Давида,
и его потомки, благоговея перед именем и гением своего предка, скрыли свои
имена под составленными ими псалмами под именем своего родоначальника. Асаф
был чрезвычайно предан Давиду и свою судьбу связал с его жизнью; поэтому
главный материал для своих псалмов он брал из истории и жизни Давида.
Собственно ему принадлежат пять псалмов: 49, 72, 77, 80 и 81. Остальные
семь псалмов 73, 74, 75, 76, 78, 79 и 92 принадлежат потомкам Асафа. Все
псалмы с именем Асафа выражают настойчивое увещание, обращенное к людям для
их вразумления.
Еману принадлежит 87-й псалом. Ефаму, иначе Идифуму - 83. Оба эти лица
были современниками Давида и певцами при вновь устроенной им скинии. Они
были левитами и стояли, как и Асаф, во главе певцов Давидовых. Эти лица
были такими же певцами-писателями, как и Давид и Асаф. Оба псалма очень
сходны по содержанию. Они были написаны во время Давида, когда он получил
откровение о продлении своего потомства навеки и когда испытывал поругание
от врагов. Такие обстоятельства относятся ко времени гонения от Авессалома.
Содержание этих псалмов проникнуто чувством страданий.
Сынам Кореевым принадлежат псалмы 41-48, 83, 84, 86, т.е. 11 псалмов. Они
были потомками Корея, возмутившегося при Моисее. Как при Моисее их предки
охраняли вход в стан Господень, так и при Давиде они были хранителями врат
скинии и певцами при ней. В царствование Соломона они своими песнопениями
участвовали в освящения храма. При Иосафате сыны Кореевы своими
песнопениями ободряли народ к войне с Аммонитянами и Моавитянами. Во
времена Ездры и Неемии они опять упоминаются как хранители врат храма.
Согласно содержанию псалмов, можно думать, что при Давиде написаны 41, 42,
43, 48 и 83. Их содержание соответствует историческим обстоятельствам царя
Давида. К эпохе Соломона относят происхождение 44 псалма.
Ко времени Иосафата - 45-47 псалмы, 86-й воспет при Езекии; 84-й
относится к эпохе по возвращении из плена. В псалмах сынов Кореевых,
служителей скинии и храма, воспевается любовь к храму и богослужению,
предпочитаемая псалмопевцами всем благам жизни.
Кроме надписанных псалмов, в Псалтири так же имеется много и
ненаписанных. Это псалмы 65, 66, 90-99, 101, 104-106, 110-120, 122, 124,
125, 127-129, 133-136, 145-151. Авторы-писатели этих псалмов неизвестны.
Происхождение их, судя по сходству содержания их со сказаниями исторических
и других священных книг, может быть отнесено к следующим событиям и эпохам
жизни еврейского народа: 65, 66, 90 и 91 - ко времени возвращения Манассии
из плена, или ко времени Иосии, при восстановлении им богослужения, 101
псалом относится ко времени разрушения Иерусалима халдеями, 104 и 105
написаны в утешение находящимся в плену евреям; 106 написан по возвращении
из плена и представляет благодарственную песнь; 112-116 - являются такими
же благодарственными песнями, 110, 111 и 118 должны быть также отнесены ко
времени возвращения из плена, 117 - ко времени построения второго храма;
119, 120, 122, 124, 127 и 128 - тоже ко времени возвращения из плена, 129 -
ко времени Ездры; 133 - ко времени окончания второго храма; 134 и 135 -
написаны, вероятно, по случаю освящения этого храма, 136 - ко времени
плена; 125 - к первому времени возвращения из плена; 145-150 ко времени
Ездры и Неемии. Неканонический 151 псалом написан, вероятно, вскоре после
составления канона неизвестным, но благочестивым мужем.
Первоначальные сборники псалмов и соединение их в одну книгу
В настоящем виде Псалтирь не могла появиться сразу. Время происхождения
псалмов - от Моисея и до времени Ездры и Неемии - занимает около 1000 лет.
Сначала у евреев существовали сборники некоторых псалмов, которые
впоследствии были соединены вместе. На существование сборников указывает и
настоящий состав Псалтири. Вся она делится на 5 частей, признаком чего
служит литургическое окончание. Оно встречается в Псалтири 4 раза. После
псалмов 40, 71, 88 и 105, состоящих из славословий с окончаниями: "буди,
буди". Пред псалмом 72 есть замечание: "окончишася песни Давида, сына
Иесеева". Эти слова, возможно, показывают, что существовали сборники песней
Давидовых, которые носили имя их автора, вероятно, в отличие от
существовавших тогда сборников псалмов других авторов. Время появления и
образования этих сборников определяется так : первый сборник (Пс. 1-40)
появился при Давиде - для богослужебных нужд. Вторая часть Псалтири (Пс. 41-
71) могла появиться в виде сборника только после Давида и её относят ко
времени царя Езекии. Одновременно был составлен третий сборник.
Когда были составлены и присоединены к собранным ранее остальные группы
псалмов, точно сказать нельзя. Несомненно только, что окончательное
соединение всех частей Псалтири в нынешний состав относится ко временам
Ездры и Неемии, когда был сформирован канон священных ветхозаветных книг.
О богодухновенности и каноничности Псалтири не возникало сомнений ни в
иудейской, ни в христианской Церкви. В Священном Писании Нового Завета
содержится до 50 цитат из Псалтири, и после книги пророка Исаии она чаще
всех других ветхозаветных книг цитируется в нем. Согласно учению Иисуса
Христа и Апостолов, Псалтирь в христианской Церкви всегда составляла
неизменную часть библейского канона и помещается во всех соборных и
отеческих исчислениях священных ветхозаветных книг. В христианском
богослужении она употребляется чаще других книг. В православном
богослужении Псалтирь прочитывается еженедельно вся, а в Великий пост -
дважды в неделю.
Надписания псалмов
Кроме цифровых обозначений псалмы имеют ещё другие надписания, которые
могут быть распределены на 5 групп:
1) Указывающие род псалма или характер его содержания:
а) "Молитва" указывает на просительное содержание.
б) "Хвала" - на прославление Бога.
в) "Разума" - научение, размышление.
г) "Столпописание" - на ценность содержания или, может быть, на внешний
способ письма.
2) Указывающие способ исполнения.
а) "Псалом" указывает на исполнение данной песни на "псалтири" - особом
струнном инструменте.
б) "Песнь" - на вокальное исполнение.
в) "В песнех" - на назначение для пения.
г) "О наследствующем" - на участь, на наследие праведных и нечестивых.
д) "О осмом, о осмей" - на пение октавой, низким голосом.
е) "О точилех" - или на особый музыкальный инструмент, или на время
употребления псалма при уборке винограда и выжимания сока.
ж) "О изменяемых" - на переменные музыкальные инструменты при пении псалма.
з) "О маелефе", "да не растлиши", "о заступлении утреннем", "о людех, от
святых удаленных" - на песни, начинающимися такими словами и являющиеся
образцами исполнения псалмов.
и) "В конец" - на окончание исполнения псалма таким способом, который
указывается другим словом надписания, например, "в конец псалмом" -
исполнение на псалтири.
к) "Села" - на паузу, после которой должно начаться другое исполнение.
3) Указывающие на писателя или исполнителя псалма:
а) "Псалом Давиду". "Асафу", "молитва Моисея" и др. - является указанием на
автора псалма.
б) "Начальнику хора Идифуму", "В конец Идифуму" указывает на исполнение
псалма начальником хора Идифумом.
4) Указывающие на повод написания псалма, например: "Псалом Давиду, когда
он бежал от Авессалома, сына своего", "Псалом песни обновления дому
Давидова", т.е. при выборе места для нового храма.
5) Указывающее на богослужебное назначение, время и место исполнения
псалмов.
а) "Псалом Давиду, единыя от суббот", т.е. в первый после субботы день.
б) "Псалом песни в день субботний".
в) "Псалом Давиду, исхода скинии", т.е. в конце праздника Кущей.
Есть целый отдел псалмов с надписанием "Песнь степеней", что указывает на
то, что псалмы исполнялись левитами на ступенях храма.
Деление псалмов по содержанию
Поскольку Псалтирь представляет произведение многих авторов, то и
содержание её отличается таким обилием мыслей и чувств, что строгое и
точное деление псалмов, составляющих Псалтирь, по содержанию на
определенные группы является невозможным. Каждый псалом написан по
определенному историческому поводу и содержит в себе раскрытие мыслей и
отображение чувств, вызванных и пережитых автором при данных
обстоятельствах. Эти мысли и чувства изложены не всегда в строгой
логической последовательности. В одном и том же псалме мы наблюдаем
переходы от одного предмета к другому. Многопредметность, обилие мыслей,
разнообразие способов построения и выражения их, а также разность стиля и
характера изображения сходных предметов вследствие множества авторов
Псалтири, делает весьма затруднительным деление псалмов на определенные
группы. Поэтому их принято делить по признаку преобладающего содержании.
Различают псалмы: 1) хвалебно-благодарственные; 2) молитвенные; 3)
учительные; выделяют ещё четвертую группу: мессианские.
К первой группе принадлежат псалмы, в которых выражается благоговение
пред Богом и благодарение за Его дары.
Молитвенные псалмы выражают обращение к Богу с прошениями. Внешним
отличием их служат молитвенные воззвания: "Господи, помилуй", "Господи,
спаси", "вонми", "услыши" и т.д.
Учительными псалмами называются такие, преобладающим содержанием которых
являются размышления по поводу обстоятельств личной жизни писателя или
жизни народа, а также - о божественной славе и величии. К этим псалмам
принадлежат все с надписанном "разума" или "в разум".
Мессианскими псалмами называются те, в которых содержатся пророчества о
временах новозаветных и, преимущественно, об Иисусе Христе. Таковыми
псалмами считаются следующие 23 псалма 2, 8, 15, 19, 21, 39, 40, 44, 46,
50, 67, 71, 83, 77, 94, 96, 101, 103, 117, 118, 129, 131, 142. Эти псалмы
составляют, собственно, подгруппу, находясь в 3-х основных
(предшествовавших) группах. Поэтому их основное (преимущественное)
содержание может быть и не мессианским. Мессианские псалмы по способу
изображения будущих времен делятся на пророческие и прообразовательные.
Когда псалмопевцем изображаются будущие времена в простом изложении
откровения, такие псалмы называются пророческими. Когда же события будущего
излагаются в чертах исторических, уже бывших фактов, такие псалмы
называются прообразовательными. Например, псалом 21 - пророческий. 8-й (с
воспоминанием хвалы младенцев по переходе через Чермное море) -
прообразовательный.
Богослужебное употребление Псалтири
Начало общественно-церковному употреблению псалмов было положено самим
пророком Давидом при его заботе о более торжественном устройстве
богослужения. Им была устроена новая скиния в Иерусалиме, куда и перенесен
Кивот Завета. Из всего количества левитов Давид выделил 4 тысячи в храмовые
певцы и музыканты. Все они были разделены на 24 чреды соответственно 24
чредам священников. Во главе левитов стояли Асаф, Еман и Идифум, а
ближайшими их помощниками были их дети, причем каждый из последних
руководил одним из 24-х хоров, на которые были разделены упомянутые 4000
певцов. На каждый день был назначен особый псалом, а на дни праздников:
Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и др. - особые, предназначенные именно для них
псалмы.
В Ветхом Завете при богослужении употреблялись музыкальные инструменты.
Они были введены Давидом. Назначением их было - восполнять силу голоса
певцов. Все псалмы пелись в сопровождении музыкальных инструментов в тон
голоса певцов, причем как пение, так и музыкальное сопровождение отличалось
громогласием, "играли пред Богом из всей силы" (1 Пар. 13, 8), чтобы громко
возвещать "глас радования" (1 Пар. 15, 16).
Музыкальные инструменты были разнообразны, как-то: гусли, тимпаны,
псалтири, кимвалы, трубы и другие. Все они разделялись на три рода:
струнные, духовые и ударные. Каждый инструмент, имея в отдельности
специальное назначение, сливался своим звучанием с другими инструментами и
таким образом составлялся оркестр, который наравне с хором певчих
участвовал в богослужении.
[pic][pic] [pic]
Гусли Кимвал
Тимпан
Псалтырь[pic]
В пении псалмов принимал участие и народ. В христианском богослужении
Псалтирь пользовалась самым широким употреблением. Начало этому было
положено ещё Христом Спасителем, когда Он, по совершении Тайной Вечери
"воспевши", пошел на гору Елеонскую (Мф. 26, 39). По примеру Иисуса Христа
и Апостолы заповедовали употреблять Псалтирь как лучшее средство в
христианской молитве (Еф. 5, 18-19, Кол. 3, 16; 1 Кор. 14, 15-26). Уже в
первые века христианства, как свидетельствуют "Постановления Апостольские"
(кн. 2 и 59), псалмы являлись существенной частью богослужения.
Настоящее употребление Псалтири в Православной Церкви определяемся особым
Уставом о ней. По этому Уставу употребление Псалтири в продолжение года
разделяется на 4 периода, причем для каждого установлен свой порядок
чтения. В первые три периода (от недели антипасхи до сырной недели) вся
Псалтирь прочитывается еженедельно. В четвертый период, обнимающий собой
святую Четыредесятницу, Псалтирь прочитывается за каждую седмицу дважды.
Кроме кафизм на утреннем и вечернем богослужениях употребляются следующие
псалмы: "предначинательный" 103, на вечерни - 140, 141 и 129; на повечерии
малом - "покаянные" 50, 69, 142; на полунощнице — 50, 120, 133; на утрени -
19, 20, на шестопсалмии - 3, 37, 52, 87, 102, 142; на первом часе - 5, 83,
100; на третьем - 16, 24, 50; на шестом - 53, 54, 90; на девятом часе - 82,
84 и 85.
Псалом 2
ПРОРОЧЕСКИЙ - МЕССИАНСКИЙ
(Пророчество о восстании язычников и иудеев на Иисуса Христа; о
предвечном рождении Его от Отца и о всемирном Его Царстве).
Второй псалом не имеет надписания в еврейской и греческой Библиях.
Имеющееся надписание именем Давида в русской Библии основывается на
свидетельстве апостола Петра, который, цитируя слова 1-го и 2-го стихов 2-
го псалма, указывает, что они произнесены Давидом (Деян. 4, 25).
Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и
князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Расторгнем узы их и
отвергнем от нас иго их. Живый на Небесех посмеется им, и Господь
поругается им. Тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию своею смятет
я. Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его,
возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь
родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое
концы земли. Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я.
И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли. Работайте Господеви
со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Приимите наказание, да не когда
прогневается Господь и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре
ярость Его. Блажени вси надеющиися Нань.
Псалом можно разделить на следующие части:
1. Восстание царей и народов против Господа и Помазанника, 1-3;
2. Ответ Небесного Владыки: 4-6;
3. Посаждение на троне Помазанника: 7-9.
4. Призыв к вразумлению неразумных: 10-12.
В содержании псалма предсказывается неудача нападения врагов на царя Давида
- помазанника Божия (ст. 1-4) и о том, что власть его распространится по
всему миру (ст. 5-9), а царствование над Сионом (ст. 6) будет
непоколебимым. Залогом этому служит непреложность обетования Божия Давиду,
а видимым знаком - присутствие на горе Сион Кивота Завета, что
свидетельствовало о пребывании здесь Бога.
В царствование Давида, изобиловавшее войнами, самым сильным восстанием на
него было восстание сирийцев и аммонитян. Об этом объединенном восстании и
говорится в данном псалме. Но Живущий на Небесах посмеется над ними и
приведет их в смятение (ст. 4-6), - предсказывает псалмопевец, ибо Давиду
дано обетование о будущей власти его над всем миром. Раскрытию этого
обетования и посвящено содержание псалма.
Из содержания псалма можно предположить, что он написан по поводу данного
Давиду обетования после перенесения Кивота Завета на Сион из Кариаф-Аарама.
Но все содержание псалма не может быть применимо с точностью к личности
Давида и его времени.
1. В 1 и 2 стихах изображается восстание на Помазанника всех народов земли,
какого против Давида не было;
2. Рождение Богом "днесь" (7 ст.) может относиться только ко Христу
Спасителю;
3. В 9-10 стихах предсказывается распространение власти Давида по всему
миру, что исторически на нем не исполнилось.
4. Невозможность обращения врагов к Богу, предсказываемая Давидом, не имела
места в его время: восставшие на него не были поголовно уничтожены, а
потому, как для оставшихся в живых, так и для потомства последних всегда
была возможность исправления и примирения с Богом. Все сказанное указывает,
что содержание псалма нельзя полностью соотнести с историческими рамками
времени и личности Давида.
Черты изображенного здесь Царя вполне приложимы только к Иисусу Христу. Его
предали иудеи Пилату (Мф. 27, 12; ср. 1-3 ст.). Он, будучи человеком, есть
в то же время истинный Сын Божий (Ин. 1, 14), вечный (Ин. 1, 1 ср. ст. 4-
7), Которому, как Царю, дана власть на небе и на земле (Мф. 28, 18; ср. ст.
6-9). Как пророчестве об этом прославлении Христа Царя, слова 2-го псалма
приводятся в Деян. 4, 25-28; 13, 32-33 и в Евр. 1, 4-5).
Толкование 2-го псалма
Ст.1: "Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?"
1. При изъяснении текста Псалтири автор брал материал в основном из
"Толковой Псалтири" Е. Зигабена (Евфимий Зигабен греческий монах и философ.
Псалтирь изъяснил по святоотеческим толкованиям. "Толковая Псалтирь" -
перевод с греческого языка. Киев, 1907).
Предвидя пророческим взором злобу людей против Христа Спасителя, Давид
грустно вопрошает: зачем они с таким безумием мятутся, подняли возмущение и
волнение? "Поучишася тщетным" -потому что замышляли несбыточное,
предпринимали невозможное, хотели погубить Спасителя мира.
Под язычниками ("языцы") разумеются здесь римские воины вместе с Пилатом, а
под народом ("людие") - народ иудейский с Анной и Каиафою.
Ст.2 "Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на
Христа Его".
Под именем царей и верховных правителей ("князи") разумеются Ирод и Пилат,
из которых первый был царем, а второй правителем. Смысл этих слов объяснили
сами святые Апостолы. Предвидя 1 и 2 стихи 2-го псалма, они продолжают,
"поистине собрались в городе сем (Иерусалиме) на Святаго Сына Твоего
Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом
Израильским" (Деян. 4, 27). Множественное число -"царие" и "князи"
объясняется свойством еврейского языка, а также видят в этом и таинственный
смысл, именное с именем царя Ирода соединяют диавола - царя греха,
вооружившегося против Христа, а с князем Пилатом - многих князей, т.е.
начала и власти темных сил, духов злобы поднебесных. Так как во Христе две
природы, невидимая (божественная) и видимая (человеческая), то Ему
надлежало вести борьбу с невидимыми и видимыми врагами.
"На Господа и на Христа Его" - возмутились и восстали против Отца и Сына,
Которого Отец поставил Царем над всеми языками, дав Ему их в наследие, как
Помазаннику Своему. Вражда против Сына коснулась и Отца.
Ст.3: "Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их".
Святитель Афанасий толкует, что это сказано от лица тех, которые,
возмутившись и словом и делом, распяли Иисуса Христа на кресте, свергли с
себя иго повиновения Сыну, порвали узы всякого подчинения Отцу и отвергли
законную связь с Богом.
Блаженный Феодорит полагает, что эти слова сказаны от Лица Духа Снятого,
заповедующего верующим потомкам отказаться от идолопоклонства язычников и
от нечестия иудеев, "расторгнув узы" ослепленных язычников и "отвергнув от
себя иго" потерявших веру иудеев, воспринять на себя благое иго Христово.
Ст.4: "Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им". Здесь -
предостережение богохульствующим врагам Христа, состоящее в том, что
живущий на небесах Отец и Сын, Господь всяческих по Своему Божеству
представляется столь сильным, что Он может только как бы посмеиваться над
врагами Своими. Речь принимает иносказательную форму и усиленный тон для
того, чтобы показать врагам Господа, как они безрассудно покушались на
тщетное и невозможное, думая умертвить самого Господа, Источника и Начало
жизни.
Ст.5: "Тогда возглаголет к ним гневом Своим..." Здесь разумеется, что
Господь воспылал гневом Своим, когда Он явно изобличал иудеев в их
неправдах и возвестил им грядущие бедствия, повторяя при перечислении
неправд Своих врагов. "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры" и пр. (Мф.
23), а в заключении сказал: "Сего ради отимется от вас Царствие Божие" (Мф.
21, 43).
"...и яростию Своею смятет я".
Господь проявил гнев Свой (ярость - высшая мера гнева), когда по Его
попущению римское войско, напав на иудеев, опустошило Иерусалим, сожгло
храм, большую часть уцелевших жителей предало смерти, а остальных подвергло
рабству.
Ст.6 "Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою Святою Его..."
Здесь речь от Лица Иисуса Христа, таково свойство пророчеств, что в них
предметы и лица меняются, как это часто можно видеть в книгах пророческих.
Иисус Христос предвозвещает царство, которое дано Ему Отцом, как Человеку,
о чем и засвидетельствовал Он по воскресении Своем, сказав: "Дадеся Ми
всяка власть за небеси и на земли" (Мф. 28, 18). Под Сионом разумеется вся
вселенская Церковь.
Ст.7: "Возвещаяй повеление Господне". Это - продолжение мысли
предшествующего стиха. "Я поставлен как Царь возвещать заповеди
евангельские на горе Сионе", откуда взяла свое начало Церковь Христова.
"Повелением" Господним он называет сами эти заповеди, показывая при этом
единство воли Своей с волей Отца. "Не могу Аз о Себе творити ничесоже", -
говорил Он, проповедуя учение евангельское. "Якоже слышу, сужду; и суд Мой
праведен есть, яко не ищу воли Моея, но воли пославшего Мя Отца". "Яко Аз
от Себе не глаголах, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и
что возглаголю". "Аз и Отец едино есма" (Ин. 5, 30; 12, 49; 10, 30).
(Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя". Под этими словами
разумеется и предвечное рождение Бога-Сына от Бога-Отца и рождение Его по
человечеству во времени. Словом "днесь" выражается как бы грань между
вечностью и временем, когда предвечный Сын Божий соделался Богочеловеком.
Блаженный Феодорит утверждает, что слова "Аз днесь родих Тя" относятся к
человеческому естеству Спасителя. Поэтому следующий стих святые отцы
рассматривают как пророчество о Царстве Иисуса Христа по человечеству.
Ст.8: "Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы
земли". Когда иудеи не приняли Иисуса Христа, Он обратился к народам
языческим. Мы видим из ст. 8, что воля Отца состояла в том, чтобы Христос
Спаситель избрал Себе в наследие язычников. И Господь, будучи царем, как
Бог, приемлет владычество, как человек, над всеми народами, не только
настоящими, но и прошедшими и будущими. "И одержание Твое концы земли" -
власть наследия Твоего распространится до пределов земли. Так и сбылось,
ибо слово евангельское пронеслось по всей земле во все концы вселенной (Пс.
18, 5; Мф. 24, 14; 10, 18). Сам Бог Отец предлагает Сыну, чтобы Он просил
этого наследия в знак Своего благоволения и желания восстановить падшее
человечество. И Бог Сын в Тайне Существа Св. Троицы ходатайствует об этом
пред Богом Отцом. Ради нашего спасения Он сошел с небес, вочеловечился и
соделался Посредником между Богом и человечеством.
Ст. 9: "Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я". Под
"жезлом железным" святитель Афанасий понимает святой крест. Пророк имеет в
виду здесь так же и иудеев, как бы говоря: тех, которые не приняли Твоей
проповеди, сокрушил Ты жезлом железным, как сосуды горшечника. Так
обозначены последующие бедствия иудеев от римлян и других народов. Иногда
же предполагают, что здесь говорится о спасении язычников, истолковывая
так: упасет язычников жезлом железным. "Своим крепким несокрушимым царством
сокрушит (вразумит) их, как сосуды скудельника, разрушит мудрования
язычников Святым благочестием и затем купелью возрождения обновит их,
сообщит им благодатную крепость огнем Духа" (блаженный Феодорит).
Ст.10: "И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли".
Слово - "ныне" имеет значение заключения сказанного. Смысл всего стиха
таков: "Итак, вы, могущественные цари всех народов, и вы, судьи всей земли,
судящие живущих на земле людей, ведая, что Бог избрал вас в наследие,
образумьтесь к покаянию, умудритесь во спасение, руководствуясь опытом и
Божественными Писаниями". А в лице царей и судей пророк разумеет и народы,
им подчиненные, и их призывает к такому же научению.
Ст.11: "Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом". Это
дальнейшее обращение, к народам: "так как вы уже знаете, что вы - наследие
Божие, то нужно работать Ему, выполняя Его правду", т.е. уничтожая в себе
все греховное. Указывается страх, так как где страх Божий, там и выполнение
Его заповедей. "И радуйтеся Ему с трепетом". Служа, радуйтесь Ему как
Спасителю и Ходатаю. Так и Апостол говорит: "Радуйтеся о Господе; и паки
реку: радуйтеся" (Фил. 4, 4). Но радость эта пусть будет с трепетом.
Радуйтесь с упованием и вместе трепещите за грехи, ибо Господь праведен и
нелицеприятен. Трепещите пред возможностью оскорбить Бога своею
греховностью.
Ст. 12: "Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете
от руки праведного, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси
надеющиися Нань". "Приимите наказание" - этими словами пророк усиливает
сказанное в ст. 10: образумьтесь, умудритесь совершенно и окончательно. По
святителю Афанасию - приимите евангельское Христово учение.
"Да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведного", т.е.
если вы не исправитесь, то вы будете вдали от пути праведного, не будете на
пути спасаемых; по святителю Афанасию - будете вдали от Пути, т.е. от
Христа Спасителя.
"Егда возгорится вскоре ярость Его", т.е. когда настанет суд Божий, то это
будет неотложно, "вскоре" и вы погибнете.
Псалом Давиду, у евреев ненадписанный.
Содержание: В первом псалме правителей иудейского народа провозгласив
нечестивыми, грешниками и губителями, в настоящем псалме показывает также
их дела такими наименованиями, каких стали они достойны. И окончив первый
псалом упоминанием о нечестивых, тем же начинает опять и второй псалом,
научая этим, что упомянутый выше конец нечестивых приимут и ожесточившиеся
против Спасителя.
(1). Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Шатанием называет
неразумную гордыню. Слово «вскую» относится ко всей речи, т. е. для чего и
людие поучишася тщетным? И действительно не тщетно ли было предприятие их —
не принять Спасителя роду своему? Какая же причина такой ненависти, что
языцы и люди собираются вкупе? Та, что они шаташася, а это значит: в такой
мере возгордились, что с превозношением и с какою-то высоковыйностию
возмутились и взволновались. Подобие это взято с неразумного стремления
коней, ничем не удержимых. Это и было с иудеями, восставшими против Христа.
По какой же причине собрались вкупе языцы и людие? Или израильтян разумеет
под словами: языцы и людие; или слово «языцы» употребил об Ироде и Пилате,
как об язычниках, а слово «людие» об иудеях.
(2). Предсташа царю земстии, т. е. сами себя определили на это Ирод и
Понтий Пилат. Так истолковали это и святые Апостолы в Деяниях (Деян. 4,
26–27). И князи собрашася вкупе, — упомянутые выше книжники, фарисеи и
законники. На Господа и на Христа Его. Ибо злоумышление против Христа есть
злоумышление против самого Отца. И если Отец в Сыне и Сын во Отце, то
злоумышлением этим не одинаковое ли наносится Им оскорбление?
(3). Расторгнем узы Их. Здесь не достает слова «говоря», чтобы вышел
такой смысл: собрались на Господа и на Христа Его, говоря: расторгнем узы.
Ибо не восхотели быть в священной мрежи, о которой написано: подобно есть
царствие небесное неводу (Мф. 13, 47). И отвержем от нас иго Их, т. е.
тяготу закона, о котором сказал Господь: иго Мое благо, и бремя Мое легко
есть (Мф. 11, 30).
(4). Живый на небесех посмеется им, как совещавшимся на дело
несмысленное. Ибо пригвожденный и преданный ими смерти, Сущий на небесах и
все содержащий, тщетными и суетными соделывает их замыслы. Отец же Его и
общий всех Владыка воздаст им должное наказание. И Господь поругается им,
уничижит, возненавидит их и возгнушается ими. — «Посмеется» сказано вместо:
возненавидит и отвратится. Тот, кто выше этих замышляющих, говорит
Псалмопевец, посмеется или явит смешными замыслы их, так как они
предпринимают неразумное. Ибо смех есть дыхание, выпускаемое чрез ноздри, в
уничижение высокомудрствующих о себе. А говорится это с особенною
настойчивостью, чтобы сильнее выразить справедливость осмеяния. И не только
это испытают они, но подвергнутся и гневу.
(5). Тогда возглаголет к ним гневом Своим. Что же означает — тогда? Не то
ли самое время, когда сказали они: расторгнем узы Их? И что возглаголано к
ним во гневе? Не cиe ли? горе вам книжницы и фарисее (Мф. 23, 13); и:
отымется от вас царствие Божие (Мф. 21, 43); и еще: и вам горе законником
(Лк. 11, 52); потому что покорило их римское воинство. Ярость и гнев
различаются между собою тем, что ярость есть гнев возгорающийся и еще
пламенеющий; а гнев есть желание за скорбь воздать скорбию. Посему, ярость
есть недостигший полноты гнев, а гнев — самая полнота. И таковому
изъяснению слов этих учит самый конец событий. Ибо римское войско, в
нашествие свое, разорило город, сожгло храм, и большую часть иудеев предало
смерти, а избегших меча покорило и поработило. Верному же надлежит знать,
что упоминаются одно за другим два лица, и во-первых Господь Христос, ибо
сказано: на Господа и на Христа Его; а потом — Живый на небесех и Господь:
Живый на небесех посмеется им и Господь поругается им. Тот же образ речи
соблюл Псалмопевец и в последующем.
(6). Аз же поставлен есмь царь от Него над Сионом. Возвещает им о той
вере, какая, по отвержении народа израильского, будет у язычников. Сион же
означает Церковь.
(7). Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты и проч., то есть, естество Отчее
подтверждает, что Я Сын. Не повелением произведено это, но самая сущность
показывает, что Я — образ ипостаси Отчей (Евр. 1, 3). Весьма кстати
присовокуплено «ecu» в означение предвечного рождения; потому что Сын был
всегда. Но присовокуплено также: днесь родих Тя, чтобы показать и рождение
по плоти; потому что слово «днесь» указывает на время и употреблено в
означение временного рождения. Следовательно, о человеческом рождении
разумеются и последующие слова: родих Тя. Видишь, как Отец Себе присвояет и
рождение по плоти единородного Христа.
(8). И одержание Твое концы земли.
(9). Упасеши я жезлом железным, то есть, крестом; ибо в нем, хотя
вещество древа, но крепость железа. Некоторые же под жезлом разумеют
римское владычество.
(10). И ныне царие разумейте, то есть, размыслите и обратитесь к
покаянью. Накажитеся вси судящии земли. Словом «накажитеся» выражает
преспеяние, а словами: nриимume наказание — совершенство.
(12). Приимите наказание, то есть, учение евангельское. И погибнете от
пути праведнаго, — Пути сказавшего о Себе: Азь есмь путь (Ин. 14, 6).
Фёдор Студит, преп.
Подвижнические монахам наставления
Слово
281
1) Обозрев страдания Господа, возбудимся на спострадание.
2) Вы уже спострадали, но и после пребудьте и в спострадании и во всех
других добродетелях.
3) Воодушевляясь надеждою, что с Ним и прославимся: ибо какая тогда будет
радость спострадавшим, и какая туга уклонившимся от сего?!
4) О сем помышляя будем хранить себя чистыми и преуспевать во всем добром.
1) Настоящий день (страстная среда) свят и поклоняем: ибо в него Господь
начинает принимать крестные за нас страдания, по слову Давида рекшего:
вскую шаташася языцы и людие поучишася тщетным? предсташа Царие земстии и
князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его (Пс.2:1.2). Собрались,
злой совет составляя против Владыки своего, на коем лукавый Иуда отрицается
от Учителя своего и продает Его. За этим потом последовали - предательское
лобзание, связание и ведение Господа всяческих ко врагам на суд, представ
на который, Судия всех вопрошается и ответствует, и ответив, - о страшное
слышание, - рабом ударяется в ланиту и долготерпеливо переносит то, говоря:
аще зле глаголах, свидетельствуй о зле: аще ли добре, что мя биеши
(Ин.18:23); потом оклеветывается и осуждается; затем приемлет наругания,
осмеяния, издевания, оплевания, заушения, удары тростью по голове,
бичевание, пригвождение ко Кресту, на который возшедши молится за убийц
Своих: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят (Лк.23:34); наконец,
напояется желчью с уксусом, и умирает бессмертный, предав дух Свой Богу и
Отцу, и мертвый прободается в ребра. Таковы, вкратце пересказанные,
страдания Господа! - И кто разумно слушает Евангельские о них сказания, тот
не станет уже ни гневаться, ни огорчаться, ни неистовствовать, ни
гордиться, ни выситься над братом, ни завидовать, ни славолюбствовать; но
всячески стараться будет смиряться, сокрушаться, считать себя землею и
пеплом, желать общения Христовым страстям, быть сообразну смерти Его, чтоб
причастну быть и славы в воскресении Его.
2) Дерзайте, скажу вам, и вы; ибо вы уже приобщились Владычним страстям и
пребываете в сем общении им. Посмотрите, где вы? Не за слово ли Его и не за
свидетельство ли Его вы в изгнании и в гонении? Но и прежде сего не
испытали ль вы заключения в темницу? Не пролили ль крови среди поношений и
оскорблений? Не скончались ли некоторые из братий наших среди страданий
доблестно? - Вот в чем похвала наша в Господе! И вот каков дар наш! - Но
как твердость наша ненадежна по причине нашей изменчивости, и мы не можем
наверное утверждать, что породит находящий день; то прошу вас, стойте о
Господе непреклонно и непреложно, единодушно и единомудренно сподвизаясь за
веру Евангельскую, не колеблющеся ни о едином-же от сопротивных (Фил.1:28),
и ни едино ни в чемже дающе претыкание (2Кор.6:3), но во всем представляюще
себе, яко Божии слуги (2Кор.6:4) в послушании, в смиренномудрии, в
кротости, в великодушии, в терпении мнозе: терпения бо имате потребу, да
волю Божию сотворше, приимете обетование. Еще бо мало елико елико грядый
приидет и не укоснит (Евр.10:36.37).
3) Если же приидет и не укоснит; то что нам стужати си в скорбех (Еф.3:13),
а не паче готовыми быть умирать за Господа всякий день? - Ибо написано: аще
с Ним умрохом, то с Ним и оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся: аще
отвержемся, и Той отвержется нас: аще не веруем, Он верен пребывает:
отрещися бо себе не может (2Тим.2:11-13). Какую радость будут иметь святые,
когда узрят Господа грядущего с небес со Ангелами силы Своея, призывающего
их к радости неизглаголанной, венчающего и с Ними соводворяющегося на все
веки? И какое напротив терзание будут испытывать тогда не уверовавшие
Евангелию и преступившие заповеди Его, кои, как написано, муку приимут
погибель вечную от лица Его, и от славы крепости Его: егда приидет
прославитися во святых Своих, и дивен быти во всех веровавших
(2Сол.1:9.10).
4) Сие созерцая умом и о сем помышляя, очистим себе от всякия скверны плоти
и духа, творяще святыню в страсе Божии (2Кор.7:1), к лучшему стремясь, на
совершеннейшее возводясь (Евр.11:16; 6:1), ненавидяще злое, прилепляющеся
же к благому: братолюбием друг другу любезни: честию друг друга больша
творяще: тщанием нелениви, духом горяще, Господеви работающе: упованием
радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе (Рим.12:9-12); чтобы в
такой непорочности искренно пребывая, и наступающую Пасху отпраздновать нам
достойным образом, и удостоиться вечно вкушать небесные блага.
Добротолюбие. т.4. - М.Паломник, 2000
Златоуст
Как поступает Он с праведниками и грешниками, так точно поступает с
богатыми и убогими. Подобно тому, как грешника Он восставляет милосердием,
а праведника устрашает строгостью, так точно Он проявляет Свое попечение и
в делах мира. Если Он видит блистающих достоинствами могущественных царей,
князей, всех (словом) кто изобилует богатством, то говорит с ними,
возбуждая страх, и с пользой присоединяет к власти страх. И ныне царие
разумейте: накажитеся вси судящии земли. Работайте Господеви со страхом, и
радуйтеся Ему с трепетом (Пс. II, 10, 11), потому что Он есть Царь
царствующих и Господь господствующих (1 Тим. VI, 15).
Список использованной литературы:
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Юбилейное
издания, посвящённое тысячелетию Крещения Руси – М.: Издание Московской
Патриархии, 1988. – 1371 с.
2. Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений, 12 томов, 4т.,
книга вторая - М.: «Златоуст», 1995. – 923 с.
3. Толковая Библия, или комментарии на все книги Священного Писания Ветхого
и Нового Завета. - / Репринт. воспроизвед. изд. преемников А.П. Лопухина
1904 –1907 г.г./ - Стокгольм: Второе издание Института перевода Библии,
11 томов, 1т., 1987. – 669 с.
4. Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия. Составитель
архимандрит Никифор /Репринт. воспроизвед. изд. 1891 г./ - Издание Свято
– Троице – Сергиевой Лавры, 1990. – 901 с.
5. А.П. Лопухин. Библейская история при свете новейших исследований и
открытий. - /Репринт. воспроизвед. изд. 1889 г./ - Издание Свято – Троице
– Сергиевой Лавры, 3 тома, 1 т., 1998. – 1000 с.
6. Святитель Кирилл Александрийский. Творения. Глафиры, или искусные
объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. Библиотека Отцов и
Учителей Церкви 12 томов, 9 т., - М.: Паломник, 2001 – 797 с.
7. По мат. http://www.orthlib.ru/Athanasius/ps002.html; Текст приводится по
изданию: Святитель Афанасий Великий. Творения в четырех томах. Том IV.—
М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994.— С.
36–423. Репринтное воспроизведение издания: Свято-Троицкая Сергиева
Лавра, 1902–1903, из фондов Государственной Исторической библиотеки.
8. По мат. http://sedmica.orthodoxy.ru/kds-vz-4.php; Киевская Духовная
Семинария КОНСПЕКТ по Ветхому Завету
(Учительные книги) для 4-го класса
9. По мат. http://www.pagez.ru/lsn/studit/281.php; Феодор Студит, преп.
Подвижнические монахам наставления. Слово 281. Добротолюбие. т.4. -
М.Паломник, 2000.
10. По мат. http://www.orthlib.ru/Feodor_Studit/p_ogl.html; Преподобный
Феодор Студит. Огласительные поучения и завещание. ПОУЧЕНИЕ 67-Е [1].Во
святую и великую среду.О спасительных страстях Христовых, и о
смиренномудрии и терпении.— М.: Издательство московского подворья Свято-
Троицккой Сергиевой Лавры, 1998.— 342 с. Репринтное воспроизведение
издания 1896 г.
11. По мат. http://des.tstu.ru/orthodox/ccel.wheaton.edu/Zlat21/Pok7.htm;
СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО БЕСЕДЫ О ПОКАЯНИИ. БЕСЕДА
СЕДЬМАЯ. О покаянии и сокрушении сердца, а также о том, что Бог скор на
спасение и медлен на наказание; здесь же дивная повесть о Раави.