Раскол в русской православной церкви XVII века
Содержание:
I. Вступление:
1. Историческая обстановка России, предшествующая расколу . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 2
II. Основная часть:
1. Начало раскола в православной церкви . . . . . . . . . . . . . . 6
2. Патриарх Никон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 7
3. Протопоп Аввакум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . 12
4. Дальнейшее расширение раскола . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
14
5. Действия официальной церкви, царя . . . . . . . . . . . . . . . .
16
6. Новые формы раскола, усиление борьбы с ними государства . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . .17
7. Описание раскола в трудах общественных деятелей, историков России .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. .19
III. Заключение
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . 22
Раскол в русской православной церкви XVII века
Историческая обстановка России, предшествующая
расколу
Начало XVII века вошло в историю России как «Смутное время». Толчком к
Смуте, как отмечает русский историк В.О. Ключевский, послужило
«насильственное и таинственное пресечение старой династии и потом
искусственным её воскрешением в лице первого самозванца». Далее В. О.
Ключевский утверждает, что пресечение династии (со смертью царя Фёдора)
есть, конечно, несчастие в истории монархического государства; нигде оно не
сопровождалось такими разрушительными последствиями, как у нас.
Отличительной особенностью Смутного времени является то, что в него были
втянуты все классы русского общества и выступали, как отмечает Ключевский,
«в том самом порядке, в каком они лежали в тогдашнем составе русского
общества, как были размещены по своему сравнительному значению в
государстве на социальной лестнице чинов. На вершине этой лестницы стояло
боярство, оно и начало Смуту».
В смуте участвовали дворянство, служилые люди, городское и сельское
население, казачество, представители духовенства и чиновничества.
Результатом Смутного времени явилось дальнейшее обнищание широких
народных масс, сокращение территории русских земель, падение авторитета
русского государства, широкое проникновение иноземного влияния, в том числе
и религиозного, на жизнь и обычаи населения.
Конечным итогом Смутного времени явилось возникновение новой династии
царей. С выборами Земским собором в феврале 1613 года царём России Михаила
Романова установилось монархическое государство на более чем триста лет
семьи Романовых.
Особенно обострились отношения крестьянства с господствующей властью
после принятия Соборного уложения, принятого Земским собором в 1648 году.
Оно навсегда лишало крестьян права менять своих хозяев и установило
бессрочный розыск беглых крестьян. Тем самым было окончательно оформлено
крепостное право в России. Были расширены права дворян на земли и крестьян.
Уложение установило жёсткие наказания за преступления против царя и церкви.
Последующие годы после Смуты и в целом весь XVII век характеризуется
собиранием русских земель под эгидой Москвы. Особенно усиленным шло
продвижение России на северо-востоке (район Сибири), продолжалась война с
Польшей, Швецией за освобождение исконно русских земель - Смоленска,
районов Прибалтики Белоруссии.
Большая помощь оказывалась украинскому народу за свою независимость с
Польшей. В ходе этой борьбы в 1653 году Земский собор принял решение о
воссоединении Украины с Россией и объявлении совместной войны против
польской шляхты.
После разгрома интервентов (поляков), окончания Смутного времени стали
заметно расширяться связи России с Англией, Голландией, Ираном. Россия
стала всё больше и шире использовать передовые достижения Запада: оружие,
передовой опыт ведения военных действий. Западные товары постепенно
проникают в города России, начал складываться рынок. Русские купцы сначала
робко проникали со своими товарами на рынок Западной Европы. Развиваются
связи между отдельными регионами страны. Появляется класс буржуазии и
работников наёмного труда.
В Россию стали приглашаться западные специалисты; врачи, строители,
умельцы железного дела, рудознатцы и т. д. Образуется обширный круг
иностранцев, проживающие в построенной иностранной слободе в Москве. Их
поведение, культура, одежда резко отличаются от патриархального быта
населения Москвы. Кроме этого, начинает развиваться образование, повышается
процент грамотных среди населения. Создаются первые учебные заведения, в
которых ведущую роль играют сначала иностранцы. Наблюдается рост
ремесленничества, образование мелких мануфактур и заводов (производство
необходимых для населения и военных нужд оружия и товаров).
Передовая часть общества видит преимущества иностранного быта,
мастерства, поведения и начинает перенимать у них всё положительное,
рациональное.
Влияние Запада коснулось и церкви. Одни увидели в них угрозу Латынянства,
т. е. поглощения православной церкви Католической, другие поняли, что
необходима церковная реформа. Это было связано с тем, что из-за отсутствия
тесных связей местных церквей с центром, накопилось много различий в
понимании религиозной литературы, осуществления религиозных обрядов.
Появились воинствующие религиозные деятели из духовенства, которые яростно
защищали патриархальный быт народа, его религиозные взгляды и стремились
сохранить незыблемыми церковные обряды, старинные духовные книги. Они
выдвинули лозунг: «Как жили наши отцы и деды, так и мы должны жить».
В конечном счете, эти предпосылки в развитии религии привели к расколу в
православной церкви. В эту орбиту были втянуты массы верующих,
представителей духовенства, пролито много крови, гибли люди.
Последствия раскола православной церкви проявляются и сейчас, в настоящее
время. Если сравнить раскол православной церкви с Западом, то он сродни по
некоторым проявлениям с реформацией в Католической церкви. Реформация, как
известно, создала целый рад протестантских церквей, отделившихся от
римского католицизма. Главными из них являются: Лютеранство (Германия,
Скандинавия); Кальвинизм (Швейцария, Нидерланды); пресвитерианство
(Шотландия).
Роль церкви в жизнь российского общества всегда была очень высока.
Влияние церкви проявлялось на все стороны духовной жизни общества, семьи,
уклада и быта русского народа. В XVII веке церковь тесно срастается с
монархическим строем России. Она становится опорой самодержавия, верной
слугой и выразителем его интересов.
В самой церкви сложился такой же уклад и взаимоотношения во всей
церковной иерархии, церковно-обрядовой практики. Во главе русской церкви
стоял патриарх, наделённый большой церковной властью. Впервые патриарх был
избран собором русских иерархов в 1589 году.
Патриархи, как правило, были крупными собственниками, имели большой опыт
религиозной деятельности, активно участвовали в политической жизни
государства. Иногда, они свою власть «от бога», ставили выше светской
власти, власти царя. По этой причине между царём и патриархом возникали
иногда сложные отношения. При выборе нового патриарха самодержец всегда
стремился в его лице иметь своего сторонника и помощника.
Возрастание роли России в этот период на международной арене, подрыв
влияния Православной церкви, связанной с борьбой Османской империи с
Византией, создают предпосылки на роль лидера Вселенской православной
церкви. Царь и русский патриарх начинают реально проводить политику на
решении этой задачи.
Церковь в XVII веке является не только выразителем духовной, религиозной
идеологии во всех слоях общества, но так же крупным собственником.
Монастыри, приходы крупные церковные деятели владели обширными земельными
угодьями, накопили большие материальные ценности.
Многие черты XVII века присущи и настоящему времени, особенно после
совершения революции 1917 года. Устоявший быт, сложившиеся общественные
отношения начали силой, кровью переделывать на свой лад, а церковь, как
таковую, практически свели к нулю. Всё это принесло большие страдания и
муки русскому народу.
Начало раскола в православной церкви
Современная историография под расколом понимает определённое религиозно-
общественное движение, возникшее в России в середине XVII века.
Историограф Ключевский русским церковным расколом называет лишь
отделением значительной части русского православного общества от
господствующей церкви. Правда Ключевский довольно подробно излагает причины
возникновения раскола, его ход и последствия. Поводом для возникновения
раскола, как известно, послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653
году начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной
организации в России, а так же ликвидировать все разногласия между
региональными православными церквями. Они составляли Восточную православную
церковь. В неё входили Александрийский патриархат – Египет, иерусалимский –
Палестина, Константинопольский, церковь восточных славян – Болгарии,
Румынии, Украины, Белоруссии и России.
С падением Константинополя, его захватом в 1453 году Османской империей,
роль ближнеазиатских православных патриархов падает. Всё сильнее и сильнее
падает роль и Константинопольской церкви (Византийской), как ведущего
органа православия.
К началу XVII века русская православная церковь (Московский патриархат)
начинает играть ведущую роль и патриарх московский стремится занять
лидирующее положение в православной Восточной церкви (Вселенской). Однако
этому мешало ряд объективных обстоятельств.
В русской православной церкви с течением времени накопилось много
различий, отступлений от канонов, особенно от Греческой церкви, ибо вся
религиозная литература писалась и печаталась на древнегреческом языке. С
течением времени в русских церковных книгах обнаруживается много ошибок,
разночтений, о которых с упрёком говорили иерархи восточной церкви Москве,
а так же некоторые различия в проведении церковных обрядов.
Патриарх Никон
В сан патриарха возведён в 1652 году. Выходец из народа (мордовского
крестьянства). Самоучкой научился чтению. В 18 лет стал священником. В 1635
г. стал монахом Соловецского монастыря. С 1643 года Никон – игумен
Кожеозёрского монастыря. Отличается смелостью взглядов, энергии и воли, на
что обратил внимание царя Алексия Михайловича. В 1646 году Никон был
поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в Москве. С 1648 года –
митрополит в Новгороде. В 47 лет становится патриархом Русской православной
церкви, что в истории русского патриаршества бывает редко. Обычно
патриархом избирают людей более зрелого возраста, выходцем из
господствующих слоёв и значительным опытом церковной деятельности.
Церковно-обрядовая реформа, начатая в 1653 году Никоном с установления
единообразия церковного культа по всей стране. Поскольку церковь была одной
из опор феодально-крепостного государства, соответственно в единой церкви
должен был быть единый культ. За проведение такой церковной реформы
выступал и сам царь, а так же многие члены влиятельного религиозного
«кружка ревнителей благочестия». Этот кружок состоял из духовных и светских
лиц. Возглавлял его духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев. В
кружок входили: Ртищев, новоспасский архимандрит Никон, настоятель
Казанского собора Иван Неронов; протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь, Даниил.
Члены «кружка ревнителей благочестия» выделялись своей образованностью,
высоким положением в царской и светской иерархиях.
Их объединяло стремление поднять авторитет церкви и усилить её влияние на
широкие массы верующих, в том числе и на поместные церкви Восточной Европы.
Кружок также ставил своей целью борьбу с недостатками пороками среди
духовенства, возрождение церковных проповедей и других средств воздействия
на православный народ.
Благодаря поддержке царя, который внимательно относился к советам своего
духовника, «кружок ревнителей благочестия» сделался фактически правителем
русской церкви. Со вступлением Никона на патриарший престол (1652 г.)
кружок распался. Многие его члены впоследствии стали активными участниками
раскола, особенно протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и др. Причиной
этого явилось несовпадение взглядов по вопросу путей, методов и конечных
целей намеченной реформы.
Протопоп Аввакум, Даниил и другие считали, что русская церковь, по
сравнению с греческой, сохранила «древлес благочестия» и предлагали
проводить унификацию религиозных книг по древним русским богослужебным
книгам, а не по греческим образцам. Другие члены кружка, - Стефан
Вонифатьев, Ртищев, к ним позднее примкнул Никон, хотели следовать
греческим богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем объединение под
эгидой московского патриарха православных церквей (Восточной, Украинской,
Белорусской).
Эти взгляды Никона и его сторонников отражали ту обстановку, которая
сложилась на середину XVII века.
Ожесточенная борьба украинского народа, народа Белоруссии за свою
независимость от Польши, Швеции поставила вопрос об объединении их с
Россией. Население Украины видело, что сохранение своей независимости,
религии возможно только под крылом России и московского патриарха.
Церковная реформа прежде всего началась с исправления русских
богослужебных книг по греческим и старославянским образцам и церковных
обрядов. Как пишет Ключевский: «Он (Никон) начал с того, что своей властью
без собора в 1653 году перед Великим постом разослал по церквям указ,
сколько следует класть земных поклонов при чтении церковной молитвы св.
Ефрема сирина, причём предписывал так же креститься тремя перстами. Потом
он ополчился против русских иконописцев своего времени, которые отступали
от греческих образцов в писании икон и усвоили приёмы католических
живописцев.
Далее, при содействии юго-западных монахов он ввёл на место древнего
московского унисонного (одноголосого) пения новое киевское многоголосое, а
так же завёл небывалый обычай произносить в церкви проповеди собственного
сочинения. В Древней Руси подозрительно смотрели на такие проповеди, видели
в них признак самомнения проповедника; пристойным считали читать поучения
святых отцов, хотя обычно их не читали, чтобы не замедлять церковной
службы. Никон сам любил и был мастер произносить поучения собственного
сочинения. По его внушению и примеру приезжие духовные лица с Украины и
других мест начали говорить в московских церквях свои проповеди, иногда
даже на современные темы. Легко понять, говорит Ключевский, смущение, в
которое должны были впасть от этих новизн православные русские умы, и без
того тревожно настроенные». (В.О. Ключевский, том 2, стр 409).
Эти распоряжения Никона заставляли делать верующим вывод, что они доселе
не умели ни молиться, ни писать икон и что духовенство не умело совершать
богослужения как следует.
Смущение, как утверждает далее В. О. Ключевский, должно было усилиться,
когда Никон приступил исправлению богослужебных книг, хотя это дело он
провёл через церковный собор в 1654 году под председательством самого царя
и в присутствии Боярской думы: собор постановил при печатании церковных
книг исправлять их по древним славянским и греческим книгам. Богослужебные
книги в Древней Руси плохо отличали от Священного писания (Богослужебные
книги содержат порядок проведения служб и церковных священнодействий.
Священное писание – это суть православного христианства. Оно составляет
священные ветхозаветные книги и молитвенные псалмы, Новый и Ветхий заветы,
житие Христа и его апостолов, Евангелие и т.д.).
Поэтому предприятие Никона возбуждало вопрос: неужели божественное
писание не право? Что же после этого есть правого в Русской Церкви? Тревога
усилилась ещё и тем, что все свои распоряжения патриарх вводил порывисто и
с необычайным шумом, не подготовляя к ним общества и сопровождая их
жестокими мерами против ослушников. Оборвать, обругать, проклясть, избить
неугодного человека – таковы были обычные приёмы его властного пастырства.
Так он поступил даже с епископом Коломенским Павлом, возразившим ему на
соборе 1654 года: без соборного суда Павел был лишён кафедры, предан
«Лютому биению» и сослан, сошёл с ума и погиб безвестной смертью.
Один из современников рассказывает, как Никон действовал против нового
иконописания. В 1654 году, когда царь был походе, патриарх приказал
произвести в Москве обыск по домам и забрать иконы нового письма везде, где
они окажутся, даже в домах знатных людей. У отобранных икон выкалывали
глаза и в таком виде носили по городу, объявляя указ, который грозил
строгим наказанием всем, кто будет писать такие иконы. Вскоре после того в
Москве настала моровая язва и случилось солнечное затмение. Москвичи пришли
в сильное волнение, собирали сходки и бранили патриарха, говоря, что мор и
затмение – кара Божия убить иконоворца. Этому способствовало и личные
качества Никона. Как отмечает Ключевский, - «из русских людей XVII века я
не знаю человека крупнее и своеобразнее Никона. Но его не поймешь сразу:
это – довольно сложный характер, и, прежде всего характер очень неровный. В
спокойное время, в ежедневном обиходе он был очень тяжёл, капризен,
вспыльчив и властолюбив, больше всего самолюбив. Но он так же умел
производить громадное нравственное впечатление. За ожесточение в борьбу его
считали злым, но его тяготила всякая вражда, и он легко прощал врагам, если
замечал в них желание пойти ему навстречу. С упрямыми врагами Никон был
жесток. Но он всё забывал всё при виде людских слёз и страданий;
благотворительность, помощь слабому или больному ближнему была для него
также необходимой потребностью. Он умел делать то, что не умели взяться
никто, всё равно, доброе ли то было дело или дурное. У него была слабость,
которой страдают нередко сильные, но мало выдержанные люди: он скучал
покоем, не умел терпеливо выжидать; ему постоянно нужна была тревога.
Увлечение смелой мыслью или широким предприятием, даже просто хотя бы
ссорой с противным человеком. Это словно парус, который только в буре
бывает самим собой, а в затишье треплется на мачте бесполезной тряпкой» (В.
О. Ключевский, том 2, стр. 403).
Становлению Никона, как определённой исторической личности способствовал
мотив, что Русская православная церковь осталась в мире единственной
обладательницей и хранительницей христианской истины, чистого православия.
Из этой идеи Никона вытекала мысль, что Русская церковь должна возглавить
Вселенскую (Восточную церковь). В поддержке его со стороны лидеров
поместных церквей он хотел иметь опору, которая выдвигала его как
патриарха, значительной фигурой, выше даже земного царя. Ибо власть царя
была значительной, порой патриарх выступал игрушкой в руках какого-нибудь
зарвавшегося церковного духовника. Самолюбие Никона восставало против такой
практики. Рано или поздно этот конфликт должен был наступить. Победа, в
конечном итоге, осталась за царём. Никон должен был сойти с исторической
арены. Хотя за проведение церковной реформы выступал и сам царь, а также
многие члены влиятельного религиозного «кружка ревнителей благочестия».
Но иметь ещё одного «царя», церковного, от бога, существующий царь и его
режим позволить себе не мог. В этом главная трагедия Никона. Вскоре, после
начала реформ в церкви, Никон был низложен и сослан в монастырь.
Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону религии, но в
условиях большого значения религии в общественной жизни населения, быту и
т.д. Эти нововведения Никона болезненно принимались верхушками, особенно
сельскими, патриархальным крестьянам, и особенно низовым звеном
духовенства. Обряд «троеперстия», произношение «аллилуйя» трижды, вместо
двух, поклоны во время богослужения, Исус вместо Иисус так и не были
восприняты всеми верхушками. Однозначно, хотя нововведения были приняты не
только по инициативе Никона, но и одобрены церковными соборами 1654 -55
годов.
Недовольство нововведениями церкви, а так же насильственные меры их
внедрения явился поводом к расколу. Первым за «старую веру» против реформ и
действий патриарха выступил протопоп Аввакум и Даниил. Они подали записку
царю в защиту двуперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем
они стали доказывать, что внесение исправлений книг по греческим образцам,
оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от «древнего
благочестия», а её книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов,
не касаясь обрядовой стороны реформы, выступил против усиления власти
патриарха и за более простую, демократичную схему управления церковью.
Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие
формы. Аввакум, Иван Неронов и другие представители раскола подверглись
жестоким преследованиям.
Протопоп Аввакум
Протопоп Аввакум является одним из основателей старообрядчества,
писатель, сын сельского священника. В 1646-47 года входил в «кружок
ревнителей благочестия», и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652
году был протопопом в городе Юрьевце Повольском, затем священником
Казанского собора в Москве. За резкое выступление против церковной реформы
Никона в 1653 году с семьёй был сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В 1666
году царь вызвал его в Москву с целью примирить с официальной церковью. Но
Аввакум не отказался от догм старой веры, своих взглядов и продолжал
настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю, он
обвинил Никона в ереси.
Вдохновленные выступления против Никона привлекли к Аввакуму
многочисленных сторонников, в том числе и представителей знати. Например,
ссылка боярыни Морозовой так красочно и талантливо показана в картине
художника Сурикова.
В 1664 году был сослан в Мезень. В 1666 году вызвали в Москву и на
церковном соборе расстригли и предали анафеме. Он заключил свою жизнь с
твердыми убеждениями в своей вере и правоте в Пустозёрском остроге. 15 лет
просидел в своём деревянном срубе, а затем был в нём и сожжён.
Это был талантливый и образованный человек своего времени. Неистовый
Аввакум – называли его в народе. Трудно сказать, не будь «яростного»
протопопа Аввакума, вообще состоялся ли бы раскол церкви, в том плане,
какой он приобрёл и размах формы позднее. Это моё личное мнение. Его
мужество, стойкость за свои взгляды, веру, вызывает огромное уважение у
последующих поколений России. Аввакум оставил после себя много
произведений, сочинённых им в ссылке. Главные из них: «Книга бесед», «Книга
толкований», «Житие». Отстаивая в своих сочинениях старую церковь, он
обличал пороки представителей официальной религии (чревоугодничество,
разврат, корыстолюбие и т.д.), жестокость, с которой проводились церковные
реформы.
В борьбе со сторонниками Никона Аввакум обличал и царскую власть, самого
царя, его слуг, воевод и пр. Популярность Аввакума в народе была очень
велика, проповеди его находили широкий отклик, особенно в крестьянской
среде, становились твёрдыми его сторонниками. В распространении его
сочинений участвовала даже тюремная стража. В борьбе за старую веру он
призывал к жестоким, негуманным формам: самосожжению, религиозному
фанатизму, проповедями конца света.
Дальнейшее расширение раскола
Выступления Аввакума и других защитников «старой веры» получили поддержку
в различных слоях русского общества, приобрели широкий размах и привёл к
жестокому противостоянию двух сторон – защитников реформ в церкви и
защитников старой веры.
Раскол начал приобретал общенациональное значение. В его орбиту были
вовлечены широкие массы верующих, официальная церковь и церковная власть.
Большая часть низшего духовенства, менее образованная, видевшая в реформе
церкви ущемление своих интересов и прав, встала полностью на защиту «старой
веры». Своими действиями они влияли на широкие массы прихожан, которые так
же стали яростными защитниками старой веры. В это движение включились
многочисленные массы горожан, (посадские люди). Призывы «сторонников старой
веры» получили поддержку и некоторой части светской знати, в том числе были
они и в окружении царя. Объединению в движении раскола различных слоёв
русского общества способствовала и идеология раскола.
В скором времени, после начала церковных реформ стало отчётливо
просматриваться образование двух сторон раскола. Первую сторону составляли
сторонники реформ, которую возглавляли официальная церковь во главе с
патриархом и царём. Вторую сторону составили в основном широкие народные
массы, низшее звено церковных служителей, которые стали видеть в церковной
реформе дальнейшее усиление феодально-крепостнического строя в стране и
ухудшение своего положения.
Возникшее движение раскола стало подкрепляться и определёнными
идеологическими воззрениями, так с одной так и с другой стороны. Ярые
защитники «старой веры» в своей практике руководствовались теми идеями и
воззрениями, изложенными в сочинениях и протопопа Аввакума и других
организаторов раскола.
Суть их идеологических воззрений:
Идеализация и защита старины, старой веры, неприятие, даже ненависть ко
всему новому, что проникало в их среду со стороны, в том числе и
новых церковных обрядов;
Проповедь национальной ограниченности, замкнутости, ограничение связей,
особенно с иностранными государствами;
Спасение души, ради чего возможно принятие мученического венца, вплоть
до самосожжения;
В широких народных массах из уст расколоучителей находила идея о
наступлении «последнего времени», о воцарении в мире антихриста и о
том, что царь, патриарх и вся власть поклоняется ему и выполняет его
волю;
Резкое обличение в религиозной форме феодально-крепостнической
действительности, официальной церкви и т. д.
Эти идеологические воззрения представителей раскола находили отклик, как
в среде широких народных масс, так и в других слоях русского общества.
Возникший раскол в православной церкви в середине XVII века привёл в
движение такие силы, такие широкие слои населения, что его последствия
сказываются и в настоящее время. Сутью раскола является официальное
разделение новой, послереформенной, государственной церкви от
представителей старой церкви, которых стали называть раскольниками, а они
себя в свою очередь называли себя старообрядцами.
Действие официальной церкви, царя
С первых дней проявления раскола, неподчинение низших служителей церкви
реформе Никона вызвало со стороны патриарха, а затем и официальных властей
применение к ним насильственных мер. Жестоко были наказаны лидеры раскола
протопопы Аввакум и Иван Неронов. Многие служители церковного культа
отправлялись в ссылки, лишались сана, заточались в монастыри. Ярые
представители раскола из других слоёв народных масс также подвергались
жестоким наказаниям, ссылались в Сибирь, приговаривались к смертной казни.
На защиту церковных реформ встал и царь, его окружение и высшие чины
церкви.
В 1666-67 годах прошёл церковный собор. Он предал «анафеме»
представителей старой веры (староверов) и принял решение об их наказании.
Позднее, староверов, (общее наименование последователей православия до
церковной реформы патриарха Никона) стали также называть старообрядцами,
раскольниками. Церковный собор 1666-67 годах своим решением официально
закрепил послереформенную церковь – официальной государственной.
Старообрядчество отделялось от официальной государственной церкви,
становилось её врагом, и было принято решение ликвидировать его силой.
Принятие такого решения собором и особенно предание старообрядчества
«анафеме», церковному проклятию, вызвал новый виток противостояния
официальной церкви со старообрядчеством.
Этот этап раскола совпадает с широким антифеодальным движением в России.
В Крестьянской войне под руководством Болотникова, Степана Разина, Василия
Уса на Дону. Многие лозунги «борьбы за старую веру» широко использовались
руководителями восстаний.
Так, например, Соловецкое восстание 1666-1676 годов было в чистом виде
раскольническим восстанием в защиту «старой веры». Монахи Соловецкого
монастыря длительное время не признавали новые богослужебные книги, они не
согласились признать приехавших из Москвы архимандритов. В этой борьбе
монахов монастыря поддерживали многочисленные беглые люди из стрельцов,
крестьян, казаков и т.д.
Новые формы раскола, усиление борьбы с ними
государства
Отделение последователей раскола от официальной церкви породило с их
стороны новые формы борьбы. Борьба эта по-прежнему продолжается под
знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, «древлего благочестия».
Что является новым:
. Старообрядцы начинают вести себя так, как представители религии в
России. Они не признают новых и кон, неправильных новых
богослужебных книг, новых обрядов;
. С целью сохранения «старой веры» многочисленные представители
старообрядчества стали покидать места своего проживания и
организовывать в глухих местах или на окраинах России свои общины,
скиты, тайные секты, монастыри и т. д. Массовый уход в глухие места,
Сибирь, Поволжье, районы Севера, на южные окраины государства и даже
в другие государства был причиной не только не выполнения обрядов
официальной церкви, но и невыполнения феодальных повинностей;
. В наиболее фанатичных общинах старообрядцев широкое распространение
получила практика «огненных крещений» (самосожжений) под видом
спасения души. Например, по свидетельству писателя Мельникова
(Андрей Печёрский) в Пошехонском уезде Ярославской губернии, только
в 1870 году сожглось 1920 человек;
. Но раскольничество с самого начала и особенно позднее не было
единым. Оно всё более и более становилось неоднородным,
распадающийся на отдельные общины, секты, «корабли» и т. д. Этому
способствовала большая их изолированность друг от друга и всё более
возрастающая роль лидеров общин, скитов, монастырей, которые
вырабатывают свою местную религиозную практику.
К концу XVII столетия, а затем и позднее, раскольничество постепенно и по
своим взглядам становится неоднородным. Оно распадается на два течения.
Наиболее общепринятые - поповщина и беспоповщина.
Поповцы признали необходимость духовенства (своих священников) и
проведения всех церковных таинств по старой вере. Основные районы
распространения поповщины – Керженские леса, Стародубье, Дон, Кубань.
Беспоповцы отрицали необходимость иметь своих священников (попов) и
проведения некоторых церковных таинств.
Правительство и официальная церковь начали вести беспощадную войну с
расколом и раскольниками самыми решительными мерами наряду с другими
методами убеждения и принуждения. В борьбе с расколом использовались
войска, сторонники раскола, особенно лидеры, предавались «анафеме», т. е.
проклятию, ссылались в Сибирь на каторгу, разрушались скиты, монастыри,
использовались и другие меры.
В эпоху Петра I эта борьба усилилась. Старообрядцев, раскольников всех
мастей он признавал главными врагами проведения своих реформ в России. Даже
в борьбе с боярскими бородами Петром I – просматривается связь борьбы с
раскольниками. В более поздний период все старообрядцы были внесены в
специальные списки, они ограничивались в правах, носили официально
установленную для них одежду.
Описание раскола в трудах общественных деятелей,
историков России
Раскол православной церкви в России – это заметное событие в истории
государства. Как говорил известный писатель и крупный чиновник царской
России Мельников (Андрей Печёрский) что, «раскол и раскольники представляют
одно из любопытнейших явлений в истории и жизни русского народа».
Мельников (Андрей Печёрский), являясь чиновником по особым поручениям
Нижегородского губернатора, специально занимался изучением раскола и его
проявлениях в заволжских лесах (Нижегородская, Костромская, Вологодская
губернии).
Раскол он называл болезнью народа. На это почве возникал религиозный
фанатизм, возросший на патриархальной почве русского, особенно сельского
населения. По своему разномыслию он разделяет раскол на два широких течения
(ветви): собственно «раскола» и вредных «ересей». В более поздний период он
разделяет раскол на:
. Старообрядцы, приемлющие священство;
. Раскольники разных согласий, не приемлющие священства и не
поклоняющихся иконам;
. Субботники или жиды, приемлющие власть святого крещения – обрезание;
. Скопцы.
(Собрание сочинений, Мельнокова (Андрея Печёрского), т. 8, стр. 29).
Много посвятил изучению и освещению в своих лекциях истории и
осуществления раскола в православной церкви известный историограф В. О.
Ключевский. Находим описание жизни старообрядцев и применяемые меры борьбы
с ними правительством России в книге Алексея Толстого «Петр I».
Расколом занимались и другие учёные и политические деятели. Например,
обширные сочинения, причём первые о расколе написали общественные деятели:
Щапов, Максимов, Есимов, Леманский. В более позднее время Смирнов Л. Е.
(«Внутренние вопросы о расколе в XVII в.», «История русского раскола
старообрядства»), Каптерев Н. Ф. (Патриарх Никон и царь Алексей
Михайлович). В советское время изучением раскола уделялось недостаточное
внимание. Например, в учебных пособиях по истории России для школ, ВУЗов
этот вопрос практически не нашёл отражения.
События, происшедшие в период раскола в русской церкви, создали
определённый уклад жизни старообрядства. Это красочно и ярко показано в
сочинениях Мельникова (Андрея Печёрского). Часть поселения жила особенной
жизнью. Ограничили контакты с иноверцами. Вели аскетическую жизнь, строго
придерживались догм старой веры. Даже в еде установили свои каноны. С целью
сохранить свою веру, уходили в таёжные дебри, неся лишения и страдания,
создавали свои поселения.
Многие поселения старообрядцев, особенно в XVIII веке порушались царской
властью, безжалостно уничтожались. Но в некоторых местах они сохранились и
продолжают жить своей обособленной общиной.
Например, интересна история семьи Лыковых, обнаруженная геологами в
глухой тайге на реке Абакан (Хакасия). Она полностью сохранила старый уклад
жизни, старую веру, привычки, обычаи, еду.
В одной из «толстушек» газеты «Труд» в конце прошлого года был напечатан
очерк о жизни староверов, проживающих на реке Бирюса, в Красноярском крае.
Они также многое сохранили от старой веры, уклада жизни. Менее подвержены
пьянству, отличаются большой порядочностью, трудолюбием, чего нельзя
сказать о поселении и его жителях не староверской. Деревня эта находится на
другом берегу реки.
Заключение
Как говорил писатель Мельников (Андрей Печёрский) «раскол – это сложное
явление». Он затронул широкие народные массы, проник в политику государства
того периода. Движение раскола и борьба с ним господствующих классов России
сопоставима с религиозными войнами Запада.
Раскол оставил на теле России глубокие, незаживающие рубцы. В результате
борьбы с расколом погибли тысячи людей, в том числе и дети. Перенесены
тяжелые муки, исковерканы судьбы тысячи людей.
В целом, движение раскола – реакционное движение. Оно препятствовало
прогрессу, объединению земель России в единое государство. В тоже время
раскол показал стойкость, мужество, обширных групп населения в отстаивании
своих взглядов, веры, (сохранение старинного уклада жизни, порядков,
установленных предками).
Раскол – это часть нашей истории. И нам современникам нужно знать свою
историю и брать из старины всё хорошее, порядочное. А в наше время,
особенно в последние годы, наша духовность находится под угрозой.
Список используемой литературы:
1. В. О. Ключевский «Русская История», Полный курс лекций, «Феникс»
1998.
2. А. О. Ишимова «История России» для детей, 1866.
3. С. А. Токарев «Религия в истории народов мира», Москва 1965.
4. «История СССР», том I с древнейших времён до 1861 г., Москва, 1956.
5. «Христианство», энциклопедический словарь, том I, Москва, 1993.
6. «Большая советская энциклопедия», том 18,20, Москва, 1970.
7. П. И Мельников (Андрей Печёрский), Собрание сочинений в восьми
томах, Москва, 1976.