Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Религиоведение как наука и учебная дисциплина

Религиоведение как наука и учебная дисциплина

Министерство науки и образования Украины

Донецкий национальный технический университет

Кафедра философии

Реферат

по религиоведению

на тему:

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА

И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Выполнила:

студентка гр. ЭФ-06 А

Шелестюк О.

Проверила:

Лемешко Г.А.

Донецк, 2008

Содержание

Введение

1. Религиоведение: объект и предмет исследования

2. Структура религиоведения и специфические особенности его

структурообразующих дисциплин

3. Принципы, понятия и категории религиоведения

4. Основные черты и функции религиоведения и значение его изучения для интеллектуального и культурного развития человека

Заключение

Список литературы

Введение

«Между нами и Богом - бесконечность хаоса. Где-то на краю этой бесконечности идет игра - что выпадет, орел или решка

Не играть нельзя, хотите вы того или не хотите, вас уже втянули в эту историю. Если вы поставите на орла, то есть на Бога, то, выиграв, вы обретете всё, проиграв, не потеряете ничего».

Блез Паскаль

Стремление человека к познанию Вселенной, общества, самого себя, отдельных явлений и процессов в окружающем мире неиссякаемо и вечно. Огромен массив накопленной информации, велико число отраслей естественных и гуманитарных наук, а процесс познания продолжается. Невозможно охватить весь объем накопленных человечеством знаний. Но, осваивая основные принципы, положения, понятия и факты соответствующей науки, человек входит в ее мир, находит для себя ориентиры в этом мире, чтобы затем воспользоваться приобретенным в своей практической жизни, в собственных духовных исканиях. Есть знания, которые необходимы человеку для успешной деятельности в своей области. Но существуют и такие понятия, идеи, теории, факты, освоение которых важно для становления каждого человека как личности, для формирования его духовной культуры. К отраслям, содержащим такого рода знания, относится религиоведения.

Слово «религия» встречается очень часто в обыденной речи и в научных текстах, в публицистике и в художественно литературе. Может показаться, что, употребляя это слово, все имеют в виду одно и то же и знают, что это такое. На самом деле большей частью за этим словом стоят лишь представления, выражающие внешние проявления религии, с которыми она, как правило, связана. Это - совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога, этот мир и самого человека сотворившего и давшего ему в «откровении» знание, которое должно принимать на веру, не требуя доказательств (поэтому религию называют часто просто верой). Религиозные верования составляют мировоззренческий компонент религии.

Чтобы человек имел возможность делать свой мировоззренческий выбор, перед ним нужно представить различные варианты решений. Религиоведение обращается к рассмотрению мировоззренческих вопросов в специфическом аспекте и предлагает соответствующие варианты ответов. Изучение науки о религии оказывает сильное влияние на человека, позволяет ему приобрести навыки ведения мировоззренческого диалога, овладеть искусством понимания других людей, что заставляет признать важность и актуальность изучения религиоведения как науки и учебной дисциплины.

Целью данной работы является определить объект и предмет исследования религиоведения, охарактеризовать структуру религиоведения, основные понятия и категории, а также показать значение изучение науки о религии для развития человека.

1. Религиоведение: объект и предмет исследования

Религиоведение как относительно самостоятельная наука складывалось начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания - философские, теологические, исторические, психологические и др. - накапливались в течение столетий. Оно вычленялось на стыке онтологии, теории познания, социальной философии, философии истории, культурологии, истории философии, этики, эстетики, социологии, психологии, лингвистики, политологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук. Объектом исследования религиоведения является религия. Религия (лат. religio - совестливое отношение, совестливость, благочестие, набожность, страх Божий, святость, почитание) - тип мировоззрения и мироощущения, одна из сфер духовной жизни, способ практически-духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью.

Предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении - философское содержание, что обусловлено по крайне мере двумя обстоятельствами. Во-первых, центральным в нем является разработка наиболее универсальным понятий и теорий объекта. Эти понятия и теории оказывают помощь конкретным наукам - литературоведению, фольклористике, языкознанию, правоведению, этнографии, искусствоведению и другим, когда они обращаются к анализу религии со своей частной точки зрения. Во-вторых, исследование религии неизбежно обращается к философско-мировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе. При рассмотрении этих вопросов религиоведение опирается на наследие философской мысли, на историю естественных и общественных наук, особенно на достижения современной научно-технической революции, на научное объяснение религии. Успехи антропологии, медицины, психологии, педагогики, биологии, космологии, экологии и других наук служат основой решения мировоззренческих проблем.

Предпосылкой развития науки о религии стало убеждение в том, что религию можно и нужно изучать как некоторую человеческую реальность, доступную эмпирическому исследованию и теоретическому анализу. В религиоведении имеется ряд разделов, основными являются: философия, социология, психология, феноменология, история религии. Иногда высказывается мнение, что религиоведение как относительно самостоятельная, комплексная отрасль не существует; развиваются лишь отдельные дисциплины - философия, социология, психология, история религии, которые представлены в соответствующих отраслях знания. Однако стоит подчеркнуть, что разделы внутри религиоведения изучают один объект и результаты исследований интегрируются в систему знаний о данном объекте; это повышает эффективность и научных исследований в области религии, и религиоведческого знания. Конечно, изучение религии может осуществляться и осуществляется в рамках разных наук, но в них оно имеет статус прикладных областей знания, по необходимости оторванных друг от друга.

Таким образом, религия - явление сложное, многообразное. Поэтому религиоведение характеризует не только разнообразие подходов, методов, точек зрения, но и многодисциплинарность. Развитие религиоведения в XIX в. шло путем разработки целой совокупности дисциплин, каждая из которых рассматривает религию в одном из ее аспектов.

2. Структура религиоведения и специфические особенности его структурообразующих дисциплин

Религиоведение содержит ряд разделов, основными из которых являются: философия, социология, психология, феноменология, история религии. Это означает, что содержание религиоведческого знания не сводится только к философскому аспекту, в системе этого знания имеются социологические, психологические, лингвистические и другие компоненты, дающие понимание и описание определенных сторон объекта с помощью соответствующих теорий и методов.

Философия религии является базовым разделом религиоведения. Философия в ходе своего развития всегда делала предметом рассмотрения религию; осмысление религии было составной частью историко-философского процесса. Философия религии не представляла и не представляет собой некоего многообразия, совокупности единогласных решений и суждений. Можно говорить о плюрализме, альтернативности подходов к решению комплекса философских задач, связанных с религией. Это относится и к проблемам определения предмета, метода, статуса философии религии, построения ее содержания. Ответы на подобные вопросы зависят от исходных, базовых философских посылок, понимания природы философского и религиоведческого знания, от предпочтений того или иного мыслителя.

Некоторые авторы полагают, что философия религии появилась вместе с философией как своеобразным способом осмысления мира, прежде всего, в античности. Другие исследователи считают, что философия религии возникает в новое время в ходе освобождения философии от теологии, когда философия перестала быть служанкой теологии. Вторая точка зрения представляется предпочтительней; применительно к более ранним периодам истории уместно говорить о развитии философских знаний о религии. Экспликация философии религии как специальной предметной области философского знания происходит в XVII-XIX вв. благодаря трудам философов Б. Спинозы, Д. Юма, П. Гольбаха, И. Канта, протестантского теолога и философа Ф. Шлейермахера, философов И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, философа В.С. Соловьева и др.

В ХХ в. проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда выдающихся представителей различных направлений философии. Содержание философии религии образуют философские понятия и концепции. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом какого-либо принципа - натурализма, материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии и т.д.

В настоящее время в качестве проблемных областей философии религии можно выделить:

§ выявление статуса философии религии в общей системе философских, религиоведческих и иных знаний, определение специфики философского осмысления религии, решение вопроса о философских методах постижения объекта и т.п. (круг метапроблем по отношению к самой философии религии);

§ рассмотрение особенностей и структуры религиоведческого знания, закономерностей его развития, места религиоведения в ряду наук (круг метапроблем по отношению к религиоведению как научной дисциплине);

§ анализ различных (многообразных) вариантов раскрытия сущности религии, нахождение принципов подхода к ее определению, наконец, формулирование философского определения понятия религии;

§ выявление онтологических основ религии в бытии Космоса, планеты Земля, человечества, этноса, отдельного человека и т.д.;

§ изучение особенностей процессов познания в религиозном сознании (своеобразия субъекта, объекта, форм и результатов познания);

§ выявление содержания и специфики религиозной философии - религиозной метафизики и онтологии, антропологии, этики и т.д.

Можно сказать, что в философии религии исходным и главным является анализ религиозного сознания на основе перечисленных аспектов в единстве с языком религии; изучение религиозных верований, суждений, понятий, а также отличий этих компонентов религиозного сознания от веры, верований, понятий в других формах сознаний. Философия религии может представать как раздел философских систем, концепций, специально выделенный и разработанный, находящийся в единстве с целым, а также как относительно самостоятельная дисциплина, самостоятельное построение, не вплетенное в общефилософский контекст.

Социология религии как научная дисциплина начинает формироваться с середины XIX в. В качестве близких источников социологии религии послужили идеи английских философов Т. Гоббса и Г. Болинброка, французских философов Ш.Л. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо и др.. Основателями социологии религии являются немецкий философ М. Вебер, французский философ Э. Дюркгейм, немецкий философ и теолог Э. Трёльч.

Трудность определения предмета социологии религии во многом связана с неопределенностью социологического знания в целом; вопрос о предмете социологии остается пока еще не решенным. Одним из определений предмета социологии религии может быть следующее: она исследует религию как общественную подсистему, изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития, функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе. Социология религии рассматривает религию как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях, анализирует религиозное поведение людей в единстве с их сознанием. В состав социологической теории религии входят:

§ фундаментальные положения, раскрывающие общественно-сущностные характеристики религии, ее основы в истории и жизнедеятельности общества, групп, индивидов;

§ знания о различных феноменах религии - о религиозном сознании, культе, отношениях, объединениях, организациях и т.д.;

§ совокупность интерпретированных понятий и эмпирических обобщений - «религиозность», «религиозное поведение», «типы религиозности» и др.;

§ методика конкретно-социологических исследований в области религии.

В социологии религии используются теоретические и эмпирические методы: абстрагирование, обобщение, моделирование, сравнительно-исторический анализ, анализ архивных материалов, различных документов, опросы, наблюдение и т.п.

Психология религии в качестве научной дисциплины формируется в конце XIX- начале XX в. Существенный вклад в ее становление и развитие внесли немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт, американский психолог С. Холл, немецкий философ В. Дильтей, французский психолог Т. Флурнуа.

В психологии религии реализуются как общепсихологический, так и социально-психологический подходы к изучению религии. Может быть дано следующее определение предмета данной дисциплины: она исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.п.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества. Психологическую теорию религии образуют:

§ учение о психологических основах религии;

§ совокупность положений, выявляющих специфику религиозно-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности и группе;

§ раскрытие многообразия религиозно-психического опыта;

§ анализ психологических аспектов религиозной деятельности и отношений - культа, религиозной проповеди, обучения, воспитания, общения верующих и т.д.;

§ методика психологических исследований религиозности.

Процессы, состояния, личностные свойства анализируются в связи с принадлежностью индивидов к определенным общественным системам, классам, слоям, этносам, демографическим и профессиональным группам, религиозным общностям и общинам.

Феноменология религии складывается в ХХ в. Значительный вклад в разработку проблем феноменологии религии внесли голландский теолог и историк религии П.Д. Шантепи де ла Соссе, немецкий философ и теолог Р. Отто, англо- и франкоязычный философ и историк М. Элиаде, голландский историк религии К.Ю. Блеекер и др. Большое влияние на развитие феноменологии религии оказали феноменологическая философия немецкого философа Э. Гуссерля и экзистенциализм немецкого философа М. Хайдеггера.

В отличие от других разделов религиоведения феноменология религии пока еще в меньшей мере конституировала себя в качестве относительно самостоятельной дисциплины; шли и идут дискуссии о ее предмете, о взаимоотношениях феноменологии с теологией, с историей и философией религии. Ныне считается, что главными понятиями феноменологии религии являются такие, как «священно» в отличие от «профанного» («священный предмет», «священное число», «священное пространство и время»), «нуминозное» и др. Можно высказать следующую гипотезу о предметном поле феноменологии религии: она соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся религиозных значений и смыслов, на этой основе достигает понимание явлений религии, дает их систематическое описание. Таким образом, специфика феноменологии религии выявляется при определении ее предметной сферы, исходным пунктом которой становится рассмотрение слова «религия». В отличие от философии религии феноменология анализирует не понятие, а именно слово, полагая, что в понятии религии содержатся определенные мировоззренческие или идеологические предпосылки.

История религии как раздел религиоведения, подобно философии религии, начала формироваться раньше, чем три других названных раздела. В XVIII в. ряд проблем истории религии освещался в сочинениях французского просветителя Ш. де Бросса, французского философа Ш.Ф. Дюпюи. В XIX в. в развитии истории религии немалый вклад внесли немецкие теологи и историки Ф.К. Баур и Д.Ф. Штраус. В это же время история религии становится областью деятельности многих исследователей.

История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Изучаются происхождение религии, ранние формы верований (на основе данных археологии, этнографии, сравнительного языкознания и др.). Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии или конфессии, страноведческой истории религий и конфессий. История религии чрезвычайно трудоемка для анализа, это связано и с отсутствием источников, различием методологических позиций и точек зрения. Неодинаковы, в частности, взгляды ученых на такие проблемы: происхождение и стадии развития религиозных верований в первобытном обществе; монотеизм, политеизм, время возникновения тех или иных религиозных систем; принципы классификации религии и т.д.

История религии ставит перед собой следующие задачи:

§ доказать объективное существование исследуемого объекта, т.е. той или иной религии или совокупности религиозных представлений;

§ выявить по источникам место, время и условия появления объекта;

§ в соответствии с источниками проследить эволюцию объекта;

§ проанализировать характер взаимодействия объекта с другими социальными и историческими явлениями, понять его функции и роль в общественно-культурной системе;

§ раскрыть причины исчезновения объекта;

§ рассмотреть влияние, оказанное объектом на ход общественно-исторического развития.

Таким образом, содержание религиоведческого знания не сводится только к философскому, в системе этого знания имеются социологические, психологические, исторические и другие компоненты, дающие понимание и описание определенных сторон объекта с помощью соответствующих теорий и методов.

3. Принципы, понятия и категории религиоведения

В религиоведении реализуются определенные принципы. Исходный принцип - строгая объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета. Не приняты абстрактные стереотипы, согласно которым «темная» или «светлая» краска заранее предназначается для живописания явлений религии, а «истина» считается достоянием какой-то одной концепции. Излагаются научно обоснованные положения, прочно установленные факты; используются результаты, полученные в мировом религиоведении, философии.

Другой принцип - рассмотрение религии в контексте развития духовной культуры. Религиоведение занимается исследованием своеобразных ее областей в их истории и современности, а значит, в своем аспекте решает ряд культурологических проблем: выявляются особенности религии как феномена культуры, свойства религиозно-культурных образований, специфика религиозной философии, морали, искусства.

Еще один принцип - анализ мировоззренческих вопросов под углом зрения проблем бытия человека, его сущности и существования, цели и смысла жизни, смерти и бессмертия, иначе говоря, в плане рассмотрения ряда вопросов философской антропологии.

Следующий принцип - изложение вопросов на языке толерантности. Осмысливается диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе, мире. В мировоззрениях есть компоненты, которые фиксируют отношения, свойственные лишь данному типу общества или этапу исторического развития, отражают бытие этносов, сословий, классов, профессиональных и иных групп.

И последняя принципиальная позиция: содержание, дидактика и методика сообразованы с требованиями международных и внутригосударственных правовых документов о свободе мысли, совести, религии и убеждений.

В религиоведении используются общефилософские и социально-философские категории: «бытие», сознание, познание, отражение, символ, истина, заблуждение, фантазия, иллюзия, общество, материальное и духовное производство, культура, отчуждение» и проч. Большое место занимают понятия и термины, заимствованные из логики, этики, эстетики: «знак, значение, смысл, совесть, ответственность, милосердие, сострадание, красота» и т.д. Имеется класс общенаучных понятий, которые требуют выявления соответствующих типов связей при анализе любого объекта: «система, структура, функция, роль, закон» и др. Поскольку учение о религии взаимодействует с конкретными науками, оно заимствует из них и частнонаучные понятия: «эпоха, право, иллюзия, вера, чувство, настроение, страдание, общение, язык, жизнь, смерть» и т.д. Как общенаучные, так и частнонаучные категории наполняются соответствующим конкретным содержанием. Более узкую понятийную и терминологическую подсистему составляют специальные религиоведческие понятия и термины: «религия, теология, религиозный культ, церковь, конфессия, храм, молитва» и др. Особое место занимают понятия и термины: «Бог, ангел, ад, рай, Бодхисаттва, провидение, карма» и т.п., которые в науке имеют иное значение, чем в религии, хотя необходимо постоянно иметь в виду их религиозный смысл. Наконец, есть класс понятий, отражающих процессы изменения религии: «развитие и эволюция, сакрализация, секуляризация, детеологизация, демифологизация, модернизация» и др.

4. Основные черты и функции религиоведения и значение его изучения для интеллектуального и культурного развития человека

Выделяются несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующее-дезинтегрирующая, культурнотранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.

Мировоззренческую функцию религия образует благодаря, прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание, миросозерцание, мирочувствование, мироотношение, и проч. Религиозное мировоззрение задает «предельные» критерии, Абсолюты, с точки зрения которых понимаются человек, мир, общество, обеспечивается целепонимание и смыслополагание. Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются «братством во Христе», в общине и т.д. Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с гипостазированными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т.д.). Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм, образцов, контроля, поощрений и наказаний. Интегрирующее-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом - разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция - ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единой, общее вероисповедание. Если же в социальных группах и обществе имеются различные, противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет дезинтегрирующую функцию. Отметим и культурнотранслирующую функцию. Религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивалось сохранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляется передача накопленного наследия от поколения к поколению. Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов, отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них. Религия выдвигает высшее требование - максиму, в соответствии с которым дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним.

Отличительной чертой современного религиоведения является усиление интереса к методологической проблематике. На всех международных конференциях, проводимых Международной Ассоциацией истории религий, работали секции, возглавляемые виднейшими представителями мирового религиоведения, на которых специально обсуждались методологические проблемы. Второй отличительной чертой современного религиоведения можно считать все возрастающий плюрализм методологических подходов к изучению религии. Это проявляется в том, что в рамках традиционно сложившихся религиоведческих дисциплин (философия, история, социология, психология, феноменология религии) постоянно возникают все новые и новые подходы к изучению религии. Еще одной чертой современного религиоведения является повышенное внимание к уточнению религиоведческой терминологии и многочисленных определений религии. Очень многие понятия, образы, символы, термины "мертвых" и "живых" религий не описываются при помощи сложившегося в современном религиоведении категориально-понятийного аппарата. Следующей особенностью современного религиоведения является более легкий доступ к данным и новым результатам исследований. Это связано с беспрецедентным развитием во второй половине XX в. средств массовой информации и с компьютеризацией науки. И, наконец, в современном религиоведении прослеживается стремление к размежеванию с теологией.

Изучение религиоведения имеет большое значение для интеллектуального, духовного и культурного развития человека. Так, оно дает знание о религии как социокультурном явлении, его сущности и происхождении, знакомит с возникновением и развитием национальных и мировых религий, огромным влиянием последних на все сферы культурной и общественно-политической жизни, значением в истории и в современном мире.

Освоение науки о религии вносит вклад в гумманитаризацию образования, овладение достижениями мировой и отечественной культуры, свободное самоопределение молодых людей в мировоззренческих позициях, духовных интересах и ценностях. В религиоведении не только раскрываются некоторые теоретические положения, но и дается информация о совокупности интересных фактов, без знания которых трудно понять многие события в прошлом и настоящем - в экономической, политической истории, в истории науки, искусства, литературы, морали, в современной общественно-политической жизни т.д. Тем самым вносится вклад в восстановление и развитие исторической памяти человека.

Наука о религии способствует реализации свободы совести. Формируя понятие свободы совести, давая информацию о правовых нормах по этому вопросу, она способствует становлению гражданских качеств личности, дает ориентацию и в определенных социально-политических процессах, выявляет общее и особенное в политике различных партий и общественных движений в религиозном вопросе. Знание движений этих партий в аспекте отношения к религии и свободе совести способствует росту политической культуры человека.

Изучение религии способствует расширению знаний о неевропейских культурах, о человеческой истории в целом. Первоначально развиваясь в русле сравнительной лингвистики и истории религии, религиоведение постепенно утвердилось как самостоятельная наука, отличающаяся разнообразием методологических оснований. В ХХ веке религиоведение выработало точку зрения, что каждая религия в отдельности является уникальной, каждая придает существованию человека смысл, отвечая на важнейшие вопросы и указывая жизненные цели, но все они имеют общие черты, отражающие единство человеческого рода. Современное религиоведение рассматривает разнообразные религии как важный компонент единой культуры человечества, рассматривая в равной мере как мировые религии - буддизм, христианство, ислам, так и традиционные региональные или национальные религии, а также современные религиозные движения и культы. Религиоведение анализирует причины возникновения, становления и развития религий в контексте их взаимодействия с различными процессами.

Таким образом, образовательное и воспитательное значение имеет изучение науки о религии, способствующее формированию толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения. В Украине в условиях многонационального государства, изучение религиоведения играет благородную роль в воспитании уважения к религиозным и нерелигиозным убеждениям личности, выявляя общечеловеческие ценности в различных религиях.

Заключение

Религиоведение - относительно молодая наука. Объектом исследования этой науки является религия - система взглядов на мир, общество и человека, система культовых действий, основным признаком которой является вера в существование сверхъестественного. Структурообразующими дисциплинами религиоведения являются философия, социология, психология, феноменология, история, каждая из которых имеет свои специфические особенности. В религиоведении выделяется ряд групп понятий и терминов: общефилософские и социальнофилософские, пришедшие из логики, этики и эстетики, класс общенаучных понятий, частнонаучные понятия, заимствованные из конкретных наук, а также специальные религиоведческие понятия. Изучение науки о религии оказывает большое влияние на развитие человека, способствует расширению знаний о неевропейских культурах, о человеческой истории в целом, способствует реализации свободы совести, а также формированию толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения.

Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Определенно можно сказать, что характерным и закономерным для современности процессом является развитие секуляризации общественного сознания, в результате которой религия утрачивает свое былое влияние на жизнь общества и отдельной личности. Однако секуляризация определяет лишь общую тенденцию, которая не исключает возможности усиления позиций религии под влиянием благоприятно складывающихся для нее факторов. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

Велико значение изучение религиоведения для утверждения гуманистических ценностей современного мира, обеспечения гражданского согласия, гармонизации межчеловеческих отношений, в том числе представителей различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Усвоение теоретических положений и фактов подсказывает направления поиска путей сохранения цивилизации и выживания человечества в ядерный век, выработки нового отношения к природе в условиях нарастающей угрозы экологического кризиса. Излагаемые в религиоведении идеи зовут участию в благотворительной деятельности и милосердию, к противостоянию бессовестности и вседозволенности, жестокости и насилию, к совместным действиям в социальном оздоровлении общества, в его нравственном возрождении.

Список литературы

1. Введение в общее религиоведение: Учебник / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 576 с.

2. Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп.ср.школы. - 2-е изд., дополненное. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 351 с.

3. Калінін Ю.А., Харьковщенко Є.А. Релігієзнавство: Підручник. - К.: Наукова думка, 2002. - 352 с.

4. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. - М.: Гардарики, 2000. - 536 с.

5. http://www.religare.ru






Информация 







© Центральная Научная Библиотека