Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Религия Японии

Религия Японии

РЕЛИГИЯ ЯПОНИИ.

В Японии исторически укрепились и доныне продолжают господствовать две

религии: шинтоизм и буддизм. Первая из них – чисто национальная, вторая –

занесена в Японию, как и в Китай, извне.

Древнейшая религия.

Древнейшая религия японцев – до объединения страны в первые века н. э. –

отражала патриархальный родоплеменной строй, где выделялось воинственная

племенная знать и зарождалось патриархальное рабство. Эта религия состояла,

видимо, в почитании семейно-родовых и племенных духов и богов-покровителей

– ками. Слово «ками» буквально означает наверху, верхний, начальник.

Неясно, были ли это первоначально духи умерших, предков или духи земли,

стихий; возможно, что в образах ками сливались оба эти представления. Места

почитания их были отмечены каменными оградами или простыми постройками.

Изображения ками японцы не делали, но в святилищах хранили фетиши – эмблемы

божеств.

Шинтоизм и буддизм.

Старая традиционная религия японцев, которая раньше не имела

определенного названия, стала, в противовес буддизму, называться ками-но-

мити, дословно – «путь ками», то есть «путь местных богов», или по-

китайски, шин-то; последнее слово вошло и в европейские языки.

Шинтоизм подвергся сильному влиянию буддизма. Шинтоистские жрецы

постепенно организовались в замкнутую наследственную касту. В подражание

буддистским храмам начали строиться и шинтоистские храмы, хотя и более

простые; шинтоисты стали делать изображения богов. Буддисты ввели обряд

трупосожжения; в древности умерших в Японии зарывали в землю. Обе религии

начали постепенно сближаться. Внутри буддистских храмов отводили уголки для

шинтоистских богов – ками; иногда этих ками даже просто отожествляли с

буддистскими божествами. С другой стороны, и шинтоистский пантеон

пополнялся буддистскими божествами.

С конца XII в. военно-феодальная аристократия захватила всю власть в

стране в свои руки, оставив императорам только религиозные функции. Микадо

по-прежнему считался священной фигурой, потомком богини Аматерасу, но

утратил всякую реальную власть, был отстранен от всех светских дел. Страна

несколько веков была в состоянии феодальной анархии. Аристократические

кланы воевали между собой. Некоторые из крупных феодалов пытались

заручиться поддержкой появившихся с XVI в. католических миссионеров и с

этой целью обращали своих подданных в христианство. Нередко и сами

крестьяне, разоренные войной и доведенные до отчаяния, добровольно

крестились. Но уже с конца XVI в. крупные феодалы, объединившие Японию,

начали преследовать христианство, изгонять миссионеров. Они стремились

опереться на старые японские традиции, отрешиться китайско-корейских

влияний. Отсюда возникло, особенно с XVIII в., движение за возврат к старой

шинтоистской религии.

«Переворот Мейдзи» 1867-1868 гг., восстановивший светскую власть микадо

и покончивший с засильем старой феодальной знати, привел к полному

официальному признанию шинтоизма. Это было вполне естественно, так как

именно шинтоизм проповедует божественность императорской власти. Микадо

попытался даже совершенно запретить буддизм и объявить шинтоизм

единственной религией Японии. Но из этого ничего не получилось: буддизм

сильно укрепился среди народных масс. Тогда было решено более резко

разделить обе религии: из шинтоистских храмов были удалены буддистские

изображения и принадлежности. Но и размежевание религий не удалось: слишком

уж крепко они срослись. В 1889 г. Японии была объявлена свобода

вероисповедания.

С этого времени чистый шинтоизм получил значение придворного

императорского культа: официальные праздники, обряды – шинтоистские. В быту

же народа обе религии переплетаются: например, рождение детей

сопровождается шинтоистскими обрядами, ребенка поручают покровителю

шинтоистских божеств; погребальный же культ целиком в руках буддистских

бонз.

Сущность шинтоизма.

В отличии от буддизма с его сложной и тонченной религиозно-философской

догматикой, шинтоизм до сих пор сохранил черты глубоко архаического культа.

Шинтоизм тоже не един: он делится прежде всего на официальный храмовый

шинтоизм и сектантский шинтоизм. Храмовый шинтоизм был до конца второй

мировой войны государственной религией Японии. Главный стержень его –

догмат о божественности императорской власти. Император – потомок богини

Аматерасу. Каждый японец обязан абсолютно повиноваться его священной воле.

Дворец императора – святилище. Гробницы умерших императоров также делаются

святилищами. Важнейшие государственные и религиозные праздники были связаны

с днями памяти выдающихся императоров, начиная с легендарного Дзимму-тенно.

Шинтоистские секты очень многочисленны – их насчитывают многие десятки.

Большинство из них недавнего происхождения, появившиеся не раньше XIX в. По

своему вероучению они сильно различаются между собой. В одних ясно видны

пережитки примитивных культов. Таковы, например, «горные» секты – дзикко-

кё, фусо-кё, митаке-кё: кё значит сообщество, секта, с их подчеркнутым

культом горных вершин как местопребывания богов. В других заметно влияние

буддизма, конфуцианства.

Крупную роль в шинтоизме играет семейно-родовой культ предков,

напоминающий конфуцианский в Китае. Считается, что каждый умерший

превращается в ками, и глава семьи, глава рода совершает ежедневные моления

им и приносит жертвы. В каждом доме имеется семейный алтарь – ками-дана – с

небольшим шкафчиком для табличек умерших.

Объектом публичного культа служат многочисленные духи и божества,

местные и общенародные. Этих божеств и духов великое множество: в текстах

говориться о 8 миллионах ками: число «8» – святое у японцев). Наиболее

чтимые из них: Аматерасу (богиня солнца), Суса-но-во (бог бури), Инари

(«рисовый человек», покровитель земледелия). Видное место в шинтоистском

пантеоне занимают знаменитые императоры и другие выдающиеся лица древности.

Почитанием пользуются также священные места, особенно горы; среди них на

первом месте – Фудзияма. Сохранились следы древнего культа животных,

особенно лисицы, обезьяны, черепахи, змеи, оленя. Есть и пережитки

фаллического культа.

Шинтоистский культ очень прост: он сводится к произнесению молитвенных

формул – норито – и принесению жертв (рис, овощи, рыба и т.д.). Но в нем

есть и черты шаманизма: обряды, при которых жрец доводит верующих до

состояния исступления, чтобы они могли общаться с божеством. Важную роль в

шинтоистском обряде играет обрядовая чистота: ничто нечистое не должно

касаться священного места; соприкоснувшийся же с нечистотой человек должен

подвергнуться очистительному обряду. Дважды в год, 30 июня и 31 декабря,

устраиваются всенародные очистительные церемонии. Нечистым же в шинтоизме

считается особенно кровь и все связанное со смертью.

Религия в современной Японии.

Поражение Японии во второй мировой войне и крушение милитаристско-

шовинистических планов пошатнуло устои официальной религии. Оккупационные

американские власти издали в 1945 г. «директиву» об отделении шинтоистской

религии от государства. 1 января 1946 г. микадо обнародовал «рескрипт»,

осудивший прежнюю государственную доктрину о божественности императора и о

превосходстве японского народа над всеми другими народами. Особыми

правительственными распоряжениями отменялись все публичные церемонии микадо

и религиозное воспитание в школах. В неприкосновенности был оставлен лишь

придворный культ.

В современной жизни Японии религиозность проявляется главным образом в

соблюдении традиционных обрядов, особенно домашних. Публичные религиозные

церемонии привлекают многих, но отчасти лишь как развлечение и интересное

зрелище.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека