Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Синтоизм

Синтоизм

Синтоизм

Религия, распространенная в Японии. В основе синтоизма лежит культ

божеств природы и предков. Высшее божество - Аматэрасу1, ее потомок -

Дзимму2. С 1868 по 1945 синтоизм являлся государственной религией Японии.

Термин "Синто" означает "Путь богов". Основы синтоизма заложены в мифологии

синтоизма.

Мифология синтоизма

Согласно синтоистической мифологической истории, первые пять божеств

самопроизвольно возникают из хаоса. В результате нескольких совокуплений на

свет появляется Идзанаки3 (Тот-кто-приглашает) и его сестра Идзанами4 (Та-

что-приглашает), которые опускаются в соленую морскую воду на плавающем

небесном мосту и создают первый остров. В результате нескольких

совокуплений Идзанаки и Идзанами рождают сначала уродца Хируко5, а затем

Японские острова и нескольких Ками6. Вскоре Ками огня убивает мать, опалив

ей лоно огнем. Идзанаки отрубает виновнику голову, и из льющейся на землю

крови возникаем множество других Ками.

В поисках сестры Идзанаки отправляется в подземное царство мертвых,

однако Идзанами не хотят отпускать в царство живых, потому что она успела

вкусить адской пищи. Идзанами надеется на помощь Ками места, но ставит

условие, что Идзанаки не должен приходить за ней ночью. Идзанаки нарушает

обещание и видит, что Идзанами превратилась в разлагающийся труп.

Идзанаки преследуют сначала восемь Ужасных Ведьм Страны Ночи, а затем

сама Идзанами в сопровождении восьми Ками грома и полутора тысяч Воинов

Страны Ночи. Идзанаки преграждает путь погони скалой, разделив тем самым

два царства, и с обеих сторон скалы произносятся слова разлуки. Идзанами

обещает каждую ночь забирать к себе тысячу живых существ, а Идзанаки -

создавать новые полторы тысячи, чтобы мир не оказался пустыней.

Совершив очистительный обряд после соприкосновения со смертью, Идзанаки

рождает высшее божество - богиню Солнца Аматэрасу и хитрого бога Сусаноо.

Идеология синтоизма

В древнем синто в основе верований лежит почитание Ками - вездесущих

проявлений всего священного. Первоначально Ками не имели святилищ, и им

посвящались только обряды, преимущественно сезонные. К этому же периоду

относится и формирование синтоистской космогонии, включающей либо третичное

деление мира на небо, землю и подземное царство мертвых, либо двоичное - на

землю и "вечный мир".

Доминирующее положение в синтоизме занимают очистительные обряды

(хараи)7, сущность которых заключается в определенных формах воздержания,

которые предшествуют важным церемониям и сопровождают менструации и смерть.

Первоначально обряды соблюдались всеми верующими, но после реформы Мэйдзи

(1868 год) обряды стали прерогативой синтоистского священнослужителя.

Появление святилищ связано исключительно с Ками. По синтоистским

представлением, храм - это место, где обитает Ками, и он должен быть связан

с определенным участком ландшафта. Если нет природного окружения, храм

должен иметь символический ландшафт. Храм представляет собой простое

деревянное сооружение, иногда украшенное элементами китайской архитектуры.

По традиции, каждые 20 лет храм необходимо обновлять.

Символическое значение Ками в храме обычно представлено его эмблемой или

(под влиянием буддизма), статуэткой. У синтоистов есть представление о том,

что Ками могут быть опасными и в определенные моменты времени их нужно

умиротворять. Для этого служит ряд обрядов, к примеру, синко8 и дзитинсай.

Совокупность синтоистских обрядов называется мацури. По установившейся

традиции, в каждом японском доме имеется камидана (алтарь),в середине

которого размещается миниатюрный храм.

Древнейшим источником национальных японских традиций является книга

"Кодзики" ("Записки о делах древности"), которая была записана по

распоряжению императрицы Гэммэй офицером Оно Ясумаро около 712 года на

основе сказаний. В "Кодзики" излагается история Японии от сотворения мира

до 628 года.

История синтоизма

Если изначально каждая группа населения имела собственное Ками, то после

создания империи происходит экспансия императорского Ками - богини Солнца

Аматэрасу. В VII веке под влиянием китайской политической системы, главное

управление по делам Ками стремится выявить всех Ками империи с тем, чтобы

построить для них храмы и оказать положенные почести. К X веку японская

империя поддерживает существование более трех тысяч храмов Ками.

После проникновения в Японию буддизма и признания его влястями в VIII

веке происходит частичное смешение двух культов. Во время сегуната Камакура

(1185-1333) появляются новые течения Тэндай Синто и тантрический синтоизм

Сингон.

В последующие столетия возникло течение, стремившееся к очищению

синтоизма от буддийского влияния. Под влиянием этого течения возникают

новые школы - Ватараи Синто и Есида Синто.

В эпоху Эдо (1603-1867) происходит слияние синтоизма с конфуцианством и

создание школы Суйка Синто. В этот же период государственной религией

Японии признается синтоистский буддизм.

В XVII веке Мотоори Норинага задался целью восстановить синто в

изначальном виде и подверг критике слияние с буддизмом и конфуцианством.

Под влиянием идей Мотоори в конце XVIII возникает школа Фукко Синто.

В эпоху Мейдзи (после 1868 года) прошла религиозная реформа, в результате

которой синтоизм разделился на четыре типа: Косицу (императорский синто),

Дзинздзя (Дзингу) (храмовый синто), Кеха (сектантский синто), Минкан

(народный синто). С этого момента и до 1945 года храмовый синтоизм

становится государственной религией Японии

Примечания

1,2 Аматэрасу-омиками - богиня солнца, высшее божество в синтоизме. Культ

Аматэрасу развился после создания японской империи и объявления Аматэрасу

императорским Ками. Потомок Аматэрасу - Дзимму. Эмблема Аматэрасу -

зеркало.

3,4Идзанаки - одно из первых божеств в японском синтоизме. При совокуплении

с своей сестрой Идзанами они совершают ошибку, в результате которой на свет

появляется Хируко (Пиявка). В результате последующих совокуплений Идзанами

и Идзанаки порождают Японские острова и нескольких Ками. После смерти

Идзанами и безуспешной попытки ее спасения из Царства мертвых Идзанаки

проходит очистительный обряд и порождает высшее синтоистское божество -

богиню Солнца Аматэрасу и хитрого бога Сусаноо.

5Хируко - в японском синтоизме одно из первых божеств, сын Идзанаки и

Идзанами.

6Ками - божество в синтоистском пантеоне. Существует бесчисленное множество

Ками. Первые Ками были порождением Идзанаки и Идзанами. Последующие

бесчисленные поколения Ками заполняют временной промежуток, отделяющий

изначальных божеств от людей. Обитатели Кюсю, нашедшие приют в стране

Ямато, станут впоследствии первыми императорами Японии. Высшее Ками

синтоистского пантеона - богиня Солнца Аматэрасу.

7Хараи - очистительные обряды в синтоизме, состоящие в определенных формах

воздержания, которые предшествуют важным церемониям и сопровождают

менструации и смерть. Первоначально обряды соблюдались всеми верующими, но

после реформы Мэйдзи (1868 год) обряды стали прерогативой синтоистского

священнослужителя. Обряд заключается в том, что священнослужитель совершает

очищение посредством специальной палочки хараигуси. Вслед за этим

подносятся в дар ростки священного дерева сакаки - символа урожая. Основная

часть церемонии - это подношения. Ритуал сопровождается музыкой, танцами и

молитвами (норито), обращенными к Ками.

8Синко - Священный обряд в синтоизме, заключающийся в шествовании процессии

по жилому кварталу с эмблемой Ками.

Мотоори Норинага (1730-1801) - японский филолог и языковед. Составил

комментарии к "Кодзики". Идеализировал государственный строй древней

Японии. Выступая против сегуната, призывал возродить культ императора и

восстановить синтоизм в первоначальной чистоте. Под влиянием идей Мотоори в

конце XVIII века сформировалась школа синтоизма

"Фукко Синто".

Школы и течения в Синтоизме

Тэндай Синто - одно из течений синтоизма. Сформировалось под влиянием

проникшего в Японию буддизма во время сегуната Камакура (1185-1333).

Сингон - тантрическое учение, одно из течений синтоизма. Сформировалось под

влиянием проникшего в Японию буддизма во время сегуната Камакура (1185-

1333).

Ватараи Синто - одна из школ синтоизма. Сформировалось в результате

стремления к очищению синтоизма от влияния буддизма.

Есида Синто - одна из школ синтоизма. Сформировалось в результате

стремления к очищению синтоизма от влияния буддизма.

Суйка Синто - одна из школ синтоизма. Сформировалось в результате слияния

синтоизма с проникшем в Японию из Китая конфуцианством в эпоху Эдо (1603-

1867).

Фукко Синто - одна из школ синтоизма. Сформировалась в конце XVIII века под

влиянием идей Мотоори Ногинага по восстановлению синтоизма в первоначальной

чистоте. В конечном счете Фукко восприняла теологию иезуитов и католическое

понятие Троицы.

Косицу (Императорский синто) - одна из школ синтоизма. Сформировалась в XIX

веке после реформы Мэйдзи. Оставаясь частным ритуалом, Косицу тем не менее

оказывал значительное влияние на Дзиндзя - официальную религию Японии.

Дзиндзя (Дзингу, Храмовый синто) - одна из школ синтоизма. Сформировалась в

XIX веке после реформы Мэйдзи. С 1868 по 1945 год Дзиндзя являлся

официальной религией Японии. Храмовый синтоизм находился в ведении особой

ассоциации "Дзиндзя хонте".

Кеха (Сектантский синто) - одна из школ синтоизма. Сформировалась в XIX

веке после реформы Мэйдзи.

Минкан (Народный синто) - одна из школ синтоизма. Сформировалась в XIX веке

после реформы Мэйдзи.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека