Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Социальные идеи в мировоззрении брахманизма

Социальные идеи в мировоззрении брахманизма

2

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Р.Ф.

Первореченская гимназия

№2

Социальные идеи в

мировоззрении брахманизма

по предмету “Социология”

Выполнил: ученик 10 “А” класса

Карапчуков Станислав Геннадьевич

Владивосток 2005

План.

Введение………………………………………………… ( стр. 3-4)

Глава 1. История брахманизма……………………………… ( стр.5)

1.2 От Вед к брахманам…………………………….( 6-7)

2.2 Мифология брахманизма ………………………….(стр. 8-9)

Глава 2 Брахманизм ………………….(10)

2.1 Социально-политические идеи Брахманизма…..(10)

2.2 Брахманы и араньяки - основные этапы движения религиозной мысли ..(11)

Глава 3. Эволюционизм , как основа теории брахманизма……..(12-13)

Заключение……………………………………………….. (14)

Список литературы ……………………………………………(15)

Введение.

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое

цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной

степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно

в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-

технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

С другой стороны, если считать цивилизацию нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать, не проникая друг в друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.

Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и

величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и

инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы, ранее

принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый

человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и

благодаря этому открывать в себе все новые возможности.

Брахманизм (учение брахманов, священников) - господствующая религия в Индии, выступающая в настоящее время в форме индуизма; в своих догмах эта религия восходит к ведам, хотя между ними существует большое расхождение. В брахманизме имеются различные направления: монотеизм, пантеизм и даже атеизм. Как мировоззрение брахманизм представляет собой эволюционизм : мир создается Брахмой из несотворимого и непреходящего первовещества (пракрити) и в вечном круговороте снова превращается в эту первоматерию. Брахманизм включает в себя шесть ортодоксальных систем: миманса и веданта, санхья и йога, вайшешика и ньяя . Однако, несмотря на основные требование брахманизма - соблюдать и уважать принцип кастовости, и в особенности высокого положения касты брахманов, - для него характерна терпимость по отношению к др. политическим и теоретическим убеждениям. Стадия формирования индуизма; сложился в результате приспособления местных культов к ведической религии индоарийских племен. Верховные боги - Брахма, Вишну и Шива, большую роль играли анимистические представления, культа предков. Сложный ритуал, совершаемый брахманами, строгая обрядовая регламентация жизни, аскетические подвиги рассматривались как средства, обеспечивавшие по закону кармы лучшее перевоплощение души (сансара) и конечное освобождение от цепи перерождений.

История Брахманизма

Примерно с середины II тысячелетия до н. э. через горные перевалы на

северо-западе Индостана стали проникать воинственные кочевые племена. Они

называли себя ариями.

Их вторжению предшествовала длительная история переселения народов,

говоривших на индоевропейских языках. Причина, вынудившая их покинуть свою

древнейшую прародину, остаётся пока до конца не выясненной. Столь же

спорным является и вопрос о том, где находилась их прародина. Предположения

касаются огромной территории: от Балканского полуострова до приуральских

степей и Малой Азии.

Древние арии кочевали по приаральским и прикаспийским степям. Одна из

групп племён приблизительно в III тысячелетии до н. э. дошла до

современного Афганистана, а оттуда позже проникла в Индию. С этого и

начинается длительная история индийских ариев, полная славных дел,

героических свершений и великих достижений.

Вместе с ариями в Индию пришёл совсем иной мир религиозных

представлений. Чужеземцы принесли с собой древних богов. Они совершали

сложный ритуал жертвоприношения - яджну и приносили щедрые дары своим

богам, главным образом жареное говяжье мясо и пьянящий напиток - сому.

Гимны и молитвы, которые арии возносили богам, составили огромное

собрание священных преданий. Они называются ведами, «священным знанием»

(слово «веда» родственно русскому слову «ведать», т. е. «знать»). Веды

образовали ядро священного канона. Его создание заняло более тысячи лет,

примерно с XVI-XV по VI-V вв. до н. э.

В ведах запечатлены все знания ариев того времени о самих себе и об

окружающем мире. Известны четыре веды: Ригведа (веда гимнов), Самаведа

(веда напевов, священных мелодий), Яджурведа (веда жертвенных формул) и

Атхарваведа (веда магических заклинаний). Они называются также самхитами -

сборниками.

Постепенно арии осваивали новые территории, селились в новых местах, и

ведийская религия распространялась по Индостану, встречаясь с народными

неарийскими верованиями, чужими богами, древними культами - змей, деревьев,

камней.

Арийские пришельцы, освоив северо-запад, двигались в глубь Индии, на

восток и на юг. Центр культурной и политической жизни перемещался из долины

Инда - района их первоначального расселения - в двуречье Ганга и Джамны.

Как же повлияли новые условия на ведийскую религию? Язык древних

гимнов стал непонятным для большинства людей и тёмным даже для некоторых

жрецов. Но как любые священные тексты, гимны не подлежали изменениям - их

язык был священным. Постепенно выделилась специальная группа людей, которая

помнила древние гимны, изучала, толковала и объясняла их. Это были

брахманы.

От Вед к брахманам

Принося жертвы богам для процветания и блага отдельного человека или

всего племени, привлекая благосклонное внимание богов, брахман таким

образом становился высшим среди людей: от его деятельности зависели все,

включая царя. В Ригведе говорится, что хорошо и прочно себя чувствует лишь

тот царь, перед которым шествует жрец-брахман. Брахманы вели своё

происхождение от древнейших мудрецов и провидцев - риши.

В древности именно провидцы-риши могли составлять гимны-восхваления

богам. К концу ведийского периода искусство риши стало наследственным и

передавалось от отца к сыну. Разные циклы гимнов принадлежали отдельным

жреческим родам, где они свято сохранялись.

Как главные носители культуры общества, брахманы были обязаны: иметь

безупречное происхождение; вести себя так, как надлежало брахману (на этот

счёт существовали строгие предписания); обладать достаточной учёностью;

уметь отправлять жертвоприношения. Все остальные члены древнеиндийского

общества должны были почитать брахманов, приносить им дары, не притеснять

их и ни при каких обстоятельствах не убивать.

С каждым новым столетием ведийский ритуал становился всё более

сложным. Возникла необходимость приспособить его к новым условиям жизни.

Этим и занимались жрецы-брахманы - специалисты в толковании текстов и

ритуалов. Они придали древнему богопочитанию новые формы.

Главное направление изменений - последовательное возведение всего

множества явлений и предметов видимого мира к некой единой сущности. Что же

считают брахманы абсолютным первоначалом мира? Па этот вопрос есть

несколько ответов. Одна из брахман - «Шатапатха-брахмана» - провозглашает

таковым воды: «Водами поистине было это вначале». В другом месте

первоосновой бытия называется мысль: «Поистине вначале это было ни не-

сущим, ни сущим». Вначале это поистине как бы было и как бы не было. Это

было лишь мыслью. Поэтому мудрецом сказано: «Не было тогда ни не-сущего, ни

сущего, ибо мысль как бы не есть ни сущее, ни не-сущее». Таким образом,

мысль предшествует миру и пронизывает его - идея, подхваченная позже

упанишадами и ставшая их центральным стержнем, - об абсолютном Брахмане.

Так, размышляя над древними гимнами Ригведы, посвящёнными происхождению

мира, брахманы делают следующий шаг в их осмыслении и упорядочении.

В рядах ведийских богов тоже произошли изменения, и немалые. Боги,

некогда главенствующие, отошли на вторые или даже третьи роли, а те, кто

прежде был незаметен, выдвинулись вперёд. Главным божеством брахманов стал

Праджапати, (Владыка порождений, Хозяин существ). В прежние времена он был

связан с деторождением и рождением вообще, в том числе и с рождением мира.

Теперь он стал не просто главным богом, но отцом и первоосновой всего и

всех богов, порождая их и всё сущее посредством жертвоприношения или

духовным усилием.

Праджапати осмысливался и как жертва, из которой создаётся мир, а

жертвоприношение воспринималось не столько как одна из форм ритуала,

сколько как основа мирового процесса. Космогоническое значение

жертвоприношения различается уже в некоторых гимнах Ригведы. Идея

происхождения мира в брахманах, сборниках ритуальных толкований, получила

циклический характер: в неё было введено понятие конца мира и мировой

катастрофы.

С деятельностью жрецов-брахманов связано и развитие символической

стороны ритуала. Именно в этом направлении он и стал меняться. «Речью и

умом движется (буквально "вращается", "направляется") жертва» - говорится в

брахманах. Иногда жертвенному акту предшествовали специальные аскетические

упражнения, посты, воздержания, принятие обетов (религиозных клятв). Позже,

в индуизме, зарождающийся аскетизм займёт значительное место.

Брахманский обряд - это строго предписанные действия, которые

совершаются в определённой последовательности в определённое время

определёнными жрецами и имеют определённую длительность. Комбинация

действий, их продолжительность и сочетание зависят от того, ради какой цели

совершается обряд: для обретения потомства, долголетия, урожая, вызывания

дождя или для того, чтобы попасть после смерти в мир богов.

Все действия ритуала должны совершаться в строгом соответствии с

правилами. Малейшее отклонение от них (пропустил слог, запнулся,

неправильно поставил ударение, посмотрел в противоположную сторону и т. п.)

грозит самыми непредвиденными последствиями.

Брахманические тексты предписывали ежедневное совершение пяти видов

жертвоприношений: богам, риши, предкам, духам и людям.

Ритуал воспроизводил деяния богов, совершённые ими в начале времён и

отражённые в мифах. Считалось, что действенность ритуальных процедур будет

выше, если при их отправлении сосредоточить всё своё внимание на мифе -

символическом прообразе совершаемого действия.

Брахманическая картина мира стала глубоко ритуализованной. Обособились

два мира: высокий священный мир богов и обычный мирской - людей. Получая

возможность прикоснуться к миру богов в ритуале, люди приобретали чувство

уверенности и опору в повседневной жизни.

Все изменения в верованиях происходили на незыблемом фундаменте старых

ведийских установлении. Святость вед с этого периода стала непреложной на

все последующие века. Старые боги потускнели, но не утратили полностью

своего значения и славы. Их роль в духовной жизни стала сравнима с ролью

брахманов-жрецов и наставников-гуру.

Мифология брахманизма

Мифология брахманизма в основном приняла всех божеств ведийского пантеона, однако в ней боги уже не олицетворялись с явлениями природы, с которыми их поначалу связывали. Одновременно повышался статус самих брахманов: «Есть два вида богов - те, что являются богами и те, что поют славящие их гимны. Между ними следует разделить жертву: богам - жертвенные дары, а человеческим богам - учённым брахманам - награду». Брахманы за совершавшиеся ими обряды жертвоприношения получали соответствующую плату - золотом, быками, лошадьми и одеждой.

В текстах брахманов делался сильный акцент на тесную связь между долголетием и бессмертием, с одной стороны, количеством и качеством принесённых жертв - с другой стороны.

Появившиеся затем отшельники создали свои священные книги - араньяки («лесные книги»), ставшие основой упанишад - философских книг Древней Индии. Упанишады рассказывали о происхождении мира, о жизни и смерти, о том, как связан человек с богом, о загадочной загробной жизни. Согласно упанишадам, высшей объективной реальностью является БРАХМАН, но это не бог-творец, каким он предстаёт у некоторых современных авторов. Брахман не поддаётся словесному описанию и олицетворяет творческое начало, в котором всё возникает, существует и прекращает существование. С ним неразрывен АТМАН - символ субъективного психического начала, индивидуального бытия, души.

Наряду со столь замысловатыми концепциями, брахманизм дал и свой вариант классической для мифологии темы - сотворение мира.

ПРАДЖАПАТИ - второстепенный персонаж «Ригведы», стал главным в брахманизме. В соответствии с древнейшим вариантом мифа, первозданные воды мирового океана, разогревшись, сотворили золотое яйцо, в котором и был заключён зародыш Праджапати. Он рос и, принося себя в жертву, создавал из своих волос, кожи, мяса, костей и жира пять элементов мира - земля, вода, воздух, огонь, эфир - и пять ступеней жертвенного алтаря. Люди, приносящие жертвы, заново воссоздают Праджапати. В иных вариантах Праджапати, принявший вид черепахи, порождает все живые существа. В виде кабана он выносит землю из океана, в виде рыбы предостерегает первого человека - МАНУ о грядущем всемирном потопе и спасает его. Существуют варианты, в которых Праджапати создаёт иных богов силой собственной мысли и аскезы.

Так или иначе, породив богов и людей, он породил и смерть. Часть его смертна (волосы, кожа, мясо, кости и жир), часть его нетленна (мысль, голос, дыхание, глаза, уши). Увидев смерть, он сам её испугался, убежал от неё и, только принеся в жертву, сумел заполучить бессмертие. Остальные боги также боялись смерти и тоже приносили жертвы, но благодаря совету Праджапати им удалось избежать смерти. Для простых людей Праджапати был слишком заумным божеством, и его популярность не соответствовала рангу высшего божества. Вишну и Рудра были гораздо понятней, и постепенно они стали выполнять функции богов из канонического пантеона и из древних неарийских верований. Обновился и сам образ Вишну.

ВИШНУ БРАМИНОВ - это прежде всего бог солнца и жертвы. Поскольку мир существует лишь благодаря солнцу и жертве, главной заботой Вишну стало поддержание существования Вселенной. Миф одной из упанишад рассказывает, как боги на жертвенной церемонии решили, что сильнейший из них должен стать первым из богов. Таковым оказался Вишну, однако он возгордился и стоял, высокомерно опираясь на свой лук. Боги, не смея напасть на него сами, решили обратиться за помощью к муравьям, пообещав им, что взамен за оказанную услугу муравьи во веки веков смогут находить пищу и воду даже в пустыне. Муравьи согласились на сделку и перегрызли тетиву лука Вишну, которая лопаясь, отсекла голову бога, ставшую солнцем на небе. Остальные боги бросились к телу. Индра добежал первым и, прильнув к телу, принял от него всё содержащееся в теле Вишну могущество.

РУДРА БРАМИНОВ приобрёл ещё более высокий ранг, чем Вишну, но теперь его чаще стали называть ШИВА. Внешность Шивы мало отличается от описываемого в ведах облика Рудры, однако подчёркивается его многогранность, вездесущность и всеведение. Будучи всепроникающим, Рудра-Шива одновременно находиться и ручейках, и в песнях, в островах и озёрах, в корнях деревьев и в порогах домов, в листьях, звуках, в молодой траве, в морской пене, песке. Ему принадлежат все существа, в водах земных, и для него же текут реки небесные. Нет для него далёких и близких расстояний, нет для него слишком большой глубины или высоты.

Постепенно начинают приобретать большее значение божества, близкие и понятные простонародью, - женские божества плодородия, змеи, демоны. Растёт влияние Сурьи, продолжают занимать высокое положение Индра и Агни.

Главной темой мифов становиться борьба между богами и демонами, символизирующая единство противоречий, сосуществование добра и зла. Демонов нельзя однозначно назвать отрицательными персонажами. Они, как и боги, являются потомками Праджапати и столь же мудры и сильны. Однако они злонамерены, занимаются магией, колдовством, не гнушатся лжи, ненавидят богов и людей. Тем не менее они приносят жертвы, хотя в гордыне своей приносят их самим себе. Побеждаемые, они вновь идут в бой, мешают богам, уничтожают алтари и храмы. Очень помогает демонам их умение перевоплощаться.

Брахманизм

Брахманизм был следующей ступенью в развитии религиозного мышления древней Индии. Ведийские арии, продвигаясь в глубь Индии, смешивались с местным населением, впитывали новые представления, привыкали к оседлому образу жизни. В свою очередь, местные племена либо оказывали пришельцам яростное сопротивление, либо принимали их образ жизни, став членами их общества. Его состав усложнялся; постепенно сложилась кастовая система, ставшая неотъемлемой частью индуизма. Религия освящала и закрепляла существование кастовых различий и правил. Они же, в свою очередь, сохраняли незыблемость религиозных основ.

Первостепенная роль в индуистском обществе отводилась брахманам -знатокам вед и исполнителям обрядов. Они помнили древние гимны и толковали их: ведийский язык становился непонятным для большинства людей и темным даже для некоторых жрецов.

Ведийский ритуал с каждым столетием становился все более сложным, громоздким и запутанным, усложнялся и видоизменялся пантеон и т.п. Брахманы старались приспособить древнее ведийское наследие к новым условиям жизни, убедительно истолковать и оправдать его существование в прежних несокрушимых границах. Все изменения происходили на старом фундаменте ведийских верований. Центральным моментом изменений было последовательное возведение множественности явлений природы и феноменального мира к некоей единой сущности. Упорядочивались также космогония теология, пантеон.

Социально-политические идеи брахманизма

Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряд древнеиндийских памятников II тыс. до н.э., именуемых в целом ведами (санскр. "знание"), там говорится о делении людей на 4 варны, которые созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа, первочеловека): "…брахманом стали его уста, руки - кшатрием, его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра" Это определило на многие века кастовое деление индийского общества.

Среди вед можно выделить "Ригведу" (собрание гимнов) и "Атхарваведу" (сборник заговоров и заклинаний).

Строение общества (т.е. права и обязанности представителей различных варн) определяет мировой закон ("рита"). Все члены варн лично свободны (рабы находились вне кастового строя), но неравноправны. В привилегированном положении находились брахманы (жрецы, духовная власть) и кшатрии (воины, светская власть).

В древнеиндийских ведах содержалось 2 подхода к появлению царской власти: или создание правителя богами (учреждение его власти по воле богов); или избрание правителя людьми с последующим утверждением богами.

Господствовала патриархальная концепция государственной власти: правитель является отцом для своих подданных, он должен заботиться о них, однако несет ответственность не перед ними, а перед богами.

Брахманы и араньяки - основные этапы движения религиозной мысли

Со временем, ритуально-практические наставления брахманов составили сборники своеобразных ритуальных "инструкций" и разъяснений. Они регламентировали широкую сферу поведения. Как и сами жрецы, тексты назывались брахманами. Брахманы, привыкая к ведам, образовали особый класс текстов, занятых, скорее, религиозностью, нежели религией.

Сохранившиеся брахманические тексты представляют собой весьма обширный круг. Самый значительный текст - Шатапатха-брахамана (прим. IX-YIII вв. до н.э.) . Он содержит сюжеты, важные для определения основ последующего индуизма.

Брахманическая картина мира имела главные черты всякойритуализованной картины бытия. С функцией жрецов-брахманов было связано усиление символической стороны ритуала и выделение лавного действующего начала всех ритуальных процедур и, одновременно, субстрата всех вещей в мире. В пантеоне на первый план выдвинулся бог-создатель Праджапати, став персонифицированной творческой силой и первоосновой всего сущего, порождающей мир и хранящей его. Дальнейшее мифологическое развитие эта иде получила в концепции индуистской триады (тримурти) .

По содержанию, к брахманам близки араньяки - "лесные книги". Они содержат не столько описание и толкование ритуальных деталей, сколько теософские рассуждения о сущности обрядности.

Таким образом, используя мифы и ритуалы вед, брахманы подготовили следующую ступень в развитии религиозной традиции в древней Индии. Они же явились самовыражением переходного периода от вед к собственно индуизму.

Эволюционизм , как основа теории брахманизма

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ -- направление в культурной антропологии, задающее теор. модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение к-рой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями. В рамках Э. принята концепция эволюции, предложенная еще Спенсером как особый тип последовательности необратимых изменений культурных феноменов от относительно неопр. бессвязной гомогенности к относительно более опр. согласованной гетерогенности, происходящих благодаря постепенной дифференциации и интеграции.

Человеческая культура в этих теоретических рамках рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению. Интерес к понятию «адаптация» устойчиво сохраняется на протяжении всего существования Э. и особенно отчетливо проявляется в настоящее время в эколого-антропологических, культурно-материалистических-тич. исследованиях.

Интерес к эволюционным идеям в мировой науке об обществе и культуре не оставался неизменным. После широкого их распространения в к. 19-- начало 20 в. это направление представлялось чуть ли не единств, универсальной теорией для объяснения социокультурных явлений и процессов. Однако уже в начале 20 в. накапливаются многочисленные факты, не поддающиеся эволюционной интерпретации. И по мере развития исследований общества и культуры их становилось все больше. Э. начал утрачивать научный авторитет и постепенно был вытеснен функционалистскими идеями.

Интерес к идеям Э. начал возрождаться в 50-е гг. Все шире распространяются работы, посвященные установлению аналогий и связей между биологией и культурной эволюцией. Этот поворот был обозначен термином «неоэволюционизм» и обозначает весь спектр теоретической ориентации, связанных с изучением необходимых изменений в отношениях человека с окружением, имеющих форму развития.

Понятие «эволюция» стало использоваться в Англии 17 веке для обозначения упорядоченной последовательности событий, причем такой, в которой выход каким-то образом содержится внутри нее с самого начала. Такое употребление понятия отражало превалирующий филос. взгляд на природу изменения. Начиная с Аристотеля, в филос. среде была распространена вера в то, что вещи изменяются в соответствии с внутренним принципом развития, который считался воплощенным в «семени» или «герме». Эту точку зрения разделяли Лейбниц, Кант, Гегель. Она была ключевой в рационально объяснении динамики форм жизни, начиная с 18 в. В 19 в. эволюционные взгляды укоренились в объяснении существования человеческого общества и культуры. Базу социокультурного классического Э. заложили такие мыслители, как Спенсер, Тайлор, Морган. Они определили и основные принципы изучения общества и культуры.

Во-первых, была обоснована возможность социальной науки. Основоположники Э. считали возможным сделать культуру человечества объектом объяснения в терминах научных оснований и законов, полагая, что она порождена естественными причинами, и ее динамика закономерна. Это отличало их от предшественников, считавших историю человечества последовательностью уникальных событий, не поддающихся объединению в регулярные последовательности.

Во-вторых, они определили источники данных, на которых до сих пор базируется реконструкция эволюции: археол. данные, письменные исторические источники, непосредственные наблюдения «примитивных» обществ. Правда, подобного рода источники использовались в то время произвольно, не в равной мере, не систематически.

В-третьих, к этому времени в исследовании эволюции общества и культуры утвердился сравнит, метод. К моменту появления антропологии он уже существовал в биологии и филологии. И хотя в рамках Э. в этот период он не был систематическим образом сформулирован, в исследовательной практике сравнения использовались постоянно.
Общими исходными допущениями классических Эволюционистов были следующие: психическое единство человека; направленность движения человеческого общества и культуры от простого к сложному; закономерность культурного развития; эволюционная форма культурной динамики -- последовательное усложнение социокультурной жизни, сопровождающееся повышением уровня ее организации. Детерминанты социокультурной эволюции делились на два класса. К имманентным антропогенным побудителям эволюции относились «врожденные идеи», динамическими носителями которых считались индивиды и расы -- различия между ними трактовались в истории, а не субстанциальном смысле. В качестве внешних факторов, обусловливающих эволюцию, рассматривались природные условия, необходимость жизнеобеспечения, экономики, социальные предпосылки, завоевания, заимствование культурных образов (диффузия). Механизм, придающий динамике культуры закономерный характер, определялся как удержание адаптационно целесообразных черт культуры из совокупности случайных вариаций, или естественный отбор. На этой базе предпринимались попытки объяснения общего глобального процесса развития человеческой культуры.
В культурной антропологии эволюционные идеи до сих пор составляют самую сильную парадигму научного изучения культуры. По мере расширения круга диффузионистских и функционалистских идей, возникших как противопоставляемые эволюционным, все более явной становилось их родство Соответственно возвращение к осмыслению классических оснований Э в к 50-х гг и развитие этого направления, особенно интенсивное в 60-х гг , было вполне логичным .

Заключение

В каждой главе было отмечена важность брахманизма. Ее последствия были грандиозными из нее вышло множество других культур столь же грандиозных , например Буддизм и что касается социальных идей Брахманизма , то они тоже оказали большое влияние на наших современников и их великих предков таких как Карамзин и т.д.

А так же оно оказывает большое влияние и на вас мои читатели ,например возьмем даже Буддизм , если у него не было бы такого предшественника , то может быть он не был бы сейчас так широко известен нашему современному обществу.

Список литеретуры

1. Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. СПб., 1991.

2. Альбедиль М. Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. М., 1994.

3. Атхарваведа. Избранное. Пер. с санскр. Т. Я. Елизаренковой. М., 1997.

4. Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. М., 1969.

5. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980.

6. Бонгард-Левин Г. М., Ильин С. Ф. Индия в древности. М., 1985.

7. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека