Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Святки

Святки

Санкт-Петербургский Государственный Университет Растительных Полимеров

Святки

Выполнил ст. гр124

Павлов Юрий

Санкт-Петербург 2002

Содержание:

История Святок……………………………………………………………….3

Наши Святочные гадания…………………………………………………….7

Список использованной литературы…………………………………...……14

Святки

(Зимние русалии)

24-25.12 / 7.01

Рождество Христово

(Коляда, Виноградие, Щедровка, Авсень)

Святые вечера

1.01 / 14.01

Св. Василия Великого

("Васильев день", Новый Год)

Страшные вечера

6.01 / 19.01

Крещение (Богоявление)

(Велесов день)

Полагают, что до принятия христианства святки были торжеством Святовита

(одно из имен верховного бога неба - Белбога.) Некоторые производят это

слово от старославянского свиатки - души предков. Святочные обряды в

древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем.

Коляда (коледа) был у древних славян праздником народившегося солнца, днем

рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним

способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с

приговорками с гор скатывали горящее колесо.

Болгары называли декабрь коложёг, т.е. месяц возжения солнечного колеса.

Коляда

лат. calendae - начало месяца (от calendo - сзывать, выкликать)

коло - круг, колесо (ср. колобок, кольцо, около, околица...)

Римский праздник солнцестояния в честь солнечного бога Митры назывался

Рождеством непобедимого Солнца. У древних англосаксов самая длинная ночь

предшествовала дню рождения Фрейера (Солнца) и называлась Материнской

ночью, т.к. почиталась Матерью Солнца или солнечного года. В Скандинавии

святки - юльский праздник (юль - колесо) - год поворачивается колесом.

Уподобляли колесу и солнце: "жили в лесу, молились колесу" (русская

поговорка)

Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова.

Однако у белорусов Рождество до сих пор называется Каледа, и у всех

восточных славян сохранилось колядование - комплекс святочных обрядов.

Многие из этих обрядов пришли к нам из глубокой древности, когда

колядовщики выступали в роли "духов предков", проведывающих своих потомков

и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия.

При колядовании обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки,

виноградья, с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, позднее также

рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми,

носили с собой "вертеп", показывая представления на евангельские сюжеты.

Приведенная ниже схема показывает эволюцию колядования:

Ритуал

Жертвоприношение (козла).

Ряжение.

заклинание солнца.

языческий обряд

обрядовая трапеза (кутья, печенье в виде фигурок скота).

обход дворов с "солнышком".

пение аграрных колядок "кормление Мороза".

христианский обряд

рождественский сочельник.

обход дворов со "звездой".

Христославление аграрные колядки на Васильев день.

Канун Рождества называют сочельником. Церковный устав предписывает в этот

день строгий пост с полным воздержанием от пищи "до первой звезды",

символизирующей рождественскую звезду, возвестившую волхвам рождество

Христа. Слово "сочельник" производят от сочиво - зерновая постная каша на

конопляном соку с сушеными ягодами или медом (то же, что кутья). Сочиво

разрешалось вкушать в сочельник с наступлением вечера.

Авсень

(Овсень, Таусень, Баусень)

восход солнца, начало светлой части дня, года;

оусинь - синий, блестящий; "просинец-декабрь";

посев; овёс ("Сею-посеваю, с Новым годом поздравляю...");

Колядки различались в зависимости от припева:

Авсеньки - припев "Авсень, Авсень!";

Щедровки - припев "Щедрый вечер!" (колядки в районах, граничащих с

Украиной);

Виноградия - припев "Виноградиё краснозелёное!" (северно-русские колядки,

особенно протяжённые). Виноград - символ изобилия.

До Х века новый год на Руси начинался с полнолуния в первые весенние дни,

близкие к весеннему равноденствию. В Х в. Древняя Русь приняла

христианство, а вместе с этим и применявшееся в Византийской империи

летоисчесление от "сотворения мира", т.е. с 5508 г. до н.э., и начало года

стали отмечать 1 марта (по н.ст. 14 марта - день Евдокии-плющихи). С этого

времени на Руси пользовались юлианским календарём, состоящим из 12 месяцев,

названия которых были связаны с явлениями природы (в разных местах страны -

свои названия). С 1492 г. Новый год на Руси повсеместно стали отмечать по

церковному календарю 1 сентября(14 сентября по новому стилю - Семёнов день;

7000 год от "сотворения мира"). Спустя 2 века в 1700г. (7208г.) Пётр I

обнародовал указ "лета исчеслять" с 1 января от Рождества Христова 8 дней

спустя (т.о. в Российском государстве 1699 г. продолжался 4 месяца:

сентябрь-декабрь). К 20в. Россия на 13 суток отстала от Европы, давно

перешедшей григорианский календарь. Чтобы сократить этот разрыв в 1918 г.

декретом Совнаркома был осуществлён переход на григорианский календарь -

"новый стиль". 14 января - день Святого Василия оказался старым Новым

годом.

Языческие святки сопровождались гаданиями. Цель гаданий - узнать о будущем

урожае. Использовались ритуальные сосуды с водой из 12 колодцев, пели песню

хлебу. В позднее время гадания превратились обряд, а кое-где и просто в

игру. Цель гаданий - узнать о девичьей судьбе. Гадали с помощью блюда с

молчальной водой, украшений и подблюдных песен. Дошедшие до нас подблюдные

песни содержат заклинания: "Кому поём - тому добро, тому сбудется, не

минуется" и припевы: "Слава", "Слово моё", "Ладу", "Свят вечер", "Илею" (от

Илья). Для гаданий было характерно место их проведения (обычно баня), а

также снятие участницами с себя нательного креста, всех оберегов,

распускание волос.

Были распространены и святочные вечёрки с вечёрочными поцелуйными песнями,

представлениями ряженых (игра в покойника со срамной молитвой, продажа коня

или козы, дед с бабкой и др.) Поцелуйные окончания вечёрочных песен имели

агропродуцирующее значение "Цалуй в уста, чтобы рожь густа..."

Церковь запрещала во время святок гадания и ряжения, основываясь на

постановлении Шестого вселенского собора: "Прибегающие к волшебникам, или

другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат

правилу шестилетней епитимии. ... пляски и обряды, совершаемые по

старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем:

никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не

носить масок."

Праздник Крещения замыкал двенадцать святочных дней. В этот день Церковь

празднует вхождение Иисуса Христа на путь служения людям, начало его

проповеди. В день Крещения повсеместно в храмах, на реках, озерах,

совершается водосвятие, обряд освящения воды в "ердани" - проруби,

сделанной в виде православного креста. Грешивших на святках (одевавших

личины, гадавших) купали в проруби.

НАШИ СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ.

ГАДАНИЕ ЗЕРКАЛОМ

Сидя в пустой горнице, смотрятся в зеркало, начиная таким образом:

вошедшая в пустую комнату девица, одна, принеся с собой две свечи, зеркало

и чистое полотенце, ставит все на стол и, сев против зеркала, гадает:

«Суженый, ряженый, приди ко мне ужинать». Минут за пять перед его приходом

зеркало начинает тускнеть, а девушка протирает его полотенцем; потом

неизвестный человек, призрак будущего жениха, приходит и смотрит через

плечо в зеркало, и когда Девушка, рассмотревшая все черты на его лице,

закричит:

«Чур сего места», то в то же время неизвестная особа исчезает, и с того

времени уже девица будет знать своего жениха. Но чурает только робкая, а не

так боязливая не будет чурать, и жених, перестав глядеться, сядет с нею за

стол, вынув из кармана ножичек или перстень, или что другое, положит на

стол, и тогда уже девушка зачурает, и эта положенная вещь остается у ней

добычей, которая после окажется похищенной у жениха.

ПОСРЕДСТВОМ ОЛОВА, СВИНЦА И ВОСКА

Льют олово, свинец или воск. Растопив хорошенько, загадывают и выливают в

воду; потом, вынув из воды, рассматривают, какое изображение вышло, по нему

и угадывают будущую свою судьбу в жизни.

СЛУШАНЬЕ ПОД ОКНАМИ

Прежде задумывают, потом подходят к чужому окну и слушают, что будут

говорить, и сравнивают с задуманным то, что услышали и выводят заключение.

ЧУЖОЕ ИМЯ

Выходят за ворота, спрашивают мимо идущего первого человека о его имени — и

оно покажет, как будут звать жениха; также всматриваются в рост, одежду,

походку и прочее этого человека и делают такие же замечания.

ГАДАНИЕ СНЕГОМ

Полют снег, бросают в сторону и слушают, как собака прежде залает в той

стороне, куда брошен снег; если грубым голосом, то быть гадающей за старым

мужем; если же тонким, то за молодым.

ПОЛЕНОМ

Ходят в сарай или дровник ночью и берут впотьмах одно полено: если оно

попадется гладкое, то муж будет молодой и гладкий; если же суковатое и с

трещинами, то муж старый и сердитый. Еще есть замечание: если полено

попадет суковатое, то это означает богатство; а если гладкое, то бедность.

КОРМЛЕНИЕ КУР ПШЕНИЦЕЙ

Снимают с насеста кур во время' полуночи, давая им счетом зерна пшеницы или

чего другого: если съедят и не оставят одного зерна, то выход замуж будет

благополучен;

ели же останется одно зерно, то это предвещает бедность. Ставят воду и

смотрят: если курица будет пить, то это означает мужа пьяницу, непьющая же

курица предвещает хорошего и непьющего мужа.

СЛУШАНИЕ У СВОЕГО ОКНА

Слушают, у окна сидя, когда лягут все спать, загадав: «Суженый, ряженый,

поезжай мимо окна». Если же через некоторое время будут слышны едущие,

кричащие и свистящие люди, то будет веселая и хорошая жизнь; когда же

проедут тихо то это служит знаком бедности, больших недостатков и самой

скучной жизни.

ГАДАНИЕ ПОЛОТЕНЦЕМ

В полночь вывешивают белое полотенце из окна, приговаривая следующие

слова: «Суженый, ряженый, приди сюда и утрись». Если же вывешенное

полотенце вскоре окажется мокрым, то девушке скоро быть замужем; если же

оно окажется к утру мокрым, то выйдет, но не скоро; а если и к утру будет

сухим, то оставаться ей навсегда незамужней.

ЕЩЕ СЛУШАНИЕ ПОД ОКНАМИ

Ходят в полночь слушать под окнами, загадав, и когда слышны бывают

надгробные песни, то это означает, что девушке непременно в этот год

умереть; если же будут слышны брачные, то девушке в этот год должно будет

непременно приготовляться идти замуж; но если ничего слышно не будет, а

будет тихо и покойно, то девушка во весь своей век замужем не будет.

СОЛЕНОЕ КУШАНЬЕ

Когда должно ложиться спать, то едят много соленого, что-Ь1 иметь жажду, и

ложась загадывают, говоря: «Суженый, ряженый, приди ко мне и напои меня».

Тогда во сне является тот амыи, за которым быть в замужестве этой девушке,

и поит ее.

ГАДАНИЕ В БАНЕ

Приходят в баню ночью, часов в двенадцать; отворив дверь, просовывают туда

руку по локоть голую, загадав, говоря: «Суженый, ряженый, поди ко мне и дай

мне руку», — замечая при том: если означенный суженый подаст руку, будто бы

в меху или что-то похожее на мех, то это означает богатство; если же голую,

то бедность.

СВИНЫЕ ТУШИ

Ходят в сарай, где стоят свиньи или свиные туши, от которых им слышится

голос, по которому и предузнают будущую свою судьбу.

БРОСАНИЕ БАШМАКА

Бросают через ворота башмак на улицу так, чтобы он вертелся, и делают

свое замечание так: в которую сторону башмак ляжет носком, то в той стороне

живет жених, за которого девушка выйдет замуж; если же носком упадет к

воротам гадающей, то в этот год ей замужем не быть.

ОТРАЖЕНИЕ МЕСЯЦА В ЗЕРКАЛЕ

Ходят на перекресток, взяв с собой зеркало, которое наводят на месяц,

приговаривая следующие слова: «Суженый мой, ряженый, выйди ко мне и

поговори со мной». После чего немедленно является месяц в зеркале, потом

открывается комната, в которой находится жених гадающей, и делают по тому

такое замечание: если потом девушку жених смотрит, но не в том платье, в

каком она видела его во время гадания, то за ним ей не быть; но если в

видимом ею платье, то за него выйдет.

ЕЗДА НА ЛОШАДИ

Завязывая у лошади глаза, садятся на нее, и куда эта лошадь сама пойдет,

в той стороне и быть в замужестве гадающей девушке.

ПЕТУХ С КУРИЦЕЙ

Обычно сажают петуха с курицей под решето, связав их хвосты вместе, потом

немного погодя их из-под решета освобождают, причем смотрят при этом: если

петух потащит курицу, то будет властвовать муж над женой своей; если же

курица петуха, то жена должна властвовать над ним.

СЛУШАНИЕ У ЖИТНИЦЫ

Ходят ночью часу в первом к житнице и прислушиваются у дверей, и когда

слышен будет пересып хлеба, шум от мелющих жерновов, или другая работа,

тогда это предвещает - хорошую и богатую жизнь в замужестве.

ВЫВЕШИВАНИЕ КЛЮЧЕЙ

Вывешивают за окошко ключи и слушают, и если приходит неизвестный человек и

гремит сильно ключами, то неробкая девушка выходит к воротам и спрашивает:

«Милостивый государь, позвольте спросить, как вас зовут?» Этот разговор

начинают потому, чтобы видеть прохожего хорошо в лицо и приметить платье,

из него также узнают имя и отчество суженого, равно и его состояние.

ГРЕБЕНЬ

Ложась спать, кладут гребень под голову со следующими словами: «Голубчик,

суженый мой, приди и расчеши мне голову». Он и является гадающей во сне,

расчесывает голову и говорит с ней все откровенно.

ОТГОЛОСОК

Выбегают на двор и кричат. «Ау!» Потом слушают, в какой стороне отзовется и

каким голосом, из чего узнают: в какой стороне, за старым или молодым будут

в замужестве, и какое будут иметь состояние.

СЛЕД НА СНЕГУ

Ложатся навзничь на снег, а поутру ходят осматривать оставленный след; если

он гладок, муж у гадающей будет смирный, ловкий, ласковый, и будут жить с

женой в согласии; если же в полосах, то вздорный и драчун.

НИТКИ

Сучат нитки и опускают их в воду; если они будут в воде крутиться, то это

предвещает хорошую жизнь; если же останутся в таком виде, в каком были

опущены в воду, то это знак будущей худой жизни.

ГАДАНИЕ О ЗАНЯТИИ ЖЕНИХА

Слушают под дверью в надежде узнать, какого будет мастерства муж: если

скрипит что-нибудь, то это означает, что быть за сапожником; если же слышны

хлопанья, то за кучером, и тому подобное.

ЛАЙ СОБАКИ

Выходят на двор и говорят: «Залай, залай, собаченька, завой серый волк».

Потом слушают, в какой стороне лают собаки, и соображают: если близко, то

замужем быть недалеко; если же далеко, то замужем быть за отдаленным.

ГАДАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ БЕЛКА

Берут стакан чистого хрусталя, хорошо вымытый и вытертый и наливают

водой, потом, взяв свежее яйцо, прокалывают в остром конце его дырочку с

булавочную головку и выпускают из нее белок в стакан воды, потом, дав

постоять четверть часа, рассматривают, что вышло:

если башни или подобные здания, то жить богато; если же трава, то означает

бедность. Белок в воде принимает разнообразные формы, по которым можно

гадать сколько угодно.

Список использованной литературы:






Информация 







© Центральная Научная Библиотека