Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Тайные ордена \Масоны\

Тайные ордена \Масоны\

Реферат на тему:

«Тайные ордена».

Ученицы 9а класса. Школы №309

Либерг Галины

Санкт-Петербург 1998 год.

Глава I

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАСОНСТВА.

(Орден франкмасонов, в наши дни известный во всех странах европейской

культуры, ведет родословную от очень скромного по происхождению лондонского

клуба начала XVIII века. Однако история ордена с самого момента его

возникновения была покрыта таким покровом легенд и документальные сведения

о нем были так скудны, что даже этот первоначальный факт его истории был

установлен научной критикой не без труда: лабиринт фантастических гипотез,

в котором долго терялись историки масонства, не вполне разрушен ими в

сущности и до сих пор. Правда, в наше время никому не придет в голову

рассказать о масонских ложах эпохи Ноева ковчега или искать зачатки

масонства в мистериях древних греков, но не менее произвольные в сущности,

хотя и менее фантастические с виду догадки вроде гипотезы о тождестве

франкмасонов с «братьями Розового Креста» или о связи первых масонских

организаций с политическими и династическими интригами Стюартов находят

место в посвященных истории масонства сочинениях и сейчас.

Начало полному и систематическому изучению всех, относящихся к

прошлому масонства, документов, и к окончательному освобождению масонской

истории от неограниченных полетов фантазии было положено немецким историком

Бегеманом и англичанином Гудом, последние труды, которых — «Краткая история

франкмасонства» и «Доисторический период и начало франкмасонства в Англии»

— вышли всего несколько лет тому назад.

Слово free-mason — франкмасон (свободный каменщик) перешло из

английского в другие европейские языки уже после того, как оно потеряло и в

Англии свой первоначальный смысл, и вопрос о его происхождении сделался

темным.

До последней четверти прошлого века термин «франкмасон»

противополагали обыкновенно краткому термину «масон», как обозначающий не

каменщиков-рабочих (или оперативных масонов, как говорили в Англии), а

каменщиков-мыслителей (спекулятивных масонов), только по имени связавших

себя с соответствующим ремесленным цехом. В частности, в них видели то

рыцарей Храма, скрывавшихся под маскою франкмасонов после разгрома их

ордена Филиппом Красивым, то группу ученых и философов, вступивших в

масонский цех, чтобы скрыть от враждебно настроенного к ним правительства

свои гуманитарно-филантропические цели. Знакомство с документами показало,

однако, всю ошибочность этих предположений. Предками современных

франкмасонов, носившими это же имя, были, несомненно, настоящие каменщики,

и добавление к названию их ремесла слова свободны и (free, frank) имело

первоначально профессионально-ремесленное, а не социальное значение. Слово

free-mason встречается в английских документах, начиная с последней

четверти XIV века; по наиболее вероятной гипотезе, выдвинутой в 1887 году

одним английским архитектором и разделяемой Бегеманом, это были известные в

Англии в эпоху готического стиля sculptores lapidum liberorum (первое

упоминание — в документе начала XIII века) — «каменотесы свободных камней».

«Свободными» камнями (free-stones) в отличие от обыкновенных (rough-stones)

называли в Англии более мягкие каменные породы, вроде мрамора и известняка,

употреблявшиеся для более тонкой, барельефной работы. Путем сокращения

длинного термина freestone’s mason и произошло, по этой гипотезе,

английское слово free-mason. В эпоху готического стиля франкмасонами

называлась, во всяком случае, более искусная категория квалифицированных,

как сказали бы теперь, строительных рабочих. Позднее, с упадком готического

стиля, различие двух категорий каменщиков утратило практическое значение,

вследствие чего исчезло представление и о точном смысле обоих терминов: уже

в XIV веке цехи каменщиков называются безразлично то просто масонскими, то

франкмасонскими. Но воспоминание о большей почетности длинного термина все

же сохранилось: когда старинные братства каменщиков выделились в особую от

цеха организацию, получившую известную популярность среди высших классов

общества (XVII века), она удержала за собой название франкмасонов,

предоставив цеховой организации называться просто масонами (companies of

masons); полное название принял и современный масонский орден,

организовавшийся в начале XVIII века по типу старинных ремесленных братств.

Связь, соединяющая современный масонский орден со старыми братствами,

носит, в сущности, внешний характер, сводясь лишь к известной

преемственности ритуала и терминологии. История старого масонства является

не столько главой из истории ордена, сколько введением к ней: по

терминологии Бегемана, старое масонство составляет его «доисторический»

период.

К этому же «доисторическому периоду» можно отнести и идейных

предшественников позднейших масонов — алхимиков и утопистов XVII века с их

проектами всемирных союзов и планами преобразования человечества: если

старые организации каменщиков были номинальными предками масонства, то

истинными, духовными, предками его были именно эти представители

дореволюционной европейской интеллигенции.

Началом исторического периода масонства следует считать 20-е годы

XVIII столетия — эпоху возникновения так называемых «великих лож».

Глава II

АНГЛИЙСКОЕ МАСОНСТВО XVIII ВЕКА

(1718 - 1813 гг.).

Первые великие ложи возникли в Англии в более мирную эпоху, когда

огромное большинство людей высшего и среднего класса не помышляло уже ни о

чем, кроме отдыха от бесконечных смут и борьбы предшествующих десятилетий.

С водворением новой династии жизнь страны входила в мирное русло: все

нужное для ее спокойствия казалось достигнутым. От былого увлечения

политикой теперь осталась простая склонность к общественности, привычка

находиться среди людей: раз вилась страсть к кружкам и клубам. Сатирический

листок «Зритель», выходивший в Лондоне в начале десятых годов, высмеивая

эту страсть, приводил длинный список будто бы существующих в Лондоне

обществ, среди которых фигурируют и клубы красавцев и уродов, и орден

лгунов, и «вечно существующее общество», и «метафорические мертвецы», и

какие-то «Виши-ваши» и «Могаки» — названия, быть может, и придуманные

газетой, но очевидно схваченные, в общем, из жизни. Большинство этих

типичных «английских клубов» не преследовали, конечно, широких общественных

целей, но своими оригинальными уставами и ритуалом они отвлекали людей от

обыденности домашнего очага, создавали иллюзию серьезного дела, и этого

было достаточно, чтобы сделать их популярными. Одной из таких

великосветских и просто светских организаций явился, по-видимому, и Орден

свободных каменщиков.

Остатки «почтенного франкмасонского Общества» в начале XVIII столетия

сохранились еще и в Лондоне, и в других английских городах. Ореол старины,

окружавший их, и легендарная история масонства привлекли к ним внимание,

соблазнили на попытку использовать их для организации интересного клуба.

Глава III

ФРАНЦУЗСКОЕ МАСОНСТВО В XVIII ВЕКЕ.

Ранняя история французского франкмасонства тесно связана с наплывом во

Францию английской знати после революции XVIII века.

(Уже в тридцатых годах XVIII века в Париже насчитывалось пять лож.

Первая ложа, известная под разными наименованиями, основана была будто бы в

1725 году, но лишь в 1732 году получила свою конституцию от Великой ложи

Англии. В основании этой ложи среди других англичан принимал деятельное

участие Чарльз Ред-клифф, граф Дервентуотер, убежденный якобит, сложивший

впоследствии свою голову на плахе в Англии.

Таков легендарный период французского франкмасонства, признаваемый

официальной масонской традицией.

Глава IV

НЕМЕЦКОЕ МАСОНСТВО В XVIII ВЕКЕ.

В кругу поисков таинственного знания возникло немецкое масонство. Его

история дает нам самые яркие страницы из истории немецкого оккультизма,

чародейства, а иногда и прямого шарлатанства; и в дальнейшем мы увидим, как

много чисто средневековых представлений, сданных уже давно в архив научной

мыслью не только XVIII, но даже и XVI столетия, оно снова оживило и

выставило в качестве высшей мудрости, доступной только для посвященных; мы

увидим, как быстро потонули в этих средневековых бреднях и шарлатанских

проделках те принципы терпимости, гуманности, всеобщего братства и

свободы, которые масоны сначала начертали на своем знамени; масонство

только слегка коснулось этих гуманистических понятий, но для их

осуществления оно не только ничего не сделало, даже в целом ряде случаев

стало на их пути.

(Первоначально масонство пришло в Германию из Англии. Вообще в то

время влияние Англии на Германию было довольно сильно. Умственная жизнь в

Германии почти совсем иссякла после тридцатилетней войны; вся страна

находилась в состоянии почти полного одичания; общественная жизнь

совершенно замерла, и лучшие люди могли прилагать свои силы только в

частной жизни, не получая извне никаких стимулов к общественной или

умственной деятельности.

Глава V

РУССКОЕ МАСОНСТВО В XVIII ВЕКЕ.

Среди русских масонов существовало предание о том, что первая

масонская ложа в России была учреждена Петром Великим немедленно по его

возвращении из первого заграничного путешествия: сам Кристофер Врен,

знаменитый основатель новоанглийского масонства, будто бы посвятил его в

таинства ордена; мастером стула в основанной Петром ложе был Лефорт, Гордон

— первым, а сам царь — вторым надзирателем. Предание это, лишенное какой бы

то ни было документальной основы, находит себе лишь косвенное подтверждение

в том высоком уважении, которым имя Петра пользовалось среди русских

братьев XVIII века, распевавших на своих собраниях известную «Песнь Петру

Великому» Державина; оно показывает только, что наши масоны сознательно или

бессознательно связывали с масонскими идеями преобразовательную

деятельность Петра, «которая была в России таким же нововведением в смысле

цивилизации, каким масоны должны были считать и свое братство[1]».

Первое, безусловно достоверное известие о начале масонства в России

относится к 1731 г., когда, как гласит официальный английский источник[2],

гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона

Филипса Великим провинциальным мастером «для всей России». Таким образом,

первоначальное масонство пришло к нам, как и везде на континент, из Англии,

но, разумеется, здесь еще не может быть и речи о русском масонстве, и

Филипс, конечно, распространял орденское учение лишь в тесном кругу своих

единомышленников, переселившихся в Россию. Этот кружок, по-видимому, твердо

держался в течение всего периода немецкого засилья при Анне Иоановне, так

как уже десять лет спустя (1740 г.) английская Великая ложа назначила

нового гроссмейстера для Poccии в лице генерала русской службы Джемса

(Якова) Кейта , может быть, к этому времени и следует отнести первые

случаи вступления русских в масонский союз: недаром русские братья считали

именно Кейта основателем масонства в России.

Первоначальный период существования масонства в России характеризуется

в общем отсутствием какой бы то ни было национальной окраски. Масонство

было лишь модой, притом сравнительно весьма мало распространенной,

«игрушкой для праздных умов», по выражению Елагина, и лишь в самом конце

этого периода замечаются признаки некоторой связи между масонством и смутно

поднимающимися в лучшей части общества идеалистическими потребностями; эти

признаки указывают нам на возможность скорого наступления того момента,

когда положительное содержание масонского учения сделается доступным и

близким для русских людей, оказывая им серьезную поддержку в их неясных

стремлениях к построению первого в России цельного общественного

мировоззрения.

(Настоящая история масонства в России начинается лишь в семидесятых

годах, когда одновременно возни кают у нас две масонские системы,

пользовавшиеся крупным успехом. Ложи этих систем — так называемые

елагинской и циннендорфской (шведско-берлинской) - работали в этот период

времени, главным образом, первых трех степенях «иоанновского» или

«символического» масонства, преследовавшего цели религиозно-нравственного

воспитания человека. Здесь русские

масоны работали над приведением «дикаго камня» (символ греховного человека)

в «совершенную кубическую форму» (очищение от пороков), приобретали широкие

сравнительно с прежними религиозные понятия, глубоко задумывались над

вопросами веры и нравственности, упорной работой воспитывали в себе

человека. Кажущаяся в наше время несколько бледной масонская мораль оказала

благотворное влияние на общество, служа в то же время реакцией против

модных течений западно-европейской скептической мысли.

Главная роль в этом периоде истории русского масонства принадлежит

известному И. П. Елагину, которого нередко совершенно неправильно считают

создателем особой масонской системы, близкой по традициям к первоначальной

и чистейшей форме английского масонства. Елагин вступил в масонство еще в

1750 г., но до поры до времени, как и все, не видел в ордене ничего

серьезного и вскоре увлекся модным «душепагубным чтением» безбожных

писателей — «ансиклопедистов».

Глава VI

МАСОНСТВО СЕГОДНЯ.

Появившись в начале XVIII века, масонство достигло своего расцвета к

концу того же столетия и просуществовало в традиционной форме как активная

организация до середины следующего века. К этому времени большинство

масонских организаций, если и продолжало существовать (особенно на Западе),

то во многом изменило свою деятельность. Развитие демократических

учреждений, организация и борьба политических партий не прошли для

масонства бесследно. Среди его адептов они породили новые настроения и

идеалы, подсказали новые средства их осуществления.

К началу XX века обострились противоречия между французскими и англо-

американскими масонами. Кроме этого, рядом со старым, консервативным

масонством, продолжавшим жить в соответствии с буквой традиционного учения,

выросли новые масонские формы. Причем в этих новых формах масонства

своеобразно переплелись элементы старого учения, проникнутого мистическим

содержанием, и политические устремления новой эпохи.

Для французского масонства начало XX века прошло под лозунгом борьбы с

клерикализмом и церковью. Потом наступило время проникновения во

французское масонство социалистов. Таким образом, масонству открылись новые

обширные горизонты. Выдающийся представитель французского масонства

Маделена Пельтье именно в это время приходит к неожиданному, клалось бы,

выводу, что роль масонства, как такового, кончилась.

От масонства в его чистой форме к середине 30-х годов осталось очень

мало. Масонский ритуал был почти упразднен, строгость и осмотрительность в

выборе новых членов исчезают, вступление в ложу стало общедоступным, легким

делом, масонские собрания принимают все более открытый и шумный характер.

Если прежде масонство было местом воспитания, школой, то теперь эта цель

отошла на задний план. Ложи стали школами для политиков. Здесь встречаются,

создают и упрочивают связи, строят политическую карьеру.

В Германии масонство к началу нашего века сохранило традиции старых

«мастеров», следуя их заветам гуманности и терпимости.

Немецкие масоны считали, что задачи, стоящие перед масонами, — задачи

универсальные. Они не могут быть сведены к определенной реальной

деятельности ни в религиозной, ни в социально-политической области и

заключаются в объединении всего человечества, в построении всемирного

человеческого союза на почве братской любви и постоянного мира. Таким

образом, одна из главных задач масонства — способствовать сглаживанию и

примирению всех общественных антагонизмов: расовых, сословных, классовых и

т. п. Главные же усилия масонов должны быть направлены на нравственное

усовершенствование.

Английские масоны в начале века стояли на позициях, чрезвычайно

близких к позициям немецких, и с нескрываемым осуждением относилось к

политическим выступлениям масонства, а значит, и к практике французских

масонов.

Американское масонство, сложившееся в своеобразных условиях, во многом

отличалось от европейского и к началу нашего века сохранило свое

своеобразие. По своему составу оно, в отличие от английского, из которого

вышло, было глубоко демократичным.

Американское масонство располагало очень значительными капиталами.

Своеобразие американского масонства выражалось и в том, что у него не было

общей принципиальной программы и оно чрезвычайно индифферентно относилось к

тому, что может быть названо масонской философией, а также к обрядовой

стороне масонства и его тайнам. То же можно сказать и об отношении

американского масонства к религии. Казалось бы, значительная политическая

активность американского масонства должна была бы способствовать сближению

его с французским масонством, но этого не произошло. Их отношения в начале

XX века характеризовала холодность и взаимное неприятие.

В течение всего существования масонства делались неоднократные попытки

сблизить различные масонские течения и образовать организацию, которая

согласовывала бы действия всех масонских лож, хотя бы в национальных

масштабах. XX век и здесь внес новые веяния: теперь предпринимались попытки

объединить всемирное масонство. Так, в 1903 г. в Швейцарии было положено

начало новой масонской международной организации — Бюро, перед которым были

поставлены две задачи:

1) сближать отдельные масонские организации.

2) собирать материалы и документы, относящиеся к истории

масонства.

Масонство в 20-е годы нашего столетия, несмотря на попытки

объединения, было далеко не единообразным. Французское и итальянское

масонство носило в это время ярко выраженный политический характер,

немецкое — философско-мистический, а английское и американское — религиозно-

благотворительный. Особенно ярко практицизм окрашивал американское

масонство.

Глава VII

ЗНАМЕНИТЫЕ РУССКИЕ МАСОНЫ.

(Александр Васильевич Суворов (1730-1800) – вот кто должен открыть

собой ряд знаменитых русских деятелей-масонов.

Михаил Матвеевич Херасков (1733-1807) – трудно указать другого

писателя, произведения которого так полно отражали бы масонские идеи.

Николай Васильевич Репнин (1734-1801) – вступил в одну из лож

масонства.

Николай Иванович Новиков (1744-1818) – вначале отнесся к масонской

организации чрезвычайно недоверчиво, он именно в ней нашел ответ своим

просветительским и благотворительным стремлениям.

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1745-1813) – первое

прикосновение к таинствам ордена свершилось в 1779 году в Регенсбурге, в

ложе «К трем ключам».

Александр Борисович Куракин (1752-1818) – блестящий аристократ и

человек, приближенный ко двору, масонство было лишь необходимой деталью.

Павел I (1754-1801) – принадлежал ли к Братству Вольных Каменщиков?!

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) – вступил в ложу «Златой

венец».

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) – Лопухин возлагает на него

большие надежды.

Александр I (1777-1825) – его царствование принесло русскому масонству

повторный расцвет.

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) – близко знал многих членов

тайных обществ.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) – «4 мая я был принят в

масоны».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бакунина Т.А. Знаменитые русские масоны. Вольные каменщики. М.:

Интербук,1991.

2. Боровой А. Современное масонство на Западе. М.: Задруга, 1922.

3. Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем /Пер. с итал. В. П.

Гайдука. М.: Прогресс, 1990.

4. Печников Б.А. «Рыцари церкви». Кто они?: М.: Политиздат,1991.

5. Черняк Е.Б. Невидимые империи: М.: Мысль,1987.

6. Шустер Г. Тайные общества, союзы и ордена: В 2Т. СПб.: Изд-во Поповой,

1905-1907.

Содержание

Глава I Происхождение масонства…………………………………………………………………1

Глава II Английское масонство XVIII века

(1718 –1813 гг.)…………………………………………………………………………………4

Глава III Французское масонство в XVIII веке…………………………………5

Глава IV Немецкое масонство в XVIII веке……………………………………………6

Глава V Русское масонство в XVIII веке…………………………………………………7

Глава VI Масонство сегодня…………………………………………………………………………………10

Глава VII Знаменитые русские масоны…………………………………………………………13

Василий Петрович Стасов-1769г

Родился в Москве, в не богатой дворянской семье.

В 14 лет поступил на службу - чертежник, в московскую управу благочиния.

Постепенно изучил архитектуру. Стал образованным человеком.

В это время работали такие зодчие как Баженов, Казаков. Они оказали

влияние на начинающего архитектора.

1801-уехал на 2 года в Париж, там изучал величайшие сооружения

античности.

1808-вернулся в Россию, и был зачислен на службу в строительное

ведомство.

1811-перестраивал флигель в Царском Селе, переоборудовал дворец

Потемкина в Екатеринославе.

1816-включен в «комитет по делам строений и гидравлических работ».

(Трудился в разных комитетах).

ПОСТРОЙКИ:

1. Никольский казачий собор,

2. Казармы гвардейского Павловского полка (некоторые другие постройки на

Марсовом поле).

3. Перестроено здание конюшен на Конюшенной площади (ул. Желябова).

4. Проводил переделки в Зимнем дворце.

5. Спроектировал ворота – памятник победы над Наполеоном.(В Царском Селе).

6. Нарвские, триумфальные ворота(1834).

7. Преображенский, Троицкий(1820(конец)).

8. Завершил Смольный собор.

9. Кованая решетка перед входом в собор.

РАБОТЫ НЕ В ПЕТЕРБУРГЕ.

В Москве – Провиантские склады.

На Волхове – пристань, колокольня церкви и другое.

-----------------------

( Тайные ордена. (И. М. Херасов).

( Тайные ордена. (А. М. Васютинский.).

( Тайные ордена. (В.Н. Перцев.).

[1] Пыпин. Русское масонство до Новикова.

[2] «Книга Конституций» Андерсона.

( Тайные ордена. (А. В. Семека.).

( Знаменитые русские масоны. (Бакунина Т. А.).

-----------------------

[pic]






Информация 







© Центральная Научная Библиотека