Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Введение в догматическое богословие - лекция 2

Введение в догматическое богословие - лекция 2

А.Горин

Церковь ЕХБ (НАДЕЖДА(, г. Москва

Введение

в догматическое богословие

Курс лекций прочитанных в Ц. “Надежда” (1997-8 гг.)

Лекция 2. Библия — Священное Писание Христианства. Откровение и его

аспекты. Место Библии в спектре откровения, в Церкви и в жизни христианина.

Природа Библии, ее характеристики…

В данной лекции я не всегда буду полностью разделять все построения,

хотя большинство из них. Это связано с собственным продолжающимся

богословским поиском. Будучи не в состоянии во всех случаях формализовать

свои размышления и их результаты я предлагаю максимально удовлетворяющие

меня и одновременно вполне закончено сформулированные рассуждения.

Когда мы начинаем разговор о Библии, то каждый из нас является

носителем определенного представления о Библии. Это само собой разумеется,

но я хотел бы подчеркнуть это здесь, со следующей целью. В христианстве

существует огромное множество взглядов на Библию и связанные с ней вопросы.

С другой стороны, нет нормативного церковного учения о Библии на уровне

Символов Веры либо заключений Соборов. Отчасти это и является причиной

разнообразия взглядов. Мы говорим, однако, что Библия является основным

источником нашего богословского процесса. Таким образом мы ставим перед

собой задачу — определить статус Библии, ее природу и связанные с этим

вопросы, в той мере, в какой это возможно в современном состоянии этого

вопроса в христианстве.

Понятно, что отсюда мы должны в полной мере обратиться к тем общим

положениям, приведенным в 1-й лекции, которые будут формировать такое наше

понимание. Это сложная задача. (Скажу тут же, что эти вопросы являются

предметом моего собственного богословского занятия, как одни из ключевых,

на мой же взгляд, в построении богословия). Конечно, мы не охватим всего

комплекса связанных с этим вопросов, даже не коснемся некоторых. (В

частности еще и потому, что на лекциях А.М. вы рассматриваете некоторые из

них.)

Откровение. Библия — книга христиан. Это книга имеющая отношение к

религиозным, священным реалиям; в конечном счете к Богу. Существует

представление о том, что религиозный феномен исключительно антропоморфен. В

этом понимании обращение к Богу вторично по отношению к религиозной

активности. Есть другое понимание (К.Барт) — человек признает божественную

инициативу. Бог открыл Себя. Это тезис о первичности откровения. Как вы уже

говорили, (необходимость( боготкровения заключена в 1) трансцендентности

Бога; 2) Его личностности; 3) греховности человека [опять же, мы

затрагиваем некоторые богословские термины, которые будут выведены

впоследствии, что требует осторожности]. Даннинг рассматривает эти 3 пп.

говоря о соотношении (ткровения и трансцендентности; (. и знания; (. и

разума.

Предварительно надо отдать себе отчет, что проблема (. связана с

учением о Боге. Это не только подготовительные рассуждения для богословия.

Мы вынуждены оперировать неким представлением о Боге |?|. Далее, собственно

в Библии нет современного понимания (. Библейские авторы более

непосредственны в их повествованиях направленных на подчеркивание

реальности общения человека с Богом. Библейские термины имеющие отношение к

знанию носят сотериологический характер. Категория полного знания вообще

имеет эсхатологическое значение (1К. 13:12). Наконец, теоретическое

понимание откровения имеет недавнее происхождение. Гипотеза Тойнби о

(реакции на вызов(. |Прим.: поним. канона, Троицы и пр.|

Итак; под откровением мы понимаем все, в чем проявляется бытие и

действие Бога в пределах человеческого восприятия. (Мы не знаем как

воспринимается информация о Боге другими существами). Несомненно, что оно

((.) превосходит восприятие, но мы ограничиваемся восприятием и усвоением

(. в доступных нам пределах. Все что Бог счел нужным открыть может быть

воспринято людьми. (Мы говорим о знании Бога, а не о философском знании об

Абсолюте).

Попробуем уяснить цель, объем, причину (. и нашу способность к его

восприятию.

Цель — спасение людей. (“хочет, чтобы все люди спаслись и достигли

познания истины”–1Т.2:4). (. есть элемент благодати, имеющей

сотериологическое измерение. Спасение — жизнь с Богом и в Боге —

богопознание (Ин.17:3). Здесь глубинная связь богопознания в (. со

спасением.

Человек доверяет чему-либо тогда, когда убежден в адекватности этого

истине. Проблема истины.

Абсолютная истина – проявление божественой субстанции. Божество Само по

Себе непостижимо даже как понятие (таким образом истина не может совпадать

с божеством в сущности и является проявлением), а идея истины доступна

мышлению. Абсолютная истина недоступна овладению, но ее существование

доступно пониманию.

Откровенная истина является частью абсолютной истины. Объем этой

частности определяется целями (. (спасением). В (. Бог раскрывает себя —

источние аб. истины — в той мере, в какой это необходимо для приближения к

Нему человека. ( (. относится к абс. истине как часть к целому, вероятно в

количественном соотношении. (О последнем трудно судить|?|).

Можно сказать, тем не менее, что (. качественно также не совпадает с

абсолютной истиной, т.к. выражается человечески опосредовано. [Позже мы

рассмотрим варианты этого аспекта]. В любом случае форма (. определяется

собирательными свойствами человека, которому и адресовано.

Отсюда, кач. и колич. отношение объема и формы (. к абс. истине

определяется как возможностями адресата, так и целями подателя (субъ. и

объ. факторы). По отношению к Богу — источнику — (. является относит.

истиной, а по отн. к человеку — приемнику — количественно и качественно

частью абс. истины.

Этим же определяется абсолютный характер (. для человека. (. —

доступный человеку объект познания, имеющий божественное происхождение. (.

приобщает нас к Богу и, будучи продуктом божественной деятеьности являнется

истиным!

Полное познание (. недоступно человеку. Существует представление, что

христианское богословие в целом имеет своей задачей познание (. в его кач.

и колич. полноте, но и то в перспективе исторического процесса. Возможно.

Перечислим известные нам виды откровения:

— раскрытие Бога в природе как Творца и Содержителя;

— человеческая способности нравственной оценки;

— субъективное и социальное преживание общения с Богом;

— непосредственные богоявления;

— промыслительные события в жизни человека и человечества;

— предание Церкви;

— Слово Бога в виде Священного Писания, как фиксированного предания;

— Богочеловечество Иисуса Христа — высшее (. Бога — утверждение всех

прочих видов (.

(Конечно, этот пречень условен, как и всякое обобщение эмпирических

данных. Его пункты требуют, зачастую, немалого материала в свое обоснование

из области апологетики и ей подобных философски-богословских построений.

Все это имеет некоторый интерес. Иногда делают различение общего и частного

(., понимая под вторым Библию, но такое деление, зачастую подразумевает

весьма неполный взгляд на характер и спектр (., которые мы рассматриваем).

Что же касается познания одного из основных видов (., Священного

Писания, в его качественной полноте недоступно для отдельного человека, что

доказываеется рядом известных явлений: один и тот же человек при различных

обстоятельствах воспринимает один и тот же текст совершенно по разному,

открывая в нем все большую глубину содержания; разные люди различно

воспринимают одни и те же тексты, чем объясняется, в частности, множество

взаимодополняющих, а нередко и взаимопротиворечащих толкований. Кроме того,

под познанием (. надо понимать не только рациональное его восприятие, но и

эмоциональное, а также претворение его в жизнь, творческое его усвоение и

осуществление в активной деятельности.

Итак, под человеком, (познавшим( Слово Бога, т.е. наиболее важный и

непосредственно доступный каждому вид (., мы можем понимать только того,

кто усвоил его настолько органически, что вся жизнь такового стала

осуществлением переданого в (. — в виде Библии, Слова Бога — идеала. Таким

был, как известно, Христос — нравственный Абсолют человечества (в частной,

но подавляюще общепринятой интерпретации). Для всех людей доступна

определенная степень усвоения и исполнения Слова Бога, большая/меньшая

степень приближения к полноте познания (. — Слова Бога.

Познание других видов (., напр. физ. мира в его полноте, также доступно

не отд. личности, но чел-ву в целов. Это известно из закономерностей

возможностей научного проникновения в законы материального мира.

Мы говорили, что объем откровения определяется его целью. Нельзя

сказать, что в том, что мы воспринимаем и осознаем как (. Бога, нет ничего

кроме (. Например, человек может воспринимать природу как творение

говорящее о всемогуществе и благости Творца(Пс.18:1), но возможно

воспринимать ее и как источник эстетических и познавательных переживаний,

как нечто содержательное само по себе, вне зависимости от ее (объективно-

субъективной) откровенной функции.

В Священном Писании, наряду с богословским, нравственно-дидактическим,

молитвенным, доксологическим и прочими сотериологическими аспектами мы

имеем множество понятийного (география, космология и пр.) и сугубо

семантического материала вне которого сотериологическое содержание не

объективируется (по крайней мере в данном историко-временном континууме),

(утрачивает взаимосвязь и смысл). |Пр. географии земной ж. Иисуса|. Однако

сами по себе эти составляющие имеют побочныи характер и не имеют смысла.

То, что содержится в (., главное и второстепенное, достаточно для

спасения воспринимающих и переживающих его содержание. Характеристика Павла

– 2Т. 3:16-17 (будем помнить про динамический интерпретационный смысл этого

текста). Павел даже считает (. в природе и совести достаточным для

возложения на язычников, не имеющих возможности пользоваться другими видами

(., ответственности за отвержение Бога и безнравственную жизнь (Рим.1:18-

0;2:14-15). (Здесь я не вполне согласен с Павлом, во всяком случае, хочу

указать на необходимость тщательной отшлифовки всех этих понятий. Не

призывая к безнравственности и, тем более, отвержению Бога, хочу указать на

широкий спектр этих понятий.

Единственной причиной того, что (. преподано людям, является воля Бога,

направленая на спасение человечества, на помощь в достижении высшей степени

самоидентификации и самореализации ради творения (и Бога). Таким же актом

было творение и последующая история с высшим проявлением в приходе Иисуса

Христа.

(. было бы бессмыслено без возможности человека воспринимать и

усваивать его. С самого начала бытия человек общается с Богом, находится в

процессе богопознания. Можно делать косвенные выводы о наличии как (. так и

человеческой способности воспринимать его и реагировать на него. Т.е.

участвовать в диалоге с Богом с исполнением или нарушением заповедей,

содержащихся в (. Необходимо учитывать, что это может быть неосознанно и

даже с осознаным неприятием вербальных выражений христианства и его

ортодоксии (как в виде других религий, так и редчайшего чистого атеизма и

агностицизма) |Пр. в кн. о. Г.Чистякова|.

Можно сказать, что эта способность к богообщению определяет

уникальность положения человека (мы коснемся этого в последующих лекциях).

Не будь этой способности не имело бы смысла библейское откровение и вершина

откровения — пришествие Иисуса Христа. Итак, богоподобие человека является

предпосылкой боговоплощения!

Надо еще заметить, что человек наделен способностью к восприятию и

усвоению (. в разной степени. Надеяться на более успешное и результативное

усвоение (. может человек внутренне стремящийся к воле Бога (сознательно

или нет) и при этом не пренебрегающий стремлением к усвоению

интеллектуального, этического и эстетического богатства человечества во

всем его многообразии

Далее, в свете изложеных рассуждений об откровении и следует понимать

вопросы связанные с Библией — Священным Писанием Христианской Церкви.

{далее мы рассмотрим разделение откровения и богодухновения (с

различными теориями богодухновения), сферу богодухновения, воздействие

богодухновения, (коснемся теорий непогрешимости, безошибочности и попробуем

создать ясность в терминах), сделаем герменевтические выводы (касающиеся

соотношения откровения и истолкования, истории и догмы) из нашего понимания

богодухновения (гермен. проблема; теория феори/и–Барта), упомянем о

герменевтических предпосылках и, наконец, поговорим об авторитете Библии и

ее месте в жизни Церкви и христианина. – если успеем обо всем}

________________________________________________________________________

|| разделение откровения и богодух. – богодух. не сообщает новых

знаний; но может сочетаться с (. (пр.: пророки). Так ев. Лука писал на

основании своего иследования и не имел сверхъест. (., но был вдохновленным

писателем | другой подход – богодух. распр. на область знания Бога и Его

действия в мире. Она не касается всего чел. знания, но ее воздейст. не

исчерпывается порождением только чисто интеллектуального акта /ПравМысль,

VIII, с.115, 119 > 122/ | /AW, №4, с.11-14; 18, а.1; 24-26 – герм. принц.;

предпос.; феория/ | /№8, с.12-19 – ист. и догма/ | /Введ. в Биб., с.27-28;

33-34 – непогр.; авторитет/ | /Бож. Откр., с. 82-85 - истинность/ |

/Символ, №6, с.113-114, 116, 118а – фундаментал., непогр и пр./ | /Мень,

с.14, п.7 – на осн. его разраб. закл. (+ “РПЦерковность”, с.34)/ ||

Библиография к лекции 2

Мудьюгин М., арх., Введение в основное богословие. — М.: Общедоступный

православный университет, 1995; 226 с. Стр. 146–151.

Даннинг Р., Благодать, вера, святость. — С.-Пб.: (Вера и святость(,

1997; 598 с. Стр. 89–92.

(Князев А., свящ., О боговдохновенности Священного Писания //

Православная мысль. — P., YMCA–Press, 1951, вып.VII; стр.113–127. …)






Информация 







© Центральная Научная Библиотека