Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Христианский брак (Новый Завет)

Христианский брак (Новый Завет)

Православный Свято-Тихоновский

Богословский Институт

3 курс, заочное отделение.

Катехизаторский факультет.

Новый Завет

(Деяния и Послания Святых Апостолов)

Тема сочинения:

Христианский брак

Шевчуган Роман Георгиевич

Ухта, 2001/2002 гг.

План:

1. Вступление.

2. Изначальное назначение брака

3. Позиция ап. Павла в вопросах брака и безбрачия в первом послании к

коринфянам.

4. Более глубокое раскрытие смысла брака в послании к эфесянам.

5. Положение женщины в браке.

6. Сравнение брака и безбрачия.

Особое место в системе человеческих ценностей принадлежит сфере

супружеских взаимоотношений, и поэтому вопросы, связанные с ней, не были

чужды Церкви никогда. Особую остроту приобрели они сейчас, в век

распущенности и девальвации основных нравственных ценностей. Церковь не

может остаться в стороне, когда большинство браков заканчивается разводами,

растет количество абортов, внебрачных половых связей, в результате чего под

угрозой уничтожения оказывается сам институт семьи.

Другая опасность подстерегает и с противоположной стороны: на рубеже

тысячелетий определенная часть православной общественности оказалась

одержима своего рода эсхатологическим психозом: «Караул! Последние времена

настали! Дают печать антихриста! Зачем вступать в брак, рожать детей, когда

скоро Страшный Суд?…». Так, например, в газете «Свет Православия» № 45 от

2000 г. опубликовано письмо схиигумена Кукши, выдержанное именно в таком

духе: «… скажу вам – Бог приготовил такую яму для мира, … и всех нечестивых

Он положит туда… О женитьбе и замужестве сейчас не только говорить, но и

думать нельзя, это страшный грех…» и т.п.

Но Церковь Христова существует уже около двух тысяч лет, и она всегда

умела адекватно ответить на все искушения, как внешние, так и внутренние,

потому что в своих оценках всегда опиралась на Слово Божие – Священное

Писание, обращение к которому с успехом выправляло слишком человеческие,

слишком страстные и сиюминутные порывы.

Церковь во все времена благословляла супружество, так как такой союз был

установлен Богом в раю, т.е. еще до грехопадения. «И сказал Господь Бог: не

хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему»

(Быт,2:18). Это – первое назначение брачного союза. Кроме этого,

«раздельность полов – это необходимое условие для предотвращения могущего

возникнуть ненужного обособления в пределах одного и того же рода» [1,

стр.200].

Другое назначение брачного союза – деторождение: «И благословил их Бог, и

сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт, 1:28).

После грехопадения благословение супружества осталось в силе, однако грех

повредил человеческую природу, поэтому брачный союз мужчины и женщины уже

не был так прочен, как в раю – человек стал способен на предательство.

Появился блуд, противоестественные пороки, и человек утратил понимание

святости брака.

Вполне очевидно, что Благовестие Царствия Божия не могло обойти стороной

такой важный вопрос, как раскрытие целей и истинного смысла брака как

освященного Богом союза между людьми и роль этого союза в деле

человеческого спасения.

Тема брака и безбрачия наиболее глубоко рассматривается более всего

апостолом Павлом. в своих миссионерских посланиях к жителям Эфеса и

Коринфа.

Коринф в те времена был большим городом, который «… славился науками,

искусствами, и веселой жизнью … можно сказать, что во времена апостольской

проповеди Коринф был представителем греческого легкомыслия, ветрености и

чувственных наслаждений» [2, стр.331]. Поэтому коринфских христиан

волновали вопросы, касающиеся супружеской жизни и девства, т.е. той стороны

жизни, которая преподносила им немало искушений: вся 5 глава этого послания

посвящена обличению одной из наиболее тяжелых форм блуда – кровосмешению.

А в седьмой главе апостол дает наставления, касающиеся брака и безбрачной

жизни.

Прежде всего, Апостол, будучи сам безбрачным, рекомендует такой же образ

жизни и для своих последователей: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо

человеку не касаться женщины.» (1Кор,7:1). Тем не менее, понимая, что

«каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1Кор,7:7),

он рекомендует брак как способ избежать блуда. Это мысль проходит красной

нитью во всей седьмой главе – так, Апостол, рекомендуя безбрачие девицам

(еще ни разу не вступавшим в брак) (1Кор,7:36), а также овдовевшим, тем не

менее, «лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор,7:9).

Также предупреждает о возможности блудных искушений и людей, уже

состоящих в браке: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на

время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы

не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор, 7:5). Отсюда можно

сделать вывод, что мнение, согласно которому сексуальные связи между

состоящими в браке допустимы исключительно с целью деторождения , является

неверным, кроме того, Апостол предписывает необходимость взаимопонимания и

терпимости супругов в отношении их полового влечения к друг к другу: «Жена

не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом,

но жена» (1Кор,7:4)

Далее, в этом послании ап. Павел говорит о необходимости сохранения

супружеской верности и недопустимости расторжения брака, в том числе, если

один из супругов неверующий: «…если какой брат имеет жену неверующую, и она

согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет

мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо

неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается

мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.»

(1Кор,7:12-14). Это повеление Павла весьма важно и для современного

общества, когда возникают сомнения в допустимости брачного союза с людьми

неверующими или иноверцами. Еп. Феофан прокомментировал это повеление так:

«брак твой, верная жена, с мужем неверным, не превратился в незаконное

сожительство от того, что ты уверовала; напротив, твое уверование освятило

сей брак и мужа твоего в брачном отношении» [цит по: 2, стр.350]. Кроме

того, брачное сожительство здесь рассматривается как особая форма

миссионерства: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж,

почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1Кор, 7:16).

Тему супружества ап. Павел продолжает в послании к жителям Эфеса, города

в Малой Азии. И если послание к коринфянам имело более утилитарную

направленность, то послание к Эфесянам уже раскрывает апостольское

понимание брака как средства, помогающего людям в достижении спасения:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава

жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь

повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф,5:22-24). Здесь

любовь мужчины и женщины в браке становится подобием той жертвенной любви,

которой Бог возлюбил мир и ради которой принес Себя в жертву во имя нашего

спасения: «Союз супружества не земное только дело; он должен быть средством

воспитания сочетавающихся лиц для небеснаго. Когда я один – отвечаю я за

одного себя; когда с судьбою моею связывается судьба другого человека, я

отвечаю и за него. Чего он не знал, для своего спасения, чего он не делал,

– в этом и я принимаю ближайшее участие и подвергаюсь ответственности»

[3, стр.484].

В супружеском единстве Апостол видит прообраз единства Церкви и Христа.

О единстве всех христиан он говорит : «все мы Духом одним крестились в одно

тело…» (1Кор,12:13).И подобное же единство он в единстве брачном: «Так

должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит

самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и

греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его

и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к

жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф,5:28-31)

Эту мысль Апостола можно прокомментировать словами греческого богослова

Х. Яннараса: «Лишь когда эрос, направленный на лицо другого пола, приводит

к любви, к забвению человеком самого себя, своего индивидуализма, лищь

тогда пред человеком открывается возможность отозваться на обращенный к

нему призыв Бога. Вот почему образ супружеской любви является образом

крестной любви Христа и Церкви. Добровольное умерщвление природной

ограниченности, индивидуальности ради того, чтобы жизнь могла

осуществляться как любовь и самоотдача» [цит. по: 4, стр.66.]

Апостол Павел указывает на подчиненную роль женщины в супружестве: «…как

Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф,5:24). Ему

вторит и Апостол Петр: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы

те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова

приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие»

(1Петр,3:1-2). Однако это совсем не означает, что положение женщины есть

положение униженное: «Творцу не угодно было даровать ей власть, которая

подчиняет слабого сильному и действует принудительно, но зато Он даровал ей

влияние, которое покоряет и сильного слабому так, что сильный и не замечает

этого и подчиняется слабому, не чувствуя стеснения своей свободы …

Назначение женщины – быть для мужчины помощницей ему. Женщина должна не

только даровать мужчине утешение в жизни настоящей, но и помогать ему в

достижении жизни вечной. Не одна истинная, полная любовь требует этого, а

любовь, предпочитающая вечное временному; того же требует и долг

справедливости.» [5, б/с]. То есть в христианском браке женщине отводится

та роль, которая наиболее соответствует ее природному назначению, никак не

ущемляющая ее естественные права. Более того, Апостол Петр предписывает

мужьям относиться к женам как к «сонаследницам благодатной жизни»

(1Петр,3:7).

Таким образом, христианство более высоко ценит брачный союз, чем кто бы

то ни было еще, ибо кроме банальных антропологических аспектов брака

(репродуктивный, социальный и др.) Церковь сумела выделить и обосновать еще

один – сотериологический. Прот. Иоанн Мейендорф выразил это назначение

христианского брака словами: «Христианин призван – уже в жом мире – иметь

опыт новой жизни, стать гражданином Царства; и это возможно для него в

браке. Таким образом, брак перестает быть только лишь удовлетворением

временных естественных побуждений… Брак – это уникальный союз двух существ

в любви, … которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и

быть соединенными не только “друг с другом”, но и “во Христе”… »

[цит. по: 6, стр.169].

Но тем не менее, высоко ценя брак, Церковь отдавала предпочтение жизни

безбрачной. Сам Апостол Павел говорит: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как

и я…» (1Кор,7:7). Объясняет он это сам так: «…Неженатый заботится о

Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить

жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о

Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а

замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1Кор,7:32-34). Может

сложиться впечатление, что жизнь безбрачная есть нечто радикально

противоположное супружеству . Отчасти это так – одно исключает другое. Тем

не менее, это не значит, что нет между служением Богу в девстве и браке

ничего общего – и в том, и в другом случае основным мотиватором должна быть

любовь: «Сердцу женщины прирождена сила любви. При естественном её

положении, т. е. когда она выходит замуж, сила эта направляется на

семейство – на мужа, на детей. При одиночестве, она обнаруживается другим

путем когда сила любви выходит наружу, высказывается в любви к Господу

и ближнему и заставляет женщину жертвовать собою для блага человечества,

подобно тому, как супруга или мать делает это для блага собственной семьи.

Тогда чувство делается сразу шире и глубже. Шире потому, что оно не

ограничивается кругом домашним; глубже, потому, что выливается из глубины

сердца» [5, б/с]. Но это можно сказать не только о женщинах – и для мужчин,

оставшихся безбрачными, также должна быть движущей силой именно такая

жертвенная любовь.

И каждый, решивший посвятить себя подвигу безбрачия, должен сам для себя

ответить на вопрос: а способен ли он на такую любовь? Увы, не каждый

способен понести такой крест. поэтому Апостол Павел и говорит: «но каждый

имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1Кор,7:7), и поэтому

такой подвиг любви более ценим Церковью, нежели любовь в супружеском союзе.

Но несомненно одно: к подвигу любви к Богу и ближнему способен каждый

человек, поэтому Господь назвал заповеди любви самыми главными (Мф,22:37-

40). А супружество и безбрачие есть лишь два способа реализации его.

Поэтому Церковь, водимая Духом Святым и руководствующаяся мудростью

апостольской, в своей точке зрения на брак и безбрачие придерживается самой

мудрой, трезвой и взвешенной позиции: каждый, кто может пожертвовать собой

ради Христа, отдав ему всю свою жизнь, отказавшись от радостей (впрочем, и

скорбей тоже – см. 1Кор,7:28) супружеской жизни, тот пусть идет в Царствие

Божие более кратким путем, а кто не может – пусть создаст семью и совершит

чудо – «чудо преложения «воды», т.е. будней земной жизни, в «вино» –

непрестанный и ежедневный праздник, пир любви одного человека к другому.»

[6, стр.170].

Список литературы:

1. Прот. Николай Иванов. И сказал Бог… Опыт истолкования Книги Бытия

Клин, 1999г.

2. Архиеп. Аверкий. Руководство к изучению Священного Писания Нового

Завета. Апостол. «Сатисъ», 1995г.

3. История Евангельская и Церкви Апостольской. Академические лекции А. В.

Горского, Москва, 1883 г; репринт: СПб, 1999 г.

4. Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций, ч.3.

Москва, 1997г.

5. Протоиерей Димитрий Соколов. Назначение женщины по учению слова Божия.

(Источник взят на Интернет - сайте ВЭБ-Центра «Омега» -

http://www.wco.ru/biblio)

6. Иеромонах Илларион (Алфеев). Таинство веры. Изд-во Братства Святителя

Тихона. Москва – Клин, 1996г.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека