Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Христианство

Христианство

ХРИСТИАНСТВО

Так что же такое христианство? Если говорить совсем коротко, это

религия, в основе которой лежит вера в то, что 2 тыс. лет назад Бог пришёл

в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и

умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскресение из

мёртвых изменили судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало

новой европейской цивилизации. Для христиан же величайшим чудом было не

слово Иисуса, а Он Сам. Главным делом Иисуса являлось Его бытие: бытие с

людьми, бытие на кресте.

|[pic] |

|Иисус Христос. |

|Монастырь Св. Екатерины. |

|Синай. VI в. |

Христиане верят, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без

зла. Человек, по замыслу Бога наделённый свободной волей, ещё в раю подпал

под искушение сатаны – одного из ангелов, восставших против Божией воли, –

и совершил проступок, роковым образом повлиявший на дальнейшую судьбу

человечества. Человек нарушил Божий запрет, возжелал сам стать «как Бог».

Это изменило самую его природу: утратив благую, бессмертную сущность,

человек стал доступен страданиям, болезням и смерти, и в этом христиане

видят следствие первородного греха, передающегося из поколения в поколение.

Бог изгнал человека из рая с напутствием: «...в поте лица твоего

будешь есть хлеб...». (Быт. 3.19). Потомство первых людей – Адама и Евы –

населило землю, но с самого начала истории существовала пропасть между

Богом и человеком. Чтобы вернуть человека на путь истинный, Бог явил Себя

избранному Им народу – иудеям. Бог не раз открывался пророкам, заключал

заветы (союзы) со «Своим» народом, дал ему Закон, содержавший правила

праведной жизни.

Священное Писание евреев проникнуто ожиданием Мессии – того, кто

избавит мир от зла, а людей – от рабства греха. Для этого Бог послал в мир

Своего Сына, который страданиями и смертью на кресте искупил первородный

грех всего человечества – бывшего и будущего. Воскресение Христа знаменует

для христиан победу над смертью и вновь обретённую возможность вечной жизни

с Богом. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился», – говорил св.

Афанасий Великий.

Именно с той поры для христиан начинается история Нового Завета с

Богом. Это Завет Любви. Его важнейшее отличие от Ветхого Завета (старого,

прежнего Союза, т. е. заключённого до прихода Иисуса Христа) состоит в

самом понимании Бога, Который, по словам апостола, «есть Любовь». На

протяжении всего Ветхого Завета основа отношений Бога и человека – Закон.

Христос же говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я

возлюбил вас» (Ин. 13.34); Он Сам являл пример совершенной любви.

Христианство, как ни одна другая религия, основано на тайне. Разум

человека не вмещает представления о едином Боге, существующем в трёх лицах:

Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Таинственно проявление Божественной

любви, посылающей Сына Божия на смерть. Тайной является «неслиянное и

нераздельное» соединение Божественной и человеческой природы во Христе,

рождение Сына Божия от Пречистой Девы. Непостижима для рационального ума

возможность воскресения после смерти и то, что смерть одного человека (и

одновременно Бога) спасает от смерти всё человечество. Необъяснимо с точки

зрения обыденной логики одно из главных таинств христианства – причащение,

основанное на евхаристии (претворение хлеба и, вина в Тело и Кровь

Христовы), и приобщение верующих через вкушение этих Божественных Даров к

Богу.

|[pic] |

|Ганс Мемлинг. Распятие. |

|Центральная часть триптиха. 1491 г. |

Тайны эти можно постичь, только уверовав, а вера, по определению;

апостола Павла, «...есть осуществление ожидаемого и уверенность в

невидимом» (Евр. 11.1). Господь просветляет разум человека и преобразует

всё его существо, давая возможность непосредственного видения духовной

реальности, разумения и исполнения воли Бога. Такой опыт святых и

праведников составляет Священное Предание христиан. Опыт пророков

иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в Его

земной жизни, воплощены в Священном Писании христиан – Библии (от греч.

«biblia» – «книга»).

Библия – это не изложение вероучения и не история человечества; это

рассказ о том, как Бог искал человека. Вот эпизод из самого начала Библии:

после того как люди совершили первый грех, они «...услышали голос Господа

Бога... и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?» (Быт. 3.8–9).

Итак, Библия – это речь Бога, обращённая к людям, а также рассказ о

том, как люди слушали (или не слушали) своего Творца. Этот диалог длился

полторы тысячи лет. Религия Ветхого Завета начинается с середины II

тысячелетия до н. э. и продолжается до Рождества Христова (Р. X.).

Большинство книг Ветхого Завета составлено с VII по III в. до Р. X.

К началу II в. н. э. (II в. по Р. X.) к Ветхому Завету были

присоединены книги Нового Завета. Это четыре Евангелия (от греч.

«euangelion» – «благая весть») – описания земной жизни Иисуса Христа,

сделанные его учениками – апостолами, а также книги Деяний апостолов и

Посланий апостолов. Завершает Новый Завет Откровение Иоанна Богослова, в

котором рассказывается о конце света. Эту книгу часто называют

Апокалипсисом (греч. «откровение»).

Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке. Книги Нового

Завета в основном были созданы уже на греческом языке (точнее, на его

диалекте – койне).

Более 50 человек в разные времена принимали участие в написании

Библии. И при этом Библия оказалась единой книгой, а не просто сборником

разрозненных проповедей. Каждый из авторов свидетельствовал о своём опыте

встречи с Богом, но христиане твердо уверены, что Тот, с Кем они

встречались, всегда был Одним и Тем же. «Бог, многократно и многообразно

говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в

Сыне... Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 1.1–2; 13.8).

Ещё одна характерная особенность христианства как религии заключается

в том, что оно может существовать только в форме Церкви. Церковь – это

сообщество людей, верящих во Христа: «Ибо, где двое или трое собраны во имя

Мое, там Я посреди них» (Мф. 18.20).

Однако слово «церковь» имеет разные значения. Это и сообщество

верующих, объединённых одним священнослужителем, храмом, местом проживания.

Такая общность составляет приход.

[pic]

Церковью, особенно в православии, принято называть здание храма,

которое в этом случае воспринимается как «дом Божий» – место, где

совершаются таинства, обряды, а также совместные молитвы.

Наконец, Церковь может пониматься как форма христианской веры. За два

тысячелетия в христианстве сложились и оформились несколько различных

конфессий, каждая из которых имеет свой Символ веры (краткая формула,

вобравшая в себя основные положения вероучения), свой обряд и ритуал.

Поэтому можно говорить о Православной Церкви (Византийская традиция),

Католической Церкви (Римская традиция) и Протестантской Церкви (традиция

Реформации XVI в.).

Кроме того, есть понятие Земной Церкви, объединяющей всех верующих во

Христа, и понятие Небесной Церкви – идеального Божественного устроения

мира. Есть и другое толкование: Небесную. Церковь составляют святые и

праведники, окончившие свой земной путь; там, где Земная Церковь следует

заветам Христа, она пребывает в единстве с Небесной.

Зародившись в отдалённой провинции Римской империи (Иудее) в I в. н.

э., христианство до середины IV в. подвергалось гонениям римских властей.

То в одной провинции, то в другой, а то и по всей империи поднималась волна

преследований: разрушали храмы, арестовывали священнослужителей и простых

верующих, будь то раб, офицер или патриций, принявший христианство.

Эти три столетия гонений дали | христианам на все последующие века :

два великих откровения (которые при- ' знают даже те, кто не считает

себя верующими): истина не зависит от воли властей; правым может оказаться

человек униженный и бедный.

А спустя ещё 17 веков – в XX столетии – другая империя вновь объявила

войну христианам. И вновь – поруганные и разрушенные храмы, и вновь – сотни

тысяч убитых. На этот раз землёй, политой мученической кровью, стала

Россия. Атеистическая империя требовала безусловного согласия не только с

её политикой, но и с её философией, с её мировоззрением. Волны гонений на

христиан в Римской империи никогда не длились более десяти лет. В бывшем

Советском Союзе преследования продолжались семь десятилетий.

Около одного из сибирских лагерей есть могила, в которой лежат 50

священников. Их вывели из лагеря, приказали вырыть траншею, выстроили на её

краю, а затем с пистолетом подходили к каждому и задавали один вопрос: «Ну

что, есть твой Бог или нет?». После утвердительного ответа следовал

выстрел. Не отрёкся ни один.

В XX в. христиан (прежде всего священнослужителей) убивали в

нацистской Германии и Мексике, в Кампучии «красных кхмеров» и маоистском

Китае, в Албании (где религия была запрещена конституцией) и Югославии, в

Румынии и Польше...

Так непросто складывались отношения Церкви с властями земными. Но и

внутри самой Церкви на протяжении всей её истории происходило множество

драматических, а порой и трагических событий.

Христианство уже давно перестало быть монолитной религией. Причины

политического характера, внутренние противоречия, накапливавшиеся начиная с

IV в., привели в XI в. к трагическому расколу. И до этого в разных

поместных Церквах существовали различия в богослужении и богопонимании. С

разделением Римской империи на два самостоятельных государства образовались

и два центра христианства–в Риме и Константинополе (Византия). Вокруг

каждого из них стали формироваться поместные Церкви. Традиция, сложившаяся

на Западе, привела в Риме к совершенно особой роли папы как Римского

первосвященника – главы Вселенской Церкви, наместника Иисуса Христа. Однако

с этим не согласилась Церковь на Востоке.

Образовались две христианские конфессии – православие и католичество.

В XVI в. Католическая Церковь испытала раскол: возникла ещё одна конфессия

– протестантизм.

Сегодня каждое из этих направлений распадается на множество

деноминации, т. е. течений, иногда весьма сильно различающихся по своим

убеждениям. И православные, и католики, и большая часть протестантов

признают догмат о Святой Троице, верят в спасение через Иисуса Христа,

признают единое Священное Писание – Библию.

Статистика приводит следующие цифры о числе христиан во всём мире:

Православная Церковь насчитывает в своих рядах около 120 млн человек;

Римско-Католическая Церковь объединяет около 700 млн верующих;

протестантские Церкви, входящие во Всемирный Совет Церквей, объединяют

около 350 млн человек.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека