Зарождение Ислама
ИСЛАМ
Ночь на 24-е число лунного месяца рамадана 610 г (по принятому христианами летоисчислению) Мухаммад проводил в уединении на невысокой горе Хира не-далеко от своего родного города Мекки. За плечами этого человека было уже сорок лет жизни, он был бога! и имел семью. Жизнь Мухаммада сложилась вполне благополучно, но что-то мучило его, казалось, что са-мое главное в жизни -- еще впереди. Он стал часто уединяться на своей любимой горе, проводя по не-скольку дней и ночей в молитвах, размышлениях и со-зерцании. И вот смутное волнующее ожидание оправ-далось: внезапно перед ним возник в сиянии и блеске ангел, который держал в руках свиток, сверху донизу покрытый непонятными письменами. «Читай!» -- власт-но обратился ангел к Мухаммеду. Стало тяжело дышать, будто гора навалилась на грудь. «Я не умею читать!» -- ответил Мухаммад. Но загадочный посланец был на-стойчив и стал властно диктовать: «Во имя Аллаха, Гос-пода твоего милостивого и милосердного.». Мухаммад покорно повторял слова ангела, он чувствовал, что все слышанное было будто бы написано в его сердце'.
Когда видение исчезло, Мухаммад бросился в город. Войдя к жене, он воскликнул: «Я поэт или сумасшед-ший?..» -
Теперь видения повторялись часто. Небесный голос в течение долгих лет сообщал Мухаммеду откровения, а тот стихами излагал их людям. Так родился Коран (чте-ние вслух) -- священная книга новой религии, которая называется ислам (с ар. покорность, это слово считает-ся также производным от слова «салям» мир) или му-сульманство (религия исповедующих ислам). Иногда эту религию называют магометанством (устаревшее назва-ние от русского варианта произношения имени ее ос-нователя -- Магомет1).
В мире живет около миллиарда исповедующих ис-лам. Общины этой религии есть более чем в ста стра-нах мира, а в двадцати восьми ислам -- государствен-ная религия. Это такие страны, как Египет, Иран, Ирак, Афганистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Марокко и др. Ислам имеет немалое распрос-транение в Европе на Балканском полуострове (Алба-ния, некоторые республики бывшей Югославии). В последние годы исламский (мусульманский) фактор в мире значительно усилился. Часто, не без некоторой опаски, в Европе и Америке говорят об исламском фун-даментализме (т.е. наиболее строгом и ортодоксальном исламе). Последние события в Чечне и на Северном Кавказе нередко также связывают с исламским факто-ром, видя в них следствие религиозной розни. С такой точкой зрения трудно согласиться.
Дело в том, что религии мира не делятся на «пло-хие» и «хорошие», на «агрессивные» и «мирные» и т.п. Можно утверждать, что ни одна традиционная религия не учит злу. Зло в мире происходит не от религии, а от людей, которые отходят от идеалов этих религий, поль-зуются ими для достижения своих земных целей.1 Стол-кновения между людьми порождаются политическими разногласиями, экономическими противоречиями, не-достатками воспитания и др. Говорят, что ислам -- во-инственная религия, призывающая к войне с неверны-ми -- газавату (с ар. набеги). Но, вероятно, нет религии, которая не стремилась бы охватить своим влиянием весь мир, которая не делила бы людей на своих и чужих... Воинственные черты в учении ислама безусловно существуют, но они образовались истори-чески и отнюдь не являются главной, ключевой его ха-рактеристикой.
*Ислам -- это одна из великих мировых религий, сложнейший мир неповторимой (и подчас непонятной христианам-европейцам) культуры, философии, удиви-тельного жизненного уклада и быта, своеобразного ми-роощущения.
Возникновение ислама. Пророк Мухаммед
Ислам -- самая молодая из мировых религий. Она возникла в VII в. н.э. на Аравийском полуострове.
Аравия -- зона пустынь, небольших цветущих оази-сов, невысоких гор. Ее берега омываются морями, а узкие прибрежные полосы наиболее благоприятны для жизни. Издревле эта земля была населена различными семитскими племенами -- предками арабов. Именно отсюда, как считает большинство ученых, вышли пле-мена древних евреев, заселивших позже Палестину. Главное занятие местных жителей -- ското-водство (верблюды, лошади, овцы). Небольшие разроз-ненные племена кочевали по огромному малонаселен-ному пространству. Через Аравию проходили важные торговые пути древности. По их ходу возникали круп-ные торгово-ремесленные города, одним из которых была Мекка (недалеко от побережья Красного моря в центре оазиса). Обратите внимание на близость Ара-вийского полуострова к главным религиозно-культур-ным центрам того времени, в частности к Палестине.
В религиозном отношении жители Аравии .были не-однородны. На Севере полуострова большое влияние имело христианство в его монофизитской разновиднос-ти . В Аравию переместились многие из тех, кто был не согласен с ортодоксальной христианской церковью в Византии. Южнее немалое распространение -имел иудаизм.
Новая религия, которая возникла здесь * позже, тесно связана с иудаистскими и христианскими: традициями, она приняла от этих религий очень много элементов (этим объясняется, в частности, сходство в именах пророков: Ибрахим -- Авраам, Исхак -- Исаак, Муса -- Моисей, Иса -- Иисус и др.).
Но самое главное, что было унаследовано мусульманами от иудеев и хрис-тиан, -- это традиция единобожия. Более того, мусуль-мане даже обвиняли христиан за многобожие, ссылаясь на то, что Христос, по их учению, -- Сын Божий, а Бог, с их точки зрения, един. Несмотря на это, преемствен-ность и связь мусульманства с иудаизмом и христианст-вом очевидна. Эта связь отражена в преданиях. Арабы считают, что они и евреи (как родственные семитские племена) ведут свое происхождение от одного и того же праотца -- Авраама (у арабов Ибрахима), но от разных его сыновей: арабы -- от Исмаила, а евреи -- от Исаака. По преданию, мать Исмаила -- наложница Агарь была изгнана из дома Авраама по настоянию его жены Сар-ры1, после чего и попала в Аравию, где едва не умерла вместе с младенцем от жажды в пустыне. Исмаил, ле-жавший на земле между двумя холмами (ныне священ-ные холмы Сафа и Марва), ударил ножкой и породил священный источник Земзем. (Дело в том, что Сарра, бывшая уже в весьма почтенном возрасте, не могла родить Аврааму сына. Поэтому его первенец -- Исмаил про-исходил от наложницы. Но когда Бог принес Аврааму и Сарре извес-тие о том, что у них родится сын, наложница Агарь была изгнана.)
Центр и юг полуострова, где аравийские племена жили наиболее замкнутой жизнью, был языческим. Каждое племя имело свой культ, свои святыни, однако под влиянием учения о едином Боге здесь стали скла-дываться общие для всех предков арабов религиозные представления. Единая религия была нужна для пре-дотвращения племенных конфликтов,,для усиления контактов и связей между племенами. Ядром, вокруг которого стал складываться общий культ, являлось сильное племя вурейшитов, в землях которых лежала Мекка. Именно в этом городе находилась самая уважа-емая святыня: в стену святилища, имеющего форму куба (куб по-арабски Кааба), был вмонтирован Черный камень, как предполагают -- метеорит. Эта святыня в будущем стала одной из главных в исламе. Черный ка-мень символизировал Бога-творца, Бога-покровителя -- Аллаха (от ар. алилах -- божество). Этот Бог не был в то время у арабов единственным -- он стоял во главе большого пантеона племенных богов. Постепенно Мек-ка становится религиозным центром всех арабов, здесь устраиваются большие культовые действа (семикратный обход и поклонение Черному камню, питье святой воды из источника Земзем и т.д.).
Согласно более поздней мусульманской традиции, храм Кааба -- проекция Небесного Трона Аллаха на землю. Он был возведен еще первочеловеком Адамом, но погиб, во время всемирного потопа. Храм восстано-вил повзрослевший Исмаил, вернувшийся в эти земли вместе с отцом Авраамом. Камень Каабы почернел от поцелуев грешников, но после Страшного суда вновь станет белым, каким и был ранее.
Как это обычно бывает, появление пророка новой веры встретили с недоверием и даже враждебно. Основа-тель ислама родился около 570 г. до н.э. в Мекке и при-надлежал к племени корейшитов. Его отец умер до ро-ждения сына, мать была болезненна и также вскоре умерла. Мухаммад воспитывался дядей Абуталибом. Жил он бедно и был вынужден зарабатывать пастушеством и охраной торговых караванов. Но судьба улыбнулась ему. он познакомился с очень богатой вдовой купца Хадид-жей, после двух замужеств самостоятельно ведущей тор-говое дело. Эта умная и предприимчивая женщина про-сто наняла Мухаммада, а вскоре предложила ему жениться на ней. Отец Хадиджи очень возражал (невеста была старше жениха на 15 лет), но брак был заключен. Именно жена первой поверила в особую миссию Мухам-мада после первого явления ангела и оказала ему мо-ральную поддержку. Любовь и признательность мужа была столь велика, что он, вопреки традициям, до смер-ти Хадиджи не брал себе других жен. Ее образ в исла-ме -- образ идеальной жены-мусульманки.
Как вы уже знаете, 40-летнему Махаммаду явился ангел Джибраил (Гавриил), который открыл ему удиви-тельную способность говорить стихами от имени Алла-ха. Из этих стихов постепенно за много лет и сложился Коран.
Пророчества Мухаммада не вызывали восторга у его соплеменников и даже родственников. На него обру-шились и личные беды: умер дядя-воспитатель, жена Хадиджа, таким образом, его больше ничего не держало ло среди соплеменников. Гонения на пророка и весь его род вынудили Мухаммеда совершить бегство (хидж-ру букв, выселение) из Мекки в соседний город Меди-ну (Ясриб). Мединцы поддержали Мухаммада потому, что в этом городе было больше приверженцев новой веры, а также, в известной степени, «в пику» городу-конкуренту -- Мекке. Хиджра произошла в 622 г., ко-торый стал в мусульманстве точкой отсчета новой эры. По мусульманскому календарю в году 354 дня, а счет времени ведется по лунному циклу (везде в исламском мире, кроме Ирана)1 .
Незадолго до хиджры Мухаммад совершил таин-ственное и волшебное путешествие на крылатом коне с человеческим лицом, побывав в Иерусалиме, Вифлееме и Хеброне. Пророк встречался там с Авраамом, Моисе-ем и Иисусом Христом, что окончательно убедило его в богоизбранности. После совместной молитвы с проро-ками (которой руководил Мухаммад) ему было предло-жено три сосуда: с водой, молоком и вином. Мухаммад избрал молоко, что символизировало верный путь, ко-торым пойдут его последователи. Вино с тех пор стало запретным для мусульман. По одному из преданий Му-хаммад взошел на «семь небес» по спустившейся к нему лестнице и познакомился с устройством рая и ада. Все это сложное путешествие происходило как бы вне вре-мени: из опрокинутого Мухаммадом перед отправлени-ем кувшина до его возвращения не успело вытечь ни капли воды.
Собрав своих сторонников из Медины (число кото-рых быстро выросло), пророк разбил войско Мекки, но впоследствии война приняла затяжной характер. Во время этой войны произошло очень важное событие -- Мухаммад полностью разорвал отношения с иудеями. Поначалу он пытался привлечь их на свою сторону в войне с непокорной Меккой, но иудеи фактически от-казали ему в поддержке, более того, племена, испо-ведовавшие иудаизм, оказались в стане врагов Мухам-мада.
В 630 г. Мухаммад возвращается в Мекку победите-лем. Город становится центром ислама, а мусульманст-во -- религией всех арабов. Как раз в это время и заро-дилась идея войны мусульман со всеми неверными. Угроза «исламизации» дошла до самой Византии. Начи-налась эра арабских завоеваний, принявших форму ре-лигиозной войны -- джихада (усилие), или газавата (так были названы походы Мухаммада против Мекки). О сущности джихада в Коране имеются неоднозначные высказывания. Джихад в древности действительно счи-тался важным и священным долгом мусульман, однако трактовки его различны. В исламе существует точка зрения, что священная война становится обязанностью только тогда, когда на общину мусульман кто-либо на-падает. В стане противника в любых случаях запрещено убивать женщин и несовершеннолетних, а взрослых мужчин положено обращать в военнопленных. Послед-них можно убить или превратить в рабов (пленных, принявших ислам, убивать нельзя). Такая оборонитель-ная доктрина джихада наиболее характерна для боль-шинства идеологов ислама в наши дни. Существует и вообще иное иносказательное истолкование джихада как духовной борьбы человека с самим собой, собствен-ным грехом.
Не успев, очевидно, отдать последние указания о судьбе объединенной в результате религиозных войн Аравии и о своем наследнике, пророк Мухаммад умер в 632 г. Перед смертью он находился на вершине могущес-тва, соединяя в себе единого вождя, правителя и духов-ного лидера всех арабов. Мухаммад -- бесспорно исто-рическая личность и, независимо от того, верить в его богоизбранность или нет, нельзя не признать, что он входит в небольшой круг исторических деятелей, гло-бальным образом вметавшихся в ход истории. Почти не возникает сомнений также и в том, что Коран -- резуль-тат своеобразного пророческого озарения и действитель-но был написан как некое неосознанное творение.
Распространение ислама. Коран.
Ислам, зародившись в качестве религии арабов, быс-тро превратился в мировую религию. Произошло это главным образом с помощью джихада. Новая религия утверждалась силой и оружием. После смерти Мухамма-да в Аравии правили так называемые халифы (букв, за-местители Мухаммада и самого Аллаха) -- жестокие за-воеватели. Первым из них был Абу-Бакр, который укрепил свою власть в Аравии и сделал первые завоева-ния за пределами халифата (государства, возглавляемого халифами). Но правил он всего два года (632--634). При нем началась работа по систематизации стихотворных изречений Мухаммада с целью сведения их в единую книгу (Коран). Еще более беспощадным завоевателем был второй халиф -- Омар, устроивший погромы в за-хваченных им центрах древней культуры -- Александрии и Иерусалиме. Святые места христиан, а также развали-ны разрушенной до того римлянами святыни древних евреев -- Храма Соломона надолго оказались в руках мусульман (крестовые походы XI-- XIII вв. происходили, как вы помните, под лозунгом освобождения Святых мест из рук «неверных», т.е. мусульман в понимании христиан). Во владения халифата вошли Египет, Сирия, Ирак и другие территории. С тех пор подавляющее насе- | ление этих стран -- арабы, носители ислама. В более |1 позднее время, пользуясь слабостью Византии и Персии, [ мусульмане распространили свое влияние на Среднюю Азию, часть Закавказья (Азербайджан, небольшую часть Грузии -- Аджарию), позже -- на отдельные народы Се-верного Кавказа, на часть Индии (вытеснив из этой стра-ны буддизм). Через завоевания турок ислам распростра-нился на территории павшей в 1453 г. Византии и дошел до Европы (ислам приняли после турецкого завоевания отдельные славянские народы Балканского полуостро-ва). Мирным путем ислам широко распространился в Индонезии, Малайзии, в меньшей степени на Филиппинах.
После убийства собственным рабом в 644 г. Омара третьим халифом стал престарелый зять Мухаммада -- Усман. При нем была завершена работа по составлению Корана и сделаны его 4 рукописных списка, главный из которых остался в Медине. Орфография, структура и правила чтения Корана еще долго дорабатыва-лись. Окончательно они были канонизированы в каирском издании в начале XX в. Важно знать, что Коран является священной книгой только на арабском языке, а все переводы этой книги, в том числе и на русский язык, -- лишь текст для информации о ее со-держании1. Коран делится на так называемые суры (букв, наиважнейшее). Сур в Коране 114, есть длинные и совсем короткие. Суры расположены не по содержа-нию, а по длине: вначале -- самые длинные, в конце -- короткие (от 286 до 3 стихов). За исключением корот-кой первой суры они расположены в обратном поряд-ке: ранние -- в конце, поздние -- вначале. Так как на-писана эта книга стихийно, без определенного плана, то читать ее человеку непосвященному очень трудно. Изложение отрывочно, хаотично и многопланово. Не-смотря на это, Коран признан не только религиозным, но и выдающимся философским и литературно-худо-жественным памятником древности. Если вам когда-либо приходилось видеть мечеть (мусульманский храм), то вы, наверное, обратили внимание на то, что она свер-ху донизу покрыта сложным орнаментом. Это не что иное, как арабский текст Корана. В исламе не принято изображать людей и животных, а храмы (мечети) укра-шаются только орнаментом -- каллиграфическим текс-том. Не случайно некоторые ученые-религиоведы гово-рят о том, что в центре ислама стоит слово, причем не просто слово, а слово, сказанное пророком Мухаммадом на арабском языке.
Общие черты мусульманского вероучения
Догматика мусульманства довольно проста. В основе всего лежит вера в Аллаха -- единого Бога. Каждая сура Корана начинается словами «Во имя Аллаха милостиво-го, милосердного...». Аллах судит людей, он строг, ми-лостив, но самое главное -- всемогущ. Все происходит по воле Аллаха. Бог мусульман един, христианскую Тро-ицу они трактуют как уступку многобожию.
Мухаммад -- пророк и посланник Аллаха. Библейс-кие персонажи и пророки рассматриваются как его предшественники (Моисей, Иисус, Ной, Авраам, Адам), но все они -- ниже Мухаммада.
В исламе есть учение об ангелах (Джибраил -- Гав-риил, Мисаил -- Михаил и др.). У каждого человека -- два ангела, сопровождающие его по жизни. Ангелы сто-рожат рай и ад. Наряду с ангелами существуют и демо-ны (джинны и их разновидность шайтаны) -- олицетво-рение зла. Ангелы, джинны и люди созданы Аллахом.
Существует рай и ад. Рай изображается в виде пре-красного сада с реками из молока, вина и меда. Всем праведникам в раю достанутся очаровательные жены (гурии). Ад же представляет собой воронку, состоящую из кругов. Мучают грешников огнем. После смерти че-ловек попадает в рай или ад в зависимости, от своих заслуг и деяний и, разумеется, веры в Аллаха. Но всем умершим еще предстоит Страшный суд! Согласно пред-ставлениям мусульман, он будет происходить на Земле и все люди должны будут пройти над бездной по ост-рию лезвия. Праведники спокойно преодолеют этот путь. Аллах вручит в руку каждого человека книгу, в которой будут описаны его деяния. Праведники полу-чат ее в правую руку, а грешники -- в левую.
Как видно из этого короткого изложения, вероуче-ние мусульман имеет много общего с христианством.
Это можно объяснить едиными (хотя и далекими; кор-нями двух мировых религий. Некоторые христианские богословы и религиоведы рассматривают ислам как ис-каженный и огрубленный вариант христианства, при-способленный к более примитивному общественному укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно противоположно: с их точки зрения, христи-анство есть «недозревший ислам».
Каждый мусульманин имеет религиозные обязанности -- предписания. Их пять.
1. Исповедовать веру в Аллаха («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его» -- произносит каждый новообращенный в ислам после ритуального омовения). Вера должна быть искренней -- любое лицемерие является непростительным грехом.
2. В течение дня необходимо совершать пятикратную молитву (шмаз). Все ритуалы (поклоны, чтения) строго регламентированы, и путать их ни в коем случае нельзя.
3. Мусульманин должен соблюдать пост (ураза), который длится целый месяц -- рамадан. Первоначально он приходился на лето, но после реформы календаря стал приходиться на весну. В течение' рамадана отмечаются памятные даты -- праздники. В пост нельзя есть и пить в течение всего светового дня (исключение дела-ется для больных и стариков). В эти дни запрещены развлечения, а в мусульманских странах даже отмечает-ся спад деловой активности. В пост нельзя вести воен-ные действия.
4. Мусульманин обязан платить налоги и творить милостыню для спасения собственной души (в мечеть, нищему, калеке). Обязательная доля налога составляет 1/40 часть дохода, кроме этого он должен вносить и дополнительную часть добровольно.
5. Каждый мусульманин должен один раз в жизни совершить паломничество в Мекку (хадж) и исполнить там ряд священных обрядов, включая семикратный об-ход Каабы, целование «черного камня», пробег между священными холмами, жертвоприношение овец и т.д. Совершивший все это получает зеленую чалму (зеле-ный -- цвет ислама) и титул хаджи.
Священный день мусульман -- пятница. Для об-щественной молитвы они собираются в мечети.
Положение женщины в исламе подчиненное, сущес-твует традиция многоженства. Согласно традиции, жен-щина обязана скрывать свое лицо и очертания фигуры под паранджой. Женщина создана для обслуживания и услады мужчины. Европейцы с удивлением отмечают, как в исламских странах мужчина может идти налегке, а женщина, идущая рядом, несет тяжелый чемодан. Вместе с тем мужчина обязан заботиться о своих жен-щинах -- членах семьи, не проявлять к ним жестокос-ти. Распространенное у нас понятие гарем (букв, запре-тный) означает женскую часть дома, где живут мать, сестра, жена, дочь. Таким образом, гарем -- это не обя-зательно свидетельство многоженства. Вход в гарем для посторонних запрещен.
Кроме еженедельного празднования пятницы му-сульмане отмечают еще несколько праздников. 27-го числа месяца рамадана празднуется «Ночь предопреде-лений». Именно в эту ночь было начато ниспослание Корана Мухаммеду. Все мусульмане проводят ее бод-рствуя и, как правило, в мечети. Считается, что в эту ночь происходят чудеса. По окончании постного меся-ца празднуется ураза-байрам -- радостный праздник «разговения», длящийся 3--4 дня и сопровождающийся раздачей милостыни и походами на могилы предков.
Через 70 дней после окончания поста отмечается самый главный праздник -- курбан-байрам -- праздник жертвоприношения животных.
Ислам в России
Мусульманская религия стала важным фактором российской жизни начиная с XVI в., когда при Ива» Грозном были покорены и присоединены к России Казанское и Астраханское ханства, населенные татарами Эти государства можно в какой-то степени рассматривать как осколки Золотой Орды (современные татар живущие на Волге, являются плодом слияния монголе татарских завоевателей и волжских булгар, живпп здесь с глубокой древности). Монтоло-татарские завоеватели во времена походов на Русь были язычникам; ислам они приняли позже, в XVI в. В этом же веке России присоединились Большая Ногайская Орда, час Башкирии, Сибирское ханство -- огромные территории среди населения, которых господствовал ислам.
В XVIII в. между двумя русско-турецкими война] (при Екатерине II) в состав России вошло мусульман кое Крымское ханство. В начале XIX в. активно процесс присоединения Закавказья, в результате которого под покровительство России перешла православная Грузия, часть монофизитской Армении и мусульманский Северный Азербайждан.
В 1817--1864 гг. Россия вела длительную и кровопролитную Кавказскую войну за присоединение народа Северного Кавказа, которые в большинстве своем были мусульманами (это, главным образом, многочислен народы Чечни и Дагестана). Движение горцев, сформировавшееся там под религиозными лозунгами, возглавил имам Шамиль, а его идейной основой стал мюридизм (воинственное религиозно-мистическое учение ислама). Мюриды-воины вели борьбу не на жизнь, а на смерть, победа России далась очень дорогой ценой. Шамиль попал в плен и превратился в ссыльного жите-ля г. Калуги. Под конец жизни правительство отпусти-ло его в Святые места. Немного не доехав до Мекки, он умер. В 60-70-х тт. ХК в. активно шел процесс при-соединения к России народов Средней Азии -- носите-лей ислама.
Мусульманство в России могло существовать сво-бодно, но было лишь терпимой религией. Духовенство, как правило, проводило государственную политику, хотя под флагами ислама иногда вспыхивали восстания и антиправительственные движения. К 1917 г. в России было 7,5 тыс. мечетей, а после октября 1917 г. их число еще больше возросло (в связи с уравнением религий в правах). В 20--30-х гг. мусульманство пострадало от антирелигиозных кампаний, как и христианство. Мечети закрывались и уничтожались, а деятелей церкви отправ-ляли в лагеря. Возрождение ислама произошло в годы Великой Отечественной войны. Как вы помните, эти трагические годы были одновременно и годами возро-ждения православной церкви.
После распада СССР возник целый ряд государств (Азербайджан, страны Средней Азии), где ислам сейчас занимает все более важное положение в общественной и государственной жизни.
В России носителями ислама выступают главным образом татары. В целом в нашей стране ислам -- вторая по количеству приверженцев религия после правос-лавия.
Среди татар и других народов России, исповедую-щих мусульманство, было и есть множество людей, прославивших себя в качестве деятелей науки, культу-ры, искусства как в нашей стране, так и во всем мире.