Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Демократическое государство

Демократическое государство

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

РОСТОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

На тему: «Демократическое государство: сущность концепции и пути

реализации».

Современное демократическое государство предполагает развитое

гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные

организации, политические партии, в котором никакая идеология не может

устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.

Политическая жизнь в демократическом государстве строится на основе

идеологического, политического многообразия, многопартийности и т. д.

Российская Федерация сейчас находится на пути становления

демократического государства.

В последнее время приняты очень многие законодательные акты,

создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как

демократического. Это Декларация о государственном суверенитете

Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина,

Закон о гражданстве, Закон о собственности и др. 12 декабря 1993 года

путём всенародного голосования была принята Конституция Российской

Федерации, которая заложила правовую основу для дальнейшего развития и

совершенствования правовой системы России.

К сожалению, нормы, закреплённые в этих и других законодательных

актах, на практике в полной мере не реализуются. Поэтому этот вопрос

сегодня актуален как никогда, что и послужило причиной выбора мною

этой темы. В этой работе рассмотрены пути становления и развития

демократического государства, его понятие и сущность, а также

демократические принципы конституционного строя Российской Федерации.

Глава 1.

Понятие и сущность демократического государства.

§1. Демократическим государством называется такое государство,

устройство и деятельность которого соответствуют воле народа,

общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.

Демократическое государство - важнейший элемент демократии

гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником

власти и легитимации всех органов этого государства является

суверенитет народа.

Недостаточно только провозгласить государство демократическим (

это делают и тоталитарные государства ), главное - обеспечить его

устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами,

реальными гарантиями демократизма. Понятие демократического

государства неразрывно связано с понятиями конституционного и

правового государства, в известном смысле можно говорить о

синонимичности всех трёх терминов. Демократическое государство не

может не быть одновременно конституционным и правовым.

§2. Государство может соответствовать характеристике

демократического только в условиях сформировавшегося гражданского

общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно

строго придерживаться установленных пределов вмешательства в

экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу

предпринимательства и культуры. В функции демократического государства

входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном

соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое

государство является антиподом тоталитарного государства, эти два

понятия взаимно исключают друг друга.

§3. Важнейшие признаки демократического государства:

а) реальная представительная демократия;

б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представительная демократия -осуществление народом власти через

выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены

исключительным правом принимать законы. Представительные органы

(парламенты, выборные органы местного самоуправления ) наделяются

правом решения наиболее важных вопросов жизни народа(

объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного

положения, разрешение территориальных споров и др. ). Конституции в

различных странах наделяют представительные органы различными

полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции

законодательной власти и принятие бюджета. Представительные органы не

обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть -

это признаётся только в государствах с парламентской формой правления,

но при любой системе данные органы всё же наделяются отдельными

конституционными полномочиями в этой области. Эффективность

деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей,

степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не

менее важное условие - независимость представительного учреждения в

пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной

власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы

представительных учреждений.

В Российской Федерации представительная демократия

обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно

обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных

и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного

самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают

определёнными полномочиями, которые исключают возможность

вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта

система носит целостный характер, характеризует одно суверенное

государство -Российскую Федерацию. Единство системы государственной

власти закреплено в ч.3 ст.5 Конституции Российской Федерации.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой

важнейший признак демократического государства. Именно здесь

появляется тесная связь формально демократических институтов с

политическим режимом. Только в условиях демократического режима права

и свободы становятся реальными, устанавливается законность и

исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные

цели и демократические декларации не способны придать государству

подлинно демократический характер, если не обеспечиваются

общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция

Российской Федерации закрепила известные мировой практике права и

свободы, однако для реализации многим из них ещё необходимо создать

условия.

§4. Демократическое государство не отрицает принуждения, а

предполагает его организацию в определённых формах. К этому побуждает

сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан,

устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не

вседозволенность. Однако принуждение должно иметь чёткие пределы и

осуществляются только в соответствии с законом. Правозащитные органы

не только вправе, но и обязаны применять силу в определённых случаях,

однако при этом всегда действуя только законными средствами и на

основании закона. Демократическое государство не может

допустить«разрыхления» государственности, то есть невыполнения законов

и других правовых актов, игнорирование действий органов

государственной власти. Это государство подчинено закону и требует

законопослушания от всех своих граждан.

Демократичность государства выражается в том, что его

организация открывает гражданам и их объединениям возможности

оказывать влияние на «содержание управленческих государственных

решений, добиваться реализации в этих решениях закономерных социальных

интересов». Но для того, чтобы эта возможность была претворена в

действительность, необходимы существенные дополнительные условия. Это

прежде всего демократический политический режим и политико-правовая

культура.

§5. Демократический политический режим характеризуется высокой

степенью политической свободы человека, реальным существованием

политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние

на государственное управление обществом.

Демократический политический режим обычно находит отражение в

конституциях и законах, регулирующих развитые формы участия в

политической жизни: институты представительной и непосредственной

демократии, гарантированные гражданские (личные) и политические права

и свободы, независимые средства массовой информации, партийный

плюрализм, включающий разнообразную оппозицию власти, разделение

властей, широкое самоуправление мест и профессий, гарантии для

меньшинств и мн. др.

§6. Политико-правовая культура отражается, во-первых,

непосредственно на содержании и форме конституционно-правового

регулирования общественных отношений, во-вторых, определяющим образом

влияет на эффективность этого регулирования.

§7. Государство не может обойтись без профессионального

управленческого аппарата, именуемого в социологии бюрократией

(социологи не вкладывают в этот термин того отрицательного смысла, к

которому мы привыкли ). Но для того, чтобы этот аппарат не встал над

народом и его представителями, не стал бюрократией в нашем понимании,

необходима продуманная система социального контроля за его составом и

деятельностью, и система его ответственности. В развитых

демократических странах конституционное право обычно содержит

основательно разработанные соответствующие институты (парламентская и

судебная ответственность, конкурсная система комплектования

государственной службы и др. ). Опыт, правда, показывает, что и в этих

странах не такой уж редкостью является то, что мы называем

бюрократическими извращениями ( служебные злоупотребления,

неэффективность и пр. ), однако, общество и человек обладают там

сильными правовыми средствами борьбы против таких явлений.

Что же касается «социалистических» и развивающихся стран, то там

засилье бюрократизма в самом отрицательном смысле слова - повсеместное

явление, хотя и в конституциях и законах можно встретить немало

направленных против этого положений. Они, однако, бездействуют или

малоэффективны в силу упомянутых факторов - авторитарного или

тоталитарного политического режима и низкого уровня политико-правовой

культуры общества.

Глава 2.

Основные направления становления и развития демократического

государства в России.

§1. Учение о государстве и праве - составная часть

обществоведения, тесно связанная с практикой. Достаточно длительное

время считалось, что мы располагаем законченным учением о государстве

и праве, что руководствуемся в своей деятельности выводами безупречной

теории, опирающейся на положения Маркса, Энгельса, Ленина. То

обстоятельство, что Маркс и Энгельс создали свою теорию почти полтора

века назад, и что за это время произошли значительные изменения в

общественном развитии, не учитывалось. Некоторые положения постаревшей

теории, наиболее очевидно противоречащие практике, такие как

предсказание победы социализма в наиболее развитых индустриальных

странах, необходимость преодоления товарно-денежных отношений, близкое

отмирание государства и права и др., несколько модифицировались, но

суть учения оставалась неизменной и, что гораздо хуже, оно

использовалось как руководство к действию.

В современных условиях мы постепенно отказываемся от отношения к

теории классиков марксизма - ленинизма как к абсолютно непогрешимой,

пригодной для всех времён и стран. Как любая наука, обществоведение

плюралистично по своей природе, включает различные взгляды, способно

приблизиться к истине в результате сопоставления разных точек зрения,

их взаимного обогащения, но не за счёт заранее данного приоритета

одних позиций перед другими.Что есть истина в обществоведении?

Критерий истины для науки об обществе - это практика, только практика

не сиюминутная, не сегодняшнего дня, не нынешнего года и даже не

нынешнего десятилетия. Эту практику составляют длительные периоды,

опыт разных стран и народов. В обществоведении ход развития истории,

человеческая практика не могут не привести к изменению теоретических

представлений об обществе. В конкретный исторический период трудно

судить о верности той или иной общественной теории. Критерий истины в

том, насколько убедительно то или иное учение объясняет общественное

прошлое и предсказывает будущее.

При любом подходе к государству оно предстаёт прежде всего своей

внешней стороной - как механизм управления в обществе, осуществления

власти. С этой точки зрения оно включает политические структуры,

сложившуюся систему органов власти и управления, средства поддержания

общественного порядка. Таковым является внешний облик государства. А

что им движет, что составляет его внутреннюю сущность?

Советская наука о государстве и праве отвечала на этот вопрос

однозначно: государство по своему внутреннему содержанию - продукт

непримиримости классовых противоречий, орудие классовой борьбы,

инструмент в руках господствующего класса для подавления ( удержания в

узде ) своих классовых противников; господствующий в экономике класс

овладевает государством как механизмом управления обществом и

использует его в своих классовых интересах. Подобный единодушный

подход в нашей науке имел под собой как объективные, так и

субъективные основания. Объективные заключались в интересах

складывавшейся и к середине 30-х годов оформившейся командно-

административной системы. Для неё трактовка государства как средства

принуждения, подавления была особенно важна. Субъективные основания -

прямые указания Маркса, Энгельса, Ленина. Хотя в огромном количестве

литературы классиков марксизма можно найти десятки далеко не

однозначных определений государства, суть их отношения к нему всё же

очевидна: это орудие в руках одного класса, направленное против

другого или других классов.

§2. Развитие нашей государственности после смерти Ленина шло в

следующем направлении: государство постепенно превращалось в средство

массовых репрессий, происходило полное огосударствление общественной

жизни. Переход от государства рабочего класса к общенародному - лишь

изменение терминологии, но не существа дела: всеобщее огосударствление

продолжалось, тоталитарная административно - командная система

сохранялась.

Вплоть до победы Октябрьской революции объяснение государства

как орудия подавления в руках господствующего класса соответствовало

ходу истории. После революции теорию государства нужно прослеживать на

разных моделях. Социалистическое государство должно было начаться, по

мнению Маркса и Энгельса, со слома буржуазной государственной машины,

войти в стадию «полугосударства» (ленинский термин ) и впоследствии

отмереть. Однако, этого не произошло. Сравнительно короткий по

прогнозу период государства диктатуры пролетариата растянулся на

исторически неопределённый срок. Аппарат подавления, насилия, огромная

бюрократия, всё то, что ставило государство над обществом,

сохранялось. Вопреки прогнозам Маркса, Энгельса и Ленина, аппарат

служил не рабочему классу, а партийно-государственной верхушке. Таким

образом, объяснение государства как орудия насилия подтвердилось, хотя

и в извращённом виде, на опыте нашего государства, которое и после

победы революции осталось инструментом для подавления большинства

народа.

Постараемся выяснить что же стало с буржуазным государством.

Революция в России поставила вопрос о судьбе капитализма. Удар по нему

был дополнен ударом экономическим - великим кризисом и депрессией

конца 20-х годов. Оказалось, что капиталистический строй устоял,

вопреки предсказаниям Маркса и Энгельса общего кризиса и загнивания

капитализма. Более того, он укрепился,»оказался способным воспринять и

внедрить прогрессивные идеи социализма» , что значительно усилило его

демократический потенциал. Вмешательство государства в экономику

вывело её из депрессии, были внедрены многочисленные средства

социальной защищённости человека.

Однако, сохранились свойственные капитализму

«мощные стимулы материальной заинтересованности».

Происшедшие изменения не могли не затронуть государства.

Государственный механизм как орудие управления делами общества не

претерпел принципиальных изменений: те же средства осуществления

публичной власти, поддержания общественного порядка. Но содержание

деятельности государства, его социальная направленность существенно

изменились.

§3. В развитых западных демократиях в послевоенные годы

государство всё более становилось средством преодоления общественных

противоречий не путём насилия и подавления, а посредством достижения

общественного компромисса. Отсюда и «всё более широкое использование

таких общедемократических идей и институтов, как разделение властей,

верховенство закона, плюрализм мнений, высокая роль суда, гласность и

т. п.». Всё это позволяло охарактеризовать демократическое государство

как орудие и средство социального компромисса - по содержанию и как

правовое государство - по форме.

В обществоведении в то время существовало два противостоящих

друг другу подхода к государству. Первый подход: государство -

«симптом расколотого общества», орудие насилия, средство подавления.

Второй подход: государство - средство общественного компромисса,

снятия или смягчения противоречий, механизм управления делами

общества. Подобная позиция обусловила приоритет общенародных интересов

над классовыми, общечеловеческих - над национальными, общих - над

частными.

Признав в государстве орудие не классового господства, а

социального компромисса, нужно определить и его внутренние функции.

Главная из них - учёт и координация интересов различных групп

населения, отыскание и проведение в жизнь таких решений, которые

поддерживались бы разными социальными слоями. Важнейшая задача

государства - соблюдение интересов меньшинства, защита прав человека.

Интересы людей зависят не только от классовой принадлежности. В

значительной степени они обуславливаются сложившимся образом жизни,

национальными, религиозными, семейными и другими групповыми

интересами. Отсюда - авторитет политической власти, олицетворяемой

государством, зависит от поддержки её населением, от её легитимности.

Признание цивилизованного государства в качестве орудия

социального компромисса не означает, что в нынешнем обществе

отсутствуют социальные противоречия. Напротив, они сохраняются, и

подчас довольно острые ( и у нас и на Западе ), причём на смену одним,

которые удаётся преодолеть, приходят другие, ранее не известные.

Для государства, как орудия социального компромисса одним из

основополагающих принципов становится плюрализм. Его формы -

многопартийность, разнообразие общественных организаций, разделение

властей, демократическая избирательная система. В то же время при

достижении социального компромисса необходимо опираться на

правопорядок в обществе, выработку и принятие справедливых законов и

их воплощение в жизнь.

Если же признать в государстве и праве орудия и средства

социального компромисса в соответствии с исторической потребностью, то

они будут постоянными спутниками цивилизованного общества, которому

социальный компромисс всегда необходим.

Развитие общества во всех современных странах идёт по пути его

дальнейшего усложнения и дифференциации, поэтому разных коллективных

интересов становится всё больше. А чем больше социальных различий, тем

реальнее опасность деструктивных социальных столкновений. Вот почему

значение механизмов, содействующих выработке социальных компромиссов,

возрастает и в будущем будет возрастать.

В сложно организованном обществе всё большее значение

приобретает управление. В системе механизмов управления государство и

право - центральные звенья. В перспективе основными заботами

государства должны стать выявление, сопоставление разных интересов в

обществе и поиск компромиссных решений. Сегодня наиболее привычным и

демократичным считается претворение в жизнь мнения большинства.

Однако, эта практика достаточно противоречива. Конечно, мнение и

интересы большинства определяют итоговую позицию общества вернее, чем

точка зрения меньшинства, но пренебрежение интересами меньшинства

создаёт источник социальной напряжённости. Именно такие источники

призвано устранять государство как орудие социальных компромиссов.

Очевидно, умение учесть интересы меньшинства, не допустить их

подавления в современных условиях - одно из важнейших условий

стабильности общества.

Поиск средств учёта интересов меньшинства, их стыковки с

интересами большинства, очевидно, определит дальнейший путь развития

государства. Сегодня общество находится в начале этого пути, и

механизмов достижения общественного компромисса известно немного.

Консенсус, квалифицированное большинство, установление объёма

неотчуждаемых прав меньшинств - вот, пожалуй, и всё. Необходимы новые

формы обеспечения прав меньшинства. Можно предположить, что в будущем

большую роль приобретёт судебная защита этих прав.

Защита интересов меньшинства - одно из направлений деятельности

государства как орудия социального компромисса. Другое перспективное

направление - вмешательство государства в экономику, определяющую

область человеческих отношений. «Опыт показал, что свободному и

рациональному развитию экономики более всего содействует рынок. Рынок

же, в свою очередь, таит в себе возможность социальных ущемлений.

Более того, в природе рынка социальная защищённость человека просто не

заложена. И обеспечить её в интересах сохранения стабильности общества

призвано государство» («Государство и право», №10,1990г. ).Вот почему

его вмешательство в экономику необходимо. Меры и формы такого

вмешательства зависят от состояния экономики. Отыскание разумной меры

вмешательства составляет сегодня одну из самых трудных и важных задач.

Глава 3.

Демократические основы конституционного строя Российской Федерации.

§1.Конституционный строй характеризуется особыми принципами,

лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства.

Конституционный строй - это такая организация государственной и

общественной жизни, где государство является политической организацией

гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в

нём человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей

ценностью, а их соблюдение и защита - основной обязанностью

государства.

В Конституции Российской Федерации (преамбула и глава 1) находит

выражение целостная система принципов конституционного строя. К ней

относятся, во-первых, основы организации государственной власти:

народовластие; федерализм; верховенство права; разделение властей;

государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская

Федерация - часть мирового сообщества.

Вторую группу составляют основы взаимоотношений государства и

человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина.

К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека

и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение - обязанность

государства.

Третья группа включает основы организации жизни гражданского

общества. Её составляют следующие принципы: идеологический и

политический плюрализм; светский характер государства; свобода

экономической деятельности; многообразие и равноправие различных форм

собственности; социальный характер государства.

§2. Рассмотрим принципы, которые наиболее чётко отражают

демократичность государства.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как

демократическое государство ( ст. 1 Конституции РФ ). Народовластие

предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником

власти в Российской Федерации является её многонациональный народ

(ст.3 Конституции РФ).Это характерно для демократического правового

государства с республиканской формой правления. Каждая из двух

категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие»,

представляет собой сложное явление и требует специального

рассмотрения.

С юридической точки зрения слово «народ» отождествляется с

понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной,

ассоциированной в рамках единого государства, совокупности людей к

соответствующему государству.

«Власть» представляет собой возможность распоряжаться или

управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть -

категория социальная. Она возникает вместе с возникновением

человеческого общества и существует во всяком человеческом обществе,

поскольку всякое человеческое общество требует управления, которое

обеспечивается различными средствами , включая и принуждение.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется,

легитимируется и контролируется народом, т. е. гражданами государства,

ибо она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа,

участвовать в которых могут на равных правах все граждане.

Народовластие, как форма государства и способ правления, превращается

таким образом в организационный принцип обладания властью и её

осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач

или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации

(узаконении) , исходящей от народа или восходящей к нему.

Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической

легитимации является базовым в понимании демократии.

Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою

власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни

было социальных сил, используя исключительно в своих собственных

интересах. В демократическом государстве единственным источником

власти и её носителем выступает народ. Признание народа в качестве

верховного носителя всей власти является выражением народного

суверенитета. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только

одного субъекта - народ. Конституция РФ закрепляет прерогативу

многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это

означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто,

кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. «Никто не

может присваивать власть в Российской Федерации, - отмечается в ст. 3,

п. 4 Конституции, - захват власти или присвоение властных полномочий

преследуется по федеральному закону».

Следовательно, народовластие есть принадлежность всей власти

народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном

соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Действующая Конституция РФ устанавливает три главные формы

осуществления народом власти: непосредственную демократию (

референдум, свободные выборы ), а также через органы государственной

власти ( прежде всего представительные: Федеральное Собрание,

законодательные и представительные органы субъектов Российской

Федерации ) и органы местного самоуправления. Российская Федерация

признаёт и гарантирует местное самоуправление. Органы местного

самоуправления не входят в систему государственной власти ( ст. 12

Конституции РФ).

Под непосредственной демократией понимается прямое

волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими

вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по

этим вопросам. Конституция закрепляет ряд институтов (форм)

непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное

выражение власти народа - референдум и свободные выборы. К этим

институтам относятся также и другие: собрания, митинги, шествия,

демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в

государственные органы и органы местного самоуправления, народные

обсуждения важных вопросов государственной жизни, законопроектов.

В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место

принадлежит выборам - форме наиболее широкого участия граждан в

управлении государственными делами.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении

народовластия посредством выделения из своей среды путём голосования

представителей для выполнения в государственных органах или органах

местного самоуправления, принадлежащих им функций по осуществлению

власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на

таких выборах.

Главное в выборах - это то, что они являются формой

осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее

существенный признак выборов - прямое волеизъявление граждан и

выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления

принадлежащей народу власти.

Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому

право на участие в управлении государством, прежде всего активное и

пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного

государства, т. е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право

- право не просто человека, а гражданина.

Посредством выборов формируются государственные органы, органы

местного самоуправления, определяется их персональный состав.

Избираются представительные (законодательные) органы: Федеральное

Собрание ( однако избирался населением Совет Федерации только

первого

созыва), законодательные органы субъектов федерации. Избираются и

представительные органы местного самоуправления. В настоящее время

таким образом избирается и ряд должностных лиц: Президент Российской

Федерации, президенты республик в её составе, главы администраций,

мэры городов.

Выборы государственных органов и органов местного

самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и

проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права

при тайном голосовании.

Важная форма непосредственного народовластия - референдум.

«Высшим непосредственным выражением власти народа,- указывается в

Конституции РФ (ст.3), - являются референдум и свободные выборы».

Согласно Федеральному конституционному закону от 7

июля 1995 года

« О референдуме Российской Федерации», референдум - всенародное

голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим

вопросам государственного значения. Референдум РФ проводится на всей

территории Российской Федерации. Референдум Российской

Федерации ( Всероссийский референдум ) - всенародное голосование по

наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.

На референдум РФ в обязательном порядке выносится вопрос о

принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает

решения о вынесении на всенародное голосование проекта новой

Конституции РФ.

Вопросы, выносимые на референдум РФ, не должны ограничивать или

отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и

конституционные гарантии их реализации.

Решения, принятые Всероссийским референдумом, обладают высшей

юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны

для применения на всей территории Российской Федерации.

Помимо всероссийских референдумов, могут проводиться

республиканские ( республик в составе РФ ), региональные и местные

референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т.

д.

Представительная демократия означает осуществление власти

народом через представительные органы. Представительные органы

избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных

представителей - народных депутатов, играют огромную роль в

формировании и выражении государственной воли народа, олицетворяют

его. Парламент России, представительные органы её субъектов

осуществляют законодательную власть, выражают государственную волю

народа в законах, регулирующих организацию и деятельность других

властных структур, поведение всех людей и организаций на территории

страны. Представительная демократия должна способствовать

подконтрольности государства народу.

Очень большое значение в осуществлении власти народа имеют

избираемые им должностные лица государства, прежде всего Президент РФ.

Институт всенародно избираемого Президента - действенное средство

реализации народного суверенитета. Через него народ также оказывает

воздействие на государственный аппарат в целях осуществления своей

воли; именно Президент РФ определяет основные направления внутренней и

внешней политики, которая осуществляется исполнительной властью.

Ещё одна форма осуществления народовластия - органы местного

самоуправления.

Они отделены от системы органов государственной власти, не входят в

их систему. Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих

полномочий. Самоуправление осуществляется местным населением -

составной частью народа через формы непосредственного волеизъявления

на местном уровне - выборы, референдумы и через органы местного

самоуправления.

Местное самоуправление относится к числу важнейших проявлений

демократизма Российской Федерации. «В Российской Федерации,- сказано в

ст. 12 Конституции РФ,- признаётся и гарантируется местное

самоуправление».

Местное самоуправление неразрывно с демократией, поскольку в

основе демократии, как формы государства и способе правления, лежит

идея политической свободы, проявляющаяся в результате распространения

принципа самоопределения и самоуправление не только на отдельного

человека или народ в целом, но и на регионы и другие сообщества

граждан.

В современных условиях в Российской Федерации под местным

самоуправлением понимаются право и способность населения разных

территориальных единиц управлять в рамках закона под свою

ответственность и в собственных интересах значительной частью

общественных дел и контролировать их. Все рассмотренные главные

организационно-правовые формы осуществления народовластия

взаимосвязаны, должны служить реализации суверенитета народа - единого

и единственного конституционного источника власти в стране.

§4. Российская Федерация - федеративное государство.

Демократический характер Российского государства проявляется в

его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на

принципе федерализма.

Принцип федерализма способствует демократизации управления

государством. Децентрализация власти лишает центральные органы

государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам

самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Основы конституционного строя включают основные принципы

федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство

Российской Федерации. К ним относятся:

1) государственная целостность;

2) равноправие и самоопределение народов;

3) единство системы государственной власти; 4) разграничение предметов

ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными

органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

§5. Разделение властей- выступает как принцип организации

государственной власти в правовом демократическом государстве, как

одна из основ конституционного строя. Является одним из

основополагающих принципов демократической организации государства,

важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного

развития человека. Единство всей системы государственной власти

предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения

на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой

являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание,

Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов

федерации).

Принцип разделения властей находит своё проявление, с другой

стороны, в разграничении предметов ведения и полномочий между органами

государственной власти РФ и органами государственной власти её

субъектов.

Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства

права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей

поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между

различными государственными органами, а предполагает взаимное

равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить

преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих

руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов»,

которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих

им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших

государственных проблем.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был

провозглашён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, в

которой разделение законодательной, исполнительной и судебной власти

объявлялось «важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового

государства».

В апреле 1992 года этот принцип был внесён в Конституцию РФ - в

качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России (ст.

1)

Разделение властей - один из основных принципов действующей

Конституции РФ 1993 года. В ст. 10 указывается, что государственная

власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную,

исполнительную и судебную, органы которых осуществляют свои полномочия

самостоятельно. Они не в праве выходить за пределы полномочий,

установленных для них Конституцией РФ и законом. Для

того, чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не

только в «верхних эшелонах государственной власти», но и во всей её

иерархии, Конституция (ст. 5), предусматривает соединение принципа

разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и

полномочий между РФ, составляющими её республиками, краями, областями,

городами федерального значения, автономными областями, автономными

округами и местным самоуправлением.

«В современных условиях становления конституционного строя в

Российской Федерации принцип разделения властей имеет особо важное

значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из

властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима

в обществе. Он предусматривает систему «сдержек и противовесов»,

направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в

управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Он призван

обеспечить в конечном счёте рационализацию и оптимизацию деятельности

государства, всех его структур и на этой основе повышение

эффективности всего механизма управления государственными делами».

Разделение властей - не застывшее состояние обособленных

структур, это - работающий механизм, достигающий единства на основе

сложного процесса согласования и специальных правовых процедур,

предусмотренных на случай конфликтных состояний.

6 Государство считается демократическим и правовым, если

представляет собой политическую организацию гражданского общества.

Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и

политического плюрализма.

Идеологический плюрализм означает, что в Российской Федерации

признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может

устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13,

ч. 1,2 Конституции).

Российская Федерация провозглашается светским государством

(ст.14 Конституции ). Это означает, что никакая религия не может

устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский

характер государства проявляется также и в том, что религиозные

объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-

политических структур, функционирующих в обществе, существование

политического многообразия, многопартийности (ст. 13, ч.3,4,5

Конституции ). Деятельность всевозможных объединений граждан в

обществе оказывает влияние на политический процесс ( формирование

органов государственной власти, принятие государственных решений и т.

д. ). Многопартийность предполагает легальность политической

оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких

слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность

таких общественных объединений, цели или действия которых направлены

на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение

целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства,

создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой,

национальной и религиозной розни.

Становление принципа политического плюрализма, способствующее

демократизации общества, не имеет ни чего общего с попытками ввести

«многовластие», нарушить стабильность в обществе или навязать ему

эгоистические цели отдельных социальных групп, которые ведут к

распаду социального управления.

Преимущества принципа политического плюрализма могут быть в

полной мере реализованы только в рамках конституционности. Это

означает, что необходима чёткая правовая, и прежде всего,

конституционная, основа для функционирования всех социально-

политических структур, способная в полной мере гарантировать право

гражданам на объединение в общественные организации и защитить

конституционные устои нашего общества посредством исключения в

судебном порядке из общественной жизни политических организаций,

угрожающих этим устоям.

Политический плюрализм - это свобода политических мнений и

политических действий. Его проявление - деятельность независимых

объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита

политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только

реализации принципа народовластия, но и функционирования правового

государства.

Важным условием реализации принципа политического плюрализма

является определение правового статуса политических партий, других

общественных объединений, участвующих в политическом процессе и

составляющих институты политического плюрализма. Они должны иметь в

этом процессе все необходимые права, соответствующие юридически

закреплённым обязанностям со стороны государства и его органов.

Наиболее важные объединения граждан - политические партии,

выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению

политической воли гражданского общества.

Партии являются важнейшим элементом политической системы любого

демократического государства. Без них сегодня практически невозможно

само осуществление государственной власти.

Партийные системы современных демократических стран отличаются

значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных,

национальных, исторических, религиозных и иных особенностей,

свойственных каждому государству.

Необходимость многопартийности в демократических странах и её

специфические черты объясняются прежде всего тем, что социальной

многопартийности является само общество, состоящее из различных

социальных слоёв и групп с противоречивыми интересами. Поэтому чем

сложнее социальная структура общества, тем больше причин для

образования различных политических партий. Кроме того,

многопартийность в демократическом обществе объясняется наличием в нём

конкурирующих группировок, которые борются между собой за влияние в

парламентских и других выборных органах, за то, чтобы провести своих

сторонников на выборные должности.

Политический плюрализм - это возможность не только состоять в

любой, действующей в рамках Конституции РФ партии, но и не состоять ни

в какой партии, быть беспартийным. Такая возможность гарантирует

равные права гражданам на участие в политическом процессе независимо

от их партийной принадлежности.

Политический плюрализм несовместим с идеологическим

единообразием. Он может реализовываться лишь в условиях

идеологического многообразия. Вот почему при политическом плюрализме

практически невозможно существование общегосударственной и

общеобязательной идеологии.

Политический плюрализм базируется на многообразии форм

экономической деятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что

основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где

обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение

конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их

правовая защита. В Российской Федерации признаются и защищаются равным

образом частная, государственная, муниципальная и иные формы

собственности.

В заключение можно дать следующее определение демократического

государства: демократическое государство - это такое государство, в

котором обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в

осуществлении законодательной власти (непосредственно и через

представителей ). Это предполагает высокий уровень правовой и

политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе. В

демократическом государстве обеспечивается возможность в рамках закона

отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и

убеждения, что находит своё отражение в формировании и

функционировании политических партий, общественных объединений, в

политическом плюрализме, свободе прессы и т. п.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация

есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение

прежде всего в обеспечении в нём народовластия; разделения властей на

законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и

политического многообразия; местного самоуправления. К сожалению,

содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие Российскую

Федерацию как демократическое государство, на практике в полной мере

не реализуются, а иногда и грубо нарушаются. Так, объявленный

носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской

Федерации её народ на деле всё больше отстраняется от реальной власти,

поскольку свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным

выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут определить

волю народа, ибо в них обычно участвует незначительная часть

избирателей.

Не реализуется, в полной мере на практике и принцип разделения

властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсеместным

господством исполнительной власти, а также президентской власти,

стоящей над всеми другими властями.

Не реализованы на практике в должном виде и нормы Конституции РФ

о местном самоуправлении, которое там, где оно создано, носит в

значительной мере формальный характер.

Всё это говорит о том, что становление в России подлинно

демократического государства потребует ещё немало времени и усилий её

народа для создания условий, в которых конституционные нормы,

предусматривающие построение демократического государства, могли бы

быть в полной мере реализованы.

Список используемой литературы:

I. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ, М, 1993г.

II. Специальная литература:

1. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право

Российской Федерации.

2. Конституционное ( государственное ) право зарубежных

стран, том 1, М, 1993г.

3. Деев Н. Н., Четверин В.А. Демократическое

Конституционное государство: введение в теорию, М,

1993г.

4. Государственное право Российской Федерации, под

редакцией О. Е. Кутафина, М,1996г.

5. Лившиц Р. З. Государство и право в современном

обществе: необходимость новых подходов, «Государство

и право»№ 10,1990г.

6. Леванский В. А., Лысенко В.И., Новикова Т. В.,

Айвазян М. С. Обновление избирательного законода-

тельства в России, «Государство и право»№ 8,1993г.

7. Основы государства и права, под редакцией О. Е.

Кутафина, М, 1996г.

8. Общая теория права и государства, под редакцией

В. В. Лазарева, М, 1996г.

9. Общая теория права и государства, под редакцией

В. В. Лазарева, М, 1994г.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека