Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Джон Локк. Государство и право

Джон Локк. Государство и право

Учение Локка о государстве и праве.

Джон Локк (1632-1704) изложил свое политико-юридическое учение в труде

“Два трактата о государственном правлении”.

Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного

договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности,

сбалансированности властей, законности восстания против тирана. Дж. Локк

развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное

политико-правовое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма.

Эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. По Дж.

Локку, до возникновения государства люди пребывали в естественном

состоянии. В предгосударственном общежитии “нет войны всех против всех”.

Господствует равенство ,”при котором всякая власть и всякое право являются

взаимными, никто не имеет больше другого”. Однако, в естественном состоянии

отсутствуют органы, кот. могли бы беспристрастно решать споры между людьми,

осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных

законов. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует

обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав,

равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются

образовать политическое общество, учредить государство. Локк особенно

акцентирует момент согласия : “ Всякое мирное образование государства имело

в своей основе согласие народа”.

Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей,

соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и

создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и

наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей,

господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает

политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы

для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу

общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения

извне.

Строя государство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума,

люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, кот. они затем передают

государству. О каком-нибудь полном, тотальном отказе индивидов от всех

принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства у Локка

нет и речи . право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство,

человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти

неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия

государства, преступать которые ему заказано.

Целью деятельности государства , по Локку, должны быть охрана

собственности и обеспечение гражданских интересов. Средствами, призванными

содействовать осуществлению данной цели, Локк выбрал законность, разделение

властей, оптимальную для нации форму правления, право народа на восстание в

связи с злоупотреблениями властью.

На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В

установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему

согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он

усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном

смысле - отнюдь нелюбое предписание, исходящее от гражданского общества в

целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона

имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение,

соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если

такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться

законом. Кроме того закону должны быть присущи стабильность и

долговременность действия.

Ратуя за режим законности, он натаивал на следующем положении: кто бы

конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется “

управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным

народом и известным ему, а не путем импровизированных указов”. Законы тогда

способствуют достижению “главной и великой цели” государства, когда их все

знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не

может быть изъят из подчинения его законам. Высокий престиж закона

проистекает из того, что он, по Локку, решающий инструмент сохранения и

расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от

произвола и деспотической воли других лиц. “Там, где нет законов, там нет и

свободы.”

Как все иные политические установления, как само государство,

позитивные законы создаются по воле и решению большинства. Локк поясняет,

что все совершаемое каким-либо сообществом делается исключительно с

одобрения входящих в него лиц. Всякое такое образование должно двигаться в

одном направлении, и необходимо, чтобы оно “двигалось туда, куда влечет его

большая сила, которую составляет согласие большинства”.

Поддерживание режима свободы, реализация “главной и великой цели”

политического сообщества непременно требуют, по Локку, чтобы публично-

властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между

разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть)

полагается только представительному учреждению всей нации - парламенту.

Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает

монарху, кабинету министров. Их дело ведать также отношениями с

иностранными государствами. Имея в виду не допускать узурпации кем-либо

всей полноты государственной власти, предотвратить возможность

деспотического использования этой власти, он наметил принципы связи и

взаимодействия “отдельных ее частей”. Соответствующие типы публично-

властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первой

место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной) в

стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они не являются

пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в

частности, власть исполнительная) довольно активное влияние.

Вопрос о государственной форме, традиционный для европейской

политической мысли со времен Аристотеля , тоже интересовал Локка. Правда он

не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных или

могущих возникнуть форм правления; им лишь категорически отвергалось

абсолютистски-монархическое устройство власти. Личные его симпатии

склонялись скорее к той ограниченной, конституционной монархии, реальным

прообразом которой являлась английская государственность, какой она стала

после 1688 года. Для Локка важнее всего было, чтобы любая форма государства

вырастала из общественного договора и добровольного согласия людей, чтобы

она имела надлежащую “структуру правления” , охраняла естественные права и

свободы индивида, заботилась об общем благе всех.

Локк отлично понимал, что нет таких идеальных государственных форм,

которые были бы раз и навсегда застрахованы от опасности вырождения в

тиранию - политический строй, где имеет место “осуществление власти помимо

права”. Когда органы власти начинают действовать, игнорируя право и общее

согласие, обходя надлежащим образом принятые в государстве законы, тогда не

только дезорганизуется нормальное управление страной и становится

беззащитной собственность, но порабощается и уничтожается сам народ. Ссылки

узурпаторов таким способом обеспечить порядок, спокойствие и мир в

государстве Локк парировал указанием на то, что желаемое тиранами

спокойствие есть вовсе не мир, а ужаснейшее состояние насилия и грабежа,

выгодное единственно разбойникам и угнетателям.

В отношении правителей, которые осуществляют над своим народом

деспотическую власть, у людей остается лишь одна возможность - “воззвать к

небесам”, применить силу против “ несправедливой и незаконной силы”. По

закону, “изначальному и превосходящему все людские законы” , народ

“обладает правом судить о том, судить о том, имеется ли у него достаточный

повод обратиться к небесам”. Суверенитет народа , по Локку, в конечном

счете (и это явно обнаруживается в кризисных ситуациях) выше, значительнее

суверенитета созданного им государства. Если большинство народа решает

положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то

вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы,

закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным.

Учение Локка о государстве и праве явилось классическим выражением

идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми

сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического

знания и передовой научной мысли 17 в. В нем эти достижения были не просто

собраны, но углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который

дала революция в Англии. Таким образом, они стали пригодными для того,

чтобы ответить на высокие практические и теоретические запросы политико-

правовой жизни следующего, 18 столетия - столетия Просвещения и двух

крупнейших буржуазных революций нового времени на Западе: французской и

американской.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека