Формы государства
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
Национальная Юридическая Академия Украины
им. Ярослава Мудрого
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теории государства и права
тема: Формы государства
ВЫПОЛНИЛ:
студент Харьковского
отделения заочного факультета
I курс 8 группа
Серый Максим Фёдорович
ПРОВЕРИЛ:
____________________________________________________________________________
_______________________________________
Харьков 1997
План :
1. Введение
2. Предпосылки возникновения государства
3. Сущность и функции государства
4. Исторические типы государства
5. Формы государства
Введение.
Темой данной работы является такое понятие, как формы государства.
Однако в данной работе наряду с понятиями формы государства освещаются
вопросы происхождения государства; его сущности и функциях исторического
типа государства. Все вышеперечисленные вопросы помогают понять, почему в
данном государстве наблюдаются те или иные формы. Потому что конкретно
форма государства зависит от того, в какой классовой форме оно существует,
то есть предопределяется историческим типом государства, который в свою
очередь определяется совокупностью наиболее существенных признаков,
свойственных государствам (или правовым системам ) единой общественно-
экономической формации.
Цель данной работы — показать, как связаны формы государства с его
историческим типом, раскрыть само понятие “ формы государства”, а также
понятие государство.
Глава 1.
Предпосылки возникновения государства.
Возникновение первых в истории человечества государств было
обусловлено разделением социально-однородного общества на классы и
социальные группы с разнообразными, нередко противоположными интересами.
Это был неизбежный, закономерный результат развития экономики. Экономика
первобытно-общинного строя прогрессировала по мере совершенствования орудий
труда. Первостепенное значение имеет крупное разделение труда. Первым от
земледелия отделилось скотоводство, вторым — ремесло, позже обособился
класс людей, занятых только товарным обменом — купцы. Это третье крупное
разделение труда. Разделения труда и связанное с ними совершенствование
орудий труда дали толчок росту производительности труда. Возник избыточный
продукт. Его наличие позволило некоторым семьям, а точнее сказать их
главам, а также старейшинам и военноначальникам сосредотачивать
(накапливать) в своих руках орудия труда, запасы произведённых товаров, а
позже и владеть обособленными участками земли. Эта возможность
реализовывалась в процессе обмена избыточного продукта (поначалу случайного
и неравноценного ), что повлекло за собой имущественное неравенство —
межродовое и внутриродовое, появилась частная собственность. Общество
раскололось на имущих и неимущих. Появилась возможность использовать чужой
труд, получать прибавочный продукт. На смену родовой общине пришла
территориальная, состав которой определялся расселением в одной местности.
В таких условиях усложнилась задача обеспечения целостной организации
общества, его надлежащего развития и функционирования. Возникла
необходимость во внешней власти, а следовательно в формировании
государства, как особой организации политической власти с обособленными
учреждениями и группами людей, занимающихся только управлением. Ниже
приведено определение государства :
ГОСУДАРСТВО — политическая организация гражданского общества, объединяющая
всё население на основе такого членства, как гражданство, характеризующаяся
наличием специального разряда должностных лиц и органов государства,
занимающихся управлением и непосредственно держащих в своих руках аппарат
принуждения. Государство всегда является классовым и выражает волю и
интересы экономически господствующих слоев общества.
Государство имеет ряд отличительных признаков :
1. Государство предстает как всеобъемлющее социальное образование,
охватывающее всё население страны на основе общего характера
принадлежности (членства), связанного фактом рождения или постоянного
проживания на её территории, то есть гражданства, это позволяет
государству быть эффективным средством для мобилизации усилий всех членов
общества для разрешения тех или иных проблем.
2. Государство является аппаратом управления и социальными учреждениями
принудительного характера.
3. Государство издаёт обще-обязательные для населения правила поведения —
юридические нормы и обеспечивает их реализацию (соблюдение).
4. Государство обладает суверенитетом, то есть политико-юридическим
свойством государственной власти, определяющим её независимость и
неделимость как внутри страны, так и за её пределами. Различают две
стороны :
— внутреннюю, которая проявляется в распространении государственной
власти на всё население и все общественные организации страны;
— внешнюю, которая проявляется в том, что государство является
равноценным участником международного общения, непосредственно
заключает договоры, обменивается дипломатическими, консульскими,
торговыми представительствами, способствует укреплению общего мира и
международной безопасности.
Глава 2.
Сущность и функции государства
В первой главе были изложены предпосылки возникновения государства и
было сформулированно понятие государства. А каковы же сущность и каковы же
функции государства? Ответ на этот вопрос даёт данная глава.
Сущность — главное в государстве, решающее в его содержании,
деятельности и назначении. Сущность и назначение государства выражается в
его функциях.
Функции государства — основные направления деятельности государства,
непосредственно выражающие его сущность и назначение. Они объективно
обусловлены системой социально-экономических, социально-политических и
других факторов, а также природой данного государства.
Функции государства подразделяются на две группы :
— внутренние функции
направления государственной деятельности, выраженные главным образом в
осуществлении политической власти внутри страны. К ним в частности
относятся: создание демократических условий, институтов для выявления,
учета и координации интересов различных социальных групп общества;
содействие развитию образования, науки, культуры; обеспечение законности,
правопорядка и т.п.;
— внешние функции
направления государственной деятельности, затрагивающие внешнюю
политику государства. К ним относятся: оборона страны от нападения извне,
международное сотрудничество и т.д.
Функции государства осуществляются в определённых формах и
определёнными методами. Формы осуществления функций характеризует связь
государства с правом, как одним из основных средств — властвование.
Различают три формы осуществления функций :
— правотворческая
государственная деятельность, заключающаяся в разработке и принятии
юридических норм путём издания нормативных актов;
— правоисполнительная
государственная деятельность, выражающаяся в принятии по исполнению
норм права путём издания властных правовых актов.
— правообеспечительная
государственная деятельность, которая заключается в контроле и надзоре
за соблюдением и исполнением норм, а также в применении принудительных
мер к их нарушителям.
Методы осуществления функций государства — те средства, с помощью которых
решаются задачи государства. Государственные функции реализуются с помощью
государственного аппарата.
Глава 3.
Исторический тип государства.
Это очень важное понятие, так как конкретная форма государства
предопределяется историческим типом государства. Что же такое исторический
тип государства.
Исторический тип государства — совокупность наиболее существенных
признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической
формации. С помощью этого понятия воспроизводится целый класс государств,
обладающих однородной классовой сущностью с социальным назначением. В
основе типологии госу- дарств лежат наиболее существенные признаки
государства (см. Гл. 1).
Общественно-историческая формация — это исторический тип общества,
основанный на том или ином способе производства.
Истории известны четыре типа классовой общественно-исторической
формации :
1. Рабовладельческая
2. Феодальная
3. Буржуазная
4. Социалистическая
Каждый последующий тип государства является исторически более
прогрессивным, чем предыдущие. Необходимо заметить следующее :
1) в определенный исторический отрезок времени существуют государства
различных типов;
2) отдельные страны могут миновать тот или иной тип государства и перейти
сразу к более высокому типу;
3) существуют переходные от одного типа к другому государства;
Вывод : тип государства определяется той или иной формой государства.
Глава 4.
Формы государства
Теперь непосредственно перейдем к понятию формы государства.
Формы государства — это способ организации и осуществления
государственной власти на территоии данной страны. Она включает три
взаимосвязанных элемента :
1. Форма государственного правления. Это организация верховной суверенной
власти в государстве . Существует две основные формы государственного
правления :
— МОНАРХИЯ.
Такая форма правления, при которой верховная власть в государстве
осуществляется одним лицом и передаётся по наследству. Различают
монархии абсолютного типа, при которой монарх не ограничен
конституцией, и конституционные монархии, когда власть и полномочия
монарха ограничиваются конституцией.
— РЕСПУБЛИКА
Форма государственного правления, при которой верховная государственная
власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на
определенный срок. Республики могут быть :
— парламентские.
Парламент формирует правительство, которое несет перед ним
ответственность за свою деятельность;
— президентские.
Глава государства (президент) непосредственно или с последующим
утверждением в верхней палате парламента формирует правительство,
которым руководит сам;
— парламентско-президентские.
Парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и
свою ответственность по отношению к правительству.
2. Форма государственного устройства. Это территориально-организационная
структура государства. Формы государственного устройства могут быть
разделены на три группы :
— унитарные — цельные, единые государства, части которых не обладают
признаками государственного суверенитета;
— федерации — союзные государства, части которых в той или иной мере
обладают признаками государственности и обладают суверенитетом;
— конфедерации — союзы государств, образуемые для определенных
государственных целей. Конфедерация — непрочное государственное
образование. Как показывает история, они существуют недолго, они либо
распадаются, либо превращаются в федеративные государства.
3. Политический режим. Это совокупность средств и способов осуществления
политической власти. Различают два вида политического режима :
— демократический.
Он характеризуется тем, что государственная власть осуществляется с
соблюдением основных прав и свобод человека; пределы и объёмы власти
каждого из органов определены законом, властные органы, имеют мандат,
которым обеспечиваются легальные возможности для свободного выявления и
учета интересов различных социальных групп, утверждают верховенство
права в обществе, независимое правосудие.
— авторитарный.
Государственная власть осуществляется ограниченным кругом властвующих
органов и лиц путём использования управленческого административного
аппарата, вооруженных сил и всевозможных принудительных учреждений.
Для формы государства определяющим фактором является его исторический тип.
Существенное значение для формирования формы государства имеют также :
а) уровень экономического развития общества;
б) соотношение классовых сил;
в) национальные и исторические традиции, международная обстановка.
97 г.
Список использованной литературы :
1. Основы государства и права. Под редакцией проф. Кошарова В.В. Харьков
1994 г.
2. Теория государства и права. Под редакцией Алексеева С.С. Москва 1985 г.
3. Словарь терминов по теории государства и права. Харьков 1997 г.