Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Формы государства

Формы государства

ОГЛАВЛЕНИЕ.

I. Введение.

1. Форма государства( форма правления , форма государственного

устройства , политический режим ).

II. Форма правления.

2.1. Монархия

2.2. Республика

III. Форма государственного устройства.

3.1. Унитарное

3.2. Федеративное

3.3. Конфедеративное

IV. Форма политического режима.

4.1. Антидемократический

4.2. Демократический

V. Причины и особенности изменения форм государственного и

политического режима.

VI. Заключение.

VII. Библиография.

Введение

Для постижения такого сложного социального института , как государство

в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению

формы государства .

Для изучения формы государства , раскрытие ее роли в политических

процессах чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к

организации содержания .Понятие “организация” предполагает выяснение

своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения

взаимодействующих элементов целого в системе , а также внешнего выражения

этих принципов в деятельности как элементов системы , так и всей системы в

целом ( по отношению к другим системам).Посредством такого подхода в общей

теории государства и права открывается возможность не только решения новых

проблем , но что не менее важно , также и возможность нового подхода к

традиционным , “старым “ вопросам науки. Для рассмотрения формы государства

следует обратить внимание на следующие аспекты.

Во - первых , форма в связи с сущностью государства как

общественного явления .В данном аспекте под формой государства понимается

специфический способ выражения сущности, система органов , “машина” ,

посредством которой осуществляется классовое господство в противоположность

неклассовым , неполитическим ,негосударственным способам .Существование

государственной власти находит свое отражение в ее органах , армии ,

администрации , судьях и других учреждениях , которые составляют

специфическую и постоянную форму бытия государства .

Во-вторых , форма в ее непосредственной связи явлением ( как

обнаружение сущности проявление ее вовне ).В соотношении “форма--явление”

выступает внешняя форма государства , т.е. проявление вовне определенной

его организации (устройства) . Различают организацию верховных органов

власти ( монархию , республику ) , взаимоотношение органов классовой власти

с населением , территориальную структуру государственной власти .

В третьих , форма в соотношении форма - содержание выступает внутренняя

форма государства как форма вполне определенного , данного классового

содержания. “Форма-содержание” государства зиждется на соответствующих

принципах организации властвования , в которых выражается специфика

классового господства определенного типа на определенных этапах его

развития . Эти принципы неповторимы , они коренятся в социально-

экономической системе . Вместе с ликвидацией экономического и политического

господства исторически определенных классов ликвидируются и соответствующие

принципы организации государственной власти. В аспекте “форма-содержание”

выражается также и политический режим как внутренняя форма государства ,

охватывающая главным образом две стороны : механизм государства (

внутренняя структура власти , связь элементов власти в данной

государственной системе) и функции государства ( методы и формы

осуществления функций данной государственной власти).

“Форма - содержание” индивидуализирует каждое конкретное государство

, которое существует в пространстве и времени в единстве содержания и

формы . Внутренняя форма всегда содержательна , она сама есть момент

содержания государства и как таковая непосредственно и органически связана

с сущностью государства в данном историческом этапе его развития .

Внутренняя форма по отношению к внешней форме государства выступает как

определяющая специфику ее содержания , т.е. играет роль взаимосвязи

сущности , содержания и формы государства.

“Форма-содержание” имеет общее с чисто внешней формой-явлением”:

она изменчива , текуча , соответствует изменяющемуся непрерывно содержанию

государства. Поэтому в рамках исторических типов государства возможны

вариации внутренней формы сообразно объективным условиям господства

исторически определенных классов. кроме того , политический режим , как

внутренняя форма государства, имеет внешнюю оболочку , которая может

рассматриваться в качестве внешней формы .

Четкого соотношения между типом и формой государства нет . С

одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут

встречаться различные формы организации и деятельности государственной

власти, а с другой стороны государства различного типа могут обличаться в

одинаковую форму . Своеобразие конкретной формы государства любого

исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества

и государственной жизни , задачами и целями , которые ставит перед собой

государство. Другими словами , категория формы государства непосредственно

зависит от его содержания и определяется им.

Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень

народа , его исторические традиции , характер религиозных мировоззрений ,

национальные особенности , природные условия проживания и другие факторы .

Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений

государства и его органов с негосударственными организациями партиями ,

профсоюзами , общественными движениями , церковью и другими организациями

).

В юридической науке форма государства анализируется по преимуществу

как внешняя форма сущности , содержания и явления государства . Под формой

государства понимается обычно его организация, выступающая в единстве формы

правления , формы государственного устройства и политического режима, т.е.

соответственно основным , узловым моментам этой организации. Таким образом

можно дать следующее краткое определение формы государства :

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя

три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму

государственного устройства и форму государственного режима.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности ,

характерные признаки , которые по мере общественного развития наполняются

новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с

тем форма существующих государств , особенно современных , имеет общие

признаки , что позволяет дать определение каждому элементу формы

государства.

II. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.

Форма правления представляет собой структуру высших органов

государственной власти , порядок их образования и распределение компетенции

между ними .

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

как создаются высшие органы государства и каково их строение;

как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными

органами

как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и

населением страны ;

в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать

права и свободы гражданина .

По указанным признакам формы государственного правления

подразделяются на :

монархические ( единоличные , наследственные )

республиканские ( коллегиальные , выборные )

2.1. Монархия

Монархия - это такая форма правления , при которой верховная власть

единолична и переходит , как правило , по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления

являются :

существование единоличного главы государства , пользующегося своей властью

пожизненно ( царь , король , император , шах ) ;

наследственный порядок преемственности верховной власти ;

представительство государства монарха по своему усмотрению ;

юридическая безответственность монарха .

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При

феодализме она стала основной формой государственного правления . В

буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные

черты монархического управления .

В свою очередь монархия делится на :

абсолютную

ограниченную ( парламентскую )

дуалистическую

теократическую

парламентскую

Абсолютная монархия - такая форма правления , при которой верховная

государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу .

По формуле Петровского воинского устава - “ самовластный монарх ,

который никому на свете о своих делах ответу дать не должен“. Основным

признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо

государственных органов , ограничивающих компетенцию монарха .

Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных

отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых

феодальных сословий . К наиболее существенным чертам абсолютной монархии

относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных

учреждений , юридически неограниченная власть монарха , наличие в его

непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии , полиции и

развитого бюрократического аппарата .

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а

чиновникам , которые могут назначаться и увольняться монархом.

Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма

приобретает более цивилизованные формы , получает юридическое закрепление

, хотя по - прежнему имеет принудительную направленность . В истории

такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789

года.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления ,

при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом

. Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой

парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию .

Как форма правления , конституционная монархия возникает в период

становления буржуазного общества . Формально она не утратила своего

значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени ( Англия ,

Дания , Испания , Норвегия , Швеция и др.).

Конституционная монархия характеризуется следующими основными

признаками :

6. правительство формируется из представителей определенной партии (

или партий ), получивших большинство голосов на выборах в парламент

;

7. лидер партии , обладающий наибольшим числом депутатских мест ,

становится главой государства ;

8. в законодательной , исполнительной и судебной сферах власть монарха

фактически отсутствует , она является символической;

9. законодательные акты принимаются парламентом и формально

подписываются монархом ;

10. правительство согласно конституции несет ответственность не перед

монархом , а перед парламентом .

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию ,

Данию и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит

двойственный характер . Юридически и фактически власть разделена между

правительством , формируемым монархом , и парламентом. Правительство в

дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в

парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает

преимущественно интересы феодалов , а парламент представляет буржуазию и

другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской

Германии (1871 - 1918 гг. ) , сейчас в Марокко .

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и

религиозное управление страной . Такие монархи носят название

теократические ( Саудовская Аравия ).

Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической

формы государственного правления .

2. Республика

Республика - это такая форма правления , при которой верховная

власть осуществляется выборными органами , избираемыми населением на

определенный срок .

Общими признаками республиканской формы правления являются :

11. существование единоличного и коллегиального главы государства ;

12. выборность на определенный срок главы государства и других

верховных органов государственной власти ;

13. осуществление государственной власти не по своему велению , а по

поручению народа

14. юридическая ответственность главы государства в случаях ,

предусмотренных законом ;

обязательность решений верховной государственной влас-

ти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась

в Афинском государстве . По мере развития общественной жизни она

видоизменялась , приобретала новые черты, все больше наполнялась

демократическим содержанием .

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского

правления . В свою очередь они делятся по форме государственного устройства

на :

парламентарные

президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы

государственного правления , при которой верховная власть в организации

государственной жизни принадлежит парламенту .

В такой республике правительство формируется парламентским путем из

числа депутатов , принадлежащих к тем партиям , которые располагают

большинством голосов в парламенте . Правительство несет коллективу

ответственность перед парламентом в своей деятельности . Оно остается до

тех пор у власти , пока в парламенте они обладают большинством . В случае

утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в

отставку , либо через главу государства добивается роспуска парламента и

назначения досрочных парламентских выборов .

Как правило , глава государства в подобных республиках избирается

парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией . Назначение

парламентом главы государства является главным видом парламентского

контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в

современных парламентарных республиках неодинакова . В Италии , например ,

президент республики избирается членами обеих палат на их совместном

заседании , но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой

области , избранных областным советом . В федеративных государствах участие

парламента в избрании главы государства , также разделяется с

представителями членов федерации . Так в Германии президент избирается

федеральным собранием , состоящим из членов бундестага , и такого же числа

лиц , выбираемых ландагами земель на началах пропорционального

представительства . Выборы главы государства в парламентарной республике

могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права , что

характерно для Австрии , где президент избирается сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями

: обнародует законы , издает декреты , назначает главу правительства ,

является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства ( премьер - министр , председатель совета

министра , канцлер ) назначается , как правило , президентом. Он формирует

возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную

исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом .

Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то , что

любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление

государством , когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и

контроль за исполнительной властью . Парламент обладает важными финансовыми

полномочиями , поскольку он разрабатывает и принимает государственный

бюджет , определяет перспективы развития социально-экономического развития

страны , решает основные вопросы внешней , в том числе оборонной политики.

Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую

структуру высших органов государственной власти, которая реально

обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности , создает

справедливые условия человеческого общежития , основанные на началах

правовой законности . К парламентарным республикам можно отнести ФРГ,

Италию ( по конституции 1947 г. ), Австрию , Швейцарию , Исландию , Индию и

др.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы

государственного правления , которая наряду с парламентаризмом соединяет в

руках президента полномочия главы государства и главы правительства .

Наиболее характерные черты президентской республики :

17. внепарламентский метод избрания президента и формирования

правительства ;

18. ответственность правительства перед президентом , а не перед

парламентом ;

19. более широкие , чем в парламентарной республике , полномочия главы

государства .

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты

Америки . В соответствии с конституцией США , в основе которой лежит

принцип разделения властей , четко определено, что законодательная власть

принадлежит парламенту , исполнительная -президенту , судебная - Верховному

суду . Президент США избирается населением страны путем косвенного

голосования ( выборов ) - через коллегию выборщиков . Количество выборщиков

должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (

конгрессе ) . Правительство формируется победившим на выборах президентом ,

из лиц принадлежащих к его партии .

Президентская форма правления в различных странах имеет свои

особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием .

Избранным считается кандидат , получивший абсолютное количество голосов .

Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.

Характерным для всех президентских республик , несмотря на их

разнообразие , является то , что президент либо совмещает полномочия главы

государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или

совета министров ( Франция , Индия ) . Президент наделяется и другими

важными полномочиями : как , правило , он имеет право роспуска парламента ,

является верховным главнокомандующим , объявляет чрезвычайное положение ,

утверждает законы путем их подписания , нередко представительствует в

правительстве , назначает членов Верховного суда .

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная

исполнительная власть , наравне с которой по принципу разделения властей

нормально функционирует законодательная и судебная власти . Эффективно

действующий механизм издержек и противовесов , существующих в современных

президентских республиках , способствует возможности гармоничного

функционирования властей , позволяет избежать произвола со стороны

исполнительной власти.

В странах Латинской Америки часто встречаются “ суперпрезидентские

республики “ . Эта форма правления - практически независимая , слабо

контролируемая законодательной и судебной властью . Это особый конгломерат

традиционной формы с полудиктаторским управлением.

В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между

формами не существует . Их сближают общие задачи и цели .

III. Форма государственного устройства .

Форма государственного устройства - это национальное и

административно-территориальное строение государства, которое раскрывает

характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными

местными органами государственного управления , власти .В отличии от форм

правления организация государства рассматривается с точки зрения

распределения государственной власти и государственного суверенитета в

центре и на местах , их разделение между составными частями государства .

Форма государственного устройства показывает:

из каких частей состоит внутренняя структура государства ;

каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих

органов ;

как строятся отношения между центральными и местными государственными

органами ;

в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации ,

проживающей на этой территории .

По форме государственного устройства все государства можно

подразделить на три основных группы :

- унитарное ;

- федеративное ;

- конфедеративное .

3.1.Унитарное государство

Унитарное государство - это единое цельное государственное

образование , состоящее из административно-территориальных единиц , которые

подчиняются центральным органам власти и признаками государственной

независимости не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

9. унитарное устройство предполагает единые , общие для всей страны высшие

исполнительные , представительные и судебные органы , которые

осуществляют верховное руководство соответствующими органами ;

10. на территории унитарного государства действует одна конституция, единая

система законодательства , одно гражданство ;

11. составные части унитарного государства ( области , департаменты ,

округа , провинции , графства ) государственным суверенитетом не

обладают ;

12. унитарное государство , на территории которого проживают небольшие по

численности национальности , широко допускает национальную и

законодательную автономию ;

13. все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные

органы , которые официально представляют страну на международной арене

;

14. имеет единые вооруженные силы , руководство которыми осуществляются

центральными органами государственной власти .

Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными

органами управления позволяют говорить о централизованных и

децентрализованных унитарных государствах , но эти различия касаются узкой

сферы управления .

К унитарным государствам относятся такие государства , как Франция ,

Турция , Япония , Финляндия .

3.2. Федерация

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее

самостоятельных государственных образований в одно союзное государство .

Федеративное государственное устройство неоднородно . В различных

странах оно имеет свои уникальные особенности , которые определяются

историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего

национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры

народов , входящих в союзное государство.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты , которые

характерны для большинства федеративных государств:

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов

: штатов , кантов , земель , республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная , законодательная и

судебная власть принадлежит федеральным государственным органам .

2. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции ,

имеют свои высшие исполнительные , законодательные и судебные органы

.

3. В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство

федеральных единиц .

4. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется

палата , представляющая интересы членов федерации.

5. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в

федерациях осуществляют союзные федеральные органы . Они официально

представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США ,

Бразилия , Индия , ФРГ и др. ).

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку ,

который в значительной мере определяет характер , содержание , структуру

государственного устройства .

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением

государственного суверенитета субъектов федерации . Национальные федерации

характеризуются более сложным государственным устройством . Основное

различие между территориальной и национальной федерацией состоит в

различной степени суверенности их субъектов . Центральная власть в

территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим

государственным органам членов федерации . Национальное государство

ограничивается суверенитетом национальных государственных образований .

3.3. Конфедерация

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств

, созданный для обеспечения общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации

сохраняют свои суверенные права , как во внутренних , так и во внешних

делах .

В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется

следующими чертами :

конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и

судебных органов , в отличии от федерации ;

конфедеративное устройство не имеет единой армии , единой системы налогов ,

единого государственного бюджета ;

сохраняет гражданство тех государств , которые находятся во временном

союзе ;

государства могут договориться о единой денежной системе , о единых

таможенных правилах , о межгосударственной кредитной политике на время

существования союза.

Как правило конфедеративные государства не долговечны , либо они

распадаются , либо превращаются в федерацию : Германский союз ( 1815 - 1867

) , Швейцарский союз ( 1815 - 1848 ) и США , когда в 1781 году была

законодательно утверждена конфедерация .

1.Формы государственного режима

Формы государственного режима - представляют собой совокупность

способов и методов осуществления власти государством .

Государственный режим - важнейшая составная часть политического

режима , существующего в обществе . Политический режим -понятие более

широкое , поскольку оно включает в себя не только методы государственного

властвования , но и характерные способы деятельности негосударственных

политических организаций ( партии , движения , клубы , союзы ).

Государственные режимы могут быть демократическими и

антидемократическими ( тоталитарные , авторитарные , расистские). Поэтому

основным критерием классификации государств по данному признаку является

демократизм форм и методов осуществления государственной власти . Для

рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия ; для

феодализма - и неограниченная власть феодала , монарха и народное собрание

; для современного государства - и тоталитаризм , и правовая демократия .

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной

действительности не существует . В том или ином конкретном государстве

присутствуют различные по своему содержанию методы официального

властвования . Тем не менее можно выделить наиболее общие черты , присущие

той или другой разновидности государственного режима.

4.1. Антидемократические режимы

Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками :

15. определяет характер государственной власти - это соотношение

государства и личности ;

16. антидемократический режим характеризуется полным( тотальным ) контролем

государства над всеми сферами общественной жизни : экономикой ,

политикой , идеологией , социальным , культурным и национальным

строением ;

17. ему свойственно огосударствление всех общественных организаций (

профсоюзов , молодежных , спортивных и др. );

18. личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-

либо субъективных прав , хотя формально они могут провозглашаться даже в

конституциях ;

19. реально действует примат государства над правом , что является

следствием произвола , нарушением законности , ликвидации правовых начал

в общественной жизни ;

20. всеохватывающая милитаризация общественной жизни ;

21. игнорируют интересы государственных образований , особенно

национальных меньшинств ;

22. не учитывает особенностей религиозных убеждений населения .

Антидемократический режим может устанавливаться как при

монархической , так и при республиканской форме правления ,однако , будучи

отрицанием принципов парламентаризма , он не согласуется с парламентарной

монархией и республикой . Приводя к сильной централизации государственной

власти , авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом.

4.2.Демократический режим

Демократический режим складывается в правовых государствах. Они

характеризуются методами существования власти , которые реально

обеспечивают свободное развитие личности , фактическую защищенность ее прав

, интересов . Конкретно режим демократической власти выражается в

следующем :

режим представляет свободу личности в экономической сфере , которая

составляет основу материального благополучия общества ;

реальная гарантированность прав и свобод граждан , их возможность

выражать собственное мнение о политике государства , активно участвовать в

культурных , научных и других общественных организациях ;

создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на

характер государственной власти ;

в демократическом государстве личность защищена от произвола , беззакония

, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия ;

власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и

меньшинства ;

основным принципом деятельности демократического государства является

плюрализм ;

государственный режим базируется на законах , которые отражают объективные

потребности развития личности и общества .

История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее

распространение в настоящее время получил режим парламентской демократии ,

основанный на передаче власти парламенту . Так же существует либерально-

демократический режим.

V.Причины и особенности изменения форм государственного и

политического режима

Политические формы современных государств складывались в течении

нескольких столетий . Эти формы определялись в конечном счете экономическим

строем общества , его базисом . Большое влияние на форму государства

оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании ,

Швеции , Японии и других странах ), условия образования государства (

федеративная форма государства США , Швейцария ) , равно как и особенности

современного развития данной страны и ее международного положения.

Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате

распада колониальной системы , когда на политической карте мира появился

ряд молодых суверенных государств . Перипетии политической борьбы приводят

во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

Понятие исторического типа связывается с установлением законо -

мерной зависимости классовой сущности государства и права от

экономических отношений , которые господствуют в классовом

обществе на определенном этапе его развития .

Заключение.

Рассмотренные три стороны формы государства ( форма

правления , форма государственного устройства , политический режим )

хоть и различны , но все же относятся к одному явлению ,они обладают

единством , органически связаны между собой , взаимообусловлены в их

признаках . В зависимости от конкретно-исторических условий развития

классовая борьба может развертываться вокруг той или иной стороны

формы организации государственной власти . Так , к примеру , истории

известны случаи напряженной борьбы за республику , против монархии ,

т.е. за изменение формы правления . В послевоенные годы такая борьба

развертывалась в Греции, Бельгии, Испании , в ряде стран Арабского

Востока . В определенных случаях на первый план внутриполитического

развития может выдвигаться форма государственного устройства .

Таким образом , взятые в единстве три организации государственной

власти образуют форму государства . В процессе развития государства имеется

диалектическая взаимозависимость всех сторон проявления его содержания и

всех граней устройства и организации этого содержания . Однако и в

различных конкретных условиях главное значение для характеристики формы

данного государства может переходить от одной стороны его организации к

другой .

В ходе исторического развития государства содержание его меняется

быстрее , чем форма , которая , несмотря на ее активную служебную роль ,

является более консервативной стороной явления. Существует объективное

противоречие между новым содержанием и старой формой государства . Это

противоречие решается в пользу в конечном счете в пользу содержания

государства : форма претерпевает изменения в соответствии с потребностями

нового содержания власти .

С научной точки зрения невозможно такое положение , при котором

форма государства оставалась бы неизменной , несмотря на изменение

содержания этого государства . Форма государства обслуживает вполне

определенное содержание и прекращается с ликвидацией данного содержания . В

процессе исторического развития государственности происходит постоянный

процесс сбрасывания старой формы , процесс ее постоянного обновления ,

диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и

изменения классового содержания государственной власти.

VII. Библиография

1 ) Хропанюк В.Н. - “Теория государства и права “ Москва 1993 г.

2 ) Общая теория права “ Учебник Москва 1993 г.

3 ) “Государственное право буржуазных и освободившихся стран”

Учебник Москва 1988 г.

4 ) “Общая теория права и государства “ Учебник Москва 1994 г.

5 ) Матузов Н.И. , Малько А.В. “Теория государства и права “

1997 г.

6 ) Стрекозов В.Г. , Ю.Д. Казанчеев “Государственное

( конституционное ) право Российской Федерации” 1997 г.

7 )Теория права и государства .// Под редакцией Венгерова А.Б.

1993 г.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека