Функции государства
ПЛАН.
1. Введение.
2. Внутренние функции.
а. хозяйственно-организаторская (экономическая).
б. охранительная.
в. социальная.
г. культурно-воспитательная.
д. природоохранительная.
3. Внешние функции.
а. защита от нападения из вне.
б. сотрудничество с другими странами.
в. борьба с международной преступностью.
г. охрана окружающей Среды.
4. Правовые формы выполнения функций.
5. Заключение.
Для того чтобы рассмотреть функции государства, на мой взгляд, надо
четко уяснить - что такое государство и пути его ( государства )
происхождения.
Государство в классическом понимании этого слова, есть аппарат
подавления одного класса другим. Наиболее ярко эта точка зрения выражается
в марксистской литературе.
На мой взгляд данная точка зрения не является ни главной, ни
абсолютной. Для того чтобы объяснить свое мнение я рассмотрю вопросы
происхождения государства, и далее, более подробно, я рассмотрю функции
государства.
Существует множество теорий происхождения государства: разные
варианты теологической теории выводили государство из божественных начал;
органическая теория по сути отождествляла государство с живым организмом,
частями которого будто бы являются люди и их объединения; теория насилия
объясняла возникновение государства внутренними столкновениями в обществе и
внешним насилием ( войнами ) ; договорная теория исходила из того, что
государство явилось результатом добровольного соглашения между его
подданными для защиты их общих интересов; патриархальная теория
представляла государство как большую разросшуюся семью, во главе с отцом-
монархом.
Однако на мой взгляд ни одна из вышеперечисленных теорий не обладает
достаточными доказательствами, чтобы ее можно было принять за основу.
Проблема происхождения государства и права наиболее обстоятельно
исследованы в известной работе Ф.Энгельса “Происхождение семьи, частной
собственности и государства”. По мнению автора, человечество прошло три
стадии: дикость, варварство и цивилизация, различающиеся главным образом
степенью развития производственных сил. По мнению автора, толчком для
возникновения государства послужило совершенствование орудий труда, что
привело к расслоению общества и появлению угнетателей и угнетенных, а также
аппарата (государства) для охраны сложившегося строя. Таким образом Ф.
Энгельс является сторонником классического определения государства.
Я согласна с его точкой зрения на происхождение государства,
однако, не могу согласится с его определением государства.
Для того чтобы сложилось правильное и полное представление о
государстве, его сущности, функциях, структуре, необходимо
рассматривать их в тесной взаимосвязи на основе структурно-
функционального анализа этих понятий.
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а
структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую
очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно
осуществляет. Предназначение государства, Проявляющееся в его функциях,
есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально
обусловленной деятельности.
Государство есть сложная социальная организация, основным назначением
которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.
Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные
стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства
называются функциями государства. Функции делятся на внутренние внешние.
К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной
жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества,
относятся следующие виды функций:
Охранительная.
Экономическая.
Социальная.
Культурно-воспитательная.
Природоохранительная.
К внешним функциям, направленным на обеспечение существования
государства в мировом обществе, относятся:
1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.
2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая
деятельность), экономических и культурных связей.
3. Борьба с международной преступностью.
4. Участие в международной охране окружающей Среды.
Реализация функций осуществляется различными государственными
организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи
между ними определяются функциями государства. Функция всегда первична по
отношению к выполняющей ее государственной организации. Функция - это идея,
необходимость деятельности, ее направление, а государственная
организация - это та материальная сила, которая воплощает данную идею,
материализует ее. Государственная функция - это очень широкое направление
деятельности и она не может быть реализована какой-то одной государственной
организацией. Каждая из государственных организаций в отдельности имеет
свои особенные функции, отличающиеся по масштабу от государственных
функций. Функции государства выполняются своей совокупностью
государственных организаций.
Существуют два вида государственных организаций. К первому виду
относятся государственные организации, которые осуществляют властную,
организационно-регулятивную деятельность.
Второй вид представляют государственные организации, основным
назначением которых является непосредственная, практическая деятельность по
выполнению функций государства. Они создаются органами государства и
управляются ими. В зависимости от того, в какой сфере государственной
деятельности (охранительной, экологической или культурно-воспитательной)
действуют государственные организации, они подразделяются на три вида.
В охранительной сфере практическое выполнение функций возло-жено на
особые вооруженные государственные организации. Они непосредственно
охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их
число входят части и подразделения вооруженных сил, службы безопасности,
милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные
организации.
В экономической сфере действуют государственные организации -
предприятия и учреждения, основным назначением которых является
производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также
оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним
относятся, например, государственные заводы и фабрики,
сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные
дороги, почта и др. ), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные
учреждения и т.д.
Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью
государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки,
музеи, театры и др.
Следует иметь в виду, что охранительные, экономические и культурно-
воспитательные задачи выполняются не только государственными организациями.
Во всех этих сферах наряду с государственными организациями действуют
частные и общественные
организации и объединения. В различных современных государствах степень
развития частной инициативы и частной предпринимательской деятельности
неодинакова и зависит от общественного строя, политических, экономических
и исторических традиций, определяется национальной психологией и
особенностям быта и многими другими факторами. Частные и общественные
организации и предприятия наиболее представлены в экологической, духовной и
социальной сферах. Однако и в охранительной сфере действуют
негосударственные организации, такие, как, например, частная полиция и
охрана, частные детективные организации, объединения и организации
общественности по охране общественного порядка и самозащите и некоторые
другие.
1. Охранительная функция:
Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении
государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и
интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и
государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и
согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие
социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных
классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин,
которые вызывали возникновение государства.
Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и
достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного
имущества, на охрану частной собственности.
а) Под общественным порядком понимается система общественных
отношений, регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами
морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.)
Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет
собой систему общественных отношений, которые складываются главным образом
в общественных местах и по своему обеспечивают свободу и
неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия
для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов,
предприятий, учреждений, организаций.
Общественный порядок охраняется государственными органами,
общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении
общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.
За все виды правонарушений посягающие на общественный порядок установлены
различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине
нарушителя.
Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской
Федерации и другими нормативно-правовыми актами.
Так, в частности, в статье 17 Конституции Российской Федерации пункт
1 сказано, что “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и
свободы человека и гражданина согласно общеуказаным принципам и нормам
международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.” Основные
принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64
Конституции Российской Федерации
В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь имущество в
собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так
и совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется
законом.
Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан,
их имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой
административные и уголовные наказания.
2. Экологическая функция:
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического
существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция
“государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной
деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни
(тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились
хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем
со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику,
которая строится на принципах свободного рынка и свободного
предпринимательства.
Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-
финансовую и валютно-денежную системы.
3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:
Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что
они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу
каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное
существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия
направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и
нетрудоспособных людях.
Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности
сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в
случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в
иных случаях предусмотренных законом.”
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и
укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию
государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется
деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию
физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-
эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 )
Поощряются добровольное социальное страхование, создание
дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (статья
39 пункт 3).
Таким образом, государство принимает различные меры для повышения
жизненного уровня граждан.
4. Культурно - воспитательная функция:
Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый
гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без
образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в
общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной
деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является
обязательным.
Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан
свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего
государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного
наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому
прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.
Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин
Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго
соблюдать их.
5. Природоохранительная функция:
Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость
современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности
нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем
невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия
обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство,
обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех
организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.
В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования
природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и
политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.
Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются
промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число
наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших
общегосударственных задач.
Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции
осуществляют все звенья механизма государства и его органов.
Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и
другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации
как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей
территории.”
Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность,
содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства
о недрах, а также в земельных и водных кодексах.
В основе осуществления функции лежат следующие принципы:
1. Природные богатства подлежат охране со стороны государства
независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.
2. Использование природных богатств должно быть рациональным,
соответствовать развитию государства.
3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и
строгая ответственность за его нарушение.
Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях
предусмотрены различные меры наказания за правонарушения в области охраны
окружающей среды (статьи 50 - 87).
Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность
природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в
области охраны и рационального использования природных ресурсов.
Внешние функции.
1. Функция защиты из вне:
Данная функция является важнейшим направлением деятельности
государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и
территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют
Вооруженные Силы Российской Федерации.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита Отечества
является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин
Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным
законом.”
Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от
происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,
обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил
Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане
мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.
Согласно статье 59 пункт 3 Конституции Российской Федерации:
“Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или
верованиям противоречит несение военной службы, а также в иных
установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее
альтернативной гражданской службой.” Также граждане достигшие 17-летнего
возраста имеют право учится в военно-учебных заведениях. В этом случае, они
не несут военную повинность в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.
Согласно статье 87 конституции Российской Федерации “Президент Российской
Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами
Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или
непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на
территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное
положение...”
За воинское преступление - преступления против установленного порядка
несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во время
прохождения ими учебных или поверочных сборов, несут ответственность
(уголовную). Санкции за различные виды воинских преступлений предусмотрены
в статьях 238 - 269 Уголовного Кодекса РСФСР.
Практическое исполнение функции защиты из вне так же возможно на
особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для
обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних
посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан.
Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с
конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными
организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности,
управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям
относятся:
1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на
случай ведения военных действий.
2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной
безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.
3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного
порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок,
спокойствие и безопасность граждан.
2. Функция сотрудничества с другими странами.
В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В
Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со
всеми странами.
В современных условиях развитие государств определяется процессом
интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс
углубляется в программе совершенствования сотрудничества.
Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех
государств. На этой основе создаются различные организации деятельность
которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной
жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)
Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими
государствами различными отношениями: политическими, экономическими и
культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и
регулировать.
1.Политическиеотношения: Государство обязано защищать своих граждан
находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство
(статья 61 пункт 2 Конституции РоссийскойФедерации). Для поддержания
международных политических отношений государства обеспечиваются
представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.
2.Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового
сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое
развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке.
Ни одно государство не может существовать без экологических связей с
другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции,
совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие
внешнеэкономической деятельности государства.
3.Культурные отношения:Культура каждого народа, государства является
достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так
как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает
культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению.
Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются:
международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое
другое.
3. Борьба с международной преступностью:
В последнее время все более широкие масштабы приобретает
международная преступность.
Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля
оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных
преступлений.
Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой
проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе
с международной преступностью.
Конкретными действиями государств в этой области является создание
международных организаций по борьбе с преступлениями.
Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует
свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений,
проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет
более эффективно бороться с международной преступностью.
4. Участие в охране окружающей Среды:
В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды.
Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана
окружающей среды становится составной частью программы завершения
строительства материально - технической базы в государстве.
В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными
климатическими условиями.
Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием
природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и
больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также
оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств
правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по
охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы
и уголовные наказания.
4. Правовые формы выполнения функций.
Функции государства осуществляются в определенных формах и
определенными методами.
Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом
как одним из основных средств властвования. Через право государство
проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические,
идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические
нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает,
охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы
осуществления функций:
1. Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в
разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы
деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е.
актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.
2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в
принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в
издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на
данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по
строительству, назначение гражданина на должность.)
3. Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная
деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за
соблюдением и исполнением норм , а также в применение принудительных мер к
их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются
юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами
между отдельными лицами и т.д.
Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы
охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной
абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с
момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не
измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие,
более сложные.
В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и
определенные трудности, которые необходимо будет решать.
Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что
государство является не только аппаратом подавления, представителем
интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы
всего общества.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Кодекс об административных правонарушениях.
3. Уголовный кодекс РСФСР.
4. “Функции и структура государства” 15.07.1992 г.