Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Функции государства

Функции государства

ПЛАН.

1. Введение.

2. Внутренние функции.

а. хозяйственно-организаторская (экономическая).

б. охранительная.

в. социальная.

г. культурно-воспитательная.

д. природоохранительная.

3. Внешние функции.

а. защита от нападения из вне.

б. сотрудничество с другими странами.

в. борьба с международной преступностью.

г. охрана окружающей Среды.

4. Правовые формы выполнения функций.

5. Заключение.

Для того чтобы рассмотреть функции государства, на мой взгляд, надо

четко уяснить - что такое государство и пути его ( государства )

происхождения.

Государство в классическом понимании этого слова, есть аппарат

подавления одного класса другим. Наиболее ярко эта точка зрения выражается

в марксистской литературе.

На мой взгляд данная точка зрения не является ни главной, ни

абсолютной. Для того чтобы объяснить свое мнение я рассмотрю вопросы

происхождения государства, и далее, более подробно, я рассмотрю функции

государства.

Существует множество теорий происхождения государства: разные

варианты теологической теории выводили государство из божественных начал;

органическая теория по сути отождествляла государство с живым организмом,

частями которого будто бы являются люди и их объединения; теория насилия

объясняла возникновение государства внутренними столкновениями в обществе и

внешним насилием ( войнами ) ; договорная теория исходила из того, что

государство явилось результатом добровольного соглашения между его

подданными для защиты их общих интересов; патриархальная теория

представляла государство как большую разросшуюся семью, во главе с отцом-

монархом.

Однако на мой взгляд ни одна из вышеперечисленных теорий не обладает

достаточными доказательствами, чтобы ее можно было принять за основу.

Проблема происхождения государства и права наиболее обстоятельно

исследованы в известной работе Ф.Энгельса “Происхождение семьи, частной

собственности и государства”. По мнению автора, человечество прошло три

стадии: дикость, варварство и цивилизация, различающиеся главным образом

степенью развития производственных сил. По мнению автора, толчком для

возникновения государства послужило совершенствование орудий труда, что

привело к расслоению общества и появлению угнетателей и угнетенных, а также

аппарата (государства) для охраны сложившегося строя. Таким образом Ф.

Энгельс является сторонником классического определения государства.

Я согласна с его точкой зрения на происхождение государства,

однако, не могу согласится с его определением государства.

Для того чтобы сложилось правильное и полное представление о

государстве, его сущности, функциях, структуре, необходимо

рассматривать их в тесной взаимосвязи на основе структурно-

функционального анализа этих понятий.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а

структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую

очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно

осуществляет. Предназначение государства, Проявляющееся в его функциях,

есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально

обусловленной деятельности.

Государство есть сложная социальная организация, основным назначением

которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.

Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные

стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства

называются функциями государства. Функции делятся на внутренние внешние.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной

жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества,

относятся следующие виды функций:

Охранительная.

Экономическая.

Социальная.

Культурно-воспитательная.

Природоохранительная.

К внешним функциям, направленным на обеспечение существования

государства в мировом обществе, относятся:

1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.

2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая

деятельность), экономических и культурных связей.

3. Борьба с международной преступностью.

4. Участие в международной охране окружающей Среды.

Реализация функций осуществляется различными государственными

организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи

между ними определяются функциями государства. Функция всегда первична по

отношению к выполняющей ее государственной организации. Функция - это идея,

необходимость деятельности, ее направление, а государственная

организация - это та материальная сила, которая воплощает данную идею,

материализует ее. Государственная функция - это очень широкое направление

деятельности и она не может быть реализована какой-то одной государственной

организацией. Каждая из государственных организаций в отдельности имеет

свои особенные функции, отличающиеся по масштабу от государственных

функций. Функции государства выполняются своей совокупностью

государственных организаций.

Существуют два вида государственных организаций. К первому виду

относятся государственные организации, которые осуществляют властную,

организационно-регулятивную деятельность.

Второй вид представляют государственные организации, основным

назначением которых является непосредственная, практическая деятельность по

выполнению функций государства. Они создаются органами государства и

управляются ими. В зависимости от того, в какой сфере государственной

деятельности (охранительной, экологической или культурно-воспитательной)

действуют государственные организации, они подразделяются на три вида.

В охранительной сфере практическое выполнение функций возло-жено на

особые вооруженные государственные организации. Они непосредственно

охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их

число входят части и подразделения вооруженных сил, службы безопасности,

милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные

организации.

В экономической сфере действуют государственные организации -

предприятия и учреждения, основным назначением которых является

производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также

оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним

относятся, например, государственные заводы и фабрики,

сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные

дороги, почта и др. ), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные

учреждения и т.д.

Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью

государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки,

музеи, театры и др.

Следует иметь в виду, что охранительные, экономические и культурно-

воспитательные задачи выполняются не только государственными организациями.

Во всех этих сферах наряду с государственными организациями действуют

частные и общественные

организации и объединения. В различных современных государствах степень

развития частной инициативы и частной предпринимательской деятельности

неодинакова и зависит от общественного строя, политических, экономических

и исторических традиций, определяется национальной психологией и

особенностям быта и многими другими факторами. Частные и общественные

организации и предприятия наиболее представлены в экологической, духовной и

социальной сферах. Однако и в охранительной сфере действуют

негосударственные организации, такие, как, например, частная полиция и

охрана, частные детективные организации, объединения и организации

общественности по охране общественного порядка и самозащите и некоторые

другие.

1. Охранительная функция:

Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении

государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и

интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и

государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и

согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие

социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных

классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин,

которые вызывали возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и

достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного

имущества, на охрану частной собственности.

а) Под общественным порядком понимается система общественных

отношений, регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами

морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.)

Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет

собой систему общественных отношений, которые складываются главным образом

в общественных местах и по своему обеспечивают свободу и

неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия

для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов,

предприятий, учреждений, организаций.

Общественный порядок охраняется государственными органами,

общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении

общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.

За все виды правонарушений посягающие на общественный порядок установлены

различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине

нарушителя.

Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской

Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Так, в частности, в статье 17 Конституции Российской Федерации пункт

1 сказано, что “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и

свободы человека и гражданина согласно общеуказаным принципам и нормам

международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.” Основные

принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64

Конституции Российской Федерации

В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь имущество в

собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так

и совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется

законом.

Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан,

их имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой

административные и уголовные наказания.

2. Экологическая функция:

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического

существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция

“государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной

деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни

(тоталитарные государства социалистического типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились

хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем

со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику,

которая строится на принципах свободного рынка и свободного

предпринимательства.

Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-

финансовую и валютно-денежную системы.

3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что

они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу

каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное

существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия

направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и

нетрудоспособных людях.

Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности

сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в

случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в

иных случаях предусмотренных законом.”

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и

укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию

государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется

деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию

физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-

эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 )

Поощряются добровольное социальное страхование, создание

дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (статья

39 пункт 3).

Таким образом, государство принимает различные меры для повышения

жизненного уровня граждан.

4. Культурно - воспитательная функция:

Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый

гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без

образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в

общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной

деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является

обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан

свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего

государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного

наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому

прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин

Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго

соблюдать их.

5. Природоохранительная функция:

Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость

современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности

нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем

невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия

обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство,

обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех

организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования

природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и

политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.

Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются

промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число

наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших

общегосударственных задач.

Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции

осуществляют все звенья механизма государства и его органов.

Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и

другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации

как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей

территории.”

Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность,

содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства

о недрах, а также в земельных и водных кодексах.

В основе осуществления функции лежат следующие принципы:

1. Природные богатства подлежат охране со стороны государства

независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.

2. Использование природных богатств должно быть рациональным,

соответствовать развитию государства.

3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и

строгая ответственность за его нарушение.

Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях

предусмотрены различные меры наказания за правонарушения в области охраны

окружающей среды (статьи 50 - 87).

Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность

природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в

области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Внешние функции.

1. Функция защиты из вне:

Данная функция является важнейшим направлением деятельности

государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и

территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют

Вооруженные Силы Российской Федерации.

Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита Отечества

является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин

Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным

законом.”

Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от

происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,

обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил

Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане

мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

Согласно статье 59 пункт 3 Конституции Российской Федерации:

“Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или

верованиям противоречит несение военной службы, а также в иных

установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее

альтернативной гражданской службой.” Также граждане достигшие 17-летнего

возраста имеют право учится в военно-учебных заведениях. В этом случае, они

не несут военную повинность в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

Согласно статье 87 конституции Российской Федерации “Президент Российской

Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами

Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или

непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на

территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное

положение...”

За воинское преступление - преступления против установленного порядка

несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во время

прохождения ими учебных или поверочных сборов, несут ответственность

(уголовную). Санкции за различные виды воинских преступлений предусмотрены

в статьях 238 - 269 Уголовного Кодекса РСФСР.

Практическое исполнение функции защиты из вне так же возможно на

особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для

обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних

посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан.

Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с

конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными

организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности,

управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям

относятся:

1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на

случай ведения военных действий.

2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной

безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного

порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок,

спокойствие и безопасность граждан.

2. Функция сотрудничества с другими странами.

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В

Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со

всеми странами.

В современных условиях развитие государств определяется процессом

интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс

углубляется в программе совершенствования сотрудничества.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех

государств. На этой основе создаются различные организации деятельность

которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной

жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими

государствами различными отношениями: политическими, экономическими и

культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и

регулировать.

1.Политическиеотношения: Государство обязано защищать своих граждан

находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство

(статья 61 пункт 2 Конституции РоссийскойФедерации). Для поддержания

международных политических отношений государства обеспечиваются

представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

2.Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового

сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое

развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке.

Ни одно государство не может существовать без экологических связей с

другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции,

совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие

внешнеэкономической деятельности государства.

3.Культурные отношения:Культура каждого народа, государства является

достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так

как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает

культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению.

Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются:

международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое

другое.

3. Борьба с международной преступностью:

В последнее время все более широкие масштабы приобретает

международная преступность.

Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля

оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных

преступлений.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой

проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе

с международной преступностью.

Конкретными действиями государств в этой области является создание

международных организаций по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует

свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений,

проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет

более эффективно бороться с международной преступностью.

4. Участие в охране окружающей Среды:

В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды.

Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана

окружающей среды становится составной частью программы завершения

строительства материально - технической базы в государстве.

В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными

климатическими условиями.

Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием

природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и

больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также

оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств

правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по

охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы

и уголовные наказания.

4. Правовые формы выполнения функций.

Функции государства осуществляются в определенных формах и

определенными методами.

Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом

как одним из основных средств властвования. Через право государство

проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические,

идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические

нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает,

охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы

осуществления функций:

1. Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в

разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы

деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е.

актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.

2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в

принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в

издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на

данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по

строительству, назначение гражданина на должность.)

3. Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная

деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за

соблюдением и исполнением норм , а также в применение принудительных мер к

их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются

юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами

между отдельными лицами и т.д.

Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы

охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной

абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с

момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не

измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие,

более сложные.

В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и

определенные трудности, которые необходимо будет решать.

Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что

государство является не только аппаратом подавления, представителем

интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы

всего общества.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Кодекс об административных правонарушениях.

3. Уголовный кодекс РСФСР.

4. “Функции и структура государства” 15.07.1992 г.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека