Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Нормы права

Нормы права

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Курсовая работа

|на тему: |Нормы права в системе социальных норм |

Выполнил

студент I курса 2 группы

дневной формы обучения

Колосов Юрий Станиславович

Рецензент

Курсовая работа защищена “___” __________ 1998 года

с оценкой _________________.

Начальник комиссии _____________________________

Киев - 1998

Содержание

Вступление 3

1. Понятие социальной нормы. Виды социальных норм и их особенности 5

2. Нормы права как один из видов социальных норм 9

2.1. Понятие норм права 9

2.2. Структура норм права 12

2.3. Виды норм права 13

3. Соотношение и взаимодействие правовых и других социальных норм в

регулировании общественных отношений 16

3.1. Соотношение норм права и норм морали 16

3.2. Соотношение норм права и корпоративных норм 21

3.3. Соотношение норм права и обычаев 22

Вывод 25

Список использованной литературы 26

Вступление

В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как

правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах,

дома, в семье, или, иначе говоря, как согласован свои поступки с интересами

общества, государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом,

желательном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы

получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме

аккумулируется опыт многих поколений людей. Среди них моральные, правовые,

политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции,

привычки, нравы, деловые обыкновения, обряды, ритуалы, требования этикета,

корректности, приличия и др. Нормы – это определенные стандарты, образцы,

эталоны, модели поведения участников социального общения. Без них

невозможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких

сложных образований, как государство, общество.

Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного

развития, но сами таковыми не являются. Объективные законы, по которым

развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества

людьми, социальной практикой. Одни из них со временем отпадают, другие –

возникают, видоизменяются, третьи – навязываются определенными классами,

группами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования

социальных норм – фактор субъективный. Вырабатываются они людьми. Другое

дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью.

Право сложилось намного позже других нормативных систем и главным

образом на их основе. Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать

экономические и иные отношения. Равно как и вместо прежней общественной

власти появилась публичная власть, уже не совпадающая с интересами всего

общества и опирающаяся на особый аппарат, готовый за нарушение официально

установленных и строго обязательных норм применить принуждение.

Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования

связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с

процессом социализации отношений, с поведением человека как особого

природно-биологического и общественного существа[1]. Этот переход был

длительным и постепенным, эволюция заняла несколько миллионов лет.

Таков генезис социальных норм, в том числе правовых. «Исторически право

возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая

обнаруживается с возникновением частной собственности и политической

власти»[2]. В последующем нормы права и морали тесно переплелись,

взаимодействуя с другими средствами социальной регуляции.

1. Понятие социальной нормы. Виды социальных норм и их особенности

В юридической науке вся действующие в обществе нормы подразделяются

прежде всего на две большие группы – социальные и технические. Под

техническими нормами в данном случае понимаются все несоциальные нормы,

куда помимо сугубо технических входят, например, такие, как санитарно-

гигиенические, экологические, биологические, физиологические и др. Но для

краткости все их принято именовать техническими в контексте соотношения с

социальными. Это наиболее общее деление, имеющее как бы первичное, исходное

значение. Далее обе группы норм классифицируются по различным основаниям на

многочисленные виды и разновидности. Юристы не занимаются техническими

нормами – это не их задача. Они соприкасаются с ними лишь постольку,

поскольку это необходимо в своей области знаний. Но им важно четко

отграничить технические нормы от социальных, установить здесь объективные

критерии, отличительные черты, особенности.[3]

Граница между ними проходит главным образом по предмету регулирования.

Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями,

иными словами, социальную жизнь, то технические нормы – отношения между

людьми и внешним миром, природой, техникой. Это отношения типа «человек и

машина», «человек и орудие труда», «человек и производство».

Социально-технические нормы указывают, как человек должен обращаться с

орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы.

Следует отметить, что пренебрежение техническими нормами может привести к

тяжелым последствиям и именно с необходимостью их соблюдения в немалой

степени связано повышение ответственности человека перед обществом и

природой о чем нам постоянно напоминает чернобыльская трагедия. Социально-

технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития

производительных сил и регулируют целесообразное поведение человека в таких

несоциальных образованиях, как природа, техника, математика и т. д.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально экономического

строя и регулируют поведение людей в обществе Определяя должное либо

возможное поведение человека они создаются коллективами людей.

Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества

к самоподдержанию общественного порядка в процессе обмена материальными и

духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей,

которые человек стремится получить, освоить, и поэтому обменные отношения

приобретают нормативно-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые

связи возникающие в процессе обмена деятельностью, становятся привычными

эталонами социального поведения.

Объективный характер социальных норм определяется следующими

обстоятельствами:

социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в

саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной

способом производства;

норма неотделима от отношении обмена, характер которых также определяется

способом производства и распределения.

Социальные нормы – это общие правила поведения людей в обществе,

обусловленные его социально-экономическим строем и являющиеся результатом

их сознательно-волевой деятельности[4]. Они «страхуют», предохраняют

общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное

русло. Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их

общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе, нормы носят

общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате

сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и

обусловлены экономическим базисом общества.

В юридической литературе социальные нормы преимущественно

рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем

плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного,

можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм.

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе,

регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они

обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных

процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений.

Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества,

условия его существования как единого организма.

Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями

отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого

поведения конкретных субъектов (моральное – аморальное, правомерное –

неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы

достижения человечества в организации общественной жизни, созданная

поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного

устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только

сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим

поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т. д.).

Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера

отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы

могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы,

будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются

из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике образцы

такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут

трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде

привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в

общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной

организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные

для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи

как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных

норм[5].

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако

наиболее распространенной является их систематизация по основаниям

механизма (регулятивным особенностям) и сферы действия.

По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы

права, нормы морали (нравственности), обычаи, корпоративные нормы (нормы

общественных организаций). Такое деление в юридической литературе считается

общепризнанным. Однако отдельные авторы предлагают в качестве

самостоятельных выделить следующие виды социальных норм:

. эстетические (А. М. Айзенберг, М. Н. Кулажников);

. культуры (С. И. Вильнянский, И. Е. Фарбер);

. политические (А. М. Айзенберг, В. И. Подкучейко);

. организационные (А. М. Айзенберг, П. Е. Недбайло);

. нормы религиозных организаций (М. Н. Кулажников);

. нормы трудовых коллективов (А. М. Айзенберг);

. правила общежития (Ю. С. Ращупкин);

. нормы традиций и ритуалов (В. Н. Хропанюк).

Второе основание деления, которое во многом позволит решить проблемные

вопросы классификации социальных норм, – по содержанию сферы регулируемых

общественных отношений: политические, организационные, этические,

эстетические нормы и т. п.

Есть и иные критерии классификации социальных норм:

по способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно);

по способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).

Таким образом, особое место в формировании общественных отношений

принадлежит всей системе нормативного регулирования. ибо отдельные нормы

выступают важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему

общественных отношений, целенаправленно воздействуют не только на их

развитие, но и преобразование.

Социальная норма – не просто абстрактное правило желаемого поведения.

Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось

в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся

правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но

и «сущее»[6].

2. Нормы права как один из видов социальных норм

2.1. Понятие норм права

Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых

норм.

Юридическая норма – первичная клеточка права, частица содержания,

исходный структурный элемент его системы. Поэтому естественно, что норме

права свойственны все основные черты права как особого социального явления.

Однако из этого положения не следует, что понятия права и нормы права

совпадают. Право и единичная юридическая норма соотносятся между собой как

общее и отдельное, которые наряду с чертами сходства имеют и свои

особенности.

Отдельно взятые правовая норма или группа норм еще не есть право. Право

– это система юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде

выражает в этих нормах государственную волю, ее общечеловеческий и

классовый характер, пронизана едиными закономерностями и принципами,

обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества.

Любая единичная правовая норма приобретает качество, свойственное праву в

целом, лишь будучи включенной в его общую систему.

В то же время норма права – относительно самостоятельное явление,

обладающее собственными специфическими особенностями, углубляющими

конкретизирующими наши представления о праве, его понятие сущности и

содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные

отношения.

Поскольку нормы права – одна из разновидностей социальных норм, на них

распространяются общие черты, присущие этим нормам.

Вместе с тем нормы права отличаются от обычаев, нравственных,

корпоративных и иных социальных норм специфическими признаками,

характерными чертами[7]. К наиболее существенным из них относятся

следующие.

1. Норма права – единственная в ряду социальных норм, которая исходит

от государства и является официальным выражением государственной воли.

Независимо от словесной формулировки, в которой выражена та или иная

правовая норма (правомочие, веление, дозволение, запрет и т. п.), она

всегда представляет собой властное общеобязательное предписание государства

относительно возможного и должного, разрешаемого и запрещаемого поведения

людей.

2. Норма права отличается от других социальных норм свойственной только

ей формальной определенностью, которая проявляется прежде всего в том, что

правовая норма издается или санкционируется государством и выражается в той

или иной установленной или признаваемой им форме. Например, в форме закона

или подзаконного нормативного акта, договора с нормативным содержанием,

правового обычая.

Формальная определенность связана также со структурой нормы права –

специфическим внутренним строением и ее предоставительно-обязывающим

характером, т.е. сочетанием в себе предоставления и одновременно

ограничения внешней свободы лиц в их взаимных отношениях. Предоставительно-

обязывающий характер правовой нормы позволяет удовлетворять законные

интересы управомоченных субъектов через действие обязанных лиц.

3. Норма права – единственная в ряду социальных норм, которая

поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений принудительной

силой государства.

Сказанное нисколько не противоречит тому, что правовые нормы, как и

другие виды социальных норм, в подавляющем большинстве случаев выполняются

гражданами сознательно и добровольно, вследствие чего обеспечиваются, в

первую очередь, мерами убеждения, воспитания, организации. И лишь тогда,

когда воздействие этих средств оказывается недостаточным, возникает

необходимость в применении соответствующих мер принуждения.

Однако в отличие от норм морали, корпоративных и иных социальных норм,

мерами принуждения, к выполнению которых служат различные средства

общественного воздействия, за нормами права, кроме того, всегда стоит

аппарат государства, способный, когда это необходимо, принуждать к их

соблюдению.

Именно возможность государственного принуждения как гарантия

реализации, охраны от нарушений – специфический признак юридической нормы.

4. Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных

правовых предписаний:

а) правил поведения;

б) исходных (отправных, учредительных) норм.

Правила поведения – это непосредственно регулятивные нормы, нормы

прямого регулирования. Они отличаются предоставительно-обязывающим

характером, т.е. устанавливают при наличии соответствующих условий вид и

меру охраняемых и гарантируемых государством возможного и должного

поведения участников общественных отношений, их взаимные субъективные права

и юридические обязанности. Такие правила поведения составляют большую часть

правовых норм.

Исходные (отправные, учредительные) нормы, к которым относятся нормы-

принципы, нормы-дефиниции и т. д., представляют собой нормы опосредованного

регулирования. Эти нормы, хотя и не являются непосредственно регулятивными,

поскольку сами не закрепляют прав и обязанностей субъектов, тем не менее

также носят правовой характер; устанавливают (учреждают) общие начала,

исходные положения и направления правового регулирования, участвуют в нем

опосредованно, действуя в системной связи и единстве с нормами-правилами

поведения, детализируются и реализуются через них.

Как свидетельствует практика, правовое регулирование немыслимо без

органического сочетания и взаимодополнения в системе права, во всех его

отраслях отправных (исходных, учредительных) норм и норм-правил поведения.

5. Будучи, как все социальные нормы, с одной стороны, результатом

отражения объективного мира, обобщения информации о нем, с другой –

средством обратного воздействия, социальным регулятором отношений между

людьми в общечеловеческих и классовых интересах, нормы права и в этом

качестве отличаются существенными особенностями. Суть их в том, что

юридическая норма, как и право в целом, не просто социальный, а

государственный регулятор общественных отношений.

Данное свойство правовой нормы проявляется, с одной стороны, в

рассмотренных выше аспектах ее органической связи с государством, с другой

– она необходимая юридическая предпосылка правоотношения, единственная

среди социальных норм, чье воздействие на общественные отношения влечет для

его участников юридические последствия, гарантом которых выступает

государство. Юридическая норма – предписание общего характера. Она

рассчитана не на отдельное, разовое отношение, не на каких-либо конкретных

лиц, а на множество отношений определенного вида и индивидуально

неперсонифицированных лиц, подпадающих под условия ее действия.

Правовая норма отражает и регулирует наиболее типичные, многократно

повторяемые отношения между людьми, в упорядочении которых непосредственно

заинтересовано и участвует государство. Например, отношения по поводу

собственности, политической власти, управления, правосудия, охраны прав и

свобод граждан, организации труда, борьбы с преступностью.

Устанавливая для участников регулируемых отношений охраняемые и

гарантируемые государством взаимные субъективные права и юридические

обязанности, норма права придает данным отношениям характер правоотношений.

При этом юридическая норма сама выступает как абстрактно-типическая модель

правоотношения, которое при наступлении предусмотренных в данной норме

условий и обстоятельств может возникнуть и действительно возникает в

реальной жизни, в процессе правового регулирования того или иного вида

общественных отношений.

6. Тем самым норма права – и в этом также ее существенная отличительная

особенность – выступает одновременно и как модель, мера, эталон, масштаб

соответствующего выраженной в ней государственной воле должного или

возможного, разрешаемого или запрещаемого поведения людей, и как мерило

оценки, критерий правомерного и неправомерного, законного и

противозаконного поведения.

Обобщая рассмотренные признаки, характеризующие юридическую норму,

можно сформулировать ее определение. Норма права – это исходящее от

государства и им охраняемое общеобязательное. формально-определенное

предписание, выраженное (моделируемое) в виде правила поведения или

отправного установления и являющееся государственным регулятором

общественных отношении.

2.2. Структура норм права

Особенности, содержание и назначение большей части правовых норм –

правил поведения – тесно связаны с их структурой. Любая такая норма

устанавливает для участников регулируемых ею общественных отношений

взаимные права и обязанности; предусматривает фактические обстоятельства,

при наличии которых носителями этих прав и обязанностей становятся

определенные, конкретные лица – субъекты правоотношений; предупреждает о

последствиях нарушения данной нормы. Этому содержанию нормы права – правила

поведения – соответствует свойственная только ей структура – внутреннее

строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее трех

элементов: диспозиции, гипотезы и санкции.

Гипотеза (предположение) – это элемент правовой нормы, в котором

указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом.

В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у

лиц возникают юридические права и обязанности.

Диспозиция (распоряжение) – это элемент правовой нормы, в котором

указывается, каким может или должно быть поведение при наличии условий,

предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило поведения,

содержание юридических прав и обязанностей лиц.

Санкция (взыскание) – это элемент правовой нормы, в котором определяется,

какие меры государственного взыскания могут применяться к нарушителю

правила, предусмотренного диспозицией. Санкция определяет меры юридической

ответственности за нарушение определенной нормы права.

Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы,

диспозиции и санкции в наиболее общем и кратком виде может быть выражена

формулой: «если – то – иначе (в противном случае)».

Норма права может выполнять свои непосредственные регулятивные функции

лишь при наличии всех ее структурных элементов. Представим, что в норме не

указаны обстоятельства, при которых она действует, то есть отсутствует

гипотеза. Такая норма будет безжизненной, ибо неизвестно, при каких

условиях следует руководствоваться изложенным в ней правилом. Если в норме

нет диспозиции, то такая норма превращается в «пустышку», теряет качество

социальной нормы вообще. Отсутствие в структуре нормы санкции,

обеспечиваемой мерами государственного принуждения, лишает ее качества

правовой нормы, поскольку важнейшим признаком нормы права является охрана

ее государством. Таким образом, норма права может активно воздействовать на

общественные отношения, быть их государственным регулятором только при

единстве и логической взаимосвязи всех ее структурных элементов.

2.3. Виды норм права

Нормы права подразделяются на определенные виды по различным

основаниям.

По отраслям права выделяются нормы государственного, административного,

трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

По функциям, которые выполняют нормы права – регулятивные или

охранительные.

По характеру содержащихся в нормах права правил поведения:

обязывающие, которые устанавливают обязанность совершать определенные

положительные действия;

запрещающие, которые запрещают совершать определенные действия;

управомочивающие, которые предоставляют участникам общественных отношений

право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих

интересов.

По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях

нормативно-правовых актов нормы права подразделяются на:

абсолютно определенные – это нормы, которые с абсолютной точностью

определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений

или меры юридической ответственности за их нарушение. При этом

конкретизация предписания, предусмотренного нормой права, не допускается.

относительно определенные – это нормы, которые не содержат достаточно

полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников

общественных отношений или мерах юридической ответственности и

предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом

конкретных обстоятельств. Относительно определенный характер имеет

большинство санкций уголовного права, которые устанавливают низший и высший

пределы наказания (например, лишение свободы от 1 до 5 лет).

альтернативные – это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий

их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение.

Альтернативные санкции содержат несколько вариантов наказаний, одно из

которых может быть применено к правонарушителю.

По кругу лиц нормы права подразделяются на:

общие нормы, которые распространяются на всех лиц, проживающих на данной

территории;

специальные нормы, действующие только в отношении определенной категории

лиц (учителей, врачей, военнослужащих, пенсионеров).

Специализированные нормы нрава, которые классифицируются в зависимости от

того, какую роль выполняют в процессе правового регулирования:

закрепительные – это нормы, которые в обобщенном виде выражают определенные

элементы регулируемых отношения;

дефинитивные – нормы, в которых содержатся научно сформулированные

определения юридических понятий и категорий;

нормы-принципы – это нормы, в которых сформулированы общие или отраслевые

правовые принципы и задачи данной совокупности юридических норм.

Нормы права могут классифицироваться и по другим основаниям (например,

по времени действия, по юридической силе). Однако во всех случаях они

выполняют роль государственного регулятора общественных отношений,

организуют общественную жизнь, охраняют ее от посягательств со стороны

отдельных лиц. Научная классификация правовых норм служит более глубокому

их пониманию и правильному применению на практике.

3. Соотношение и взаимодействие правовых и других социальных норм в

регулировании общественных отношений

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными

нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.

В данном случае система рассматривается как взаимодействие видов

социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Такой

подход предпочтителен для целей юридических исследований и потребностей

юридической практики. Выявление места и роли правовых норм в системе

социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение

правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию.

3.1. Соотношение норм права и норм морали

Каково же соотношение норм права и норм морали? Под нормой права

понимается общеобязательное, формально-определенное правило поведения,

установленное или санкционированное и охраняемое государством.

Мораль – важнейший социальный институт, одна из форм общественного

сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически

складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок,

убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих

отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу,

классу, окружающей действительности.

Еще древние философы (Платон, Демокрит, Цицерон, Аристотель) указывали

на значимость этих двух главных определителей общественного поведения, их

сходство и несовпадение. Отграничив право от морали, мы тем самым покажем

отличие его от других социальных норм, место и роль этого регулятора в

общей системе нормативного регулирования[8].

Взаимодействие права и морали в обществе – сложный, многогранный

процесс. Активно влияя на мораль, право способствует более глубокому ее

укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального

фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа,

повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора

общественных отношений. Таким образом, воздействию права на мораль

сопутствует процесс обратного влияния морали на право.

Право и мораль – дополняющие друг друга средства социального

нормативного регулирования. Их взаимодействие носит преимущественно

созидательный, конструктивный характер. В реальной действительности право и

мораль нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически переплетаясь

между собой, дополняя и обогащая друг друга.

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде

всего правовые нормы – это их специальность. Но они для оценки поведения

субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий

постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит

мораль.

Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их

сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на

общество. В процессе совместного регулирования общественных отношений

возникает качественно новое явление – морально-правовое воздействие. Право

и мораль как составные части этого явления, не растворяясь в нем и не теряя

своих индивидуальных качеств, в совокупности образуют социальную ценность,

реально существующую и активно влияющую на практику.

Характерной чертой права должна быть его моральная обоснованность, ибо

сохранение нравственных отношений есть не только право законодателя, но и

его обязанность.

В чем же конкретно проявляется возрастание морального фактора? Во-

первых, в содержании права, во вновь создаваемых правовых нормах тоньше,

полнее отражены моральные воззрения, в целом моральный элемент становится

составной частью механизма действия правовой нормы, без которой она не

работает. Во-вторых, возрастает значение морали при применении правовых

норм: каналы усиления ее влияния – повышение культурного уровня работников

правоприменительных органов, рост их профессионального мастерства,

накопление опыта реализации моральных требований.

Право и мораль имеют как общие черты, так и особенности. Главные общие

черты права и морали состоят в следующем:

– право и мораль представляют собой разновидности социальных норм,

образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в

силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная

основа;

– право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи –

упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее

организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека,

утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

– у права и морали один и тот же объект регулирования – общественные

отношения (только в разном объеме), они адресуются к одним и тем же людям,

слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;

– право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных

и возможных поступков субъектов. служат средством выражения и гармонизации

личных и общественных интересов;

право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные

категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также

политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает

их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;

право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических

ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его

созидательных и дисциплинирующих начал. Цель права – «установить совместную

жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры

тратилось как можно меньше душевных сил». Таково же в сущности и назначение

морали. Ведь право – возведенная в закон нравственность.

Однако наряду с общими чертами правой мораль имеют существенные

отличительные черты и свойства, обладают своей спецификой:

1. Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается

задолго до появления государственно-организованного общества.

2. Право состоит из норм, установленных и санкционируемых в

определенном порядке компетентными государственными органами и

зафиксированных в юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но

и представления, чувства, т.е. является более сложным по своей структуре

явлением.

3. В нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же

воля выступает в форме общественного мнения. Отдельные принципы и нормы

морали могут быть систематизированы, но в целом нравственные воззрения,

представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им.

4. Содержание норм права характеризуется определенностью,

конкретностью. В них предусмотрены, подчас весьма подробно, права и

обязанности сторон, черты взаимоотношений. Моральные же требования

отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования.

Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи (включая использование

шпаргалок), в праве же осуждение конкретизируется применительно к отдельным

видам неправомерного обмана (например, мошенничество).

5. Отличие норм права и морали проявляется также и в характере гарантий

осуществления этих норм. Требования норм права и норм морали исполняются

большинством наших граждан добровольно в силу понимания долга. Нормы морали

реализуются в силу привычки. внутренних побуждений. Внутренним гарантом

морали выступает совесть человека, а внешним – сила общественного мнения.

Право же опирается на собственный моральный авторитет, но в качестве

специфической гарантии воплощения его норм выступают авторитет и

принудительная власть государства.

6. Право и мораль опираются на меры принуждения, но их характер и

способ осуществления различен. В сфере морали принуждение выступает в форме

общественного мнения, решения коллектива. Общественность в случае

совершения человеком аморального поступка определяет меру осуждения,

соответствующего морального воздействия. Моральные нормы заранее не

регламентируют конкретные формы и меры принуждения. Это могут быть

обсуждение, порицание, предупреждение. В случае же совершения

правонарушения соответствующие государственные органы обязаны принять меры,

предусмотренные законодательством.

7. Различие между нормами права и морали проявляется и в оценке мотивов

поведения человека. Право предписывает необходимость всесторонней оценки

поведения человека, совершившего правонарушение, особенно преступления, но

с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался

человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам

является правомерным, законным. С моральной же точки зрения важно выявить

мотивы, стимулы человека в выборе определенного варианта поведения, которое

внешне является правомерным и нравственным.

8. Различны и исторические судьбы права и морали. Право отомрёт вместе

с государством, а нормы морали получат свое дальнейшее развитие, обогатятся

новым содержанием, останутся одним из основных видов регулирования

поведения людей в обществе.

Право и мораль находятся в тесном единстве и взаимодействии. С помощью

норм права государство добивается утверждения прогрессивных норм морали,

которые в свою очередь способствуют укреплению морального авторитета права,

воспринимаемого как социальная ценность всего общества. Соблюдение норм

права входит в содержание нравственного долга граждан в обществе. С

развитием морального и правового сознания повышается авторитет норм права,

совершенствуются как нормы морали, так и нормы права.

Для морали и права характерно единство, которое выражается в их

взаимодействии и взаимопроникновении. Взаимопроникновение сказывается в

том, что право основывается на морали и является одной из форм ее

существования. Взаимодействие выражается в единстве действия обоих видов

социальных норм. Оно может состоять в таких основных формах, как:

а) влияние морали на формирование права;

б) влияние права на формирование нравственных норм;

в) охрана правом моральных норм;

г) использование нравственных норм при применении права.

Мораль – необходимая принадлежность всякого общества, ее значение

неуклонно возрастает, причем должно постоянно усиливаться взаимодействие

правовых и моральных факторов в жизни общества, их взаимная поддержка, а не

поглощение права моралью; чем лучше будет налажено это взаимодействие, тем

успешнее будет движение общества по пути прогресса.

Возникающие время от времени противоречия между отдельными правовыми и

нравственными нормами объективно отражают диалектику развития правового и

нравственного регулирования. Эти противоречия преодолеваются как путем

выработки новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества, так

и путем внесения корректив в действующее законодательство.

Закономерность развития права и нравственности состоит в том, что

постепенно на базе единства правовых требований и моральных убеждений всего

общества происходит все большее сближение этих важнейших видов социальных

норм.

Однако сближение права и нравственности на современном этапе вовсе не

означает ослабления принудительно-обязательной стороны правовых норм.

Правовые нормы обязательны для всех, независимо от моральных убеждений

каждого отдельного человека.

Каждый класс и даже каждая профессия имеют свою собственную мораль.

Особо следует сказать о моральных нормах профессиональной деятельности

юриста. Социальные нормы, которые регулируют деятельность человека, во

многом зависят от его профессии.

Профессия юриста имеет свои специфические особенности. Его призвание –

осуществлять интересы государства, воспитывать у человека уважение к другим

людям, перевоспитывать граждан, нарушивших закон. Честность, неподкупность,

принципиальность и справедливость – вот его неотъемлемые качества. Он

должен не только хорошо знать право, но, главное, правильно его применять.

Нужно проявлять постоянную заботу об улучшении качественного состава и

воспитании кадров правоохранительных органов, строго следить за тем, чтобы

на работу в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и юстиции отбирались

безупречные в нравственном отношении люди, сочетающие в себе высокую

профессиональную подготовку с гражданским мужеством, обостренным чувством

справедливости.

3.2. Соотношение норм права и корпоративных норм

Неотъемлемой частью системы нормативного регулирования общественных

отношений выступают корпоративные нормы (нормы общественных организаций).

Они вырабатываются на основе взаимодействия индивидуальных воль отдельных

членов различных общественных организаций, их слияния.

Нормы общественных организаций являются одним из видов социальных норм.

Для выявления их соотношения и специфики первостепенное значение имеет

классификация, критерием которой в данном случае служат вид регулируемых

общественных отношений и форма обеспечения их реализации. Общепризнанным

является подразделение норм общественных организаций на правовые и

неправовые.

В целях организации своей деятельности, успешного решения внутренних

задач общественные организации создают корпоративные нормы, являющиеся

нормами общественных организаций в буквальном смысле. Специфическая их

особенность состоит в том, что их действие ограничено пределами той или

иной общественной организации и вследствие этого носит локальный характер.

Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) – это

установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях

общественных организаций для реализации и достижения целей их

функционирования.

Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения: задачи и

цели данной общественной организации, компетенцию органов, их права и

обязанности, порядок вступления и выхода из данной организации, гарантии

соблюдения норм (в частности, мерами общественного воздействия).

Нормы общественных организаций правового характера могут содержаться в

совместных актах государственных органов и общественных организаций, но

приобретают при этом в большей степени значение правового акта, так как

исходят главным образом от государства. Все общественные организации могут

принимать участие в правотворчестве, однако осуществляют эту свою функцию в

различных формах и в разном объеме. Формально-юридически право издавать

нормативно-правовые акты закреплено в основном за профсоюзами и отдельными

видами кооперации.

Механизм действия норм общественных организаций сходен с правовым. Они

имеют политическое содержание, обеспечиваются при помощи организационных

мер и санкций и т. д. Однако следует отметить отсутствие непосредственной

связи корпоративных норм с государственной деятельностью. Эти нормы

уступают правовыми по силе, сфере действия, категоричности, однако имеют и

преимущества: выражают активность и инициативу, являются самодеятельными,

распространяют свое влияние за пределы правового регулирования.

Таким образом, общие черты норм права и норм общественных организаций

следующие: они содержат четкие, ярко выраженные правила поведения;

закреплены в специальных актах; представляют собой системы норм. Различие

между ними – в степени обеспечения: если нормы права принимаются

государством и обеспечиваются его принудительной силой, то нормы

общественных организаций принимаются ими и ими же, то есть силой

общественного мнения данной общественной организации, обеспечиваются. Кроме

того, отметим определенный приоритет норм права, признаваемый в нормах

общественных организаций.

3.3. Соотношение норм права и обычаев

Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи – это такие

правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде,

передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной

потребностью людей, и в результате постоянного воспроизводства конкретных

образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего

существования становятся привычными для них. Они несколько менее связаны с

правом, чем, например, моральные нормы, но тем не менее не являются

нейтральными.

В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической

деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и

деятельности. Отсюда высокая детализированность их предписаний,

представляющих, по сути дела, достаточно подробное описание самого

поведения.

Поведенческий образец как таковой еще не является правилом поведения,

поскольку субъект всегда сохраняет возможность выбора одного из нескольких

подобных образцов в соответствии со своими интересами, целями, задачами.

Собственно, обычай можно считать сформировавшимся в социальную норму тогда,

когда в силу длительности следования конкретному образцу поведения он

становится поведенческим стереотипом (привычкой) людей, поведенческой

традицией сообществ, т. е. нормой поведения.

Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых

механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном

принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее

существования, т. е. естественно.

Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем

социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения

людей, указывая какими должны или могут быть человеческие поступки по

мнению определенных коллективов.

Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по

происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации. Если

обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права

существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не

закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы

права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой

общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом

возможности государственного принуждения.

Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев, которое

рассматривается преимущественно как «отношение» юридических норм к

существующим в обществе обычаям. Такое «отношение» сводится к трем основным

вариантам.

1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения

общества и государства, создают условия для их реализации.

2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения

общества обычаев.

3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев

большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями,

бытовым поведением людей.

В обществе неразрывность с поведенческой и деятельностной практикой

обусловливает наличие исключительного многообразия обычаев. Свои обычаи

имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Разнятся обычаи и в

зависимости от регионов, поскольку отражают все своеобразие

жизнедеятельности людей, определяемое спецификой жизни в различных

условиях.

Одни обычаи носят прогрессивный характер, другие являются вредными, и

право ведет с ними борьбу. С этими пережитками следует бороться как

нормативными средствами, так и общественными.

Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В

период становления первых цивилизаций, образования древних государств

обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в

письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев

возводятся в ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи и т.

п.) и становятся первыми источниками права. Нормативные системы современных

обществ такого перехода обычаев в юридические нормы уже фактически не

знают.

От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как

источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время.

При взаимодействии права и обычая сама обычная норма юридического

значения не имеет, а значимы действия, совершенные при реализации ее

требований. В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной

норме путем ее соответствующего санкционирования. Другими словами, в этом

случае обычай приобретает юридический статус без его текстуальной

формулировки в правовом документе.

Вывод

Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые

отношения. Случайные связи, поступки, действия не могут отразиться в норме.

Норма – это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так

и на внешних детерминантах.

Кризисное состояние нашего общества требует последовательного

соблюдения всех социальных норм, и особенно таких, как правовые,

нравственные, политические. Ибо именно отступление от них, т.е. от веками

выработанных основ бытия, явилось в конечном счете одной из причин

возникших трудностей. Были отброшены те приоритеты и ориентиры, которых

придерживается весь мир. Попытки обойти столбовую дорогу цивилизации, найти

свой собственный путь окончились неудачей и дорого обошлись обществу,

поверившему в ложные цели.

Юристы имеют дело прежде всего с правовыми нормами, которые

представляют для них непосредственный профессиональный интерес. Но они

постоянно соотносят их с другими социальными регуляторами, так как все

нормы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, о специфике

правовых норм нельзя судить без выяснения их места и роли в общей массе

социальных ориентиров.

Итак, действуя в системе социального нормативного регулирования,

юридические нормы являются только одним из элементов этой системы. В

условиях правового общества, демократического государства гармоническое

взаимодействие права с иными социальными нормами – необходимое условие его

эффективности.

Список использованной литературы

1. Загальна теорія держави та права /За ред. В.В. Копейчикова. – Київ,

1997.

2. Котюк В.О. Теорія права. – К., 1996.

3. Рабінович П.М. Основи загальної теорії держави і права. – К., 1994.

4. Теория государства и права /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова.

– М., 1997.

5. Теория права и государства : Учебник /Под ред. проф. В.В.Лазарева. – М.:

Право и Закон, 1996.

6. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В.

Малько. – М.: Юристъ, 1997.

7. Алексеев С.С. Государство и право : Начальный курс. – М., 1996.

8. Коваленко А.И. Теория государства и права : Вопросы и ответы. – М.:

Новый Юрист, 1997.

9. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. – М., 1986. С. 86

10. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юрид. лит.,

1996.

11. Нерсесянц В.С. Право и закон. – М., 1983. С. 5.

12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1997.

-----------------------

[1] Нерсесянц В.С. Право и закон. – М., 1983. С. 5.

[2] Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. – М., 1986. С. 86

[3] Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юрид. лит.,

1996.

[4] Алексеев С.С. Государство и право: начальный курс. - М., 1996.

[5] Теория права и государства : Учебник /Под ред. проф. В.В.Лазарева. –

М.: Право и Закон, 1996.

[6] Теория государства и права /Под ред. В.М. Корельского и В.Д.

Перевалова. – М., 1997.

[7] Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В.

Малько. – М.: Юристъ, 1997.

[8] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1997.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека