Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Определения (Теория государства и право)

Определения (Теория государства и право)

1. Публичная власть – это совокупность аппарата управления и аппарата

подавления (специальные органы которые правомочны, имеют силу и средства

для принудительного исполнения государственной воли, - это армия,

милиция, органы безопасности, прокуратура, суды, система исправительных

учреждений – тюрьмы, колонии).

Аппарат управления – органы законодательной и исправительной власти с

помощью которых осуществляется управление.

Публичная власть, отделена от общества, не имеет общего характера, и

непосредственно народу не подконтрольна,

-осуществляется чиновниками, депутатами, наделёнными государственно-

властными полномочиями;

- Опирается на писанное формализованное право;

- Подкреплена принудительной системой государства.

4. Территория государства – это то пространство, на которое

распространяется его юрисдикция. Оно имеет деление административно-

территориальное (области, провинции, департаменты).

9. Форма государства – это совокупность систем организации

государственной власти, которая включает в себя элементы:

-форму правления

- Форму государственного устройства;

- Политический режим.

8. Принцип распределения властей – это разделение единой государственной

власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную.

- Законодательная – избранная народом и призванная вырабатывать

стратегию развития общества путём принятия законов;

- Исполнительная – это назначаемая представительным органом власти и

занимающаяся реализацией данных законов и оперотивно-хозяйственной

деятельность;

- Судебная – выступает гарантом восстановления нарушенных прав и

справедливого наказания виновных.

4. отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства

(т.е. государств в государстве).

- деление страны осуществляется исключительно по административно

территориальному признаку.

- административные единицы не обладают политической самостоятельностью,

не имеют признаков государства.

- наличие только одной общегосударственной конституции.

- наличие единых для всей страны высших органов государственной власти

- наличие единой системы законодательства

- парламент имеет однопалатную структуру

- органы власти административно территориальных образований подчиняются

центральной власти

- единое гражданство для всей страны

- единая денежная система

- общая для всех административных единиц финансово кредитная и налоговая

политика (Дания, Италия, Франция)

13. Правовое государство – это такая организация политической власти,

создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод,

человека и гражданина, а так же для наиболее последовательного связывания

с помощью права государственной власти в целях недопущения

злоупотреблений.

14. Признаки правового государства:

- признание человека высшей ценностью, целью государства, а не

средством решения тех или иных государственных проблем;

- признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;

- законность во всех сферах жизни;

- верховенство и прямое действие конституции;

- внешний и внутренний суверенитет государства;

- соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам

и нормам международного права (либо прямое действие международных

норм);

- разделение властей;

- высший авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и

свободы граждан;

- контроль общества за властью – способом является регулярные,

свободные демократические выборы народом, органов государственной

власти всех уровней;

- недопущение монополизма в политике и экономике;

- единство прав и обязанностей всех граждан;

- взаимная ответственность, человека и государства.

15. Суверенитет – это независимость власти данного государства, от всякой

иной власти, он может быть внутренним (– полное распространение

юрисдикции государства на всю его территорию, исключает право принимать

законы) и внешним (полная независимость во внешнеполитической

деятельности).

16. Право – это система общеобязательных, формально определённых

юридических норм, вырабатывающих общественную классовую волю (конкретные

интересы общества, классов и другие), устанавливаемых и обеспечиваемых

государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права :

- Волевой характер;

- Общеобязательность;

- Нормативность;

- Связь с государством;

- Формальная определённость;

- Системность.

17 Институт П. П. – это упорядоченная совокупность юридических? Норм,

регулирующих определённый вид, группу общественных отношений. Институты

могут быть. ? :

1. от характера – материальные (институт подряда) и

процессуальные (институт ВУД).

2. от сферы распределения – отраслевые (институт наследования),

и межотраслевые (институты частной собственности).

3. от функциональной роли – регулятивные (институт

международного ?) и охранительные (институт привлечения к

уголовной ответственности)

22. Дееспособность – способность лица своими действиями приобретать

субъективные ПП , реализовывать их, исполнять юридические ОО

- сделкоспособность – способность заключать гражданско-правовые сделки;

- деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за

нарушение требований правовых норм.

Виды дееспособности:

- малолетних детей (6-14 лет);

- несовершеннолетних (14-18);

- полная дееспособность (с 18 лет).

25. Источники правопорядка – сила, которая образует правовые нормы;

условия, которые способствуют возникновению правовых норм; источник знаний

о праве, т.е. где содержатся правовые нормы.

1. правовой обычай – санкционированные государством. Правовыми становятся

наиболее применяемые, общеизвестные, стабильные и одобряемые

государством обычаи. Государство придает таким обычаям обязательную

юридическую силу и превращает их в официальный государственный

документ.

2. юридический прецедент – решение судебного органа, которое стало

образцом для последующих решений по таким же делам. Данное

первоначальное решение выступает не в виде рекомендации, а в качестве

обязательного права, которым должны руководствоваться судьи,

рассматривающие сходные дела в дальнейшем.

3. нормативно-правовой акт – официальный юридический документ, изданный

государством (государственными Органами), содержащий нормы права,

имеющий общеобязательный характер и подкрепляемый принудительной силой

государства (конституция, законы, подзаконные акты).

28. Нормативно-правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то

органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и

постоянного действия, рассчитанный на многократное применение.

30. Закон – нормативно-правовой акт высшей юридической силы (по отношению к

иным нормативно-правовым актам) и является (наряду с конституцией) основным

источником права.

Законы могут принимать:

1. Федеральное собрание РФ (Гос. Дума и Совет федерации) - федеральные и

конституционные законы России;

2. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ – законы

субъектов Федерации

Общеобязательность закона – его нормы должны исполняться всеми гос.

Органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями,

юридическими лицами.

Стабильность закона – обеспечивается особым порядком принятия закона

(изменения, отмены). Закон может быть изменен или отменен минуя сложную

юридическую процедуру органом, принявшим его, в редких случаях в силу

большой общественной необходимости.

31. Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической

силой и верховенством в правовой системе, принимаемый высшими органами

государственной власти либо народом на референдуме.

Предметом регулирования конституции являются общественные отношения,

обладающие повышенной устойчивостью, стабильностью. Главенством на все иные

общественные отношения и представляющие наибольшую значимость для общества,

а это:

- основы экономических отношений;

- отношения собственности;

- статус личности (правопорядок и СС человека).

- устройство гос. механизма (ВОГВ)

- отличия по поводу гражданской власти

- форма правления

- форма государственного устройства

Функции конституции - основные направления реализации конституционных

норм, в которых проявляется назначение конституции чел.

А это:

1. упредительная

2. организаторская

3. идеологическая

4. информативная

5. стабилизирующая

6. программная

Характерные признаки конституции как юридического документа:

- основополагающий характер

- стабильность – народность

- реальность – высшая юридическая система

32. Правонарушение – противоправное, общественно опасное, виновное

деяние, которое причинят вред личности, или обществу и государству.

Состав правонарушений - совокупность элементов, при наличии которых

возможна юридическая ответственность и наказание, к ним относятся:

1. объект – те общественные отношения, материальные и не материальные

блага, на которые полагает правонарушитель.

2. субъект – физическое или юридическое лицо (организация) которая

совершает противоправное деяние. Необходимыми качествами для признания

лица субъектом правонарушения является, правоспособность и

деятельность (правосубъектность).

3. объективная сторона права – внешние признаки права, к которым

относятся: - сомодеянием выражаться, в качестве действия, так и

бездействия;

- противоправность деяния

- вредные последствия

- наличие причинно-следственных связей

4. субъектная сторона права – внутренние признаки права, характерное

личное отношение правонарушителя к своим деяниям (последствиям).

Субъектную сторону права составляют: вина, цель и мотивы.

Вина – отношение лица к совершённому правопроступку.

Она может выражаться в виде:

- прямого умысла (лицо создаёт общественную опасность своих деяний,

предвидит наступление вредных последствий и желает их наступления).

- Косвенного умысла (лицо сознаёт общественную опасность своих деяний,

предвидит наступление вредных последствий, но не желает наступления

вредных последствий, но сознательно их допускает или относится

безразлично к их наступлению).

- Самонадеянности (сознаёт общественную опасность своих деяний,

предвидит наступление вредных последствий и легкомысленно рассчитывает

на их предотвращение).

- Небрежности (не сознаёт либо не достаточно сознаёт общественную

опасность своих деяний и не предвидит вредных последствий, хотя мог

предвидеть.

ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

- преступление – особо общественно опасные деяния, исчерпывающие УК РФ,

влекущие уголовную ответственность и уголовные наказания.

- Проступки – деяния средней и не большой общественной опасности,

которые совершаются в различных сферах общественной жизни и влекут

разные последствия, (административные, гражданско-правовые,

материальные, дисциплинарные).

33. Юридическая ответственность – возможность наступления неблагоприятных

последствий личного, имущественного и специального характера и сами

последствия которые возлагаются государством в установленной процессуальной

форме на нарушителя правопорядка.

Цель юридической ответственности – защитить правопорядок и социальный

статус человека, обеспечить общественный порядок.

Функции юридической ответственности:

1. Кары, возмездие – наказать виновного в совершении п\п, заставить его

претерпеть личные, имущественные, организационные не благоприятные

последствия.

2. Правовостонавительная – восстановить нарушенное право, возместить

причиненный ущерб.

3. Функции специальной профилактики – предупредить правонарушителя о не

допустимости противоправного поведения, неотвратимости не

благоприятных последствий, заставить его не совершать их в дальнейшем

4. Функции общей профилактики – предупредить всё общество о не

выгодности, наказуемости противоправного поведения, побуждение

общества учится на ошибках других правонарушителей и вести себя

правомерно.

5. Воспитательная – воспитание всего общества в духе уважения к

правопорядку и перевоспитание правонарушителя.

Государственная власть- особая разновидность социальной власти. Это

публично-политические отношения государства и подчинения между субъектами,

опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

распределяется на все обязательство;

носит публично-политический характер;

осуществлялся спец-ми лицами (чиновниками, политиками и другими);

система налогов;

деление населения по территориальному признаку;

Государство - организация политической власти, содействующая

преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых,

общечеловеческих, религиозных и других) в пределах определенной территории.

Политический режим - система методов, способов, и средств осуществления

политической власти.

Форма правления - элемент формы государства характеризующий организацию

верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их

взаимоотношения с населением.

Форма правления

Монархии

1. власть передается по наследству

3. Осуществляется бессрочно.

4. Не зависит от населения

Неограниченная монархия - в них отсутствуют представительные учреждения

народа и в котором единственным носителем суверенитета государства

является монарх.

Ограниченные монархии - в них на ряду с монархом носителями суверенитета

выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие

власть главы государства (Англия, Япония, Испания).

Республики

1. Срочность.

2. Зависимость от избирателей.

Президентские республики - именно президент (выполняет) формирует

правительство.

В парламентских республиках парламент. В смешанных республиках президент и

парламент.

Форма территориального устройства - способ территориальной организации

государства, влияющий на распределение полномочий между центральной,

региональной и местными властями.

Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из частей обладающих

признаками

государства.

Признаки федерации:

Территорию федерацию составляют территории ее субъектов.

Субъекты федерации обладают признаками государства - имея свою

конституцию,

Высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, право).

символику.

В стране имеется единая союзная конституция, в которой в частности,

разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным

центром.

Высшая (для всей страны) законодательная, исполнительная и судебная власть

принадлежит общефедеральным органам – федерации, президенту (в

президентской республике), праву, парламенту, судам.

Наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, таможни,

подчиняющихся центральному правительству.

Парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру - нижняя палата

представляет интересы всей страны, верхняя интересы субъектов.

Федерации могут быть:

1. Территориальными - положен принцип разделения стран по территориальному

признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень

больших по территории государствах (США, Мексика).

2. Национальными - здесь субъекты создаются на основе проживающих в них

национальностей.

3. Национально - территориальными - в основу формирования субъектов,

которых

положен и национальный и территориальный принцип (РФ).

Унитарное государство - имеет единую территорию и единую

(централизованную) систему государственной власти.

Признаки:

- единство и однородность территории






Информация 







© Центральная Научная Библиотека