Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Основы политики Эстонского государства в отношении образования и здравоохранения

Основы политики Эстонского государства в отношении образования и здравоохранения

ТАЛЛИННСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

Основы политики Эстонского государства в отношении образования и

здравоохранения

(Исследовательская работа)

Предмет: Экономическая политика

Студентка: Наталья Юргенс Преподаватель: Елена Матина

Группа: AZDA 930609

Дата представления: 04.12.1998 Дата проверки: ____________

Таллинн

1998

Оглавление

|Система народного образования в Эстонской Республике |2 |

|Министерство просвещения |3 |

|Финасирование учреждений народного образования |4 |

|Финансирование научной деятельности |6 |

|Сотрудничество с иностранными организациями |8 |

|Дополнения к Закону о народном образовании |10|

|Учебный кредит |12|

|Система здравоохранения в Эстонской Республике |13|

|Огранизация обязательного медицинского страхования |13|

|Основные финансовые показатели по государственному |16|

|медицинскому страхованию | |

|Основные финансовые показатели по государственному |18|

|медицинскому страхованию относительно предыдуших лет | |

|Бюджет кассы медицинского страхования |19|

|Выплаты возмещения по обязательному медицинскому страхованию |21|

|Ограничения по выплатам возмещений |23|

|Заключение |24|

|Библиография |25|

Система народного образования в Эстонской Республике

Закон Эстонской Республики «О народном образовании» является основным

документом, главной задачей которого является правовое обеспечение

формирования, функционирования и развития системы народного образования. В

Законе дано определение народному хозяйству, как системе предусмотренных

учебными программами знаний, умений, навыков, ценностей и норм поведения,

усвоения которых подвергается контролю.

В зависимости от задач образование в Эстонской Республике делится на

обшее, профессиональное и образование по интересам, а также, согласно

международному стандарту, принятому ЮНЕСКО, народное образование имеет

следующие уровни:

1. Дошкольное образование;

2. Начальное образование (первый уровень образования);

3. Среднее образование (второй уровень образования);

4. Высшее образование (третий уровень образования).

Государственные стандарты образования были определены для каждого из

уровней и представлены в государственных учебных планах.

Образование в Эстонской Республике приобретается путем посещения,

определенных в Законе, учреждений народного образования, каковыми являются

дошкольные заведения, обшеобразоватльные школы, профессиональные учебные

заведения, высшие прикладные школы, университеты, школы по интересам, курсы

пофышения квалификации, а также научно-методические учреждения. Закон также

определяет, что все учебные учреждения могут базироваться на всех формах

собственности, не протеворечащих Закону «О собственности», где базирующиеся

на государственной и муниципальной собственности, за исключением

университетов, называются «открытыми».

В Эстонской Республике предусмотренна система всеобшего обязательного

обучения, которое начинается с семилетнего возраста и продолжается до

окончания основной школы. Государство и местное самоуправление обеспечивают

возможность всеобшего обязательного обучения. Среднее образование в

открытых учебных заведениях является бесплатным и материальное обеспечение

отделено от педагогического руководства и контроля.

Каждый из уровней власти обладает должным обьемом компетенции в

принятии решений сваязанных с народным образованием. Верховный Совет

Эстонской Республики определяет принципы формирования и развития системы

народного образования. В компетенцию Правительства Эстонской Республики

входит: принятие государственных программ развития образования и создания

гарантий для их реализации; установление государственных льгот, в том числе

льгот на получение крелита для учащихся, студентов и работников

просвещения; установление основ оплаты труда работников открытых

учреждений народного образования и государственных университетов. Органы

местных самоуправлений, согласно Закону, обеспечивают хозяйственное

обслуживание и финансирование, а также назначают на должность и освобождают

от должности руководителей подведомственных им учреждений.

Министерство просвещения

Министерство просвещения является основным органом, заведущим

вопросами образования в Эстонской Республике. Основной задачей министерства

является разработка и реализация государственных программ развития

народного хозяйства. В компетенцию министерства также входит составление и

внедрение национального стандарта классификации народного образования,

оссуществление координации, методического руководства, и консультации

органов местного самоуправления по вопросам организации народного

образования, участие в реализации политики Эстонской Республики в области

науки, предоставление универститетам государственных заявок, а также

разработка нормативов государственного финансирования народного

образования. Кроме перечисленных основных положений министерство занмается

широким рядом вопросов связанных с просвещением в Эстонской Республике.

Финансирование учреждений народного образования

Открытые учреждения народного образования и государственные

университеты финансируются за счет государственных, муниципальных и

собственных средств. В 1998 году деньги выделенные министерству просвещения

из государственного бюджета составили 2 659 899, 1 тысяч крон. Это

составило 17.8% от обшего государственного бюджета на тот же год. За

последние пять лет расходы министерства увеличились в несколько раз, хотя

средства выделяемые из государственного бюджета остались в пределах 16-18%.

Следующий график представляет динамику изменения величины расходов

Министерства просвещения.

[pic]

Однако пропорциональные состав по статьям расходов значительно не

изменился. Большая часть расходов легла на муниципальные школы и

университеты.

[pic]

Самая большая доля бюджета министерства предназначалась на заработную

плату, коммунальные и административные расходы. Например, в 1996 году из

средств министерства было выделено профессиональным школам 256 миллионов

крон, что составило в среднем 12 170 крон на одно ученическое место.

Пропорционально расходы распределились следующим образом (в 1998 году не

произошло значительных изменений).

[pic]

Как видно более 90% расходов связаны с заработной платой и

административными расходами, что оставляет только около 6% или 680 крон на

учебные пособия.

Недавно министерство просвещения опубликовало стратегию государства в

отношение развития просвещения на следующие 10 лет. Финансирование

образования рассматривается как одна из важнейших статей для дальнейшего

развития просвещения в Эстонской Республики. На текущий момент затраты на

образование составляют 4.3% от валового национального продукта (ВНП). В

течение последующих пяти лет данная сумма должна составлять 5.3% от ВНП,

что составило бы 0.2% в год. Оставшуюся сумму требуемую для развития

народного образования планируется покрыть с помощью частных вложений,

сотрудничества с Европейским Союзом и через повышение эффективности.

Министерство просвещения также предлагает освободить частные пожертвования

в сферу образования от подоходного налога.

В 1999 году министерство планирует потратить 2% от государственных

бюджетных средств на базовые науки и 4.5% на обучение в высших учебных

заведениях. Также планируется увеличение этой суммы до 5.5% в течение

последующих лет, что составит 0.1% в год. Это предполагается будет

способствовать дальнейшему развитию высших учебных учреждений, а также

позволит более детальное планирование государственной политики в отношение

высших учебных заведений.

Финансирование научной деятельности

Кроме финансирования учреждений народного образования Министерство

просвещения занимается проблемами научной деятельности в Эстонской

Республике. Крупнейшие университеты, как Тартуский университет и Таллинский

технический университет, активно занимаются исследовательской

деятельностью, что влечет за собой потребность в дополнительной поддержке

со стороны государства. Такая поддержка может приходить как в виде

государственных заказов так и в виде финансирования конкретных проектов, а

также стипендий.

Так в 1998 году было принято совместное заявление Teaduskompetentsi

Nхukogu (TKN), Sihtasutuse Eesti Teadusfond Nхukogu (ETFN) и Sihtasutuse

Eesti Innovatsioonifond Nхukogu (IFN) о целевом финансирование научной

деятельности в Эстонии. Само финансирование должно осуществляться из

государственного бюджета и через Министерство просвещения. В свою очередь

министерство осуществляет финансирование путем консультаций с

Teaduskompetentsi Nхukogu. Финансирование исследовательской деятельности

осуществляется из Sihtasutuse Eesti Teadusfond, которые берет на себя

обязательства по финансированию проектов связанных с развитием экономики в

Эстонской Республике. Данный документ утверждает, что процесс целевого

финансирования должен осуществляться на конкурентной основе и должен

послужить гарантией для дальнейшего сохранения и развития науки в Эстонии.

Это также позволит эффективно разместить средства и обеспечить научных

работников заработной платой и социальными гарантиями.

Гранты на исследовательские работы выделяются на конкретные проекты.

Их целью является повышение инициативы, развития новых идей и открытий.

Финансирование экономических проектов, как следствие, должно укрепить

развитие экономической мысли и спонсировать конкретные разработки для

текущих нужд экономики. Поддержка может осуществляться путем одним или

комбинацией методов: грант, коммерческое кредитование, гарантия и

капитальные инвестиции. Научные работы финансируемые из государственного

бюджета должны покрывать конкретные темы и осуществляться самим научным

работником либо с помощью конкретного руководителя проекта. Целевое

финансирование может осуществляться сроком до пяти лет. Исследовательские

проекты ETF должны иметь конкретную тему и сроки выполнения и могут

финансироваться до 4 лет. Рассмотрение конкрентых проектов и размещение

целевого финансирования происходит один раз в год во втором квартале. ETF

рассматривает проекты в течение всего года и принимает решение в мае

месяце. Конкурс по предоставлению экономических проектов проводится 5

января, 10 февраля, 5 апреля, 1 июня, 31 августа, 15 октября и 30 ноября.

В 1998 году из средств государственного бюджета на целевое

финансирование научной деятельности было затрачено 116 952 029 крон, что

составило 43.83% от денег заявленных на конкурс. Следующая таблица и график

раскрывает распределение денег по конкретным областям науки и суммы

выделенных средств.

[pic]

|Сфера науки |Количест|Количество |Заявленн|Выделенные|Процент |

| |во |финансируемы|ые |деньги |от |

| |заявлени|х заявление |средства| |заявленн|

| |й | |(ЕЕК) | |ых |

|Естественные |155 |141 |91 834 |42 781 113|46.58 |

|науки | | |918 | | |

|Технические |102 |88 |56 415 |25 491 483|45.19 |

|науки | | |540 | | |

|Художественны|66 |29 |40 370 |14 413 950|35.70 |

|е науки | | |529 | | |

|Экономические|39 |37 |23 417 |13 213 683|56.43 |

|науки | | |473 | | |

|Социальные |67 |40 |28 243 |9 974 000 |35.31 |

|науки | | |874 | | |

|Гуманитарные |42 |41 |26 574 |11 077 800|41.69 |

|науки | | |888 | | |

|Итого |471 |376 |266 857 |116 952 |43.83 |

| | | |222 |029 | |

Сотрудничество с иностранными организациями

Министерство просвещения также активно участвует и поощряет проекты с

иностранными партнерами. При нем был создан специальный отдел для

совместной работе с иностранцами. В его обязанности входит координация

образовательного и научного процессов для работы с Европейским союзом,

Европейским советом и Юнеско, а также интегрирование Эстонии в систему

европейского просвещения. На территории Эстонии действует ряд организаций

которые тем или иным способом стимулируют развитие образования в республике

и помогают в проведение реформ в сфере народного образования.

Международная организация PHARE одна их самых активных и начала свою

деятельность на территории Эстонии в 1993 году. На текущий момент

организация осуществляет следующие программы в сфере просвещения:

* Реформа образования в бизнес сфере (Business Education Reform). Начатая в

1993 года, программа орентирована на реформу бизнес образования на всех

его ступенях. Активными партнерами здесь являются Niels Brock-Copenhagen

Business College ja Randers Business College из Дании.

* Реформа в сфере профессионального образования (Vocational Education and

Training Reform). Программа начата в 1995 году и содействует в улучшение

интеграции профессионального обучения и рынка труда. Она также

содействует в разработке новых пособий и материалов.

* Реформа в сфере высшего обоазования и научной деятельности (Higher

Education and Science Reform). Программа завершилась в 1996 году.

* Программа по изучению эстонского языка. Данная программа является частью

пакта по стабилизации, выделенного Европейским Союзом. В цели входит

разработка пособий и финансирование процесса изучения языка.

* Информационные системы в образование (Information Systems in Education).

Данна программа завершена в 1997 году. Она способствовала в повышение

использования информационных систем в процессе учебы на университетском

уровне.

Эстония также сотрудничает с Европейским Союзом в сфере просвещения.

Действующими являются такие программы как SOCRATES, European Youth и

LEONARDO DA VINCI. Основной задачей данных программ является обмен

информацией, студентами и программами между Эстонией и Европейским Союзом.

Министерство просвещения уделяет значительное внимание на развитие

таких программ. Так в уже упоминавшейся стратегии развития народного

образования в Эстонии одним из пунктов является дополнительное

строительство 2000-3000 мест в Таллинне и Тарту для осуществления обмена

студентами. Эстония также собирается запросить Европейский Союз о повышение

совместного финансирования образования в Эстонии до 50-75% в сфере высшего

специального образования.

Кроме иностранные организации отдельно или совместно с министерством

просвещения предлагают программы стипендий для успешных студентов.

Действующими являются стипендия в рамках сотрудничества в Европейским

Союзом, стипендия Visby и программа обмена в сотрудничестве с Швецией для

магистров и докторов, программа обмена и стипендия Германской академии наук

для студентов и преподавателей, программа обмена Robert Bosch Fund для

преподавателей немецкого языка, а также степендии из Дании, Польши,

Венгрии, Швейцарии, Исландии и Японии.

Дополнения к Закону о народном образовании

За время действия основного Закона парламентом Эстонской Республики

били приняты рад дополнений, поправок, а также новых законов напрямую

связанных с темой образования.

Так 2 июня 1993 года Парламент принял «Закон о частных учебных

заведениях». Были определены возможные типы частных учебных заведений, а

также основное отличие от остальных учебных заведений. Согласно Закону

частное учебное заведение основывается на собственности частного или

юридического лица. Порядок использования имущества частного учебного

заведения устанавливается владельцем данного заведения в уставе.

Финансирование происходит за счет получаемых денежных средств от уплат за

учебу, поступлений из целевых фондов, пожертвований от учреждений,

предприятий, организаций и частных лиц, выполнения договорных работ, а

также пособий из государственного и местного бюджетов. Закон был дополнен и

принят заново 3 июня 1998 года, однако он не несет в себе глобальных

изменений предыдущей редакции.

9 июня 1993 года был принят «Закон о дошкольных детских учреждениях».

Закон определяет дошкольные детские учреждения как предоставляющие

возможность присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста и получения

ими дошкольного образования.

Закон об основной школе и гимназии от 15 сентября 1993 года

устанавливает правовой статус и порядок работы основной школы и гимназии,

находящихся в собственности государства и местного самоуправления (в

муниципальной собственности).

14 июня 1995 года был принят «Закон о профессиональных учебных

заведениях», задачами которго являются установление порядка учреждения,

объединения, разделения и прекращения деятельности профессиональных учебных

заведений. Закон был пересмотрен и принят во второй редакции 17 июня 1998

года.

Прикладные высшие учебные заведения подчинены Закону принятому 10 июня

1998 года, который устанавливает основания учреждения, преобразования,

деятельности и прекращения деятельности данного типа учраждений.

Парламентом были также проведены незначительные поправки к основному

закону об образовании 9 февраля 1994 года и 4 ноября 1997 года. Обе

поправки незначительные корриктировки текстов статей первой редакции.

Особого внимания заслуживают принятый 12 января 1995 года «Закон об

университетах», с последующими дополнениями от 26 июня 1996 года. Он

определяет схему финансирования определенную для Министерства образования и

источники денежных поступлений. Закон также затрагивает новые понятия

учебного кредита и бюджета университета. Бюджет университета составляется

по всем расходам и доходам университета. Доходы, поступающие помимо

государственного бюджета, направляются в бюджет университета и

распределяются через него. Об исполнении бюджета составляется отчет,

утверждаемый советом университета. Совет университета также одобряет проект

боджета и представляет его Министерству образования.

Старейший университет Эстонии также не был обойден вниманием

законодателей и 16 февраля 1995 года был принят соответствующий закон. Был

определен правовой статус Тартуского университета в отношениях с

государственными институтами. Законом была установлена автономия

университета, а также особенности оснований и организации деятельности по

сравнению с другими государственными университетами. Так в частности

учреждения университета каковыми являются клиника, библиотека, ботанический

сад, музеи обладают правами юридических лиц и действуют на основании

уставов, утвержденных советом университета. Тартуский университет является

собственником своего имущества распоряжается им в объеме и порядке

установленных своим уставом. Однако имущество клиники при Тартуском

университете отражается в отдельном балансе и университет не отвечаетпо

имущественным обязательствам клиники. Финансирование учебной деятельности

университета происходит из государственного бюджета, а также за счет платы

за обучение и других поступлений. Лечебная деятельность

клиникифинансируется на одинаковых с государственными больницами основаниях

с учетом специфики, вытекающей из учебной деятельности. Отчет о выделенных

из государственного бюджета средств на диагностику и лечение клиника

представляет в Министерство финансов и в Министерство социальных вопросов.

Учебный кредит

Важным дополнением к Закону о народном образовании было принятием

статьи 9 «Учебный кредит». В соответствие с этим студенты, магистранты и

докторанты, обучающееся на территории Эстонии в дневной форме, имеют право

на получения данного кредита. Особенностью его является то, что государство

выступает в качестве гаранта по кредиту в объеме установленном

Правительством Эстонской Республики. Получатель кредита уплачивает

кредитному учреждению с гарантированной государством суммы учебного кредита

5 процентов в год. Разность между указанным и коммерческим процентами

уплачивает кредитному учреждению государство на условиях, установленных

договором. Предоставляемый кредитным учреждением учебный кредит должен быть

дополнительно гарантирован двумя гражданами Эстонии или находящимся в

Эстонии недвижимым имуществом.

Система здравоохранения в Эстонской Республике

Система здравоохранения в Эстонской Республике основана по принципу

медицинского страхования. Медицинское страхование- это гарантированная

государственная система целью которой является сохранение здоровья

населения Эстонской Республики, выплату страхового пособия по беременности

и родам, покрытие расходов в соответсвии с законом на лечение и в связи с

временной нетрудоспособностью, обусловленной заболеванием или увечьем.

Организация медицинского страхования

Медицинское страхование организуют Центральная больничная касса и

региональные больничные кассы. Взносы обязательного медицинского

страхования уплачивают все работодатели, хуторские семьи, частные лица,

занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе на

основании разрешения на трудовую деятельность. Из взносов обязательного

медицинского страхования покрываются расходы на медицинское страхование

работополучателей, работодателей, членов хуторской семьи, частных лиц,

занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и остальных лиц

приравненных к застрахованным (см. таблица 2).

Задачи больничной кассы:

* ведение учёта членов больничной кассы;

* оплата медицинских обследований и услуг;

* выплата возмещения (не полученной заработной платы) в результате

временной нетрудоспособности из-за заболевания или увечья;

* выплата возмещения в случае беременности, родов и ухода за заболевшим

членом семьи;

* компесация стоимости лекарств, выписываемых на льготных условиях.

Больничная касса оплачивает стоимость медицинских услуг, выплачивает

возмещение и компенсирует лекарства, выписываемые на льготных условиях,

только в случае действительного медицинского страхования.

Медицинским страхованием охвачены:

* лица, за которых работодатель платит социальный налог;

* предприниматели-физические лица, которые сами платят социальный налог со

своих доходов;

* лица, приравненные к застрахованным (см. таблицу 2).

Медицинское страхование действительно, если застрахованный принят на учёт в

больничной кассе по месту жительства.

Поскольку наличие гражданства Эстонской Республики необязательно,

медицинским страхованием могут быть также охвачены работающие в Эстонии

иностранцы, не имеющие гражданства Эстонской Республики, имеющие легальный

источник дохода и/или временный вид на жительство в Эстонии, а также

платящие социальный налог.

Таблица 1

Документы, необходимые для принятия на учёт в больничной кассе

|1. Работник, занятый на |представленный работодателем список |

|основном месте работы или |работников; документ, подтверждающий|

|работающий по |постоянное или главное место |

|совместительству |жительства; паспорт |

|2. |заявление; копия выданной налоговым |

|Предприниматель-физическое|департаментом по месту жительства |

|лицо |справки о том, что предприниматель |

| |принят на учёт как плательщик |

| |авансовых платежей; документ, |

| |подтверждающий постоянное или |

| |главное место жительства; паспорт |

Работодатель предоставляет документы за работника.

Дети, моложе 18 лет и учащиеся/студенты, обучающиеся стационарно,

могут быть приняты на учёт в больничной кассе на основании списков

работодателя матери/отца или учебного заведения.

Если застрахованный не проживает по адресу, указанному в паспорте, на

основании личного заявления он может определить постоянное или главное

место жительства.

Об изменении личных данных больничную кассу следует ставить в

известность в течение 15 календарных дней.

Выданная больничной кассой членская карточка подтверждает членство в

больничной кассе. В случае окончания медицинского страхования членскую

карточку следует вернуть больничной кассе.

Лица, приравненные к застрахованным:

* состоящие на иждивении застрахованного и проживающие вместе с ним члены

семьи (супруг/а , родитель/прародитель);

* лица, приравненные к застрахованному на основании закона (см. таблицу2).

Таблица 2

|Лица, приравненные к |Документы, необходимые для |

|застрахованному на основании |принятия на учёт в больничной |

|закона |кассе |

|1. Супруг(а), состоящий(-ая) на |Членская карточка больничной |

|иждевении |кассы застрахованного; |

| |свидетельство о браке; паспорт; |

| |трудовая книжка; заявление |

|2. Родитель/прародитель, |Членская карточка больничной |

|состоящий на иждивении |кассы застрахованного; |

|застрахованного |свидетельство о рождении или |

| |иной документ, подтверждающий |

| |родство; паспорт; трудовая |

| |книжка; заявление |

|3. Ребёнок, в возрасте до 18 лет|Свидетельство о рождении или |

| |паспорт |

|4. Учащийся/студент, обучающийся|Паспорт; справка, выданная |

|стационарно |учебным заведением; заявление |

|5. Родитель, опекун или |Решение об оформлении опёки или |

|попечитель ребёнка –инвалида в |попечительства; свидетельство о |

|возрасте до 18 лет или инвалида |рождении ребёнка; документ, |

|с детства |подтверждающий инвалидность; |

| |заявление |

|6. Ухаживающий за инвалидом I |Паспорт; решение об оформлении |

|группы |ухода; документ, подтверждающий |

| |инвалидность; заявление |

|7. Неработающее лицо, |Свидетельство о рождении |

|воспитывающее ребёнка в возрасте|ребёнка; паспорт и трудовая |

|до 3 лет |книжка родителя или опекуна; |

| |заявление |

|8. Беременная |Паспорт; справка, выданная |

| |лечащим врачом; заявление |

|9. Пенсионер |Список, предаставленный |

| |пенсионным департаментом, или |

| |пенсионное удостоверение и |

| |паспорт |

|10. Лицо, зарегистрированное |Паспорт; карточка безработного |

|безработным | |

|11. Военнослужащий |Список, представленный |

| |соответствующим ведомством |

Источником дохода медицинского страхования является социальный налог.

Социальный налог платят:

* работодатели с выплаченной работникам зарплаты и иных выплат;

* предприниматели-физические лица с дохода, полученного от

предпринимательства.

Ставка социального налога – 33 % от облагаемой налогом суммы. Ставка

социального налога, перечисляемого в бюджет медицинского страхования,

составляет 13 % .

Основные финансовые показатели по государственному медицинскому страхованию

за 1992-1998

|(в тыс. ЕЕК) | | | | | | | |

| |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |

| |факт |факт |факт |факт |факт |факт |факт |

|Часть соц.налога в |438861|104881|169218|213139|2563736|314277|342500|

|мед.страховании | |7 |8 |0 | |2 |0 |

|Часть соц.налога в |281 |677 |1092 |1421 |1737 |2129 |2397* |

|мед.страховании на жителя | | | | | | | |

|Купленные мед.услуги |324 |666 |983 |143333|1863979|206451|254761|

| |745 |279 |777 |4 | |5 |3 |

|Мед.услуги на жителя |208 |430 |635 |956 |1263 |1398 |1783* |

|Компенсация по лекарствам |5 498 |55 576|97 209|110 |146231 |254268|225000|

|застрахованным | | | |468 | | | |

|Компенсированные лекарства |3.52 |35.9 |62.72 |73.66 |99.05 |172.23|157,44|

|на жителя | | | | | | |* |

|Компесация болевшим (80%) |56 592|156 |246 |380 |460077 |552022|596600|

| | |311 |829 |238 | | | |

|Компесация болевшим на |36.23 |100.96|159.27|253.52|311.64 |373.92|417,47|

|жителя | | | | | | |* |

* начиная с 1998 года деньги насчитываются с расчёта на одного

застрахованного

Как видно из данной таблицы поступления в доходов от медицинского

страхования неуклонно росли. Так с 1992 года они выросли с 438 861 тысяч

ЕЕК до 3 425 000 тысяч ЕЕК, что составило чуть менее 800% за 6 лет. Это

представляет собй чрезвычайно удачное развитие ситуации в республике. Хотя

Эстонии потребуется еще некоторое время для дого чтобы достичь показателей

Европейского уровня, однако уровень качества медицинских услуг, а также

качества медицинских препаратов является одним из лучших в Восточной

Европе.

Динамика роста социального налога на одного человека

[pic]

Основные финансовые показатели по государственному медицинскому страхованию

в сравнении относительно предыдущих лет

|(в тыс. ЕЕК) | | | | | | | |

| |1992|1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |

| |факт|факт |факт |факт |факт |факт |бюджет|

|Часть соц.налога в |4388|104881|169218|213139|25637|31427|342500|

|мед.страховании |61 |7 |8 |0 |36 |72 |0 |

|Возрастание относительно | |609956|643371|439202|43234|57903|282228|

|предыдущего года | | | | |6 |6 | |

|в %-тах | |138.99|61.34 |25.95 |20.28|22.59|8.98 |

| | | | | | | | |

|Купленные мед.услуги |3247|666279|983777|143333|18639|20645|254761|

| |45 | | |4 |79 |15 |3 |

|Возрастание относительно | |341534|317498|449557|43064|20053|483098|

|предыдущего года | | | | |5 |6 | |

|в %-тах | |105.17|47.65 |45.70 |30.04|10.76|23.40 |

| | | | | | | | |

|Компенсация по лекарствам |5498|55576 |97209 |110468|14623|25426|225000|

|застрахованным | | | | |1 |8 | |

|Возрастание относительно | |50078 |41633 |13259 |35763|10803|-29268|

|предыдущего года | | | | | |7 | |

|в %-тах | |910.84|74.91 |13.64 |32.37|73.88|-11.51|

| | | | | | | | |

|Компесация болевшим |5659|156311|246829|380238|46007|55202|596600|

| |2 | | | |7 |2 | |

|Возрастание относительно | |99719 |90518 |133409|79839|91945|44578 |

|предыдущего года | | | | | | | |

|в %-тах | |176.21|57.91 |54.05 |21.00|19.98|8.08 |

Рост расходов за последние 6 лет можно рассматривать с разных сторон. С

одной повышение расходов требует постоянного повышения поступлений от

налога на медицинское страхование, а с другой стороны как уже упоминалось

возможность покрывать более дорогие расходы приводит к тому что медицинские

учреждения могут оказывать более качественные услуги своим пациентам и

обеспечивать врачам более высокую компенсацию их труда. Как видно из

следующего графика хотя наблюдался рост расходов на медицину однако

структурно схема расходов не изменилась.

Динамика расходов кассы медицинского страхования

[pic]

Бюджет государственного медицинского страхования принимает парламент.

Государственный бюджет на 1998 год.

Бюджетный остаток на начало года 200 000 000

|I. Доход | |

|1. Социальный налог |3 425 000 |

| |000 |

|2. Прочие поступления |30 000 000|

|Всего приход |3 455 000 |

| |000 |

| | |

|II.Расход | |

|1. Лечение всего |2 552 613 |

| |000 |

|в том числе: | |

|1.1. улучшение здоровья |14 000 000|

|1.2. профилактика заболевания |60 000 000|

|в том числе: | |

|1.2.1. Тестор для диабетиков |2 000 000 |

|1.3. Медицинские услуги |2 452 613 |

| |000 |

|в том числе: | |

|1.3.1. Зарплата интернантам и соц.налог |9 600 000 |

|1.4. восстановительное лечение |20 000 000|

|1.5. послеоперационные вспомогательные средства|6 000 000 |

|в том числе: | |

|1.5.1.Ср-ва по уходу за раковыми больными |2 000 000 |

|1.5.2. Контактные линзы для новорожденных , а |500 000 |

|также больных керотопатией и кератоконусом | |

|1.5.3. Первичные протезы для ампутированных в |3 500 000 |

|ходе хирургических вмешательств рук и ног | |

|2. Компенсации |596 600 |

| |000 |

|3. Всего лекарства |234 000 |

| |000 |

|а именно: | |

|3.1 Компенсация по лекарствам застрахованным |225 000 |

| |000 |

|3.2 Компенсация по лекарствам больницам |9 000 000 |

|4. Расходы, связанные с внешними договорами по |3 000 000 |

|мед.страхованию | |

|5. Расходы по деятельности больничной кассы |33 837 000|

|а именно: | |

|5.1. Центральная больничная касса |3 384 350 |

|В том числе зарплата и соц.налог |1 788 000 |

|5.2. Региональные больничные кассы |30 452 650|

|В том числе зарплата и соц.налог |19 147 300|

|6. Инфотехнология |12 000 000|

|7. Бланки и печатные издания |5 000 000 |

|8. Развитие и выработка нормативных документов |500 000 |

|по медицинскому страхованию | |

|9. Надзор мед.страхования |500 000 |

|10. Извещения мед.страхования |250 000 |

|11. Расходы по переходу к системе выплат |2 700 000 |

|возмещаемых платежей через больничную кассу | |

|В том числе зарплата и соц.налог |1 520 000 |

|Всего расходы |3 441 000 |

| |000 |

Бюджетный остаток на конец года 214 000 000

Центральная больничная касса опубликовала также краткое пояснение к

бюджету на 1998 год. Как упоминалось ранее размер взноса обязательного

медицинского страхования работодателей, действующих на административной

территории уезда или республиканского города, равен 13%. Он исчисляется со

всех денежных сумм и натуральной платы, выплаченных работодателем частным

лицам, а также со всех введённых в пользу частных лиц отчислений. Эта так

называемая часть уплаченного социального налога поступает в доход бюджета

государственной больничной кассы. Министерство финансов запланировало

получить доход с налогооблажения около 27,320 миллиардов крон. Медицинского

страхования предполагалось должно было слставить 96,43% от этой суммы.

Доходная часть бюджета государственного медицинского страхования

варируется в течение всего года. Обычно денежная разница образовывается

между расчётными счетами больничной кассы и медицинских учереждений, а

также по причине предоплат, осуществляемых на основе договоров с аптеками.

Прочие поступления составляют банковские проценты, начисляемые на

депозитные суммы денег на расчётных счетах больничной кассы, а также от

возврата ссуд, выданных в прошлые года медицинским учереждениям для

приобретения дорогостоящей аппаратуры.

Основная часть запланированных расходов, а точнее 74,2%, происходит из

профилактики незастрахованных больных, а также из расходов, связанных с

исследованиями в области здоровья и лечения.

Выплаты возмещения по обязательному медицинскому страхованию

Медицинское страхование Эстонии руководствуется принципом солидарности:

* стоимость медицинских услуг, необходимых человеку в случае заболевания,

которые оплачивает больничная касса, не зависит от размера социального

налога, уплаченного конкретным человеком;

* из социального налога, уплаченного работающим населением, больничная

касса оплачивает также медицинские услуги, оказанные людям, не имеющим

трудовых доходов ( лица, приравненные к застрахованным , см. таблицу 2 ).

При исчесление размера возмещения за основу берется исчисленный по

утвержденной инструкции доход за один календарный день, полученный в

течение шести календарных месяцев, предшествующих календарному месяцу

первого оформленного врачом страхователю освобождения от работы.

Размер возмещения за доход одного календарного дня составляет:

* в случае стационарного лечения, карантина и протезирования в больнице –

60 процентов;

* в случае стационарного лечения – 65 процентов;

* в случае амбулаторного лечени или карантина – 80 процентов;

* в случае ухода за больным членом семьи на дому 80 процентов;

* в случае ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, если мать ребенка больна

или находится в больнице в связи с родами – 80 процентов;

* в случае отсутствия на работе по сотоянию здоровья на основании личного

заявления – 80 процентов;

* в случае трудового увечья по вине работодателя, связанного с работой,

иного повреждения здоровья, профессионального заболевания,

нетрудоспособности, возникшей в связи с защитой интересов государства или

общества и с пресечением преступления, независимо от организации лечения

100 процентов;

* в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет – 100 процентов;

* в случае беременности и родов, а также усыновления ребенка в возрасте до

одного года – 100 процентов.

С суммы возмещения, выплаченной в случае возникшего у страхователя по

вине работодателя трудового увечья, связанного с работой с данного

повреждения здоровья или сопровождающей профессиональное заболевание

временной нетрудоспособностью, больничная касса взыскивает с работодателя

помимо суммы взноса на обязательное страхование также ту часть суммы,

которая отвечает степени виновности работодателя в возникновении

нетрудоспосоности.

Ущерб, причененный вследствие профессиональной ошибки медицинского

работника, возмещается страхователю больничной кассой. В случае

необходимости больничная касса организует экспертизу для установления

профессиональной ошибки и взыскивает сумму возмещения с причинившего ущерб

учреждения здравоохранения или медицинского работника.

Возмещение по обязательному медицинскому страхованию, не полученное

страхователем в связи с его смертью, выплачивается наследникам и в состав

наследства не включается.

Ограничения выплаты возмещения

В случае временного перехода на другую работу по состоянию здоровья

возмещение страхователю исчисляется и ваплачивается в размере, который

вместе с зароботком за данный период не должен превышать размера заработной

платы, полученного до перевода на другую работу.

Страхователю не исчесляется и не выплачивается возмещение в случае, если:

* Период временной нетрудоспособности начинается и кончается во время

отпуска без сохранения заработной платы или частично оплачиваемого

отпуска по уходу за ребенком, а также отпуска по беременности и родам

или по уходу, оформленного листком нетрудоспособности.

* Болезнь, связанное с работой повреждение здоровья или несчастный случай,

вызванный установленным судом злонамеренным поведением самого

страхователя, зафиксированным врачом алкогольным, наркотическим или

токсическим опьянением, или игнорированием страхователем предписаний

врача, в результате чего затруднено выздоровление;

* Страхователь в период нетрудоспособности без уважительных причин не

явился в назначенное врачом время к нему на прием, хотя был осведомлен

об этом. Врач делает в листке по болезни соответствующую отметку, и за

дни, последующие за указанным днем возмещение не выплачивается;

Заключение

Данная работа исследует политико-экономическое отношение Эстонской

Республики к вопросам народного образование и медицины. После

восстановления независимости Эстония достигла серьезных успехов в деле

реформирования данных областей. Хотя были проведены многочисленные реформы

в экономике и возрождение рыночных отношений, но была продолжена социально-

ориентированная политика. Был и продолжает использоваться опыт европейских

стран, а также основой всей политики является скорейшая интеграция Эстонии

в Европейское Сообшество. Различные организации, как государственные так и

частные, своими действиями стимулируют эту идею. Многие местные и

зарубежные аналитики прогнозируют, что при дальнейшем проведении таклй

политики и продолжении тесного сотрудничества с развитыми странами

Эстонская Республика сможет занять свое достойное место в мировом

сообшестве.

Библиография

1. Закон о Тартуском университете, Парламентские Ведомости N. 21, 06.03.95

2. Закон о дошкольных детских учреждениях, Парламентские Ведомости N. 38,

23.06.93

3. Закон об университетах, Парламентские Ведомости N. 16, 31.01.95

4. Закон о частных учебных заведениях, Парламентские Ведомости N. 32,

14.06.93

5. Закон об основной школе и гимназии, Парламентские Ведомости N. 41,

24.09.93

6. Закон о частных учебных заведениях, Парламентские Ведомости N.42-43,

03.06.98

7. Закон о профессиональных учебных учреждениях, Парламентские Ведомости N.

46, 03.07.95

8. Закон о внесении изменений в Закон Эстонской Республики о народном

образовании, Парламентские Ведомости N. 16, 21.02.94

9. Закон о дополнении Закона Эстонской Республики о народном образовании,

Парламентские Ведомости N. 60, 04.11.97

10. Закон о прикладных высших учебных заведениях, Парламентские Ведомости

N.44, 30.06.98

11. Закон о профессиональных учебных заведениях, Парламентские Ведомости

N.41, 17.06.98

12. Закон о внесении изменений ов Закон об университетах, Парламентские

Ведомости N.50-51, 10.07.96

13. Закон о внесении изменений в Закон о народном образовании, “Учебный

кредит”, Парламентские Ведомости N.35, 21.05.97

14. Документы Министерства народного образования ЭР опубликованные на

Интернете, www.ee/HM/

15. Порядок исчисления и выплаты возмещения по обязательному медицинскому

страхованию, Парламентские Ведомости N.41, 08.11.91 и постановление

Правительства ЭР от 20.05.97 об изменениях и дополнениях к основному

порядку

16. Закон о медицинском страховании, Парламентские Ведомости N. 23,

23.04.91

Постановление Верховного Совета Эстонской Республики о введении в Закона

Эстонской Республики о медицинском страховании, Парламентские Ведомости N.

23, 12.06.91

Положение о больничной кассе, Парламентские Ведомости N.41, 08.11.91

Данные опубликованные Центральной Больничной кассой на Интернете,

www.сsf.ee

17.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека