Основы политики Эстонского государства в отношении образования и здравоохранения
ТАЛЛИННСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
Основы политики Эстонского государства в отношении образования и
здравоохранения
(Исследовательская работа)
Предмет: Экономическая политика
Студентка: Наталья Юргенс Преподаватель: Елена Матина
Группа: AZDA 930609
Дата представления: 04.12.1998 Дата проверки: ____________
Таллинн
1998
Оглавление
|Система народного образования в Эстонской Республике |2 |
|Министерство просвещения |3 |
|Финасирование учреждений народного образования |4 |
|Финансирование научной деятельности |6 |
|Сотрудничество с иностранными организациями |8 |
|Дополнения к Закону о народном образовании |10|
|Учебный кредит |12|
|Система здравоохранения в Эстонской Республике |13|
|Огранизация обязательного медицинского страхования |13|
|Основные финансовые показатели по государственному |16|
|медицинскому страхованию | |
|Основные финансовые показатели по государственному |18|
|медицинскому страхованию относительно предыдуших лет | |
|Бюджет кассы медицинского страхования |19|
|Выплаты возмещения по обязательному медицинскому страхованию |21|
|Ограничения по выплатам возмещений |23|
|Заключение |24|
|Библиография |25|
Система народного образования в Эстонской Республике
Закон Эстонской Республики «О народном образовании» является основным
документом, главной задачей которого является правовое обеспечение
формирования, функционирования и развития системы народного образования. В
Законе дано определение народному хозяйству, как системе предусмотренных
учебными программами знаний, умений, навыков, ценностей и норм поведения,
усвоения которых подвергается контролю.
В зависимости от задач образование в Эстонской Республике делится на
обшее, профессиональное и образование по интересам, а также, согласно
международному стандарту, принятому ЮНЕСКО, народное образование имеет
следующие уровни:
1. Дошкольное образование;
2. Начальное образование (первый уровень образования);
3. Среднее образование (второй уровень образования);
4. Высшее образование (третий уровень образования).
Государственные стандарты образования были определены для каждого из
уровней и представлены в государственных учебных планах.
Образование в Эстонской Республике приобретается путем посещения,
определенных в Законе, учреждений народного образования, каковыми являются
дошкольные заведения, обшеобразоватльные школы, профессиональные учебные
заведения, высшие прикладные школы, университеты, школы по интересам, курсы
пофышения квалификации, а также научно-методические учреждения. Закон также
определяет, что все учебные учреждения могут базироваться на всех формах
собственности, не протеворечащих Закону «О собственности», где базирующиеся
на государственной и муниципальной собственности, за исключением
университетов, называются «открытыми».
В Эстонской Республике предусмотренна система всеобшего обязательного
обучения, которое начинается с семилетнего возраста и продолжается до
окончания основной школы. Государство и местное самоуправление обеспечивают
возможность всеобшего обязательного обучения. Среднее образование в
открытых учебных заведениях является бесплатным и материальное обеспечение
отделено от педагогического руководства и контроля.
Каждый из уровней власти обладает должным обьемом компетенции в
принятии решений сваязанных с народным образованием. Верховный Совет
Эстонской Республики определяет принципы формирования и развития системы
народного образования. В компетенцию Правительства Эстонской Республики
входит: принятие государственных программ развития образования и создания
гарантий для их реализации; установление государственных льгот, в том числе
льгот на получение крелита для учащихся, студентов и работников
просвещения; установление основ оплаты труда работников открытых
учреждений народного образования и государственных университетов. Органы
местных самоуправлений, согласно Закону, обеспечивают хозяйственное
обслуживание и финансирование, а также назначают на должность и освобождают
от должности руководителей подведомственных им учреждений.
Министерство просвещения
Министерство просвещения является основным органом, заведущим
вопросами образования в Эстонской Республике. Основной задачей министерства
является разработка и реализация государственных программ развития
народного хозяйства. В компетенцию министерства также входит составление и
внедрение национального стандарта классификации народного образования,
оссуществление координации, методического руководства, и консультации
органов местного самоуправления по вопросам организации народного
образования, участие в реализации политики Эстонской Республики в области
науки, предоставление универститетам государственных заявок, а также
разработка нормативов государственного финансирования народного
образования. Кроме перечисленных основных положений министерство занмается
широким рядом вопросов связанных с просвещением в Эстонской Республике.
Финансирование учреждений народного образования
Открытые учреждения народного образования и государственные
университеты финансируются за счет государственных, муниципальных и
собственных средств. В 1998 году деньги выделенные министерству просвещения
из государственного бюджета составили 2 659 899, 1 тысяч крон. Это
составило 17.8% от обшего государственного бюджета на тот же год. За
последние пять лет расходы министерства увеличились в несколько раз, хотя
средства выделяемые из государственного бюджета остались в пределах 16-18%.
Следующий график представляет динамику изменения величины расходов
Министерства просвещения.
[pic]
Однако пропорциональные состав по статьям расходов значительно не
изменился. Большая часть расходов легла на муниципальные школы и
университеты.
[pic]
Самая большая доля бюджета министерства предназначалась на заработную
плату, коммунальные и административные расходы. Например, в 1996 году из
средств министерства было выделено профессиональным школам 256 миллионов
крон, что составило в среднем 12 170 крон на одно ученическое место.
Пропорционально расходы распределились следующим образом (в 1998 году не
произошло значительных изменений).
[pic]
Как видно более 90% расходов связаны с заработной платой и
административными расходами, что оставляет только около 6% или 680 крон на
учебные пособия.
Недавно министерство просвещения опубликовало стратегию государства в
отношение развития просвещения на следующие 10 лет. Финансирование
образования рассматривается как одна из важнейших статей для дальнейшего
развития просвещения в Эстонской Республики. На текущий момент затраты на
образование составляют 4.3% от валового национального продукта (ВНП). В
течение последующих пяти лет данная сумма должна составлять 5.3% от ВНП,
что составило бы 0.2% в год. Оставшуюся сумму требуемую для развития
народного образования планируется покрыть с помощью частных вложений,
сотрудничества с Европейским Союзом и через повышение эффективности.
Министерство просвещения также предлагает освободить частные пожертвования
в сферу образования от подоходного налога.
В 1999 году министерство планирует потратить 2% от государственных
бюджетных средств на базовые науки и 4.5% на обучение в высших учебных
заведениях. Также планируется увеличение этой суммы до 5.5% в течение
последующих лет, что составит 0.1% в год. Это предполагается будет
способствовать дальнейшему развитию высших учебных учреждений, а также
позволит более детальное планирование государственной политики в отношение
высших учебных заведений.
Финансирование научной деятельности
Кроме финансирования учреждений народного образования Министерство
просвещения занимается проблемами научной деятельности в Эстонской
Республике. Крупнейшие университеты, как Тартуский университет и Таллинский
технический университет, активно занимаются исследовательской
деятельностью, что влечет за собой потребность в дополнительной поддержке
со стороны государства. Такая поддержка может приходить как в виде
государственных заказов так и в виде финансирования конкретных проектов, а
также стипендий.
Так в 1998 году было принято совместное заявление Teaduskompetentsi
Nхukogu (TKN), Sihtasutuse Eesti Teadusfond Nхukogu (ETFN) и Sihtasutuse
Eesti Innovatsioonifond Nхukogu (IFN) о целевом финансирование научной
деятельности в Эстонии. Само финансирование должно осуществляться из
государственного бюджета и через Министерство просвещения. В свою очередь
министерство осуществляет финансирование путем консультаций с
Teaduskompetentsi Nхukogu. Финансирование исследовательской деятельности
осуществляется из Sihtasutuse Eesti Teadusfond, которые берет на себя
обязательства по финансированию проектов связанных с развитием экономики в
Эстонской Республике. Данный документ утверждает, что процесс целевого
финансирования должен осуществляться на конкурентной основе и должен
послужить гарантией для дальнейшего сохранения и развития науки в Эстонии.
Это также позволит эффективно разместить средства и обеспечить научных
работников заработной платой и социальными гарантиями.
Гранты на исследовательские работы выделяются на конкретные проекты.
Их целью является повышение инициативы, развития новых идей и открытий.
Финансирование экономических проектов, как следствие, должно укрепить
развитие экономической мысли и спонсировать конкретные разработки для
текущих нужд экономики. Поддержка может осуществляться путем одним или
комбинацией методов: грант, коммерческое кредитование, гарантия и
капитальные инвестиции. Научные работы финансируемые из государственного
бюджета должны покрывать конкретные темы и осуществляться самим научным
работником либо с помощью конкретного руководителя проекта. Целевое
финансирование может осуществляться сроком до пяти лет. Исследовательские
проекты ETF должны иметь конкретную тему и сроки выполнения и могут
финансироваться до 4 лет. Рассмотрение конкрентых проектов и размещение
целевого финансирования происходит один раз в год во втором квартале. ETF
рассматривает проекты в течение всего года и принимает решение в мае
месяце. Конкурс по предоставлению экономических проектов проводится 5
января, 10 февраля, 5 апреля, 1 июня, 31 августа, 15 октября и 30 ноября.
В 1998 году из средств государственного бюджета на целевое
финансирование научной деятельности было затрачено 116 952 029 крон, что
составило 43.83% от денег заявленных на конкурс. Следующая таблица и график
раскрывает распределение денег по конкретным областям науки и суммы
выделенных средств.
[pic]
|Сфера науки |Количест|Количество |Заявленн|Выделенные|Процент |
| |во |финансируемы|ые |деньги |от |
| |заявлени|х заявление |средства| |заявленн|
| |й | |(ЕЕК) | |ых |
|Естественные |155 |141 |91 834 |42 781 113|46.58 |
|науки | | |918 | | |
|Технические |102 |88 |56 415 |25 491 483|45.19 |
|науки | | |540 | | |
|Художественны|66 |29 |40 370 |14 413 950|35.70 |
|е науки | | |529 | | |
|Экономические|39 |37 |23 417 |13 213 683|56.43 |
|науки | | |473 | | |
|Социальные |67 |40 |28 243 |9 974 000 |35.31 |
|науки | | |874 | | |
|Гуманитарные |42 |41 |26 574 |11 077 800|41.69 |
|науки | | |888 | | |
|Итого |471 |376 |266 857 |116 952 |43.83 |
| | | |222 |029 | |
Сотрудничество с иностранными организациями
Министерство просвещения также активно участвует и поощряет проекты с
иностранными партнерами. При нем был создан специальный отдел для
совместной работе с иностранцами. В его обязанности входит координация
образовательного и научного процессов для работы с Европейским союзом,
Европейским советом и Юнеско, а также интегрирование Эстонии в систему
европейского просвещения. На территории Эстонии действует ряд организаций
которые тем или иным способом стимулируют развитие образования в республике
и помогают в проведение реформ в сфере народного образования.
Международная организация PHARE одна их самых активных и начала свою
деятельность на территории Эстонии в 1993 году. На текущий момент
организация осуществляет следующие программы в сфере просвещения:
* Реформа образования в бизнес сфере (Business Education Reform). Начатая в
1993 года, программа орентирована на реформу бизнес образования на всех
его ступенях. Активными партнерами здесь являются Niels Brock-Copenhagen
Business College ja Randers Business College из Дании.
* Реформа в сфере профессионального образования (Vocational Education and
Training Reform). Программа начата в 1995 году и содействует в улучшение
интеграции профессионального обучения и рынка труда. Она также
содействует в разработке новых пособий и материалов.
* Реформа в сфере высшего обоазования и научной деятельности (Higher
Education and Science Reform). Программа завершилась в 1996 году.
* Программа по изучению эстонского языка. Данная программа является частью
пакта по стабилизации, выделенного Европейским Союзом. В цели входит
разработка пособий и финансирование процесса изучения языка.
* Информационные системы в образование (Information Systems in Education).
Данна программа завершена в 1997 году. Она способствовала в повышение
использования информационных систем в процессе учебы на университетском
уровне.
Эстония также сотрудничает с Европейским Союзом в сфере просвещения.
Действующими являются такие программы как SOCRATES, European Youth и
LEONARDO DA VINCI. Основной задачей данных программ является обмен
информацией, студентами и программами между Эстонией и Европейским Союзом.
Министерство просвещения уделяет значительное внимание на развитие
таких программ. Так в уже упоминавшейся стратегии развития народного
образования в Эстонии одним из пунктов является дополнительное
строительство 2000-3000 мест в Таллинне и Тарту для осуществления обмена
студентами. Эстония также собирается запросить Европейский Союз о повышение
совместного финансирования образования в Эстонии до 50-75% в сфере высшего
специального образования.
Кроме иностранные организации отдельно или совместно с министерством
просвещения предлагают программы стипендий для успешных студентов.
Действующими являются стипендия в рамках сотрудничества в Европейским
Союзом, стипендия Visby и программа обмена в сотрудничестве с Швецией для
магистров и докторов, программа обмена и стипендия Германской академии наук
для студентов и преподавателей, программа обмена Robert Bosch Fund для
преподавателей немецкого языка, а также степендии из Дании, Польши,
Венгрии, Швейцарии, Исландии и Японии.
Дополнения к Закону о народном образовании
За время действия основного Закона парламентом Эстонской Республики
били приняты рад дополнений, поправок, а также новых законов напрямую
связанных с темой образования.
Так 2 июня 1993 года Парламент принял «Закон о частных учебных
заведениях». Были определены возможные типы частных учебных заведений, а
также основное отличие от остальных учебных заведений. Согласно Закону
частное учебное заведение основывается на собственности частного или
юридического лица. Порядок использования имущества частного учебного
заведения устанавливается владельцем данного заведения в уставе.
Финансирование происходит за счет получаемых денежных средств от уплат за
учебу, поступлений из целевых фондов, пожертвований от учреждений,
предприятий, организаций и частных лиц, выполнения договорных работ, а
также пособий из государственного и местного бюджетов. Закон был дополнен и
принят заново 3 июня 1998 года, однако он не несет в себе глобальных
изменений предыдущей редакции.
9 июня 1993 года был принят «Закон о дошкольных детских учреждениях».
Закон определяет дошкольные детские учреждения как предоставляющие
возможность присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста и получения
ими дошкольного образования.
Закон об основной школе и гимназии от 15 сентября 1993 года
устанавливает правовой статус и порядок работы основной школы и гимназии,
находящихся в собственности государства и местного самоуправления (в
муниципальной собственности).
14 июня 1995 года был принят «Закон о профессиональных учебных
заведениях», задачами которго являются установление порядка учреждения,
объединения, разделения и прекращения деятельности профессиональных учебных
заведений. Закон был пересмотрен и принят во второй редакции 17 июня 1998
года.
Прикладные высшие учебные заведения подчинены Закону принятому 10 июня
1998 года, который устанавливает основания учреждения, преобразования,
деятельности и прекращения деятельности данного типа учраждений.
Парламентом были также проведены незначительные поправки к основному
закону об образовании 9 февраля 1994 года и 4 ноября 1997 года. Обе
поправки незначительные корриктировки текстов статей первой редакции.
Особого внимания заслуживают принятый 12 января 1995 года «Закон об
университетах», с последующими дополнениями от 26 июня 1996 года. Он
определяет схему финансирования определенную для Министерства образования и
источники денежных поступлений. Закон также затрагивает новые понятия
учебного кредита и бюджета университета. Бюджет университета составляется
по всем расходам и доходам университета. Доходы, поступающие помимо
государственного бюджета, направляются в бюджет университета и
распределяются через него. Об исполнении бюджета составляется отчет,
утверждаемый советом университета. Совет университета также одобряет проект
боджета и представляет его Министерству образования.
Старейший университет Эстонии также не был обойден вниманием
законодателей и 16 февраля 1995 года был принят соответствующий закон. Был
определен правовой статус Тартуского университета в отношениях с
государственными институтами. Законом была установлена автономия
университета, а также особенности оснований и организации деятельности по
сравнению с другими государственными университетами. Так в частности
учреждения университета каковыми являются клиника, библиотека, ботанический
сад, музеи обладают правами юридических лиц и действуют на основании
уставов, утвержденных советом университета. Тартуский университет является
собственником своего имущества распоряжается им в объеме и порядке
установленных своим уставом. Однако имущество клиники при Тартуском
университете отражается в отдельном балансе и университет не отвечаетпо
имущественным обязательствам клиники. Финансирование учебной деятельности
университета происходит из государственного бюджета, а также за счет платы
за обучение и других поступлений. Лечебная деятельность
клиникифинансируется на одинаковых с государственными больницами основаниях
с учетом специфики, вытекающей из учебной деятельности. Отчет о выделенных
из государственного бюджета средств на диагностику и лечение клиника
представляет в Министерство финансов и в Министерство социальных вопросов.
Учебный кредит
Важным дополнением к Закону о народном образовании было принятием
статьи 9 «Учебный кредит». В соответствие с этим студенты, магистранты и
докторанты, обучающееся на территории Эстонии в дневной форме, имеют право
на получения данного кредита. Особенностью его является то, что государство
выступает в качестве гаранта по кредиту в объеме установленном
Правительством Эстонской Республики. Получатель кредита уплачивает
кредитному учреждению с гарантированной государством суммы учебного кредита
5 процентов в год. Разность между указанным и коммерческим процентами
уплачивает кредитному учреждению государство на условиях, установленных
договором. Предоставляемый кредитным учреждением учебный кредит должен быть
дополнительно гарантирован двумя гражданами Эстонии или находящимся в
Эстонии недвижимым имуществом.
Система здравоохранения в Эстонской Республике
Система здравоохранения в Эстонской Республике основана по принципу
медицинского страхования. Медицинское страхование- это гарантированная
государственная система целью которой является сохранение здоровья
населения Эстонской Республики, выплату страхового пособия по беременности
и родам, покрытие расходов в соответсвии с законом на лечение и в связи с
временной нетрудоспособностью, обусловленной заболеванием или увечьем.
Организация медицинского страхования
Медицинское страхование организуют Центральная больничная касса и
региональные больничные кассы. Взносы обязательного медицинского
страхования уплачивают все работодатели, хуторские семьи, частные лица,
занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе на
основании разрешения на трудовую деятельность. Из взносов обязательного
медицинского страхования покрываются расходы на медицинское страхование
работополучателей, работодателей, членов хуторской семьи, частных лиц,
занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и остальных лиц
приравненных к застрахованным (см. таблица 2).
Задачи больничной кассы:
* ведение учёта членов больничной кассы;
* оплата медицинских обследований и услуг;
* выплата возмещения (не полученной заработной платы) в результате
временной нетрудоспособности из-за заболевания или увечья;
* выплата возмещения в случае беременности, родов и ухода за заболевшим
членом семьи;
* компесация стоимости лекарств, выписываемых на льготных условиях.
Больничная касса оплачивает стоимость медицинских услуг, выплачивает
возмещение и компенсирует лекарства, выписываемые на льготных условиях,
только в случае действительного медицинского страхования.
Медицинским страхованием охвачены:
* лица, за которых работодатель платит социальный налог;
* предприниматели-физические лица, которые сами платят социальный налог со
своих доходов;
* лица, приравненные к застрахованным (см. таблицу 2).
Медицинское страхование действительно, если застрахованный принят на учёт в
больничной кассе по месту жительства.
Поскольку наличие гражданства Эстонской Республики необязательно,
медицинским страхованием могут быть также охвачены работающие в Эстонии
иностранцы, не имеющие гражданства Эстонской Республики, имеющие легальный
источник дохода и/или временный вид на жительство в Эстонии, а также
платящие социальный налог.
Таблица 1
Документы, необходимые для принятия на учёт в больничной кассе
|1. Работник, занятый на |представленный работодателем список |
|основном месте работы или |работников; документ, подтверждающий|
|работающий по |постоянное или главное место |
|совместительству |жительства; паспорт |
|2. |заявление; копия выданной налоговым |
|Предприниматель-физическое|департаментом по месту жительства |
|лицо |справки о том, что предприниматель |
| |принят на учёт как плательщик |
| |авансовых платежей; документ, |
| |подтверждающий постоянное или |
| |главное место жительства; паспорт |
Работодатель предоставляет документы за работника.
Дети, моложе 18 лет и учащиеся/студенты, обучающиеся стационарно,
могут быть приняты на учёт в больничной кассе на основании списков
работодателя матери/отца или учебного заведения.
Если застрахованный не проживает по адресу, указанному в паспорте, на
основании личного заявления он может определить постоянное или главное
место жительства.
Об изменении личных данных больничную кассу следует ставить в
известность в течение 15 календарных дней.
Выданная больничной кассой членская карточка подтверждает членство в
больничной кассе. В случае окончания медицинского страхования членскую
карточку следует вернуть больничной кассе.
Лица, приравненные к застрахованным:
* состоящие на иждивении застрахованного и проживающие вместе с ним члены
семьи (супруг/а , родитель/прародитель);
* лица, приравненные к застрахованному на основании закона (см. таблицу2).
Таблица 2
|Лица, приравненные к |Документы, необходимые для |
|застрахованному на основании |принятия на учёт в больничной |
|закона |кассе |
|1. Супруг(а), состоящий(-ая) на |Членская карточка больничной |
|иждевении |кассы застрахованного; |
| |свидетельство о браке; паспорт; |
| |трудовая книжка; заявление |
|2. Родитель/прародитель, |Членская карточка больничной |
|состоящий на иждивении |кассы застрахованного; |
|застрахованного |свидетельство о рождении или |
| |иной документ, подтверждающий |
| |родство; паспорт; трудовая |
| |книжка; заявление |
|3. Ребёнок, в возрасте до 18 лет|Свидетельство о рождении или |
| |паспорт |
|4. Учащийся/студент, обучающийся|Паспорт; справка, выданная |
|стационарно |учебным заведением; заявление |
|5. Родитель, опекун или |Решение об оформлении опёки или |
|попечитель ребёнка –инвалида в |попечительства; свидетельство о |
|возрасте до 18 лет или инвалида |рождении ребёнка; документ, |
|с детства |подтверждающий инвалидность; |
| |заявление |
|6. Ухаживающий за инвалидом I |Паспорт; решение об оформлении |
|группы |ухода; документ, подтверждающий |
| |инвалидность; заявление |
|7. Неработающее лицо, |Свидетельство о рождении |
|воспитывающее ребёнка в возрасте|ребёнка; паспорт и трудовая |
|до 3 лет |книжка родителя или опекуна; |
| |заявление |
|8. Беременная |Паспорт; справка, выданная |
| |лечащим врачом; заявление |
|9. Пенсионер |Список, предаставленный |
| |пенсионным департаментом, или |
| |пенсионное удостоверение и |
| |паспорт |
|10. Лицо, зарегистрированное |Паспорт; карточка безработного |
|безработным | |
|11. Военнослужащий |Список, представленный |
| |соответствующим ведомством |
Источником дохода медицинского страхования является социальный налог.
Социальный налог платят:
* работодатели с выплаченной работникам зарплаты и иных выплат;
* предприниматели-физические лица с дохода, полученного от
предпринимательства.
Ставка социального налога – 33 % от облагаемой налогом суммы. Ставка
социального налога, перечисляемого в бюджет медицинского страхования,
составляет 13 % .
Основные финансовые показатели по государственному медицинскому страхованию
за 1992-1998
|(в тыс. ЕЕК) | | | | | | | |
| |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |
| |факт |факт |факт |факт |факт |факт |факт |
|Часть соц.налога в |438861|104881|169218|213139|2563736|314277|342500|
|мед.страховании | |7 |8 |0 | |2 |0 |
|Часть соц.налога в |281 |677 |1092 |1421 |1737 |2129 |2397* |
|мед.страховании на жителя | | | | | | | |
|Купленные мед.услуги |324 |666 |983 |143333|1863979|206451|254761|
| |745 |279 |777 |4 | |5 |3 |
|Мед.услуги на жителя |208 |430 |635 |956 |1263 |1398 |1783* |
|Компенсация по лекарствам |5 498 |55 576|97 209|110 |146231 |254268|225000|
|застрахованным | | | |468 | | | |
|Компенсированные лекарства |3.52 |35.9 |62.72 |73.66 |99.05 |172.23|157,44|
|на жителя | | | | | | |* |
|Компесация болевшим (80%) |56 592|156 |246 |380 |460077 |552022|596600|
| | |311 |829 |238 | | | |
|Компесация болевшим на |36.23 |100.96|159.27|253.52|311.64 |373.92|417,47|
|жителя | | | | | | |* |
* начиная с 1998 года деньги насчитываются с расчёта на одного
застрахованного
Как видно из данной таблицы поступления в доходов от медицинского
страхования неуклонно росли. Так с 1992 года они выросли с 438 861 тысяч
ЕЕК до 3 425 000 тысяч ЕЕК, что составило чуть менее 800% за 6 лет. Это
представляет собй чрезвычайно удачное развитие ситуации в республике. Хотя
Эстонии потребуется еще некоторое время для дого чтобы достичь показателей
Европейского уровня, однако уровень качества медицинских услуг, а также
качества медицинских препаратов является одним из лучших в Восточной
Европе.
Динамика роста социального налога на одного человека
[pic]
Основные финансовые показатели по государственному медицинскому страхованию
в сравнении относительно предыдущих лет
|(в тыс. ЕЕК) | | | | | | | |
| |1992|1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |
| |факт|факт |факт |факт |факт |факт |бюджет|
|Часть соц.налога в |4388|104881|169218|213139|25637|31427|342500|
|мед.страховании |61 |7 |8 |0 |36 |72 |0 |
|Возрастание относительно | |609956|643371|439202|43234|57903|282228|
|предыдущего года | | | | |6 |6 | |
|в %-тах | |138.99|61.34 |25.95 |20.28|22.59|8.98 |
| | | | | | | | |
|Купленные мед.услуги |3247|666279|983777|143333|18639|20645|254761|
| |45 | | |4 |79 |15 |3 |
|Возрастание относительно | |341534|317498|449557|43064|20053|483098|
|предыдущего года | | | | |5 |6 | |
|в %-тах | |105.17|47.65 |45.70 |30.04|10.76|23.40 |
| | | | | | | | |
|Компенсация по лекарствам |5498|55576 |97209 |110468|14623|25426|225000|
|застрахованным | | | | |1 |8 | |
|Возрастание относительно | |50078 |41633 |13259 |35763|10803|-29268|
|предыдущего года | | | | | |7 | |
|в %-тах | |910.84|74.91 |13.64 |32.37|73.88|-11.51|
| | | | | | | | |
|Компесация болевшим |5659|156311|246829|380238|46007|55202|596600|
| |2 | | | |7 |2 | |
|Возрастание относительно | |99719 |90518 |133409|79839|91945|44578 |
|предыдущего года | | | | | | | |
|в %-тах | |176.21|57.91 |54.05 |21.00|19.98|8.08 |
Рост расходов за последние 6 лет можно рассматривать с разных сторон. С
одной повышение расходов требует постоянного повышения поступлений от
налога на медицинское страхование, а с другой стороны как уже упоминалось
возможность покрывать более дорогие расходы приводит к тому что медицинские
учреждения могут оказывать более качественные услуги своим пациентам и
обеспечивать врачам более высокую компенсацию их труда. Как видно из
следующего графика хотя наблюдался рост расходов на медицину однако
структурно схема расходов не изменилась.
Динамика расходов кассы медицинского страхования
[pic]
Бюджет государственного медицинского страхования принимает парламент.
Государственный бюджет на 1998 год.
Бюджетный остаток на начало года 200 000 000
|I. Доход | |
|1. Социальный налог |3 425 000 |
| |000 |
|2. Прочие поступления |30 000 000|
|Всего приход |3 455 000 |
| |000 |
| | |
|II.Расход | |
|1. Лечение всего |2 552 613 |
| |000 |
|в том числе: | |
|1.1. улучшение здоровья |14 000 000|
|1.2. профилактика заболевания |60 000 000|
|в том числе: | |
|1.2.1. Тестор для диабетиков |2 000 000 |
|1.3. Медицинские услуги |2 452 613 |
| |000 |
|в том числе: | |
|1.3.1. Зарплата интернантам и соц.налог |9 600 000 |
|1.4. восстановительное лечение |20 000 000|
|1.5. послеоперационные вспомогательные средства|6 000 000 |
|в том числе: | |
|1.5.1.Ср-ва по уходу за раковыми больными |2 000 000 |
|1.5.2. Контактные линзы для новорожденных , а |500 000 |
|также больных керотопатией и кератоконусом | |
|1.5.3. Первичные протезы для ампутированных в |3 500 000 |
|ходе хирургических вмешательств рук и ног | |
|2. Компенсации |596 600 |
| |000 |
|3. Всего лекарства |234 000 |
| |000 |
|а именно: | |
|3.1 Компенсация по лекарствам застрахованным |225 000 |
| |000 |
|3.2 Компенсация по лекарствам больницам |9 000 000 |
|4. Расходы, связанные с внешними договорами по |3 000 000 |
|мед.страхованию | |
|5. Расходы по деятельности больничной кассы |33 837 000|
|а именно: | |
|5.1. Центральная больничная касса |3 384 350 |
|В том числе зарплата и соц.налог |1 788 000 |
|5.2. Региональные больничные кассы |30 452 650|
|В том числе зарплата и соц.налог |19 147 300|
|6. Инфотехнология |12 000 000|
|7. Бланки и печатные издания |5 000 000 |
|8. Развитие и выработка нормативных документов |500 000 |
|по медицинскому страхованию | |
|9. Надзор мед.страхования |500 000 |
|10. Извещения мед.страхования |250 000 |
|11. Расходы по переходу к системе выплат |2 700 000 |
|возмещаемых платежей через больничную кассу | |
|В том числе зарплата и соц.налог |1 520 000 |
|Всего расходы |3 441 000 |
| |000 |
Бюджетный остаток на конец года 214 000 000
Центральная больничная касса опубликовала также краткое пояснение к
бюджету на 1998 год. Как упоминалось ранее размер взноса обязательного
медицинского страхования работодателей, действующих на административной
территории уезда или республиканского города, равен 13%. Он исчисляется со
всех денежных сумм и натуральной платы, выплаченных работодателем частным
лицам, а также со всех введённых в пользу частных лиц отчислений. Эта так
называемая часть уплаченного социального налога поступает в доход бюджета
государственной больничной кассы. Министерство финансов запланировало
получить доход с налогооблажения около 27,320 миллиардов крон. Медицинского
страхования предполагалось должно было слставить 96,43% от этой суммы.
Доходная часть бюджета государственного медицинского страхования
варируется в течение всего года. Обычно денежная разница образовывается
между расчётными счетами больничной кассы и медицинских учереждений, а
также по причине предоплат, осуществляемых на основе договоров с аптеками.
Прочие поступления составляют банковские проценты, начисляемые на
депозитные суммы денег на расчётных счетах больничной кассы, а также от
возврата ссуд, выданных в прошлые года медицинским учереждениям для
приобретения дорогостоящей аппаратуры.
Основная часть запланированных расходов, а точнее 74,2%, происходит из
профилактики незастрахованных больных, а также из расходов, связанных с
исследованиями в области здоровья и лечения.
Выплаты возмещения по обязательному медицинскому страхованию
Медицинское страхование Эстонии руководствуется принципом солидарности:
* стоимость медицинских услуг, необходимых человеку в случае заболевания,
которые оплачивает больничная касса, не зависит от размера социального
налога, уплаченного конкретным человеком;
* из социального налога, уплаченного работающим населением, больничная
касса оплачивает также медицинские услуги, оказанные людям, не имеющим
трудовых доходов ( лица, приравненные к застрахованным , см. таблицу 2 ).
При исчесление размера возмещения за основу берется исчисленный по
утвержденной инструкции доход за один календарный день, полученный в
течение шести календарных месяцев, предшествующих календарному месяцу
первого оформленного врачом страхователю освобождения от работы.
Размер возмещения за доход одного календарного дня составляет:
* в случае стационарного лечения, карантина и протезирования в больнице –
60 процентов;
* в случае стационарного лечения – 65 процентов;
* в случае амбулаторного лечени или карантина – 80 процентов;
* в случае ухода за больным членом семьи на дому 80 процентов;
* в случае ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, если мать ребенка больна
или находится в больнице в связи с родами – 80 процентов;
* в случае отсутствия на работе по сотоянию здоровья на основании личного
заявления – 80 процентов;
* в случае трудового увечья по вине работодателя, связанного с работой,
иного повреждения здоровья, профессионального заболевания,
нетрудоспособности, возникшей в связи с защитой интересов государства или
общества и с пресечением преступления, независимо от организации лечения
100 процентов;
* в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет – 100 процентов;
* в случае беременности и родов, а также усыновления ребенка в возрасте до
одного года – 100 процентов.
С суммы возмещения, выплаченной в случае возникшего у страхователя по
вине работодателя трудового увечья, связанного с работой с данного
повреждения здоровья или сопровождающей профессиональное заболевание
временной нетрудоспособностью, больничная касса взыскивает с работодателя
помимо суммы взноса на обязательное страхование также ту часть суммы,
которая отвечает степени виновности работодателя в возникновении
нетрудоспосоности.
Ущерб, причененный вследствие профессиональной ошибки медицинского
работника, возмещается страхователю больничной кассой. В случае
необходимости больничная касса организует экспертизу для установления
профессиональной ошибки и взыскивает сумму возмещения с причинившего ущерб
учреждения здравоохранения или медицинского работника.
Возмещение по обязательному медицинскому страхованию, не полученное
страхователем в связи с его смертью, выплачивается наследникам и в состав
наследства не включается.
Ограничения выплаты возмещения
В случае временного перехода на другую работу по состоянию здоровья
возмещение страхователю исчисляется и ваплачивается в размере, который
вместе с зароботком за данный период не должен превышать размера заработной
платы, полученного до перевода на другую работу.
Страхователю не исчесляется и не выплачивается возмещение в случае, если:
* Период временной нетрудоспособности начинается и кончается во время
отпуска без сохранения заработной платы или частично оплачиваемого
отпуска по уходу за ребенком, а также отпуска по беременности и родам
или по уходу, оформленного листком нетрудоспособности.
* Болезнь, связанное с работой повреждение здоровья или несчастный случай,
вызванный установленным судом злонамеренным поведением самого
страхователя, зафиксированным врачом алкогольным, наркотическим или
токсическим опьянением, или игнорированием страхователем предписаний
врача, в результате чего затруднено выздоровление;
* Страхователь в период нетрудоспособности без уважительных причин не
явился в назначенное врачом время к нему на прием, хотя был осведомлен
об этом. Врач делает в листке по болезни соответствующую отметку, и за
дни, последующие за указанным днем возмещение не выплачивается;
Заключение
Данная работа исследует политико-экономическое отношение Эстонской
Республики к вопросам народного образование и медицины. После
восстановления независимости Эстония достигла серьезных успехов в деле
реформирования данных областей. Хотя были проведены многочисленные реформы
в экономике и возрождение рыночных отношений, но была продолжена социально-
ориентированная политика. Был и продолжает использоваться опыт европейских
стран, а также основой всей политики является скорейшая интеграция Эстонии
в Европейское Сообшество. Различные организации, как государственные так и
частные, своими действиями стимулируют эту идею. Многие местные и
зарубежные аналитики прогнозируют, что при дальнейшем проведении таклй
политики и продолжении тесного сотрудничества с развитыми странами
Эстонская Республика сможет занять свое достойное место в мировом
сообшестве.
Библиография
1. Закон о Тартуском университете, Парламентские Ведомости N. 21, 06.03.95
2. Закон о дошкольных детских учреждениях, Парламентские Ведомости N. 38,
23.06.93
3. Закон об университетах, Парламентские Ведомости N. 16, 31.01.95
4. Закон о частных учебных заведениях, Парламентские Ведомости N. 32,
14.06.93
5. Закон об основной школе и гимназии, Парламентские Ведомости N. 41,
24.09.93
6. Закон о частных учебных заведениях, Парламентские Ведомости N.42-43,
03.06.98
7. Закон о профессиональных учебных учреждениях, Парламентские Ведомости N.
46, 03.07.95
8. Закон о внесении изменений в Закон Эстонской Республики о народном
образовании, Парламентские Ведомости N. 16, 21.02.94
9. Закон о дополнении Закона Эстонской Республики о народном образовании,
Парламентские Ведомости N. 60, 04.11.97
10. Закон о прикладных высших учебных заведениях, Парламентские Ведомости
N.44, 30.06.98
11. Закон о профессиональных учебных заведениях, Парламентские Ведомости
N.41, 17.06.98
12. Закон о внесении изменений ов Закон об университетах, Парламентские
Ведомости N.50-51, 10.07.96
13. Закон о внесении изменений в Закон о народном образовании, “Учебный
кредит”, Парламентские Ведомости N.35, 21.05.97
14. Документы Министерства народного образования ЭР опубликованные на
Интернете, www.ee/HM/
15. Порядок исчисления и выплаты возмещения по обязательному медицинскому
страхованию, Парламентские Ведомости N.41, 08.11.91 и постановление
Правительства ЭР от 20.05.97 об изменениях и дополнениях к основному
порядку
16. Закон о медицинском страховании, Парламентские Ведомости N. 23,
23.04.91
Постановление Верховного Совета Эстонской Республики о введении в Закона
Эстонской Республики о медицинском страховании, Парламентские Ведомости N.
23, 12.06.91
Положение о больничной кассе, Парламентские Ведомости N.41, 08.11.91
Данные опубликованные Центральной Больничной кассой на Интернете,
www.сsf.ee
17.