Правосознание: понятие, структура и роль в правовой системе
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету “Теория государства и права”
ТЕМА № 10
“Правосознание: понятие, структура и роль в правовой системе”
г. Ростов-на-Дону
1997г.
ПЛАН:
Введение.
1. Понятие правосознания, его структура и функции.
2. Роль правосознания в правовой системе.
3. Правовая культура: понятие и структура.
4. Правовое воспитание как средство формирования правосознания.
5. Правосознание и правовая культура работников органов внутренних дел.
Заключение.
Литература.
ВВЕДЕНИЕ.
Правосознание представляет собой основу и органическую составную
часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло
на заре развития человечества вместе с формированием государства в
раннеклассовых обществах и развивалось вместе с ним. Правовые системы
современности имеют свои истоки в правовой мысли и юридической практике
древних цивилизаций Греции, Рима, Древнего Востока, Индии, Китая.
Рабовладельческий строй, феодализм, утверждение и развитие буржуазного
общества нашли отражение в системе права, правосознании, юридической науке.
На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного
сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические,
культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим
сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.
1. ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ,
ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.
Правосознание есть система чувств, эмоций, взглядов, идей, теорий,
традиций, переживаний и других духовных проявлений, выражающих отношение
граждан как к действующему законодательству, юридической практике, правам,
свободам и обязанностям граждан, так и к желаемому праву. Правосознание
есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли
правовых установлений в сознании общества, личности. Правосознание есть
знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых
изменениях в праве, т.е. правосознание – не только результат отражения
объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему
государства.
Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений
людей, обеспечивающее сохранение целостности общества. Современное
правосознание народов выступает важным средством поддержания и развития
мирного и справедливого сотрудничества между государствами на международном
уровне. Закрепление в юридических актах, конституциях важнейших начал
политики государства, его институтов, политических прав и свобод граждан
служит одним из показателей того, что правосознание непосредственно
связано с политическим сознанием. Существуют и другие формы общественного
сознания. Это нравственное, национальное, эстетическое, религиозное
сознание. Особенность правосознания, как одной из форм общественного
сознания в следующем:
1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют
правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания
правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Но
прежде, чем получить выражение в правовых нормах, в практике их
применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить
правовую форму в виде правовых идей и представлений.
2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений
общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества
осуществляется посредством специальных юридических понятий и
категорий, таких как правомерность, неправомерность, правоотношение,
юридическая ответственность, законность.
В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: правовой
идеологии и правовой психологии.
1. Правовая психология, которая возникает под непосредственным влиянием
окружающей правовой действительности и является первой начальной
эмпирической ступенью правосознания. Правовая психология охватывает
совокупность правовых представлений, желаний, чувств, настроений,
характерных для конкретной социальной группы или общества в целом. Правовая
психология является наиболее непосредственным отражением жизненных
отношений людей, живущих в государственно-организованном обществе,
составляющих нации, народности, классы, группы населения. В формировании
правовой психологии социальной группы, общества в целом принимают участие
все члены этой группы, всего общества. При этом люди руководствуются своим
обыденным смыслом. Правовая психология понимается как отражение
непосредственного опыта участия людей в правовых отношениях, практического
участия в правовой сфере жизни общества. Правовая психология есть
правосознание практическое, основанное на правовых чувствах, переживаниях,
она связана с элементарным знанием правовых фактов, явлений, их оценкой,
выражаемых и в правовых чувствах, и в правовых навыках, привычках.
2. Правовая идеология – более высокий, научно-теоретический
концептуальный уровень правосознания, более глубокое осмысление людьми
правовой действительности. Именно здесь, на базе приобретенного, конкретно-
чувственного материала происходит окончательное оформление идеи
представления о правовой действительности. Правовая идеология дает
обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли
права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии принимают
участие ученые-правоведы, практические работники юридических учреждений,
политические деятели. По существу речь идет о формировании правосознания на
теоретическом уровне, в котором принимают участие профессионалы.
Из всего этого видно отличие правовой идеологии от правовой психологии:
1). Правовая идеология отражает правовую реальность при помощи идей,
представлений, теорий, а правовая психология проявлений (нравов, чувств,
эмоций).
2). Отражение общественного бытия в правовой идеологии происходит на уровне
теоретического научного осознания, теоретических знаний и оценок правовой
действительности, а в правовой психологии – на уровне обыденного,
повседневного сознания.
Функции правосознания – основные направления претворения
правосознания в жизнь:
1. Гносеологическая функция – характеризует познание правовых явлений
в объективной реальности.
2. Регулирующая функция – дает возможность путем сопоставления своего
поведения с требованиями правовых предписаний корректировать его.
3. Моделирующая функция – позволяет моделировать соответствующую
модель поведения.
1. РОЛЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ.
Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой
жизни общества:
1. Правосознание является необходимым фактором при создании норм права.
Ведь прежде чем получить выражение в юридических нормах, результатах
деятельности правотворческих органах, определенные интересы и потребности
людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы.
Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного
развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем
правосознания тех, кто создает правовые нормы.
2. Правосознание является важным и необходимым условием точной и полной
реализации правовых норм. Чем выше уровень правосознания граждан
государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое
правосознание обеспечивает добровольное осуществление правовых требований,
понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство
нетерпимости к нарушениям правопорядка.
Т. е. правосознание является важным фактором развития законодательства,
стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное
правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре
личности.
3. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА.
“Под правовой культурой – пишут Каминская В.И. и Рестинов А.Р., -
предлагается понимать систему овеществленных и идеальных элементов,
относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении
людей”.
В состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные
культурные комплексы:
1. право как система норм, выражающих государственные веления;
2. правоотношения, т.е. система общественных отношений, , регулируемых
правом;
3. правовые учреждения как система государственных органов и общественных
организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение
права;
4. правосознание, т.е. система духовного отражения всей правовой
действительности;
5. правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и противоправное.
К этому перечню, несмотря на его широту, надо, думается, добавить
критерии политической оценки права и правового поведения, правотворческую
деятельность, правовую науку.
Очевидно, правовая культура представляет явление исключительно сложное
по своей внутренней структуре и богатству социальных связей. Она не
сводится к знанию законов, норм права, хотя и предполагает его в качестве
обязательного условия. Правовая культура включает помимо правосознания еще
и уровень правоисполнительной деятельности в интересах обеспечения и
упрочнения правопорядка и законности.
В заключении можно сказать, что наряду с обоснованно подчеркиваемой
стороной правовой культуры – знанием и соблюдением правовых норм – имеет
важнейшее значение ее содержательный аспект, заключающийся в том, что
исполнение правовой нормы служит охране и реализации объективно
существующих классовых интересов.
4. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ.
Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на
правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков.
Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в
то же время законопослушных граждан. Однако в современных условиях
участились случаи деформации правосознания. Наиболее мягкая форма искажения
правосознания – правовой инфантилизм – заключается в несформированности,
недостаточности правовых знаний и установок. Вторая форма – правовой
нигилизм, т.е. осознанное игнорирование требований законов, исключая,
однако, преступный умысел. И третья форма – феномен и его перерождение,
т.е. игнорирование права, других социальных норм и общественной морали,
другими словами – “беспредел”.
Эти проявления социального зла необходимо преодолеть, и одной из
важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма,
социальной апатии являются меры по правовому воспитанию граждан.
Воспитание правового сознания в органической связи с началами
нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс
повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и
справедливости.
Очень актуальными в настоящее время являются вопросы соотношения
законности и свободы личности, прав человека и его гражданской
ответственности, развития демократии. Очевидно, что демократия, законность
права человека не совместимы с анархией, вседозволенностью, произволом.
Свобода человека в ее нравственных и правовых нормах означает такой вариант
поведения лица, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных
интересов сочеталась бы с уважением интересов других лиц, общества,
государства.
Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения
нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том
числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. В наблюдениях над
жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых событиях и
бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими
оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства
молодых граждан. В правовом воспитании большая роль принадлежит
художественной литературе, средствам массовой информации. Воспитание в духе
права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием
позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой
активности личности, в ее правовой культуре. Правовая культура личности
выражается в овладении ею, основами юридических знаний, в уважении к
закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании
социальной, юридической ответственности, в непримиримости к
правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а
также обязанностей перед государством и обществом является составной частью
правовой культуры. В теории и методике правового воспитания выделяется
тройственная иерархия целей в деятельности, направленной на формирование
комплекса специфических качеств личности в правовой сфере
жизнедеятельности:
1. ближайшая цель – формирование системы правовых знаний;
2. промежуточная цель – формирование правовой убежденности;
3. конечная цель – формирование мотивов и привычек правомерного
социально активного поведения.
Можно также сказать, что сутью правового воспитания является
формирование установки на согласование своих ожиданий, устремлений с
интересами и ожиданиями общества. А также убежденности в том, что он
найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных
интересов, что государство справедливо требует от него выполнения
возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами,
равен со всеми перед законом и судом. Правовое воспитание призвано
обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и
ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей
правовой системе.
4. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.
Реализация прав личности в обществе включает их охрану и защиту,
необходимую для наиболее полного и беспрепятственного осуществления
политических, социально-экономических и личных прав, свобод и обязанностей
граждан.
Правоохранительные функции в обществе выполняют суд, прокуратура,
органы внутренних дел и другие органы, уполномоченные на то законом.
Правоохранительные органы способствуют укреплению законности и
правопорядка, предупреждению и искоренению преступлений, охране интересов
общества, прав и свобод граждан в духе неуклонного соблюдения Конституции и
законов.
Правовая культура должностных лиц правоохранительных органов
отличается от правовой культуры других граждан более полными правовыми
знаниями, умением применять их на практике.
Правовая культура работников органов внутренних дел означает:
1. знание действующего законодательства как необходимое условие
соблюдения законности, правильного использование обязанностей
работниками этих органов, гарантия осуществления работниками этих
органов, гарантия осуществления прав и свобод граждан;
2. уважение правовых требований, убеждение в правильности и
необходимости правовых предписаний;
3. привычное отношение к соблюдению закона, при котором работник
органов внутренних “не задумывается каждый раз над тем, надо или не
надо выполнять требования закона, он воспринимает эти требования
как должное в силу того, что формальная необходимость выполнять
закон перешла в его внутреннюю потребность”.
Требования к деятельности работников органов внутренних дел, связанные
с необходимостью формирования их правовой культуры, повышается в настоящее
время, когда особенно возросла их ответственность за укрепление порядка и
дисциплины за защиту прав граждан, интересов государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению
отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев
произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных
правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью
являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего
невозможно построить гражданское общество и правовое государство.