Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Происхождение государства и права

Происхождение государства и права

Российская Федерация

Московский открытый социальный университет

Калмыцкий филиал

Юридический факультет

Курсовая работа по ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема: Происхождение государства и права

научный руководитель:___________

______________________________

исполнитель: студент 1 курса заочной

формы обучения Железная Людмила

Николаевна

Элиста, 1998 г.

ПЛАН

Введение

I. Первобытнообщинный строй и родоплеменная организация общества.

II. Разложение первобытнообщинного строя и появление государства. Признаки

государства.

III. Происхождение права.

IV. Заключение.

Введение

Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении

государства - всегда лив в истории человеческого общества существовал этот

социальный институт или же он появился на определенном этапе развития

общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип

историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства и права,

его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных

форм жизни общества. Вот почему необходимо изучить характеристику сторон

первобытного общества, использовать данные археологии и этнографии,

антропологии истории социологических наук непосредственно изучающих это

общество.

В настоящее время благодаря успехам археологии и этнографии знание о

первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно

обогатилось.

Если в XIX - начале XX века исторические знания об общественном

развитии охватывало период примерно в 3 тыс. лет, то теперь к концу XX

века, история многих регионов насчитывает 10-12 тыс. лет, существует вполне

достоверное знание об этом историческом диапазоне в жизни человечества.

Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания

его исторических корней, того, в каких условиях оно возникло и как

развивалось.

Человечество прошло в своем развитии ряд этапов. Каждый из которых

отличался определенным уровнем и характером общественных отношений:

культурных, экономических, религиозных. Самым крупным, наиболее длительным

этапом в жизни человеческого общества было время, когда не существовало

государства и права в современном смысле слова. Этот период охватывает

первое тысячелетие от появления человека на земле, до возникновения

классовых обществ и государств. В науке за ним закреплено название

первобытного общества или общинно-родового строя.

Современная антропология доказала, что человек современного,

кроманьонского типа существует около 40 тыс. лет. В этот период

человеческий род совершал уже преимущественно не биологическую, а

социальную эволюцию. Между тем первые государственные образования появились

лишь около пяти тысяч лет тому назад. Отсюда следует, что десятки тысяч лет

люди современного типа существовали не зная государства. Первой клеточкой

человеческой самоорганизации была община или ее еще называют первобытно-

родовой общиной - род, племя, их объединения.

Возникновение родовой общины способствовали две основных причины:

развитие производственных сил и развитие семьи. Община стала складываться с

появлением у древних людей каменных и костяных орудий труда, изобретение

лука и стрел, развитием естественного разделения труда. Другой причиной

возникновения родовой общины явился переход от беспорядочных половых

отношений к групповому браку. При этой форме брачных отношений, существует

экзогамия - такой порядок, в соответствии с которым вступать в брак можно

только с членами другого рода. В данной ситуации было два экзогамных

родовых коллектива в рамках одного взаимобрачного объединения (так

называемая дуальная организация). У большинства народов мира родовой строй

проходит два основных этапа - матриархат и патриархат.

Матриархат, характерен для периода становления и первоначального

развития родового строя. Женщина занимает в этот период главенствующее

положение в родовой общине, так как она, во-первых, играет важную роль в

добывании средств к жизни, а во-вторых родство определяется только по

женской линии, и все члены рода считаются потомками одной женщины.

Патриархат, становится основной формой общественной организации позднее. Он

возникает с появлением общественного производства - земледелия,

скотоводства, плавки металлов. В этой ситуации мужской труд начинает

преобладать над женским.

Материнская община, род уступает место общине патриархальной, где

родство ведется по отцовской линии.

“Итак, первобытная родовая община представлена собой объединение людей

на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей

собственности на орудия труда и продукты производства. Из этих условий

проистекали равенство социального положения, единство интересов и

сплоченность членов рода. В общей собственности, не имевшей ни какой

юридической формы, первобытной общины находились определенный территории,

орудия труда, хозяйственная утварь, жилище. Производственные продукты, пища

- распределялись поровну всеми членами рода, с учетом заслуг каждого. Рода

могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом

сохранялась. В известном объеме существовало личное владение собственность

на оружие, украшения, и некоторые другие предметы. Производственные силы и

орудия труда были крайне примитивны: охота, собирательство продуктов

природы, рыбная ловля.

Организация общественной власти и система управления делами рода

соответствовали первобытно-коммунистическим отношениям. Орган общественной

власти при общественном строе являлись родовые собрания: старейшины, вожди,

военачальники выполнявшие свою функцию во время войны. Власть носила сугубо

общественный характер. Ее носителем являлась вся родовая община в целом;

которая также непосредственно формировала органы самоуправления. Высшей

властью было общее собрание /совет/ всех взрослых членов рода. Совет решал

все важные вопросы жизни общины, касающиеся производственной деятельности.

религиозных обрядов, разрешения споров между отдельными членами рода и т.д.

Специального аппарата, который занимался бы только управлением общими

делами рода не было. Повседневное управление делами родовой общины

осуществлял старейшина, избираемый на собрании всеми членами рода, как

мужчинами, так и женщинами. Власть старейшины, а также власть военачальника

и жреца не являлась наследственной. Они осуществляли на них полномочия

контролем собрания рода, и в любой момент они могли быть заменены другими

членами рода. Старейшины и выбираемые на время военных действий

военачальники - участвовали в производственной деятельности родовой общины

наравне с другими ее членами.

Общественная власть при первобытном строе была эффективной и

авторитетной. Она опиралась на сознательность всех членов рода и моральный

авторитет старейшин. В связи с этим можно привести характеристику

организации власти в первобытном строе обществе, которую указывал В.И.

Ленин: “Мы видим господство обычаев, авторитет, уважение, власть, которой

пользовались старейшины рода, видим, что эта власть признавалась иногда за

женщинами... но нигде не видим особого разряда людей, которые выделяются,

чтобы управлять другими в интересах, в целях управления постоянно видеть

известным аппаратом принуждения”.

Род являлся основной, самостоятельной общностью. Отдельные рода

объединялись в более широкие объединения - фратии. Фратия была

расчленившимся на несколько дочерних родов и объединившим их первоначальным

родом, указывающим на происхождение их всех от общего родоначальника.

Несколько родственных фратий составляли племя. Ф. Энгельс отмечал, что род,

фратия и племя представляли собой три естественно связанные друг с другом

степени кровного родства.

Власть во фратии и племени основывалась на тех же принципах что и в

родовой общине. Совет фратии представляли собой общее собрание всех ее

членов и в ряде случаев формировался из старейшин родов, входивших в

фратию. Во главе племени стоял совет, в которые входили представители

фратий - старейшины, военачальники, жрецы.

В поэмах Гомера видно, что греческие племена в большинстве случаев уже

объединены в небольшие народности, внутри которых роды, фратии и племена

сохранили свою самостоятельность. Организация у этих племен и мелких

народностей была следующей:

1. Постоянным органом власти был совет, в I-е, состоявший из старейшин

родов, позднее - из избирательных старейшин.

2. Народное собрание. Оно созывалось для решения важных вопросов, каждый

мужчина мог брать слово. Решение здесь принималось поднятием руки или

восхищением. Собранию принадлежала верховная власть в последней

инстанции.

3. Военачальник. У греков при господстве отцовского права должность

басилея переходила к сыну. Басилей, помимо военных исполнял еще

жреческие, судейские полномочия.

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения -

социальные нормы. Социальные нормы первобытного общества, как существующая

там власть, были продуктом исторических условий, которые не знали отношений

господства и порабощения. Социальные нормы выражали волю всех членов рода,

в силу чего, как правило, исполнялись добровольно. Никакого различия между

правами и обязанностями не существовало: право воспринималось как

обязанность, а обязанность, например, служба в ополчении или участие в

народном собрании, как право. И правом, и обязанностью явились также

кровная месть или коллективный труд, охота и т.д. Строгое соблюдение норм

было привычкой. Если же существовавшие правила нарушались отдельными

лицами, то принудительные меры исходили от всего рода в целом, как уже

говорилось.

К социальным нормам относились главным образом обычаи - исторически

сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате

многократного применения в течение длительного времени и стали естественной

потребностью людей. Обычаи были естественным порождением самого

первобытнообщинного строя, результатом и необходимым условием его

жизнедеятельности. Обычаи возникали в связи с общественной потребностью

охватить общими правилами ежедневно повторяющиеся акты производства,

распределения и обмена продуктов, создать такой порядок, при котором

отдельный человек был бы подчинен общим условиям производства. По моему

мнению, следует отметить тот факт, что некоторые, и притом весьма важные

обычаи первобытного общества, не могли быть ни открыты, ни изобретены, ни

даже порождены повторением известных процессов. Равенство всех членов

общества, включал женщин, которое представляется таким достижением сейчас,

вытекало из наличных отношений первобытнообщинного строя, как

естественноисторический результат сложения индивидов в первоначальные формы

коллектива. Равенство существовало потому, что не было почвы для

неравенства и последнее не сознавалось как нечто возможное, что не

исключало авторитета и признания особых качеств, выдвижения некоторых чем -

либо выдающихся индивидов. То же самое можно сказать и обычае общей

земельной собственности.

Общая собственность на землю и орудия труда, равенство членов общества

и кровная связь, лежащая в основе родов и племен, т.е. той всей

общественной структуры, которая пришла на смену орде, составляет в

совокупности действительное основание для всей массы обычаев, несмотря на

их разнообразие. Возможность закрепления обычаев, привил, навязанных

человеку в силу взаимной зависимости индивидов, между которыми поделен

труд, породили трудовые процессы, сформировав язык с его способностью к

общению, абстракциям.

Многие обычаи являлись одновременно нормами первобытной морали и

религии, были связаны отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов.

Например, естественное разделение функций в трудовом процессе и даже самое

простое разграничение обязанностей между мужчиной и женщиной, взрослым и

ребенком рассматривается одновременно и как обычай, и как норма морали, и

как веление религии.

Все значительные события в жизни человека также обставляются

торжественными обрядами и церемониями преимущественно религиозного

свойства. Отношение древних к религии и морали было иным, чем в пору

классового неравенства. В то время как христианство связывает поведение

человека с вознаграждением в потустороннем мире и тем самым примерят людей

с социальным строем, который оно защищает, религия древних, например

мифология греков и римлян, прямо и непосредственно связывало условия

земного благополучия (урожай, приплод скота и т.д.) с могуществом и

благожелательством данного бога или целого сонма богов. Поэтому, ритуальный

обряд, предшествующий началу полевых работ, был не просто актом

религиозным, но и производственным. От него ждали прямых выгод, и потому

пренебрежение деталями обряда рассматривалось как общественное бедствие.

Большое значение имели многочисленные запреты (табу), которые являлись

средством охраны обычая. Впервые обнаруженное у полинезийцев. Табу было

открыто затем у всех народов, находящихся на определенной ступени развития.

Возникшая на самой заре истории, табу сыграло огромную роль в упрочении

экзогамных порядков, в социальной регламентации полового режима вообще.

Благодаря табу первобытному обществу удалось добиться дисциплины,

обеспечившей добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало

охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного,

необоснованного уничтожения, оно обеспечивало данную форму разделения труда

и данные условия существования людей в коллективе. “Система табу

регламентировала в той или иной степени почти все стороны жизни

первобытного человека, как личной, так и общественной. “Охраняемая табу

регламентация имела в своей основе рациональный характер. “Мотивировка

таких табу религиозной идеологией, ясна и совпадает по своему содержанию с

основными регламентациями права и морали, но облачена в форму религиозного

запрета. “Примитивный человек очень боялся нарушить табу, ибо за это, по

его представлениям, верованиям, последует наказание духов”. “Т.о. табу

представляет собой не что иное, как религиозную форму, облекавшую реальное

содержание, особый род санкции; следующий за отклонение от господствующей в

обществе идеологии”. Само по себе табу не создает ни обычая, ни морали, но

оно с необыкновенной силой закрепляет обычай, защищает его.

Происхождение государства

|Родовая община |

|объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности |

|имущества и труда |

| |

|Организация общественной власти |

| |

|Собрание взрослых членов рода |

| |

|Военачальник (военный |Старейшина рода (вождь)|Жрецы |

|вождь) | | |

| |

|Особенности первобытной общественной власти |

| |

|Власть исходила от родовой общины, от всех взрослых членов рода |

| |

|Старейшины, военные вожди, жрецы избирались собранием членов рода, |

|осуществляли властные функции под его контролем, в любое время могли |

|быть смещены собранием |

| |

|Специальный аппарат, который бы занимался только управлением, не было |

В процессе длительного, но неуклонного развития производительных сил,

происходившего на протяжении всей истории первобытного общества, постепенно

создались предпосылки разложения его. По мере совершенствования орудий

труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышалась

производительность труда, культура, нравственность, становились более

разнообразными и противоречивыми интересы членов общества. Первостепенную

роль в развитии экономики и в переходе к качественно новому способу

производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену

естественному разделению трудовых функций между мужчинами и женщинами,

стариками и детьми. Ведь в ту пору оно не могло быть иным, слишком

несвоевременным еще были сами люди те орудия труда с помощью которых они

добывали себе средства к жизни. Далее, когда производительные силы

усовершенствовались, возникла возможность целыми племенами сконцентрировать

свои трудовые усилия в какой-то одной определенной сфере хозяйства. В

результате на смену естественному разделению труда пришли крупные

общественные разделения труда. Ф. Энгельс, характеризуя этот процесс,

показал, как развитие земледелия и скотоводства постепенно привело к тому,

что сначала наметилась, а затем и полностью осуществилась своеобразная

трудовая специализация отдельных племен, которые стали заниматься либо

земледелием, либо скотоводством. Произошло отделение скотоводства от

земледелия. Пастушеские племена выделились из общей массы населения

скотоводства обособилось в самостоятельную отрасль хозяйства. Это было

первое крупное общественное разделение труда приведшее к крупным переменам

в первобытнообщинном строе. Специализация пастушеских родовых общин и

племен в приручении скота и размножении стад дала мощный толчок развитию

экономически, привела к резкому возрастанию производительности труда.

Пастушеские племена начали получать гораздо больше масла, шкур, шерсти.

Производственная деятельность в сфере скотоводства, стала источником

накопления имущества, создания богатства, превращавшихся постепенно в

обособленную собственность домашних общин и отдельных семей. Рост стад

постепенно все больше опережал кормовые ресурсы оседлых земледельцев-

скотоводов. По мере увеличения поголовья скота его владельцам приходилось

все шире использовать подножный корм и там, где это было возможно,

передвигаться в поисках пастбищ. Часть оседлых племен в результате этого

перешла к полукочевому земледельческо-скотоводческому хозяйству. Скот

делается предметом обмена и за ним укрепляется функция денег. Значительно,

во все возраставших размерах, увеличивалось производство продуктов и в

области земледелия. И здесь шел процесс роста производительности труда,

накопления продуктов. Увеличение производства в основных отраслях экономики

привело к тому, что рабочая сила человека стала “способной производить

большее количество продуктов, чем это было необходимо для поддержания ее”.

Иными словами, в новых экономических условиях отдельные семьи или даже один

человек могли не только обеспечить себе необходимыми материальными благами,

но произвести продукта сверх того количества, которое было необходимо для

поддержания собственной жизни, т.е. создать “избыток”, прибавочный продукт.

Также увеличение производства, сделавшее рабочую силу человека способной

производить большее количество продуктов, чем это было необходимо для ее

поддержания, способствовало увеличению ежедневного количества труда,

приходившегося на каждого члена рода или отдельной семьи. Появилась

потребность в привлечении новой силы (рабочей). ЕЕ доставляла война: если

раньше военных убивали или принимали в состав рода, то теперь их стали

обращать в рабов. Т.о. уже после 1-го крупного общего разделения труда,

вследствие буйного развития производственных возникла частная собственность

и общество раскололось на классы. История свидетельствует, что первыми

рабовладельцами были повсеместно пастухи и скотоводы. Это объясняется тем,

что именно стада, составляющие в ту пору главное богатство, ранее других

ценностей переходили в собственность отдельных семей и лиц. Достижение в

промышленной деятельности особенно в плавке и переработке металлов,

привели к развитию ремесленного производства. Специализация в этой области

вызвала большой рост производства ремесленной продукции - литейного,

гончарного и др. Столь разнообразная деятельность не могла осуществляться

одними и теми же лицами, в силу чего ремесло отделилось от земледелия. Это

было второе крупное общественное разделение труда. На последующем этапе

общественного развития возникшие виды разделения труда упрочиваются, в

следствии обострения противоположности между городом и деревней. К этим

видам присоединяется 3-е общее разделение труда - решающего значения:

возникает класс, занимающийся уже не производством, а обменом продуктов, -

класс купцов, “который не принимал никакого участия в производстве,

захватывает в общем и целом руководство производством и экономически

подчиняет себе производителей, становится посредником между каждыми двумя

производителями эксплуатируемым их обоих.

Рабство, носившее спорадический характер, становится теперь

существенной составной частью общественной системы. Внедрение металла,

бронзы и меди, - а также переход к землепашеству, создав частное

хозяйство, сыграли решающую роль в разложении родовых отношений. К этому

периоду в собственность отдельных лиц переходит и земля, быстро растет

концентрация богатств в руках немногочисленного класса эксплуататоров и

наряду с этим увеличивается число бедняков, усиливается обнищание масс.

Классовые противоречия становятся все более непримиримыми. Переворот в

общественной жизни, выразившийся в постепенном переходе от бесклассового

общества классовому, сопровождался глубокими изменениями, происходящих в

органах родового строя, во всей родоплеменной организации. Семья получила

возможность самостоятельно вести хозяйство. Процесс формирования частной

собственности и связанный с ним переход от парного брака к моногамии

создали трещину в древнем родовом строе: отдельные семьи стали

хозяйственной единицей общества, силой, угрожающей противостоящей роду. С

распространением рабства росли противоречия и углубилась пропасть между

богатыми и бедными и семьями, разрушалась экономическая основа, на которую

опиралась родовая организация. Однако общественный характер власти и

управления, существовавший в роде, исчез не сразу. Появление имущественного

неравенства с наследованием имущества детьми (в противовес роду)... все

частное обращение военнопленных в рабов и т.д. относится к тому периоду

истории, когда первобытная демократия трансформировалась в военную

демократию - особую и последнюю форму древнего народоправия. Эта форма

включала в себя военного вождя, совет вождей и народное собрание. И хотя

роль народного собрания и других общественных институтов в этот период была

еще весьма значительна, органы родового строя начали постепенно устраивать

свои характерные черты. В этот период (древней истории) эпизодические войны

между племенами уступили место систематическому разбою на суше и на море;

война и организация для войны превратилась в регулярные функции народной

жизни. “Война, - писал Ф. Энгельс, - раньше вели только для того, чтобы

отомстить за нападение, или для того чтобы расширить территорию... ведется

теперь ради грабежа, становится постоянным промыслом”. Эти грабительские

войны все более усиливали власть военного начальника поначалу

незначительную, и мало-помалу эта власть становиться наследственной.

Первобытная демократия пришла в упадок. Органы родового строя постепенно

оторвались от своих корней в народе, т.к. родовое общество превратилось в

свою противоположность. Организация, выражавшая волю и служившая общим

интересам, превратилась в орудие господства и угнетения, направленное

против собственного народа. Род как общественная ячейка исчез,

функционирование его органов прекратилось. Первобытный строй уступает место

обществу, в котором происходила ожесточенная борьба антагонистических (сил)

классов. С общественным разделением труда, с распространением ремесел и

обмена, родовые поселки теряют свое старое единство, становятся местом

поселения иноплеменников, рабов, посторонних старому роду людей. Уходят и

не возвращаются коренные жители поселков родовых. Одни из-за отчуждения

принадлежащей им земельной собственности, другие - потому, что занятия

ремеслом или торговлей потребовали перемены местожительства (переселения в

город). Интересы ремесленников не совпадают с интересами купцов. Родовые

связи отступают на задний план: и купцы ремесленники принадлежат к разным

родам, племенам, а единство их интересов обусловлено не происхождением от

общего предка”, а профессией. Кроме того, сами родичи оказались

разделенными на бедных и богатых. В таких экономических условиях

родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Она не была

приспособлена для того, чтобы управлять делами такого общества, в котором

интересы индивидов стали несовместимыми. Поэтому требовался орган, который

смог бы обеспечить преимущество интересов (других) одних членов общества за

счет других. Координация общественных отношений в таких условиях теряет

свое равновесие. Общество, в силу его раскола на экономически неравные

классы людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна

с 1-ой стороны поддерживать интересы имущих, а с другой сдерживать

противоборство между ними и экономически зависимой частью общества. И такой

организацией выделившейся из общества, стало государство.

Государство - это единая политическая организация общества которая

распространяет свою власть на всю территорию страны и ее населения,

располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные

для всех веления и обладает суверенитетом. Причинами, которые вызвали

учреждение государства, являлись разложением первобытнообщинного строя,

появление частной собственности на орудия и средства производства,

разделение общества на враждебные классы - эксплуататоров и

эксплуатируемых. Основными причинами появления государства были следующие:

- необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его

усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием

производства, появлением новых отраслей, разделения труда, изменением

условий распределения общего продукта, ростом численности населения,

проживающего на определенной территории и т.п.

- необходимость организации крупных общественных работ, объединения в

этих целях больших масс людей. Это особенно проявилось в тех регионах, где

основой производства было поливное земледелие, которое требовало

строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии

и т.п.

- необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего

функционирование общественного производства, социальную устойчивость

общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему

воздействию со стороны соседних государств или племен. Это обеспечивается,

в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том

числе и принудительных, для того, чтобы все члены общества соблюдали нормы

зарождающегося прав, в том числе и те, которые воспринимаются ими как не

отвечающие их интересам, несправедливые.

- необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.

Существенное влияние на процесс государствообразование оказала религия.

Она сыграла большую роль в объединении отдельных родов и племен в единые

народы, в первобытном обществе каждый род покланялся своим языческим богам,

имел свой тотем. В период объединения племен династия новых властителей

стремилась утвердить и общие религиозные каноны. Появление государства

характерно тем, что образуется группа людей, занимающаяся только

управлением и применяющая этот особый аппарат принуждения. Ленина, давая

определение государству говорил, что государство есть машина для подавления

одного класса другим. Когда появляется такая особая группа людей, которая

только тем и занята, чтобы управлять, и которая для управления нуждается в

особом аппарате принуждения, подчинения чужой воли насилию - в тюрьмах,

особых отрядах людей, войске и пр. - тогда появляется государство.

Государство в отличие от социальной организации первобытнообщинного строя

отличалось следующими признаками:

1. Разделение поданных государства по территориальным единицам.

2. Учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает

непосредственно с населением.

3. Взимание налогов с населения и получение от него займов для

содержания аппарат государственной власти.

Отвлекаясь от содержательного анализа общих признаков государства,

выделенных и обоснованных представителями различных научных направлений, в

целом можно сказать, что формально они не противоречат друг другу.

Передовая общественная мысль пришла к выводу, что государство в отличие от

до государственной организации власти характеризуется единой территорией,

проживающим на ней населением и властью, которая распространяется на

население, проживающее на данной территории.

Одновременно с государством в обществе формируются и другие,

негосударственные политические организации (партия, союзы, общественные

движения), которые также оказывают значительное влияние на картину

общественной жизни. В этой связи важно выявить наиболее характерные

признаки государства, которые отличают его от негосударственных организаций

общества как в прошлом, так и в настоящем. Это позволяет ограничить

государство от других элементов политической системы общества, типизировать

особенности государств различных исторических периодов, решить вопрос о

преемственности прежних государственных институтов в современных условиях.

Государство в реальной действительности - это государство на определенной

ступени общественного развития, отличающееся от государств, которые

находятся на ранних или поздних ступенях развития. Но всем государствам

истории и современности присущи общие признаки. Каковы эти признаки?

Во-первых, государство представляет собой единую территориальную

организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная

власть распространяется на все население в пределах определенной

территории. Территориальное разделение населения в отличие от

кровнородственных связей между членами общества порождает новый социальный

институт - гражданство или подданство, иностранцев и лиц без гражданства.

Территориальный признак обуславливает характер формирования и деятельность

аппарата государства с учетом его пространственного деления. Осуществление

власти по территориальному принципу ведет к установлению его

пространственных пределов - государственной границы. Территориальный

признак связан и с федеративным устройством государства, в границах

которого проживает население, принадлежащее к различным нациям и

народностям. Государство обладает территориальным верховенством в пределах

своих границ. Это означает единство и полноту законодательной,

исполнительной и судебной властей государства над населением. Территория не

общественное, а естественное условие существования государства. Территория

не порождает государства. Она образует пространство, в пределах которого

государство распространяет свою власть. Т.о. и население, и территория

являются необходимыми материальными предпосылками возникновения и

существования государства. Нет государства без территории, нет государства

без населения.

Во-вторых, государство - особая организация политической власти,

которая имеет специальный аппарат управления обществом для обеспечения его

нормальной жизнедеятельности. Механизм государства является материальным

выражением государственной власти. Через систему своих органов государство

осуществляет руководство обществом, закрепляет и реализует режим

политической власти, защищает свои границы. К важным государственным

органам которые были присущи всем историческим типам и разновидностям

государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. Особое

значение в механизме государства занимали органы, осуществляющие

принудительные, карательные функции.

В третьих, государство организует общественную жизнь на правовых

началах. Правовые формы организации жизни общества присущи именно

государству. Без права, законодательства, государство не в состоянии

руководить обществом, обеспечивать реализацию принимаемых им решений.

В четвертых, государство предоставляет собой суверенную организацию

власти. Суверенитет государства - это свойства государственной власти,

которое выражается в верховенстве и независимого государства по отношению к

другим властям внутри страны, а также в сферах межгосударственных отношений

при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.

Суверенитет - собирательный признак государства. Он концентрирует в

себе все наиболее существенные черты государственной организации общества.

При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом

народа. Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому

решать свою судьбу, вопросы государственного и общественного развития,

формировать направление политики своего государства, состав его органов.

Понятие государственного суверенитета связано с понятием национального

суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на

самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного

государства.

Таковы наиболее общие признаки государства, характеризующие его как

специфическую организацию общества. Сами по себе они не дают полного

представления о сущности и социальном назначении государства в его

историческом развитии. Далее с совершенствованием общественной жизни,

самого человека, с его социальной политической зрелости изменялось

государство. Его общие признаки, в принципе оставаясь неизменными

наполняются новыми более рациональным содержанием. Уже тысячелетия люди

живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются

гражданами в пределах государства, подчиняются государственной власти,

сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями.

Естественно, что еще в древности они стали задумываться над вопросами о

причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые

разнообразные теории, по разному отвечающие на такие вопросы.

Множественность теории объясняется разными историческими и социальными

условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и

философских позиций, которые они занимали. Приведем несколько примеров

существующих теорий:

Теологическая теория была одной из первых теорий происхождения

государства и права, объясняющая их возникновение божественной волей.

Несмотря на свое религиозное содержание, и эта теория, возникшая еще в

древности, отражала определенные реальности. а именно теократические формы

первичных государств (власть жрецов, роль храма и т.д.). Теологическая

теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной

воли. В то же время она отстаивает идеи незыблемости подчинения

государственной воле как власти бога, но вместе с тем и зависимости

государства от божественной воли. Теологическую теорию нельзя доказать, как

и нельзя опровергнуть: ведь вопрос о ее истинности решается вместе с

вопросом о существовании Бога, т.е. это в конечном счете, вопрос веры.

Патриархальная теория возникла также в древности. Смысл ее в том, что

государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

Глава этой семьи становится главой государства. Его власть это продолжение

власти отца, монарх же является отцом всех подданных. ИЗ патриархальной

теории вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться

государственной власти. Напротив, установлено, что патриархальная семья

появилась вместе с государством в процессе разложения первобытного строя. К

тому же в обществе, в котором существует такая связь семьи, родственные

связи быстро разрушаются.

Органическая теория возникла в XIX в., в связи с успехами

естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались раньше. В

соответствии с органической теорией само человечество возникает, как

результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие

приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый

организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга,

управляет всем организмом, используя право как передаваемые мозгом

импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции, а господствующие

классы внешние. Некорректность органической теории определяется следующим.

Все сущее имеет разные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности.

Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами. И

так же как нельзя объяснить эволюцию животного мира, исходя лишь из законов

физики или химии, так невозможно и распространять биологические законы на

развитие человеческого общества.

Мне импонирует материалистическая (классовая) теория происхождения

государства, которое исходит из того, что государство возникло прежде всего

в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления

прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на

кланы с противоположными экономическими интересами. Как объективный

результат этих процессов возникает государство, которое специальными

средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов,

обеспечивая интересы экономически господствующего класса.

В.И. Ленин категорически выступал против тех, кто утверждал, что

государство есть орган примирения классов. Он писал “По Марксу государство

есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим”.

Суть классовой теории состоит в том, что государство возникло в результате

раскола общества на классы. Шершеневич Г.Ф. считает, что огромная заслуга

экономического фактора, благодаря которому “в конечном счете” можно увязать

“даже высокие и благородные чувства человека с материальной стороной его

существования”. “Во всяком строе, - продолжает Шершеневич, - экономический

материализм есть одно из крупных гипотез в учении об обществе, способную

лучше всего объяснить массу общественных явлений”.

Государство – явление чрезвычайно многогранное. Причины его

возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими,

психологическими, экономическими, социальными и другими. Их общее научное

осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории,

хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались и довольно успешно

(Платон, Бердеев, Кант, Гегель и др.).

Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения

общества и государства надо искать во всей совокупности закономерностей,

порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. И здесь главная

задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных подходов к

предмету исследования, а суметь интегрировать их объективно выводы в общую

теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем

разнообразии его проявления в реальной жизни.

В связи с этим имеют полное право на существование и органическая, и

психологическая, и классовая теория происхождения государства, поскольку

ими исследуются биологические и психологические особенности человека как

члена общества и гражданина государства, а общество и государство как

система взаимодействующих биологических видов, наделенных волей и

сознанием.

|Естественно-правовая (договорная) |

| |

|Государство возникло в результате общественного договора. |

|(Руссо) |

| |

|Материалистическая (классовая) |

|Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых |

|противоречий. |

|(Маркс, Энгельс, Ленин) |

| |

|Органическая |

|Общество и государство представляет собой общественный организм, |

|состоящий из людей, подобно тому как живой человеческий организм |

|состоит из клеток. |

|(Аристотель, Спенсер) |

| |

|Психологическая |

|Государство возникло в результате психологических потребностей людей |

|жить в рамках организованного общества, коллективного взаимодействия. |

|(Петражицкий) |

| |

|Теория насилия |

|Государство возникает в результате насилия внутреннего (экономического |

|и политического) и внешнего (завоевания одним народом другого) |

|(Дюринг, Гумплович, Каутский) |

Одновременно с возникновением государства шел процесс формирования

права. Право как особая система юридических норм и связанных с ним правовых

отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что

и государство. Право складывается первоначально из трансформируемых обычаев

прошлой эпохи, из судебных решений, которым придавалось значение общей

нормы, исходящих из органов власти. При первобытном обществе не было

необходимости в праве. Взаимоотношения (как уже говорилось выше) как внутри

рода, так и между родами и племенами регулировались обычаями, в которых

фиксировался опыт поведения, накопленный предыдущими поколениями, и которые

выражали совпадающие интересы членов рода. Соблюдение установленных обычаев

отвечало потребностям всего коллектива, было жизненно необходимым для

нормального течения жизни рода, и потому их обеспечение не требовало

специального аппарата принуждения. Всякое отступление о общепринятых

обычаев противоречило интересам рода и влекло за собой коллективное

осуждение нарушителя. Мерами воздействия по отношению к нарушителю служили

увещевание, внушение, а для непокорных и более суровые меры – изгнание из

рода и как крайнее средство лишение жизни. Родовой коллектив в целом

обеспечивал соблюдение общепринятых обычаев в которых сочетались как

общественные, так и личные интересы всех членов рода. Например, члена рода

были обязаны поддержать и защищать друг друга при всякой опасности и от

всякого нападения. Убийство членов рода чужаком на весь род, обязательством

кровной мести. Нарушение этих обычаев – побег с поля боя, отказ от кровной

мести за убийство сородича и других – ставило под угрозу благополучие всех

членов рода. Нарушение обычаев могло иметь место лишь в крайне редких

случаях и немедленно вызывало отрицательную реакцию со стороны всего

коллектива. Энгельс писал по этому поводу: “Без солдат, жандармов и

полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без

тюрем – все идет своим установленным порядком. Всякие споры и распри

разрешаются сообща теми, кого они касаются, - родом или племенем, или

отдельными родами между собой. Все вопросы решают сами заинтересованные

лица, и в большинстве случаев вековой обычай уже все урегулировал”. Но

положение меняется с возникновением общества на классы с противоположными

интересами. Возникла либо особая социальная группа, составляющая чиновничий

государственный аппарат, который стал фактическим (средством) собственником

средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную

собственность. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия

распределения общественного продукта, передачи общего достояния в руки

узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения

таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками

сохранявшийся порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений

пришла в противоречие их изменившимся содержанием. В результате, обычаи

теряют характер правил, выражающих общие интересы; вместе с этим исчезает и

основание добровольного соблюдения их членами общества. Богатеющая родовая

верхушка, сосредоточившая власть в своих, стремится навязать обществу новые

обычаи, отражающие ее узкоклассовые интересы, заменить ими старые обычаи,

(отражающие) которые стесняют осуществление эксплуатации и развитие частной

собственности или приспособить их к своим целям, изменив содержание. Так,

если раньше более удачливые охотники и скотоводы должны были делиться с

другими членами рода добытые ими продукты, то по мере развития

частнособственнических отношений эти раздачи продуктов со стороны богатых

общинников стали сопровождаться требованием вернуть полученное с добавкой

или отработать за это в их хозяйстве.

Появление рабов вызывает необходимость в нормах, закрепляющих бесправие

рабов, сгнавших их положение говорящих орудий труда. Возникающий класс

собственников был кровно заинтересован в нормах, которые закрепляли бы его

право собственности на землю, скот, рабов. Эти новые обычаи, новые правила

уже не могли восприниматься всеми членами рада, а тем более рабами, как

выражение общих интересов. Для соблюдения таких обычаев и правил необходима

специальная организация, специальный аппарат людей, который следили бы за

соблюдением вновь устанавливаемых правил поведения, наказывали бы

нарушителей этих правил и путем систематического применения принуждения

обеспечивали бы их всеобщее исполнение. Такой организацией и явилось

государство, обладавшее вооруженной силой, судом, тюрьмами и другими

атрибутами публичной власти, принуждавшими всех членов общества к

повиновению. Правила, которые выражали волю и интересы господствующего

класса, соблюдение которых обеспечивалось государственным аппаратом

принуждения являлись правовыми нормами, правом. Возникновения права было

связано и с такой причиной, как экономическое развитие общества, ускоренное

ростом производительных сил, совершенствованием орудий труда, расширением

обмена и торговли. Отличая тесную связь процесса, возникновения права с

потребностями социальной и экономической жизни общества Энгельс писал: “На

известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность

охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства,

распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный

человек подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило,

означало вначале выраженное в обычае, становится затем законом. “Также,

большую роль в формировании права сыграли судебные органы, защищавшие

прежде всего интересы имущих и привелигированных классов. Они содействовали

разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях

нормы. Которые соответствовали новым порядкам, становясь тем самым

общеобязательными. Так складывалось обычное право – первая форма выражения

права в нараждающемся эксплуататорском обществе. (Судебные функции

первоначально осуществлялись жрецами, либо верховным правителем и

назначаемыми ими должностными лицами). Постепенно возникает прецедентное

право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму

(судебный прецендент). Позднее правовоые нормы устанавливаются и актами

короля, князя, их чиновников. С развитием общественной жизни, с развитием

государства законы и иные акты государства содежращие правовые номры,

становятся преобладающей формой права. Преимущественное место в системе

создоваемых правовых норм сразу заняли нормы, прямо и непосредственно

отражавшие коренные и экономические, политические интересы возникающего

класса рабовладельцев. К ним относились прежде всего нормы, регулирующие и

закрепляющие частную собственность отдельных лиц на землю, имущество,

рабов. Ярче всего это нашло свое выражение в римском праве, где право

частной собственности выступило как ничем не ограниченное право

собственника распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению

вплоть до ее уничтожения. В Риме рано развивается институт наследвоания как

совокупность норм, регулирующих переход собственности после смерти

собственника к его наследникам в зависимости от его волеизъявления. Римское

право более позденго периода содержит большое разнообразие институтов

обязательного права. Например, договор купли продажи, займа и ссуды, наем

вещей, наем свободного человека. Возникающее право с самого начала

закрепляет бесправное положение рабов. Убийство раба ни в Риме, ни в других

рабовладельческих государствах не считалось преступлением. Характерной

особенностью складывающегося нового вида социальных норм – правовых норм

является их классовый характер.

Предоставляемые гражданами права соизмеряются с их имущественными

положением: право обеспечивает интересы имущего класса, защищает их от

неимущих. Дальнейшее становление государственности требовало все более

прочного закрепления правовых норм. С развитием письменности появляются и

первые законы. Таким образом из вышеизложенного видно, что древнейшие

памятники права уже весьма недвусмысленно закрепляли имущественное

неравенство привилегии богатых, бесправное положение рабов, ограниченные

права там также обычно прямо соизмерялись с имущественным положением и

принадлежностью к высшей касте. А права, собственность и личность знати

пользовались несравненно большей защитой. Возникшее право там, опиралось на

принудительную силу публичной власти, иначе ему не удалось бы вытеснить

родовые обычаи. Однако роль права нельзя сводить только к закреплению

классового (кастового сословия) господства, хотя на первых ступенях

цивилизации эта его функция достаточно ясно выражена. Помимо этого нормы

права устанавливали и поддерживали единый для всего населения страны

порядок общественных отношений, условия владения и распоряжения

собственностью, обмена товарами, обеспечивали единство государственной

власти, без чего невозможна нормальная мирная жизнь любого общества. Право

позволяло разрешать споры между сельскими общинами и отдельными лицами,

принадлежавших к разным племенам и родам. Тем самым преодолевались

междоусобицы, имевшие зачастую губительные последствия. Так например, в

древнейших обществах Востока и Месоамерики общий порядок устанавливается в

результате победы сильнейшего племени, вождь которого узурпировал власть

над другими племенами и устанавливал правила, существенно отличавшиеся от

родоплеменных обычаев. Так происходило становление правового порядка в

Египте в результате покорения верхним царством Среднего и Нижнего (IV тыс.

до н.э.). В Древней Греции объединение племен Аттики также осуществлялось в

процессе острой внутренней борьбы, но завершилось установлением не

деспотической власти, демократических порядков, общих для коренных племен

Аттики. Наконец, государственное объединение племен в единые народы

способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Издревле

вырабатывались дипломатические церемониалы, нормы, касающиеся заключения

межгосударственных правил и сборов и т.п. Постепенно возникают зачатки

международного права.

Заключение

Подводя заключение своей работе “Происхождение государства и права”,

можно сказать, что государство и право существовали не всегда, а появились

на определенном этапе развития общества. Государственно-организованному

обществу предшествовал первобытнообщинный строй, при котором орудия

производства были несовершенны, а производительность труда низкая. Чтобы

обеспечить свое существование люди должны были объединять средства

производства и свой труд. В результате этого в основе жизни общества лежало

общественная собственность на средства производства, а распределение

продуктов труда осуществлялись на началах равенства. Жизнь этого общества

на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного

самоуправления, которое соответствовало уровню его экономического,

социального, интеллектуального, культурного и духовного развития и зрелости

самого человека.

Далее, в процессе долгого, неуклонного развития производительных сил,

постепенно создаются предпосылки его разложения. Первостепенную роль в

развитии экономики и в переходе к качественно новому способу производства

сыграло общественное разделение труда. Причинами, которые вызвали

учреждение государства, являлось разложение первобытного строя,

совершенствование экономики связанное с ростом производительности труда, и

появление избыточного продукта, а также изменение в нормативном

регулировании.

Ведь право, как особая система юридических норм и связанных с ним

правовых отношений возникло в истории общества в силу тех же причин, что и

государство. Вообще, из выше изложенного понятно, что право, как явление

общественной жизни, как мерило свободы и справедливости в человеческих

взаимоотношениях, сформулировалось раньше, чем государство. С его

возникновением, оно приобретает лишь новое качество. Оно становится правом,

охраняемым государством, его принудительной силой.

Право не теряет при этом своих объективных признаков, как регулятора

общественных отношений, но приобретает новые свойства, порождаемые его

неразрывной связью с государством.

Происхождение права, основные пути его формирования

|Правила поведения (социальные нормы) действовавшие в родовой общине, |

|племени. |

| | |

|Норма обычаев, регулировавшие труд,|Многие из обычаев являлись |

|охоту, рыбную ловлю, боевые |одновременно и нормами морали, |

|действия, быт, семейные отношения |религии, регулировали отправление |

| |обрядов |

| |

|Особенности норм поведения родовой общины |

| | |

|Выражали интересы всех членов рода.|Их исполнение обеспечивалось |

|У членов рода не было разграничения|привычкой, естественное |

|прав и обязанностей |потребностью соблюдать |

| |укоренившиеся правила, а также при |

| |необходимости общественным мнением |

| |общины |

| |

|Пути возникновения права в процессе перехода первобытнообщинного строя |

|к государственной организации общества |

| | | |

|Санкционирование |Юридический прецедент |Издание государством |

|государством норм |судебное или |новых нормативных актов|

|первобытных обычаев и |административное |содержащих нормы права |

|превращение их в нормы |решение по конкретным | |

|права (обычаи) которые |делам, которому | |

|уже стали охраняться от|государство придает | |

|нарушений государством |юридически обязательную| |

| |силу для аналогичных | |

| |дел | |

Список используемой литературы:

1. Теория государства и права. Венгерова. 1995 г.

2. Общая теория государства и права. Алексеев. 1995 г.

3. Теория государства и права. Манов. 1995 г.

4. Лекции. Алжеев И.А. 1995 г.

5. Теория государства и права. Марченко. 1987 г.

6. Теория государства и права. Храпанюк. 1995 г.

7. Полное собрание сочинений т. 39 “О государстве”.

8. К. Маркс., Ф. Энгельс. т. 21.

9. Теория государства и права. Васильев. 1977 г.

10. Марксистко-ленинская общая теория государства и права. 1971 г.

11. Духовная жизнь первобытного общества. 1966 г.

12. Физиология табу (Вопросы философии) Жозуэ де Кастро.

13. Указатель работ. А.Ф. Анисимов.

14. История первобытного общества. Алексеев.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека