Шпоры по ТГП
1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА: ПОНЯТИЕ И ОСНОВН
ФУНКЦИИ. ТГП это сумма и система знаний об общих политико-юридических
закон-х развития и возникновения и функционирования гос-но правовых
явлений. Теория исследует явления в целом и носит фундаментальный хар-р
(обще теор) опираясь на ф-е взгляды. Осн функции;- познавательная
(онтологическая), закл. В познании и объяснении явлений и процессов гос-но-
прав жизни. – эвристическая функция искусство нахожд истины. Закл в глубине
познания основных закон-тей гос-правовой жизни выяснен тенденц розвития
права и госуд. – прог –
ностическая заключ в прогнозировании дальнейшего развития права и
государства на основе отображ ее объект закономерностей.
2. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩ. ИХ СООТНОШЕНИЕ. Государство
занимает особое место госуд и политической системе: - государство является
единственным полноправным органом (в масштабах страны); - государство
определяет основные развития общества в системе общества; - госуд является
официальным представителем внутри страны и за ее пределами. Государство
является ядром политической системы. Събъекты политической системы через
выборы формируют политические органы.
3. УКРАИНА КАК СУВЕРЕННОЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО. Понятие демократии
употребляется вы терёх значениях – как фора государства, - как политический
режим, - принцип организации и деятельности общест и государственых
органов. Признание народа высшим источником власти (5ст К), - выборн основа
органов государства в результате конкурентных, честных, свободных выборов,
- равноправие граждан в управлении делами государства, - провозглашение
гарантирование и реальное осуществление прав гражден, - подчинение
меньшинства большинству, но при соблядении прав меньшинства, - законность в
качестве режима, - взаимная отвецтвенность государства и личности.
Суверенитет (верховенство, независимость, единство) 16.07.90.
4. СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, МЕСТО И РОЛЬ В НЕЙ ТГП. В системе общ.
наук ТГП явл. частной социологической наукой рассматрив. Гос-во и право как
общественное явление. Всистеме правоведения (юр. Наук) она является
общетеоретической наукой, явл. методолог. Базой отраслевых юр. Наук т.е.
понятия, принципы, закономерности. ТГП для всех юр наук имеет ориентирующее
значение. Как учебная дисциплина ТГП играет роль теоритического введения в
правоведение. До революции ТГП рассматривалась как инциклопедия права.
5. ПОНЯТИЕ ПРЕДМЕТА И МЕТОДОВ ТГП. ТГП изучает основные законы развития
гос и пр они определ гос-пр надстройку в целом. – закономерности возн гос и
пр; - развитие сущности и содержания гос и пр; - мех и функции г и п; -
назначения аппарата публ власти; - основание законности гос органов; -
общие принцмпы демократии, законности правопорядка и общ порядка; -
назначение и функции права, правовое регулирование общ. Методология это
система прийомов, принципов и способов изучен общих закономерностей возн и
разв гос-пр явл. методы: - общий и конкретный. Общий: - метод фил-й
диолектики (Гегель); - Восхожд от простого к сложному, от абстрактн к
конкретн; - единство исторического и логического. Когкретные: - формально-
догмат метод (юр-технич) имеет практическое значение для правотв, для
системат норм актов; - системно-структурный; - социологичкский
(статистический); - Сравнительный (конкретные методы в сревнении с общими
при изучении ТГП.
6. ПОН, ПРИЗН, СУЩН ГОС-ВА. СОВРЕМ ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ ГОС-ВА. ГОс-во это
особая организация публичной власти кот выражает интересы всего народа или
доминирующей части. Своя территория, суверенитет, собир налоги. Формир гос
аппарат управления и принужд, выступает субъектом международных отношений.
Призн: территория (это опред границами часть земного шарана который
распростр суверенитет данного государства ( 16.07.90.))., суверенитет
(верховенство, независимость, единство), налич публичной власти, нал спец
аппарата управлен общ, правов начала организ жизни общ. Раскрыть сущность
государства – это заначит это выявить что заначит необходимость его в
обществе, гос-во в цивил поном как средство компром.
7. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ФГУ, ФГП, ФГР. Форма госдарства – это
характеристика порядка организ гос власти в стране. Она раскрыв содержание:
- порядок образ и функц высших орган гос власти и управления в стране
(монархия абсолютная и ограниченная, республика парламентская,
президентская, смешанная); - способ территориального устройства и порядок
соотношения с регионными и местными влестями (унитароное государство,
федерация, конфедер – каждый обладает своим суверинететом, протекторат,
уния, империя, фузия, инкорпорация); - методы осуществления гос-й власти
(демократические либеральный –частвная собственность и недемократическиел
или антидеомкратические – автолитарный, тоталитарный, фашистский. Деспотия,
тирания.)
8. ФУНКЦИИ ГОС-ВА: ПОНЯТИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИФИКАЦИЯ. Это
основные направления деятельности гос-ва обусловленные потребностью в
определенных общественых отношения. Внутренние – направл на внутреннюю
деятельность государства в пределах ее территории: - экономическая,
социальная, финансово-контрольная, охранно-правовая, природоохранная.
Внешние – деятельность государства на международной арене: - культурное
сотрудничество, научно-техническое сотрудничество, охрана окр среды,
оборона страны. Функц гос-ва – внешние и внутреннии –по сферам
жизнедеятельности экономические, политические, гуманитарные - по
продолжительности действия – постоянные и временные.
9. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА. СИСТЕМА ГОС ОРГАНОВ В УКРАИНЕ, ИХ
ПРАВОВАЯ ОСНОВА. Орган госуд явл аппарата гос власти и часть механизма гос-
ва, имеют свою структуру, компетенцию как правило управляют отдельной
сферой общ жизни. Правовая основа: законодательный порядок создания, функц-
я, прекращения деят; самосотятельность (не имеет право вмешываться в
деятельность других органов гос). Система: - представительные органы гос
власти дел на зак-е и органы местного самоуправления; - исполнительные
органы делятся на высшие и центральные (минестерства и ведомства); -
местные органы исполнительной власти; - органы судебной власти.
(85,91,92,93,94)
10. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦ-НИЯ ГОСУД ВЛАСТИ В УРАИНЕ.
СИСТЕМА “СДЕРЖЕК И ПРОТ-В”. Принцип сдержек и противовесов это принцип
разделения власти на зак, исп, закон, теоритически обосновал и изучил Шарль
Монтеськье. Каждая из властей явл самостоятельной и независимой, исключает
присвоение власти (узурпации) отдельн орган власти. Элемент сдер и прот: -
право вета президента на законы принемаемые парламентом (106); - процедура
импичмента; - наличие независимой судебной власти, путём рассмотрения на
суде споров о праве суд является котнрол и сдержив все другие ветви власти;
- деятельность конституционного суда рассматрив акты законодательной власти
по требованию исполнительной и наоборот.
11. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВАЯ ОСНОВА, КЛАССИФИКАЦИЯ ГОС.
СЛУЖАЩИХ. Гос служба это работа в гос учереждениях, особый вид гос
деятельности осущ на профессиональной основе в соотвецтв возложен на этот
орган задачами и функциями, служба рассматривается на ряду с материальной
трудовой деятельностью, как отдельный правовой институт, состоит из норм
определяющих правовой статус гос-х служащих: - порядок поступления на
службу; - должностные права и обязанности; - ограничения и поощерения; -
соц защита и льготы. ГОс служащий это лицо которое занимает опред должность
за конкретно установленное вознаграждение, выполняет конкретную работу по
осуществления задач и функций государства. Классификация: - от вида гос
деятельности: исполнит, судебн, представительная; - по хар-ру труда: -
руководители, - специалисты, -технические исполнители; - По юрид свойству:
на – гос служащ имеющие влатсные полномочия (должностные лица,
представители власти) и неимеющие; по клас служащих по правовому режиму: -
штатные и внештатные раб-ки (по договору).
12. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПР-Я В УКРАИНЕ. Самоуправление
вид социального управления кот основан на самоорганизации, самодействии,
саморегулировании и участия в общественных отношениях. Самоупр
самостоятельно управляет делами ставит передсобой задачи и выполняет их.
Принципы: свобода, равенство, участие в управлении. Термин самоуправление
используют к нескольким уровням объединения людей: 1 ко всему обществу (общ
самоуправление), 2 отдельным территориям (региональн, местные
самоуправление), 3 управление производством (производственное
самоуправление, локальное). Формами самоуправления явл. : советы,
муниципалитеты (самоуправляющаяся община или совокупность выборных органов
местного самоуправления ил госуправление), сходы (сходы граждан), собрания,
трудовые коллективы (собрания). Местное самоуправление это особая
разновидность самоуправления, сущность состоит в законном праве
территориальной общности самостоят решать все вопросы местного значения в
рамках административно террит единицы (не всегда в рамках). Сельские,
поселковые и городские советы могут разрешать создание по инициативе
жителей домовые, уличные, квартальные комитетов.
13. ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ А УКРАИНЕ, ИХ ВИДЫ,
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ФУНКЦИИ.
14. ПОНЯТИЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА. ПРИНЦ, СТАДИИ ПРАВОТВ ПРОЦЕССА.
Правотворчество явл одной из сторон деятельности государства целью которой
явл формирование правовых норм, их изменение и отмена. Правотворчество явл
процессом возведения в закон гос воли и оформлении ее в разл юридических
актах. Правотворч понятие более узкое чем правообразование. Принципы
правотворч: - демократизм, активное участие населения во всез видах власти;
- законность и конституц; - гуманизм, направление актом на защиту прав
личности; - профессионализм (с участием профессионалов); - принцип
постоянного усовершенствования принимаемых актов. Требования: компетентн-
ть, доступность, краткость. Правотворческий процесс представляет собой
совок осуществл действий организ последовательных: - стадия закон
инициативы это КабМин, ВР, Президент, НацБанк; - стадия обсуждения
внесенного законопроекта, бывает официальным (палаты парламента, парлам
комитеты подкомитеты и комиссии) и неофициальным; - стадии принятия и
утверждения прин ВР, утвержд Президентом; - обнародование быв официальное и
неофициальное (промульгация).
15. ГОС-ВО КАК СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЙ. Государство в правоотношениях как
субъект может выступать как в целом так и через гос. Органы. Гос выступает
как официальный представитель общества как внутри так и за ее пределами.
Внутри своей страны гос-во является собственником оно выступ как
распорядитель. Гос собств от имени народа распространяется через спец гос
органы (фонд гос имущества) кот может продавать (приватизация) и выкупать
гос имущество (национализ). За пределами страны государство тоже является
собственником (посольства, здания., культурные ценности). Объекты гос-ва
корабли самолеты и т.д. Через международные договоры гос выст как субъек
международных отношений.
16. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ. ПОНЯТИЕ ПРАВОСП, ДЕЕСПОС И
ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ. Субъекты правовых отношений – это субъекты права которые
используют свою право дееспособность. Субъектами правоотношений явл физич.
и юридические лица. ФИЗИЧ ЛИЦА: это лица которые обладают правоспос и
дееспособн Правоспособ это право быть носителем прав с рождения – смертью
заканчиваются. Ребенок право на мед помощь, на жизнь, на жилье, имя. С
течением времени человек формир с его специальными правами (паспорт 18,
вождение). Дееспособность – самостоятельно своими действ реализовывать
права и осущ обязанности. Полная, Частичная(с 15-18), Ограниченная(после 15
лет по решению суда) , Полная не дееспособн (до 15 лет права осущ родители)
или (душевно больные) ЮР ЛИЦА: - согласно ст 23 Гр.КУ юр лицами являются
организации, учреждения, предприятия которые от своего имени могут
выступать в суде нести обязанности как юридическое лицо. ПРИЗ ЮР ЛИЦА: -
организационное единство учреждения наличие трудового коллектива, админ
действия на основе устава зарегистрир в органах власти.; - наличие обособл.
имущества; - нести юр ответственность от своего имени. Правоспособн и
дееспособность юридических лиц возникает с момента регистрации устава в гос
органах.; - печать учреждения; - юридический адрес. ВИДЫ ЮР ЛИЦ:
коммерческие (коммерч основа – для прибыли) и некоммерческие (неком цели
медицина, образование)
17. ПРИНЦИПЫ ПРАВА, ИХ И КЛАССИФИКАЦИЯ. Принц права это важные идеи опред
основные требования к системе права, это основы на которых строится система
права – она без них не возможна. Они находятся в постоянном развитии. В
зависимости от характера принц права раздел: - общие; - спуциально
юридические (это соц-но экономические, политические, идиологические,
этические, религиозные и др.); - принцип общеобязательности норм права; -
непротиворечивость (приоритет закона перед другими нормативными актами); -
принцип соц-й свободы выраж в субъективных правах равенство всех перед
законом и судом; - принц недопустим обратной силы; справедливость,
гуманизм, законность, демократизм, единство юр прав и обязанностей.
Выделяют межотраслевые, отрасл, и принципы институтов права. Так же к
принципам права относят аксиомы (это положение которое воспринимают без
доказательств), презумпция (их истинность требует док-ва). Виды презумпции:
- неопровержимые это закрепл в зак-ве предполож о наличии или отсутствии
опред фактов кот не предаются сомнению напр, презумпция несовершеннолетних
детей; - опровержимые это закрепл в зак-ве предполож о наличии или
отсутствии опред фактов кот которые имеют юридическое значение до тех пор
пока в отношении этих фактов неустановл другое; - преюдиция это исключение
оспаривания факта так как он является истинным.
18. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ФУНКЦИИ. Правовое
государство это такое гос-во в котором обеспечивается господство права,
верховенство закона, равенство, приоритет прав и свобод человека перед
государством приоритет норм международного права перед национальным
законодательством. Принципы гуманизма, справедливости, равенства, свободы,
чести и достоинства личности. Конкретными критериями развития общества
явл.: независимое, гуманное правосудие, приоритет прав и свобод личности
над интересами государства, возможность реализации творческих способностей
и религиозных воззрений каждого человека, особое содержание действующего
законодательства основ на принц справедливости с мерами принуждения и
высоким уровнем развития нац культуры. Юридические признаки: - верховенство
закона во всех сферах общественной жизни; - разделение властей здержек и
противовесов; - развитое гражданское общество (это самос правовой институт
отношений который обеспечивает условия для реализации частных интересов и
потребностях в соц, культурных, духовных и др сфер жизни или гр общество
структура общ отношений которые характериз наличием развитых экономических,
соц, и культурных отношений сущ независимо от государства.
19.ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА: ЗНАЧЕНИЕ, ОСНОВ. ЧЕРТЫ И СТАДИИ. Значение:
Применение норм права это особая форма реализации права. В
правоприменительной практике можно выделить целый ряд ситуаций когда
необходимо прим нормы права разрешать конкретные дела и принимать по ним
решения. Так обстоятельства когда правоотношения должны пройти контроль гос-
х органов принять определенное решение (зарегистр недвижим нотариуса).
Ненадлеж образом используют права и обяз субъектов права. Такие
обстоятельства котор необходимо устанавливать наличие или отсутствие фактов
и признать значительными (факт регистрации брака, факт безвестно
отсутствующего, факт признания умершим. Такие ситуации в которых необходимо
устанавливать состав правонарушения, наличие вины и меру отвецтвенности.
Систематизация пробелов в праве что не позволяет решить дело. Стадии: -
анализ и изучение фактических обстоятельств дела – выбор нормативного акта
соотв отрасли права – проверка подлинности и правильности акта и
определение его юр силы – анализ содержания и толкования нормы права –
принятие решение по делу – выполнение этого решения. Основные черты: -
применен правовых норм входит в систему общества явл частью правовой
системы; - прим норм права имеет комплексный характер по скольку охватывает
и иные формы реализации права; - прим норм права имеет властный характер и
осущ в соотвецтв с компетентными органами гос-ва и служащими; - применение
норм права означает реализацию законодательства в правоотношениях.
20. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ: ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ, ПРАВОВАЯ
ПСИХОЛОГИЯ, ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Правосознание это явление фил-е
представляет область сознания отражения правовой действительности. Это
система знаний о праве как совокупность связей в форме чувствительного или
научного его понимания. Правосознание состоит из правовой идеологии и
правовой психологии. Правовая идеология – это систем научное выражение
правовых взглядов, принципов, требований общ классов отдельных групп и
слоев населения. В разработке принимают участие юристы, политики,
экономисты, учитывая конкретные исторические условия жизни общества,
расстановку сил, уровень общественного сознания, соц-ю психологию, волю и
интересы населения. Правовая психология – это совокупность правовых
чувств, ценностных отношения, настроений, желаний характерных для всего
общества в целом и конкр соц групп и индивидов. Через правовую психологию
реализуется самооценка т.е. умение критиковать, оценивать своё поведение в
соответствии с нормами права.