Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Шпоры по ТГП

Шпоры по ТГП

1.Предмет и методы науч. познания.

2.Понятие и сущность гос-ва.

3.Краткая хар-ка постсоциал..гос-в.

4,Понятие и элементы форм гос-в.

5,Понятие и классиф. Функций гос-в.

6.Государственные органы.

7.Понятие политическ. системы общ-ва.

8.Субъекты политической системы.

9.Понятие и сущность права.

10.Понятие права в объек.и субъект. смысле.

11Основные концепции правоприменения.

12.Различные подходы к типол. права.

13.Прав. статус личности. Понятие, струк, виды.

14.Правовое гос-вр и его принципы.

15.Разделение властей как принцип прав. го-ва.

16.Взаимная ответственность гос-ва и личности.

17.Социальные и технические нормы.

18.Соотношение права и морали.

19.Понятие, структура и виды правосознания.

20.Хар-ка нормы права.

21.Структура правовой нормы.

22.Соотношение эконом, полит, права.

23.Виды правовых норм.

24.Источники права.

25.Понятие и виды нормативных актов.

26.Верхрвенс. зак-а в сист. прав. актов. виды з-нов.

27.Дейст.норм.акт.в простр, во врем., по круг.лиц.

28.Правотворчество в РФ.

29.Понятие и стадии законотворчества в РФ.

30. Понятие системы права.

31.Предмет и метод прав. регулирования. Основное деление норм права на

отрасли.

32.Крат. хар-ка основных отраслей норм права.

33.Понятие и виды институтов права.

34.Соотношение частного и публичного права.

35.Правовые отношения.

36.Право и дееспособность су.ъектов права. Правосубъективность.

37.Виды субъектов правоотношений.

38.Объекты правоотношений.

39.Понят.и классификац. юридичес. фактов.

40.Пробелы в праве и способы их устранения.

41.Толкование норм права.

42.Правомерное поведение и правовая активность личности.

43.Понятие,признаки,виды правонарушений.

44.Юридический состав правонарушений.

45.Понятие,признаки юр. ответственности.

46.Обстоятельство,исключающее противоправное деяние.

47.Механизм правового регулирования.

48.Понятие принципы законности. Гарантии законности.

49.Понятие правопорядка.

1.Предм.и мет.науч.познания

Предм. ТГП выступают наиболее общие закономерности возник.развит.и

функцион.гос-ва и права, а также система основных понятий юриспруденции.

ТГП изучает не конкретное гос-во, а государственность вообще. Методы:

1.Всеобщие: философские. мировоззренческие, выражающие наиболее

универсальные принципы мышления.Среди них метафизика(гос-во и право вечно

неизменные институты); диалектика материалистическая(появление гос-ва и

права связано с социально-эконом. изменениями, появл. частной собствен.,

раздел. общ-ва на классы) и идеалистическая(объективный идеализм- связывает

появл.гос-ва и права с божеств. силой, субъективный-с сознанием человека).

2.Общенаучные: применяются на отдельных этапах :анализ (разделение гос.

правового явления на отдельные части);синтез(условное объединение частей

при изучении явления);системный подход(ориентирует на раскрытие целостности

объекта, выявление многообразных связей в нём);функциональный подход

(выяснение функций одних социальн. явлений по отношению к другим).

3.Частнонаучные: изучение с учётом научных достижений технич, естеств,

гумман. наук: конкретно-социологический (анкетирование, интервью с целью

получить данные о поведении субъектов в гос-правовой сфере);

статистический(позволяет получить количественные показатели того или иного

явления); кибернетический (позволяет с помощью техн.средств познать

гос.правовые явления). Среди частнонаучных 2 метода частноправовых:

формально- юрид. (позволяет определить юр. понятия. их признаки,

классификацию, толковать содержание); сравнительно-правовой (сопоставляет

различные правовые системы -з-ны,юр. практику, чтобы выявить их общие и

особенные свойства).

2.Понятие и сущ.гос-ва.

Гос-во- организ.п олитич. власти, содействующая осуществлению конкретных

интересов (классовых, религиозных, общечеловеческих) в пределах

определённой территории. При рассмотрении сущности важны 2 момента:1)любое

гос-во есть организация политич. власти (формальная сторона); 2)чьим

интересам служит данная организация (содержательная). Выделяют 2 подхода к

сущности гос-ва: классовый, в рамках которого гос-во можно определить как

организацию политич.власти эконом.господствующего класса, узкое значение

как средство для удовлетворения интересов господствующего класса,это

вызывает сопротивление других классов, для подавления нужна диктатура,

насилие; общесоциальный, в рамках кот.гос-во организац.политич .власти,

создающая условия для компромисса различ.классов и социальн.групп, гос-во

используется в широком смысле для обеспечения общественных интересов,

большинства населения страны, основной метод-компромисс. Наряду с этим

можно выделить религиозный, национальный, расовый и другие подходы к

сущности, соответственно религ. национал. расовые интересы будут

преобладать в политике конкретного гос-ва.

3.Краткая хар-ка постсоциалистических гос-в.

Это такие гос-ва кот.возникли в конце 20 в. в результате распада

социалистич. гос-в Восточной Европы и СССР. Для возникновения их

потребовался период революц. изменений, своеобразие заключалось в том, что

эти революции происходили мирным путём. М.Горбачёв был избран президентом

СССР в марте 1990г., к этому времени в об-ве созрело осознание

необходимости перемен. Начав перестройку Горбачёв стремился не допустить

раскол в об-ве, однако для успешного проведения эконом. реформ возникла

необходимость создания правовой базы. Были приняты ряд указов, кот.

расширяли права республик, начался «парад суверенитетов», возглавили его

Украина и Прибалтийские республики. После провала августовского

1991г.путча 9 республик заявили о своём суверенитете, а 9 декабря 1991 г.

главы России, Украины и Беларуссии подписали договор по которому СССР

прекратил своё существование, все республики признавались суверенными гос-

вами. Аналогичные процессы происходили в др.странах: Югославии,

Чехословакии, Венгрии. В наст. время насчитывается около 30 постсоц. гос-

в. Они характеризуются переходом от тоталитарной модели развития к

современ. цивилизованному об-ву, опирающемуся на принципы рыночной

экономики. Эти процессы в разных гос-вах идут по-разному, но везде идёт

процесс реформирования об-ва, посредством права, создаются основы

демократической правовой государственности. Социальные преобразования

требуют проведения правовой реформы, возникает потребность в нормативной

базе.

4.Понятие и элементы форм го-ва.

Форма гос-ва- способ организации полит. власти, охватывающий форму

правления, форму государственного устройства, политич. режим. Если сущность

гос-ва определяет в чём заключается главное, закономерное в гос-ве, то

Форма - кто и как правит в об-ве, как устроены и действуют государственно

властные структуры, как объеденено население на данной территории, как

осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приёмов. Форма

гос-ва-это его строение, на него влияют как социально-эконом.факторы, так и

природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные

особенности, культурный уровень и др. ЭЛЕМЕНТЫ: 1)форма

правления(характ.образование и организацию высших органов власти. Различают

монархии(неограниченные монархии правит один монарх, царь и ограниченные-

есть гос.органы, кот. ограничивают власть главы гос-ва -парламент Англии);

республиканские(в зависимости от того кто формирует правительство различают

президентские, парламентские, смешанные); 2)форма гос. устройства- отражает

территориальную структуру гос-ва, соотношение между отдельными террит.

различают: унитарные гос-ва(единое); федеративные(сдожное части котор.

обладают признаками государственности Россия, США); конфедеративные

(временный союз гос-в для достижения полит., военных и др целей);3)полит.

режим: система методов,способов осуществления гос.власти. Различают

демократич. и антидемокр.

5.Понятие и клас.функций гос-ва.

Функ.– основ. направления деятельности гос-ва по решению стоящих перед ним

задач. Их нельзя отожествлять с целью(то, к чему стремится гос-во);

задачами (цель и средства её достижения);фун-ями отдельных органов

(предназначены для решения опред.задач). Функции гос-ва охватывают его

деятельность в целом, в них находит выражение социальная ценность и

сущность гос-ва, их осуществлению подчинена работа каждого органа.

Делятся:1) От продолжит.- на постоянные (осуществляются на всех этапах

развития) и временные(прекращают своё действие с решением определённой

задачи); 2) от значения на основные и не основные; 3)по сферам

распространения на внутренние и внешние. Внутренние- это основ. направления

деятельности гос-ва по выполнению стоящих перед ним внутрен. задач: 1)

охрана прав и свобод закреплена в Конст. ст.2. 2) экономическая -гос-во

должно обеспечивать эконом. рост прежде всего посредством налогов,

кредитов, льгот; 3)Социальной защиты- приоритетное направление - забота о

пенсионерах, инвалидах, детях , а также здравоохранение, поддерживать

жилищное строительство; 5) экологическая- обеспечивать своим гражданам

нормальную среду обитания, посредством з-нов о природопользовании. 6)

культурная -поддержка развития культуры, литературы, музыки .Внешние

–основ. направления деятельности гос-ва по выполнению стоящих перед ним

внешних задач: 1)обороны -поддерживать достаточный уровень

обороноспособности об-ва, для защиты суверенитета и территориальной

целостности. 2)поддержание мирового порядка- деятельность по предотвращению

войны, неприменения оружия массового поражения; 3)сотрудничество с др. гос-

вами- развитие эконом., политичес. и др.связей.

6.Госуд.органы.

Государственный орган -это звено гос. аппарата, участвующее в осуществлении

определённых функций государства и наделённое в этой связи властными

полномочиями. Признаки органа государства: 1)самостоятельный элемент

механизма гос-ва;2)образован и действует на основе правовых актов

(Конст.,зак-нов); 3) выполняет свойственные только ему задачи и функции; 4)

наделён властными полномочиями, возможностью применения в случае

необходимости мер принуждения; 5) состоит из гос. служащих, имеет одну

цель, для достижения кот. он и создан; 6) имеет соответствующую структуру,

материальную базу, финансы, кот. требуются для осуществления его

компетенции. По форме реализации гос. деятельности органы делятся на пред-

ставительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские и иные

контрольно-надзорные органы; по принципу раздел. властей: законодательные,

исполнительные, судебные; по иерархии: федеральные, республиканские,

местные; по срокам полномочий постоянные и временные; по порядку

осуществления компетенции- коллегиальные (Гос. дума, Федер. собрание) и

единоначальные (президент);по правовым формам деятельности:

правотворческие, правоприменительные, правоохранительные; по характеру

компетенции -органы общей(правительство) и специальной (министерства) и т.

д. Своего рода обобщающим основанием классификации гос.органов явл. их

место, роль, функциональное назначение в механизме структуры гос-ва. Мех-зм

гос-ва действует через отдельные гос.органы.каждый орган соответственно

своей компетенции выполняет свойственные ему функции.

7.Понятие политическая системы об-ва.(ПС)

ПС об-ва- упорядоченная на основе права и иных социальных норм

совокупность институтов(гос.органов, полит.партий, движений ), в рамках

кот.происх. полит. жизнь об-ва и осуществ. полит.власть. Понятие «ПС»

показывает, как регулируются полит.процессы, как формируется и

функционирует полит. власть, это мех-зм организации и реализации полит.

деятельности. ПС позволяет проникнуть в полит. интересы классов, социал.

групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости полит.

явлений, регулируют произ-ство и распредел. благ между социальными

группами на основе использования гос. власти, участия в ней, борьбы за неё.

Структура ПС: 1)полит. организ., партии, движения, труд. коллективы,

общест. организ.; 2) полит. сознание, хар-ет идеологические стороны ПС; 3)

социальнополит. и прав. нормы, регулирующ. полит.жизнь об-ва; 4)

полит.отношения, кот. складываются между элементами ПС по поводу власти; 5)

полит.практика, состоящая из полит. деятельности и полит. опыта.

Функции:1)обеспечение полит.власти для социальной группы или большинства об-

ва (в зависим. от этого демократич., антидемократич); 2)управление

различными сферами жизни общ-ва; 3) мобилизация средств и ресурсов для

достижения своих целей и задач (людские, материальные, духовные);

4)представление интересов различ. субъектов полит. отношений; 5)интеграция

об-ва( объединение различных полит. сил для снятия противоречий,

конфликтов) 6) полит. специализация( воспроизводство ПС путем обучения

новых членов об-ва).

8.Субъекты полит.системы.(ПС).

Основн. субъектами ПС явл. партии, общественно-полит. движения, группы

давления. Термин партия означает часть. Полит. партия- наиболее активная и

организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы,

связанная идеологической общностью и борющаяся за полит. власть. В об-ве

как правило несколько партий, это обусловлено противоречиями между классами

и социальными группами. Партии это добровольная общность людей, цель-

завоевать, удержать и использовать гос. власть. Основ. функции партии:

удовлетворение интересов больших социал. групп; активизация определённой

части людей; борьба за власть; подготовка и проведение избирательных

компаний; полит. воспитание в об-ве. Структура полит.партии состоит из

парт. аппарата, рядовых членов, сторонников партии. Общественно-полит

.движение- активная часть общества, выражает интересы определённых

соц.групп, направлено на достижение какой-либо значительной цели. Отличие

от партии- более широкая соц.база(к одному движению могут принадлежать

представители различных социальных, идеологических, национальных групп);у

них как правило одна цель, достигнув которую движение распадается; не

стремясь к власти пытаются воздействовать на неё; отсутствует чётко

выраженное членство и соответствующие документы(устав, программа) Группа

давления-общест. объединение, активно добивающееся удовлетворения

собственных интересов с помощью воздействия на структуры полит. власти. Это

формальное объединение людей с чётко выраженной организационной

структурой(профсоюзы),оказывают большое вли- яние на полит.жизнь страны

(иногда больше, чем партии).Способы воздействия: выдвижение членов в состав

представительных и исполнительных органов, участие в работе парламентских

комиссий, контакты с членами парламента, правительства. Профсоюзы,

ассоциации предпринимателей, союзы кооперативов, добровольные общества-

разновидность групп давления.

9.Понятие и сущность права.

2 понятия права:1)в обще-социальном смысле(моральное право, право

народов);2)в специально- юр. смысле, как юр. инструмент, связанный с гос-

вом. Право(в юр.см.)-это система общеобязательных, формально определённых

юр.норм, выражающих общественную волю, устанавливаемых и обеспечиваемых гос-

вом и направленных на урегулирование обществен. отношений. Признаки права:

1)связь с гос-вом(оно устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в

т.ч. с помощью принуждения);2):волевой хар-р; 3)общеобязательность (это

позволяет ему выступать в виде критерия правомерного и неправомерного

поведения);4) ;нормативность (регулирует общественные отношения, служит

орудием проведения в жизнь политики гос-ва); 5) формальная определённость,

системность. При рассмотрении сущности учитываются 2 аспекта:1)любое право

прежде всего регулятор(формальная сторона);2)чьи интересы обслуживает

данный регулятор(содержательная сторона).Отсюда 2 подхода к сущности:

1)классовый, в рамках которого право система гарантированных гос-вом

юр.норм, выражающая возведённую в закон волю экономически господствующего

класса; 2)обще-социальный, право рассматривается как выражение компромисса

между классами, группами. Есть ещё религиозный, национальный, расовый

подходы к сущности права, где перечисленные выше интересы преобладают в з-

нах и подзаконных актах,правовых обычаях. нормативных договорах и т.д.

10.Понятие права в объек.и субъек.смысле.

Объективное право(собственно право)-система общеобязательных, формально

определённых юр. норм, устанавливаемых и обеспечиваемых гос-вом и

направленных на урегулирование общественных отношений. Это

законодательство, юр. обычаи, юр. прецеденты и нормативные договоры данного

периода в конкретном гос-ве. Оно объективно, потому что не зависит от воли

и сознания отдельного лица и не принадлежит ему. Субъек. право-мера юр.

возможного поведения ,призванная удовлетворять собственные интересы лица.

Это конкретные права: право на жизнь, свободу, труд, образование, оно

субъективно, т.к. связано с субъектом, принадлежит ему и зависит от его

воли и сознания. Объект. право-это юр. нормы, а субъек.-это те конкретные

юр. возможности, кот. возникают на основе и в пределах права объект. Права

личности предоставляет не гос-во, а она сама имеет их от рождения, а гос-во

обязано признавать и защищать эти права.

11.Основные концепции правоприменения.

Правоприменение- особая форма реализации права, характеризующаяся

признаками:1)применяют право только уполномоченые компетентные субъекты(

гос.органы); 2)носит властный хар-р;3) имеет ряд стадий;4)осуществляется в

процессуальной форме(в целях усиления гарантий законности);5) связано с

применением властного правоприменительного акта. Правоприменение необходимо

тогда, когда субъекты не могут сами реализовать свои права и обязанности,

когда возникает потребность в принуждении. Основные стадии

правоприменения:1)установление фактической основы дела;2)установление юр.

основы дела;3)решение дела. Оно обосновано только тогда, когда фактические

обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой. На второй стадии

правоприменитель выбирает отрасль, институт, норму права, проверяет

подлинность текста норм права, уясняет смысл, содержание квалифицирует

деяние. На третьей стадии принимается решение и выносится

правоприменительный акт,это такой правовой акт, кот. содержит

индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в

результате решения конкретного юр. дела. Установление факт. и юр. основы

дела выступают как бы подготовительными стадиями, принятие решения явл.

завершающей и основной. После этого решение должно быть исполнено и

конкретное общественное отношение реально урегулировано.

12.Различные подходы к типологии права.

Типология права это его спецификация, проводимая с позиции следующих

подходов. Формационный- главным критерием выступают социально-экономические

принципы (общественноэкономическая формация). Именно базис (тип

производственных отношений) по этому подходу явл. решающим фактором

общественного развития. Базису соответствуют и надстроечные элементы: гос-

во и право.В зависимости от типа эконом. базиса выделяют рабовладельческий,

феодальный, буржуазный и социалистический типы права. Достоинство:

продуктивна сама идея делить право на основе социально-экономических

факторов, кот. действительно весьма существенно влияют на об-во.

Недостатки: не позволяет учесть конкретно-историческую, культурно-

национальную и специально-юридическую специфику права. Второй подход :

типология права производится на основе конкретно-географических,культурно-

национальных, религиозных,специально юр.и иных признаков. В соответствии с

этим выделяют: 1) национально-правовые системы(это конкретно-историческая

совокупность права, юр. практики и господствующей правовой идеологии

отдельного гос-ва).2)правовые семьи(это совокупность правовых систем,

выделенная на основе общности источников, структуры, исторического пути его

формирования).Различают семьи :общего права, романо-германская, славянская,

мусульманская. Достоинство: выделены национально-исторические, конкретно-

географические и технико-юридические признаки, кот. определённо

характеризуют право. Недостатки: её представители недооценивают роль

социально-экономич.факторов в природе права.

13.Прав.статус личности.Понятие,струк.,виды.

Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны, кот.

осознает себя, свою роль и место в об-ве( «человек» биологический субъект,

представитель животного мира, понятие гражданин характеризует человека с

юр. стороны). Бывают случае когда человек не обладает качествами

личности(признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).

Правовой статус-это юридически закреплённое положение субъекта в обществе.

Правовой статус есть признанная конституцией и законодательством

совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий гос.органов

и должностных лиц, с помощью кот. они выполняют свои социальные функции.

Именно права и обязанности основа правового статуса. Его структура: 1)права

и обязанности;2)законные интересы; 3) правосубъектность;

4)гражданство;5)юридическая ответственность;6)правовые принципы. Правовой

статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Общий статус-статус

лица, как гражданина гос-ва, закреплённый в Конституции. Он является

одинаковым для всех граждан РФ. Специальный- фиксирует особенности

положения определённых категорий граждан(студентов, участников войны,

адвокатов и т.д.),обеспечивает выполнение их специальных функций.

Индивидуальный статус-выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст,

семейное положение, должность) и представляет совокупность специфических

прав и обязанностей личности.

14.Правовое гос-во и его принципы.

Правовое гос-во-такая организация политич. власти, создающая условия для

наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также

для наиболее последовательного связывания с помощью права гос.власти в

целях недопущения злоупотреблений. Идея правового гос-ва возникла как

противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.2 основных

принципа(2 стороны сущности)прав.гос-ва:1)наиболее полное обеспечение прав

и свобод человека, создание для личности режима правового

стимулирования(социальная, содержательная сторона);2)наиболее

последовательное связывание с помощью права гос.власти ,формирование

правового режима ограничения(формально -юр. сторона). Первый признак

закреплён в Конст.ч.2. «человек, его права и свободы явл. высшей

ценностью».Правовое гос-во должно гарантировать каждому возможность

всестороннего развития личности. Права человека закреплены во Всеобщей

декларации прав человека 1948 г. других междун. актах и признаются

правовыми гос-вами. Второй принцип осуществляется разными способами, каждый

из которых явл. самостоятельным принципом: 1)разделение властей; 2)

федерализм. 3) верховенство закона; 4)взаимная ответственность гос-ва и

личности. Кроме основных есть ещё высокий уровень правосознания, наличие

гражданского общества. .Идея правового гос-ва предполагает разрушение

монополии гос-ва на власть,с изменением соотношения свободы гос-ва и об-ва

в пользу последнего и отдельной личности.

15.Разделение властей.

Главное требование принципа разд. властей в том, что для обеспечения

законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой-либо

социальной группы,учреждения или отдельного лица необходимо разделить

гос.власть на законод.(избранную народом),исполнител. (назначаемую

представител.органом власти) и судебную(выступающую гарантом восстановления

нарушенных прав, справедливого наказания виновных).Каждая из этих ветвей

власти явл. самостоятельной, осуществляет свои функции посредством особой

системы органов. Система «сдержек и противовесов» установленная в Констит.з-

нах, представляет собой совокупность правовых ограничений. Для

законодательной: жёсткая юр. процедура законодательного процесса, кот.

регламентирует основные его стадии. Важную роль играет Президент, кот.

имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях

законодателя. Конституц. суд имеет право блокировать все не конституц.

решения. Для исполнител.: ограничения ведомственного нормотворчества,

запреты на принятие актов, затрагивающих такие отношения, кот. должны быть

урегулированы законом; Сюда также можно отнести сроки президентской власти,

вотум недоверия правительству, импичмент, запрет работникам исполнительных

органов избираться в состав законодательных структур, заниматься

коммерческой деятельностью. Для судебной: правоограничивающие средства,

выражающиеся в Констит., процессуальном законод.,в его гарантиях,

принципах: презумпция невиновности, право на защиту,равенстве граждан перед

законом и судом . Запрещается осуществлять функции, принадлежащие по з-ну

другому органу, «дозволено только то,что не запрещено з-ном».

16.Взаимная ответ. гос-ва и личности.

Это своеобразный принцип ограничения полит. власти, кот. Выражает

нравственно-юридические начала в отношениях между гос-вом, как носителем

полит. власти и гражданином как участником её осуществления. Посредством

закона гос-во должно брать на себя обязательства, обеспечивающие

справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными

организациями, другими гос-вами. Подчиняясь праву, гос.органы не могут

нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушение или

невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для гос.власти

обеспечивается системой гарантий, кот. исключают произвол:1)ответственность

правительства перед представительными органами;2)дисциплинарная, гражданско-

правовая ответственность должностных лиц любого уровня за нарушение прав и

свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным

положением и др.3)импичмент.. Формами контроля со стороны общественности

могут быть референдумы, опросы, отчёты депутатов перед избирателями и т. д.

На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед гос-

вом. Применение гос. принуждения должно носить правовой хар-р,не нарушать

меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного преступления.

17.Социальные и тех.нормы.

Технические нормы-это правила наиболее рационального обращения людей с

орудиями труда и предметами природы.(например правила выполнения

определённых строительных работ, нормы расходования сырья, гос. стандарты,

технические условия и т.д.) Особенности тех.норм:1)предмет регулирования не

сугубо социальный;2) «субъективный» состав связан не только с людьми, но и

с внешним миром,природой,техникой. Социальные нормы-это правила поведения,

используемые для регулирования общественныхотношений.К ним относятся

правовые,моральные, религиозные, политические,эстетические и др нормы.

Особенности:1)предмет регулирования сугубо социальный-общественные

отношения;2) «субъективный» состав связан только с людьми как

представителями социальной сферы.Технич. и соц.нормы взаимодействуют между

собой.Важнейшие для об-ва техн.нормы поддерживаются правом и гос-вом,

становясь уже технико-юрид.правилами поведения.Так,уголовное

законодательство предусматривает ответственность за нарушение правил

безопасности на производстве, за нарушение правил вождения и эксплуатации

транспорта .

18.Соотношение права и морали.

Мораль-это система норм и принципов,регулирующих поведение людей с позиций

добра и зла,справедливого и несправедливого. Право-система

общеобязательных, формально определённых юр.норм, выражающих общественную

волю,устанавливаемых и обеспечиваемых гос-вом и направленных на

урегулирование общественных отношений. Единство между правом и

моралью:1)они выступают универсальными,распространяются на всё об-во;2)у

них единый объект регулирования-обществ.отношения;3)исходят в конечном

счёте от об-ва. Различия:1)по происхождению(мораль возникает вместе с об-

вом, право- с гос-вом);2)по форме выражения(мораль содержится в обществ.

сознании, право в нормативных актах,в письменном виде);3)по сфере

действия(мораль регулирует почти все обществ. отношения, право только

наиболее важные,кот. в состоянии упорядочить);4)по времени введения в

действие(моральные нормы-по мере их осознания,право-в конкретно

установленные сроки);5)по способу обеспечения (мораль- мерами обществен.

воздействия, право- мерами гос.воздействия);6) по критериям оценки(мораль-

с точки зрения добра и зла,справедливого и несправедливого; право-законного

и незаконного, правомерного и неправомерного).Право и мораль

взаимодействуют между собой в процессе упорядочения обществен. отношений.Их

требования совпадают: то, что осуждает и поощряет право,то же как правило

осуждает и поощряет мораль.Но есть и противоречия: одно и тоже может

регулиролваться по-разному со стороны права и морали.Причины как

объективные(существующие различия между ними),и субъективные(право меняется

быстрее морали и подчас с ней не согласуется).

19.Понятие,струк.и виды провосознания.

Правосознание-совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций,

оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому

праву. Правосознание-реакция положит. или отриц. на вновь принятые

законы,нормативные акты и др. Структура:1)правовая психология (переживания,

кот. испытывают люди к праву;чувства, настроения, поверхностные,

эмоциональные оценки права; 2)Правовая идеология(понятия,принципы,

убеждения людей к действующему илижелаемому праву;более глубокое осмысление

правовых явлений, более рациональный уровень оценки права).Правовая

идеология-главный элемент в структуре

правосознания.Виды:1)обыденное(массовые представлениялюдей по поводу права,

возникающие под влиянием жжизненного опыта); 2) профессиональное(чувства,

убеждения складывающиеся у юристов на основе юр.практики); 3) научное(идеи,

понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права). Развитие

правосознания обусловлено действующим правом, с другой стороны, само право

зависит от правосознания как на уровне правотворчества(законодатель должен

учитывать правосознание общества).так и на уровне правоприменения

(правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права).

20.Характеристика нормы права.

Норма права- общеобязательное, формально определённое поведение,

установленное и обеспеченное гос-вом и направленное на урегулирование

общественных отношений. Юр. норма- исходный элемент права. поэтому ей

свойственны основные черты права как социального явления. Однако «право» и

«норма права» соотносятся как целое и часть. Признаки: 1)

общеобязательность(она представляет предписание гос-ва относительно

возможного и должного поведения людей);2)формальная определённость(она

выражается в письменной форме в официальных документах);3)связь с гос-

вом(она устанавливается гос.органами и обеспечивается мерами

гос.воздействия, принуждением и стимулированием); 4)представительно

обязывающий характер (она не только представляет одним права, но и

возлагает на других обязанности, реализовать право без обязанности, и

обязанности без права нельзя); 5) микросистемность ( она состоит из взаимо-

упорядоченных элементов как гипотеза, диспозиция и санкция).

21.Структура прав.нормы.

Норма права- общеобязательное, формально определённое поведение,

установленное и обеспечиваемое гос-вом и направленное на урегулирование

общественных отношений. Структура -это упорядоченное единство элементов,

обеспечивающих её функциональную самостоятельность, показывает из каких

частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Частей 3: 1)гипотеза-элемент

нормы права, указывает на условия её действия (время, место); 2)диспозиция-

определяет модель поведения субъектов с помощью прав и обязанностей,

возникающих при наличии указанных в гипотезе фактов; диспозиция выступает

основной регулирующей частью нормы;3)санкция-элемент нормы права,

предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они

могут быть как негативными - меры наказания, так и позитивными- меры

поощрения(премия за добросовестное выполнение служебных

обязанностей).Каждый элемент играет свою роль, юристы говорят, что без

гипотезы норма бессмысленна. без диспозиции немыслема, без санкции

бессильна.

22.Соотнош.эконом.полит.права.

Эконом.-совокупность производст. отношений, способ производства конкретного

об-ва. Политика-искусство управления обществом, кот.характерезует отношения

по поводу власти между классами, партиями; между гос-вом и народом. Право--

система общеобязательных, формально определённых юр.норм, устанавливаемых и

обеспечиваемых гос-вом и направленных на урегулирование обществ.отношений.

К соотношению данных понятий есть 2 подхода:1)нет какого либо

приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования

общест.отношений выступают интересы людей. Бывает, что сначала принимаются

законы, а затем на их базе формируются новые экономич. отношения. Так было

в эпоху буржуазных революций в Европе. В этом случае можно говорить о

приоритете права перед эконом. Но бывает и наоборот- интересы людей сначала

претворяются в новые производ. отношения, а затем создаются з-ны. Здесь

приоритет экономики перед правом. Политика выступает посредником между

ними. 2)экономика определяет политику и право. Политика и право зависят от

базиса(способа производства).Однако эта главная роль экономики проявляется

лишь в конечном счёте, т.к политика и право ,опираясь на экономику могут

оказывать и обратное воздействие на неё, стимулировать или сдерживать

развитие производ. отношений. Политика здесь тоже выступает посредником.

Соотношение между политикой и правом двояко:1)определяющим фактором

выступает политика; 2)определяющим фактором выступает право.

23.Виды правовых норм.

Норма права- это общеобязательное, формально определённое правило

поведения, установленное и обеспечиваемое гос-вом и направленное на

урегулирование общественных отношений. Выделяют следующие основные виды

правовых норм:1)в зависимости от функциональной роли они разделяются на :

- исходные нормы, кот. определяют основы правового регулирования

общественных отношений, его цели, задачи, пределы( наприм., декларативные,

провозглашающие принципы); -общие нормы, кот. присуще общей части той или

иной отрасли права и распространяются на большую часть институтов

соответствующей отрасли; - специальные нормы, кот.относятся к отдельным

институтам той или иной отрасли и регулируют какой-либо определённый вид

родовых общественных отношений с учётом присущих им особенностей и т.д.(они

детализируют общие, корректируют способы правового воздействия на поведение

личности); 2) в зависимости от предмета правового регулирования(по

отраслевой принадлежности)они разделяются на конституционные, гражданские,

административные, земельные и т. д.; 3) в зависимости от их характера - на

материальные(уголовные, аграрные, экологические и пр.); 4) в зависимости от

методов правового регулирования на : а) императивные (содержащие властные

предписания); б) диспозитивные( содержащие свободу усмотрения); в)

поощрительные(стимулирующие социально полезное поведение);г)

рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для гос-ва и об-ва

вариант поведения); 5) в зависимости от времени действия- на

постоянные(содержащиеся в законах) и временные( содержащиеся например в

Указе президента о введении чрезвычайного положения в районе в связи со

стихийным бедствием).

24.Источники права.

Под источником права следует понимать 3 фактора:1) источник в материальном

смысле(условия жизни об-ва,форма собственности и т.д.);2) источник в

идеологическом смысле(правовые учения,доктрины,правосознание);3)источник в

формально-юридическом смысле_ это есть форма права, т.е. способ выражения

во вне государственной воли, юридических правил поведения. Существует 4

основные формы права: 1) нормативный акт-это правовой акт, содерж. нормы

права и направленный на урегулирование определённых обществен.отношений

(Констит., законы и др.); 2) правовой обычай- это исторически сложившееся

правило поведения, содерж. в сознании людей и вошедшее в привычку в

результате многократного применения (наприм.ст.5 ГК РФ, отдельные

имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота );

3)юридический прецедент-это судебное или административное решение по

конкретному делу,кот придается сила нормы права и кот. руководствуются при

решении сходных дел( распространено в Англии,США.Канаде и др.)

4)нормативный договор_ соглашение между правотворческими субъектами, в

результате которого возникает новая норма права.

25.Понятие и виды норм правовых актов.(НПА)

НПА-это правовой акт, принятый уполномоченным на то органом и содерж.

правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия,

рассчитанные на многократное применение. НПА издаются органами, обладающими

нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме, явл.

официальным документом, носителем юридически значимой информации. По юр.

силе все НПА подразделяются на з-ны и подзаконные акты. Виды з-нов:

1)Конст.-основополагающий, учредительный прав.акт, закрепляющий

констит.строй, права и свобод.человека, определяющий форму правления и

гос.устройства, учреждающий федерал. органы гос.власти. 2)федерал.констит.

з-ны принимаются по вопросам предусмотренным с Конст. 3)федерал.з-ны- акты

текущего законодательства, посвящённые различным сторонам

социальноэкономичес., политичес. и духовной жизни об-ва; 4)з-ны субъектов

федерации- издаются их представительными органами распространяются только

на данную территорию. Виды подзакон.актов:1) указы и распоряжения

президента РФ; 2) постановления правительства; 3)приказы, инструкции,

положения министерства, ведомства, гос.комитетов;4) постановления местных

органов власти; 5) нормативные акты муниципальных (негосударст.) органов;

6)локальные нормативные акты-предписания,принятые на уровне конкретного

предприятия (прав. внутрен. распорядка).В зависимости от субъекта

правотворчества НПА делятся:1)норм.акты гос.власт;2) норм.акты иных

социальных структур(профсоюзы, акционерные об-ва); 3) норм. акты

совместного хар-ка 1 и 2.; 4)норм.акты,принятые на референдуме.От сферы

действия: 1) общефедеральные; 2)субъектов Федерации;3)местного

самоуправления;4)локальные норм. акты. От срока действия:

неопределённодлительного и временные.

26.Верховенство законов в системе норм.актов. Виды законов.

Закон-это нормативный акт, содерж правовые нормы общего хар-ка и

постоянного действия. Верховенство закона означает:1)верховенство

конституции; 2)особую процедуру принятия и изменения закона; 3)обязательное

соответствие всех иных норм.актов закону;4) наличие механизма реализации и

защиты закона; 5)конституционный надзор,обеспечивающий непротиворечивость

всей законодательной системы. Верховенство закона означает, что закон

принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех

конституционных процедур , не может быть отменён, изменён или приостановлен

актами исполнительной власти.Виды законов: 1) по их юридической силе-

Конст., федеральный конституционный з-н, федеральный з-н, з-н субъектов

федерации; 2)по субъектам законотворчества- принятые в результате

референдума или законодательным органом; 3) по предмету правового

регулирования -конституционные, административные, гражданские ,уголовные и

т. д.;4) по сроку действия-постоянные и временные и т. д. Выделяют также

чрезвычайные, бюджетные и др.

27.Действие норм.актов во времени простран. и по кругу лиц.

Во времени- обусловлено вступлением в силу и утратой силы. Сроки определены

Федеральным законом: федеральные конституционные, федеральные, акты палат

федерального собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по

истечении 10 дней после опубликования, если самими законами не установлен

другой порядок. Закон обратной силы не имеет,т.е. он не распространяется на

те отношения, кот были урегулированы до его вступления.(исключение: если в

самом законе об этом сказано и если закон смягчает или вовсе устраняет

ответственность).Утрачивают свою силу:1) по истечении срока, на кот он был

принят; 2) в случае принятия нового акта, заменившего ранее

действовавший(косвенная отмена); 3)на основе указания конкретного органа об

отмене(прямая отмена акта).Действие в пространстве определяется

территорией, на кот. распространяются властные полномочия органа, издавшего

закон. Под территорией РФ понимается её сухопутное и водное пространство

внутри гос. границ, воздушное пространство над ними, недра, территория

посольств, военные и торговые суда под флагом РФ, воздушные корабли за

пределами РФ. По кругу лиц: на территории РФ норм. акты действуют в

отношении всех её граждан, гос. органов, общественных организаций,

иностранцев, лиц без гражданства. Но есть исключения: иностранцы не могут

быть судьями, служить в армии, иностранные дипломаты не несут уголовной и

административной ответственности по российскому законодательству, А также

некоторые законы распространяются на лиц , нах. за границей(закон о

гражданстве, уголовный кодекс)

28.Правотворчество в РФ.(ПР).

ПР-это деятельность прежде всего гос.органов по принятию, изменению и

отмене юр.норм. Субъектами ПР выступают гос.органы, негосуд. структуры

(местные органы, ,профсоюзы и др.), наделённые соответствующими

полномочиями, а также народ при принятии законов на референдуме. ПР

характеризуется:1)представляет деятельность активную, творческую,

государственную.2)основная продукция юр.нормы, воплощающиеся в нормативных

актах (договорах,правовых обычаях, юр. прецедентах).3) важнейшее средство

управления об-вом. 4) качество нормативных актов,уровень и культура ПР-

показатель цивилизованности и демократии об-ва. Принципы: 1)научность (для

принятия необходимо изучать социальноэкономическую, политическую и др жизнь

общества). 2) профессионализм(занимаются юристы, управленцы, экономисты и

др.)3)законность(ПР осуществляется в рамках Конст.) ; 4) демократизм

(харак.степень участия граждан;5) гласность(открытость, прозрачность); 6)

оперативность (своевременное издание норм.актов).Виды ПР в зависимости от

субъектов:1)непосредственное народа на

референдумах;.2)гос.органов(Дума,правительство);3)отдельных должностных лиц

(Президент, министр); 4)органов местного самоуправления.5)локальное(на

предприятиях); 6)общественных организаций(профсоюзы). В зависимости от

значимости: 1) законотворчество(принятие законов высшими органами власти);

2) делегированное ПР (органами исполнительной власти, осуществляемое по

поручению парламента); 3) подзаконное ПР(структуры не относящиеся к высшим

представительным органам президентом.правительством, министерствами и др.)

29.Понятие и стадии законотворчества РФ.

Законотворчество-главная составная часть правотворческого процесса. Это

сложный, неоднородный процесс, включает стадии: 1)законодательная

инициатива- закреплённое в Конституции право субъектов внести предложение

об издании закона. Право законод. инициативы принадлежит: Президенту РФ,

Совету федерации и членам,депутатам Госдумы, Правительству, законод.

органам субъектов федерации,Конституц.суду,Верховному,арбитражному

судам.(ст 104 Констит.) 2) обсуждение законопроекта -начинается в гос.думе

с заслушивания доклада субъекта, вынесшего законопроект.(это для того,

чтобы довести проект закона до нужного качества) Наиболее важные выносятся

на всенародное обсуждение. 3)принятие закона -голосованием(простое и

квалифицированным большинством) -главная стадия, кот. распадается на три:

а)принятие закона думой простым голосованием 50%+ 1 голос. принимаются

федеральные, а не менее 2/3.от общего числа депутатов федеральные

конституционные; б) одобрение Советом Федерации( считается одобрен если

голосование также как в думе либо в течении 14 дней он не рассмотрен); в)

подписание президентом(в течении 14 дней со дня подачи ему).

4)опубликование (как правило в течении 7 дней со дня подписания). Все эти

стадии прописаны в Конституц. Ст.105,107,108.

30.Понятие системы права.

Система права- это внутренняя структура права, состоящая из

взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Системная организация права имеет важное значение как для законодателя

(новый акт должен вписываться в старые нормы), так и для

правоприменителя(позволяет правильно истолковывать и применять норму

права).Существенно влияние системности права и на процесс систематизации

законодательства. Черты системы права:1)первичным элементом выступают нормы

права, которые объединяются в более крупные образования -институты,

подотрасли, отрасли.2) её элементы внутренне согласованны, взаимоувязаны,

что придаёт ей целостность и единство.3)обусловлена социально-эконом.,

полит, религиозными и др. факторами.4) имеет объективный характер,зависит

от объективно существующих отношений, не может создаваться по субъективному

усмотрению людей. Понятие «система права» не равно понятию «правовая

система».Последнее шире, включает кроме системы права, юр. практику и

господствующую правовую идеологию. Таким образом эти понятия соотносятся

как часть и целое.

31.Предм. и метод прав. регулирования. Осн. деление норм права на отрасли.

Для деления норм права на отрасли используется 2 критерия: предмет

(материальный критерий) и метод (формально-юридический) правового

регулирования. Предмет -это те общест. отношения, кот. он регулирует. Он

явл.основным критерием, т.к. общест.отношения объективно существуют, их

определённый характер требует к себе и соответствующих правовых форм. Так,

трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права,

семейные- семейно-брачного права. Однако предмет не может быть единственным

критерием, т.к. 1) общест.отношения весьма разнообразны; 2)нередко одни и

те же отношения регулируются различными отраслями и разными способами.

Поэтому второй критерий - метод правового регулирования- это совокупность

юр. средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование

качественно однородных общест.отношений. Выделяют: методы: 1) императивный

- метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях,

наказаниях; 2) диспозитивный -метод равноправия сторон, основанный на

дозволениях; 3)поощрительный- метод вознаграждения за определённое

заслуженное поведение 4)рекомендательный - метод совета осуществления

желательного для об-ва и гос-ва поведения и т.д. Каждая отрасль объединяет

такие нормы права,кот. регулируют определённый вид общест. отношений. Нормы

административного права регулируют отношения, связанные с исполнительными

функциями гос. власти, а нормы гражданского права определяют порядок

имущественных связей в гос-ве. Каждая отрасль носит специфический метод

правового регулирования: : административ.-предоставляет право требования

властному органу, а другой участник должен неукоснительно выполнять;

гражданское предоставляет равные права участникам отношений; уголовное

–регулирует общественные отношения с помощью запрета, под угрозой

уголовного наказания запрещается совершать опасные действия.

32.Краткая хар-ка осн.отраслей норм права.

Отрасль права- это упорядоченная совокупность юр. норм, регулирующих

определённый род общественных отношений. Отрасль наиболее крупное

подразделение системы права, специфика тех или иных общественных отношений

вызывают к жизни соответствующую отрасль права. Выделяют следующие отрасли

права: 1)конституционное;2)гражданское; 3)

административное;4)уголовное;5)земельное;6)трудовое;7)семейно-брачное;8)

уголовно-исполнительное; 9)аграрное; 10) экологическое; 11) финансовое;

12) уголовно-процессуальное; 13)гражданско-процессуальное. Среди

формирующихся отраслей можно назвать предпринимательское, налоговое,

муниципальное, компьютерное . Хар-ка основных: 1)конституционное- ведущая

отрасль права, предметом регулирования кот.явл.основы конституционного

строя, правовое положение личности, форма правления и госуд. устройства;

доминирующий метод- императивный. 2) гражданское право -регулирует

имущественные и личные неимущественные отношения; основной метод-

диспозитивный; 3)Административное право- регулирует управленческие

отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной

деятельности органов гос-ва; преобладающий метод - императивный;

4)Уголовное право- охраняет от преступных посягательств на права и свободы

человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную

собственность. Основной метод- императивный.5)Финансовое- регулирует

отношения в сфере финансовой деятел.6)Земельное-в области использования и

охраны земли,недр, вод,лесов.

33.Понятие и виды институтов права.

Институт права- это упорядоченная совокупность юридических норм,

регулирующих определённый вид (группу) общественных отношений. Если отрасль

регулирует род общественных отношений, то институт вид. Институт гораздо

меньшая по сравнению с отраслей совокупность юридических норм, в каждой

отрасли несколько институтов. Так, в отрасли трудового права включатся

институты дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и т.

д. Виды институтов:1) в зависимости от характера: материальные(институт

подряда) и процессуальные(институт возбуждения уголовного дела); 2) в

зависимости от сферы распространения- отраслевые(институт наследования) и

межотраслевые(институт частной собственности);3)в зависимости от

функциональной роли - на регулятивные (институт мены) и

охранительные(институт привлечения к уголовной ответственности).

Субинститут -часть института .регулирует конкретную разновидность

общественных отношений, находящихся в рамках определённого института права.

Пример: институт преступлений против жизни, здоровья достоинства включает

субинституты жизни, отдельно здоровья и т.д. Система однородных институтов

одной отрасли образуют подотрасль. Пример: авторское, изобретательское,

жилищное право явл. подотраслями гражданского права.

34.Соотношение частного и публичного права.

Частное право- это упорядоченная совокупность юр.норм, охраняющих и

регулирующих отношения частных лиц. Публичное право-совокупность норм,

закрепляющих порядок деятельности органов государственной власти и

управления. Если частное право-область свободы и частной инициативы, то

публичное- сфера власти и подчинения. Отсюда частное право состоит из

отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового, а

публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового,

уголовного и др прав. Критерии, по кот. право относят к частному или

публичному:1) интерес( частное регулирует частные интересы, публичное_

общественные, государственные);2)предмет правового регулирования(частному

свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному-

неимущественные); 3)метод правового регулирования( частное-метод

координации, публичное-субординации); 4)субъективный состав(частное

регулирует отношения частных лиц между собой, публичное- частных лиц с

государством либо между государственными органами). Сейчас всё больше

утверждаются такие институты частного права как права наследуемого

пожизненного владения, возмещения материального ущерба и др.)

35.Правовые отношения.(ПО).

ПО- это общественное отношение урегулированное нормами права, участники

кот.имеют соответствующие субъективные права и юр.обязанности. ПО-

динамическое состояние правового регулирования, позволяет уяснить каким

образом право воздействует на поведение людей. ПО позволяют «перевести»

абстрактные юр.нормы на уровень субъективных прав и юр. обязанностей для

данных субъектов. Признаки правоотношений: 1)это общественное отношение ,

двухсторонняя связь между субъектами; 2)возникает на основе норм права;

3)это связь между лицами посредством субъективных прав и юр.бязанностей;

4)это волевое отношение, для возникновения необходима воля хотя бы одного

из участников; 5)это отношение возникает по поводу реального блага,

ценности ; 6)это отношения охраняемые и обеспечиваемые гос-вом. ПО имеют

сложную структуру: 1) субъект;(участники ПО;2) объект (то, на что

направлены правоотношения); 3) субъективное право и юр.обязанность. Виды:

1) в зависимости от предмета правового регулирования (конституционные ,

административные, уголовные); 2)от характера- материальные(финансовые,

трудовые) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-

процессуальные);3)от функциональной роли -регулятивные (возникают на основе

норм права или договора) и охранительные( связаны с госуд. принуждением и

реализацией юр.обязанностей;4)от природы- пассивные(правоотношения

собственности), активные(займа); 5)от состава участников- простые(2

субъекта) сложные (много);6)от продолжительности действия-

кратковременные(мены) долговременные (гражданства).

36.Право и дееспособность субъектов правра.Провосубъективность.

Субъект правоотношений - это участники правовых отношений, обладающие

соответствующими субъективными правами и юр. обязанностями. Чтобы стать

субъектом надо быть право- и дееспособным. Правоспособность-это способность

индивида иметь права и обязанности. Дееспособность-это способность лица

своими действиями осуществлять права и обязанности, связана с психическими

и возрастными свойствами и зависит от них.» Вида: полная дееспособность(с

18 лет); частичная( с 14 до 18 лет). Но если в 16 лет человек работает, то

по согласованию с органами опеки может быть признан полностью дееспособным

(ст.27 ГК РФ эмансипация); при этом ни родители ,ни попечители не несут

ответственности по обязательствам эмансипированного. Правоспособность и

дееспособность неразделимы и наступают одновременно. Но в гражданском праве

есть разрыв между правоспособностью и дееспособностью, т.к.:1)

имущественные права необходимы всем гражданам независимо от возраста,

состояния их воли; 2)в области имущественных отношений вместо

правоспособного, но недееспособного лица может выступать его законный

представитель. Дееспособность может быть ограничена, если это надо для

защиты конституционного строя, нравственности, защиты прав и свобод других

лиц (ст.55 Констит.),а также если вследствие злоупотребления алкоголем или

наркотическими средствами, ставится в тяжелое материальное положение семья

суд может ограничить дееспособность(ст.30 ГК РФ) Правосубъективность это

правоспособность и дееспособность вместе взятые и характеризующие лицо

именно как субъекта права.

37.Виды субъектов правоотношений.

Субъекты правоотношений- это участники правовых отношений, обладающие

соответствующими субъективными юр.правами(возможность субъекта

удовлетворять свои интересы) и юр.обязанностями(необходимость правомерного

поведения). Виды субъектов правоотношений: индивидуальные и коллективные

Индивидуальные: 1)граждане; 2)лица с двойным гражданством; 3)лица без

гражданства; 4)иностранцы. Последние(3,4) вступают в те же отношения , что

и граждане на территории РФ, кроме некоторых (не могут избирать и быть

избранными, занимать должности в гос. аппарата, служить в Армии и др.)

Коллективные: 1) государство в целом( с другими гос-вами, субъектами

Федерации и т.д.); 2)государственные организации; 3)негосударственные

организации(частные фирмы, коммерческие банки и т.д.); Коллективные

субъекты, участвующие в области частноправовых отношений, обладают

качествами юридического лица( организация, кот. имеет в собственности

имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может быть

истцом и ответчиком в суде ст.48 ГКРФ)

38.Объекты правоотношений.

Объект-это то, на что направлены права и обязанности субъектов

правоотношений, по поводу

чего они вступают в юр. связи. 2 подхода к пониманию понятия «объект»:

1)объектом могут

выступать только действия субъектов, именно действия, поступки людей

подвергаются регулированию юр. нормами. Отсюда у всех правоотношений

единый, общий объект (монистический). 2)объекты весьма разнообразны

(плюралистический подход) и могут быть: а) материальные блага (вещи,

ценности); б) нематериальные блага(жизнь, здоровье и др.) 3)продукция

духовного творчества (произведения искусства, музыки и др.);4) результаты

действий участников(подряд на строительство, договор на перевозки и др.)

5) ценные бумаги и документы (деньги, акции, дипломы и т. д.) Второго

подхода придерживается большинство учёных. Как многообразен мир, так

многообразны и объекты правоотношений. Объект правоотношений влияет на

содержание конкретного субъективного права(возможность чем-то владеть,

пользоваться , распоряжаться), юр. обязанностей (обеспечивает осуществление

права, т.е.нормальное функционирование правового отношения).

39.Понятие и классификация юридических фактов.

Юр. факты- это конкретные жизненные обстоятельства, с кот. норма права

связывает наступление определённых юр. последствий. Юр. факты явл.

предпосылками правоотношений. Классификация: 1) по характеру наступающих

последствий: а) правообразующие (поступление в вуз); б) прамоприменяющие

(перевод с очной формы на заочную); в) правопрекращающие(окончание вуза);

2) по связи с волей участников правоотношений: а)события( обстоятельства

независящие от воли субъекта -стихийное бедствие, смерть); б)действия(

связанные с волей участников правоотношений, делятся на правомерные и

противоправные). Правомерные действия: 1)юр. акты (действия, совершаемые с

целью породить юр. последствия-сделки, судебные решения и т.д.); 2)юр.

поступки(действия, приводящие к юр. последствиям независимо от намерения

лица их совершающего-создание художественного произведения); Противоправные

деяния могут быть: уголовные, административные ,гражданские,

дисциплинарные. Нередко для возникновения юр. последствий необходим не один

юр. факт, а их совокупность, что наз. юр. составом. Например, для получения

пенсии, требуются такие факты как достижение пенсионного возраста, наличие

необходимого трудового стажа, решение о назначении пенсии.

40.Пробелы в праве и способы их устранения.

Это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве

необходимых юр. норм. Важно учитывать 2 условия пробельности: 1) факт.

обстоятельства должны находится в сфере правового регулирования ; 2)должна

отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные

факт.обстоятельства. Существуют объек. и субъек. причины пробелов в праве.

Они должны своевременно устраняться( путем принятия новой нормы права) и

преодолеваться (с помощью правоприменительного процесса). Правоприменитель

вынужден восполнять отсутствующие нормы путём аналогии закона и аналогии

права. Аналогия закона- это решение конкретного юр.дела на основе правовой

нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Аналогия права -это

решение конкретного юр. дела на основе общих принципов и смысла права.

Данный способ возможен лишь тогда, когда нет нормы права, которая бы

регулировала сходный случай. При таком применении важное значение имеют

справедливость, равенство перед законом и судом и т.д., что как правило

устанавливается в конституции. Поэтому правоприменитель может ссылаться на

Конституцию. В уголовном и административном праве аналогия

исключается(действует принцип –деяние не считается преступлением, если не

предусмотрено уголовным законом). С развитием законодательства применение

права по аналогии становится исключением, даже в тех отраслях , где оно

допускается.

41.Толкование норм права.(ТНП)

Это- это деятельность, направленная на установление содержания юр. норм. В

процессе ТНП уясняются смысл нормативного предписания, его социальная

направленность, место в системе правового регулирования и т.д. ТНП

необходимо в связи со специальной терминологией юр. норм, неясностью

правотворческого процесса. Цель ТНП - правильно и единообразно понимать и

применять предписания. ТНП состоит из двух сторон: 1)уяснение 2)

разъяснение В зависимости от субъектов ТНП делят : 1) официальное (дается

уполномоченными на то субъектами, выражается в актах);2) неофициальное(не

имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы).

Официальное бывает: 1) нормативным, распространяется на большой круг лиц и

случаев; 2)казуальным, обязательным только для конкретного случая.

Неофициальное бывает: 1) обыденным(не требует специальных познаний);

2)профессиональным( дают юристы); 3)доктринальным (научное разъяснение

юр.норм).Способы ТНП- совокупность приемов и средств, направленных на

установление содержания правовых норм грамматический ( язык,грамматика);

логический (с помощью законов); систематический(анализ связей юр. нормы с

другими нормами); историко-политический; идеологический (установление целей

издания акта); специально –юридический (раскрытие юр. терминов).Есть 3 вида

ТНП: 1) буквальное( смысл и текст совпадают) ; 2)

ограничительное(действительный смысл права уже её текста);

распространительное(смысл шире текста).Акт ТНП- правовой акт, кот. содержит

разъяснение смысла юр. норм(не имеют самостоятельного значения). Виды

актов:1) в зависимости от типов ТНП-нормативного и казуального токования;

2) в зависимости от органов-акты гос.власти,судебные, прокурорские ...,3) в

зависимости от предмета- акты толкования уголовного, административно

права;4) от характера - материальные и процессуальные; 5) от формы- указы,

постановления, инструкции.

42.Правомерное поведение и правовая активность личности.

Правомерное поведение - деяние субъектов, соответствующее нормам права и

социально полезным целям. Большинство деяний в правовой сфере составляют

правомерные поступки. Признаки правомерн. поведения: не противоречит

общественным интересам(объективная сторона); является осознанным

(субъективная ).От степени значимости делится: 1)необходимое(служба в

Армии); 2)желательное(научное и художественное творч.)3)

допустимое(религиозное направление). Наиболее распространена классификация

в зависимости от мотивов: 1)социально-активное, субъект действует не из-за

страха или поощрения, а по убеждению. Здесь правовая активность наиболее

высока. 2) конформистское- подчинение правовым предписаниям, без осознания,

без высокой правовой активности. 3) материальное, поведение соответствует

правовым предписанием под воздействием государственного принуждения, из-за

страха перед наказанием. Правовая активность самая низкая.

43.Понятие,признаки и виды правонарушений.

Правонарушение- виновное, противоправное. общественно опасное деяние лица,

причиняющее вред интересам об-ва, гос-ва, личности. Признаки:

деяние(действие или бездействие); вина; противоправность, вредный

результат; причинная связь между деянием и вредным результатом; юр.

ответственность. В зависимости от значимости делятся на : преступления-

максимальная степень общественной вредности, посягают на значимые

социальные интересы, охраняемые уголовным законодательством. Перечень

уголовных деяний исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит;

проступки - отличаются меньшей степенью опасности , совершаются в

различных сферах общественной деятельности. Классифицируются: 1)гражданские

( в сфере имущественных и личных неимущественных отношений); 2)

административные( правонарушения общественного порядка, в области

исполнительно-распорядительной деятельности органов гос-ва).3)

дисциплинарные (совершаются в сфере трудовых отношений и посягают на

внутренний распорядок предприятий) 4) процессуальные( посягающие на

установленные законом процедуры осуществления правосудия, пример неявка в

суд свидетеля).

44.Юридический состав правонарушений.

Это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для

возложения юр. ответственности. В юр. состав входят:1) субъект

правонарушения( праводееспособное лицо или организация);2) объект(то на что

посягает правонарушение-жизнь, здоровье, имущество и т.д.); 3)субъективная

сторона правонарушения(совокупность признаков, характеризующих отношение

лица к деянию и последствиям). Это вина ( прямой умысел -когда лицо сознаёт

общественно опасный хар-р своего поведения, предвидит и желает наступление

вредных последствий, косвенный умысел -сознаёт опасный хар-р своих деяний,

предвидит возможность наступление вредных последствий , не желает ,но

допускает их наступление. Неосторожность: легкомыслие -предвидит опасное

поведение, но самонадеянно рассчитывает на его предотвращение; небрежность

- не предвидит опасного деяния, но при внимательности должен и мог

предвидеть); 4) объективная сторона - совокупность внешних признаков,

характеризующих данное правонарушение: деяние, противоправность(формальный

аспект).вредный результат(содержательный аспект),причинная связь между

деянием и вредным результатом( само поведение- причина, вредный результат -

следствие).

45.Понятие, признаки юр.ответственности.

Юр. ответственность есть необходимость лица подвергнуться мерам

государственного принуждения за совершённое правонарушение. Эти меры:

личного характера(лишение свободы); имущественного хар-

ка(штраф);организационного хар-ка(увольнение). Основная цель-обеспечение

прав и свобод субъектов, охрана и защита общественного порядка. Функции:1)

штрафная -наказание виновного лица, причинение ему личных, имущественных

или организационных обременений.2) правовосстановительная, позволяет

взыскать с нарушителя причиненный вред; 3) воспитательная- формирует

правомерное поведение, предупреждает новое правонарушение. Основные

принципы: справедливость, гуманизм(запрет на применение мер наказания, кот.

унижают человека);законность; обоснованность и др.

Признаки:1)устанавливается гос-вом в правовых нормах;2)опирается на

гос.принуждение; 3)применяется специально уполномоченным гос.органом;

4)выражается в определенных отрицательных последствиях(имущественных,

личностных, организационных ); 5)выступает формой реализации санкции в

конкретном случае и к конкретному лицу(но не тождественна санкции,как части

структуры нормы права);6) возлагается в процессуальной форме; 7) наступает

только за совершённое правонарушение Юридическим основанием ответственности

выступают норма права и правоприменительный акт, где устанавливается

конкретный объем и форма принудительных мер(приказ администрации,

приговор,решение суда и т.д.)

46.Обстоятельства, исключающие противоправное деяние.

К обстоятельствам ,исключающим противоправное деяние относятся:1)

невменяемость(лицо не может отдавать отчёта в своих действиях); 2)

необходимая оборона (защита личных прав и свободы от посягательств, если

при этом не было явного несоответствия защиты характеру и степени

общественной опасности ст.37 УК РФ); 3) задержание лица, совершившего

преступление (причинение ему вреда, если другим способом задержать не

представлялось возможным и не было превышения необходимых для этого мер

ст.38 УК); 4)крайняя необходимость (в случае устранения опасности и при

этом совершен вред меньше, чем предотвращённый ст.39 УК); 5)физическое и

психическое принуждение(допустимо в случаях причинения вреда, если

вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими деяниями

ст.40); 6) обоснованный риск( допустим в случаях причинения вреда

охраняемым законом интересов, для достижения общественно полезной цели

ст.41);7)исполнение приказа или распоряжения(ст.42); 8)малозначительность

правонарушения, не представляющего общественной опасности; 9) казус,случай.

47.Механизм правового регулирования(МПР)

МПР- система юр.средств, организованных наиболее последовательным образом

в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения субъектов

права. Цель МПР - обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов

к ценностям(содержательный признак).МПР- система различных по природе и

функциям юр.средств, позволяющих достигать его целей(формальный признак).

Механизм показывает ,как работает то или иное звено при достижении его

целей, позволяет выделить основные юр.инструменты. Потребность в различных

правовых средствах определяется разным характером движения интересов

субъектов к ценностям. Проблемы удовлетворения интересов предполагает

разнообразие и правового оформления.Можно выделить основные стадии и

элементы МПР: 1)норма права;здесь формируется правило поведения, кот.

направлено на удовлетворение тех или иных интересов. 2)юр. факт или

фактический состав;определение конкретных условий,что позволяет перейти от

общих правил к детальным. 3)правоотношения; выявляется какая из сторон

имеет интерес и субъективное право,призванное его удовлетворять, а какая

обязана не препятствовать удовлетворению(запрет) или осуществлять активные

действия(обязанность).4) акты реализации прав и обязанностей; это основное

средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь.

5)охранительный ,правоприменительный акт; Она вступает в действие, когда

беспрепятственная форма реализации права не удаётся и на помощь должна

прийти соответстующая правоприменительная деятельность.

48.Понятие,принципы законности(ЗАК). Гарантии законности(ЗАК).

ЗАК. -это соблюдение всеми субъектами права законных и подзаконных актов.

Для ЗАК. необходимо: 1) наличие правовых, справедливых, научно-обоснованных

законов(содержательная сторона);2)их выполнение(формальная

сторона).Принципы: 1) единство(понимание и применение законов должно быть

одинаковым на всей территории страны);2)верховенство Конституции и

закона;3) гарантированность прав и свобод; 4) связь законности с культурой(

от культурного уровня должностных лиц зависит состояние законности 5)

недопустимость подмены законности целесообразностью;;6) принцип презумпции

невиновности ,закреплен в Конституции. Гарантии ЗАК.- это средства и

условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов,

беспрепятственное осуществление прав гражданина интересов общества и гос-

ва. Виды гарантии:1)социально-экономические (уровень благосостояния об-ва,

степень экономического развития, экономическая свобода и

т.д.)2)политические(степень демократизма, многопартийность, разделение

властей и т.д.) 3)организационные (деятельность органов, контролирующих

законы- прокуратура, суд, милиция и т.д.) 4)общественные( комплекс мер

применяемых общественность в целях борьбы с нарушениями законодательства);

5)идеологические (степень правосознания); 6)специально-юридические

(презумция

невиновности, институты возбуждения уголовного дела,процедуры рассмотрения

дел и т.д.)

49. Понятие правопорядка.(ПР).

ПР. представляет собой систему общественных отношений, в кот. поведение

субъектов явл. правомерным, это состояние урегулированности социальных

связей. ПР.-результат действия права и законности.,его социальное

назначение-развитие об-ва на основе справедливости, способность

гарантировать основные права и свободы человека, возможность обеспечение и

соблюдение групповых интересов. Особенности ПР.:1) он запланирован в нормах

права; 2)обеспечивается гос-вом.3)делает человека более свободным,

облегчает жизнь.4) возникает в результате реализации правовых норм; 5)

выступает итогом законности. Следует различать понятие ПР. и обществен.

порядок (это состояние упорядоченности общ. отношений, кот. достигается не

только с помощью правовых норм-законности, но и социальных норм-

дисциплины),это понятие более широкое, основой его явл.ПР. Законность,

демократия и ПР. взаимосвязаны. Подлинная демократия невозможна без ПР. и

законности, но и ПР. и законность не будут приносить людям пользу без

демократии,, с помощью кот. можно изменять нормативную базу законности и

ПР. Укреплению ПР. способствуют такие проявления демократии как

демократичность законов, контроль об-ва за реализацией законов,и др.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека