Теория государства и права (ТГП) в таблице
Теория происхождения государства и права |Представители |Содержание |Оценка
| |
|Договорная |Г. Гроцкий, |Чтобы обеспечить |Отмечая прогрессивность |
| |Г. Гоббс, Д. |нормальную жизнь, |многих положений теории |
| |Лонк, Б. |люди заключают между |общественного договора, |
| |Спиноза, Ж-Ж |собой договор о |которая противостояла |
| |Руссо, А.Н. |создании государства,|феодальному сословному |
| |Радищев и др.|добровольно передавая|государству, царящему в |
| | |ему часть своих прав.|этом обществе произволу, |
| | | |неравенству людей перед |
| | | |законом, следует указать, |
| | | |что нет убедительных |
| | | |научных данных, |
| | | |подтверждающих реальность |
| | | |этой теории. Так же эта |
| | | |теория игнорирует |
| | | |необходимость экономических|
| | | |предпосылок для того, чтобы|
| | | |могло возникнуть |
| | | |государство. |
|Патриархальн|Основатель – |Государство возникает|Основные положения |
|ая |Аристотель(II|из разрастающейся из |патриархальной теории |
| |I век до |поколения в поколение|убедительно опровергаются |
| |н.э.), |семьи. Глава этой |современной наукой. Нет ни |
| |Фильмер, |семьи становится |одного исторического |
| |Михайловский |главой государства- |свидетельства подобного |
| |и др. |монархом. Его власть |способа возникновения |
| | |– это продолжение |государства. Напротив, |
| | |власти отца, монарх |установлено, что |
| | |же отец всех своих |патриархальная семья |
| | |подданных. Из |появилась вместе с |
| | |патриархальной теории|государством в процессе |
| | |(как и из |разложения |
| | |теологической), |первобытнообщинного строя. |
| | |естественно возникает| |
| | |вывод о необходимости| |
| | |для всех людей | |
| | |подчиняться | |
| | |государственной | |
| | |власти. | |
|Теологическа|Многие |Теория отстаивает |Теологическую теорию нельзя|
|я |религиозные |идеи незыблемости |доказать, как нельзя и |
| |деятели |вечности государства,|прямо опровергнуть: вопрос |
| |Древнего |необходимости |об ее истинности решается |
| |Востока, |подчинения |вместе с вопросом о |
| |средневековой|государственной воле,|существовании Бога, |
| |Европы (Фома |как власти от Бога, |Всемирного разума, т.е. это|
| |Аквинский |но вместе с тем, и |в конечном счете вопросы |
| |ХIII в.), |зависимости самого |веры. |
| |идеологи |государства от | |
| |ислама и |божественной воли, | |
| |современной |которая проявляется | |
| |католической |через церковь и | |
| |церкви( |другие религиозные | |
| |неотимисты, |организации. Суждение| |
| |Жак Маритен) |о законности | |
| | |происхождения и | |
| | |использования власти | |
| | |правителя принадлежит| |
| | |церкви. Высказывая | |
| | |такое суждение, даже | |
| | |и ведущее к | |
| | |низложению правителя,| |
| | |церковь не посягает | |
| | |на божественный | |
| | |принцип власти, | |
| | |необходимый для | |
| | |общежития. Подданные | |
| | |не только не должны | |
| | |исполнять приказания | |
| | |правителя, | |
| | |противоречащие | |
| | |божественным законам,| |
| | |но и вообще не | |
| | |обязаны повиноваться | |
| | |узурпаторам и | |
| | |тиранам. | |
|Насилия |К.Каутский, |Возникновение |Чтобы возникло государство |
| |Е.Дюринг, А. |государства |необходим такой уровень |
| |Гумппович |рассматривается, как |экономического развития, |
| | |реализация |который позволил бы |
| | |закономерности |содержать государственный |
| | |подчинения слабого |аппарат. Если уровень не |
| | |сильному. Многие |достигнут, то никакие |
| | |государства появились|завоевания не могут |
| | |именно в результате |привести к возникновению |
| | |завоевания одним |государства. Должны созреть|
| | |народом другого. |внутренние условия, что |
| | |(раннегерманские или |имело место при |
| | |венгерские |возникновении германских |
| | |государства) |или венгерских государств. |
|Психологичес|Г.Гард, Л.И. |Появление |Влияние человеческой |
|кая |Петражицкий |государства и права |психики не является |
| | |объясняется |решающим, а сама психика |
| | |проявлением свойств |формируется под влиянием |
| | |человеческой психики,|соответствующих |
| | |потребностью |экономически, социальных и |
| | |подчиняться, |иных условий. Именно эти |
| | |подражанием, |условия должны учитываться |
| | |сознанием зависимости|в первую очередь. |
| | |от элиты общества, | |
| | |осознанием | |
| | |справедливости, | |
| | |определенных | |
| | |вариантов действия и | |
| | |отношения и пр. В | |
| | |основе его лежат | |
| | |особые эмоции, | |
| | |которые переживаются | |
| | |как внутренняя помеха| |
| | |свободе и которые | |
| | |побуждают человека к | |
| | |какому-либо действию.| |
| | |Нормы как | |
| | |авторитарные запреты | |
| | |и веления есть лишь | |
| | |отражение этих | |
| | |переживаний. | |
| | |Психологическая | |
| | |теория различает | |
| | |этический долг как | |
| | |правовую обязанность | |
| | |и этический долг как | |
| | |нравственную | |
| | |обязанность. | |
|Естественно-|Фундаментальн|Суть данной теории | В цивилизованном |
|правовая |ую разработку|состоит в том, что, |обществе нет оснований для |
| |теория |кроме позитивного |противопоставления |
| |естественного|права, которое |естественного и позитивного|
| |права |создается |права, так как последнее |
| |получила в |государством, |закрепляет и охраняет |
| |работах |существует общее для |естественные права |
| |Локка, Руссо,|всех людей |человека, составляя единую |
| |Монтескье, |естественное право, |общечеловеческую систему |
| |Гольбаха, |стоящее над |правового регулирования |
| |Радищева и |позитивным правом. |общественных отношений. |
| |других |Последнее | |
| |мыслителей. |основывается именно | |
| | |на требованиях | |
| | |естественного права | |
| | |(права на жизнь, | |
| | |свободное развитие, | |
| | |труд, участие в делах| |
| | |общества и | |
| | |государства). Понятие| |
| | |естественного права | |
| | |включает в себя | |
| | |представления о | |
| | |прирожденных и | |
| | |неотъемлемых правах | |
| | |человека и | |
| | |гражданина, которые | |
| | |являются | |
| | |обязательными для | |
| | |каждого государства. | |
| | |Еще римские юристы | |
| | |наряду с гражданским | |
| | |правом и правом | |
| | |народов выделяли | |
| | |естественное право | |
| | |(jus naturale) как | |
| | |отражение законов | |
| | |природы и | |
| | |естественного порядка| |
| | |вещей. | |
|Нормативизм |К. Бергбом - |С точки зрения этой |Исходя из своих научных |
| |в Германии, |теории право творится|представлений, |
| |Г.Ф. |государством - это |нормативистская теория |
| |Шершеневич - |нормы государства, |отстаивала идею правовой |
| |в России, Д. |направленные на |государственности. Многие |
| |Остин - в |удовлетворение |ее сторонники выступали |
| |Англии, |интересов человека. |против противопоставления |
| |Р.Штаммлер |). Главный тезис |государства в права, |
| | |юридического |определяли государство как |
| | |позитивизма - |единство внутреннего смысла|
| | |признание правом |всех правовых положений, |
| | |только норм, |как осуществление и |
| | |создаваемых |воплощение правовых норм в |
| | |государством для |единый правопорядок. |
| | |общего блага или для | |
| | |удовлетворения | |
| | |интересов человека. | |
| | |При этом не | |
| | |отрицается и то, что | |
| | |в праве воплощаются | |
| | |идеи справедливости, | |
| | |и то, что право | |
| | |становится | |
| | |обязательным для | |
| | |самого государства. | |
| | |Однако только та | |
| | |справедливость, | |
| | |которая получает | |
| | |защиту государства, | |
| | |есть право. | |
|Социологичес|Эрлих, С.М. |Социальная норма - |Отвлекаясь от формальных |
|кая |Муромцев и |это норма поведения, |признаков права, |
| |Г.Ф. |прилагаемая к внешним|социологическая теория |
| |Шершеневич. |выражениям |наполняет его социальным |
| | |общественной жизни. |содержанием, доказывает, |
| | |Она источник |что право является |
| | |человеческого |уравновешивающей силой в |
| | |благополучия и стоит |жизни общества. Идеи данной|
| | |выше государства. В |теории четко выражают |
| | |отличие от правового |сущность правового |
| | |позитивизма, |государства, в котором и |
| | |сводившего задачи |само государство, и его |
| | |юридической науки к |граждане должны подчиняться|
| | |формально-логическому|правовым предписаниям в |
| | |изучению действующего|интересах общего блага. |
| | |права, | |
| | |социологическая школа| |
| | |перемещает центр | |
| | |тяжести на изучение | |
| | |«живого права», то | |
| | |есть системы | |
| | |правоотношений, | |
| | |поведения людей в | |
| | |сфере права. | |
Вывод
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой
действительности. Они являются гражданами определенного государства,
подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми
предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они
стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения
государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному
отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется
различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы,
разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
Государство явление многогранное. Рассмотренные теории по разному
объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и
осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя
такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из
возможных сторон процесса возникновения государства.
История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие
умы человечества в течении веков бились над разгадкой феномена права,
раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием
человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую
сердцевину человеческих отношений.
В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие
права и государства может быть сведено к противостояний двух исходных
принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и
права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и
обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой
точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках
одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли
других членов общества. Суть государства и права составляет силу
принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция
обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что
государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия
противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в
деятельности государства, функционирование права выражается общие
скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и
права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта
позиция обоснована теорией общественного договора.