Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Типы и формы государства

Типы и формы государства

ПЛАН.

ВВЕДЕНИЕ.

1. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.

2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ.

3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.

4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Введение

Сегодня , пожалуй ,нет более спорного вопроса в политической науке , чем

вопрос государства , его природе и роли в общественной жизни.

Государство – это прежде всего исторически сложившиеся , сознательно

организованная социальная сила , управляющая обществом. Это фактически

первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая

организация , оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов ,

социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять

обществом – следуют другие черты государства . Управление обществом –

управление определенной массой людей , на которой и могут быть

распространены государственные управленческие функции.

Традиционно отечественная теория государства и права в этих целях выделяет

в формах государства три основных , взаимосвязанных блока:

форму правления , форму национального и административно-территориального

устройства , политический режим.

Особенности государства конкретного исторического периода определяются

состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных

признаков ( территории , публичной власти , суверенитета ) государство по

мере общественного развития претерпевает серьезные изменения .

Особенности исторических периодов (этапов , эпох ) в развитии

государственно-организационного общества у различных народов в различное

историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты

, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого

обобщения , несмотря на отсутствие исторического опыта государственного

строительства , были предприняты Аристотелем и Полибием.

Аристотель считал , что основными критериями разграничения государств

являются:

1. Количество властвующих в государстве

2. Осуществляемая государством цель.

По первому признаку он различал правление одного , правление немногих ,

правление большинства. По второму признаку все государства делились на

правильные ( в них достигается общее благо ) и неправильные ( в них

преследуются частные цели ). Отвлекаясь от конкретных условий того времени

, Аристотель считал главное различие государств в том , какое мере

государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

Полибий говорил , что развитие государства , смена его типов

(разновидностей) – естественный процесс , определяемый природой.

Государство развивается по бесконечному кругу , который включает фазы

зарождения , становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в

другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает , что цикличность в

развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс.

Тем не менее , главное в воззрениях Полибия состоит в том , что за основу

смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении

государственной власти и человека.

Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и

неоднозначного общественного явления стало обьективной основой

концептуального плюрализма типологии государств. Марксистко-ленинская

типология государства и права базируется на категории общественно-

экономической формации.

Формация – исторический тип общества , основанный на определенном способе

призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-

техническую базу общества , а производственные отношения , складывающиеся

на однотипной форме собственности на средства производства , составляют

экономический базис общества , которому соответствуют определенные

политические , государственно-правовые и другие надстроечные явления.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в

результате смены отживших форм производственных отношений и замены их

новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса

закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот

принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и

права.

Исторический тип государства , согласно марксистско-ленинской теории ,

выражает единство классовой сущности всех государств , обладающих общей

экономической основой , обусловленной господством данного типа

собственности на средства производства. Единство экономического строя

различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства

производства , а следовательно , в экономическом господстве определенного

класса ( классов ). Тип государства определяется на основании того , какой

экономический базис это государство защищает , интересам какого

господствующего класса оно служит. При таком подходе государство

приобретает сугубо классовую определенность , выступая в качестве диктатуры

экономически господствующего класса.

Формационный критерий , лежащий в основе марксистской типологии

государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства :

рабовладельческое , феодальное и последний – социалистическое , которое ,

теоретически , в ближайшей исторической перспективе должно было бы

перерасти в общественное коммунистическое самоуправление .

Перечислим основные характеристики различных типов государств , выделяемых

на основании данной концепции.

Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-

классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое

государство – организация политической власти господствующего класса в

рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция

этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства

производства , в том числе на рабов.

Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и

возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое

государство , согласно марксистский теории , есть оружие классового

господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных

привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.

Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности .

Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений ,

основанных на капиталистической частной собственности на средства

производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.

Социалистический тип государства возникает в результате социалистической

революции , которая ниспровергает отношения частной собственности и

основанную на данных отношениях государственную машину . Социалистическое

государство – орудие политической власти трудящихся масс ( классов ),

выражает интересы трудового народа , обеспечивает защиту и развитие

социалистического общества.

Социалистический тип права – это высший тип правовой системы общества ,

диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права.

Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс , служит

классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода

социалистического общества к высшему , коммунизму, государство и право во

всех своих элементах и признаках

постепенно перерастают в систему общественного коммунистического

самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.

В марксистском понимании исторический тип государства определяется

зависимостью классового содержания государственной и правовой организации

общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи

вводится понятие переходной государственности.

Переходное государство – представляет собой государственность , возникающую

в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов и

опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем , по

мере преобладания господствующей формы собственности , подобные государства

должны примкнуть к определенному историческому типу государства ,

капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при

преобладании примитивных форм собственности ( родоплеменной ,

полуфеодальной , смешанной , капиталистической с элементами общественной

собственности ) – экономическая основа этих государств.

Концепцию переходного государства разработал В.И.Ленин . В контексте

развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных

стран к социализму , минуя капиталистическую стадию.

Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание

экономических , социальных , политических , идеологических , культурных

предпосылок для перехода к социализму.

Государства капиталистического пути развития по мере формирования

производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства.

Первопричина смены исторических типов государств считается социально –

экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую

общественную систему и кладет начало господству нового способа производства

, новым производственным отношениям , которым соответствует новый тип

государственности и права . Смена одного исторического типа государства

другим происходит в результате социальной революции.

Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию

устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства ,

отвечающего новым условиям социально – экономического развития общества.

Преемственность между историческими типами государств заключается ,

главным образом , в использовании структуры , форм и методов организации

государственной власти прошлого , которые в своем развитии отражают

общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности

государства.

Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками

марксизма – ленинизма в эксплуататорских типах государств , которые роднит

их общая эксплуататорская сущность , необходимость установления

государственности , позволяющей держать в повиновении подавляющее

большинство населения страны. Одновременно подчеркивается , что

преемственная связь при смене исторических типов государства и права по-

разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к

социализму.

Анализируя все известные эксплуататорские типы государств , марксистско –

ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:

1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими

производственными отношениями , которые базируются на частной

собственности и эксплуатации человека человеком .

2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров ,

подавляющей большинство населения.

3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более

отчуждают себя от него.

4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально –

экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в

этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся ,

незначительной части людей.

В отличии от эксплуататорских государств социалистическое государство

представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда

основные черты государства социалистического типа:

1. Все государства данного типа базируются на общественной собственности на

орудия и средства производства , на отношениях товарищеской взаимопомощи

сотрудничества свободных от эксплуатации людей.

2. Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего

большинства населения , а по мере преодоления классовых антагонизмов , и

всего народа.

Классово – формационный подход к типологии государств до последнего времени

был единственным . Типом государства называется «совокупность государств ,

развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической формации

классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и

экономической основы»1 . «Исторический

1Основы теории государства и права , М., 1982. С.23

тип государства ( или права ) это совокупность наиболее существенных

признаков , свойственных государствам ( или правовым системам ) единой

общественно – экономической формации 1 . Тип государства определяется

экономическим строем классового общества , соответствующей ему классовой

структурой , эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых

отношений и его классовой сущностью.2

Так ,Г.Елинекс писал , что “несмотря на постоянное развитие и

преобразования , можно , однако , установить некоторые прочные признаки ,

придающие определенному государству или группе государств на всем

протяжении их истории черты определенного типа 3. «Он подразделяет все

государства на два типа : идеальный и эмпирический. Идеальный тип – это

мыслимое государство , которое в реальной жизни не существует. Идеальному

государству противопоставляет эмпирический , который получается в

результате сравнения отдельных , реально существующих государств друг с

другом.

Английский ученый А.Тойнби развил и конкретизировал понятие

цивилизации , под которым он понимал относительно замкнутое и локальное

состояние общества , отличающееся общностью культурных , экономических ,

географических и других факторов.

Цивилизованный подход:

Во-первых , при анализе экономического базиса упускается из вида

важный фактор , как многоукладность .

Во-вторых , при формационном рассмотрении структуры классового

общества их социальный состав значительно сужается , так как в основном

учитываются только классы антагонизмы.

В-третьих , формационный подход ограничивает анализ культурно –

духовной жизни общества кругом тех идей , представлений и ценностей ,

которые отражают интересы основных антагонистических классов.

Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия формация состоит в

возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека ,

через совокупность господствующих в данный период представлений каждой

личности о характере общественной жизни , о ценностях и целях ее

собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения

прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная

личность , а не как классово-обезличенный индивид.

Цивилизованный подход позволяет , таким образом , видеть в государстве не

только инструмент политического господства эксплуататоров , над

1 Теория государства и права .М., 1985. с.82

2 Теория государства и права .М., 1985. с.41

3 Еллинек Г. Указ.соч. с.210

эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как

важнейший фактор социально – экономического и духовного развития общества ,

консолидации людей , удовлетворения разнообразных потребностей людей.

Западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости от

характера взаимоотношений между государственной властью и индивидов. По

этому признаку выделяют два типа государственности :

демократия и автократия.1 Г. Кельзен считал , что в основе типизации

современных государств находится идея политической свободы. В зависимости

от того места , которое занимает индивид в создании правопорядка ,

различаются два типа государства . Если индивид активно участвует в

создании правопорядка ,- налицо демократия , если нет – автократия .2

Подобную трактовку типологии государств дает американский ученый Р.Макайвер

. Он делит все государства на два типа :

1. Династические (антидемократические) , где общая волна не выражает воли

большинства населения

2. Демократические , где государственная власть выражает волю всего

общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно

правит , либо активно поддерживает правительство.3

Немецкий ученый Р. Дарендорф , подразделяя все государства на

демократические и антидемократические , делал вывод , что в результате

постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом

граждан , в котором хотя и нет недостатков в неравенстве . но создана общая

для всех основа , и которая делает возможным цивилизованное общественное

бытие.4

Итак , понятие государства и права многомерно и многовариантно. Оно

состоит из различных научных оснований , которые позволяют выделить

наиболее общие свойства и черты , характерный для той или иной исторической

группы государств и правовых систем.

Типология государства тесно связана с понятием формы государства.

Форма государства – сложное общественное явление , которое включает в себя

три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного

устройства и форму государственного режима.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной

власти , порядок их образования и распределения компетенции между ними .

1 Автократия – от греческого auto-krator-самовластный, имеющий

неограниченное право

2 см: Кельзен Г. Общая теория государства и права .Кембридж.1946г.

3 см: Макайвер Р. Современное государство . Оксфорд . 1964г.

4 см: Дарендорф Р. Фрагменты нового милитаризма . Штутгард . 1987г.

Форма государственного правления позволяет уяснить :

- Как создаются высшие органы власти и каково их строение;

- Какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими

государственными органами ;

- Как строятся взаимоотношение между верховной государственной властью и

населением страны;

- В какой мере организация высших органов государства позволяет

обеспечивать права и свободы гражданина.

Уже Аристотель , вслед за Платоном , столкнувшись с самыми разными формами

организации и осуществления государственной власти в Древнем Мире ,

попытался разработать классификацию государств по критерию , кто и как

правит в этих государствах , то есть по критерию формы правления . Он

выделил несколько форм правления : монархию , республику , деспотию –

положив в основу классификации способы образования органов государства , их

соотношение , приемы осуществления государственной власти .Прежде всего

теория государства и права два основных устройства государственной власти ,

которые характеризуются содержанием формы правления : монархию и

республику.

Монархическая – “ персональное единовластие ” – древняя форма правления .

Впервые зародилась в раннеклассовых обществах , власть в которых

захватывали военноначальники , представители разросшихся семей или

соседских общин . Свои истоки монархическая форма правления имела в той

достаточно простой , социально не слишком расчлененной организации общества

, которая появилась на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры , в

итоге нелитической революции.

В этих раннеклассовых обществах организация власти осуществлялась на

жестко централизованной основе , сверху вниз , была наиболее эффективной и

понятной.

Монарх назначал чиновника по управлению регионами или функциональными

службами , те в свою очередь назначали более мелких руководителей работ .

Такая вертикальная иерархия власти позволила строить весьма эффективную

форму правления , при которой земледельцы – общинники , ремесленники и

другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры.

Сам же монарх решал , в нормальном режиме прав , вопросы связанные с

организацией и осуществлением власти . Он советовался со своими чиновниками

( советниками ) , среди которых были пророки, предсказатели , другие

культовые служители.

Монархии , как форме правления , присуще четкие юридические признаки.

Монарх персонифицирует государство , выступает во внешней и внутренней

политике как глава государства . Монарху же приходится принимать решения по

самым важным вопросам _ принципиально – государственным. Он обладает всей

полнотой власти . Власть монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть в

государстве . Его власть объявлялась священной , наделялась религиозным

ореолом. Она распространялась на все сферы жизни, в том числе и на

судебную. Таким образом , власть монарха не знает ограничений и может и

может распространятся на различные сферы государственной деятельности.

Монарх – свободный от ответственности . Он не несет конкретной политической

и юридической ответственности за результаты своего правления , а за ошибки

злоупотребления в государственном правлении отвечают его советники.

Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в

общественной жизни играли отношения общинного строя , патриархального быта

. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только

государственные рабы принадлежали монарху.

Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей

эры) . Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципиата и

период доминанта. При принципиате формально еще сохраняются формы

республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют

консулы , преторы и народные трибуны , но существенной роли не играют. Все

основные функции сосредотачиваются в руках императора.

В III веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия ( доминант

). Полностью исчезают республиканские учреждения . Управление государством

– полностью в руках императора , который назначает исполнителей –

сановников .Порядок поддерживается при помощи административно – судебного и

военного аппарата.

Феодальная ( средневековая монархия ) последовательно переходит три

периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной и

абсолютной монархии .

Конституционная монархия представляет такую форму правления , при

которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.

Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой

парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы

и Азии , и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания и др. ).

Конституционная монархия бывает парламентной и дуалистической .

Парламентная монархия характеризуется основными свойствами :

- Правительство формируется из представителей определенной партии ,

получивших большинство на выборах;

- Лидер партии , обладающей наибольшим числом депутатских мест , становится

главой государства ;

- В законодательной , исполнительной и судебной сферах власть монарха

фактически отсутствует , она является символической ;

- Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются

монархом ;

- Правительство согласно конституции несет ответственность перед

парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный

характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством ,

формируемым монархом , и парламентом. Подобная форма правления существовала

в кайзеровской Германии.

Республика – такая форма правления , при которой верховная государственная

власть осуществляется выборными органами , избираемым населением на

определенный срок.

Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания , советы

имеют сложную структуру , наделяются определенными , только им

свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или

ненадлежащее исполнение согласно закону.

Органы республиканского правления наделяются различными полномочиями и

сферой деятельности (компетенцией ) по осуществлению единой государственной

власти.

Надо обратить внимание и на то обстоятельство , что все ветви единой

государственной власти осуществляют именно властные полномочия , т.е.

организуют и обеспечивают отношения “ власти – подчиненные ”в

соответствующих сферах государственной жизни . Кроме того , следует

подчеркнуть , что , несмотря на разделение властей , все республиканские

органы призваны осуществлять согласованно , системно , организованно единую

государственную власть и не могут функционировать друг без друга . Например

: исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту проекты

законов , а судебная власть функционирует как система , предотвращающая

нарушение законов .

Впервые идею разделения власти глубоко , подробно разработал в своем

фундаментальном труде Ш. Монтескье. Эта идея была направлена против

произвола , политических ошибок , злоупотреблений , порабощения народа в

абсолютной монархии. По существу он дал правовую основу буржуазной

революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму

демократии.

Вместе с тем в современных посттоталитарных государствах большую роль

играет и власть главы государства , президента . Эта самостоятельность ,

вытекающая из статуса главы государства , как гаранта конституции . Эта

власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом

и парламентом , президентом и правительством , и созданием при президенте

специальных органов ( администрации , управлении делами , комиссий и т.п.)

содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства ,

гаранта конституции , например : в реализации его права законодательной

инициативе.

Большое отличие от монархии имеет республика и в сфере образования

органов власти . Республика – это такая форма правления , при которой все

высшие органы государственной власти избираются народом , либо формируются

общенациональным представительным учреждением . История государственно –

организованного общества , его народов знает несколько основных

разновидностей республиканского правления.

Афинская демократическая республика ( V – IV вв. до н.э.). Ее

особенности и значительный демократизм обусловливались социальной

структурой афинского общества , характером рабовладения , а также наличием

коллективного рабовладения . В республиканский период а Афинах сложилось

эффективная система органов власти , имеющая четкую структуру и функции .

Система государственных органов состояла из народного собрания , совета

пятисот , выборных должностных лиц , суда присяжных , ареопага ( высшего

судебного и политического органа ).

Высшим органом государственной власти в Афинах было народное собрание

которому подчинялись все остальные органы и должностные лица . В его работе

принимали участие полноправные граждане , достигшие 20 лет. Главной

функцией народного собрания бало принятие законов , но и осуществлялась

разнообразная административная и судебная деятельность .

Народное собрание объявляло войну и заключало мир ; ведало высшими

сношениями ; избирало военноначальников ( стратегов ) ; ведало религиозными

делами , вопросами продовольствия . конфискацией имущества.

Высшим исполнительным органом власти был совет пятисот. Он

формировался из представителей территориальных подразделений и руководил

повседневной практической деятельностью государств. Ареопаг был чрезвычайно

влиятельным органом государственной власти. Он мог отменять решения

народного собрания , контролировать деятельность совета пятисот и

должностных лиц. Состоял ареопаг из архонтов ( высших должностных лиц ) и

бывших архонтов , которые назначались пожизненно . Реформы Эфиальта (462

г.) лишили ареопаг высших политических функций , и он превратился в

судебный орган.

Спартанская аристократическая республика ( V-IV вв. до н.э. ). Спарта

, в отличии от Афин , возглавлявших демократическую часть населения полисов

, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть.

Формально верховная власть принадлежала двум царям , фактически она

ограничена в пользу аристократии. Цари являлись военноначальниками , в

военное время им принадлежала судебная власть , ведали делами культа.

Законодательную власть осуществлял совет старейшин ( герусия ) . Герусия

состояла из двух царей и 28 членов совета , избираемых из представителей

аристократии пожизненно. Высшую правительственную власть осуществляла

коллегия эфоров , ежегодно избираемых из числа заслуженных аристократов.

Эфоры осуществляли контроль за деятельностью всех государственных органов и

должностных лиц , в том числе и царей . Они рассматривали важнейшие

гражданские и уголовные дела , решали вопросы внешней политики ,

осуществляли набор войска.

Римская аристократическая республика (V-II вв. до н.э.). Верховной

властью в республиканском Риме был сенат. Члены сената назначались особо

уполномоченными лицами ( цензорами) , которые в свою очередь назначались

народным собранием. Все вопросы , решающиеся в местных органах власти

(центуриях) , предварительно обсуждались в сенате. Прерогативой сената

являлось установление диктатуры , после чего все должностные лица

республики переходили в подчинение диктатора , срок полномочий ограничен

шестью месяцами. Сенат обладал и другими важными полномочиями: он

распоряжался казной и гос. имуществом , решал вопросы войны и мира ,

назначал командующих войсками и судебные коллегии. Народное собрание , а

позже народный трибунат , делали все возможное для охраны граждан от

злоупотребления властей.

Заслуга римской государственности состоит в том , что она оказала

большое влияние на характер и структуру государственной власти ряда стран

более поздних цивилизаций. Но в большей мере были восприняты положения

римского права. Римские юристы впервые сформировали важнейший правовой

институт цивилизованного общества – право собственности . Они подразделяют

систему права на две части : право частное и право публичное .

Города – республики ( феодальные республики ). Возникает наряду с

феодальными монархиями . Феодальные республики складываются в результате

укрепления могущества и самостоятельности крупных городов , за которыми

признавалось право выбирать собственные органы управления , издавать законы

, осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной власти (

сеньору ) город был обязан вносить определенные взносы , выделять граждан

для военной службы.

Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция , Венеция , Генуя – в

Италии , Новгород и Псков . Вольные города складывались и в Германии ,

Англии , где основную роль играли купцы и ремесленники.

Наиболее существенной чертой многих городов – республик было признание

свободы граждан и свободы рыночных отношений .

Парламентарная республика – разновидность современной формы

государственного правления , при которой верховная власть в организации

государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается

парламентом. Глава государства обладает обширными полномочиями. Он

обнародует законы , издает декреты , имеет право роспуска парламента ,

назначает главу правительства , является главнокомандующим вооруженными

силами .

Глава правительства (премьер-министр) назначается президентом . Он

формирует возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную

исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом .

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и

контроль за исполнительной властью. Обладает важнейшими финансовыми

полномочиями.

Парламентская форма республиканского правления представляет собой такую

структуру высших органов государственной власти , которая реально

обеспечивает демократизм общественной жизни , свободу личности , создает

справедливые условия человеческого общежития , основанного на началах

правовой законности.

Президентская республика – соединяет в руках президента полномочия главы

государства и главы правительства. Характерные черты:

- Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

- Ответственность правительства перед президентом , а не перед парламентом;

- Более широкие , чем в парламентской республике , полномочия главы

государства.

Социалистическая республика – особая форма государственного правления ,

которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции.

Основные особенности :

- Ведущая роль принадлежит представительным органам , которые составляют

основу аппарата государственной власти ;

- Социалистическая республика должна сочетать политическое , хозяйственное

и культурное руководство общественной жизнью в едином государственном

механизме , что позволило бы государственной власти суверенно

распоряжаться общественными средствами производства, регулировать и

контролировать распределение материальных и духовных благ;

- Высшие и местные органы власти объединяются в единую представительскую

систему , основанную на принципе демократического централизма;

- В условиях социалистического государственного правления законодательная и

исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных

учреждений;

- Социалистическая республиканская форма правления предполагает

подотчетность и подконтрольность исполнительно – распорядительных органов

органам законодательной власти;

- Социалистическая республика создает необходимые условия и предпосылки для

обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной

и государственной жизни.

Различают три разновидности социалистической формы государственного

правления : Парижскую коммуну , Советскую республику и народно-

демократическую (народную) республику , которые изначально выступают как

государственная форма диктатуры пролетариата.

Парижская коммуна считается исторически первой формой диктатуры

пролетариата. Во-первых , Парижская коммуна реализовала принцип всеобщего и

равного избирательного права. Во-вторых , коммуна полностью разрушила

старый государственный аппарат , заменив его новым. Высшим органом власти

являлся совет коммуны . Он избирал десять комиссий , через которые коммуна

осуществляла высшие законодательные , исполнительные и судебные функции. В-

третьих , подобная структура государственной власти в коммуне полностью

отвергала буржуазный парламентаризм и связанную с ним теорию разделения

властей.

Республика Советов – возникла в новых исторических условиях в России. В

республике Советов В.И.Ленин видит однотипную с Парижской коммуной форму

организации власти и выделяет следующие ее признаки:

- Слом старого буржуазного государственного аппарата и образование таких

органов власти , которые бы обеспечивали защиту завоеваний революции

вооруженной силой рабочих и крестьян.

- Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством ,

превращения Советов в политическую основу государственного строя ,

совмещения в них функций законодательного и исполнительного органа.

- Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни

страны принадлежит партии рабочего класса , которая определяет и

направляет внутреннюю и внешнюю политику государства .

Народно – демократическая республика – возникает после второй мировой

войны . По структуре и характеру она мало чем отличается от советской формы

правления.

Советская и народно – демократическая формы правления полностью отрицали

прогрессивные стороны парламентаризма и принцип разделения власти .

Важнейшим фактором , который обусловливал специфику данной конкретной формы

государства любого типа , считалось соотношение классовых сил, борьбы

классов.

Форма государственного устройства – это национальное и административно

– территориальное строение государства , которое раскрывает характер

взаимоотношений между его составными частями , между центральными и

местными органами власти.

Форма государственного устройства показывает:

- Из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- Какое правовое положение этих частей и каково взаимоотношение их органов;

- Как строятся отношения между центральными и местными государственными

органами;

- В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации ,

проживающей на территории данного государства.

По форме государственного устройства все государства можно разделить на три

основные группы : унитарное , федеративное и конфедеративное.

Унитарное государство – это единое цельное государственное образование ,

состоящее из административно территориальных единиц , которые подчиняются

центральным органам власти и признаком государственного суверенитета не

обладают . Характеризуется следующими признаками:

- Во-первых , унитарное государство предполагает единые , общие для всей

страны высшие представительные , исполнительные и судебные органы которые

осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.

- Во-вторых , на территории унитарного государства действует одна

конституция , единая система законодательства , одно гражданство . В нем

функционирует единая денежная система , проводится обязательное для всех

административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная

политика.

- В-третьих , составные части унитарного государства ( области ,

департамента , провинции ) государственным суверенитетом не обладают .

Они не имеют своих законодательных органов , самостоятельных воинских

формирований и др. атрибутов государственности . В то же время местные

органы в унитарном государстве обладают известной , а иногда и

значительной независимостью. По степени их зависимости от центральных

органов унитарное государство централизованным и децентрализованным .

Централизованное – если во главе местных органов государственной власти

стоят назначенные из центра чиновники , которым подчинены местные органы

самоуправления . В децентрализованных государствах местные органы

государственной власти избираются населением и пользуются значительной

самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

- В-четвертых , унитарное государство , на территории которого проживают

малочисленные национальности , широко допускает национальную и

законодательную автономию . В Монголии автономным государственным

образованием является Баян – Улэгэйский аймак , на территории которого

проживает в основном лица казахской национальности.

- В-пятых , в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения

осуществляют государственные органы , которые официально представляют

страну на международной арене.

- В-шестых , унитарное государство имеет единые вооруженные силы ,

руководство которыми осуществляется центральными органами государственной

власти .

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких , ранее

независимых государственных формирований в одно союзное государство.

В федерации существует два уровня государственного аппарата : федеральный ,

союзный и республиканский . На высшем уровне федерации характер

государственности выражается в создании двухпалатного союзного парламента ,

одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. При ее

формировании используется принцип равного представительства вне зависимости

от численности населения . Другая палата формируется для выражения

интересов всего населения государства , всех его регионов . В федерации

может также существовать государственный аппарат и на местном уровне .

Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного

гражданства , каждый гражданин считается гражданином федерации и

гражданином соответствующего государственного образования . И это

закрепляется конституциями государств. Это означает , что объем прав и

свобод у каждого гражданина , независимого от того , на территории какого

субъекта федерации он проживает , один и тот же.

В федеративном государстве функционирует правовая система , построенная на

принципе централизации , единства . Но субъекты федерации могут создавать и

собственную правовую систему.

Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому

конституционному механизму , с помощью которого центральная власть

подчиняется и контролируется субъектами федерации.

Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между

союзом и субъектами федерации. Практика федеративных государств показывает

что вопрос полномочий федерации и местных органов решается на основе трех

принципов :

1. Принцип исключительной компетенции федерации , т.е. определение

предметов ведения.

2. Принцип совместной компетенции , т.е. установление одного и того же

перечня предметов ведения как федерации , так и субъектов.

3. Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных

полномочий.

Мировой опыт показывает , что федеральное государственное устройство более

прочно в тех странах , где ликвидирована дискриминация по национальному

признаку , укоренилась политическая культура . Можно привести конкретный

пример , рассмотрев российский федерализм.

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:

1. Создание основ социалистического федерализма (1918 –1936 г.).

2. Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России

(1937-1985 г.).

3. Реформы государственного устройства перед Конституцией 1993 г..

Федерализм возник и развивался в России по идеологическим схемам

большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию

власти , а преодоление «национального гнета». Начался хаотический процесс

создания автономий по национальным или географическим признакам , хотя

ясных границ национального разделения не существует , и население было

смешанным.

Процесс создания автономий , изменения их границ и после принятия в 1925г.

новой Конституции РСФСР. Принятая за год до этого Конституция СССР

закрепила создание союзного государства , в которой РСФСР стала одной из

равноправных республик. Созданный в 1922г. СССР являл собой иное

федеральное государство , т.к. состоял из разных субъектов с правом выхода

из федерации.

Ко времени принятия Конституции СССР 1936г. и РСФСР 1937г. государство по

существу стало унитарным. Конституционные гарантии не оказали какого-либо

сдерживающего влияния на политику репрессий , которые существовали под

руководством Коммунистической партии в масштабах страны.

Мощная демократическая волна , вызванная перестройкой и послевоенными

реформами , обострила процесс государственно-правового развития страны в

целом и России в частности.

Национальные федерации характеризуются более сложным государственным

устройством. Национальная федерация , независимо от ее разновидностей ,

имеет основные признаки :

1. Субъектами такой федерации являются национальные государства и

национально-государственные образования , которые отличаются друг от

друга национальным составом населения , его особой культурой , бытом ,

традициями , обычаями.

2. Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения

составляющий его субъекта.

3. Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших

и малых наций , их свободное и самостоятельное развитие.

4. Высшие государственные органы национальной федерации формируется из

представителей субъектов федерации.

5. Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое

положение ее субъектов.

Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут

установить дипломатические отношения с любым государством мирового

сообщества , заключать политические , экономические и др. договоры.

В этой связи важно различать союзное государство , складывающееся в

условиях территориальной федерации , и союз государств , которые

объединяются по национальному признаку. Союзное государство является

федерацией , основанной на договорной территориальной основе , а союз

государств – федеральное объединение национальных государств , которые

обладают как государственным , так и национальным суверенитетом.

Специфика территориально-национальной федерации состоит в том , что такое

государство должно не только интегрировать , но и дифференцировать интересы

всех субъектов , как национальных , так и территориальных.

Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств ,

созданный для обеспечения их общих интересов.

1. Конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и

судебных органов , характерных для федерации.

2. Конфедерация не имеет единой армии , единой системы налогов , единого

гос. бюджета.

3. Конфедерация сохраняет гражданство тех государств , которые находятся во

временном союзе.

4. Конфедеративные государственные органы могут договорится о единой

денежной системе , единых таможенных правилах , единой межгосударственной

кредитной политике на период существования данного государственного

образования.

5. Конфедеративные государства недолговечны . Они или распадаются по

достижению общих целей или превращаются в федерации ( Германский союз

1815-1867 гг., Швейцарский союз 1815-1848гг., Австро-Венгрия 1867-

1918гг.)

Содружество – весьма редкое , еще более аморфное , чем конфедерация , но

тем не менее организация. Объединяющие их признаки могут касаться

, во-первых , экономически ( одинаковая форма собственности , интеграция

хозяйственных связей , единая денежная система и др.) , во-вторых , права (

уголовного , гражданского , процессуальных норм , сходство имеет и правовой

статус гражданина) , в-третьих , языка , в-четвертых , культура (иногда

культурная общность имеет единое происхождение , иногда достигается путем

взаимообогащения , или даже привнесения и ассимиляции иных , чужеродных

элементов ) , в-пятых , религии (но не всегда). Но содружество – это не

государство , а своеобразное объединение независимых государств . В основе

содружества , как и при конфедерации , могут лежать межгосударственный

договор , декларация и другие юридические документы . Цели , выдвигаемые

при создании содружества , могут быть различными . Они затрагивают важные

интересы государств , что не позволяет их отнести к разряду второстепенных

. Члены содружества – это полностью независимые , суверенные государства ,

субъекты международных отношений.

Межгосударственные объединения знают и такую форму , как сообщество

государств . В основе сообществ лежит межгосударственный договор .

Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к

государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает

интеграционные связи государств , входящих в сообщество , и эволюционируют

в сторону конфедеративного общества ( Европейские сообщества ).

В сообществе может быть свой бюджет ( Формируемый из отчислений членов –

государств ) , надгосударственные органы. Сообщество может иметь цель

выровнять экономику и научно-технический потенциал государств , входящих в

него , упростить таможенные , визовые и др. барьеры.

Надо подчеркнуть , что не следует межгосударственные объединения -

конфедеративные содружественные формы – принимать догматически . В реальной

жизни эти формы могут иметь самый широкий спектр , давать такие сочетания ,

как конфедеративно – федеративные , когда в одних областях между

государствами осуществляются федеративные , а в других – конфедеративные

связи. Или , например , давать сочетания унитарно – федеративных

государственных образований ( Например , в России в состав входят

республика и вместе с тем она имеет четкое административно-территориальное

устройство). Как и в других , в данном случае теория государства и права

выделяет и рассматривает самое типичное , основное , что характеризует те

или иные реальные формы устройства государств.

Межгосударственные формы делятся на два вида : добровольные и

насильственные.

Форма государственного режима представляет собой совокупность способов

и методов осуществления власти государством. Государственный режим –

важнейшая часть политического режима , существующего в обществе.

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими .

Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия , для

феодализма – и неограниченная власть феодала , монарха , и народное

собрание ; для современного государства – и тоталитаризм и правовая

демократия . Можно выделить наиболее общие черты , присущие той или иной

разновидности государственного режима .

Антидемократический режим имеет следующие признаки:

- Во – первых , главное , что определяет характер государственной власти ,

это соотношение государства и личности . Если государство в лице его

различных органов подавляет личность , ущемляет его права , препятствует

ее свободному развитию , то такой режим называется антидемократическим .

- Во-вторых , характеризуется полным ( тотальным ) контролем государства

над всеми сферами общественной жизни.

- В-третьих , свойственно огосударствление всех общественных организаций (

профсоюзов , молодежных , спортивных и т.д. ).

- В-четвертых , личность в антидемократическом государстве фактически

лишена каких – либо субъективных прав , хотя формально они могут

провозглашаться даже в Конституции.

- В-пятых , реально существует примат государства над правом , что является

следствием произвола , нарушением законности , ликвидации правовых начал

в общественной жизни.

- В-шестых, характерный признак _ всеохватывающая милитаризация

общественной жизни, наличие огромного военно – бюрократического аппарата

, военно – промышленного комплекса , довлеющего над мирной экономикой.

- В-седьмых, антидемократический режим игнорирует интересы национальных

государственных образований , особенно национальных меньшинств.

- В-восьмых, антидемократическое государство во всех разновидностях не

учитывает особенностей религиозных убеждений населения . Отрицает

полностью религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из

религий.

Деспотический режим ( от греческого “despotic” – неограниченная власть )

. Этот режим характерен для абсолютной монархии , когда власть

осуществляется исключительно одним лицом , становящимся деспотом .

Деспотизм возник в древности и характеризовался крайним произволом в

правлении , полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его

подданных , отсутствия правовых и моральных начал в управлении.

При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности,

недовольства , возмущения и даже несогласия подданных.

Тиранический режим также основан на единоличном правлении . Однако в

отличии от деспотии , власть тирана устанавливается насильно ,

захватническим путем , часто смещением законной власти с помощью

государственного переворота. Она лишена правовых и нравственных начал ,

построена на произволе , подчас терроре о геноциде.

Тоталитарный режим характеризуется наличием одной официальной

идеологии , которая формируется и задается общественно-политическим

движением , политической партии , правящей элитой , политическим лидером,

вождем народа , в большинстве случаев харизматическим

Тоталитарный режим допускает только одну партию – правящую , а другие

стремится разогнать , запретить или уничтожить. В государственном

управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом .

Практически управление выглядит как исполнение команды сверху , при которой

инициатива фактически не поощряется , а строго наказывается . Местные

органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд .

Особенности регионов не учитываются.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение

сокрализуется. Он объявляется самым мудрым , непогрешимым , справедливым ,

неустанно думающим о благе человека.

Тоталитарный режим широко и постоянно применяется террором по отношению к

населению . Физическое насилие уже не становится самоцелью,

как при деспотии и тирании. Он выступает как главное условие для укрепления

и осуществления власти .

При тоталитарном режиме устанавливается полный контроль над всеми сферами

жизни общества .

Милитаризация так же одна из основных характеристик тоталитарного общества

. Идея о военной опасности, об “отчужденной крепости“ становится

необходимой для сплочения общества , для построения его по принципу лагеря

. Государство как бы берет на себя заботу о каждом члене общества.

Фашистский режим одна из крайних форм тоталитаризма , прежде всего

характеризуемую националистической идеологией , представлениями о

превосходстве одних наций над другими , крайней агрессивностью.

Фашизм основывается на национальной расистской демагогии , которая

возводится в ранг официальной идеологии . Целью фашистского государства

объявляется охрана национальной общности , решение геополитических ,

социалистический задач , защита чистоты расы . Главная предпосылка

фашистской идеологии такова : люди отнюдь не равны. Поэтому фашистский

режим , как правило , человеконенавистнический , агрессивный режим ,

ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские

режимы возникают при социальных расстройствах общества, обнищании масс . В

их основе лежат определенные общественные и политические движения , в

которых внедряются национальные идеи , популистские лозунги,

геополитические интересы , и т.д..

Авторитарный режим . Использование насилия становится характерным для

авторитарного режима . Вот почему государство не может существовать без

опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве –

вспомогательный инструмент , поскольку широко используются внесудебные

органы принуждения людей. Оппозиции при авторитаризме не допускается. В

политической жизни могут участвовать и несколько партий , но все партии

должны ориентироваться на линию , выработанную правящей партией, в

противном случае они запрещаются. Оппозиционеры , как организации , так и

граждане жестоко наказываются . Власть применяет к инакомыслящим законные и

незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически

не может пользоваться конституционными правами и свободами , даже если они

и провозглашаются формально , т.к. отсутствует механизм их реализации. Она

лишена гарантий своей безопасности и взаимоотношений с властью.

Авторитарная власть признает , что доверие народа – великая сила , и

поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе , используя

демагогию и превращение населения в простой объект манипуляций.

Либерально – демократический. Обусловливается прежде всего

потребностями товарно-денежной , рыночной организации экономики. Рынок

требует равноправных , свободных , независимых партнеров . В либерально-

демократическом обществе провозглашаются свобода слова , мнений , форм

собственности , дается простор частной инициативе. Права и свободы не

только закрепляются в конституции , но и становятся осуществимыми. Таким

образом , экономическую основу либерализма составляет частная

собственность.

При либерализме власть формируется путем выборов , исход их зависит и от

финансового положения партий.

Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он

вырастает из собственно демократического режима.

Собственно демократический режим ( “demarcate”- народовластие ) – это одна

из разновидностей либерального режима , основанного на признании равенства

и свободы всех людей , участии народа в управлении государством. Конкретно

режим демократического государства выражается в следующем :

1. Во-первых , такой режим предоставляет свободу личности в сфере

экономической деятельности , которая составляет материальную основу

благополучия.

2. Во-вторых , реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина ,

его возможность выражать собственное мнение .

3. В-третьих , создает эффективные механизмы прямого воздействия населения

страны на характер государственной власти.

4. В-четвертых , личность защищена от произвола , беззакония , т.к. ее

права находятся под постоянной защитой органов правосудия .

5. В-пятых , демократическая республика является следствием реального

разделения властей , как в унитарных , так и в федеративных государствах.

6. В-шестых , демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы

меньшинства и большинства , индивидуальные и национальные особенности

населения.

7. В-седьмых , демократические методы государственного властвования

позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия , обеспечивая

компромисс между органами государственными органами и гражданами.

8. В-восьмых , основным принципом деятельности демократического государства

является плюрализм.

9. В-девятых , демократический государственный режим базируется на законах

, которые отражают объективные потребности развития личности и общества ,

поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок , низкий уровень

преступности .

Таким образом , форма государства может быть понята только в единстве трех

составляющих элементов : форма правления , форма государственного

устройства и форма государственного режима . Изменения , происходящие в

современном цивилизованном мире , безусловно , потребуют корректировки.

ИСТОЧНИКИ

1. “Теория государства и права” 1997г. Хропанюк В.Н.

2. “Государство и право в современном обществе // Теория права : новые

идеи “ 1991г. Лившин Р.З.

3. “Государство , его вчерашнее и сегодняшние трактовки // государство и

право” 1993г. №7 стр.12-20 Бутенко А.П.

4. “Конституционное право РФ” Москва ,1996г. Боглай М.В.,Габричидзе Б.Н.

5. “Российский федерализм” 1994г. , Мухамедшин Ф.Х.

6. “Сущность содержания и формы государства” Л.,1971г. Петров В.С.

7. “Развитие форм государства ” 1905г. Каутский К.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека