Типы и формы государства
ПЛАН.
ВВЕДЕНИЕ.
1. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.
2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ.
3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.
4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Введение
Сегодня , пожалуй ,нет более спорного вопроса в политической науке , чем
вопрос государства , его природе и роли в общественной жизни.
Государство – это прежде всего исторически сложившиеся , сознательно
организованная социальная сила , управляющая обществом. Это фактически
первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая
организация , оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов ,
социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять
обществом – следуют другие черты государства . Управление обществом –
управление определенной массой людей , на которой и могут быть
распространены государственные управленческие функции.
Традиционно отечественная теория государства и права в этих целях выделяет
в формах государства три основных , взаимосвязанных блока:
форму правления , форму национального и административно-территориального
устройства , политический режим.
Особенности государства конкретного исторического периода определяются
состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных
признаков ( территории , публичной власти , суверенитета ) государство по
мере общественного развития претерпевает серьезные изменения .
Особенности исторических периодов (этапов , эпох ) в развитии
государственно-организационного общества у различных народов в различное
историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты
, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого
обобщения , несмотря на отсутствие исторического опыта государственного
строительства , были предприняты Аристотелем и Полибием.
Аристотель считал , что основными критериями разграничения государств
являются:
1. Количество властвующих в государстве
2. Осуществляемая государством цель.
По первому признаку он различал правление одного , правление немногих ,
правление большинства. По второму признаку все государства делились на
правильные ( в них достигается общее благо ) и неправильные ( в них
преследуются частные цели ). Отвлекаясь от конкретных условий того времени
, Аристотель считал главное различие государств в том , какое мере
государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.
Полибий говорил , что развитие государства , смена его типов
(разновидностей) – естественный процесс , определяемый природой.
Государство развивается по бесконечному кругу , который включает фазы
зарождения , становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в
другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает , что цикличность в
развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс.
Тем не менее , главное в воззрениях Полибия состоит в том , что за основу
смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении
государственной власти и человека.
Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и
неоднозначного общественного явления стало обьективной основой
концептуального плюрализма типологии государств. Марксистко-ленинская
типология государства и права базируется на категории общественно-
экономической формации.
Формация – исторический тип общества , основанный на определенном способе
призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-
техническую базу общества , а производственные отношения , складывающиеся
на однотипной форме собственности на средства производства , составляют
экономический базис общества , которому соответствуют определенные
политические , государственно-правовые и другие надстроечные явления.
Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в
результате смены отживших форм производственных отношений и замены их
новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса
закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот
принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и
права.
Исторический тип государства , согласно марксистско-ленинской теории ,
выражает единство классовой сущности всех государств , обладающих общей
экономической основой , обусловленной господством данного типа
собственности на средства производства. Единство экономического строя
различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства
производства , а следовательно , в экономическом господстве определенного
класса ( классов ). Тип государства определяется на основании того , какой
экономический базис это государство защищает , интересам какого
господствующего класса оно служит. При таком подходе государство
приобретает сугубо классовую определенность , выступая в качестве диктатуры
экономически господствующего класса.
Формационный критерий , лежащий в основе марксистской типологии
государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства :
рабовладельческое , феодальное и последний – социалистическое , которое ,
теоретически , в ближайшей исторической перспективе должно было бы
перерасти в общественное коммунистическое самоуправление .
Перечислим основные характеристики различных типов государств , выделяемых
на основании данной концепции.
Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-
классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое
государство – организация политической власти господствующего класса в
рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция
этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства
производства , в том числе на рабов.
Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и
возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое
государство , согласно марксистский теории , есть оружие классового
господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных
привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.
Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности .
Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений ,
основанных на капиталистической частной собственности на средства
производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.
Социалистический тип государства возникает в результате социалистической
революции , которая ниспровергает отношения частной собственности и
основанную на данных отношениях государственную машину . Социалистическое
государство – орудие политической власти трудящихся масс ( классов ),
выражает интересы трудового народа , обеспечивает защиту и развитие
социалистического общества.
Социалистический тип права – это высший тип правовой системы общества ,
диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права.
Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс , служит
классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода
социалистического общества к высшему , коммунизму, государство и право во
всех своих элементах и признаках
постепенно перерастают в систему общественного коммунистического
самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.
В марксистском понимании исторический тип государства определяется
зависимостью классового содержания государственной и правовой организации
общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи
вводится понятие переходной государственности.
Переходное государство – представляет собой государственность , возникающую
в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов и
опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем , по
мере преобладания господствующей формы собственности , подобные государства
должны примкнуть к определенному историческому типу государства ,
капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при
преобладании примитивных форм собственности ( родоплеменной ,
полуфеодальной , смешанной , капиталистической с элементами общественной
собственности ) – экономическая основа этих государств.
Концепцию переходного государства разработал В.И.Ленин . В контексте
развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных
стран к социализму , минуя капиталистическую стадию.
Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание
экономических , социальных , политических , идеологических , культурных
предпосылок для перехода к социализму.
Государства капиталистического пути развития по мере формирования
производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства.
Первопричина смены исторических типов государств считается социально –
экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую
общественную систему и кладет начало господству нового способа производства
, новым производственным отношениям , которым соответствует новый тип
государственности и права . Смена одного исторического типа государства
другим происходит в результате социальной революции.
Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию
устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства ,
отвечающего новым условиям социально – экономического развития общества.
Преемственность между историческими типами государств заключается ,
главным образом , в использовании структуры , форм и методов организации
государственной власти прошлого , которые в своем развитии отражают
общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности
государства.
Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками
марксизма – ленинизма в эксплуататорских типах государств , которые роднит
их общая эксплуататорская сущность , необходимость установления
государственности , позволяющей держать в повиновении подавляющее
большинство населения страны. Одновременно подчеркивается , что
преемственная связь при смене исторических типов государства и права по-
разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к
социализму.
Анализируя все известные эксплуататорские типы государств , марксистско –
ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:
1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими
производственными отношениями , которые базируются на частной
собственности и эксплуатации человека человеком .
2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров ,
подавляющей большинство населения.
3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более
отчуждают себя от него.
4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально –
экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в
этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся ,
незначительной части людей.
В отличии от эксплуататорских государств социалистическое государство
представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда
основные черты государства социалистического типа:
1. Все государства данного типа базируются на общественной собственности на
орудия и средства производства , на отношениях товарищеской взаимопомощи
сотрудничества свободных от эксплуатации людей.
2. Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего
большинства населения , а по мере преодоления классовых антагонизмов , и
всего народа.
Классово – формационный подход к типологии государств до последнего времени
был единственным . Типом государства называется «совокупность государств ,
развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической формации
классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и
экономической основы»1 . «Исторический
1Основы теории государства и права , М., 1982. С.23
тип государства ( или права ) это совокупность наиболее существенных
признаков , свойственных государствам ( или правовым системам ) единой
общественно – экономической формации 1 . Тип государства определяется
экономическим строем классового общества , соответствующей ему классовой
структурой , эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых
отношений и его классовой сущностью.2
Так ,Г.Елинекс писал , что “несмотря на постоянное развитие и
преобразования , можно , однако , установить некоторые прочные признаки ,
придающие определенному государству или группе государств на всем
протяжении их истории черты определенного типа 3. «Он подразделяет все
государства на два типа : идеальный и эмпирический. Идеальный тип – это
мыслимое государство , которое в реальной жизни не существует. Идеальному
государству противопоставляет эмпирический , который получается в
результате сравнения отдельных , реально существующих государств друг с
другом.
Английский ученый А.Тойнби развил и конкретизировал понятие
цивилизации , под которым он понимал относительно замкнутое и локальное
состояние общества , отличающееся общностью культурных , экономических ,
географических и других факторов.
Цивилизованный подход:
Во-первых , при анализе экономического базиса упускается из вида
важный фактор , как многоукладность .
Во-вторых , при формационном рассмотрении структуры классового
общества их социальный состав значительно сужается , так как в основном
учитываются только классы антагонизмы.
В-третьих , формационный подход ограничивает анализ культурно –
духовной жизни общества кругом тех идей , представлений и ценностей ,
которые отражают интересы основных антагонистических классов.
Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия формация состоит в
возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека ,
через совокупность господствующих в данный период представлений каждой
личности о характере общественной жизни , о ценностях и целях ее
собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения
прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная
личность , а не как классово-обезличенный индивид.
Цивилизованный подход позволяет , таким образом , видеть в государстве не
только инструмент политического господства эксплуататоров , над
1 Теория государства и права .М., 1985. с.82
2 Теория государства и права .М., 1985. с.41
3 Еллинек Г. Указ.соч. с.210
эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как
важнейший фактор социально – экономического и духовного развития общества ,
консолидации людей , удовлетворения разнообразных потребностей людей.
Западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости от
характера взаимоотношений между государственной властью и индивидов. По
этому признаку выделяют два типа государственности :
демократия и автократия.1 Г. Кельзен считал , что в основе типизации
современных государств находится идея политической свободы. В зависимости
от того места , которое занимает индивид в создании правопорядка ,
различаются два типа государства . Если индивид активно участвует в
создании правопорядка ,- налицо демократия , если нет – автократия .2
Подобную трактовку типологии государств дает американский ученый Р.Макайвер
. Он делит все государства на два типа :
1. Династические (антидемократические) , где общая волна не выражает воли
большинства населения
2. Демократические , где государственная власть выражает волю всего
общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно
правит , либо активно поддерживает правительство.3
Немецкий ученый Р. Дарендорф , подразделяя все государства на
демократические и антидемократические , делал вывод , что в результате
постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом
граждан , в котором хотя и нет недостатков в неравенстве . но создана общая
для всех основа , и которая делает возможным цивилизованное общественное
бытие.4
Итак , понятие государства и права многомерно и многовариантно. Оно
состоит из различных научных оснований , которые позволяют выделить
наиболее общие свойства и черты , характерный для той или иной исторической
группы государств и правовых систем.
Типология государства тесно связана с понятием формы государства.
Форма государства – сложное общественное явление , которое включает в себя
три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного
устройства и форму государственного режима.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной
власти , порядок их образования и распределения компетенции между ними .
1 Автократия – от греческого auto-krator-самовластный, имеющий
неограниченное право
2 см: Кельзен Г. Общая теория государства и права .Кембридж.1946г.
3 см: Макайвер Р. Современное государство . Оксфорд . 1964г.
4 см: Дарендорф Р. Фрагменты нового милитаризма . Штутгард . 1987г.
Форма государственного правления позволяет уяснить :
- Как создаются высшие органы власти и каково их строение;
- Какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими
государственными органами ;
- Как строятся взаимоотношение между верховной государственной властью и
населением страны;
- В какой мере организация высших органов государства позволяет
обеспечивать права и свободы гражданина.
Уже Аристотель , вслед за Платоном , столкнувшись с самыми разными формами
организации и осуществления государственной власти в Древнем Мире ,
попытался разработать классификацию государств по критерию , кто и как
правит в этих государствах , то есть по критерию формы правления . Он
выделил несколько форм правления : монархию , республику , деспотию –
положив в основу классификации способы образования органов государства , их
соотношение , приемы осуществления государственной власти .Прежде всего
теория государства и права два основных устройства государственной власти ,
которые характеризуются содержанием формы правления : монархию и
республику.
Монархическая – “ персональное единовластие ” – древняя форма правления .
Впервые зародилась в раннеклассовых обществах , власть в которых
захватывали военноначальники , представители разросшихся семей или
соседских общин . Свои истоки монархическая форма правления имела в той
достаточно простой , социально не слишком расчлененной организации общества
, которая появилась на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры , в
итоге нелитической революции.
В этих раннеклассовых обществах организация власти осуществлялась на
жестко централизованной основе , сверху вниз , была наиболее эффективной и
понятной.
Монарх назначал чиновника по управлению регионами или функциональными
службами , те в свою очередь назначали более мелких руководителей работ .
Такая вертикальная иерархия власти позволила строить весьма эффективную
форму правления , при которой земледельцы – общинники , ремесленники и
другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры.
Сам же монарх решал , в нормальном режиме прав , вопросы связанные с
организацией и осуществлением власти . Он советовался со своими чиновниками
( советниками ) , среди которых были пророки, предсказатели , другие
культовые служители.
Монархии , как форме правления , присуще четкие юридические признаки.
Монарх персонифицирует государство , выступает во внешней и внутренней
политике как глава государства . Монарху же приходится принимать решения по
самым важным вопросам _ принципиально – государственным. Он обладает всей
полнотой власти . Власть монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть в
государстве . Его власть объявлялась священной , наделялась религиозным
ореолом. Она распространялась на все сферы жизни, в том числе и на
судебную. Таким образом , власть монарха не знает ограничений и может и
может распространятся на различные сферы государственной деятельности.
Монарх – свободный от ответственности . Он не несет конкретной политической
и юридической ответственности за результаты своего правления , а за ошибки
злоупотребления в государственном правлении отвечают его советники.
Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в
общественной жизни играли отношения общинного строя , патриархального быта
. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только
государственные рабы принадлежали монарху.
Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей
эры) . Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципиата и
период доминанта. При принципиате формально еще сохраняются формы
республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют
консулы , преторы и народные трибуны , но существенной роли не играют. Все
основные функции сосредотачиваются в руках императора.
В III веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия ( доминант
). Полностью исчезают республиканские учреждения . Управление государством
– полностью в руках императора , который назначает исполнителей –
сановников .Порядок поддерживается при помощи административно – судебного и
военного аппарата.
Феодальная ( средневековая монархия ) последовательно переходит три
периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной и
абсолютной монархии .
Конституционная монархия представляет такую форму правления , при
которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.
Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой
парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы
и Азии , и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания и др. ).
Конституционная монархия бывает парламентной и дуалистической .
Парламентная монархия характеризуется основными свойствами :
- Правительство формируется из представителей определенной партии ,
получивших большинство на выборах;
- Лидер партии , обладающей наибольшим числом депутатских мест , становится
главой государства ;
- В законодательной , исполнительной и судебной сферах власть монарха
фактически отсутствует , она является символической ;
- Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются
монархом ;
- Правительство согласно конституции несет ответственность перед
парламентом.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный
характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством ,
формируемым монархом , и парламентом. Подобная форма правления существовала
в кайзеровской Германии.
Республика – такая форма правления , при которой верховная государственная
власть осуществляется выборными органами , избираемым населением на
определенный срок.
Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания , советы
имеют сложную структуру , наделяются определенными , только им
свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или
ненадлежащее исполнение согласно закону.
Органы республиканского правления наделяются различными полномочиями и
сферой деятельности (компетенцией ) по осуществлению единой государственной
власти.
Надо обратить внимание и на то обстоятельство , что все ветви единой
государственной власти осуществляют именно властные полномочия , т.е.
организуют и обеспечивают отношения “ власти – подчиненные ”в
соответствующих сферах государственной жизни . Кроме того , следует
подчеркнуть , что , несмотря на разделение властей , все республиканские
органы призваны осуществлять согласованно , системно , организованно единую
государственную власть и не могут функционировать друг без друга . Например
: исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту проекты
законов , а судебная власть функционирует как система , предотвращающая
нарушение законов .
Впервые идею разделения власти глубоко , подробно разработал в своем
фундаментальном труде Ш. Монтескье. Эта идея была направлена против
произвола , политических ошибок , злоупотреблений , порабощения народа в
абсолютной монархии. По существу он дал правовую основу буржуазной
революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму
демократии.
Вместе с тем в современных посттоталитарных государствах большую роль
играет и власть главы государства , президента . Эта самостоятельность ,
вытекающая из статуса главы государства , как гаранта конституции . Эта
власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом
и парламентом , президентом и правительством , и созданием при президенте
специальных органов ( администрации , управлении делами , комиссий и т.п.)
содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства ,
гаранта конституции , например : в реализации его права законодательной
инициативе.
Большое отличие от монархии имеет республика и в сфере образования
органов власти . Республика – это такая форма правления , при которой все
высшие органы государственной власти избираются народом , либо формируются
общенациональным представительным учреждением . История государственно –
организованного общества , его народов знает несколько основных
разновидностей республиканского правления.
Афинская демократическая республика ( V – IV вв. до н.э.). Ее
особенности и значительный демократизм обусловливались социальной
структурой афинского общества , характером рабовладения , а также наличием
коллективного рабовладения . В республиканский период а Афинах сложилось
эффективная система органов власти , имеющая четкую структуру и функции .
Система государственных органов состояла из народного собрания , совета
пятисот , выборных должностных лиц , суда присяжных , ареопага ( высшего
судебного и политического органа ).
Высшим органом государственной власти в Афинах было народное собрание
которому подчинялись все остальные органы и должностные лица . В его работе
принимали участие полноправные граждане , достигшие 20 лет. Главной
функцией народного собрания бало принятие законов , но и осуществлялась
разнообразная административная и судебная деятельность .
Народное собрание объявляло войну и заключало мир ; ведало высшими
сношениями ; избирало военноначальников ( стратегов ) ; ведало религиозными
делами , вопросами продовольствия . конфискацией имущества.
Высшим исполнительным органом власти был совет пятисот. Он
формировался из представителей территориальных подразделений и руководил
повседневной практической деятельностью государств. Ареопаг был чрезвычайно
влиятельным органом государственной власти. Он мог отменять решения
народного собрания , контролировать деятельность совета пятисот и
должностных лиц. Состоял ареопаг из архонтов ( высших должностных лиц ) и
бывших архонтов , которые назначались пожизненно . Реформы Эфиальта (462
г.) лишили ареопаг высших политических функций , и он превратился в
судебный орган.
Спартанская аристократическая республика ( V-IV вв. до н.э. ). Спарта
, в отличии от Афин , возглавлявших демократическую часть населения полисов
, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть.
Формально верховная власть принадлежала двум царям , фактически она
ограничена в пользу аристократии. Цари являлись военноначальниками , в
военное время им принадлежала судебная власть , ведали делами культа.
Законодательную власть осуществлял совет старейшин ( герусия ) . Герусия
состояла из двух царей и 28 членов совета , избираемых из представителей
аристократии пожизненно. Высшую правительственную власть осуществляла
коллегия эфоров , ежегодно избираемых из числа заслуженных аристократов.
Эфоры осуществляли контроль за деятельностью всех государственных органов и
должностных лиц , в том числе и царей . Они рассматривали важнейшие
гражданские и уголовные дела , решали вопросы внешней политики ,
осуществляли набор войска.
Римская аристократическая республика (V-II вв. до н.э.). Верховной
властью в республиканском Риме был сенат. Члены сената назначались особо
уполномоченными лицами ( цензорами) , которые в свою очередь назначались
народным собранием. Все вопросы , решающиеся в местных органах власти
(центуриях) , предварительно обсуждались в сенате. Прерогативой сената
являлось установление диктатуры , после чего все должностные лица
республики переходили в подчинение диктатора , срок полномочий ограничен
шестью месяцами. Сенат обладал и другими важными полномочиями: он
распоряжался казной и гос. имуществом , решал вопросы войны и мира ,
назначал командующих войсками и судебные коллегии. Народное собрание , а
позже народный трибунат , делали все возможное для охраны граждан от
злоупотребления властей.
Заслуга римской государственности состоит в том , что она оказала
большое влияние на характер и структуру государственной власти ряда стран
более поздних цивилизаций. Но в большей мере были восприняты положения
римского права. Римские юристы впервые сформировали важнейший правовой
институт цивилизованного общества – право собственности . Они подразделяют
систему права на две части : право частное и право публичное .
Города – республики ( феодальные республики ). Возникает наряду с
феодальными монархиями . Феодальные республики складываются в результате
укрепления могущества и самостоятельности крупных городов , за которыми
признавалось право выбирать собственные органы управления , издавать законы
, осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной власти (
сеньору ) город был обязан вносить определенные взносы , выделять граждан
для военной службы.
Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция , Венеция , Генуя – в
Италии , Новгород и Псков . Вольные города складывались и в Германии ,
Англии , где основную роль играли купцы и ремесленники.
Наиболее существенной чертой многих городов – республик было признание
свободы граждан и свободы рыночных отношений .
Парламентарная республика – разновидность современной формы
государственного правления , при которой верховная власть в организации
государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается
парламентом. Глава государства обладает обширными полномочиями. Он
обнародует законы , издает декреты , имеет право роспуска парламента ,
назначает главу правительства , является главнокомандующим вооруженными
силами .
Глава правительства (премьер-министр) назначается президентом . Он
формирует возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную
исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом .
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и
контроль за исполнительной властью. Обладает важнейшими финансовыми
полномочиями.
Парламентская форма республиканского правления представляет собой такую
структуру высших органов государственной власти , которая реально
обеспечивает демократизм общественной жизни , свободу личности , создает
справедливые условия человеческого общежития , основанного на началах
правовой законности.
Президентская республика – соединяет в руках президента полномочия главы
государства и главы правительства. Характерные черты:
- Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
- Ответственность правительства перед президентом , а не перед парламентом;
- Более широкие , чем в парламентской республике , полномочия главы
государства.
Социалистическая республика – особая форма государственного правления ,
которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции.
Основные особенности :
- Ведущая роль принадлежит представительным органам , которые составляют
основу аппарата государственной власти ;
- Социалистическая республика должна сочетать политическое , хозяйственное
и культурное руководство общественной жизнью в едином государственном
механизме , что позволило бы государственной власти суверенно
распоряжаться общественными средствами производства, регулировать и
контролировать распределение материальных и духовных благ;
- Высшие и местные органы власти объединяются в единую представительскую
систему , основанную на принципе демократического централизма;
- В условиях социалистического государственного правления законодательная и
исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных
учреждений;
- Социалистическая республиканская форма правления предполагает
подотчетность и подконтрольность исполнительно – распорядительных органов
органам законодательной власти;
- Социалистическая республика создает необходимые условия и предпосылки для
обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной
и государственной жизни.
Различают три разновидности социалистической формы государственного
правления : Парижскую коммуну , Советскую республику и народно-
демократическую (народную) республику , которые изначально выступают как
государственная форма диктатуры пролетариата.
Парижская коммуна считается исторически первой формой диктатуры
пролетариата. Во-первых , Парижская коммуна реализовала принцип всеобщего и
равного избирательного права. Во-вторых , коммуна полностью разрушила
старый государственный аппарат , заменив его новым. Высшим органом власти
являлся совет коммуны . Он избирал десять комиссий , через которые коммуна
осуществляла высшие законодательные , исполнительные и судебные функции. В-
третьих , подобная структура государственной власти в коммуне полностью
отвергала буржуазный парламентаризм и связанную с ним теорию разделения
властей.
Республика Советов – возникла в новых исторических условиях в России. В
республике Советов В.И.Ленин видит однотипную с Парижской коммуной форму
организации власти и выделяет следующие ее признаки:
- Слом старого буржуазного государственного аппарата и образование таких
органов власти , которые бы обеспечивали защиту завоеваний революции
вооруженной силой рабочих и крестьян.
- Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством ,
превращения Советов в политическую основу государственного строя ,
совмещения в них функций законодательного и исполнительного органа.
- Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни
страны принадлежит партии рабочего класса , которая определяет и
направляет внутреннюю и внешнюю политику государства .
Народно – демократическая республика – возникает после второй мировой
войны . По структуре и характеру она мало чем отличается от советской формы
правления.
Советская и народно – демократическая формы правления полностью отрицали
прогрессивные стороны парламентаризма и принцип разделения власти .
Важнейшим фактором , который обусловливал специфику данной конкретной формы
государства любого типа , считалось соотношение классовых сил, борьбы
классов.
Форма государственного устройства – это национальное и административно
– территориальное строение государства , которое раскрывает характер
взаимоотношений между его составными частями , между центральными и
местными органами власти.
Форма государственного устройства показывает:
- Из каких частей состоит внутренняя структура государства;
- Какое правовое положение этих частей и каково взаимоотношение их органов;
- Как строятся отношения между центральными и местными государственными
органами;
- В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации ,
проживающей на территории данного государства.
По форме государственного устройства все государства можно разделить на три
основные группы : унитарное , федеративное и конфедеративное.
Унитарное государство – это единое цельное государственное образование ,
состоящее из административно территориальных единиц , которые подчиняются
центральным органам власти и признаком государственного суверенитета не
обладают . Характеризуется следующими признаками:
- Во-первых , унитарное государство предполагает единые , общие для всей
страны высшие представительные , исполнительные и судебные органы которые
осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.
- Во-вторых , на территории унитарного государства действует одна
конституция , единая система законодательства , одно гражданство . В нем
функционирует единая денежная система , проводится обязательное для всех
административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная
политика.
- В-третьих , составные части унитарного государства ( области ,
департамента , провинции ) государственным суверенитетом не обладают .
Они не имеют своих законодательных органов , самостоятельных воинских
формирований и др. атрибутов государственности . В то же время местные
органы в унитарном государстве обладают известной , а иногда и
значительной независимостью. По степени их зависимости от центральных
органов унитарное государство централизованным и децентрализованным .
Централизованное – если во главе местных органов государственной власти
стоят назначенные из центра чиновники , которым подчинены местные органы
самоуправления . В децентрализованных государствах местные органы
государственной власти избираются населением и пользуются значительной
самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
- В-четвертых , унитарное государство , на территории которого проживают
малочисленные национальности , широко допускает национальную и
законодательную автономию . В Монголии автономным государственным
образованием является Баян – Улэгэйский аймак , на территории которого
проживает в основном лица казахской национальности.
- В-пятых , в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения
осуществляют государственные органы , которые официально представляют
страну на международной арене.
- В-шестых , унитарное государство имеет единые вооруженные силы ,
руководство которыми осуществляется центральными органами государственной
власти .
Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких , ранее
независимых государственных формирований в одно союзное государство.
В федерации существует два уровня государственного аппарата : федеральный ,
союзный и республиканский . На высшем уровне федерации характер
государственности выражается в создании двухпалатного союзного парламента ,
одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. При ее
формировании используется принцип равного представительства вне зависимости
от численности населения . Другая палата формируется для выражения
интересов всего населения государства , всех его регионов . В федерации
может также существовать государственный аппарат и на местном уровне .
Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного
гражданства , каждый гражданин считается гражданином федерации и
гражданином соответствующего государственного образования . И это
закрепляется конституциями государств. Это означает , что объем прав и
свобод у каждого гражданина , независимого от того , на территории какого
субъекта федерации он проживает , один и тот же.
В федеративном государстве функционирует правовая система , построенная на
принципе централизации , единства . Но субъекты федерации могут создавать и
собственную правовую систему.
Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому
конституционному механизму , с помощью которого центральная власть
подчиняется и контролируется субъектами федерации.
Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между
союзом и субъектами федерации. Практика федеративных государств показывает
что вопрос полномочий федерации и местных органов решается на основе трех
принципов :
1. Принцип исключительной компетенции федерации , т.е. определение
предметов ведения.
2. Принцип совместной компетенции , т.е. установление одного и того же
перечня предметов ведения как федерации , так и субъектов.
3. Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных
полномочий.
Мировой опыт показывает , что федеральное государственное устройство более
прочно в тех странах , где ликвидирована дискриминация по национальному
признаку , укоренилась политическая культура . Можно привести конкретный
пример , рассмотрев российский федерализм.
В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:
1. Создание основ социалистического федерализма (1918 –1936 г.).
2. Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России
(1937-1985 г.).
3. Реформы государственного устройства перед Конституцией 1993 г..
Федерализм возник и развивался в России по идеологическим схемам
большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию
власти , а преодоление «национального гнета». Начался хаотический процесс
создания автономий по национальным или географическим признакам , хотя
ясных границ национального разделения не существует , и население было
смешанным.
Процесс создания автономий , изменения их границ и после принятия в 1925г.
новой Конституции РСФСР. Принятая за год до этого Конституция СССР
закрепила создание союзного государства , в которой РСФСР стала одной из
равноправных республик. Созданный в 1922г. СССР являл собой иное
федеральное государство , т.к. состоял из разных субъектов с правом выхода
из федерации.
Ко времени принятия Конституции СССР 1936г. и РСФСР 1937г. государство по
существу стало унитарным. Конституционные гарантии не оказали какого-либо
сдерживающего влияния на политику репрессий , которые существовали под
руководством Коммунистической партии в масштабах страны.
Мощная демократическая волна , вызванная перестройкой и послевоенными
реформами , обострила процесс государственно-правового развития страны в
целом и России в частности.
Национальные федерации характеризуются более сложным государственным
устройством. Национальная федерация , независимо от ее разновидностей ,
имеет основные признаки :
1. Субъектами такой федерации являются национальные государства и
национально-государственные образования , которые отличаются друг от
друга национальным составом населения , его особой культурой , бытом ,
традициями , обычаями.
2. Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения
составляющий его субъекта.
3. Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших
и малых наций , их свободное и самостоятельное развитие.
4. Высшие государственные органы национальной федерации формируется из
представителей субъектов федерации.
5. Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое
положение ее субъектов.
Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут
установить дипломатические отношения с любым государством мирового
сообщества , заключать политические , экономические и др. договоры.
В этой связи важно различать союзное государство , складывающееся в
условиях территориальной федерации , и союз государств , которые
объединяются по национальному признаку. Союзное государство является
федерацией , основанной на договорной территориальной основе , а союз
государств – федеральное объединение национальных государств , которые
обладают как государственным , так и национальным суверенитетом.
Специфика территориально-национальной федерации состоит в том , что такое
государство должно не только интегрировать , но и дифференцировать интересы
всех субъектов , как национальных , так и территориальных.
Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств ,
созданный для обеспечения их общих интересов.
1. Конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и
судебных органов , характерных для федерации.
2. Конфедерация не имеет единой армии , единой системы налогов , единого
гос. бюджета.
3. Конфедерация сохраняет гражданство тех государств , которые находятся во
временном союзе.
4. Конфедеративные государственные органы могут договорится о единой
денежной системе , единых таможенных правилах , единой межгосударственной
кредитной политике на период существования данного государственного
образования.
5. Конфедеративные государства недолговечны . Они или распадаются по
достижению общих целей или превращаются в федерации ( Германский союз
1815-1867 гг., Швейцарский союз 1815-1848гг., Австро-Венгрия 1867-
1918гг.)
Содружество – весьма редкое , еще более аморфное , чем конфедерация , но
тем не менее организация. Объединяющие их признаки могут касаться
, во-первых , экономически ( одинаковая форма собственности , интеграция
хозяйственных связей , единая денежная система и др.) , во-вторых , права (
уголовного , гражданского , процессуальных норм , сходство имеет и правовой
статус гражданина) , в-третьих , языка , в-четвертых , культура (иногда
культурная общность имеет единое происхождение , иногда достигается путем
взаимообогащения , или даже привнесения и ассимиляции иных , чужеродных
элементов ) , в-пятых , религии (но не всегда). Но содружество – это не
государство , а своеобразное объединение независимых государств . В основе
содружества , как и при конфедерации , могут лежать межгосударственный
договор , декларация и другие юридические документы . Цели , выдвигаемые
при создании содружества , могут быть различными . Они затрагивают важные
интересы государств , что не позволяет их отнести к разряду второстепенных
. Члены содружества – это полностью независимые , суверенные государства ,
субъекты международных отношений.
Межгосударственные объединения знают и такую форму , как сообщество
государств . В основе сообществ лежит межгосударственный договор .
Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к
государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает
интеграционные связи государств , входящих в сообщество , и эволюционируют
в сторону конфедеративного общества ( Европейские сообщества ).
В сообществе может быть свой бюджет ( Формируемый из отчислений членов –
государств ) , надгосударственные органы. Сообщество может иметь цель
выровнять экономику и научно-технический потенциал государств , входящих в
него , упростить таможенные , визовые и др. барьеры.
Надо подчеркнуть , что не следует межгосударственные объединения -
конфедеративные содружественные формы – принимать догматически . В реальной
жизни эти формы могут иметь самый широкий спектр , давать такие сочетания ,
как конфедеративно – федеративные , когда в одних областях между
государствами осуществляются федеративные , а в других – конфедеративные
связи. Или , например , давать сочетания унитарно – федеративных
государственных образований ( Например , в России в состав входят
республика и вместе с тем она имеет четкое административно-территориальное
устройство). Как и в других , в данном случае теория государства и права
выделяет и рассматривает самое типичное , основное , что характеризует те
или иные реальные формы устройства государств.
Межгосударственные формы делятся на два вида : добровольные и
насильственные.
Форма государственного режима представляет собой совокупность способов
и методов осуществления власти государством. Государственный режим –
важнейшая часть политического режима , существующего в обществе.
Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими .
Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия , для
феодализма – и неограниченная власть феодала , монарха , и народное
собрание ; для современного государства – и тоталитаризм и правовая
демократия . Можно выделить наиболее общие черты , присущие той или иной
разновидности государственного режима .
Антидемократический режим имеет следующие признаки:
- Во – первых , главное , что определяет характер государственной власти ,
это соотношение государства и личности . Если государство в лице его
различных органов подавляет личность , ущемляет его права , препятствует
ее свободному развитию , то такой режим называется антидемократическим .
- Во-вторых , характеризуется полным ( тотальным ) контролем государства
над всеми сферами общественной жизни.
- В-третьих , свойственно огосударствление всех общественных организаций (
профсоюзов , молодежных , спортивных и т.д. ).
- В-четвертых , личность в антидемократическом государстве фактически
лишена каких – либо субъективных прав , хотя формально они могут
провозглашаться даже в Конституции.
- В-пятых , реально существует примат государства над правом , что является
следствием произвола , нарушением законности , ликвидации правовых начал
в общественной жизни.
- В-шестых, характерный признак _ всеохватывающая милитаризация
общественной жизни, наличие огромного военно – бюрократического аппарата
, военно – промышленного комплекса , довлеющего над мирной экономикой.
- В-седьмых, антидемократический режим игнорирует интересы национальных
государственных образований , особенно национальных меньшинств.
- В-восьмых, антидемократическое государство во всех разновидностях не
учитывает особенностей религиозных убеждений населения . Отрицает
полностью религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из
религий.
Деспотический режим ( от греческого “despotic” – неограниченная власть )
. Этот режим характерен для абсолютной монархии , когда власть
осуществляется исключительно одним лицом , становящимся деспотом .
Деспотизм возник в древности и характеризовался крайним произволом в
правлении , полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его
подданных , отсутствия правовых и моральных начал в управлении.
При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности,
недовольства , возмущения и даже несогласия подданных.
Тиранический режим также основан на единоличном правлении . Однако в
отличии от деспотии , власть тирана устанавливается насильно ,
захватническим путем , часто смещением законной власти с помощью
государственного переворота. Она лишена правовых и нравственных начал ,
построена на произволе , подчас терроре о геноциде.
Тоталитарный режим характеризуется наличием одной официальной
идеологии , которая формируется и задается общественно-политическим
движением , политической партии , правящей элитой , политическим лидером,
вождем народа , в большинстве случаев харизматическим
Тоталитарный режим допускает только одну партию – правящую , а другие
стремится разогнать , запретить или уничтожить. В государственном
управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом .
Практически управление выглядит как исполнение команды сверху , при которой
инициатива фактически не поощряется , а строго наказывается . Местные
органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд .
Особенности регионов не учитываются.
Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение
сокрализуется. Он объявляется самым мудрым , непогрешимым , справедливым ,
неустанно думающим о благе человека.
Тоталитарный режим широко и постоянно применяется террором по отношению к
населению . Физическое насилие уже не становится самоцелью,
как при деспотии и тирании. Он выступает как главное условие для укрепления
и осуществления власти .
При тоталитарном режиме устанавливается полный контроль над всеми сферами
жизни общества .
Милитаризация так же одна из основных характеристик тоталитарного общества
. Идея о военной опасности, об “отчужденной крепости“ становится
необходимой для сплочения общества , для построения его по принципу лагеря
. Государство как бы берет на себя заботу о каждом члене общества.
Фашистский режим одна из крайних форм тоталитаризма , прежде всего
характеризуемую националистической идеологией , представлениями о
превосходстве одних наций над другими , крайней агрессивностью.
Фашизм основывается на национальной расистской демагогии , которая
возводится в ранг официальной идеологии . Целью фашистского государства
объявляется охрана национальной общности , решение геополитических ,
социалистический задач , защита чистоты расы . Главная предпосылка
фашистской идеологии такова : люди отнюдь не равны. Поэтому фашистский
режим , как правило , человеконенавистнический , агрессивный режим ,
ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские
режимы возникают при социальных расстройствах общества, обнищании масс . В
их основе лежат определенные общественные и политические движения , в
которых внедряются национальные идеи , популистские лозунги,
геополитические интересы , и т.д..
Авторитарный режим . Использование насилия становится характерным для
авторитарного режима . Вот почему государство не может существовать без
опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве –
вспомогательный инструмент , поскольку широко используются внесудебные
органы принуждения людей. Оппозиции при авторитаризме не допускается. В
политической жизни могут участвовать и несколько партий , но все партии
должны ориентироваться на линию , выработанную правящей партией, в
противном случае они запрещаются. Оппозиционеры , как организации , так и
граждане жестоко наказываются . Власть применяет к инакомыслящим законные и
незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически
не может пользоваться конституционными правами и свободами , даже если они
и провозглашаются формально , т.к. отсутствует механизм их реализации. Она
лишена гарантий своей безопасности и взаимоотношений с властью.
Авторитарная власть признает , что доверие народа – великая сила , и
поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе , используя
демагогию и превращение населения в простой объект манипуляций.
Либерально – демократический. Обусловливается прежде всего
потребностями товарно-денежной , рыночной организации экономики. Рынок
требует равноправных , свободных , независимых партнеров . В либерально-
демократическом обществе провозглашаются свобода слова , мнений , форм
собственности , дается простор частной инициативе. Права и свободы не
только закрепляются в конституции , но и становятся осуществимыми. Таким
образом , экономическую основу либерализма составляет частная
собственность.
При либерализме власть формируется путем выборов , исход их зависит и от
финансового положения партий.
Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он
вырастает из собственно демократического режима.
Собственно демократический режим ( “demarcate”- народовластие ) – это одна
из разновидностей либерального режима , основанного на признании равенства
и свободы всех людей , участии народа в управлении государством. Конкретно
режим демократического государства выражается в следующем :
1. Во-первых , такой режим предоставляет свободу личности в сфере
экономической деятельности , которая составляет материальную основу
благополучия.
2. Во-вторых , реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина ,
его возможность выражать собственное мнение .
3. В-третьих , создает эффективные механизмы прямого воздействия населения
страны на характер государственной власти.
4. В-четвертых , личность защищена от произвола , беззакония , т.к. ее
права находятся под постоянной защитой органов правосудия .
5. В-пятых , демократическая республика является следствием реального
разделения властей , как в унитарных , так и в федеративных государствах.
6. В-шестых , демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы
меньшинства и большинства , индивидуальные и национальные особенности
населения.
7. В-седьмых , демократические методы государственного властвования
позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия , обеспечивая
компромисс между органами государственными органами и гражданами.
8. В-восьмых , основным принципом деятельности демократического государства
является плюрализм.
9. В-девятых , демократический государственный режим базируется на законах
, которые отражают объективные потребности развития личности и общества ,
поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок , низкий уровень
преступности .
Таким образом , форма государства может быть понята только в единстве трех
составляющих элементов : форма правления , форма государственного
устройства и форма государственного режима . Изменения , происходящие в
современном цивилизованном мире , безусловно , потребуют корректировки.
ИСТОЧНИКИ
1. “Теория государства и права” 1997г. Хропанюк В.Н.
2. “Государство и право в современном обществе // Теория права : новые
идеи “ 1991г. Лившин Р.З.
3. “Государство , его вчерашнее и сегодняшние трактовки // государство и
право” 1993г. №7 стр.12-20 Бутенко А.П.
4. “Конституционное право РФ” Москва ,1996г. Боглай М.В.,Габричидзе Б.Н.
5. “Российский федерализм” 1994г. , Мухамедшин Ф.Х.
6. “Сущность содержания и формы государства” Л.,1971г. Петров В.С.
7. “Развитие форм государства ” 1905г. Каутский К.