Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Вопросы обеспечения прав человека в деятельности Службы судебных приставов

Вопросы обеспечения прав человека в деятельности Службы судебных приставов

Поволжский филиал Российской правовой академии Министерства юстиции

Российской Федерации

Н А У Ч Н Ы Й Д О К Л А Д

«Вопросы обеспечения прав человека в деятельности

Службы судебных приставов»

Подготовил:

студент 5 курса Сергеев О.Г.

Научный

руководитель:

Канд. юрид.

наук, доцент

А.Д.Черкасов

Саратов 2002г.

Россия, следуя курсом реформ, провозгласила права человека как

приоритетные и наиболее значимые социальные ценности, признала

необходимость придерживаться общепринятых стандартов в области прав

человека.

Конституция Российской федерации (ст.2) впервые закрепила прямую

обязанность государства защищать права человека. При этом подчёркивается

(ст.18), что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно

действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов,

деятельность представительной и исполнительной власти, местного

самоуправления, обеспечиваются государством. Государственная защита прав и

свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется(п.1

ст.45).

Важная роль в социально-юридическом механизме обеспечения прав

человека и гражданина отводится Министерству юстиции Российской Федерации.

Это министерство многофункциональное. В его структуре создана и действует

служба судебных приставов.

Правовую основу деятельности службы судебных приставов составляют

Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «О судебных

приставах», «Об исполнительном производстве» и иные федеральные законы, а

также принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты Президента

РФ, правительства РФ, Министерства юстицииРФ.

Как правоохранительный орган Служба судебных приставов была основана в

1997г. Вызвано это было тем, что при смене социального строя в государстве,

в системе исполнения решения судебно-административных органов образовался

правовой вакум т.е. принимаемые решения, постановления и т.д. судебными

исполнителями не могли исполнятся в силу их слабой правовой защищённости и

практическим отсутствием властных полномочий. Необходим был новый закон,

закон, позволяющий эффективно исполнять судебные решения, закон наделяющий

его представителей более широкими возможностями и полномочиями. Таким

законом в июле 1997г. стал Федеральный закон «Об исполнительном

производстве» и «Закон о судебных приставах». Начиная с января 1998г.

повсеместно, на всей территории Российской Федерации началась создаваться

Служба судебных приставов. Но, наделив судебных приставов большой властью

законодатель, также предусмотрел и защиту прав человека при исполнении

судебными приставами своих обязанностей.

Прежде всего стоит сразу отметить, что Служба судебных приставов

подразделяется на судебных приставов-исполнителей, исполняющих решения

судов и других административно-правовых органов, и судебных приставов по

обеспечению правопорядка, призванных поддерживать правопорядок в залах

судебных заседаний, охрану судей и участников процесса, осуществлять по

постановлениям судей и судебных приставов-исполнителей приводы граждан не

являющихся по повесткам вышеуказанных должностных лиц. Но во всех случаях

судебные приставы прежде, чем приступить к исполнению своих служебных

функций обязаны предупредить об этом лиц в отношении которых они проводят

те или иные мероприятия.

Не стоит лишний раз упоминать, что защиту прав человека с

предоставлением тех или иных свобод в нашем государстве обеспечивает

Конституция РФ, различные нормативные и правовые акты, издаваемые

Государственной думой. Но вернёмся к судебным приставам, итак при получении

исполнительного листа либо документа приравняемого к таковому, судебный

пристав проверяет соответствие данного документа к предъявляемым законом

требованиям. После того как судебный пристав удостоверится, что

исполнительный документ соответствует предъявляемым требованиям, судебный

пристав обязан в течении трёх суток вынести постановление о возбуждении

исполнительного производства либо об отказе от такового (при обнаружении

нарушений к предъявляемому к исполнению документа). Каким образом, в этой

стадии исполнительного производства осуществляется защита прав человека?

Пожалуй, только лишь косвенно, судебный пристав проверяет исполнительный

документ на предмет законности оформления т.е. если документ неправильно

оформлен он возвращает его в орган его выдавший, несмотря на вину лица в

отношении которого он выдан (в данном докладе речь идёт исключительно о

физических лицах). Далее, судебный пристав выносит постановление о

возбуждении исполнительного производства причём законодатель отпускает ему

в этом три дня, если судебный пристав выносит постановление позже, то

фактически всё исполнительное производство будет незаконным даже если его

последующие действия будут законными. При выносе постановления о

возбуждении исполнительного производства, судебный пристав обязан копию

данного постановления направить должнику (ответчику) и предложить в

пятидневный срок в добровольном порядке погасить имеющуюся задолженность.

Т.е. законодатель, устанавливает судебному приставу конкретные сроки, в

рамках которых судебный пристав-исполнитель должен провести процессуальные

действия. Без соблюдения этих процедур все его последующие действия могут

быть должником обжалованы.

Важной организационно-правовой гарантией является институт обжалования

действий судебного пристава. Право граждан обжаловать действия должностного

лица – одно из важных конституционно-правовых средств защиты их прав и

законных интересов (п.2 ст.46 Конституции РФ). В соответствии с этим пункт

1 ст.19 Федерального закона «О судебных приставах» и пункт 1 ст.90

Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривают, что

действия судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному

лицу или в суд.

В целом законодатель даже в стадии исполнения решения правоохранительного

органа, выдавшего исполнительный документ, т.е. когда вина ответчика уже

установлена и доказана и из ответчика он превращается в должника тем не

менее даёт ответчику право на обжалование такого решения (статьи«Закона о

судебных приставах»). При этом при подаче такого заявления в

соответствующие органы судебный пристав обязан вынести постановление на

приостановление исполнительного производства до вынесения решения

вышестоящего органа в который должник направил соответствующее заявление.

Подать жалобу на незаконные действия судебного пристава либо на их

отсутствие заинтересованное лицо может подать: Старшему судебному приставу;

в главное управление Службы судебных приставов по региону или области; в

Министерство Юстиции РФ; в районную, городскую, областную, генеральную

прокуратуру; в районную, городскую, областную администрации; в Комитет по

защите прав человека; Региональному представителю президента; в районный,

городской, областной, Верховный суд, а при исчерпании всех возможных

методах внутригосударственного урегулирования, в международный суд в

г.Страсбурге в республике Франция. Причём подать жалобу либо исковое

заявление можно на любой стадии исполнительного производства. В 1999г. на

действия судебных приставов-исполнителей от граждан и юридических лиц в суд

поступило 25 тыс. жалоб, из которых 10 тыс. были удовлетворены в пользу

истцов.

Институт возмещения вреда, причинённого действиями судебных приставов,

закреплён в п. 3 ст. 19 Федерального закона «О судебных приставах» и в п.2

ст.90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» согласно которым

ущерб (вред), причинённый судебными приставами гражданам и организациям,

подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским

законодательством РФ.

В федеральном законе «Об исполнительном производстве» ст.44 закрепляет, что

является основанием применения мер принудительного исполнения, ст. 45

устанавливает перечень мер принудительного исполнения, а в ряде последующих

статей прописан порядок осуществления мер принудительного исполнения. Далее

при совершении исполнительных действий, связанных с принудительным

исполнением, в обязательном порядке составляются следующие документы: акт

описи и ареста имущества, акт изъятия арестованного имущества, акт описи и

ареста денежных средств, акт изъятия денежных средств, акт о вселении либо

выселении, акт о вскрытии помещения. Все эти акты в обязательном порядке

составляются в присутствии не менее двух понятых, при этом понятые должны

быть люди абсолютно посторонние, не заинтересованные в исполнительном

производстве и не состоять в родственных отношениях с кем либо из

участников исполнительного производства. Не соблюдение любого из этих

принципов, ставит под угрозу законность действий судебного пристава, и даёт

возможность участникам исполнительного производства для подачи жалобы в

вышестоящий орган на его действия. Так же законодатель ограничивает время

работы судебного пристава: в обычные дни с 6.00 до 22.00; в случаях крайней

необходимости и с 22.00 до 6.00, только с письменного разрешения старшего

пристава; в праздничные и выходные дни в любом случае только с письменного

разрешения старшего судебного пристава. То есть судебный пристав не явится

к Вам когда ему заблагорассудится а вынужден будет соблюсти рамки закона.

Анализ практики деятельности Службы судебных приставов позволил выявить

факты несовершенства и пробельности действующего законодательства,

регулирующее их деятельность, что приводит к ущемлению прав и законных

интересов граждан и организаций. Так, Постановлением Конституционного Суда

Российской

Не менее серьёзная проблема – недостаточный уровень правовой культуры

и нравственных ценностей судебных приставов исполнителей. Статья 3 ФЗ «О

судебных приставах» гласит: Судебным приставом может быть гражданин

Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее

(полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего

судебного пристава – высшее юридическое образование), способный по своим

деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять

возложенные на него обязанности. То есть судебным приставом может быть

любое лицо имеющее среднее образование и при этом наличие службы в армии

считается необязательным.

Институт обязанности судебных приставов действовать в строгом соответствии

с законом. Судебные приставы по обеспечению установленного правопорядка в

зале судебных заседаний, городских и районных судах, по охране свидетелей и

оказанию физической помощи при осуществлении судебными приставами-

исполнителями своих служебных обязанностей действуют также на основании

закона «О судебных приставах». Так, согласно ст.13 Федерального закона «О

судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные

ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности

ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. А ст.15 этого

закона строго регламентирует условия и пределы применения физической силы,

специальных средств и огнестрельного оружия. И при осуществлении своих

обязанностей судебные приставы должны строго придерживаться не только

закона «О судебных приставах» но и как судебные приставы-исполнители всех

действующих законов и нормативных актов на территории нашего государства.

К примеру, при осуществлении привода лица не являющегося по повесткам

судебного пристава-исп. либо судьи судебный пристав обязан иметь

постановление о приводе в котором должны быть правильно указаны данные

лица, которое необходимо доставить, при доставке данного лица судебный

пристав должен быть вежлив и корректен настолько насколько это возможно.

Использовать спецсредства только в случае крайней необходимости и только

после предупреждения.

Какие мы сможем сделать выводы: предоставив судебным приставам

полноту и широту власти, законодатель тем не менее сделал всё возможное для

того, чтобы оградить и защитить человека от чиновничьего произвола, лишить

госслужащих самоуправства, обязал судебных приставов действовать только в

строгих рамках закона.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека