Двигатели внутреннего сгорания
- Содержание
- 1. Описание процессов, происходящих в одном цикле ДВС
2. Расчет параметров одного цикла и построение индикаторной диаграммы ДВС
3. Расчет и построение внешней характеристики ДВС
4. Построение диаграммы фаз газораспределения
5. Проектирование кривошипно-шатунного механизма
6. Определение основных параметров ДВС
7. Тепловой баланс двигателя
Список литературы
1. Описание процессов, происходящих в одном цикле ДВС
Рассмотрим действительный цикл работы четырехтактного дизельного двигателя по мере происходящих в нем процессов.
Процесс впуска
Первый такт - впуск горючей смеси.
Во время такта впуска (рис. 1, а), когда поршень 1 движется от В.М.Т. к Н.М.Т., а впускной клапан 3 открыт, в цилиндр 2 поступает атмосферный воздух, который, нагреваясь в процессе сжатия, воспламеняет топливо, впрыскиваемое в конце такта сжатия. Гидравлическое сопротивление впускного трубопровода повышает давление воздуха в конце такта впуска до 0,08 МПа. Температура воздуха в цилиндре составляет 50-80° С.
Процесс сжатия
Второй такт - сжатие смеси.
Во время такта сжатия (рисунок 1, б), когда впускной 3 и выпускной 5 клапаны закрыты, температура, и давление воздуха в цилиндре значительно возрастают. Вследствие высокой степени сжатия (е=7,8) давление и температура воздуха достигают значений 3,419МПа и 600 °С соответственно. В конце такта в цилиндр через форсунку 4 (рисунок, 1, в) впрыскивается топливо. В зависимости от формы камеры сгорания и типа форсунки давление впрыска находится в пределах 8…40 МПа.
Процесс сгорания и расширения
Третий такт - расширение, или рабочий ход.
Впрыснутое распыленное топливо, перемешиваясь со сжатым воздухом, самовоспламеняется и сгорает. При этом температура газов к концу сгорания повышается до 1600 °С, а давление до 7,864МПа. В конце такта расширения температура снижается до 700…10000С, а давление до 0,677МПа. Под давлением газов, образующихся в результате сгорания топливовоздушной смеси, поршень перемещается от В.М.Т. к Н.М.Т., совершая механическую работу (рисунок 1, в).
Процесс выпуска
Четвертый такт - выпуск отработавших газов.
Продукты сгорания выходят из цилиндра в атмосферу (рисунок 1, г). Температура выпуска равна 600…700 °С, а давление газов - 0,125МПа.
2. Расчет параметров одного цикла и построение индикаторной диаграммы ДВС
Объем камеры сгорания:
Vc = 1 (в условных единицах). (1)
Полный объем:
Va = Vc, (2)
где - степень сжатия;
Va = 81 = 8.
Показатель политропы сжатия:
n1 =1,41 - 100/ne, (3)
где ne - номинальная частота вращения коленвала, об./мин;
n1= 1,41 - 100/4500 = 1,39
Давление в конце такта сжатия, МПа:
pc = pa n1, (4)
где pa - давление при впуске, МПа;
pc = 0,098 1,39 = 1,62 МПа
Промежуточные точки политропы сжатия (табл. 1):
px = (Va / Vx) n1 pa, (5)
При px = (8 / 1) 1,39 0,09=1,62 МПа
Таблица 1. Значения политропы сжатия
|
Vx | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
px, МПа | 0,62 | 0,35 | 0,24 | 0,17 | 0,13 | 0,11 | 0,09 | |
|
Давление в конце такта сгорания, МПа:
pz = pc, (6)
где - степень повышения давления;
pz = 3,8 1,62 = 6,16 МПа
Показатель политропы расширения:
n2 =1,22 - 130/ne, (7)
n2 = 1,22 - 130/4500 = 1,19
Давление в конце такта расширения:
pb = pz / n2, (8)
pb= 6,16/81,19= 0,52 МПа
Промежуточные точки политропы расширения (табл. 2):
px = (Vb / Vx) n2 pb. (9)
При px = (8 / 1) 1,19 0,52= 6,16 МПа
Таблица 2. Значения политропы расширения
|
Vx | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
px, МПа | 2,71 | 1,67 | 1,19 | 0,91 | 0,73 | 0,61 | 0,52 | |
|
Среднее теоретическое индикаторное давление, МПа:
, (10)
МПа.
Среднее давление механических потерь, МПа:
, (11)
где - средняя скорость поршня в цикле. Предварительно =.
МПа
Действительное индикаторное давление, МПа, с учетом коэффициента скругления диаграммы =0,95:
, (12)
где - давление выхлопных газов, МПа.
МПа
Среднее эффективное давление цикла:
, (13)
МПа
Полученные расчетом данные используем для построения индикаторной диаграммы (рисунок 2).
3. Расчет и построение внешней характеристики ДВС
Мощность Pe, кВт:
, (14)
nei - текущие (принимаемые) значения частоты вращения коленчатого вала;
np - номинальная частота вращения.
Вращающий момент, Н•м:
, (15)
Удельный расход, гр/кВт•ч:
(16)
Массовый расход, кг•ч:
(17)
Полученные расчетом значения сведены в таблицу 3.
Таблица 3. Зависимость мощности Pe, вращающего момента Те, удельного расхода ge и массового расхода Ge от частоты вращения коленвала ne.
|
Параметр | Отношение nei/ np | |
| 0,16 | 0,22 | 0,44 | 0,66 | 0,88 | 1 | 1,11 | |
ne (об/мин) | 700 | 1000 | 2000 | 3000 | 4000 | 4500 | 5000 | |
Pe, кВт | 13,6 | 19,33 | 41,1 | 60,6 | 73 | 75 | 73,1 | |
Te, Hм | 185,5 | 186,6 | 196,2 | 192,9 | 174,3 | 159,2 | 139,6 | |
ge, гр/кВт•ч | 284,4 | 248 | 222,8 | 216,3 | 228,8 | 243,5 | 261,9 | |
Ge, гр•ч | 3868 | 4794 | 9157 | 13108 | 16702 | 18263 | 19145 | |
|
Графическая зависимость мощности Pe, вращающего момента Те, удельного расхода ge и массового расхода Ge от частоты вращения коленвала ne отображена на рисунке 4.
4. Построение диаграммы фаз газораспределения
Радиус кривошипа коленвала, м:
r = S / 2, (18)
r = 0,083/2 = 0,0415 м
4.2 Отрезок ОО1 (см. диаграмму фаз газораспределения, рис. 3):
, (19)
где r - радиус кривошипа в масштабе индикаторной диаграммы (r=55 мм)
- коэффициент;
, (20)
lш - длина шатуна, м;
r - радиус кривошипа (r = 0,0415 м). Принимаем:
lш = 4r; (21)
Отсюда,
мм, (22)
Угол впрыска:
Полученные расчетом данные используем для построения диаграммы фаз газораспределения (рисунок 3) и ее связи с индикаторной диаграммой (рисунок 2).
5. Проектирование кривошипно-шатунного механизма
Рабочий объем цилиндра, л:
, (23)
где - тактность двигателя ( = 4);
Pе - заданная мощность двигателя, кВт;
i - заданное число цилиндров,
5.2 Рабочий объем, м3:
, (24)
где D - диаметр поршня, м:
, (25)
S - неизвестный ход поршня, м.
Зная отношение S/D=0,9, определим:
м;
Принимаем 92 мм. Тогда мм.
5.3 Средняя скорость поршня, м/с:
, (26)
м/с < 13 м/с = []
Здесь [] - максимальная допускаемая скорость поршня.
Таблица 4. Параметры бензинового ДВС
|
Параметр бензинового ДВС | Значение параметра | |
d = D | d = 92 мм | |
|
| |
d
| | |
|
| |
| | |
L= (0,8…1,1) d | L= 1.92 = 92 мм | |
h=(0,6…1,0) d | h = 0,7. 92 = 64 мм | |
| | |
lш = (3,5…4,5) r | lш = 441,5 = 166 мм | |
H = (1,25…1,65) d | H = 1,392 = 120 мм | |
dk = (0,72…0,9) d | dk = 0,8 92= 74 мм | |
dш = (0,63…0,7) d | dш = 0,6592 = 60 мм | |
lk = (0,54…0,7) dk | lk = 0,674 = 44 мм | |
lшат = (0,73…1,05) dш | lшат = 160 = 60 мм | |
|
При известном диаметре поршня его остальные основные размеры определяются из эмпирических соотношений. Результаты расчетов приведены в таблице 4.
Обозначения, принятые в таблице 4:
d - диаметр поршня;
dп - диаметр пальца;
dв - внутренний диаметр пальца;
lп - длина пальца;
l2 - расстояние между внутренними торцами бобышек;
- толщина днища поршня;
d - внешний диаметр внутреннего торца бобышек;
с1 - расстояние от днища поршня до первой канавки под поршневое кольцо;
е1 - толщина стенки головки поршня;
h - расстояние от днища поршня до центра отверстия под палец;
bк - глубина канавки под поршневое кольцо;
L - расстояние от торца юбки поршня до канавки под кольцо головки поршня;
H - высота поршня;
ю - минимальная толщина направляющей части поршня;
dш - диаметр шатунной шейки;
dк - диаметр коренной шейки коленвала;
lшат - длина шатунной шейки;
lк - длина коренной шейки коленвала.
Полученные расчетом параметры используем для проектирования кривошипно-шатунного механизма (рисунок 5).
6. Определение основных параметров ДВС
Крутящий момент, Н•м:
(27)
Литровая мощность, кВт/л:
(28)
Удельная поршневая мощность, кВт/дм2:
(29)
Механический КПД:
(30)
Индикаторный КПД:
, (31)
где - коэффициент избытка воздуха ( = 0,9)
= 14.96 (для бензиновых двигателей)
- низшая теплота сгорания топлива, ккал/кг. = 44
- плотность топливо - воздушной смеси, кг/м3. =1,22
= 0,7
Эффективный КПД:
(32)
Удельный расход, г/кВт•ч:
(33)
Массовый расход, г•ч:
(34)
Перемещение поршня
Зависимость перемещения поршня от угла поворота коленчатого вала определяется по формуле:
(35)
Строим график перемещения поршня из условия =0,25, угол поворота коленчатого вала 0-3600 с шагом 300.
Скорость поршня
Зависимость скорости поршня от угла поворота коленчатого вала определяется по формуле:
(36)
Строим график скорости поршня из условия =0,25, угол поворота коленчатого вала 0-3600 с шагом 300.
Ускорение поршня
Зависимость скорости поршня от угла поворота коленчатого вала определяется по формуле:
(37)
Строим график ускорения поршня из условия =0,25, угол поворота коленчатого вала 0-3600 с шагом 300.
Силы, действующие в двигателе
Сила инерции
Сила инерции определяется по формуле:
, (38)
где - угловая скорость поршня, определяемая по формуле:
, (39)
где - номинальная частота вращения двигателя. =4500 об/мин.
.
- приведенная масса поршня, определяемая по формуле:
, (40)
где - масса поршня, определяемая по формуле:
(41)
- масса шатуна, сосредоточенная на оси поршневого пальца:
, (42)
где - масса шатуна, определяемая по формуле:
(43)
В итоге по формуле (40) определяем приведенную массу поршня:
Значения силы инерции в зависимости от угла поворота коленчатого вала заносим в таблицу 5.
Сила давления газов
Сила давления газов определяется по формуле:
, (44)
где - значения давления при данном угле поворота.
- атмосферное давление. =0,1 МПа.
- площадь поршня.
Площадь поршня определим по формуле:
(45)
Значения силы давления газов в зависимости от угла поворота коленчатого вала заносим в таблицу 5.
Суммарная сила
Суммарная сила определится по формуле:
(46)
Значения суммарной силы в зависимости от угла поворота коленчатого вала заносим в таблицу 5.
Таблица 5. Зависимости силы давления газов, силы инерции и суммарной силы от угла поворота коленчатого вала
|
Угол | Давление, МПа | Сила давления газов, Н | Ускорение, м/с2 | Сила инерции, Н | Суммарная сила, Н | |
| | | | | | |
0 | 0,125 | 165 | 11519,19 | -11519,19 | -11354,19 | |
30 | 0,09 | -66 | 9123,197 | -9123,197 | -9189,197 | |
60 | 0,09 | -66 | 3409,68 | -3409,68 | -3475,68 | |
90 | 0,09 | -66 | -2303,84 | 2303,84 | 2237,84 | |
120 | 0,09 | -66 | -5713,52 | 5713,52 | 5647,52 | |
150 | 0,09 | -66 | -6819,36 | 6819,36 | 6753,36 | |
180 | 0,09 | -66 | -6911,51 | 6911,51 | 6845,51 | |
210 | 0,1 | 0 | -6819,36 | 6819,36 | 6819,36 | |
240 | 0,12 | 132 | -5713,52 | 5713,52 | 5845,52 | |
270 | 0,15 | 330 | -2303,84 | 2303,84 | 2633,84 | |
300 | 0,33 | 1518 | 3409,68 | -3409,68 | -1891,68 | |
330 | 0,79 | 4554 | 9123,197 | -9123,197 | -4569,197 | |
360 | 1,62 | 10032 | 11519,19 | -11519,19 | -1487,19 | |
390 | 3,7 | 23760 | 9123,197 | -9123,197 | 14636,803 | |
420 | 1,6 | 9900 | 3409,68 | -3409,68 | 6490,32 | |
450 | 0,82 | 4752 | -2303,84 | 2303,84 | 7055,84 | |
480 | 0,65 | 3630 | -5713,52 | 5713,52 | 9343,52 | |
510 | 0,54 | 2904 | -6819,36 | 6819,36 | 9723,36 | |
540 | 0,44 | 2244 | -6911,51 | 6911,51 | 9155,51 | |
570 | 0,125 | 165 | -6819,36 | 6819,36 | 6984,36 | |
600 | 0,125 | 165 | -5713,52 | 5713,52 | 5878,52 | |
630 | 0,125 | 165 | -2303,84 | 2303,84 | 2468,84 | |
660 | 0,125 | 165 | 3409,68 | -3409,68 | -3244,68 | |
690 | 0,125 | 165 | 9123,197 | -9123,197 | -8958,197 | |
720 | 0,125 | 165 | 11519,19 | -11519,19 | -11354,19 | |
|
Сила, направленная по радиусу кривошипа
Сила, направленная по радиусу кривошипа определяется по формуле:
(47)
Строим график изменения силы К из условия =0,25, угол поворота коленчатого вала 0-7200 с шагом 300.
Тангенциальная сила
Тангенциальная сила определяется по формуле:
(48)
Строим график изменения тангенциальной силы из условия =0,25, угол поворота коленчатого вала 0-7200 с шагом 300.
Нормальная сила
Нормальная сила определяется по формуле:
(49)
троим график изменения нормальной силы из условия =0,25, угол поворота коленчатого вала 0-7200 с шагом 300.
Сила, действующая по оси шатуна
Сила, действующая по оси шатуна, определяется по формуле:
(50)
Строим график изменения силы, действующей по оси шатуна из условия =0,25, угол поворота коленчатого вала 0-7200 с шагом 300.
|
угол | Сила К | угол | Сила Т | угол | Сила N | угол | Сила S | |
| | | | | | | | |
0 | -11354,2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | -11354,2 | |
30 | -7378,93 | 30 | -5761,63 | 30 | -1157,84 | 30 | -9262,71 | |
60 | -1073,99 | 60 | -3458,3 | 60 | -764,65 | 60 | -3559,1 | |
90 | -572,887 | 90 | 2237,84 | 90 | 572,887 | 90 | 2309,451 | |
120 | -3902,44 | 120 | 4162,222 | 120 | 1242,454 | 120 | 5783,06 | |
150 | -6273,87 | 150 | 2519,003 | 150 | 850,9234 | 150 | 6807,387 | |
180 | -6845,51 | 180 | 0 | 180 | 0 | 180 | 6845,51 | |
210 | -6335,19 | 210 | -2543,62 | 210 | -859,239 | 210 | 6873,915 | |
240 | -4039,25 | 240 | -4308,15 | 240 | -1286,01 | 240 | 5985,812 | |
270 | -674,263 | 270 | -2633,84 | 270 | -674,263 | 270 | 2718,123 | |
300 | -584,529 | 300 | 1882,222 | 300 | 416,1696 | 300 | -1937,08 | |
330 | -3669,07 | 330 | 2864,887 | 330 | 575,7188 | 330 | -4605,75 | |
360 | -1487,19 | 360 | 0 | 360 | 0 | 360 | -1487,19 | |
390 | 11753,35 | 390 | 9177,275 | 390 | 1844,237 | 390 | 14753,9 | |
420 | 2005,509 | 420 | 6457,868 | 420 | 1427,87 | 420 | 6646,088 | |
450 | -1806,3 | 450 | 7055,84 | 450 | 1806,295 | 450 | 7281,627 | |
480 | -6456,37 | 480 | 6886,174 | 480 | 2055,574 | 480 | 9567,764 | |
510 | -9033 | 510 | 3626,813 | 510 | 1225,143 | 510 | 9801,147 | |
540 | -9155,51 | 540 | 0 | 540 | 0 | 540 | 9155,51 | |
570 | -6488,47 | 570 | -2605,17 | 570 | -880,029 | 570 | 7040,235 | |
600 | -4062,06 | 600 | -4332,47 | 600 | -1293,27 | 600 | 6019,604 | |
630 | -632,023 | 630 | -2468,84 | 630 | -632,023 | 630 | 2547,843 | |
660 | -1002,61 | 660 | 3228,457 | 660 | 713,8296 | 660 | -3322,55 | |
690 | -7193,43 | 690 | 5616,79 | 690 | 1128,733 | 690 | -9029,86 | |
720 | -11354,2 | 720 | 0 | 720 | 0 | 720 | -11354,2 | |
|
Средний крутящий момент
|
угол | Крутящий момент | ср. момент | |
| | | |
0 | 0 | 0 | |
30 | -239,1075005 | -71,925252 | |
60 | -143,5195164 | -234,1036 | |
90 | 92,87036 | 173,9265 | |
120 | 172,732223 | 670,601599 | |
150 | 104,5386361 | 607,040943 | |
180 | 0 | 0 | |
210 | -105,5602831 | |
240 | -178,788152 | |
270 | -109,30436 | |
300 | 78,1121964 | |
330 | 118,8927905 | |
360 | 0 | |
390 | 380,8569325 | |
420 | 268,0015386 | |
450 | 292,81736 | |
480 | 285,776231 | |
510 | 150,5127511 | |
540 | 0 | |
570 | -108,1144006 | |
600 | -179,7974735 | |
630 | -102,45686 | |
660 | 133,9809489 | |
690 | 233,096765 | |
720 | 0 | |
|
, где Тх - значение тангенциальной силы при данном угле поворота.
Тср.= 163,2 Н•м, что составляет разницу с ранее
посчитанным моментом (27) 2,45%.
7. Тепловой баланс двигателя
Теплота сгорания израсходованного топлива:
(51)
Эквивалентная эффективная теплота работы двигателя:
(52)
Список литературы
1. Сырямин Ю.Н. Двигатели внутреннего сгорания. Методические указания к выполнению расчетно-графического упражнения. Н., 1998. 13 с.
2. Сергеев В.П. Автотракторный транспорт. М., 1984. 304 с.
3. Колчин А.И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. М., 1971.
4. Орлин А.И. Двигатели внутреннего сгорания. М., 1970. 384 с.
5. СТП СГУПС 01.01-2000. Курсовой и дипломный проекты. Требования к оформлению. 41 с.