Информационное обеспечение МТК
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
на тему:
«ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МТК»
МИНСК, 2009
Министерством транспорта и ПК РФ давно ставится задача упрощения процедур оформления таможенных, перевозочных и других документов, со-кращения задержки транспортных средств на границе и в таможне назначе-ния при перевозке экспортно- импортных и транзитных грузов, обеспеченияжесткого контроля за товарно-денежными потоками в системе МТК (N2 2 иNQ 9). Отрезок: Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва (Коридор N2 9А) определен в качестве приоритетного коридора между Западом и Востоком.
Программа TACIS, охватывающая период 1996-1999 П., особое внимание уделяла развитию пограничных регионов между Финляндией и Россией. В рамках программы TEDIM был успешно реализован экспериментальный пилотный проект «Зеленая ЛИНИЯ», согласно которому финские экспер-ты заблаговременно высылали в СЗТУ ГТК РФ (г. Санкт-Петербург) необходимые документы в электронном виде (на дискетах). Это позволило резко сократить продолжительность таможенных процедур. Однако такое ре-шение не позволяло создать единый механизм информационного обмена ив комплексе решить проблемы всех субъектов внешнеэкономической дея-тельности.
Проект CustCoт предусматривает переход от пилотного проекта «Зеленая линия» К внедрению ЕDI-технологии. Соглано проекту предварительная ин-формация о грузах поступает в виде электронных сообщений по междуна-родному стандарту UN/EDIFACT и подвергается заблаговременному конт-ролю. Такой прием позволяет сблизить информационные технологии поавтомобильным, железнодорожным, морским и смешанным перевозкам. В результате сокращается время доставки груза, обеспечивается достовер-ность и конфиденциальность информации, минимизируются складские из-держки и расходы на оформление сопроводительных документов.
Однако очевидно, что внедрение новых информационных технологийне-
возможно без выполнения как минимум двух условий:
- мощной развитой электронной инфраструктуры;
- единого для всех субъектов ЦП международного стандарта для электронного документооборота.
Что касается выполнения первого условия, то требования к электронной инфраструктуре МТК состоят в следующем:
1. Электронная инфраструктура должна составлять интегрированную среду, охватывающую существующие объекты транспортных коридоров (точки подключения) и легко развивающуюся для подключения вновь создаваемых объектов.
2. В каждой точке подключения абоненты должны иметь возможность доступа на любом уровне электронного сервиса;
- заказ выделенного канала связи для создания корпоративной сети или подключения оконечного оборудования;,
- доступ (создание) к служебной и общедоступной автоматической телефонной и радиотелефонной сети связи;
- доступ (создание) к мобильной телефонной связи (сотовой или транкинговой);
- подключение к сети передачи данных (по адресам Х.25 и IP);
- подключение к телематическим сетям электронной почты Х.400, SMTP,
Intemet, АТ -50 абонентского телетайпа, телекса, факса и др. служб;
- подключение к гипертекстовой среде сети Интернет; - подключение к сети местоопределения, навигации и обработки элект-
ронных сообщений с подвижных объектов;
- подключение АРМ к системе электронизации документооборота (EDlj
EDIFACT -технологии), доступ к автоматизированным технологическим системам видов транспорта и других участников международных мультимодальных грузоперевозок (таможня, фитосанитарный, ветери-нарный контроль, страховые, банковские структуры, органы внутрен-них дел и т.п.).
3. Программно-аппаратные комплексы, реализующие стандартные протоколы для предоставления электронного сервиса, должны быть построены по модульному принципу для удовлетворения конкретных потребностей пользователей в точке подключения.
4. Программно-аппаратные комплексы электронной инфраструктуры в точках подключения должны взаимодействовать друг с другом, создавая тем самым базовую сеть каналов связи, которая может быть построена на радио-релейных линиях, космической или наземной связи (оптоволоконные линии связи).
Анализ существующего состояния рынка информационных технологий показал, что причины, вызвавшие отставание темпов создания электронной инфрастуктуры, заключаются не столько в отсутствии финансирования, сколько в отсутствии на российском рынке транспортных услуг мощной фирмы -оператора, способной разработать и обеспечить все уровни электрон-ной инфраструктуры - от каналов связи до прикладных систем, включая телекоммуникацию, телематику и ЕDI-технологии.
Такие функции могут взять на себя логистические центры. Проект LogCoт (программы TEDIM) предусматривает создание сети логистических центров и оснащение этих центров взаимосовместимыми и совместимыми с други-ми транспортными компаниями системами коммуникаций. Естественной базой для установки программно-аппаратного комплекса электронной ин-фраструктуры в транспортных коридорах должны стать ТЛЦ и их подразде-ления - транспортные логистические агентства (ТЛЦjТЛА), которые обес-печат взаимодействие всех участников ЦП МТК в едином информационном пространстве. Предусматривается, что в будущем совокупность созданных в РФ региональных ТЛЦ будет объединена в национальную сеть с единым национальным административным центром. Местные администрации под-держивают предложения о создании ТЛЦ в Нижнем Новгороде, Краснода-ре, Владивостоке, Калининграде. В целях привлечения дополнительных гру-зов, следующих в направлении портов Западной Европы - Уральский и Московский регионы в 1998 г., создан ТЛЦ в Санкт-Петербурге.
В настоящее время в Москве при активном участии правительства Мос-квы, Министерства транспорта РФ, ГfK РФ для реализации задач логисти-ческого обеспечения товаропотоков и товарораспределения внешнеторговых грузов, идущих на Москву, создан Транспортный логистический центр52, Стратегия Московского ТЛЦ направлена на развитие эффективной системы терминального хозяйства и транспортно-логистического сервиса на базе строительства и ввода в эксплуатацию дистрибьютерного терминального комплекса, а также применения принципиально новой и перспективной технологии оформления таможенных, перевозочных и грузосопроводитель-ных документов при смешанных перевозках внешнеторговых грузов на ос-нове электронной передачи документов (EDI).
Целью разработки и внедрения настояўей технологии является органи-зация взаимодействия на линии «Страны ЕС - Финляндия - Санкт- Пе-тербург - Москва» ТЛЦ, перевозчиков и экспедитора (оператора мультимодальной перевозки - лица, ответственного за реализацию договора меж-дународной перевозки) с таможенными органами, другими органами государственного контроля в пункте пропуска и в пункте назначения. Та-кое взаимодействие необходимо для сбора электронных данных из таможен-ных и перевозочных документов, подготовленных в пункте отправки, заб-лаговременной передачи и оформления документа контроля доставки и грузовой таможенной декларации, а также согласования графика перевал-ки груза, осуществления контрольных операций, оформления перевозоч-ных, таможенных и других документов через ТЛЦ или его подразделения, именуемые транспортно-логистическими агентствами (ТЛА), выполняю-щими функции электронных таможенных брокеров.
При перевозках под таможенным контролем во внутренних транзитных таможенных пунктах допускается перевалка груза с одного вида транспорта на другой. При этом используется единый электронный ДКД, формируемый на таможенной границе. При необходимости может быть использован сквоз-ной бумажный ДКД, исключающий переоформление ДКД на каждом транзитном таможенном пункте.
Технология ориентирована на сопровождение контейнеров, перевозимых на морских судах, на железнодорожных или автомобильных платформах и автомобильных полуприцепах, которые перевозятся на морских судах, же-лезнодорожных платформах или автотягачами. Предполагается, что тамо-женная граница проходит через морской порт и автомобильный или желез-нодорожный пограничный переход.
Внедрение технологии предусматривается в системе МТК NQ 9А на ли-нии «Страны ЕС Финляндия - Санкт- Петербург - Москва» при учас-тии СЗТУ (МАПП «Торфяновка», СПП Лужайка/Бусловская, АО «Мор-ской торговый порт Санкт-Петербург», Балтийская и Выборгская тамож-ни) и Московского таможенного управления (Северная, Западная, Восточная и Южная таможни, СВХ «Норд-Ост», т/п Знаменский (г. Красногорск), «ТРАНСКОМСЕРВИС» (Люберцы), АО «Российский терминал»), а также ТЛЦ, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге и Финляндии.
Технология упрощения таможенно-транспортных процедур с использо-ванием электронных сообщений документов, смарт- карт и других современ-ных технологий готова к опытной реализации и находится на утверждении в ПК РФ. После утверждения она станет обязательной для всех участников транспортного процесс а при перевозке грузов всеми видами транспорта
в/из России. для транспортных средств, перевозящих грузы по данной тех-нологии, устанавливается режим «зеленого коридора» на пограничных пе-реходах. Операторами данной технологии должны стать ТЛЦ, которые бу-дут работать во взаимодействии с таможенными органами и диспетчерски-ми подразделениями перевозчика (экспедитора):
* зарубежный ТЛЦ-ТЛА в Финляндии (в стране отправки импортныхгрузов);
* ТЛЦ в Санкт-Петербурге и его ТЛА (в nyнктax пропуска на таможен-ной границе - Торфяновка, Лужайка/Бусловская, при СВХ морскогопорта и морских терминалов);
* ТЛЦ в Москве (национальный ТЛЦ) и его ТЛА (при СВХ в nyнктax на-значения для импортных грузов, пунктах отправки для экспортных грузов).
Московский, Санкт-Петербургский ТЛЦ, а также организующиеся ТЛЦ во Владивостоке, Краснодаре, Нижнем Новгороде рассматривают возмож-ность внедрения и распространения этой технологии на другие регионы, находящиеся в зоне МТК NQ 9.
Помимо региональных транспортных структур, большую заинтересованнocть в технологии проявляют контролирующие и государственные органы.
Региональным информационно-техническим таможенным управлением (РИТТУ) ГГК России и Московским ТЛЦ уже подписан договор о взаимном сотрудничестве. В рамках этого договора и в связи с тем что РИТТУ РФ в настоящее время осуществляет разработку проекта «Таможенная кар-та» с использованием смарт-карт, Московский ТЛЦ принял решение реали-зовать в качестве первого этапа внедрения технологии упрощенные таможенно-транспортные процедуры в мультимодальных перевозках внешнеторго-вых грузов - «Технологию перевозки контейнеров и полуприцепов автомобильным транспортом под таможенным контролем с использовани-ем смарт-карт во взаимодействии с транспортными логистическими центрами, выступающими в роли электронных таможенных брокеров».
По заявке заказчика (оператора мультимодальной перевозки/международ-ного экспедитора или грузополучателя/отправителя в зависимости от усло-вий сделки) на основе данных договора международной перевозки (внешне-торгового контракта) ТЛЦ, в который обратился заказчик, во взаимодействии с другими ТЛЦ формирует, поддерживает и пополняет данными логистический паспорт мультuмодальной перевозки (ЛПМП), который является единым(сквозным) электронным документом мультимодальной перевозки партии товара (отправке).
ТЛЦ присваивает отправке партии товара (ЛПМП) уникальный логисти-ческий идентификатор, который является основным идентификатором смарт-карты и в качестве ссылки включается в состав всех бумажных и элек-тронных документов и сообщений, а также наносится на этикетки в виде штрих-кода или других средств автоматической идентификации.
Варианты структуры логистического идентификатора основаны на Рекомендации NQ 8 ЕЭК ООН «Методология присвоения уникального кода»
(Uпique Ideпtificatioп Code Metodology - UNIC) длиной в 35 символов и стан-дартной этикетке UCC/EAN Logistics Label с уникальным серийным номеромтранспортной упаковки (СКТУ) (Serial Shippiпg Coпtaiпer Code - SSCC), атакже символике штрихового кода иСС/БAN-128 длиной в 18 символов.
ТЛЦ и их агентства (ТЛА) выполняют функции электронных таможен-ных брокеров (ЭТБ) в непосредственном контакте с таможенными органа-ми на пограничном переходе, принимают электронные данные ЛПМП и на их основе до прихода транспортного средства заполняют смарт-карту и пе-редают ее инспектору таможни на въезде в МАПП, а также выполняют фун-кции ЭТБ в таможне назначения, по поручению грузовладельца оформ-ляют предварительную электронную грузовую таможенную декларацию(ПЭГГД).
ТЛЦ(ФЛА обеспечивает (по запросу заказчика или государственных ор-ганов) обмен экстренными электронными сообщениями для оперативного разрешения нештатных ситуаций и дополнительного контроля (извещения о нарушении предварительно согласованных в электронном виде графиков движения и обработки груза, необоснованная задержка транспортных средств, появление новых требований к оформлению перевозочных, тамо-женных и других документов, отсутствие электронной копии свидетельства о доставке на таможенной границе, расследование случаев нарушения ус-ловий перевозки, недоставки товара, попыток искажения данных в документax, появления бездокументных грузов и т.п.).
Базовый набор данных ЛПМП формируется на основе договора междуна-родной перевозки (внешнеторгового контракта), инвойса, CMR, Caтet- ТIR, грузовой таможенной декларации (документ Т-1 для импортных грузов), других документов и пополняется данными, формируемыми в ходе перевозки.
Взаимодействие таможенных органов, ТЛЦ и других участников процесса оформления документов в рамках настоящей технологии предполагает передачу электронных сообщений через системы обработки электронных сообщений (электронную почту) и сети передачи данных на автоматизированные рабочие места (АРМ).
Обмен данными между ТЛЦ, другими таможенными органами и перевоз-чиками обеспечивается через шлюзы-интерфейсы между корпоративной сетью электронной почты ТЛЦ и другими системами обработки сообщений.
Каждая система прописывает партнеров в виде своих АРМ и использует кон-верторы для преобразования сообщений.
Процедуры заполнения смарт-карт, таможенных и других документов строятся на единой нормативно-справочной информации, используемой всеми участниками.
В качестве базы для создания единой НСИ используются уточненные или снабженные словарями-переходниками разработки ГНИВЦ ПК, Минтран-са, ГМЦ Госкомстата (база хозяйствующих субъектов, включая окно фи-зических лиц) и других ведомств.
К отработке проекта в качестве эксперимента с целью определения возможности и эффективности использования смарт-карт для контроля как на стационарных постах, так и вне их привлекаются инспекторы таможни на трассе и инспекторы Российской транспортной инспекции (контроль за оп-латой штрафов на выходе транспортных средств), АСМАП - для оператив-ного контроля за выданными книжками МДП.
Также экспортеры - для отработки механизма взаимодействия с налоговой службой при экспорте.
Новые информационные технологии упреждающей передачи электронных сообщений позволят:
1. Сократить плановые и исключить неплановые задержки транспортных средств, а именно:
- исключить без необходимости помещения товаров на СВХ (оформле-ние грузовой таможенной декларации в пункте назначения начинает-ся с момента присвоения отправке логистического идентификатора и завершается к приходу транспортного средства в таможню назначения);
- оформить в электронном виде все документы до прибытия транспортного средства, а после прибытия груза свести оформление документов к сопоставлению сведений о фактически прибывшем товаре с данными, заявленными в предварительно поданных электронных сообщениях;
заранее определить размеры таможенных пошлин и прочих сборов, тем самым осуществлять подготовительные операции и предоплаты.
2. Обеспечить идентичность данных (код и вес товара, таможенная сто-имость и др.), заявленных в пунктах отправки, пропуска на таможенной границe и назначения, исключает искажение данных и подлог при оформлении таможенных документов.
3. Обеспечить конфиденциальность коммерческой информации.
ЛИТЕРАТУРА
Новиков О.А., Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика: Уч. пособие. В 2 ч. - СПб.: СпбУЭиФ, 2003. - Ч. 1. 164 с., Ч. 2. 44 с.
Новиков О.А., Уваров С.А. Логистика: Уч. пособие. - СПб.: Изд. дом “Бизнес-пресса”,2005. - 208 с.
основы логистики: Уч. пособие / под ред. Л.Б.Миротина и В.С.Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 200 с.
Практикум по логистике: Уч. пособие / Под ред. Б.А.Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 270 с.
Промышленная логистика / И.Н.Омельченко, А.А.Колобов. - М.: Изд. МГТУ им. Н.Э.Баумана, 205. - 204 с.
Сивохина Н.П., Родинов В.Б., Горбунов Н.М. логистика: Уч. пособие. - М.: Изд. АСТ, ЗАО “РИК Русанова”, 2000. - 224 с.