Карьерные автомобильные дороги
Учебная дисциплина: КАРЬЕРНЫЙ ТРАНСПОРТ
Реферат на тему: «Карьерные автомобильные дороги»
Выполнил студент: Сергуня
Петрозаводский государственный университет
Костомукшский филиал
Республика Карелия, 2009 год
Содержание:
1. Параметры карьерных автодорог
2. Содержание и ремонт карьерных автодорог
3. Список использованной литературы и источников
ПАРАМЕТРЫ КАРЬЕРНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Наибольшее распространение в мире по количеству карьеров и объему перевозок занимает автомобильный транспорт. Особенно широкое распространение автотранспорт получил в карьерах по добыче цветных и железных руд, горно-химического сырья, строительных материалов. Причем автомобильный транспорт используется и, как основной вид транспорта, и в комбинации с конвейерным и железнодорожным.
В качестве основного вида автомобильный транспорт получил распространение: при строительстве карьеров, при разработке месторождений, имеющих включения пустых пород; при разработке месторождений малой и средней мощности; при сравнительно небольших расстояниях транспортирования (до 3-4 км); при разработке месторождения, расположенного вдали от магистральных дорог и мощных энергетических ресурсов.
Схемы движения автотранспорта определяются горнотехническими условиями разработки месторождения и направлением транспортирования полезных ископаемых и вскрышных пород. Связь рабочих горизонтов с поверхностью может осуществляться прямыми, спиральными, петлевыми съездами и их комбинацией.
При разработке месторождений с горизонтальным и слабонаклонным залеганием полезного ископаемого при небольшой глубине, а также на нагорных карьерах применяются прямые съезды. В глубоких карьерах с ограниченными размерами в плане получили распространение спиральные съезды. При значительной глубине и при разработке месторождений на склоне горы, когда достигнуть заданных отметок прямым съездом не удается, используются петлевые съезды. В большинстве карьеров распространение получили комбинированные съезды, причем чаще комбинация спиральных и петлевых.
Автодороги в карьерах разделяют:
- по характеру перевозимого груза - на производственные (технологические, служащие для транспортирования полезного ископаемого к пунктам разгрузки и вскрыши в отвалы) и служебные (хозяйственные - для перевозки хозяйственных и вспомогательных грузов и оборудования);
- по условиям эксплуатации - на постоянные (стационарные), рассчитанные на длительный срок эксплуатации, и временные со сроком службы до трех лет, перемещаемые вслед за продвижением фронта работ.
Главным признаком, характеризующим конструкцию и параметры автодороги является грузонапряженность (количество груза с учетом всех видов перевозки в тоннах, переводимое по данному участку дороги в единицу времени), в зависимости от которой дороги подразделяются на три категории:
|
Грузонапряженность (млн.т брутто в год) при использовании автосамосвалов грузоподъемностью | Категория дороги | |
до 75 т | более 75 т | | |
свыше 15 | свыше 25 | I | |
5 + 15 | 8 + 25 | II | |
до 5 | до 8 | III | |
|
Основные параметры и конструкция дорог разных категорий должна соответствовать требованиям действующих СНиП 2.05.07-91 «Промышленный транспорт».
Примерное распределение карьерных автодорог по категориям и средней скорости движения приведено в таблице:
|
Характеристики и назначение дороги | Время существования | Средняя скорость движения км/ч | Категория дороги | |
Постоянные дороги | |
Главные дороги, связывающие карьер с обогатительной фабрикой, складом, перегрузочным пунктом и т.д. | Срок разработки месторождения | до 50-60 | I | |
Главные съезды и заезды в карьер | То же, но с изменением длины по мере разработки | до 20-25 | I | |
Магистральные от главных съездов в карьер до отвалов | Срок существования отвала (8-10 лет) | до 30-40 | I | |
Заезды на отвалы | То же | до 15-20 | II | |
Дороги на поверхности отвала, связывающие ряд участков | Срок отработки группы горизонтов (3-5 лет) | до 20-25 | II | |
Временные дороги | |
Проезды по уступам и заезды к экскаваторам | Срок эксплуатации горизонта (1-2 года) | до 10-15 | III | |
Проезды на отвалах и дорогах на отсыпаемых участках | Срок эксплуатации отсыпаемого участка | до 10-15 | III | |
|
Автомобильные дороги состоят из земляного полотна с искусственными сооружениями, проезжей части и обочин. Устойчивость земляного полотна достигается укладкой его из прочных грунтов и устройствами для отвода поверхностных и грунтовых вод.
Ширина земляного полотна складывается из ширины проезжей части и ее двух обочин. Ширина проезжей части карьерных автомобильных дорог определяется в зависимости от скорости движения, габаритов автомобилей и схемы движения.
В карьерах могут быть следующие схемы движения: встречное по одной полосе автодороги, встречное по двум полосам и кольцевое.
При двухполосном движении ширина проезжей части Ш постоянных автодорог определяется по формуле:
Ш = 2 ЕКн + ?Ш
где Е - ширина автомобиля, м;
Кн - коэффициент, учитывающий суммарную скорость встречных автомобилей
(при V = 20-30 км/ч, Кн = 1,6 - 1,9);
?Ш - величина, учитывающая габариты автомобиля.
Для достижения высоких технико-экономических показателей работы карьерных самосвалов рекомендуются следующие значения ширины дороги (Ш, м) для встречного двухполосного движения:
|
Грузоподъемность автосамосвала, т | Ширина автодороги, м | Минимальная ширина, м | |
| цементно-бетонное покрытие | щебеночное покрытие | грунтовое покрытие | | |
27-30 | 10,5-14,00 | 10,2-13,8 | 10,0-13,3 | 9,5 | |
40-42 | 11,4-15,3 | 11,1-15,1 | 10,8-15,0 | 10,0 | |
75 | 14,4-20,2 | 14,4-20,1 | 14,0-19,4 | 14,0 | |
110-120 | 18,3-24,5 | 18,0-24,2 | 17,3-24,0 | 15,5 | |
170-180 | 22,8-30,1 | 22,5-29,7 | 21,9-29,4 | 18,5 | |
|
Рекомендуемая ширина проезжей части представлена ее граничными значениями. Минимальная ширина определяется условиями безопасности движения, максимальная - требованиями наиболее полного использования тяговых качеств автосамосвалов.
При однополосном движении ширина полотна - БелАЗ-7540 - 5,5-6,0 м; БелАЗ-7548 - 5,8-6,6 м; БелАЗ-549 - 8-9,8 м; БелАЗ-7519 - 8,3-10,6 м; БелАЗ-7521 - 10,4-12,8 м.
На криволинейных участках трассы проезжая часть выполняется с уширением (ш, м), размер которого определяется выражением:
ш = l2R-1 + 0,1VR-0,5
где V - скорость движения км/ч;
R - радиус кривой по оси дороги, м;
l - колесная база автомобиля, м.
Уширение производится постепенным (по длине не менее 20 м) уменьшением ширины обочины (при этом ширина обочины должна оставаться не менее 1 м).
Продольные уклоны главных откаточных дорог устраиваются с подъемом в грузовом направлении до 80‰, реже до 100‰, а в порожняковом направлении до 120‰, реже до 150‰.
Для обеспечения благоприятного режима движения самосвалов в тех случаях, когда это технически допустимо, длину участков с большими подъемами следует ограничивать:
|
Величина уклона, ‰ | 60 | 80 | 100 | |
Максимальная длина подъема, м | 300 | 160 | 100 | |
|
При криволинейных траншеях и радиусах менее 200 м необходимо производить смягчение продольного уклона на величину ?I (‰).
Величина поперечного уклона автодороги зависит от типа дорожного покрытия, ширины, водопроницаемости, скорости движения и составляет 20-40‰. Дороги на уступах выполняются с поперечным уклоном в 20‰ в сторону вышележащего уступа. Величина продольного уклона временных дорог принимается в пределах 60-80‰.
Величина радиуса горизонтальных кривых автодорог в значительной степени влияет на скорость движения и устойчивость автомобиля при движении. Минимальные радиусы кривых автодорог (м) для автосамосвалов различной грузоподъемности приведены в таблице:
|
Дорожные условия | Грузоподъемность автосамосвала, т | |
| 10-20 | 25-30 | 40-45 | 70-80 | 110-120 | 170-180 | |
Постоянные дороги в карьере | 30 | 50-60 | 50-60 | 50-60 | 50-60 | 50-60 | |
Серпантинные и круговые кривые | 15-20 | 20-30 | 30-35 | 35-40 | 35-40 | 40-45 | |
Временные автодороги в карьере | 10-12 | 12-15 | 12-15 | 15-20 | 17-20 | 20-25 | |
Петлевые заезды под погрузку | 7-10 | 10-11 | 12-13 | 12-14 | 14-15 | 18-20 | |
|
Поверхность проезжей части выполняют двух- и односкатной. Двухскатные дороги устраивают на прямолинейных участках капитальных траншей и на поверхности. На закруглениях принимают односкатный профиль с уклоном к центру кривой, что увеличивает устойчивость автомобиля против бокового опрокидывания и скольжения под действием центробежной силы. Уклон виража зависит от радиуса поворота.
Проезжая часть дороги покрывается дорожной одеждой. Дорожная одежда выполняется в один или несколько конструктивных слоев. Многослойная дорожная одежда устраивается, как правило, на постоянных дорогах и имеет следующие основные конструктивные слои:
Покрытие - верхний слой дорожной одежды, который в свою очередь состоит из слоя износа, периодически возобновляемого по мере его истирания, и основного слоя, определяющего эксплуатационные свойства покрытия.
Основание - несущая часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием передачу нагрузок на подстилающий слой или непосредственно на грунт земляного полотна.
Дополнительный слой основания - нижний конструктивный слой дорожной одежды, выполняющий наряду с передачей нагрузок на земляное полотно также функции морозо-защитного, дренирующего, выравнивающего и других слоев.
Слои одежды располагаются по принципу снижения их прочности в соответствии с уменьшением напряжений по глубине.
Основные типы дорожных покрытий или дорог разных категорий:
|
Категория дорог | Типы покрытий | Материалы покрытий | |
I | Усовершенствованные | |
| А. капитальные Б. облегченные | Цементобетонные (монолитные и сборные), асфальтобетонные, укладываемые в горячем и теплом состоянии, из прочных щебеночных материалов, обработанных вяжущими битумами. Из щебеночных и гравийных материалов, обработанных жидкими органическими, вяжущими веществами, из холодного асфальтобетона, из грунта, обработанного вяжущими битумами | |
II | Переходные | Щебеночные из каменных материалов и шлака, грунтов и местных слабых минералов, обработанных жидкими, вяжущими органическими веществами, мостовые из булыжного и колотого камня | |
III | Низшие | Грунтовые, укрепленные различными местными материалами | |
|
Материалами для основания служат щебень, грунтощебень, гравий, грунт, обработанный вяжущими веществами, а для дополнительного слоя - крупнозернистый песок, гравелистые грунты, раздробленная горная порода и другие местные материалы.
На временных забойных и отвальных дорогах устраивается обычно однослойная дорожная одежда из выровненной горной массы с подсыпкой щебеночного или гравийного материала. Для скользящих съездов соединительных и хозяйственных дорог устраивается однослойное покрытие из гравия или взорванной скальной вскрыши слоем в несколько десятков сантиметров, которое разравнивается бульдозерами и автогрейдерами и укатывается движущими автомобилями. Из капитальных покрытий распространение нашли железобетонные и цементообразные покрытия, которые обладают высокой износостойкостью и удовлетворительными характеристиками по сцеплению. Толщина таких покрытий принимается в зависимости от осевой нагрузки: 100-120 кН (машины типа КрАЗ) - 22 см; до 340 кН (БелАЗ-7522, БелАЗ-75401, БелАЗ-7526) - 29-39 см; до 480 кН (БелАЗ-7548, БелАЗ-7523, БелАЗ-7527) - 40-45 см; до 760 кН (БелАЗ-7509) - 48-58 см.
Нижний слой таких дорог делают из песка, ракушечника, щебня, металлургического шлака, песчанно-гравийной массы, а также из породы, обработанной битумом или цементоми. Толщина подстилающего слоя должна быть не менее 15 см.
Для уменьшения температурных напряжений цементобетонные покрытия устраивают из отдельных плит (длиной 6-9 м), разделенных между собой швами сжатия (с упругими прокладками) и расширения, заливаемые битумными мастиками. Получили распространение в карьерах и монолитные цементобетонные покрытия.
Для автосамосвалов грузоподъемностью 110-180 т с высокими нагрузками на ось целесообразно устройство покрытий нового типа - цементобетонных из струно-бетона. При этом толщина их составляет для машин грузоподъемностью 110-180 т - 60-70 см.
Асфальтобетонные покрытия из-за быстрого износа удовлетворительно работают при движении автомобилей грузоподъемностью менее 25 т.
Получили распространение в карьерах одно- и двухслойные покрытия из каменных материалов: щебеночные, грунтощебеночные и гравийные, обработанные черными вяжущими веществами. В двухслойной одежде верхний слой устанавливается из: дробленого щебня, гравия хорошего качества, отходов обогащения. Толщина таких одежд при эксплуатации автомобилей грузоподъемностью 110-180 т превышает 1 м.
Исследования позволяют рекомендовать конструкции дорожных покрытий для самосвалов грузоподъемностью 27-180 т:
|
Породы земляного полотна | Грузоподъемность автосамосвала, т | |
| 27 | 40 | 75 | 110 | 180 | |
Рыхлые | |
Толщина покрытия, см | 10-15 | 10-15 | 15-20 | 15-20 | 15-20 | |
Крупность щебня, мм | 40-20 | 40-20 | 40-20 | 40-20 | 40-20 | |
Толщина основания, см | 40-50 | 50-60 | 60-70 | 80-85 | 100-105 | |
Крупность щебня, мм | 70-40 | 70-40 | 70-40 | 150-120 | 150-120 | |
Скальные и полускальные | |
Толщина покрытия, см | 10-15 | 10-15 | 10-15 | 15-20 | 15-20 | |
Крупность щебня, мм | 40-20 | 40-20 | 40-20 | 40-20 | 40-20 | |
Толщина основания, см | 20 | 25-30 | 30-35 | 30-40 | 30-40 | |
Крупность щебня, мм | 70-40 | 70-40 | 70-40 | 70-40 | 70-40 | |
|
На временных дорогах (а также при устройстве дорог в холодное время года и на неустойчивых грунтах) целесообразно устройство железобетонных покрытий (сплошных и колейных).
Пропускная способность полосы П (автомобиль/ч) автодороги в одном направлении
П = 60(К?tм)-1 = 1000н(К?S)-1
где К? - коэффициент неравномерности движения К? = 1,25ч1,75;
tм - интервал времени между автомобилями, мин;
S - расстояние между автосамосвалами, м
Расстояние между самосвалами должно быть не менее тормозного пути.
S ? 0,278 V tp + 3,9 ·дV2/(1000шm + щ0± i) + lм
где tp - время реакции водителя и время приведения тормозов в действие (tp = 1ч2 с);
lм - длина машины, м
д - коэффициент, учитывающий инерцию вращающихся масс автомобиля (для автомобилей с гидромеханической трансмиссией при движении с грузом д = 1,03ч1,01; при движении порожняком д = 1,085ч1,07; для автомобилей с электромеханической трансмиссией д = 1,1ч1,15);
шm - коэффициент сцепления колеса с дорогой при торможении;
i - уклон автодороги в ‰.
щ0 - удельное основное сопротивление движению автомобиля, Н/кН:
|
Дороги | Тип покрытия | щ0, Н/кН | |
Главные откаточные | Бетонное, асфальтобетонное, гидронизированное шоссе, брусчатка | 15-20 | |
| Гравийное покрытие | 25-30 | |
| Щебеночное покрытие | 30-45 | |
Забойные и отвальные дорожные проезды | Грунтовые укатанные проезды в забоях | 50-80 | |
| Грунтовые укатанные проезды на отвалах | До 150 | |
| Грунтовые неукатанные проезды | 250-300 | |
|
Провозная способность дороги Ма (т/сутки) определяется:
Ма = Пуq/fp
где Пу - пропускная способность ограничивающего участка дороги (автомобилей/сутки);
fp - коэффициент резерва пропускной способности (fp = 1,75ч2);
q - грузоподъемность автомобиля, т
СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ДОРОГ В КАРЬЕРАХ
Содержание и ремонт дорог в карьерах находится в ведении дорожной службы, в задачу которой входит обеспечение запланированных прочности и ровности покрытий дорог, сцепления колес автомобиля с покрытием и пылеподавление при эксплуатации покрытий переходного и низшего типов.
Прочность дорожной одежды достигается восстановлением слоя износа, ровность - ликвидацией неровностей, сцепление колес с покрытием - удалением снега и грязи, посыпка песком, мелким щебнем и т.д. Обеспыливание производится обработкой покрытий черными вяжущими веществами (битум, дорожный деготь) и пылесвязывающими материалами (универсин, растворы хлористых солей и т.д.). Ровность покрытия определяет скорость движения автомобилей и является важным условием обеспечения требуемой производительности автосамосвала.
Содержание дорог включает работы по уходу за дорогой и дорожными сооружениями.
В весеннее-осенний период важным является поддержание поперечного профиля земляного полотна, обеспечивающего сток воды по водоотливным сооружениям, очистка дорог от грязи, просыпавшейся горной породы и т.д. С этой целью в этот период осуществляется периодическое профилирование карьерных дорог (1-4 раза в месяц). В летний период асфальтобетонные, черные щебеночные и черные гравийные покрытия размягчаются и становятся пластичными, в зимний - появляются трещины. Переменные нагрузки от колес с различной интенсивностью движения вызывают волны и сдвиги на покрытии. В летний период важное значение имеет предотвращение пыли на дорогах, т.к. пыль ухудшает условия работы водителей и повышает износ автомобилей.
В целях обеспыливания рекомендуется обработка разливом пылесвязывающего вещества (хлористого кальция, универсина и др.) на предварительно выровненную сухую поверхность покрытия поливочными машинами. Расход пылесвязывающих веществ составляет 0,5-1,5 л на 1 м2 покрытия, а продолжительность обеспыливания 15-100 суток в зависимости от типа материала.
В зимний период особое значение имеют работы по очистке дорог от снега и борьба с гололедицей. Причем необходимо обеспечить коэффициент сцепления колес с дорогой не менее 0,3. Уборка выпавшего снега осуществляется бульдозерами, грейдерами, снегоочистителями, из которых роторные и фрезерно-роторные наиболее эффективны, т.к. способны разрабатывать слежавшиеся массы снега. Борьба с оледенением осуществляется рассыпкой сыпучих материалов (песка, золы, котельного шлака, гравия и т.д.) с примерным расходом материалов - 0,1-0,4 м3 на 1000 м2 покрытия или обработкой химическими веществами, разрушающими кристаллическую структуру льда (поваренная соль, хлористый кальций и т.д. в составе 50 г/л) с расходом раствора - 120-200 л/м2 (для предупреждения коррозии машин и механизмов в растворы вводятся до 7% антикоррозийных добавок).
К текущему ремонту относятся работы по предупреждению и устранению мелких повреждений дороги и дорожных сооружений: заделка трещин и выбоин, исправления просадок, засыпка выбоин, профилирование дороги, исправление повреждений земляного полотна.
Средний ремонт проводится 1-2 раза в год и включает в себя работы по ликвидации износа дороги: поверхностная обработка асфальтобетонных, черных, щебеночных и гравийных покрытий, замена отдельных плит, выравнивание покрытий с добавлением щебня или гравия, поверхностная обработка дороги.
Капитальный ремонт производится 1 раз в 10-12 лет и заключается в устранении износа всех элементов и сооружений дороги, доведении всех параметров дороги до норм, соответствующих определенной категории.
При обслуживании и ремонте дорог обычно применяются те же машины, что и на основных работах в карьере. Это экскаваторы, бульдозеры и т.д., используемые на крупных ремонтных работах. Применяются также и специальные машины: грейдеры, катки, поливочные машины, снегоочистители и т.д.
Список использованной литературы и источников:
Потапов М.Г. Карьерный трансорт. Учебник для техникумов. - М.: Недра, 1990.
СНиП 2.05.07-91 «Промышленный транспорт». Строительные нормы и правила
Шешко Е.Е. Эксплуатация и ремонт оборудования транспрортных комплексов карьеров. - М.: Изд-во Московского государственного горного университета, 1996.
Васильев М.В. Транспортные процессы и оборудование на карьерах. - М.: Недра, 1996.
Транспорт на горных предприятиях. Под общ.ред.проф. Б.А.Кузнецова. - М.: Недра, 1986.
Интернет:
1. http://www.vashdom.ru/snip/20507-91/
2. http://dik.academic.ru/