Поезд
Министерство железнодорожного транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Иркутский Государственный Университет путей сообщений
Забайкальский Институт Железнодорожного Транспорта
Кафедра: Гуманитарные науки
Реферат
по дисциплине Введение в специальность
на тему: Поезд
Чита 2010
Содержание
1. Что такое поезд?
2. История поездов
3. Проектирование и расчет поездов
4. Формирование поездов
5. Организация движения поездов
6. Разновидности поездов
7. Железнодорожный сленг
8. Рекорды среди поездов
9. Интересные факты
Список литературы
1. Что такое поезд?
Хотя традиционно понятие «поезд» и связывают с железнодорожным транспортом, на деле же оно появилось гораздо раньше первых паровозов (1804 год), в том числе и в русском языке. Так, согласно словарю Даля слово «поезд» происходит от слова «поездка» и первоначально обозначало ряд повозок, следующих друг за другом. Примером этого являются такое понятие, как «свадебный поезд», который внешне к железной дороге не имеет отношения[3].
С появлением первых локомотивов, понятие «поезд» довольно скоро перекочевало и на железнодорожный транспорт. В том же словаре Даля можно встретить и такое определение:
Поезд железной дороги -- сколько везет паровоз, или что сцеплено вместе, в одно целое.
То есть под данное определение попадает и просто группа сцепленных между собой вагонов -- железнодорожный состав. Схожее определение даётся в словаре Брокгауза и Ефрона:
Состав сцепленных железнодорожных вагонов, приводимых в движение локомотивом или моторным вагоном.
То есть в нём уже оговаривается обязательное наличие в составе тяговых единиц. В связи с появлением автотранспорта и значительным снижением гужевого транспорта, слово «поезд» стало ассоциироваться исключительно с железной дорогой.
Поезд железнодорожный, сформированный и сцепленный состав из вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий световые и др. опознавательные сигналы
Наконец, Правила технической эксплуатации железных дорог дают аналогичное официальное определение слова «поезд», но со следующей оговоркой:
Локомотивы без вагонов, моторные вагоны, автомотрисы и дрезины несъёмного типа, отправляемые на перегон, рассматриваются как поезд.
Таким образом, в официальном понятии не каждый состав может называться поездом, в свою очередь наличие вагонов не является обязательным условием поезда.
2. История поездов
История поездов напрямую связана с историей рельсовых дорог и локомотивов. Первые поезда появились в Европе на рубеже XVII--XVIII веков и представляли собой вагонетку, приводимую в движение лошадью. Существовали такие дороги и в России. Так в 1842 году, при изысканиях трассы для будущей железной дороги Санкт-Петербург -- Москва, были обнаружены элементы «полосовой» деревянной железной дороги, проложенной по указу Петра I в начале XVIII века. В 1806 году под руководством инженера Петра Фролова была разработана, а в 1809 году сдана в эксплуатацию Змеиногорская железная дорога. Поезда на ней состояли уже из 3--4 вагонеток, соединённых железными кольцами.
В 1804 году английский изобретатель Тревитик создаёт первый паровоз, который использовался только как аттракцион для развлечения публики. Для этого к паровозу прицепили пассажирский вагон, создав таким образом первый поезд с локомотивной тягой. Первый грузовой поезд с локомотивной тягой появился в 1820 году в Англии и использовался для транспортировки угля от шахты Хэттон до Сандерленда. 27 сентября 1825 года на открытии первой общественной железной дороги Стоктон--Дарлингтон локомотив «Локомоушн» провёл первый магистральный грузовой поезд массой 80 тонн. 15 сентября 1830 года на открытии магистрали Ливерпуль -- Манчестер был проведён первый магистральный пассажирский поезд, в составе которого находился и вагон загруженный почтой -- первый в мире почтовый вагон.
В России первый поезд с локомотивной тягой был пущен на Нижнетагильском металлургическом комбинате в 1834 году. Он приводился в движение паровозом, который построили Ефим Александрович и Мирон Ефимович Черепановы. 30 октября 1837 года была открыта Царскосельская железная дорога. Пассажирские поезда на ней состояли из вагонов 4-х классов: кареты («дилижансы») с отделениями I-го класса, кареты с отделениями II-го класса, открытые повозки с крышей («шарабаны») и открытые повозки без крыши («ваггоны»). Средняя скорость поездов составляла 32,8 км/ч, а к концу 1860-х возросла до 42,7 км/ч, интервал между поездами составлял 3--4 часа. 1 ноября 1851 года было открыто движение на магистрали Санкт-Петербург -- Москва. Средние скорости пассажирских и грузовых поездов составляли 32 и 16 км/ч соответственно, также курсировал почтовый поезд со средней скоростью 37 км/ч. Пассажирские вагоны подразделялись на следующие типы: I и II классов -- спальные и обыкновенные; III класса -- обыкновенные и служебные. Грузовые вагоны были четырёхосными (на двух двухосных тележках) и имели грузоподъёмность не больше 10 тонн. Для тяги пассажирских поездов использовались паровозы типа 2-2-0 массой около 30 тонн, для товарных -- типа 0-3-0 массой 30 тонн. Для организации перевозок на дороге впервые был применён график движения поездов.
3. Проектирование и расчет поездов
Вес поезда является одним из важнейших параметров, так как определяет провозную способность участков, то, есть какое количество пассажиров или грузов будет перевезено между станциями за определённое время (чаще всего -- 1 сутки). Увеличение массы поезда позволяет не только поднять этот параметр, но и снизить себестоимость перевозок. В то же время, излишнее увеличение веса поезда приводит к перегрузке локомотивов и к преждевременному выходу их оборудования из строя. Также в результате проектирования можно определить длину поезда, число вагонов и локомотивов в нём и их распределение по составу, а также режимы ведения поезда по различным участкам пути.
Масса поезда зависит от достаточно большого количества параметров, и прежде всего от уклонов пути и параметров локомотивов. К примеру, расчётная масса поезда для восьмиосного электровоза ВЛ80 на подъёме в 5 ‰ (0,5 %) составляет около 8000 т, а на подъёме в 10 ‰ (1 %) -- 4100 т. В данном случае массу поезда увеличивают за счёт смягчения профиля пути и увеличения числа локомотивов. Далее массу поезда проверяют по таким условиям, как прочность сцепных устройств (на дорогах СНГ им является автосцепка СА-3) и на возможность трогания поезда с места. После этого, зная примерную долю каждого типа вагонов в составе, определяют число вагонов в поезде. Зная длины вагонов и локомотивов, определяется длина всего поезда, которая уже проверяется на допускаемую по условиям размещения на приёмных путях станции, так как в случае превышения этого показателя, поезд попросту частично окажется на другом пути (достаточно вспомнить фильм «Магистраль», где приёмка поезда повышенной длины на более короткий путь привела к трагедии).
4. Формирование поездов
Как понятно из определения, поезд формируется из тяговых (локомотивы, моторные вагоны) и нетяговых (грузовые и пассажирские вагоны) единиц подвижного состава. В настоящее время можно выделить несколько основных вариантов компоновки поездов:
Формирование поездов производится в основном на сортировочных станциях (а моторвагонного подвижного состава -- в оборотных депо) в полном соответствии с установленными для дорог правилами (для российских железных дорог ими являются Правила технической эксплуатации, график движения и планом формирования поездов). Формированием поездов занимаются составители поездов.
5. Организация движения поездов
Основой организации движения поездов на магистральных железных дорогах является график движения, нарушение которого не допускается. Благодаря ему обеспечивается безопасность движения и рациональное использование подвижного состава. В соответствии с графиком каждому поезду присваивается определённый номер. Поездам определённого направления присваиваются чётные номера, а поездам обратного направления -- нечётные. Кроме номера, каждому грузовому поезду на станции формирования присваивается определённый индекс, который не изменяется до станции расформирования. Если поезд не предусмотрен графиком движения, то номер ему присваивается при его назначении.[13] В соответствии с правилами технической эксплуатации российских железных дорог, поезда делятся на следующие категории:
1. Внеочередные:
Восстановительные;
Пожарные;
Снегоочистители;
2. Очередные -- в порядке приоритетности:
2.1 Поезда федерального значения:
- Пассажирские скоростные (всегда федеральные);
- Скорые пассажирские поезда федерального значения (обычно фирменные);
- Товарные поезда федерального значения;
2.2 Пассажирские скорые;
2.3 Грузовые поезда повышенного значения:
- Особые заказы повышенной стоимости;
- Грузовые поезда со скоропортящимся содержимым;
2.4 Пассажирские поезда (дополнительные поезда и пассажирские поезда низшего значения);
2.5 Почтово-багажные, воинские, грузопассажирские, людские, ускоренные грузовые;
2.6 Грузовые (сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные), хозяйственные поезда;
2.7 Поезда, назначаемые по особым требованиям, очерёдность которых устанавливается при назначении
Каждый поезд обслуживает локомотивная бригада, состоящая из машиниста, который непосредственно управляет поездом и следит за безопасностью пути, и его помощника, который совместно с машинистом ведёт наблюдение за безопасностью пути, а также периодически, по указанию машиниста, визуально проверяет работу некоторого оборудования локомотива или МВПС. При кратной тяге, а также при использовании толкача, число локомотивных бригад равно числу локомотивов, при этом машинисты вспомогательных локомотивов непосредственно подчиняются машинисту ведущего (первого по ходу движения) локомотива. При паровой тяге в состав локомотивной бригады также включался кочегар, а на пассажирских моторвагонных поездах -- кондуктор. Пассажирский поезд, кроме того, обслуживается проводниками вагонов и начальником поезда, а вагоны-рестораны и почтовые вагоны -- соответствующими работниками. На хозяйственные поезда назначается руководитель работ или его уполномоченный. Также на поезда, с которыми проводятся манёвры, может назначаться составитель поездов. В настоящее время ряд пассажирских поездов обслуживаются машинистом без помощника («работа в одно лицо»)
Для контроля за движением всех поездов, железнодорожный путь делят на определённые отрезки (обычно 100--150 км), называемые участками. Движением всех поездов на каждом участке руководит поездной диспетчер (ДНЦ). В его обязанности входит обеспечение выполнения графика движения поездов, поэтому приказы диспетчера подлежат безоговорочному выполнению. Помимо этого машинисты и другие работники, обслуживающие поезда, подчиняются указаниям дежурных по станциям, которые в свою очередь также подчиняются поездному диспетчеру. Под контролем одного диспетчера может находиться до нескольких участков.
6. Разновидности поездов
Поезда различаются по характеру груза, скоростям движения, размерам, массе и т. д. На железных дорогах России встречаются следующие разновидности поездов:
I. Пассажирские -- предназначены для перевозки пассажиров, багажа и почты. В свою очередь различаются на:
· Высокоскоростные -- следующие со скоростями свыше 200 км/ч;
· Скоростные -- следующие со скоростями в пределах 141--200 км/ч[17];
· Скорые -- следующие со средней скоростью свыше 50 км/ч;
· Дальние -- следующие на расстояние свыше 700 км;
· Местные -- следующие на расстояние от 150 до 700 км;
· Пригородные -- следующие на расстояние до 150 км[18];
· Почтово-багажные -- для перевозки почты, багажа и грузобагажа;
· Туристические;
· Экскурсионные;
· Ускоренные -- следующие со средней скоростью свыше 65 км/ч;
· Литерные;
· Грузопассажирские -- поезда, состоящие из пассажирских и грузовых вагонов, проезд людей осуществляется по железнодорожным билетам;
· Людские -- поезда, в составе которых не менее трёх вагонов, занятых людьми, проезд людей осуществляется по грузовым документам;
· Пассажирские повышенной длины -- поезд, имеющий в составе 20 и более вагонов;
· Пассажирские длинносоставные -- поезд, длина которого превышает установленную схемой формирования данного поезда хотя бы на один вагон;
· Соединённый пассажирский -- состоящий из двух пассажирских поездов, сцепленных между собой, с действующими локомотивами в голове каждого поезда;
· Фирменные;
· Ретро-поезда.
II. Грузовые (устаревшее название -- товарные):
· Ускоренные:
- Скорые грузовые;
- Рефрижераторные;
- Для перевозки живности;
- Для перевозки скоропортящихся продуктов;
· Сквозные -- следующие без переработки не менее чем через одну техническую (сортировочную или участковую) станцию;
· Участковые -- следующие без переработки от одной технической станции до другой;
· Сборные -- для доставки вагонов на промежуточные станции;
· Сборно-раздаточные;
· Передаточные -- для доставки вагонов с одной станции узла на другую;
· Вывозные -- для вывоза групп вагонов с отдельных промежуточных станций участка;
· Грузовые длинносоставные -- поезд, длина которого превышает максимальную норму, установленную графиком движения на участке следования, хотя бы на один условный вагон;
· Грузовые тяжеловесные -- поезд, вес которого для соответствующих серий локомотивов на 100 тонн и более превышает превышает установленную графиком движения весовую норму на участке следования;
· Грузовые повышенного веса -- поезд весом более 6000 тонн;
· Грузовые повышенной длины -- поезд, длина которого 350 осей и более;
· Соединённые грузовые' -- состоящий из двух и более сцепленных между собой грузовых поездов, с действующими локомотивами в голове каждого поезда.
III. Хозяйственные:
· Восстановительные;
· Снегоочистители;
· Пожарные;
· Противопаводковые;
· Отдельные локомотивы:
· Диспетчерские;
· Толкачи.
IV. Воинские -- предназначены для перемещения войск, военной техники, учреждений и других воинских грузов.
V. Санитарные.
7. Железнодорожный сленг
В российской практике существуют некоторые профессионализмы из железнодорожного сленга, непосредственно связанные с поездами:
· «бешеный» -- скоростной поезд;
· «вертушка» -- грузовой поезд, в основном составленный из думпкаров и хопперов, обращающийся по кольцеобразному маршруту;
· «горбатый» -- поезд с негабаритным грузом;
· «загонка» -- моторвагонный состав (дизель- или электропоезд), следующий обкаткой без пассажиров, либо локомотив, следующий без вагонов;
· «муха» -- рабочий поезд из 2--3 пассажирских вагонов с маневровым локомотивом;
· «нагон» -- сокращение времени опоздания пассажирских поездов;
· «наливной», «налив» -- поезд, перевозящий жидкие (наливные) грузы (в основном нефть и нефтепродукты, а также масла, кислоты, сжиженные газы и т. д.);
· «огрызок» -- короткий и лёгкий поезд;
· «подкидыш» -- пригородный поезд, состоящий из локомотива и 1--4 вагонов, либо электропоезд из 4--6 вагонов;
· «растянуться» -- остановиться с поездом на тяжёлом участке (подъём, перелом профиля) из-за поломки или неумения вести поезд;
· «сплотка» -- несколько сцепленных вместе локомотивов, следующих по перегону;
· «супертяжеловес» -- локомотив, следующий резервом (без вагонов);
· «товарняк» -- грузовой поезд;
· «тёща» -- сигнал, обозначающий хвост поезда;
· «уголёк» -- поезд, гружёный углём.
8. Рекорды среди поездов
· Самый быстрый рельсовый поезд: 3 апреля 2007 года французский поезд TGV POS разогнался до скорости 574,8 км/ч
· Самая высокая средняя графиковая скорость рельсовых поездов на электрической тяге: японский поезд «Нодзоми» каждый день ходит по расписанию со средней скоростью 261,8 км/ч (французский TGV -- 259,4 км/ч).
· Самая высокая средняя графиковая скорость дизель-поездов: английские дизель-поезда «ИнтерСити 125» курсируют на маршруте Лондон -- Эдинбург со средними скоростями 180 км/ч
· Самый быстрый поезд на воздушном подвешивании: 5 марта 1974 года французский поезд «L'Aerotrain 180 Haute vitesse» достиг скорости 430,4 км/ч
· Самый быстрый поезд на магнитном подвешивании: 2 декабря 2003 года в японском городе Яманаси поезд MLX01 на линии JR-Maglev разогнался до 581 км/ч
· Самая высокая графиковая скорость поездов на магнитном подвешивании: в Китае между Шанхаем и аэропортом Пудун курсирует поезд, который разгоняется до 431 км/ч
· Самый быстрый поезд на паровой тяге: 3 июля 1938 года на небольшом уклоне Стоук-Банк к югу от английского города Грэтем паровоз класса А4 № 4468 «Mallard» «Дикая утка» с составом из 6 пассажирских и одного динамометрического вагонов разогнался до скорости 202,7 км/ч
· Самый быстрый поезд на реактивной тяге: 24 июля 1966 года года американская опытная автомотриса M-497, с установленными на крыше реактивными двигателями, достигла скорости 295,8 км/ч
· Самый длинный и тяжёлый пассажирский поезд: 27 апреля 1991 года в Бельгии из Гента в Остенде одним электровозом был проведён пассажирский поезд из 70 вагонов. Его длина составила 1732,9 м, а общий вес был равен 2786 т
· Самое длинное путешествие на одном поезде: в июле -- августе 2001 года литерный поезд Ким Чен Ира, следовавший по маршруту Пхеньян -- Москва, прошёл путь длиной 10 309 км
· Самый протяжённый по маршруту следования регулярный круглогодичный пассажирский поезд: длина маршрута поезда № 53/54 сообщением Харьков -- Владивосток составляет 9 722 км. C 30 мая 2010 года отменен [источник не указан 86 дней].
· Поезд, дольше всех не менявший своего названия и маршрута: с 1862 года по маршруту Лондон -- Эдинбург курсирует поезд «Летучий шотландец».
· Самый длинный и тяжёлый товарный поезд: 21 июня 2001 года в Австралии был проведён состав, загруженный железной рудой. Состав состоял из 682 вагонов, его вели 8 тепловозов, распределённых по длине состава. Масса груза составила 82 262 т, а общая длина поезда -- 7353 м
· Самый длинный грузопассажирский поезд: в Мавритании между городами Зурат и Нуадибу курсирует поезд длиной около 3 тыс. м. Основным грузом является руда, также в поезд включены несколько купейных вагонов
9. Интересные факты
Среди грузов, перевозимых в поездах, значатся самолёты, вертолёты, корабли, подводные лодки и даже космические ракеты.
В течение двух десятилетий по советским, а позже по российским железным дорогам курсировали поезда, которые были вооружены межконтинентальными баллистическими ракетами. При этом эти поезда внешне выглядели для неспециалистов, как обычные грузовые, предназначенные для перевозки скоропортящихся продуктов
Список литературы
1. Абрамов, А. П., Маркетинг на транспорте [Текст]: учеб./ А. П. Абрамов, В. Г. Галабурда, Е. А. Иванова. - М: Желдориздат, 2001. - 412с.
2. Аксенов, И. Я., Единая транспортная система [Текст]: учеб. для вузов/ И. Я. Аксенов. - М: Высшая школа, 1991. - 512с.
3. Берников Л.Н., Пути совершенствования промышленного транспорта [Текст]: учеб. / Л. Н. Берников, В. С. Коновалов. - М: Транспорт, 1973. - 450с.
4. Галабурда В. Г., Транспорт нефти, нефтепродуктов и газа [Текст]: учеб. изд./ В. Г. Галабурда, В. А. Персианов, А. А. Тимошин. - М: Транспорт, 1996. - 312с.
5. Куликов, Л. М., Основы экономических знаний [Текст]: учеб./ Л. М. Куликов. - М: Финансы и статистика, 2001. - 156с.
6. Пегов, Д. В., Поезд [Электронный ресурс]: докл. / Д. В. Пегов. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Поезд. - 18.12.10
7. Попов, С. С., Транспорт нефти, нефтепродуктов и газа [Текст]: учеб./ С. С. Попов, А. Е. Смолдырев. - М: Транспорт, 1975. - 210с.
8. Терешина, Н. П., Экономика железнодорожного транспорта [Текст]: учеб./ Н. П. Терешина, Б. М. Лапидус, М. Ф. Трихунков. - М: УМК МПС России, 2002. - 452с.
9. Терешина, Н. П., Экономика железнодорожного транспорта [Текст]: учеб./ Н. П. Терешина, Б. М. Лапидус, М. Ф. Трихунков. - М: УМК МПС России, 2005. - 512с. Шевченко, В. Я.., История разработки и развития дизель - поезда ДР1 [Электронный ресурс]: докл. / В. Я. Шевченко. - Режим доступа: http://www.referat.ru/referats/view/26578. - 18. 12. 10