Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Понятие и значение экономики транспорта

Понятие и значение экономики транспорта

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ТРАНСПОРТА

Экономика железнодорожного транспорта изучает конкретные формы проявления экономических законов на железнодорожном транспорте как особой сфере материального производства, объединяющей в себе интересы предприятия и отрасли.

Предметом изучения экономики железнодорожного транспорта являются производственные отношения и экономические интересы, возникающие между:

- железнодорожным транспортом и потребителями транспортных услуг;

- трудовыми коллективами железной дороги и других видов транспорта;

- трудовыми коллективами и работниками отдельных подразделений, служб и звеньев железнодорожного транспорта между собой.

Экономика железнодорожного транспорта изучает транспорт, обслуживающий сферу обращения материальной продукции (она включает хранение и складирование грузов), а также специализированный пассажирский транспорт. Выделяют транспорт общего пользования (магистральный) и внутрипроизводственный транспорт.

Экономика железнодорожного транспорта исследует производственные отношения на железнодорожном транспорте, раскрывает своеобразие механизма действия и формы проявления экономических законов на железнодорожном транспорте, т. е. учитывает совокупность общих экономических законов и частных закономерностей, свойственных данной отрасли, разрабатывает методы и приемы применения и использования этих законов в хозяйственной политике.

Для экономики транспорта большое значение имеют объективные экономические законы:

- стоимости;

- спроса и предложения;

- повышения производительности труда;

- пропорционального развития экономики;

- накопления;

- денежного обращения.

При изучении экономики транспорта используют:

- методы диалектики, т. е. исследование взаимодействия экономических явлений, их возникновение, развитие с учетом возможных противоречий и их разрешений;

- методы определения перехода количества в качество и наоборот (объем перевозок, качество перевозок, показатели эксплуатационной деятельности, снижение потерь);

- методы и приемы выбора рациональных решений;

- логические методы сочетания индукции и дедукции;

- макроэкономический и микроэкономический анализ.

- изучение и обобщение тенденций развития транспорта;

- разработка и совершенствование принципов организации управления и планирования;

- исследование факторов, определяющих развитие грузовых и пассажирских перевозок;

- изучение путей повышения эффективности использования технических средств, подвижного состава, планирование эксплуатационной работы железной дороги;

- определение и обоснование основных направлений научно-технического прогресса;

- исследование проблем нового строительства и рационального размещения сети;

- планирование капитальных вложений, капитального строительства, капитального ремонта;

- рациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;

- финансирование, кредитование, ценообразование и др.

ТРАНСПОРТ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Предприятие - это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Предприятия классифицируют по различным признакам: по формам собственности, хозяйствования, размерам, участию иностранного капитала, отраслевому признаку, видам дробления, цели деятельности (коммерческие, некоммерческие и смешанные). Ведущее место в рыночной экономике принадлежит коммерческим организациям, которые создаются в форме:

- хозяйственных товариществ;

- хозяйственных обществ;

- производственных кооперативов;

- государственных унитарных предприятий.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Особенность унитарного предприятия в том, что его имущество неделимо, оно не может быть распределено по вкладам (долям, паям) между работниками предприятия.

Различают два вида унитарного предприятия:

- основанное на праве хозяйственного ведения;

- основанное на праве оперативного управления.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое, дочернее, унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создаётся по решению правительства на базе имущества, находящегося в республиканской собственности. Оно осуществляет оперативное управление в пределах, установленных законом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Развитие и совершенствование работы транспорта происходят в тесной связи с развитием общественного производства и производительных сил республики, а также с условиями жизни людей, изменением их благосостояния и культуры.

Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Республики Беларусь и призван во взаимодействии с другими видами транспорта своевременно и качественно обеспечивать во внутреннем и в международном сообщениях потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельность всех отраслей экономики и национальную безопасность государства, формирование рынка перевозок и связанных с ним услуг, эффективное развитие предпринимательской деятельности. Государство осуществляет регулирование и контроль деятельности железнодорожного транспорта, развитие его материально-технической базы, а также удовлетворяет основные потребности в составе государственных нужд.

Белорусская железная дорога является государственным унитарным предприятием, непосредственно подчиненным Правительству Республики Беларусь.

В составе Белорусской железной дороги действуют шесть транспортных республиканских унитарных предприятий: Минское отделение дороги, Барановичское отделение дороги, Брестское отделение дороги, Гомельское отделение дороги, Могилевское отделение дороги и Витебское отделение дороги. В состав отделений дорог входят структурные подразделения, региональные унитарные и дочерние предприятия. Их число достаточно велико, это 7 заводов, 17 локомотивных депо, 12 вагонных депо, 20 дистанций пути, 14 дистанций сигнализации и связи, 384 крупные и малые станции, 7 дистанций электроснабжения, а также промышленные, строительные, автотранспортные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические, снабженческие, торговые и другие предприятия и организации, учреждения образования, здравоохранения и культуры.

Железнодорожные перевозки относятся к естественной монополии, что определяет особые условия развития и функционирования железнодорожного транспорта.

В современных условиях для повышения эффективности работы железнодорожного транспорта необходимо повышать его конкурентоспособность, улучшать транспортное обслуживание, добиваться минимальных затрат на перемещение продукции, повышать качество транспортных услуг.

Под транспортной услугой подразумевается не только собственно перевозка материальных ресурсов и готовой продукции, но также любые дополнительные операции, не входящие в состав перевозочного процесса и не включённые в тариф, которые связаны с подготовкой этого процесса и его осуществлением.

К услугам транспорта при доставке продукции относятся:

- подача заявок на перевозку;

- подготовка погрузочных средств под погрузку;

- перевозка материальных ресурсов и готовой продукции;

- оформление перевозочных и сопроводительных документов;

- приемо-сдаточные операции;

- погрузочно-разгрузочные работы (погрузка, перегрузка в порту, выгрузка, внутрискладские операции);

- прочие услуги с материальным, транспортным, информационным и финансовыми потоками в начально-конечных и транзитных пунктах.

Транспортное обслуживание в Республике Беларусь осуществляется транспортной системой.

Под транспортным обслуживанием понимается деятельность, связанная с процессом перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени, а также предоставлением сопутствующих этой деятельности транспортных услуг.

Транспортная система - комплекс различных видов транспорта, находящихся в зависимости и взаимодействии при выполнении перевозок. Обычно термин "транспортная система" употребляется применительно к государству, региону или крупному городу.

Транспорт играет экономическую роль, т. е. удовлетворяет потребности народного хозяйства в перевозках грузов и потребности населения в перевозках пассажиров.

Транспорт имеет важное значение для расширения специализации и кооперирования производства по отраслям и районам страны.

Железнодорожный транспорт оказывает большое влияние на сокращение производственных запасов и ускорение оборачиваемости средств, поэтому важное значение имеет увеличение скорости доставки грузов.

Роль транспорта исследуется, с одной стороны, как производственная инфраструктура народного хозяйства, как материальная основа процесса обращения товарной продукции и как материальная основа непосредственного общения людей. С другой стороны, транспорт рассматривается как самостоятельная социально-экономическая система, как часть народнохозяйственного комплекса.

Все многообразие материальных благ, необходимых для существования и развития общества, создается в четырех основных отраслях производства: добывающей, обрабатывающей, сельском хозяйстве и транспорте.

Транспорт общего пользования относится к сфере материального производства потому, что:

- перемещая продукты из сферы материального производства в сферу потребления, транспорт продолжает процесс производства в сферы потребления, обращения;

- связывает все отрасли общественного воспроизводства (производстве, распределение, обмен, потребление) в единое целое;

- транспортировка грузов увеличивает их стоимость на величину издержек транспорта;

- транспорт участвует в образовании национального дохода. Железнодорожный транспорт осуществляет работу, связанную с перемещением продукции других отраслей народного хозяйства.

Транспорт связан со всеми предприятиями, поэтому производство любой продукции заканчивается ее доставкой к месту потребления.

Работа транспорта измеряется натуральными величинами, отражающими объем перевозок грузов и пассажиров и расстояние их перевозки.

Измерителем транспортной работы по грузовым перевозкам являются тарифные тонно-километры нетто , характеризующие величину грузооборота, а по пассажирским перевозкам пассажиро-километры , характеризующие величину пассажирооборота.

Обобщающим измерителем транспортной работы являются приведенные тонно-километры.

Для всех отраслей материального производства существует понятие планового и фактического объема работы. На железнодорожном транспорте по грузовым перевозкам им соответствует понятие тарифные тонно-километры нетто и эксплуатационные тонно-километры нетто

Тарифные тонно-километры рассчитываются как показатели работы для дороги в целом. Они исчисляются по кратчайшим направлениям перевозок, указываемым в дорожных ведомостях.

Эксплуатационные тонно-километры рассчитываются как показатель работы отделений железных дорог. Они учитывают фактически пройденный путь, который устанавливается на основе маршрута машиниста.

Плата за перевозки взимается за тарифные тонно-километры нетто. Основная задача транспорта - доставить продукцию из мест ее производства в пункты потребления с минимальной затратой общественного труда.

Работа транспорта как показатель рассчитывается для сети железных дорог и дороги. Он используется для планирования их деятельности, при определении производительности труда.

Работа транспортных предприятий оценивается не только по величине грузооборота в тонно-километрах, но и по родам грузов, обязательно учитывается качество перевозок.

Качество и стоимость транспортного обслуживания общественного производства и населения являются основными критериями при выборе различных видов транспорта и способов перевозки.

Качество перевозок характеризует степень общественной полезности потребительной стоимости продукции, работ, услуг транспорта

Качественные показатели работы транспорта наиболее полно отражают экономическую эффективность его работы. Качество перевозок грузов характеризуется такими показателями как:

- регулярность и своевременность;

- сроки и скорость их доставки;

- сохранность перевозимой продукции и др.

Качество пассажирских перевозок характеризуется показателями:

- безопасность движения поездов;

- выполнение расписания и скорость движения пассажирских поездов;

- уровень комфорта и обслуживания пассажиров на вокзалах, в поездах и др.

Высокие показатели качества транспортного обслуживания зависят от эффективной работы предприятий и отделений железной дороги. Надежность технических средств предприятий, подвижного состава, является основой обеспечения качества перевозок грузов и пассажиров.

В современных условиях для повышения эффективности работы железнодорожного транспорта необходимо обеспечивать сбалансированность планов производства, поставок продукции и реализации, добиваться минимальных затрат на перемещение продукции и т. д.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Управление (менеджмент) - это целенаправленное воздействие на организационную систему, обеспечивающее сохранение ее определенной структуры, поддержание режима и цели деятельности. В качестве организационной системы может рассматриваться организация, общественное производство, предприятия различных отраслей народного хозяйства и форм собственности, социальная сфера.

Главными задачами управления в современных условиях являются: обеспечение соответствия системы управления рыночной экономикой требованиям маркетинга, придание ей уровня современных организационных структур, обеспечение роста эффективности, рентабельности работы транспорта на основе ускорения научно-технического прогресса.

Под управлением следует понимать сознательное, целенаправленное воздействие со стороны органов управления на какой-либо объект для достижения намеченной цели.

Процесс управления, как специфический вид деятельности, включает в себя такие стадии: определение целей управления в форме прогнозирования, текущего планирования, выработки основных направлений развития производства; выработка и принятие управленческих решений; оценка результатов управления.

Управление основывается на разработанных принципах, представляющих собой обязательные руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы всех ступеней управления

- демократизация управления;

- единство интересов трудового коллектива и руководства;

- пропорциональность развития;

- сочетание отраслевого и территориального управления;

- научность управления, строжайшая дисциплина и др.

Сущность и содержание управленческой деятельности наиболее полно раскрываются в ее функциях, с помощью которых субъект управления воздействует на управляемый объект. На основе функций определяется структура органов управления. Функции управления классифицируются с позиции объекта и субъекта управления.

С позиций субъекта управления выделяются следующие функции: планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, учета и анализа, контроля.

С позиций объекта управления различают функции, отражающие структуру хозяйства железнодорожного транспорта и его предприятий:

- уровни управления;

- стадии производства и систему обращения;

- элементы и параметры производства;

- стадии управления.

Кроме того, функции управления делятся на основные (общие), отражающие содержание процесса управления и специфические.

С образованием Содружества Независимых Государств (СНГ) железные дороги, расположенные на их территории, полностью перешли в собственность этих государств. В каждом из них для руководства видами транспорта образованы самостоятельные министерства.

Белорусская железная дорога выполняет функции министерства по управлению железнодорожным транспортом общего пользования Республики Беларусь.

Подвижной состав обращается на территории всех республик СНГ, что потребовало разработки и использования единых стандартов, технологии его ремонта, единых нормативов по безопасности движения поездов, единых принципов и правил перевозочного процесса.

Образован Совет по железнодорожному транспорту СНГ как распорядительный орган на межгосударственном уровне. Его решения обязательны для всех железнодорожных администраций СНГ. Совет координирует работу дорог на межгосударственном уровне и в сообщениях с третьими странами в рамках СНГ. Постоянно действующим исполнительным органом Совета по железнодорожному транспорту является Дирекция, организованная решением глав правительств СНГ. По поручению Совета Дирекция может представлять его в отношениях с другими организациями и учреждениями. Дирекция является юридическим лицом.

В Республике Беларусь управление перевозочным процессом, руководство деятельностью предприятий и организаций осуществляется централизованно и является компетенцией Белорусской железной дороги.

Республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, общественные и иные организации не вправе вмешиваться в деятельность железнодорожного транспорта, связанную с перевозочным процессом, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и организаций, входящих в состав железнодорожного транспорта, производится Белорусской железной дорогой в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Контроль за деятельностью предприятий и организаций железнодорожного транспорта осуществляется Белорусской железной дорогой, а также государственными органами, на которые в соответствии с их компетенцией возложены функции по такому контролю.

Управление железнодорожным транспортом построено по производственно-территориальному принципу. Управление по территориальному принципу предполагает деление сети железных дорог на дороги, отделения дорог и линейные предприятия. Управление по производственному принципу предполагает осуществление на каждом уровне оперативно-технического руководства по отраслям железнодорожного хозяйства - локомотивного, вагонного, пути, пассажирского и т. д.

На Белорусской железной дороге действует 6 отделений дороги. Во главе дороги стоит начальник (Н), который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на дорогу задач по перевозкам грузов и пассажиров, работу дороги в целом, состояние и безопасность движения поездов, соблюдение дисциплины, подбор и расстановку кадров. У начальника дороги имеются заместители (НЗ), один из которых является первым, а также главный инженер дороги. При начальнике дороги на правах совещательного органа создается Технико-экономический совет из состава руководящих работников и специалистов разных профессий, одной из важнейших функций которого является осуществление четкой координации и взаимодействия структурных подразделений различных отраслей железнодорожного хозяйства.

В аппарат управления входят производственные (отраслевые) и функциональные службы и отделы. Службы: перевозок (Д), локомотивная (Т), вагонная (В), пути (П), сигнализации и связи (Ш), гражданских сооружений и водоснабжения (НГС), пассажирская (Л), электрификации (Э), юридическая (НЮ), экономическая (НН) и др.

Среди всех служб особое место занимает служба перевозок. Ее руководители и дежурный аппарат дают оперативные указания по движению поездов, обязательные для исполнения работниками других служб, занятых обслуживанием перевозочного процесса. Все производственные службы и функциональные подразделения дороги подчиняются начальнику дороги.

Отделение железной дороги непосредственно руководит производственно-хозяйственной деятельностью всех, находящихся в его границах, структурных подразделений, за исключением состоящих в непосредственном подчинении дороги.

На отделение, как и на дорогу, возлагаются: обеспечение выполнения плана и договорных обязательств по перевозкам, оперативное руководство движением поездов, выполнение технических норм эксплуатационной работы, организация грузовой и коммерческой работы, обеспечение безопасности движения поездов, сохранности грузов при их транспортировке; руководство эксплуатацией и обеспечение содержания в исправном состоянии пути, зданий, сооружений, устройств энергоснабжения, СЦБ и связи, подвижного состава и других основных средств. Отделение дороги обеспечивает повышение технического уровня производства, механизацию и автоматизацию трудоемких и тяжелых работ и улучшение использования основных средств; повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, улучшение других технико-экономических показателей, планирование деятельности подчиненных отделению дороги предприятий.

Для выполнения своих функций отделение дороги имеет соответствующий аппарат во главе с начальником отделения. Производственные функции выполняют соответствующие отделы: перевозок (НОДН), пассажирский (НОДЛ), ремонта локомотивов, грузовых вагонов и контейнеров, пути; сигнализации и связи и др. Имеется ряд функциональных отделов и секторов, экономический, финансовый, управления персоналом и др.

В зависимости от размеров отделения дороги, объема перевозок, особенностей технического вооружения, его размещения и других местных условий структура аппарата отделения и его численность могут различаться, но основы структуры сохраняются.

Отделение дороги, через соответствующие отделы, осуществляет непосредственное руководство работой станций (ДС), локомотивных депо (ТЧ), вагонных депо (ВЧД), дистанций пути (ПЧ), дистанций сигнализации и связи (ШЧ), участков энергоснабжения (ЭЧ), механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ (МЧ), дистанций гражданских сооружений (НГЧ), работой крупных вокзалов, материальных и топливных складов и других подразделений, находящихся в административном или оперативно-техническом подчинении отделения дороги.

Решение управленческих задач на железнодорожном транспорте обеспечивается применением следующих методов:

- административных;

- экономических;

- социально-психологических.

Административные методы основаны на использовании таких инструментов, как регламент, норма, инструкция и подкрепляются приказами, распоряжениями, указаниями руководителей.

Экономические методы опираются на такие рычаги, как цена, прибыль, кредит, заработная плата, премия.

Социально-психологические методы включают в себя широкий спектр приемов социальной мотивации и морального воздействия на производственные коллективы и отдельных работников.

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НТП И НОВОЙ ТЕХНИКИ

Экономическая эффективность производства, перевозок, новой техники и капитальных вложений является критерием целесообразности создания и применения новой техники, реконструкции действующих предприятий, а также мер по совершенствованию производства (перевозок) и улучшению условий труда.

Управление НТП требует определенных измерений затрат и результатов от его осуществления. Измерение затрат и результатов мероприятий является основой к познанию эффективности. Нельзя управлять процессом, результаты которого нельзя измерить, нельзя количественно и качественно определить эффект, соизмерить его с затратами.

Эффективность - это отношение эффекта технического, эксплуатационного или экономического к затратам, вызвавшим его получение.

Экономическая эффективность предприятия означает его результативность и характеризуется отношением результата к затратам.

Производственная деятельность каждого предприятия связана со стоимостными затратами. Одни затраты являются текущими и отражаются в себестоимости продукции (работ, услуг), другие - капитальными, увеличивающими стоимость имущества. Все виды затрат направлены на получение результата. Сопоставление результата и затрат в стоимостном выражении дает представление об уровне экономической эффективности.

Уровень экономической эффективности это сопоставление двух величин: экономического эффекта и производственных затрат и ресурсов.

Экономический эффект - это непосредственный производственный полезный конечный результат, полученный от внедрения какого-либо мероприятия, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступают прибыль или экономия затрат и ресурсов. Экономический эффект, полученный на предприятии, - величина абсолютная, зависящая от масштабов производства продукции и экономии затрат.

Экономическая эффективность зависит от экономического эффекта, а также от затрат и ресурсов, которые вызвали данный эффект. Таким образом, экономическая эффективность - величина относительная, получаемая в результате сопоставления эффекта с затратами и ресурсами. Обычно анализируются оба показателя, характеризующие успешность экономической деятельности предприятия, так как по отдельности показатели эффекта и эффективности не смогут дать полной оценки предприятию.

На практике различают общую (абсолютную) и сравнительную (относительную) экономическую эффективность.

Абсолютная экономическая эффективность - показатель за определенный промежуток времени, характеризующий общую величину экономического эффекта в сопоставлении с размером затрат и ресурсов в отдельности и совокупности.

Затраты и ресурсы различаются по своей экономической природе:

а) текущие затраты, обычно за какой-то промежуток времени, напр, за год, измеряемые в руб.;

б) единовременные (разовые), измеряемые в руб.

На предприятиях рассчитывают следующие показатели по оценке абсолютной экономической эффективности:

1. Трудоемкость производства - это отношение фактически отработанного времени сотрудников (среднесписочная численность) к объему производства за плановый период.

2. Производительность труда - это величина обратно пропорциональная трудоемкости.

3. Материалоемкость производства - это отношение материальных затрат к объему производства.

4. Материалоотдача производства - это величина обратно пропорциональная материалоемкости производства.

5. Фондоотдача - это отношение объема производства к среднегодовой стоимости основных производственных фондов.

6. Фондоемкость - величина обратно пропорциональная фондоотдаче.

7. Рентабельность производства (Рпр), %

Рпр = Ппр / (Ф + ОС) х 100; Р т = (Пт / Сст ) х 100;

где Ппр - валовая прибыль по предприятию;

ОС - нормируемые оборотные средства предприятия;

Ф - среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия

Особое место в системе показателей по оценке эффективности деятельности предприятия занимают показатели эффективности капитальных вложений:

1. Капиталоемкость продукции (К е) - отношение объема капитальных вложений к приросту выпуска продукции, обусловленный капитальными вложениями на предприятии:

К = К / ?В; К = ?В / К,

где К - объем капитальных вложений;

?В - прирост выпуска продукции, обусловленный капитальными вложениями на предприятии

2. Капиталоотдача (Ко) - величина обратно пропорциональная капиталоемкости.

3. Коэффициент экономической эффективности капитальных вложений (Ек): а) по народному хозяйству

Ек = ?Д / К;

где ?Д - годовой прирост произведенного национального дохода (чистой продукции);

К - объем капитальных вложений.

б) для действующего предприятия рассчитывают показатель рентабельности капитальных вложений:

Ек = ?П / К,

где ?П - прирост прибыли, обусловленный капитальными вложениями;

в) по вновь создаваемым предприятиям

Ек = (Ц - С) / Ксм,

где Ц - стоимость годового выпуска товарной продукции по проекту;

С - себестоимость годового выпуска продукции;

Ксм - сметная стоимость создаваемого предприятия

г) для убыточных предприятий

Ек = (С1 - С2) / К,

где С1, С2 - себестоимость продукции до и после внедрения мероприятия;

К - капитальные затраты.

4. Срок окупаемости капитальных вложений (Ток):

а) на действующем предприятии

Ток = К / ?П,

б) на создаваемом предприятии

Ток = К / (Ц - С).

Сравнительная экономическая эффективность - показатель, характеризующий условный экономический эффект, полученный в результате сравнения и выбора лучшего варианта, который может быть определен как отношение экономии от снижения себестоимости или повышения рентабельности продукции к разности капитальных вложений и других авансированных затрат между различными вариантами.

Показателем сравнительной экономической эффективности капвложений служит минимум приведенных затрат.

Приведенные затраты - сумма текущих затрат (себестоимости) и капитальных вложений, приведенных к одинаковой размерности в соответствии с коэффициентом экономической эффективности Ен.

С + Ен х К = min,

где С - текущие затраты (себестоимость);

Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

К - капитальные вложения

Оценка сравнительной экономической эффективности может вестись:

1. На основе расчета срока окупаемости (Ток):

Ток = (К2 - К1) / (С1 - С2) < Тн,

где К1 и К2, С1 и С2 - соответственно капитальные вложения и годовые текущие издержки по выпуску продукции (годовая себестоимость) по сравниваемым вариантам;

Тн - нормативный срок окупаемости капитальных вложений, предусматривающий минимально допустимую эффективность вложения средств.

2. На основе расчета коэффициента сравнительной экономической эффективности дополнительных капитальных вложений:

Ер = (С1 - С2) / (К2 - К1) > Ен, или Ер = 1 / Ток

где Ен - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности капитальных вложений.

Если в результате расчета получено:

Ток < Тн и Ер > Ен

- оптимальным считается вариант, требующий дополнительных капитальных вложений (более капиталоемкий);

Ток > Тн и Ер < Ен

- оптимальным считается менее капиталоемкий вариант.

Определение расчетного коэффициента эффективности дополнительных капитальных вложений:

Ер = Эгод / Кэ,

где Эгод - годовой экономический эффект;

Кэ - капитальные вложения.

Внедрение мероприятий целесообразно только в случае, если

Ер ? Ен, Ен = 0,15

Расчетный срок окупаемости определяется:

Тр = 1 / Ер.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека