Проектирование предприятий автомобильного транспорта
Введение
Автомобильный транспорт России представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Начнем с того, что основная часть автомобильного парка страны эксплуатируется в нетранспортных организациях. При этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан. Стало быть, проблемы развития автомобильного транспорта носят комплексный характер.
Ежедневно автотранспортом перевозится около 17 млн. тонн грузов.
В автомобильном транспорте сконцентрировано свыше 97% от всех лицензируемых субъектов транспортной деятельности. В сфере коммерческих и некоммерческих автомобильных перевозок сейчас занято порядка полумиллиона хозяйствующих субъектов. Их деятельность проходит в условиях достаточно высокой внутриотраслевой и межвидовой конкуренции.
В автотранспортных подразделениях предприятий всех отраслей экономики работает более 4 млн. человек. Причем на автотранспортную отрасль приходится более 50% от числа работающих в транспортном комплексе, без учета железнодорожного транспорта.
В условиях оживления реального сектора экономики в 2001 г. автомобильный транспорт освоил более 90% всего прироста объемов внутренних перевозок.
Спрос на грузовые перевозки во многом определяется двумя факторами: динамикой и структурой изменения объемов производства в стране, а также платежеспособностью предприятий и организаций всех отраслей экономики. Грузовые перевозки - это один из наиболее «рыночных» секторов экономики. Российский опыт подтверждает известную закономерность, согласно которой рост рыночной экономики сопровождается, а в определенной мере и обуславливается опережающим развитием автотранспорта. И понятно почему. Грузопотоки, генерируемые развивающимися рынками товаров и услуг, в первую очередь осваиваются наиболее отзывчивым быстрым и гибким видом транспорта: автомобильным. В отличие от других видов транспорта автотранспорт во всех возрастающих объемах перевозит международные грузы. Это обусловлено его высокой маневренностью, большой скоростью, обеспечением перевозок от двери отправителя до двери получателя в прямых бесперегрузочных сообщениях. Автомобильный транспорт стал незаменимым средством и при смешанных перевозках. В 2001 году общий объем международных автомобильных перевозок, выполненных отечественными и зарубежными автоперевозчиками, составил 19.2 млн. тонн. То есть на 7.3 больше аналогичного показателя предыдущего года.
1. Технологический расчет АТП
1.1. Исходные данные
1.2 Корректирование нормативов ресурсного пробега и периодичности ТО
Скорректированный нормативный ресурсный пробег:
где - скорректированный нормативный ресурсный пробег, тыс. км.;
- коэффициенты, соответственно учитывающие категорию условий эксплуатации, модификацию грузового подвижного состава, организацию его работы и климатический район.
тыс.км тыс.км
тыс.км
Скорректированная нормативная периодичность ТО-1 () и ТО-2 ():
где - нормативная периодичность ТО-1 или ТО-2, км.
км. км.
км км
км км
1.3 Расчет коэффициента технической готовности
Расчетный коэффициент технической готовности:
где - коэффициент технической готовности;
- удельная норма простоя в ТО и ТР подвижного состава на 1000 км. пробега;
- коэффициент, учитывающий число технологически совместимого подвижного состава.
1.4 Расчет годовых пробегов подвижного состава и производственной программы ТО
Годовой пробег единицы подвижного состава
, км
км км
км
Годовой пробег группы подвижного состава
, км
км км
км
Годовое число обслуживаний, выполняемых ежедневно при возврате подвижного состава с линии и выпуске его на линию (), и выполняемых перед ТО и ТР (), ТО-1 (), ТО-2 ():
где 1,6 -коэффициент, учитывающий выполнение ,при ТР
Суточная производственная программа по видам обслуживания:
где - годовое число рабочих дней данной зоны обслуживания.
1.5 Корректирование нормативных трудоёмкостей ЕО, ТО и ТР
Скорректированные нормативные трудоёмкости в чел-ч
,, и ТО-2 для подвижного состава данного АТП:
чел-ч чел-ч
чел-ч
чел-ч чел-ч
чел-ч
чел-ч чел-ч
чел-ч
чел-ч чел-ч
чел-ч
Удельная скорректированная нормативная трудоёмкость ТР, чел-ч/1000 км пробега:
,чел-ч
,чел-ч
чел-ч
1.6 Расчёт годовых объёмов ЕО, ТО, ТР
Годовой объём работ в чел-ч по ЕО, ТО, ТР:
чел-ч чел-ч
чел-ч
чел-ч чел-ч
чел-ч
чел-ч чел-ч
чел-ч
чел-ч чел-ч
чел-ч
чел-ч чел-ч
чел-ч
1.7 Расчёт численности производственных рабочих
Технологически необходимое (явочное) число рабочих и штатное:
где - годовой объём работ по зоне ЕО, ТО, ТР или участку, чел-ч;
- годовой фонд технологически необходимого рабочего времени при односменной работе, ч;
- годовой фонд времени штатного рабочего, ч.
ч
ч
Принимаю решение: совместить работы ТО-1 и ТО-2; работы Д-1 и Д-2 при ТР с работами Д-1 и Д-2 при ТО-1 и ТО-2; крепежные, регулировочные, смазочные и др. при ТО-1 и ТО-2 с регулировочными и разборочно-сборочными работами при ТР; а также объединить электротехнические и аккумуляторные работы; совместить кузнечно-рессорные, медницкие, сварочные, жестяницкие, арматурные работы.
1.8 Расчёт количества механизированных постов ЕОС для туалетной мойки и сушки подвижного состава
где NEOc - суточная производственная программа ЕОС;
0,7 - коэффициент пикового возврата подвижного состава с линии;
ТВОЗ - время пикового возврата подвижного состава в течение суток, ч.;
NУ - производительность моечной установки, авт./ч.
1.9 Расчет количества постов ЕО, ТО и ТР
Количество постов ЕОс по видам работ, кроме моечных,
ЕОт, Д-1, Д-2, ТО-1, ТО-2 и ТР:
где ТIГ - годовой объем работ соответствующего вида технического
воздействия, чел•ч;
? - коэффициент неравномерности загрузки постов;
?И - коэффициент использования рабочего времени поста;
ДРГ - число дней работы в году постов;
ТСМ - продолжительность смены, ч;
С - число смен;
РСР - среднее число рабочих, одновременно работающих на посту.
Исходные данные и результаты расчета постов ЕО, ТО и ТР по видам работ привожу по форме таблицы 2.12.
Уборочные работы ЕОС
Дозаправочные работы ЕОС
Контрольно-диагностические ЕОС
Ремонтные работы ЕОС
Уборочные работы ЕОТ
Моечные работы ЕОТ
Работы Д-1
Работы Д-2
ТО-1
ТО-2
Регулировочные и разборочно-сборочные работы ТР
Сварочно-жестяницкие работы ТР
Окрасочные работы ТР
1.10 Расчет площадей зон ЕО, ТО и ТР
м
где fA - площадь подвижного состава по габаритным размерам в плане, м2;
Х3I - число постов;
КП - коэффициент плотности расстановки постов.
1.11 Расчет площадей складов
где АИ - списочное число технологически совместимого подвижного состава;
fУ - удельная площадь данного склада на 10 единиц подвижного состава;
- коэффициенты, соответственно учитывающие среднесуточный пробег единицы подвижного состава, число технологически совместимого подвижного состава, его тип, высоту складирования и КУЭ.
Заключение
Данное проектируемое АТП рассчитано на 42 автомобиля КамАЗ-5410 с полуприцепами ОДАЗ-9370 и 57 автомобилей КамАЗ-5511
С помощью технологического расчета были определены следующие показатели:
· Численность рабочих;
· Количество постов;
· Размер площадей помещений, которые в конечном итоге стали критерием для разработки планировочного решения производственного корпуса АТП, и организации технологического процесса ТО и ТР подвижного состава.
Площадь производственного корпуса АТП составила 5515 .
Производственный корпус включает в себя:
· зоны ЕО, ТО и ТР -4361 ;
· производственные участки - 219 ;
· склады - 280;
· вспомогательные помещения - 204;
· технические помещения - 223 .
Заключение: на основании произведённых расчётов можно придти к следующему выводу, что количество постов, численность работающих на АТП обеспечит бесперебойную, качественную работу по ТО и ремонту ПС как за смену, так и за год.
Список литературы
1. “Положение о ТО и ТР подвижного состава автомобильного транспорта” М., Транспорт 1988 г.
2. Крамаренко Г.В. и др. “Техническая эксплуатация автомобилей”. М., Транспорт 1988 г.
3. Напольский Г.М. “Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций ТО”. Учебник для ВУЗов, М., Транспорт 1985 г.
4. Кузнецов Е.С. “Техническая эксплуатация автомобилей”. Учебник для ВУЗов 3-е издание. М., Транспорт 1991 г.