Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Происхождение автомобиля "Шкода"

Происхождение автомобиля "Шкода"

35

Содержание

Содержание 1
Эмблема 2
Сайты 3
История эмблемы Skoda 4
История Skoda 7
Модельный ряд 19
Шкода 37
Литература 41
Официальные сайты SKODA

www.skoda-avto.ru

www.skoda.com

История эмблемы Skoda

1895

В самом конце 1885 года на машиностроительном заводе в городе Млада Болеславе (Mlada Boleslav) был начат выпуск велосипедов. Несмотря на то, что основные детали завод импортировал из-за границы, в основном из Англии, Laurin & Klement использовали для своей продукции патриотическое имя "Slavia" (Славянский). Также эта марка частично использовалась и для мотоциклов.

1905

К сожалению, достоверной информации о том, когда имя Slavia было заменено на символ L&K, не существует. Однако, это определенно произошло до 1904 года, когда эта эмблема появилась на трехколесных экипажах, выпускавшихся на фабрике в Млада Болеславе. В любом случае, эта эмблема присутствовала на первой машине L&K, Voituretta в 1905 году.

1915

Где-то между 1915 and 1920 годами появляется дизайн эмблемы на основе стилизованной головы индейца с головным убором с круглой застежкой и пятью перьями. Слово "индеец" в двадцатые годы часто использовали как синоним нового символа. Принято считать, что эта идея принадлежит г-ну T. Maglie, коммерческому директору SKODA, вдохновленному внешним видом одного из слуг семьи SKODA, индейцем, которого глава компании, г-н Skoda, привез из деловой поездки в Америку.

1923

15 декабря 1923 года в Конторе Регистрации Изобретений и Моделей города Пльзень были зарегистрированы две версии защищенной торговой марки. На первой изображена крылатая стрела с пятью стилизованными перьями и именем SKODA внутри круга, на второй - крылатая стрела с тремя перьями. Острие стрелы на обоих вариантах смотрит вправо. Первая версия использовалась в 1924-25 гг., а затем трехперьевой дизайн стал основным и сохранился практически без изменений до наших дней.

1926

Эмблема L&K оставалась на решетке радиатора машин из Млада Болеслава вплоть до 1926 года, когда на новых продуктах компании, в соответствии с соглашением со Skoda Co., последовавшим за многолетним сотрудничеством, стали устанавливать только эмблему Skoda. Исторически эти данные связаны с ранней загадочной историей, рассказывающей о происхождении знаменитой крылатой стрелы, которая до сих пор является центральной частью эмблемы SKODA.

1937

Несмотря на то, что графический дизайн логотипа SKODA был сделан явно не новичком, его имя до сих пор неизвестно. Как бы то ни было, многие исторические документы указывают на то, что логотип появился в результате конкурса, организованного техническим директором Skoda в г. Праге, доктором Sykora, который также инициировал план регистрации эмблемы как торговой марки.

1991

16 апреля 1991 года права на зарегистрированную торговую марку были куплены SKODA . Начиная с 1993 года компания начала использовать новые корпоративные цвета - черный и зеленый, придав таким образом торговому знаку еще большую оригинальность. Черный цвет символизирует вековые традиции SKODA; зеленый подчеркивает внимание компании к проблемам защиты окружающей среды.

1994

Cпециальная версия известного логотипа появилась на автомобиле Skoda Felicia. Лавровый венок, окружающий крылатую стрелу, призван подчеркнуть традиции компании. Такой же лавровый венок был использован в торговой марке в начале века.

1995

По случаю 100-летней годовщины начала производства в городе Млада Болеслав Skoda automobilova a. s. выпустила специальный юбилейный логотип. К стандартной символике добавлены лавровые ветви, подчеркивающие исторические традиции и экономический успех. В середине логотипа - надпись 100 YEARS (100 ЛЕТ).

История компании Skoda

Производство Шкода начиналось вовсе не с автомобилей и долгое время к автомобилям имело весьма далекое отношение. Автомобилями занималась компания Laurin&Klement, которая в свою очередь долгое время не имела отношения к Шкоде.

История же фирмы Шкода началась в 1859 году: граф Валленштейн-Вартенберк основал литейную и машиностроительную фабрику в городе Пльзень. Фабрика выпускала оборудование для сахарных мельниц, пивоварен, шахт, паровых двигателей и котлов, элементы металлических мостов и железнодорожных сооружений. В 1869 владельцем фабрики стал инженер и предприниматель Эмиль Шкода (Emil Skoda), фамилия которого и стала торговой маркой.

Производство на Шкоде быстро росло и в 1880-х годах фабрика являлась передовым по тому времени литейным и металлообрабатывающим производством. Литьё, а позже и кованные изделия Шкода поставлялись для больших пассажирских лайнеров и военных кораблей, а также для сахарных мельниц.

В 1899 году, продолжавшая расти фабрика была преобразована в "Акционерную компанию Шкода". Продукция Шкода поставлялась на экспорт для строительства электростанций (например, на Ниагарском водопаде), шлюзов (на Суэцком канале) и в другие регионы мира.

Перед Первой Мировой войной Шкода стала крупнейшим производителем оружия в Австро-Венгрии и поставляла тяжелые пушки и боеприпасы для армии и флота (Австро-Венгрия имела выход на Адриатическое море).

Были у Шкоды договора на поставку вооружений в Южную Америку и в дальневосточные страны. Во время Первой Мировой войны в расширение военного производства были вложены громадные суммы. В это время фабрики Шкода уже лидировали по выпуску военного снаряжения. В 1917 г. в одном только Пльзене было 35000 сотрудников.

После образования в 1918 году Чехословацкой республики, в сложных экономических условиях послевоенной Европы, Шкода трансформировалась из исключительно военного производства в многопрофильное. В производственную программу, помимо традиционных направлений, вошли несколько новых, таких, как выпуск паровозов и (позднее) электровозов грузовых и легковых автомобилей самолетов, кораблей, станков, паровых турбин, оборудования для электростанций и т.д.

В 1923 была зарегистрирована всемирно известная эмблема компании - крылатая стрела в круге. Ухудшающаяся политическая обстановка в Европе привела к росту производства вооружения в середине тридцатых годов.

Вторая мировая война и вынужденная интеграция компании в немецкую программу производства вооружений привели к серьезным потерям для самой фабрики (70% зданий компании было разрушено во время бомбардировки союзниками в 1945) и к потере нескольких иностранных рынков.

В 1945 компания была национализирована. Skoda постепенно была разбита на различные подразделения (как то, автомобильная фабрика в Млада Болеславе, авиационная фабрика в Праге, заводы в Словакии, а также фабрики, выпускавшие оборудование для пищевой индустрии). Основным направлением деятельности компании стал выпуск оборудования для тяжелого машиностроения, крупные конструкции для индустриального сектора, общественный транспорт и электростанции. Большинство экспорта направлялось в восточный блок.

С изменением политического климата в 1989 году начался постепенный процесс приватизации SKODA,сопровождавшийся изменением программы выпуска продукции, поиском новых контактов и рынков сбыта, отличавшихся от привычных и часто приоритетных (и единственных), таких,как страны Comecon и Советский Союз, и резко сократившихся после 1989 года.

В 1992 компания была приватизирована по так называемому чешскому методу. Она начала расширять свою деятельность (купив автозаводы TATRA и LIAZ и построив фабрику по производству алюминиевых банок для напитков). Это расширение привело к финансовой нестабильности компании. Эта ситуация завершилась в 1999, когда было заключено соглашение с основными банками-кредиторами о замораживании деятельности компании, и началась полная реструктуризация группы SKODA. Результатом стала юридическая и финансовая стабильность компании. В настоящее время продолжается реструктуризация входящих в группу компаний по секторам экономики. В апреле 2000 у руля встала SKODA HOLDING a.s., контролирующая, в первую очередь, 90 дочерних компаний и большинство выпускаемой продукции.

В 1895 году, как раз под Рождество, было основано небольшое предприятие по производству и ремонту велосипедов Slavia. Его владельцы, 30-летний Вацлав Лаурин (Vбclav Laurin) и 27-летний Вацлав Клемент (Vбclav Klement), так бы и продолжали конструирование вышеупомянутых агрегатов, если бы не гениальная идея, подтолкнувшая их к созданию одноцилиндрового мотора, вмонтированного в раму велосипеда.

Родоначальники марки Laurin&Klement, в последствии сменившей название на Skoda -- Вацлав Клемент и Вацлав Лаурин.

Это был небольшой, но очень значительный шаг -- шаг прогресса. В конце 1898 года был выпущен мотоцикл под маркой Laurin&Klement -- первый мотоцикл, достаточно надёжный для ежедневной эксплуатации. В газете Allgemeine Automobil Zaitung отмечалось: «Можно по праву выделить фирму Laurin&Klement в Чешском королевстве как создателя моторной двухколёсной повозки, не умаляя заслуг французских конструкторов братьев Вернер. Те присоединили к простому велосипеду, не изменив даже его линии, двигатель, в то время как Laurin&Klement пошли диаметрально противоположным путём. Они вокруг двигателя и его органов построили велосипед. Идея была одна, но подходы различные. Разница заключается в том, что французы подчёркивали принцип велосипеда, чехи же -- принцип автомобиля. И чехи оказались правы».

Прошло всего три года, и принципиально новая модель трёхколёсного мотоцикла, способная разгоняться до 40 км/ч, сошла с конвейера.

Первый автомобиль от Лаурина и Клемента носил имя L&K Voiturette появился в 1905 году.

И это было только самое начало истории, так как в 1905 году Лаурин и Клемент совершили огромный рывок и представили свой первый автомобиль L&K Voiturette. Это были 2-х и 4-местные лёгкие машины с V-образными 2-цилиндровыми моторами с водяным охлаждением. В том же году автомобили были выставлены на классические гонки в Семмеринге (Австрия), где победили в классе дорожных автомобилей. В 1906 году на автомобили были установлены 4-цилиндровые двигатели, а ещё через год появляется автомобиль Laurin&Klement с 8-цилиндровым мотором.

Успех, как это ни парадоксально, принёс с собой беспокойство. Производство автомобилей требовало новых земель, зданий, оборудования -- другими словами, инвестиций.

С 1 января 1907 года партнёры начали процесс трансформирования фирмы Laurin&Klement в акционерную компанию.

19 июля 1907 года фирма была официально зарегистрирована как «Laurin&Klement», акционерная компания, автомобильный завод в Млада Болеславе».

Торговые представители L&K радостно «потирали руки» при виде успеха новой четырёхцилиндровой модели F, имеющей двигатель с рабочим объёмом 2438 куб. см. с боковыми клапанами в L-образной головке мощностью в 21 л.с. Кроме того, машина впервые была оснащена магнето-зажиганием высокого напряжения со свечами.

Их ожидания не были напрасны -- в период между маем 1907 года и октябрем 1909 года была продана 371 такая машина.

Автомобиль был предложен во множестве версий с пассажирским кузовом или кузовом специального назначения, как, например, лёгкий автобус, который в брошюрах компании того времени именовался, как «омнибас».

После соединения двух четырёхцилиндровых блоков типа F в едином картере появился необычный автомобиль Laurin&Klement FF -- первая восьмицилиндровая машина в Центральной Европе.

В 1907 году завод участвовал на выставках в Лейпциге, Париже, Берлине и Санкт-Петербурге и открыл постоянные представительства в Германии, Италии, Великобритании и России. Внутри страны, то есть, в пределах империи, процветали отделения в Праге и Вене, и было также открыто новое отделение в Будапеште.

Успехи, достигнутые в спортивных соревнованиях, оставались мощнейшим доказательством качества продукции предприятия (среди них -- победа в наиболее престижном спортивном событии в стране -- автогонке на вершину Семмеринг).

В 1908 году завод L&К выпустил последнюю двухцилиндровую модель. Все автомобили, которые выпускались после этого, имели четырёхцилиндровые двигатели.

В этом же году фирма L&К доказала, что она способна удовлетворять конкретные конструктивные заказы, одержав победу в тендере, объявленном администрацией Черногории на производство автомобилей, приспособленных для перевозки пассажиров и почты по крутым и узким дорогам с множеством ограниченных поворотов, которые связывали Котор с внутренней частью страны (завод L&К выиграл это соревнование, предложив модифицированные автомобили, построенные на укороченном шасси, в которых водительская кабина размещалась над двигателем.)

В 1909--1910 годах по заказу Венского магистрата было сделано 100 автомобилей-такси. Они работали много лет, и ещё в 1928 году некоторые из них встречались на улицах Вены.

В 1911 году в производство был запущен автомобиль модели S с двигателем мощностью 14 л.с. Он стал самой популярной моделью фирмы перед Первой Мировой войной. Laurin&Klement типа S пользовался спросом не только в стране, но и за рубежом, особенно в России, куда продавалось 35% выпускавшихся машин. Были созданы филиалы фирмы в Петербурге, Москве, Киеве и Ростове. Крупные партии автомобилей Laurin&Klement продавались в Японию, Китай, Австралию, Мексику, Германию и Англию.

Но кроме легковых и грузовых автомобилей компания в разное время производила авиационные двигатели (и самолёты, в том числе), гоночные авто, стационарные двигатели для выработки электричества, дорожные катки и многое другое, что поистине является необычным явлением для автомобильных компаний.

Шли годы, появлялись новые автомобили, всё лучше и лучше… И это было не столько влияние прогресса, сколько трудолюбие и целеустремлённость работников компании.

В годы Первой Мировой войны деятельность компании была направлена на производство военной техники…

27 июня 1925 года, на основании решения о слиянии компаний Laurin&Klement и акционерного общества Skoda, синдикат «Шкода» стал полноправным владельцем (100%) автомобильного завода в Млада Болеславе.

Сразу же возникла необходимость в новой торговой марке (товарном знаке), охраняемой авторским правом. Её происхождение окружено слухами и домыслами, что является достаточно примечательным с учётом того факта, что «Шкода» была одной из наиболее значительных и хорошо организованных компаний.

Некто предложил в качестве символа голову индейца. Сразу же возникает разумный вопрос: «Индеец в Чехии?!». Со слов современников оказывается, что Эмиля Шкоду (Emil Љkoda) в его путешествии по Америке сопровождал верный индеец, и что профиль этого индейца висел в кабинете Шкоды. На основе этого портрета было создано рельефное изображение, имевшее 25 сантиметров в диаметре, которое висело в кабинетах ряда руководителей компании.

А крылатая стрела привилась и стала символом эффективности и скорости благодаря, в основном, локомотивам «Шкоды», на которых публика впервые увидела новую торговую марку.

Область производства была поистине огромна: было развёрнуто производствоогромного трейлерного тягача, электрогазового автомобиля, машин «Тиллинг-Стивенс», бронированных автомобилей, стационарных двигателей и двигателей для аэропланов, а также самолётов «Девойтин» и даже дорожного трактора.

В конце 20-х годов основным пассажирским автомобилем, выпускавшимся заводом в Млада Болеславе, стала самая маленькая машина L&К -- «Шкода 110», которых в период между 1925 и 1929 годами было выпущено 2985 штук. Эта автомашина постепенно модернизировалась и улучшалась.

Модель 110 -- самый миниатюрный автомобиль Skoda конца 20-х.

Производство с помощью сборочной линии революционизировало промышленность в экономических условиях Чехословакии (ранее только обувной фабрикант Бата совершил переход на эту технологию).

Организация производства с помощью сборочной линии стала такой сенсацией, что она попала в сферу внимания всех газет и журналов. В 1930 году сборочная линия могла производить 25 машин в день, а после проведения небольших модификаций и введения трёхсменной работы её производительность удалось увеличить до 95 автомашин в день.

Новые модели 4R и 6R, которые были первыми, имевшими именно торговый знак «Шкоды», были призваны улучшить и так неплохую ситуацию. Наибольшим достоинством этих двух моделей была стандартизация и унификация деталей -- коробок передач, осей, рулевой части, а также многих других частей. «Шкода» 4R и 6R представляли собой дальнейший шаг в развитии.

Модели 6R и 4R -- первые автомобили компании, которые выпускались непосредственно под маркой Skoda.

В 1930 году «Шкода» занимала второе место в стране по общему количеству выпускаемых автомобилей и третье место по количеству легковых автомобилей, выпускавшихся в Чехословакии. Несмотря на то, что компания предпочитала количеству качество, было решено изменить это положение. Начиная с 1 января 1930 года завод в Млада Болеславе стал «Акционерной компанией автомобильной промышленности» (АSAP), штаб-квартира которой размещалась в Праге. Компания включала в себя завод по производству легковых автомобилей в Млада Болеславе, автомобильное отделение в Пльзене, ремонтное предприятие в Праге -- «Элка», а также все филиалы, ремонтные предприятия и коммерческие представительства. А все акции находились в руках Пльзеньской компании, которая вновь приняла название «завод Шкода». «Акционерную компанию автомобильной промышленности» возглавил инженер Ян Новак.

Skoda Popular стала победительницой ралли Монте-Карло, хотя от неё этого никто не ожидал.

Skoda Favorit, сменившая модель Popular, стала довольно массовой благодаря не самой высокой цене.

Уже через четыре года автомобильный рынок потрясла Skoda-Popular с новой системой трансмиссии, которая выиграла в 1936 году второй заезд на ралли в Монте-Карло, а на смену ей пришла Skoda Favorit, потом двухдверная Skoda 1101 (Skoda Spartak), которая в результате пятилетнего усовершенствования превратилась в хорошо всем известную Octavia.

Наступая ей на пятки, появилась Felicia. Начиная с 1964-го и вплоть до 1988 года, выпускались модели с мотором в задней части кузова. И лишь в моделях «Фаворит» и «Форман» мотор вернулся на своё традиционное место.

Skoda Favorit относилась к автомобилям гольф-класса, но по сравнению с одноклассниками стоила дешевле. Универсал носил название Forman.

В 1991 году случилось, пожалуй, самое важное событие в истории «Шкоды», так как она стала частью мощного германского концерна «Фольксваген Груп». Плодами этого события стало появление новой «Фелиции», а вслед за ней «Октавии» и «Фабии».

Новая Skoda Felicia создавалась уже под руководством концерна Volkswagen.

Последним достижением Skoda Auto стало возрождение Skoda Superb, который возглавил модельный ряд. Появление Superb знаменует возвращение Skoda в класс представительских автомобилей. Skoda назвала эту машину именем модели, выпускавшейся с 1934 по 1949 годы.

Первое поколение Skoda Suberb появился в 1934 году и являлся флагманом модельного ряда чешской компании.

Имя Superb имеет давние традиции и означает одно и тоже в английском, немецком и французском языках -- величественный, замечательный, эффектный, благородный. Новый Superb полностью оправдывает своё название.

Сегодня на предприятии Skoda Auto работает около 18 тысяч человек, а треть всех рабочих мест Чешской республики, так или иначе, существуют благодаря деятельности этого предприятия. 80% автомобилей Skoda идёт на экспорт в 64 страны мира, обеспечивая около 9,6% всех экспортных операций Чешской республики.

Возрождённая Skoda Superb посторена на удлинённой платформе Volkswagen Passat для китайского рынка.

Модельный ряд

Fabia

Компания Skoda предлагает покупателям удачную модель Fabia с тремя вариантами кузова: хэтчбэк, универсал и седан.

Fabia Hatchback - при длине почти 4 метра эта компактная модель внутри необычно просторна и комфортна для своего класса. Действительно, это самый просторный автомобиль в данном классе. Даже багажник весьма вместителен, а при сложенных задних сиденьях можно перевозить весьма крупногабаритные предметы.

Fabia Combi - привлекательный оригинальный дизайн этого просторного универсала доказывает, что автомобиль этого типа может представлять собой нечто большее, чем просто средство для перевозки больших грузов, - он может быть и необычайно симпатичным. Разумеется, универсал обладает увеличенным внутренним объемом, дает пассажирам ощущение безопасности и комфорта. Объем багажника, скрытого под сворачивающимся чехлом, составляет 426 л, а при складывании задних сидений его можно увеличить до 1225 л.

Fabia Sedan - кузов этой модели визуально делится на три части, как у классического лимузина. Для дизайна этого седана длиной 4,22 м характерны типичный молдинг по боку и слегка приподнятый задок. Кромка багажника подчеркнута стильным спойлером. Обладая объемом багажника в 438 л, этот седан может соперничать с некоторыми автомобилями среднего класса.

Fabia RS - это новая модель Skoda Auto спортивной направленности. Это привлекательный автомобиль подчеркнуто спортивного вида завершает модельный ряд Fabia, одновременно расширяя гамму спортивных автомобилей компании. Он оснащается дизельным двигателем с турбонаддувом рабочим объемом 1,9 л мощностью 96 кВт, специально разработанным именно для этой спортивной модели. Этот современный двигатель обладает превосходными динамическими характеристиками, добавляя автомобилю определенную уникальность и эксклюзивность. Спортивные версии автомобилей с турбонаддувными двигателями пока еще не очень распространены.

Fabia RS удивляет не только мощностью и динамикой, но и экономичностью. Ее максимальная скорость составляет 204 км/ч, разогнаться от 0 до 100 км/ч она способна за 9,6 с, а расход дизельного топлива в смешанном режиме движения составляет всего 5,6 л/100 км. Достичь таких показателей можно лишь благодаря использованию новейших технологий при проектировании автомобиля и двигателя.

Модель Fabia поставляется в трех базовых вариантах комплектации: Classic, Comfort и Elegance. Выбирайте ту, что лучше всего соответствует Вашим потребностям и планам. Несмотря на различие в оборудовании, все три комплектации равноценны в одном: они изготовлены из самых высококачественных материалов и комплектующих, имеют гармонично подобранную цветовую гамму, и, что немаловажно, каждый элемент машины, вплоть до мелочей, проработан тщательнейшим образом.

Classic - все модификации версии Classic оснащаются подушкой безопасности водителя, ремнями безопасности с преднатяжителями, очистителем заднего стекла с регулятором частоты хода и омывателем, электрогидравлическим усилителем руля (кроме модификации с двигателем 1,2HTP/ 40 кВт), прозрачной оптикой фар, задними фонарями с «бриллиантовым» эффектом и устройством открытия багажника с места водителя.

Comfort - помимо вышеперечисленного оборудования, в комплектации Comfort имеется подушка безопасности пассажира, раздельно складывающееся заднее сиденье, регулировка водительского сиденья по высоте, регулировка рулевой колонки по горизонтали и вертикали, центральный замок, а также охранная система (при ее включении невозможно открыть дверь, даже разбив стекло), компьютер на панели приборов, электропривод передних стеклоподъемников и тонированные стекла.

Elegance -- в стандартное оборудование данной комплектации входит кондиционер с автоматическим управлением (с охлаждаемым отделением для напитков в передней панели), противотуманные фары, наружные зеркала заднего вида с электрической регулировкой и обогревом, 14- или 15-дюймовые легкосплавные диски, хромированные элементы интерьера.

Fabia RS -- привлекательный интерьер эффектно подчеркивает спортивный стиль. Сиденья, обитые тканью Cross-Tuck, обеспечивают достаточный комфорт и необходимую поддержку при скоростном вождении. Сиденья обиты светло-серой тканью, а средние части - черной, с эмблемой RS.

Для более требовательных покупателей мы подготовили большой выбор дополнительного оборудования, в том числе:

- навигационную систему;

- автомагнитолу с CD-проигрывателем и/или CD-чейнджером и возможностью установки до 8 усилителей;

- подушку безопасности пассажира с возможностью отключения для установки на переднем сиденье детского сиденья;

- звуковую сигнализацию расстояния до препятствия при парковке;

- боковые подушки безопасности;

- люк в крыше с электрическим приводом с функциями наклона и автоматического закрытия;

- круиз-контроль;

- набор сеток для крепления груза в багажнике

Roomster

Новый взгляд на дизайн

После успеха концепта Roomster было принято решение разработать модель для массового производства, которая подняла бы бренд на новый уровень качества. Дизайнеры Skoda выполнили это задание в оригинальной форме.

Roomster - это автомобиль с новым дизайном.

Он изменит Ваше представление о мире и принесет Вам и Вашей семье настоящее наслаждение от путешествия. Этот автомобиль - динамичный, эмоциональный и спортивный одновременно.

Необыкновенный дизайн

Появление Roomster в мире традиционного автодизайна стало уникальным событием. Все необычно: от спортивной яркой внешности до панорамного остекления крыши, практичной просторной задней части и шир оких боковых окон, которые позволяют пассажиру видеть все вокруг.

Незабываемый опыт

Стильные серебряные молдинги и логотип Skoda - это новые элементы, которые доминируют в передней части автомобиля и позволяют сразу узнать новую модель. Передние фары придают Roomster дружелюбный и элегантный вид.

Двигатели для Roomster 

Шесть двигателей для Roomster.

Выберите один из трех бензиновых или дизельных двигателей, который соответствует Вашим предпочтениям. Двигатель базовой комплектации - 1.2 НТР, экономичный двигатель мощностью в 47 кВт, альтернативой являются двигатели 1.4 16V/63 кВт и 1.6 16V/77 кВт.

Любители дизельных двигателей могут выбрать один из современных двигателей 1.4 TDI PD мощностью в 51 или 59 кВт и 1.9 TDI PD/77 квт. Все они предлагаются с пятиступенчатой, полностью синхронизированной коробкой передач. Для двух более мощных турбодизельных двигателей можно заказать фильтр DPF.

Фантастическое шасси

Ни один конкурент не может предложить колесную базу в 2,617 мм даже среди автомобилей классом выше. Расстояние между колесами (1436 мм впереди и 1500 мм сзади) также благоприятно влияет на управление автомобилем и на стабильность при движении на высокой скорости с большой нагрузкой.

Передняя подвеска типа McPherson имеет нижние треугольные рычаги и стабилизатор поперечной устойчивости. Задняя подвеска полузависимая. ABS устанавливается в стандартной комплектации, в то время как EBV, MSR, ASR и система стабилизации ESP являются опциями.

Усилитель рулевого управления является базовым оборудованием во всех версиях автомобиля. Внешний диаметр окружности поворота составляет всего лишь 10,5 м.

Безопасность

Шторки безопасности защищают головы водителя и пассажиров на передних и задних сидениях от бокового и комбинированного ударов (они остаются надутыми не менее 5 секунд) и обеспечивают защиту не только от первого удара, но и в последующие секунды. Это отвечает установленным правилам, а также нормам тестов Euro-NCAP. Другие элементы активной и пассивной безопасности, такие как, к примеру, крепление детского сидения ISOFIX и система ABS, обязательно устанавливаются уже в базовой версии.

Octavia

Octavia - автомобиль на все случаи жизни

Новые очертания кузова, заново спроектированный интерьер, оригинальная панель приборов, большее пространство на задних сиденьях, увеличенный багажник, прекрасные технические характеристики и широкий выбор современных экономичных бензиновых и дизельных двигателей, - все это Octavia, Octavia Combi и Combi 4x4. Познакомьтесь с ее дизайном, оборудованием и техническими характеристиками.

Новая Octavia стала длиннее, просторнее внутри для задних пассажиров, получила более вместительный багажник, базовый объем которого в 560 л (у Combi - 580 л) можно увеличить, сложив задние сиденья, до невероятной величины в 1335 л (1620 л у Combi)! Её превосходные технические характеристики стали ещё лучше благодаря новой ходовой части с современным передним и многофункциональным задним мостами.

Выбор современных силовых агрегатов удовлетворит поклонников как бензиновых, так и дизельных двигателей, как экономичного, так и спортивного стиля езды. Особо стоит выделить - бензиновый двигатель 1,6 FSI мощностью 85 кВт и дизель 2,0 TDI PD мощностью 103 кВт и революционной коробкой передач DSG. Можно выбрать и экономичный бензиновый двигатель 1,4 MPI мощностью 55 кВт или турбодизель 1,9 TDI PD мощностью 77 кВт. Даже на стандартную версию Classic устанавливаются четыре подушки безопасности (спереди и сзади), АБС, центральный замок, водительское сиденье с регулировкой по высоте и кронштейны ISOFIX для установки детских кресел на задних сиденьях. На версии Ambiente, помимо стандартного оборудования Classic, имеются зеркала заднего вида с электрической регулировкой и обогревом, компьютер на приборной панели и тонированные стекла. Самая богатая комплектация, Elegance, включает, например, автоматическую систему кондиционирования воздуха Climatic, электрические стеклоподъемники всех дверей, противотуманные фары, 15-дюймовые легкосплавные колесные диски Orion, встроенную в зеркала подсветку зон возле дверей и многие другие элементы.

Вождение Октавия можно сделать еще приятнее с помощью разнообразного дополнительного оборудования, поставляемого на заказ. Вот лишь некоторые примеры: можно заказать многофункциональное рулевое колесо, круиз-контроль, навигационную систему, высококачественную аудиосистему Melody, Stream или Audience, превосходную акустическую систему с цифровым эквалайзером, водительское сиденье с электрической регулировкой и памятью. Для повышения безопасности предлагаются подушки для защиты головы, активные подголовники передних сидений, электронная система поддержания курсовой устойчивости ESP.

Classic

Начиная с базовой модификации, Octavia может быть оснащена множеством дополнительных аксессуаров, в том числе и такими, которые обычно встречаются на автомобилях более высокого класса, выпускаемых другими фирмами. Например, на модификации Classic имеются две подушки безопасности (водительское и пассажирское), АБС, центральный замок, трехточечные ремни безопасности на задних сиденьях, регулировка водительского сиденья по высоте, вертикальная и горизонтальная регулировки водительского сиденья, указатели поворотов в наружных зеркалах заднего вида, высокоэффективные стеклоочистители Aero с прерывистым режимом работы и регулятором частоты, подготовка под радиоприемник с четырьмя динамиками в передних дверях и два крепления ISOFIX для установки детских сидений сзади

Ambiente

На модификации Ambiente все дополнительное оборудование модификации Classic является стандартным. Кроме того, на ней имеются зеркала заднего вида с электрической регулировкой и обогревом, бортовой компьютер, тонированные стекла, наружные зеркала заднего вида и дверные ручки с окраской в цвет кузова, защитные пластиковые полосы по бокам автомобиля, подсветка передней и задней частей салона (с двумя лампочками для чтения впереди) и система безопасности с блокировкой дверей и сигнальной лампой на приборной панели. Для модификации Ambiente также предлагается большой выбор дополнительного оборудования и аксессуаров.

Elegance

Elegance - богато оснащённая комплектация Octavia. Это прекрасно укомплектованный автомобиль с большим количеством опций, таких как автоматическая система кондиционирования Climatic, электрический привод передних и задних стеклоподъемников с защитой от защемления и блокировкой от детей, большой вещевой ящик Jumbo Box между передними сиденьями с регулируемым подлокотником, отделение для холодных напитков, дефлекторы подачи воздуха к задним сиденьям, противотуманные фары, 15-дюймовые легкосплавные колесные диски Orion, система блокировки дверей с дистанционным управлением и складным ключом, задний подлокотник, дающий возможность увеличить пространство багажника для перевозки длинномерных предметов, а также места установки радиоприемника и восьми динамиков, четырех в передних дверях и четырех - в задних.

Laurin&Klement

Это максимальная комплектация Skoda Octavia. Она включает в себя такой набор опций, что Вы будете чувствовать себя как в автомобиле классом выше. Данный автомобиль изначально оснащается раздельным климат-контролем, серым или чёрным кожаным салоном, подогревом сидений, круиз-контролем, ESP , 17'' легкосплавными дисками, задним парктроником и другими опциями.

Superb

Престижный седан Skoda Superb -- самый большой автомобиль из всех выпускаемых фирмой Skoda в настоящее время. Главными достоинствами этого «флагмана» являются: высшее качество сборки, отличные ходовые характеристики, высокий уровень безопасности, использование высококачественных материалов, оригинальные устройства, повышающие комфорт и оптимизирующие внутреннее пространство для нужд водителя и пассажиров.

Суперб завоевал признание со стороны как специалистов, так и публики: он стал «Автомобилем года» в 2002 г. в Югославии; победила в опросе «Городской автомобиль года», организованный Британским клубом автопутешественников; шотландские журналисты объявили ее «Лучшим роскошным седаном года»; была «Лучшим зарубежным автомобилем» в Германии в 2002 г.; получила 2-е место в опросе журнала «Bild am Sonntag»; «Золотым рулем»; а также номинировалась в финал конкурса Auto 1, организованного ассоциацией автомобильных журналов Auto Europe. В начале 2003 г. Superb стал самым популярным автомобилем согласно опросу, проведенному в Чешской Республике

Элегантный, популярный во все времена дизайн Шкода Суперб сочетает в себе богатые традиции компании вкупе с престижностью и техническими характеристиками. Внешне Skoda Superb явно принадлежит к семейству Octavia и Fabia . Для всех современных моделей Skoda характерен изысканный силуэт и особые черты.

Оборудование каждой индивидуальной комплектации Skoda Superb различается уровнем комфорта, общей концепцией и стилем. Поскольку отдельной маркировки каждой модификации не существует, их можно отличить по дизайну и размеру колесных дисков, количеству хромированных деталей кузова, узору обивки сидений и внутренних панелей дверей.

Обладая богатым набором стандартного оборудования, модификация Classic занимает равное положение со своими конкурентами из среднего класса. Для модификации Classic можно выбрать варианты внутренней отделки «Черный оникс» или «Черный Picabo».

Все автомобили Шкода Суперб имеют в стандартной комплектации 4-спицевое рулевое колесо с регулировкой по вертикали и горизонтали, пассажирское сиденье с регулируемой поддержкой поясницы, электрический привод передних и задних стеклоподъемников, боковые зеркала заднего вида с электрической регулировкой и обогревом, электроподогрев передних сидений, дистанционное управление блокировкой дверей, 2 фронтальных и 2 боковых подушки безопасности передних сидений, три подголовника и три трехточечных ремня безопасности на заднем сиденье с преднатяжителями для боковых мест, система кондиционирования воздуха с электронным управлением Climatronic, тонированные стекла, многофункциональный дисплей MaxiDOT (для автомобилей с двигателями V6); противотуманные фары, встроенные в основные фары, датчик уровня жидкости в бачке омывателя, звуковую и световую сигнализацию непристегнутого ремня безопасности водителя; звуковую сигнализацию о включенных световых приборах и открытых дверях, подготовку для установки радиоприемника с выдвижной внешней антенной и 8 усилителей; 16-дюймовые колесные диски с большими колпаками Stone, знак аварийной остановки под крышкой багажника, а также хромированные молдинги по верхней кромке боковых окон.

Служебное освещение обеспечивают две лампочки для чтения впереди и сзади, а также подсветка на уровне ног при открытии дверей. В оборудование модификации Classic входит освещение салона CatVision, а также подсвеченные хромированные дверные ручки. Для обеспечения безопасности парковки ночью особенно удобна функция Coming-Home (подъезд к дому), -- использование этой функции позволяет оставить ближний свет включенным на 30 секунд после закрытия автомобиля.

Модификация Comfort

Эта модификация отличается от Classic 16-дюймовыми легкосплавными колесными дисками Metane, а также обозначением модели на дверных порогах. Велюровая обивка цвета «оникс» или слоновой кости, а также металлический дизайн Nicro характерны для кожаного рулевого колеса, рычага переключения передач и рычаг стояночного тормоза.

По сравнению с модификацией Classic, версия Comfort имеет следующее дополнительное оборудование: подсветку на уровне ног сзади, карман для зонтов WetCase и отделение для очков. Чехол для перевозки лыж Skisack встроен в складной подлокотник заднего сиденья, электрохроматические зеркала с автоматическим антиослепляющим эффектом (в стандартной комплектации), а также датчик автоматического управления стеклоочистителями, устанавливаемый на кронштейне зеркала заднего вида.

Модификация Elegance

Внешне модификация Elegance отличается от Comfort 17-дюймовыми легкосплавными колесными дисками Cubic, хромированными молдингами нижних кромок боковых окон, хромированными полосами на защитных молдингах бамперов и дверей, тканевой обивкой салона и центральной консоли, отделкой центральной консоли, дверных панелей и рукоятки рычага переключения передач ценной древесиной вавона. Отдельные части сидений модели Elegance обиваются кожей Vachette.

На модификации Elegance устанавливаются биксеноновые фары. Как видно из названия, различие между обычными и биксеноновыми фарами состоит в использовании в последних ксеноновых ламп как для ближнего, так и для дальнего света. В фарах используются также классические галогеновые лампы, используемые с дальним светом для лучшего распределения света по дороге. Биксеноновые фары обязательно оснащаются выдвижными омывателями, встроенными в фары.

На модификации Elegance также устанавливаются: круиз-контроль, дисплей MaxiDOT на панели приборов, обогреваемые передние и задние сиденья (с раздельным управлением для каждого сиденья), а также электронная регулировка сиденья с возможностью запоминания настроек для трех водителей. Внешние зеркала заднего вида снабжены памятью положения каждого зеркала и устройством электрического складывания и выдвижения.

Laurin&Klement

Это самая полная комплектация автомобиля, оснащенная множеством полезных опций. В дополнению к опциям Elegance, автомобиль оснащается кожаным салоном, специальными легкосплавными колёсными дисками 17'' L&K, шторками безопасности, подготовкой для телефона и другими опциями.

Оборудование, устанавливаемое по заказу

Почти каждый будущий автовладелец хочет, чтобы автомобиль соответствовал его запросам и потребностям. Поэтому мы разработали множество устройств, устанавливаемых на заказ, например: подушки безопасности для защиты головы; люк в крыше с электрическим приводом и солнечными батареями; оконные стекла SunSet с высокой степенью тонирования; навигационная система DX, навигационная система SatCompass, ТВ-тюнер для навигации, датчики парковки; кронштейны для мобильных телефонов, охлаждаемый отсек, пепельницы (могут устанавливаться в кожаные дверные панели); многофункциональное рулевое колесо; механическая солнцезащитная шторка на заднее стекло; буксирное устройство со съемным шарниром.

В число дополнительных опций для всех модификаций Superb входят 16-дюймовые Orbit и 17-дюймовые Solid литые легкосплавные диски, придающие автомобилю еще более спортивный вид.

Кроме того, в автомобилях модификаций Comfort и Elegance имеется охлаждаемый ящик, устанавливаемый за консолью подлокотника между задними сиденьями. Емкость охлаждаемого ящика составляет 7,5 л, он способен охлаждать помещенные в него предметы примерно на 20° ниже температуры окружающего воздуха. Особенно удобно то, что этот ящик продолжает работать даже при выключенном зажигании. При необходимости охлаждаемый ящик легко снимается, освобождая дополнительное пространство в багажнике.

В качестве дополнительного оборудования клиентам предлагается большой выбор аудиосистем: стереофонический радиоприемник Skoda MS 303 с кассетным магнитофоном; радиоприемник Skoda Symphony с кассетным магнитофоном/ CD-проигрывателем, и радиоприемник Skoda.

На Superb 2007 модельного года также можно дополнительно установить DVD-плейер для задних пассажиров, TV-тюнер, передний парктроник и другие новые опции.

Yeti

Наверное, всякий хотел бы хотел увидеть Yeti (снежного человека). Снежный человек таит в себе загадку, которая зовет на приключения … точно также как и новый концепт Љkoda Yeti.

Yeti показывает видение компанией Љkoda автомобилей SUV. Этот автомобиль предлагает множество функциональных элементов, инновационных решений, характерных для бренда, ну и конечно оригинальный дизайн. Концепт был создан в соответствии с предназначением автомобилей категории SUV. Но это не агрессивный внедорожник, который позволяет передвигаться по пересеченной местности. Yeti - это идеальное средство для того, чтобы воплотить в жизнь все поставленные цели, это идеальный автомобиль для тех, кто является приверженцем активной жизни. Он поможет Вам совершить новые открытия…

Раскройте секрет Yeti, и вы раскроете секрет бренда Љkoda.

Путешествие в мир оригинальных решений

SUV Yeti может вызывать только положительные эмоции. Этот очень компактный по размерам автомобиль выглядит «дружелюбным», но в то же время вселяет в своего владельца уверенность. В основе дизайна заложено много разработок концепции Roomster. Основной акцент был сделан на элементах стиля, типичных для бренда.

Внешний вид

Устойчивый к царапинам кузов автомобиля разработан таким образом, чтобы не возникало необходимости мыть его каждый день. Yeti останется действительно красивым даже спустя многие годы эксплуатации. Особенно выразительна передняя часть автомобиля за счёт больших фар с высоко расположенными «противотуманками» и массивного бампера. При разработке стеклоочистителей дизайнеры были ограничены только собственной фантазией, в результате чего сегодня в неподвижном положении «дворники» сливаются с линиями стойки. Движутся они очень быстро, очищая лобовое стекло по всей ширине и высоте. Широкие края с подчёркнутыми углами и центральная стойка говорят об устойчивости и надёжности автомобиля. Светлый салон с люком и большой зоной остекления создаёт приятную атмосферу внутри…

Интерьер

Дизайн интерьера соответствует запросам покупателя SUV и во многом навеян миром спорта. Все элементы управления автомобиля сконструированы таким образом, чтобы ими было удобно пользоваться даже если у Вас на руках перчатки. В центральную консоль встроен контейнер для жидкости с двумя выдвигающимися трубочками для питья. Переносная GPS-навигация, расположенная в центральной консоли, позволяет пользоваться ей не только находясь в автомобиле, но и за его пределами. Оригинальная подвесная система позволяет с удобством разместить мелкую поклажу. Не менее практичной является и форма пола, сконструированная в виде пластиковой трубы. В её грузовой части расположены полосы, предотвращающие появление царапин.

Skoda Fabia Hatchback

Хэтчбэк малого класса

Skoda Fabia Sedan

Седан малого класса

Skoda Fabia Combi

Универсал малого класса

Skoda Fabia RS

Спортивный хэтчбэк

Skoda Roomster

Стильный микровэн

Skoda Octavia Tour

Хэтчбэк малого-среднего класса

Skoda Octavia Tour Combi

Универсал малого-среднего класса

Skoda Octavia

Хэтчбэк малого-среднего класса

Skoda Octavia Combi

Универсал малого-среднего класса

Skoda Octavia RS

Спортивный хэтчбэк

Skoda Superb

Доступный седан бизнес-класса

Цены

Модель / Стоимость

Skoda Fabia Hatchback 12190--18490

Skoda Fabia Sedan 13390--19090

Skoda Fabia Combi 13790--19490

Skoda Fabia RS 24920

Skoda Roomster 15490--24890

Skoda Octavia Tour 14990--21390

Skoda Octavia Tour Combi 15990--22490

Skoda Octavia 20290--32590

Skoda Octavia Combi 21390--34590

Skoda Octavia RS 33490--34590

Skoda Superb 26990--46690

1) Цены указаны в долларах США на новые растаможенные автомобили в автосалонах официальных дилеров Skoda.

2) В таблице указаны цены на базовые комплектации (без учёта возможного дополнительного оборудования).

3) Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от цен в автосалонах.

Шкода

Skoda Yeti Cabrio представлена на московской выставке

Впервые в России мы рады представить Вам новый концепт марки Skoda - Skoda Yeti Cabrio. Недавно, после необычайно тёплого приёма на многих выставках (в том числе, и на московской МИМС-2005), стало известно, что его «старший брат» - Skoda Yeti с жёсткой крышей - в скором времени пойдёт в серию.

Сегодня изучается реакция публики на «пляжную» трёхдверную версию этого автомобиля. Передняя часть крыши - недемонтируемая, в то время как над задними сидениями можно поднять мягкую, убирающуюся часть крыши. Таким образом, при желании, вы можете превращать свой автомобиль в кабриолет.

Этот концепт сохранил все черты четырёхдверного Yeti: оригинальную панель приборов с возможностью рекомбинации (возможностью выставлять необходимые вам показания на центральном и боковых дисплеях), фиксатор велосипедов на откидывающейся полке багажника, удобные современные сидения, высокий клиренс, и, главное, - неагрессивный, но запоминающийся дизайн.

2006-й для Шкода - год рекордных продаж

По итогам 2006-го Skoda Auto побила свой прошлогодний рекорд: рост продаж в среднем составил 11, 7 %.

2006-й год оказался рекордным для брэнда Шкода. Еще в ноябре концерн планировал продать за год порядка 530 000 автомобилей, но декабрьские продажи заставили Skoda Auto пересмотреть планы. 2006-й стал для Шкода самым удачным годом за всю историю фирмы: продано 550 000 автомобилей. По сравнению с прошлым, 2005-м годом, рост продаж составил 11, 7 %.

Самым успешным для Шкода оказался рынок Германии: здесь было продано 104 000 автомобилей, а в целом рост составил 15, 3 %. Вообще в Западной Европе объем продаж за 2006 год превысил 300 000 (301 000 автомобилей). Это на 9, 1 % больше, чем в прошлом году.

В Восточной и Центральной Европе объем продаж Шкода был на треть меньше (212 000 автомобилей), однако этот рынок для брэнда, очевидно, самый многообещающий из-за высоких темпов роста: за год продажи здесь выросли на 14, 0 %.

11.01.2007

Шкода Румстер Скаут: скоро премьера. Skoda Auto представила вседорожную версию Шкоды Румстер. Она получила имя Румстер Скаут и дебют ее состоится в начале декабря 2007 года на Эссенском и Болонском автосалонах.

Вслед за международным дебютом Шкода Октавия Скаут на Парижском автосалоне в сентябре Skoda Auto объявляет о скором выходе модели Шкода Румстер Скаут - новой версии компактного MPV (многоцелевого автомобиля). Это второй член семьи Шкода Скаут, но с таким же мощным и динамичным дизайном, как у Шкода Октавия.

От других моделей в линейке Шкода Румстер Скаут отличается кое-какими уникальными дизайнерскими решениями и увеличением габаритных размеров. Новый Шкода Румстер Скаут на 14 миллиметров длиннее, на 11 миллиметров шире и на 43 миллиметра выше, чем его стандартные собратья. Это придает новой модели Шкода импозантности.

В стандартной комплектации Шкода Румстер Скаут поставляется с 16-дюймовыми колесными дисками, хотя можно выбрать 17-дюймовые. Внушительный экстерьер, серебряный задний бампер и практичные поперечные штанги придают Шкода Румстер Скаут мужественность. Тонированные стекла - от заднего до средней стойки - тоже добавляют  стиля дизайну новой модели.

Покупатели Шкода Румстер Скаут смогут выбирать из двух моторов - 4-цилиндрового и 16-клапанного бензинового, объемом 1, 6  л, развивающего мощность 105  л. с., и 4-цилиндрового 1.9 TDI PD, тоже развивающего 105  л. с. Оба двигателя Шкода Румстер Скаут оснащены 5-скоростными ручными коробками передач.

В декабре EuroNCAP провела очередную серию краш-тестов. Недавно официально опубликованы результаты для четырех автомобилей.  Среди них - Шкода Румстер, получившая высший балл по безопасности - 5 звезд - по параметру «безопасность взрослых пассажиров».

В краш-тестах, имитирующих боковое столкновение, Шкода Румстер набрал максимальный возможный балл - 100 %. Во фронтальном краш-тесте автомобиль получил 88 % - тоже «пятибалльный» результат.

Мировая премьера Шкода Румстер Скаут состоится на Эссенском и Болонском автосалонах в начале декабря. Выход этой модели Шкода на рынок концерн Skoda Auto запланировал на второй квартал 2007 года.

01.12.2006

Презентация Skoda Roomster

31 марта, на открытой площадке, на территории ТВК Автогарант, официальный дилер Skoda - компания «Авто Терра», презентует новый автомобиль чешского автопрома - Skoda Roomster.

Roomster - это автомобиль с новым дизайном.

Он изменит Ваше представление о мире и принесет Вам и Вашей семье настоящее наслаждение от путешествия. Этот автомобиль - динамичный, эмоциональный и спортивный одновременно.

Появление Roomster в мире традиционного автодизайна стало уникальным событием. Все необычно: от спортивной яркой внешности до панорамного остекления крыши, практичной просторной задней части и широких боковых окон, которые позволяют пассажиру видеть все вокруг.

Каждый желающий, посетив в этот день презантационную площадку, сможет лично ознакомиться с нескончаемым множеством новаторских идей, реализованных чешскими автоконструкторами в Skoda Roomster. Пройти тест-драйв на новинке сможет любой, при условии наличия водительского удостоверения. По окончании презентационного дня, среди участников тест-драйва, пройдёт розыгрыш, победители которого, получат в своё распоряжение новый Roomster с водителем на романтическую прогулку по Москве, а так же незабываемый ужин в одном из итальянских ресторанов!

23/03/2007

Литература

www.drive.ru

www.skoda-avto.ru

www.autopraga.ru

www.avto-terra.ru

www.skoda-world.ru

www.sovinter.ru

www.skoda-club.ru

skoda.dimko.ru






Информация 







© Центральная Научная Библиотека