Производственная деятельность сортировочной станции
Производственная деятельность сортировочной станции
ВВЕДЕНИЕ Станция -- это важнейшее производственно-хозяйственное подразделение, на котором осуществляется непосредственная связь железных дорог с клиентурой. От четкой и бесперебойной работы станций зависит обеспечение перевозок грузов и пассажиров, ускорение оборота вагонов, снижение себестоимости перевозок и безопасность движения поездов. Производственная деятельность станции осуществляется на основе бюджетной формы управления, которая должна предусматривать применение передового опыта и прогрессивной технологии, обеспечивать систематический рост производительности труда и снижение себестоимости. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕТип сортировочной станции - двусторонняя;Простой транзитного вагона с переработкой - 10,1 ч;Простой транзитного вагона б/п - 1,3 ч;Простой местного вагона - 27,1 ч;Средняя статическая нагрузка на вагон - 44 т/ваг.1. РАЗРАБОТКА БЮДЖЕТА ПРОИЗВОДСТВА. ОБЪЕМНЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИВ этом разделе рассматриваются объемные и качественные показатели работы сортировочной станции в среднем за сутки. Объемные показатели:по технической работе -- общий вагонооборот; отправление вагонов с подразделением via транзитные с переработкой, без переработки и местные; рабочий парк вагонов; число маневровых локомотивов;по грузовой работе -- отправление грузов в тоннах и вагонах; прибытие грузов (выгрузка) в тоннах и вагонах.Качественные показатели:* простой транзитных вагонов (с переработкой и без переработки); простой местных вагонов, простой под одной грузовой операцией; средняя статическая нагрузка на вагон своей по грузки; производительность маневрового локомотива; коэффициент эффективности использования вагонов рабочего парка.1.1. РАСЧЕТ ОБЪЕМНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙОбъемные и качественные показатели детализируются и рассматриваются по кварталам, а также в среднем за сутки.Объем грузовой работы: -- отправление (погрузка) грузов в год, тыс. т; =740000 т/год; -- отправление (погрузка) грузов в сутки, т; = 740000/365=2027 т; -- прибытие (выгрузка) грузов в год, тыс. т; =700000 т/год; -- прибытие (выгрузка) грузов в сутки, т.;=700000/365=1918 т.Количество погруженных и выгруженных тонн за год:= 740000 + 700000 = 14400000 т.Количество погруженных и выгруженных вагонов в сутки, ваг., рассчитывается по формулам:; где -- средняя статическая нагрузка на вагон, т.ваг; ваг.Расчет количества местных вагонов и коэффициента сдвоенных операцийПри условии полной взаимозаменяемости среднесуточное количество местных вагонов соответствует большему числу погруженных или выгруженных вагонов в среднем за сутки. В нашем случае за сутки погрузка составляет 46 ваг., а выгрузка -- 44 ваг., поэтому количество местных вагонов п может быть примем равным 46. Рассчитаем коэффициент сдвоенных операций с точностью до трех знаков после запятой:Среднесуточный вагонооборот станции:,где -- количество порожних вагонов, = 2 ваг. - количество транзитных вагонов с переработкой и без переработки..ВО = 46 + 44 + 2 + 2(1900000 + 810000)/365 = 14941 ваг.Количество отправленных вагонов за год и в среднем за сутки соответственно:;вагваг2 РАСЧЕТ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИПоказателями качества работы станции являются: простой транзитных вагонов (с переработкой и без переработки); простой местных вагонов, простой под одной грузовой операцией, средняя статическая нагрузка на вагон своей погрузки, производительность маневрового локомотива, коэффициент использования вагонов рабочего парка.На основании табл. 3 и заданных норм простоя вагонов определяется средний простой транзитного вагона.|
Показатель | Кол-во тр-х вагонов | Стр-ра тр-го ваг- потока ,% | | Транзитные вагоны с переработкой, | 1900000 | 70,11 | | Транзитные вагоны без переработки, | 810000 | 29,89 | | Всего | 2710000 | 100 | | | Таблица 3. Расчет структуры транзитного вагонаКоличество транзитных вагонов определяем по формуле:,где - структура транзитного вагонопотока. вагСредний простой транзитного вагона:,где - структура транзитного вагонопотока; - простой транзитного вагона с пепеработкой и без переработки.минСредневзвешенный простой вагонов на станции:где. -- структура вагонопотоков;-- простой вагона соответственно транзитного с переработкой и без переработки и местного вагона.минРасчет структуры вагонопотока станции производим по форме табл. 4Таблица 4 Расчет структуры вагонопотока|
Показатель | Количество отправленных вагонов | Структура вагонопотока , % | | Транзитные вагоны с переработкой, Транзитные вагоны без переработки, Местные вагоны без переработки, | 52052219 0,13 | 70,129,898 0,002 | | Всего | 7425 | 100 | | | Рабочий парк вагонов:где п -- колличество отправленных вагонов за сутки по категориям;t-- время простоя вагонов по категориям.вагКоэффициент эффективности использования вагонов рабочего парка: Среднесуточная производительность маневровых локомотивов:,где -- количество маневровых локомотивов. ваг/сутВсе результаты объемных и качественных показателей сводим в табл. 5.Таблица 5. Объемные и качественные показатели работы сортировочной станции|
| Единица | Значение | | Показатель | измерения | показателя | | | | | | | | год/cvtkи | В ГОД | в среднем | | | | | за сутки | | Объемные | | | | | Общий объем отправления грузов | тыс. т/т | 740 | 2027 | | Общий объем прибытия грузов | тыс. т/т | 700 | 1918 | | Общий объем отправленных грузо- | | | | | вых вагонов, в том числе: | гыс. ваг./ваг | 2710,046 | 7425 | | транзитных с переработкой | тыс. ваг./ваг | 1900 | 5205 | | транзитных без переработки | тыс. ваг./ваг | 810 0.046 | 2219 | | местных | тыс. ваг./ваг | | 0,13 | | Вагонооборот в сутки | ваг. | | 14941 | | Рабочий парк вагонов | ваг. | | 2311 | | Количество маневровых локомотивов | лок. | | 7 | | Качественные | | | | | Простой транзитного вагона с пере- | ч | | 10,1 | | работкой | | | | | Простой транзитного вагона без пе- | ч | | 1,3 | | реработки | | | | | Простой местного вагона | ч | | 27,1 | | Средняя статическая нагрузка | т/ваг. | | 44 | | Коэффициент эффективности | ваг./лок. су г | | 3,2 | | Производительность маневрового | | | 744 | | локомотива | | | | | | 2.1 ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ СТАНЦИИРассчитывая трудовые ресурсы сортировочной станции определяем следующие показатели: явочная и списочная численность работников, среднемесячная заработная плата, фонд заработной платы и производительность труда.Расчет численности работников станции производится с учетом расширения зон обслуживания, совмещения профессий и других мероприятий, повышающих производительность труда.Явочная численность эксплуатационного персонала по нормам обслуживания рабочих мест рассчитывается по формуле:,где N-- количество объектов обслуживания;п -- норма обслуживания; -- количество смен (4,37 при круглосуточной работе в 4 смены).Численность работников станции планируют по хозяйствам, производственным группам, профессиям и должностям работников в зависимости от объема работы и норм выработки, числа обслуживаемых объектов и установленных норм затрат труда на один объект.Численность руководящих работников, специалистов и служащих планируется по штатному расписанию в зависимости от класса станции.Численность работников производственного штата планируют по хозяйствам и статьям в соответствии с Номенклатурой расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта.В плане по труду предусматривается определение численности цехового персонала и аппарата управления станции. Потребность в цеховом персонале станции устанавливается на основе действующей номенклатуры должностей в зависимости от объема работы, норм обслуживания и количества смен.Численность работников аппарата управления станции определяют на основании типовых штатных расписаний г, зависимости от класса станции.Исходные данные приведены в табл. 6.* Среднегодовая численность челгде 6 -- продолжительность отопительного сезона, мес.** 1 на 500 м2 помещения. *** Требуемый контингентгде = 40 -- трудоемкость очистки вагона, чел.-мин.;- количество выгруженных вагонов в сутки; = 1,45 -- коэффициент, учитывающий нормы времени на подготовительно-заключительные операции; - доля вагонов, требующих очистки.Численность цехового персонала и аппарата управления определяется по нормативам., приведенным в табл. 7.Таблица 7. Штатные нормативы и должностные оклады цехового и административно-управленческого персонала|
Номер статьи номенклатуры расходов | Наименование должности | Контингент, чел. | Месячный оклад, руб. | | 1 | 2 | 3 | 4 | | 785 (485) | Цеховой персонал (без аппарата управления) | | | | | Инженер-электрик | 1 | 4255 | | | Инженер-технолог | 1 | 4370 | | | Техник-технолог | 1 | 3519 | | | Секретарь-машинистка | 1 | 1725 | | | Кладовщик | 1 | 1955 | | | Агент по розыску грузов | 2 | 3450 | | | Маневровый диспетчер | 1 в смену | 5980 | | | Станционный диспетчер | 1 в смену | 5980 | | 830 (530) | Аппарат управления станции | | | | | Начальник станции | 1 | 10350 | | | Зам. начальника станции по оперативной работе | 1 | 931 5 | | | Зам. начальника станции по технической работе | I | 9315 | | | Главный инженер | 1 | 9315 | | | Главный бухгалтер | 1 | 8165 | | | Бухгалтер | 1 | 4025 | | | Специалист по управлению персоналом | 1 | 4485 | | | Экономист I категории | | 4600 | | Инженер I категории | 1 | 4600 | | | Начальник станционного технологического центра и перевозочных документов | 1 | 6670 | | | Начальник грузового района железнодорожной станции | 1 | 6670 | | | Начальник товарной конторы (системы фирменного транспортного обслуживания) | 1 | 6670 | | | В целях избежания ошибок при определении фонда заработной платы не будем округлять явочную численность по каждой профессии и должности сменных работников. Округляем списочную численность по профессиям, а явочную -- по статьям расходов.Среднемесячная заработная плата включает в себя месячную тарифную ставку или оклад, сдельный приработок (при сдельной форме оплаты труда), доплаты за работу в ночное время и в праздничные дни, премии, доплаты за сложность и условия труда, выслугу лет, другие доплаты, предусмотренные контрактом, коллективным договором.В курсовой работе в расчете среднемесячной зарплаты работников станции включаются все перечисленные выплаты, кроме «других доплат», поскольку они не носят общего для всех сортировочных станций характера.Тарифную ставку принимают в зависимости от системы оплаты труда и разряда рабочего, а должностные оклады -- по штатному расписанию (см. табл. 7):где 167 -- количество часов в месяц.Кроме месячной тарифной ставки или оклада, для работников предусматриваются доплаты: за работу в ночное время -- 13% от месячной тарифной ставки, за работу в праздничные дни -- 2,4% от месячной тарифной ставки. Вознаграждение за выслугу лет можно принять в среднем 15% от тарифной ставки.Премии за выполнение плана отправления вагонов, погрузки и выгрузки, за высокие качественные показатели можно установить (по опыту сортировочных станций) в размере до 30% от месячной тарифной ставки или оклада с учетом доплаты за работу в ночное время и в праздничные дни.Аппарат управления станции премируется в соответствии с положением о премировании аппарата управления, действующем на данной дороге, отделении. Размер премии может быть принят на уровне 20% от оклада.Оплата труда производственного персонала за непроработан-ное время (оплата отпусков, выполнения государственных и общественных обязанностей) планируется по ст. 757(457) в размере 10% от фонда заработной платы производственных работников, а также 10% от фонда заработной платы станционного и маневрового диспетчеров, и вносится в графу 18.Фонд заработной платы за год (тыс. руб.) в графе 18 рассчитывается на явочный контингент. Рассчитав оплату производственного персонала за непроработанное время по ст. 757(457), перейдем к фонду оплаты труда на списочный контингент.Расчеты контингента, среднемесячной заработной платы, фонда зарплаты, и оплаты за непроработанное время (дополнительной заработной платы) производятся в форме табл. 8.Расчет производительности трудаПроизводительность труда на сортировочной станции:,где -- основная (приведенная) продукция сортировочной станции;Чсп -- среднесписочная численность работников станции. занятых эксплуатационной работой.Основная (приведенная) продукция сортировочной станции:,где kvk2-- коэффициенты приведения по трудоемкости обработки соответственно для вагонов транзитных без переработки и местных, ; ваг ваг/см3. БЮДЖЕТ ЗАТРАТ СТАНЦИИ. РАСЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВБюджет затрат станции определяет денежные средства, необходимые для выполнения заданного объема работы станции.Эксплуатационные расходы станции подразделяются на прямые расходы по видам работ и местам возникновения затрат, общие для всех мест возникновения затрат и видов работ; общехозяйственные.Эксплуатационные расходы станции планируются по статьям Номенклатуры расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта, а в составе статей -- по элементам затрат: фонд оплаты труда; отчисления на социальные нужды; материальные затраты, в т.ч.: материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты; амортизация; прочие расходы. Прочие материальные затраты в курсовой работе не планируются. Расходы считают в тыс. руб.Планирование прямых расходов по видам работ и местам возникновения затратЗатраты на заработную плату по хозяйству перевозок и хозяйству грузовой и коммерческой работы рассчитаны в разделе 2.3.1 РАСХОДЫ НА МАТЕРИАЛЫ1. Затраты на материалы при уборке и обслуживании служебных производственных помещений по ст. 2040 (080) планируют по площади помещений и нормам расхода на 100 м2. На содержание в чистоте площади !00 м2 в год примерные затраты составляют 470 руб.,где -- площадь помещений (табл. 1);Н -- норма расхода материалов на 100 м2.руб2. По хозяйству грузовой и коммерческой работы затраты на материалы по приему, отправлению и выдаче грузов, материалы при погрузке и пломбировании вагонов, на маркировку грузов по ст. 1001 (040) определяются из расчета 32 руб. на 1 вагон погрузки:где Н -- норма затрат материалов, руб.рубЗатраты на материалы по уборке и обслуживанию помещений грузового хозяйства по ст. 2010 (044):,где S2 -- площадь помещений грузового хозяйства (табл. 1); Н - 420 руб.рубЗатраты на приобретение и ремонт тормозных башмаков планируют, исходя из усредненных норм механизированных горок -- 1 башмак на 370 вагонов. С учетом этого, годовые расходы по ст. 2034 (070) определяются по формуле,где -- стоимость тормозного башмака, 150 руб.руб3.2 РАСХОДЫ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ1. По хозяйству перевозок расходы на освещение станции по ст. 2030 (071) определяются по формуле:,где-- суммарная мощность установленных светильников: ,где F-- площадь станции (табл. 1);в -- норма удельной мощности, Вт/м2 (в=1,2 Вт/м2);Т -- время горения световых точек за год, равное 3200 ч;ДГ -- коэффициент запаса (К = 1,3);Ц -- цена 1 кВт-ч электроэнергии (принять в расчете Ц = 1,20 руб. за 1 кВт-ч).рубрубРасходы на зарядку аккумуляторных ручных сигнальных фонарей по ст. 2030 (071), планируются в зависимости от количества зарядок каждого аккумуляторного фонаря в год, числа аккумуляторов и стоимости зарядки одного аккумуляторного фонаря. Фонарь заряжается 15 раз в месяц, или 180 раз в год. Цена одной зарядки -- 16 руб.15% работников хозяйства движения имеют фонари. Соответственно, эти расходы составляют:где -- численность работников станции, имеющих аккумуляторные фонари (37чел); -- стоимость одной зарядки (16 руб.).рубОбщая сумма расходов на электроэнергию по ст. 2030 (071) составит:рубЗатраты на электроэнергию для освещения помещений по ст. 2040 (080) определяют по формуле:,где F -- освещаемая площадь помещений;в -- норма удельной мощности освещения (5 Вт/м2); Т -- время горения световых лампочек за год (3200 ч); Ц -цена 1 кВт-ч (1,20руб.).руб2. По грузовому хозяйству затраты на электроэнергию для освещения служебных помещений по ст. 2010 (044) определяют по формуле:,где F -- освещаемая площадь помещений;в -- норма удельной мощности освещения (5 Вт/м2);Г -- время горения световых лампочек за год (3200 ч);Ц -- цена 1 кВт-ч, (1,20 руб.).руб3.3 РАСХОДЫ НА ТОПЛИВОЗатраты на топливо по ст. 2040 (080) для отопления помещений планируют по нормам расхода условного топлива для подогрева на С в сутки, продолжительность отопительного периода, а также разности температур и кубатуры зданий составляет:,где V-- объем зданий по наружному обмеру, м3;Тт -- продолжительность отопительного сезона в днях (принимается равной 200 дней);В -- норма расхода условного топлива для подогрева 1000 м3 зданий на ГС в сутки, кг, (В=1,5 кг); -- средняя температура внутри здания ( =20°С); -- температура наружного воздуха в среднем за отопительный сезон, = - ;Ц -- цена 1 т условного топлива (Ц = 5100 руб.).руб.3.4 ПРОЧИЕ ЗАТРАТЫПрочие расходы по ст. 2030 (071) (оплата счетов за печатание графиков, расписаний, технических инструкций и т.д.) составляют 0,5% от общей суммы расходов по данной статье:,где ФОТ071 -- фонд оплаты труда основной пост. 2030(071) (см. табл. 8), тыс. руб.;См071, СЭ071 -- соответственно затраты на материалы и электроэнергию по ст. 2030 (071), тыс. руб.руб.Прочие расходы по ст. 2040 (080) (оплата счетов за газ, дезинфекцию помещений, ремонт механизмов, оборудования и инвентаря) принимаем в размере 198 тыс. руб.Прочие расходы по ст. 1001 (040) (на приобретение бланков и книг для оформления перевозочных документов и коммерческой отчетности, тарифных руководств, алфавитных маршрутов и др.) принимаем в размере 32 тыс. руб.Прочив затраты по ст. 2010 (044) (оплата счетов за газ, дезинфекцию помещений, ремонт механизмов и инвентаря) принимаем в размере 310 тыс. руб.ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ РАСХОДОВ, ОБЩИХ ДЛЯ ВСЕХ МЕСТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАТРАТ И ВИДОВ РАБОТСт. 757 (457). Затраты по оплате труда производственного персонала за непроработанное время включаются в бюджет затрат в соответствии с табл. 8.Ст. 762 (462). Расходы станции на командировки работников, не относящихся к аппарату управления (элемент затрат «прочие расходы»), принимаются на уровне 0,15% от годового фонда оплаты труда производственного контингента (кроме ст. 785 (485) и ст. 830 (530)).Отчисления на социальные нужды составляют: социальное страхование 3,2%, пенсионный фонд -- 20%, медицинское страхование -- 2,8%, страхование от несчастных случаев -- 0,7%, всего 26,7% от годового фонда оплаты труда работников и отражаются на статьях расходов, по которым учитываются затраты на оплату труда.Ст. 761 (461). Расходы, связанные с производственной санитарией и охраной труда, включающие расходы по погашению износа, чистке, стирке, дезинфекции спецодежды, стоимость мыла, а также оплату мероприятий по улучшению условий труда, принимаются а размере 2% от фонда заработной платы основных производственных рабочих. Из них 70% расходов планируются по элементу затрат «материалы», 30% -- по элементу «прочие расходы».Ст. 768 (463). Расходы на обслуживание и текущий ремонт производственных зданий и сооружений и инвентаря производственного назначения принимаются в размере 0,2--0,3% от стоимости производственных фондов (табл. 1). Фонд заработной платы взять 60% от полученной суммы, остальное - по элементу «материалы».Ст. 771 (465). Расходы на амортизацию основных производственных фондов принимаются на уровне 4,5% от стоимости основных производственных фондов (см. табл. 1).ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСХОДОВСт. 785 (485). Расходы на содержание персонала, не относящегося к аппарату управления (элемент «-фонд заработной платы»), переносятся из табл. 8 (ст. 785 (485)).Ст. 797 (495). Расходы, связанные с рационализацией и изобретательством, определяются из расчета 400 руб. в год на одного работника: Ст. 798 (497). Расходы на подготовку кадров принять в размере 300 тыс. руб., из них 50% на фонд оплаты труда, остальные -- на отчисления на соц. нужды и прочие расходы.Ст. 809 (506). Прочие затраты принимаются в размере 56 тыс. руб.Ст. 830 (530). Фонд оплаты труда аппарата управления предприятия переносится из плана табл. 8, ст. 830 (530).Ст. 831 (531). Расходы на командировки аппарата управления составляют 2 -- 3% от его фонда оплаты труда по ст. 830 (530).Бюджет затрат строится на основе всех выполненных ранее расчетов по форме табл. 9.Себестоимость -- один из важнейших показателей экономической деятельности предприятия. Себестоимость характеризует использование затраченных материальных и трудовых средств, степень использования основных производственных фондов, повышение эффективности и качества работы предприятия. В самом общем виде себестоимость определяется как отношение эксплуатационных расходов к объему произведенной продукции.Продукцией станции являются: отправленные вагоны -- транзитные с переработкой, транзитные без переработки, местные; отправленный (погруженный) и прибывший (выгруженный) груз в тоннах.Калькуляция разработана на основе данных табл. 9 и представлена в табл 10. Основные расходы по видам «продукции» принимаются по данным табл. 9.Расходы, общие для всех мест возникновения затрат и видов работ, и общехозяйственные расходы распределяются по видам продукции пропорционально заработной плате, планируемой по прямым расходам по видам работ и местам возникновения затрат.* Расходы по ст. 2030 (071) принимаются на уровне 18 - 20%, остальные относятся на транзитные вагоны с переработкой и местные вагоны.Примечaние . Итоги по графам 5. 6, 7, 8, 9 должны совпадать с соответствующими итогами табл. 9.
| |