Расчет элементов циркуляции и инерционных характеристик судна
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление судном»Тема: «Расчет элементов циркуляции и инерционных характеристик судна»1. Общие положения курсовой работыВ соответствии с Резолюцией ИМО А.160 (ES.IV) и параграфа 10 Правила II/I Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 г. на каждом судне должна быть представлена информация о маневренных характеристиках.Выполнение курсовой работы по дисциплине «Управление судном» предусматривает более глубокое изучение вопросов, связанных с определением маневренных элементов судна.Задание по КР включает в себя расчеты элементов циркуляции и инерционны свойств судна, а также составление типовой таблицы маневренных элементов по полученным результатам.Курсовая работа выполняется курсантами 5 курса судоводительского факультета в 10 семестре после изучения Раздела 3 (темя 13-17) типовой программы дисциплины «Управление судном».Курсовая работа включает следующие темы:Определение элементов циркуляции судна расчетным способом.Расчет инерционных характеристик судна, включающих в себя пассивное торможение, активное торможение и разгон судна при различных режимах движения.Расчет увеличения осадки судна при плавании на мелководье и в каналах.Составление таблицы маневренных элементов судна на основании результатов расчета (расчетно-графическая часть работы).Курсовая работа оформляется в соответствие с существующими требованиями.Размерность физических величин в используемых формулах должна соответствовать приведенной в разделе «Условные обозначения», если в тексте МУ не оговорено иное.После проверки курсовой работы преподавателем учащийся в назначенный срок защищает ее на кафедре.2. Условные обозначения? - объемное водоизмещение, м3
D - весовое водоизмещение судна, т
L - длина судна между перпендикулярами, м
В - ширина судна, м
d - осадка, м
V0 - скорость полного хода, м/с
Vн - начальная скорость для конкретного маневра, м/с
Св - к-т общей полноты
См - к-т полноты мидельшпангоута
Сд - к-т полноты ДП
Су - к-т подъемной силы пера руля
? - пропульсивный коэффициент
?11 - коэффициент присоединенной массы
? - угол поворота судна, град
? - угол дрейфа судна на циркуляции, град
?р - угол перекладки руля, град
? - угол крена, град
? - угол дифферента, град
lр - длина пера руля, м
hр - высота пера руля, м
?р - относительное удлинение пера руля
Ар - площадь пера руля, м2
Ад - площадь погруженной части ДП судна, м2
Ам - площадь погруженной части мидельшпангоута, м2
Dв - диаметр гребного винта, м
Hв - шаг винта, м
n0 - частота вращения винта, 1/с
Ni - индикаторная мощность главного двигателя, л.с.
Nе - эффективная мощность, л.с.
Мш - момент на швартовых
Рзх - упор винта на швартовых на заднем ходу, тс
Т1 - время первого периода, с
Т2 - время второго периода, с
Тр - время реакции судна на перекладку руля, с
Тц - период циркуляции, с
Д0 - диаметр установившейся циркуляции, м
Дт - тактический диаметр циркуляции, м
Дк - диаметр циркуляции кормовой оконечности судна, м
l1 - выдвиг, м
l2 - прямое смещение, м
?S - ширина полосы движения на циркуляции, м
S0 - инерционная постоянная, м
Sт - тормозной путь при активном торможении, м
tт - время активного торможения, с
Sп - тормозной путь при пассивном торможении, м
tп - время пассивного торможения, с
Sр - путь разгона судна, м
tр - время разгона судна, мин
g - ускорение свободного падения, м/с2
3. Задание по разделу «Определение элементов циркуляции судна»
Все элементы циркуляции определяются для двух водоизмещений судна (в грузу и в балласте) с полного переднего хода с положением руля «на борт» (35°) и «полборта» (15°).
Результаты расчета сводятся в таблицу и по ним строится кривая циркуляции для двух водоизмещений и двух перекладок руля.
|
| В грузу | В балласте | |
| 15 | 35 | 15 | 35 | |
Д0, м | | | | | |
Дт, м | | | | | |
l1, м | | | | | |
l2, м | | | | | |
?, ° | | | | | |
Дк, м | | | | | |
Тц, мин | | | | | |
?S, м | | | | | |
|
3.1 Методика расчета элементов циркуляции
Диаметр установившейся циркуляции с некоторыми допущениями рассчитывается по эмпирической формуле Шенхера [3].
,
где К1 - эмпирический коэффициент, зависящий от отношения ;
.
Таблица значений коэффициента К1
|
| 0,05 | 0,06 | 0,07 | 0,08 | 0,09 | 0,10 | 0,11 | 0,12 | 0,13 | 0,14 | 0,15 | |
К1 | 1,41 | 1,10 | 0,85 | 0,67 | 0,55 | 0,46 | 0,40 | 0,37 | 0,36 | 0,35 | 0,34 | |
|
Площадь пера руля определяется по формуле:
,
где А - эмпирический коэффициент, определяемый по формуле:
.
Коэффициент подъемной силы пера руля Су может быть найден по формуле:
,
где ;
(в расчете принимать ).
Тактический диаметр циркуляции можно определить по формулам:
- в грузу: ;
- в балласте: ,
где Дт - тактический диаметр циркуляции при перекладке руля «на борт».
Зависимость тактического диаметра циркуляции от угла перекладки руля выражается формулой:
.
Выдвиг и прямое смещение рассчитываются по формулам:
,
,
где К2 - эмпирический коэффициент, определяемый по формуле:
,
где - относительная площадь пера руля, выраженная в процентах от площади погруженной части ДП:
.
Угол дифферента определяется по формуле:
.
Диаметр циркуляции кормовой оконечности судна можно определить по формуле:
,
где .
Поступательная скорость на установившейся циркуляции определяется по приближенным формулам:
при перекладке руля «на борт» ;
при перекладке руля «пол борта»
Период установившейся циркуляции определяется по формуле:
.
Ширина полосы движения судна на циркуляции определяется по формуле:
.
3.2 Методика построения циркуляции судна
Кривую эволюционного периода циркуляции можно построить из дуг окружностей переменных радиусов. После поворота судна на угол 180° радиус циркуляции считается постоянной величиной.
Величина радиуса циркуляции постоянно уменьшается от наибольшего значения в начале поворота до значения поворота радиуса установившейся циркуляции.
Относительные значения радиусов неустановившейся циркуляции в зависимости от угла поворота судна и угла перекладки руля показаны в таблице:
Таблица значений Rн/Rц
|
Угол перекладки руля, град. | Угол поворота судна, град. | |
| 5 | 10 | 30 | 60 | 90 | 120-160 | |
35 | 2,20 | 1,80 | 1,30 | 1,15 | 1,10 | 1,06 | |
15 | 4,40 | 3,20 | 1,90 | 1,60 | 1,40 | 1,30 | |
|
где Rн - радиус неустановившейся циркуляции;
R0 - радиус установившейся циркуляции.
Порядок построения циркуляции:
1. Проводим линию первоначального курса и откладываем на ней в выбранном масштабе отрезок пути судна, пройденного за маневренный период:
.
2. Рассчитываем средний радиус поворота судна на угол 10° по данным таблицы. Для этого, например, выбираем из таблицы от ношение радиусов Rн/Rц при углах поворота на 5° и 10° при р = 35. Эти значения будут равны 4,4 и 3,2.
Отсюда: .
Затем рассчитываем средние радиусы поворота судна в интервалах от 10° до 30° и т.д.
3. Кривую циркуляции судна строим (аппроксимируем) из ряда дуг окружностей различных радиусов до угла поворота на 180°.
4. Построив кривую циркуляции в эволюционном периоде завершаем построение, описав окружность радиусом установившейся циркуляции до угла поворота на 360° (рис. 1)
Рис. 1. Схема построения циркуляции судна
4. Задание по разделу «Определение инерционных характеристик судна»
Инерционные характеристики должны быть рассчитаны при маневрах ППХ-ПЗХ, СПХ-ПЗХ, МПХ-ПЗХ, ППХ-СТОП, СПХ-СТОП, МПХ-СТОП, разгон из положения СТОП-ППХ.
Перечисленные характеристики представляются в виде графиков для водоизмещений судна в грузу и в балласте. Результаты расчета сводятся в таблицу:
|
| груз | балласт | |
| ППХ | СПХ | МПХ | ППХ | СПХ | МПХ | |
Ам, м2 | | ххх | ххх | | ххх | ххх | |
R0, т | | ххх | ххх | | ххх | ххх | |
S1, м | | | | | | | |
V2, м/с | | | | | | | |
М1, т | | ххх | ххх | | ххх | ххх | |
S2, м | | | | | | | |
Мш | | ххх | ххх | ххх | ххх | ххх | |
Рзх, т | | ххх | ххх | ххх | ххх | ххх | |
S3, м | | | | | | | |
Т3, с | | | | | | | |
Sт, с | | | | | | | |
tт, с | | | | | | | |
Тср, с | | | | | | | |
Sсв, м | | | | | | | |
С | | ххх | ххх | | ххх | ххх | |
Тр, мин. | | ххх | ххх | | ххх | ххх | |
Sр, кб. | | ххх | ххх | | ххх | ххх | |
|
4.1 Методика определения инерционных характеристик судна
4.1.1 Активное торможение
Активное торможение рассчитывается в три периода.
Расчет ведется до полной остановки судна (Vк = 0).
Принимаем , .
Определяем сопротивление воды движению судна на полном ходу по формуле Рабиновича:
,
где .
Инерционная постоянная:
,
где m1 - масса судна с учетом присоединенной массы:
Упор винта на заднем ходу:
,
где ;
Nе = ? • Ni;
? может быть определена по формуле Эмерсона:
.
Путь, пройденный в первом периоде:
S1 = Vн • Т1
Скорость судна в конце второго периода:
.
Путь, пройденный судном во втором периоде:
.
Путь, проходимый судном в третьем периоде:
.
Время третьего периода:
Общий путь и время торможения:
Sт = S1 + S2 + S3
tт = t1 + t2 + t3
4.1.2 Пассивное торможение
Расчет ведется до скорости Vк = 0,2 • V0.
Определяем время пассивного торможения:
,
.
4.2 Разгон судна
Расчет судна ведется до скорости Vк = 0,9 • V0
Определяем путь и время разгона по эмпирической формуле:
Sр = 1,66 • С
,
где С - коэффициент инерционности, определяемый по выражению:
,
где Vк, узлы;
Nе, л.с.
5. Расчет дополнительных данных для таблицы маневренных элементов
5.1 Увеличение осадки судна на мелководье
Величина увеличения осадки судна на мелководье может быть рассчитана по формулам института гидрологии и гидромеханики Украины (формула Г.И. Сухомела), модифицированным А.П. Ковалевым [13]:
при
при
где - отношение глубины моря к средней осадке;
k - коэффициент, зависящий от отношения длины к ширине судна.
Таблица для определений k:
|
L/B | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
k | 1,35 | 1,03 | 0,80 | 0,62 | 0,55 | 0,48 | |
|
Результаты расчета представляются в виде графика зависимости dк = f(V) при соотношении h/d = 1,4; 2,0; 3,0.
Дополнительное приращение осадки при плавании в канале:
,
где k' - коэффициент, зависящий от отношения площадей сечения канала и погруженной части мидельшпангоута.
Таблица для определения k'
|
Ак/Ам | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 10 | 12 | |
k' | 0,98 | 0,61 | 0,44 | 0,35 | 0,24 | 0,18 | 0,15 | |
|
Результаты расчета представляются в виде графика зависимости dк = f(V) при соотношении h/d = 1,4 и Ак/Ам = 4; 6; 8.
5.2 Увеличение осадки судна от крена
Увеличение осадки при различных углах крена рассчитывается по формуле:
Результаты расчета представлены в табличной форме для углов крена до 10?.
5.3 Определение запаса глубины на ветровое волнение
Волновой запас глубины определяется в соответствии с приложением 3 РШС_89 для высот волн до 4 метров и представляется в табличной форме.
5.4 Маневр «Человек за бортом»
Одним из видов маневра судна «Человек за бортом» является разворот с выходом на контркурс. Выполнение этого маневра зависит от выбора угла отклонения судна от первоначального курса (?). Величина угла ? определяется по формуле:
где Тп - время перекладки руля с борта на борт (Тп = 30 сек);
Vср - средняя скорость на циркуляции, определяемая из выражения:
Построение схемы маневра выполняется по данным циркуляции, рассчитанным в разделе 3.
Литература
1. Войткунский Я.И. и др. Справочник по теории корабля. - Л.: Судостроение, 1983.
2. Демин С.И. Приближенное аналитическое определение элементов циркуляции судна. - ЦБНТИ ММФ, экспресс-информация, серия «Судовождение и связь», вып. 7 (162), 1983, с. 14-18.
3. Знамеровский В.П. Теоретические основы управления судном. - Л.: Издательство ЛВИМУ, 1974.
4. Карапузов А.И. Результаты натурных испытаний и расчет маневренных элементов судна типа «Прометей». Сб. Безопасность мореплавания и ведения промысла, вып. 79. - Л.: Транспорт, 1987.
5. Мастушкин Ю.М. Управляемость промысловых судов. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.
6. Рекомендаций по организации штурманской службы на судах Минморфлота СССР (РШС_89). - М.: Мортехинформреклама, 1990.
7. Справочник капитана (под общей редакцией Хабура Б.П.). - М.: Транспорт, 1973.
8. Судовые устройства (под общей редакцией Александрова М.Н.): Учебник. - Л.: Судостроение, 1988.
9. Цурбан А.И. Определение маневренных элементов судна. - М.: Транспорт, 1977.
10. Управление судном и его техническая эксплуатация (под общей редакцией Щетининой А.И.). - М.: Транспорт, 1982.
11. Управление судами и составами (Соларев Н.Ф. и др.). - М.: Транспорт, 1983.
12. Управление крупнотоннажными судами (Удалов В.И., Массанюк И.Ф., Матевосян В.Г., Ольшамовский С.Б.). - М.: Транспорт, 1986.
13. Ковалев А.П. К вопросу о «проседании» судна на мелководье и в канале. Экспресс-информация, серия «Безопасность мореплавания», вып 5,1934. - М.: Мортехинформреклама.
14. Гире И.В. и др. Испытания мореходных качеств судов. - Л.: Судостроение, 1977.
15. Ольшамовский С.Б., Миронов А.В., Маричев И.В. Совершенствование маневрирования крупнотоннажными судами. Экспресс-информация, серия «Судовождение связь и безопасность мореплавания», вып. 11 (240). - М.: Мортехинформреклама, 1990.
16. Экспериментальное и теоретическое определение маневренных элементов судов НМП для составления формуляров маневренных характеристик. Отчет о НИР УДК. 629.12.072/076. - Новороссийск, 1989.