Расчет грузоподъемных машин
Расчет грузоподъемных машин
ВВЕДЕНИЕ
Грузоподъемные машины являются составной частью каждого производства и играют важную роль в механизации погрузочных работ.
Курсовое проектирование грузоподъемных машин - первая самостоятельная разработка машины в целом с взаимосвязанными механизмами, способствующая дальнейшему развитию у студентов конструкторских навыков. При работе над проектом возникает много вопросов по выбору схемы и параметров механизмов, их компоновки, последовательности расчета и т.д. В методических указаниях приведены необходимые рекомендации и нормативные данные, некоторые справочные материалы и последовательность расчета.
Расчетную часть проекта выполняют в виде пояснительной записки, которая должна содержать: задание на проект; введение; схемы механизмов тележки с описанием их назначения, устройства и особенностей; расчет механизмов, узлов и деталей с приведением расчетных схем и обоснованием принятых параметров и допускаемых напряжений (расчеты сопровождают ссылками на литературу); список использованной литературы; оглавление, содержащее наименование всех основных разделов записки (помещают в конце ее).
Пояснительную записку выполняют на листах писчей бумаги формата А4 (297 . 210) в соответствии с ЕСКД. Текст пишут чернилами, схемы и эскизы выполняют в карандаше под линейку с проставлением всех размеров и обозначений. При использовании стандартных и нормализованных узлов в записке приводят их характеристику.
В аналитических расчетах сначала записывают формулу в буквенных выражениях, а затем подставляют числовые значения и записывают результаты. Промежуточные вычисления не приводят. Все символы, входящие в формулы, должны иметь объяснения в тексте. Ссылки на литературные источники, стандарты и нормали заключают в квадратные скобки, эти ссылки должны соответствовать прилагаемому в конце записки списку литературы.
МЕХАНИЗМ ПОДЪЕМА
Последовательность расчета
1. Принять схему механизма, вычертить его с заданным типом крюковой подвески (приложения, рис П.1), привести его описание.
2. Выбрать канат, блоки, барабан, крюк, упорный подшипник (устанавливается под гайку крюка).
3. Составить эскиз крюковой подвески и рассчитать ее элементы - траверсу, ось блоков, подшипники блоков и серьгу (рис. П.2).
4. Выполнить кинематический и силовой расчет привода механизма: выбрать двигатель, редуктор, тормоз, муфты, проверить двигатель на нагрев по среднеквадратичному моменту с учетом графика загрузки механизма (рис. П.5) и двигателя (рис. П.6).
5. Определить размеры барабана и проверить на прочность его элементы.
Методика расчетаЗадано: грузоподъемность (т), высота подъема (м), скорость подъема (м . с-1), количество ветвей полиспаста , режим работы, тип крюковой подвески.1. Схема механизма В схеме на рис. 1 показать свой вариант полиспаста. Схема механизма подъема и варианты полиспастов приведены на рис. П.1. (рис.1)Электродвигатель 4 переменного тока соединяется через вал - вставку 3 с помощью зубчатых муфт с двухступенчатым редуктором 1. Редукторная полумуфта 2 вала вставки используется как тормозной шкив нормально замкнутого колодочного тормоза. Выходной вал редуктора соединятся с барабаном 5 также зубчатой муфтой, у которой одна из полумуфт выполняется как одно целое с валом редуктора, а вторая - крепится непосредственно к барабану. На барабан навивается канат со сдвоенного полиспаста.
2. Канат, блок, крюк, гайка крюка и упорный подшипник
Кратность полиспаста
где - количество канатов полиспаста, наматываемых на барабан; для сдвоенного полиспаста .
КПД полиспаста Эта формула справедлива при . При других значениях количество слагаемых в числителе равно кратности полиспаста.
,
где - КПД блока; принимаем = [1, табл.2.1.].
Максимальное натяжение каната
Расчетная разрывная сила
,
где - коэффициент запаса прочности; по правилам Указать, при каком режиме работы. Выбрать канат по условию желательно при маркировочных группах 1568 и 1764 МПа. Госгортехнадзора [1, табл. 2.3] при режиме работы. Выбираем канат [1, табл. ] типа конструкции ГОСТ : диаметр каната = мм, разрывная сила = при маркировочной группе .
Условное обозначение: канат [1, с. 56].
Диаметр блока (барабана)
,
где - коэффициент долговечности каната; принимаем [1,табл.2.7] при режиме работы.
Выбираем [ , табл. П.1] диаметр блока по дну ручья , при длине ступицы мм.
Выбираем Выбрать из ряда 260, 335, 400 и 510 мм, по условию диаметр барабана (по дну канавок) мм [ ].
Для номинальной грузоподъемности т и режиме работы выбираем [ , табл.П.2] однорогий крюк по ГОСТ с размерами: , , , , мм, резьба .
Высота гайки крюка из
условия прочности на смятие резьбы
=
где и - параметры резьбы; - допускаемое Для стали по стали МПа напряжение; для резьбы , , мм [2, табл.14], = МПа [];
конструктивных Для метрической резьбы из конструктивных соображений соображений =
принимаем = мм [3]
Наружный диаметр гайки
принимаем мм [3]
Расчетная нагрузка на упорный подшипник
,
где - коэффициент безопасности, принимаем Для механизма подъема , передвижения
Выбираем Выбрать по условиям (крюка), [2, табл. 15] шарикоподшипник упорный одинарный ГОСТ 6874-75: , , мм, кН.
3. Крюковая подвеска На рис. 2 показать свой вариант подвески (рис.П.2), расчетные схемы элементов и эпюры механизмов
Нормальная подвеска состоит из блоков 2, оси блоков 1, траверсы 4 и серег 3 (рис. 2).
3.1 Конструктивные размеры Рассчитать для заданной подвески. Размеры принять по ГОСТ 6636-69 [3]:
Ширина траверсы
где - наружный диаметр упорного подшипника
принимаем мм [3]
диаметр Здесь - диаметр шейки крюка отверстия
принимаем мм
длина Длина зависит от типа крюковой подвески (рис.2): с одной стороны , с другой для третьего и четвертого типа подвесок здесь надо разместить блоки; принимать зазор между блоками , между блоками и серьгой мм. траверсы
принимаем = мм
пролет траверсы
,
где - толщина серьги; принимаем = мм [табл. П.3]
принимаем = мм
длина консоли
принимаем = мм.
Расстояния
принимаем , мм
3.2 Траверса
Для изготовления выбираем сталь по ГОСТ : , , МПа (табл.4)
Допускаемое напряжение изгиба при пульсирующем цикле изменения напряжений
,
где К - коэффициент концентрации напряжений; - запас прочности; принимаем Указать для какого крана принимаем «» К= [2, табл. 15], (табл. П.5)
Реакции опор
Изгибающие моменты в сечении
АА
ББ
Высота траверсы из расчета на изгиб
принимаем мм [3]
Диаметр цапфы из расчета на
изгиб
смятие ,
где - допускаемое напряжение; принимаем При отсутствии заедания = 60…65 МПа = МПа.
принимаем Принять большее значение [3]. Для подвески II типа - кратное «5». = мм.
3.3 Ось блоков
Для изготовления применяем Можно применять тот же материал, что для траверсы. Если принята другая сталь, привести расчет сталь по ГОСТ := , , МПа (табл.П.4).
Реакции опор Н.
Изгибающие моменты Рассчитать для заданного типа подвески. Привести расчетную схему.
Диаметр Расчет выполнить для наибольшего момента; результат округлить до кратного пяти. оси
принимаем = мм
Подшипники блоков
Радиальная нагрузка на подшипник
,
где - число блоков подвески; = .
Эквивалентная нагрузка
где - нагрузки, соответствующие времени их действия за весь срок службы подшипника ; принимаем , , , (рис. П.2).
Приведенная нагрузка
,
где - коэффициент радиальной нагрузки, - кинематический коэффициент вращения, - температурный коэффициент; принимаем при действии только радиальной нагрузки , при вращении наружного кольца подшипника , при температуре
Частота Согласовать размерность скорости и диаметров вращения блоков
, мин-1
Требуемая Если мин-1, расчет выполнить при 10 мин-1. динамическая грузоподъемность шарикового однорядного подшипника
,
где - срок Указать при каком режиме работы и сроке службы в часах службы подшипника; [1, с.19].
Выбираем Выбрать при условиях . Или d=dц для подвески II типа. шарикоподшипник радиальный однорядный : , , мм, С = кН [2].
3.4 Серьга
Для изготовления серьги выбираем См. расчет траверсы сталь по ГОСТ : , , МПа (табл. П.4.).
Допускаемое напряжение на растяжение
Допускаемое напряжение на смятие МПа
ширина серьги ;
принимаем мм [3]
высота проушины ;
принимаем мм [3]
Напряжение растяжения
,
что меньше (больше) МПа.
Напряжение в проушине Здесь - больше из и
,
где - давление в зоне контакта Указать, что находится в контакте с серьгой (оси, цапфы) и серьги; принимаем МПа.
4. Привод механизма
4.1 Двигатель
Расчетная мощность
,
где - КПД механизма; принимаем Указать при каких подшипниках. [1, табл.1.18].
Выбираем Выбрать двигатель MTF [1, табл.ІІІ, 3.5] или МТН [2, табл.2]. По условию (ближайшее меньшее). Для легкого режима принять ПВ = 15, среднего 25, тяжелого 40% электродвигатель ; номинальная мощность при ПВ = % кВт, частота вращения мин-1, момент инерции ротора = кгм2, максимальный (пусковой) момент , размер , диаметр вала мм [].
Условное обозначение: двигатель [1, с. 38].
4.2 Редуктор
Частота вращения барабана Диаметр барабана - см. п.2.5. Согласовать размерности скорости и диаметров.
, мин-1
Передаточное отношение
Минимально возможное суммарное межосевое расстояние редуктора
,
где - габаритный размер барабана с учетом узла крепления каната на барабане; принимаем при = = мм [1, табл.ІІІ. 2.1].
Выбираем Выбрать редуктор Ц2 [1, табл.ІІІ. 4.2], [2, табл.4] или типа РМ. По условиям , , - ближайшее большее к редуктор : межосевое расстояние мм, передаточное число , мощность на быстроходном валу при режиме работы и частоте вращения мин-1 кВт, диаметр быстроходного вала мм [ ], размеры выходного вала с зубчатым венцом , , , модуль мм, число зубьев = [2, табл.6].
Условное обозначение: редуктор [1, с.41].
Предельно допустимый момент редуктора
где к - коэффициент режима работы; принимаем при режиме работы к = [1, с.41].
Средний пусковой момент двигателя
,
где - номинальный момент двигателя; , Н . м
Таким образом, принятый редуктор Если условие не выполняется, принять более мощный редуктор. Здесь указать «удовлетворяет» или «не удовлетворяет». условиям перегрузки в период пуска
Фактическая скорость подъема груза
,
Отклонение Допускается . от заданной скорости
4.3 Тормоз
Статический момент при торможении
Тормозной момент
,
где - коэффициент запаса торможения; принимаем = при режиме работы [1, табл.2.9].
Выбираем Выбрать тормоз ТКГ [1, табл. ІІІ.5.13] или ТКТ [1, табл. ІІІ.5.11]. По условию . тормоз с тормозным моментом Нм [ ].
4.4 Муфты вала - вставки
Расчетный момент
,
где - коэффициенты, учитывающие соответственно степень ответственности механизма и режима работы, - номинальный момент на валу двигателя; принимаем [1, табл.1.35] для механизма подъема , при режиме работы .
Выбираем Выбрать по условию, диаметр согласовать с диаметром муфты с тормозным шкивом, с валом редуктора. муфту зубчатую с тормозным шкивом (табл.П.6.): момент [Т] = Нм, диаметр тормозного шкива , диаметр отверстия шкива , диаметр отверстия полумуфты мм, момент инерции .
Условное обозначение: муфта зубчатая с тормозным шкивом [1, с.41…43].
Выбираем Выбрать по условию , диаметр согласовать с диаметром вала двигателя. муфту зубчатую типа МЗП (табл.П.7) по ГОСТ : момент , диаметр отверстия , мм, момент инерции .
Условное обозначение: муфта зубчатая МЗП [1, с.41…43].
4.5 Проверка электродвигателя на нагрев
4.5.1 Кран работает с грузовым электромагнитом. В этом случае подъемная сила электромагнита
Выбираем Выбирать по условию . грузовой электромагнит типа [табл. П.8]: подъемная сила кН, масса = т.
Полезная номинальная грузоподъемность
В соответствии с графиком загрузки механизма подъема (рис. П.5)
,
где - относительная Значения относительной массы приведены на оси ординат (рис. П. 5). масса груза; для режимаработы , , .
КПД На рис. 1.2 выбрать кривую, соответствующую . механизма [1, рис. 1.2]
при
при
Угловая скорость вала двигателя
Статический момент Рассчитать аналогично для масс и , ТП, ТОП, J. на валу двигателя при подъеме груза
,
При опускании груза
,
Момент инерции движущихся масс, приведенный к валу двигателя,
,
где - коэффициент, учитывающий моменты инерции масс механизма, вращающихся медленнее, чем вал двигателя; принимаем Принимать .
Время пуска Рассчитать аналогично при и , tП, tОП. при
подъеме груза
опускании груза
Результаты расчета сведены в таблицу
|
Показатель | Обозначение | Единица | Результаты при массе, кг | |
| | | | | | |
КПД | | - | | | | |
Момент при подъеме | | | | | | |
Момент инерции | | | | | | |
Время пуска при подъеме | | С | | | | |
Момент при опускании | | | | | | |
Время пуска при опускании | | С | | | | |
|
Среднеквадратичный момент,где - суммарное время пуска в течении одного цикла, - время установившегося движения, - коэффициент, учитывающий ухудшение условий охлаждения двигателя при пуске, - общее время установившегося движения; принимаем для закрытого двигателя [1, с.36], (здесь Н - высота подъема груза), с учетом графика загрузки электродвигателя (рис. П.6) , , Эквивалентная мощность Если , двигатель удовлетворяет условию нагрева, кВт, кВтУскорение Сравнить с рекомендуемым [1, табл.1.25]. Для магнитных кранов . Здесь t - меньшее из времени пуска (tП). при пуске, м . с-2, Время Значение и - см. п.4.3. торможения при опускании номинального груза, сПуть торможения [1, табл. 1.22]Замедление при торможении, 4.5.2 Кран работает без магнита. В этом случае и , , , .Далее расчет выполнить по приведенной выше методике (П.4.5.1.).5. Узел барабана (Рис. 3)Размеры:диаметр Значение , см. п.2
.3 Определяется по осям крайних блоков крюковой подвески по дну канавок мм.шаг нарезки мм [1, табл. 2.8.].длина участка барабана для узла крепления конца каната 3 длина нарезки на половине барабана.Принимаем мм.длина участка между нарезками =Расчетная длина барабана . Принимаем Выбрать длину L из ряда 1200, 1300, 1420, 1800 и 2300 мм по условию LL' мм.Свободные участки по краям барабана5.1 Сварной барабанИзготовляем из стали ГОСТ : , МПа (табл. П.4.)Толщина Здесь F - см. п.2. стенки из расчета на сжатие ,где - допускаемое напряжение; [1, с.62].Толщина стенки из конструктивных соображенийпринимаем Принять большее из двух значений мм [3].5.1.1 Эскизная См. рис. П.3. Выполнить в масштабе на миллиметровке. компановка (рис. 3)По диаметру расточки мм (табл.П.9) выходного вала редуктора выбираем Выбрать шарикоподшипник [2, табл. 9] или роликоподшипник [2, табл. 10]. радиальный сферический двухрядный подшипник [2, табл.] : , , , мм, , кН. Совмещаем на общей оси середину подшипника, зубчатого венца вала редуктора 2 и венца 1 барабана [2, табл.13]. Торец барабана оказывается на расстоянии мм [1, табл. ІІІ.2.1] от этой оси.Основные размеры Размеры l3, l9, b2 - см. выбор редуктора, толщина буртика a1=5…15 мм.Принимаем ммИз компоновки 5.1.2 Прочность барабанаРассматриваем барабан как балочку на шарнирно-подвижных опорах А и В, к которой приложены силы 1 См. п. 2 .Реакции опор (по уравнениям статики)Проверка Изгибающие моменты Крутящие моменты .Эквивалентный моментЭквивалентное напряжение Определяется по наибольшему в стенке,где - эквивалентный момент сопротивления поперечного сечения барабана изгибуЗдесь 5.1.3 Прочность полуосиВыполняем для правой (по рис.3) полуоси, имеющей большие осевые размеры. Выбираем материал сталь ГОСТ с пределом текучести МПа (табл. П.4.)Изгибающий момент в сечении ААНапряжение изгиба5.1.4 Прочность сварного швагде - катет шва; принимаем .5.1.5 Долговечность опорПроверяем для опоры В, т.к. этот подшипник вращается Эквивалентная и приведенная нагрузка определяются по методике п. 3.4. Здесь , для роликоподшипника..Частота вращения Согласовать размерности скорости и диаметров. барабана, мин-1Требуемая динамическая грузоподъемность кНгде - см. п. 3.4.5.1.6 Крепление конца канатаВыполняем прижимной планкой с полукруглой канавкой [2, табл. 8] для каната диаметром мм. Планка крепится винтом М из стали ( МПа.)Натяжение каната в месте крепления Здесь - см. п.2. ,где - коэффициент трения между канатом и барабаном, - угол обхвата барабана неприкосновенными витками; принимаем , [1, с.63].Сила затяжки винта, где - число болтов в креплении, - коэффициент трения между канатом и планкой, - угол обхвата барабана витком крепления каната; принимаем Число планок не менее двух . , , [1, с.63].Сила, изгибающая винт,Суммарное напряжение в каждом винте Принять - см. рис. 2.5. [1]. Если , увеличить число планок .,где - коэффициент надежности крепления, - расстояние от головки винта до барабана, - внутренний диаметр резьбы винта; принимаем , мм, .5.2 Литой барабанИзготавливаем из серого чугуна ГОСТ (табл. П.4) с пределом прочности сжатия МПа.Толщина стенки из расчета на сжатие,где - допускаемое напряжение; для чугуна .Толщина В этом случае толщина д.б. не менее 12 мм стенки из условия технологии изготовления литых барабановПринимаем Принять большее из двух значений мм [3].5.2.1 Эскизная компановка Компоновку выполнить в масштабе. Эскиз барабана - см. рис. П.4 (рис. ).По диаметру расточки мм (табл.П.9) выходного вала редуктора Указать тип редуктора (см. п.4.2) выбираем Выбрать шарико- или роликоподшипник [2, табл. 9 или 10]. : , , , мм, , кН. Совмещаем на общей оси середину подшипника, зубчатого венца 1 вала редуктора и венца 2 барабана [2, табл.13].Основные размеры Размеры и - см. выбор редуктора, зазор мм, С - см. [2, табл. 12].принимаем мм.Из компоновки , = , , , мм.5.2.2 Прочность барабанаРассматриваем барабан как балочку на шарнирно-подвижных опорах А и В, расположенных по середине ступиц барабана.Реакции опор Проверка Изгибающие моментыКрутящие моментыЭквивалентные моментыЭквивалентное напряжение Определяется по большему . в стенке ,где - эквивалентный момент сопротивления поперечного сечения барабана изгибу ,где 5.2.3 Прочность осиДля изготовления принимаем сталь ГОСТ с пределом текучести МПа [ ].Реакции опорПроверка Изгибающие моментыРасчетное напряжение Здесь М - большее значение из и .т ,где - диаметр оси.МЕХАНИЗМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ТЕЛЕЖКИ
Последовательность расчета
1. Выбор схемы механизма, ее описание.
2. Выбор массы тележки, ходовых колес и определение сопротивления передвижению.
3. Выбор электродвигателя, редуктора, муфт, тормоза.
4. Проверка двигателя на пусковой режим и устойчивость процесса пуска.
5. Проверка двигателя на нагрев.
6. Расчет ходовых колес.
Если по условиям пуска получаются неприемлемые время пуска и ускорение, принять более мощный двигатель, проверить пригодность ранее принятых редуктора (по и ) и тормоза (по ).
Методика расчета
Задано: грузоподъемность (т), скорость передвижения (), режим работы.
1. Схема Здесь рассматривается механизм с редуктором ВК (см. рис. П.7, а). Можно применить механизм с редуктором ВКН (навесного типа) - см. рис. П.7, б. механизма (рис.4).
Электродвигатель через муфту соединен с вертикальным редуктором ВК. Выходной вал редуктора муфтами и промежуточными валами соединен с ходовыми колесами.
2. Сопротивление передвижению
Масса тележки [1. с. 13].
Наибольшая нагрузка на одно колесо
где - количество колес тележки; принимаем = 4.
Выбираем Выбрать при скорости . [1, табл.III.2.3] при заданной скорости передвижения и режиме работы колесо : диаметр мм, допускаемая нагрузка кН, тип рельса . В опорах колеса установлены подшипники Указать вид подшипника. (табл.П.10) с внутренним диаметром мм; диаметр реборд мм (табл.П.10).
Сопротивление передвижению с номинальным грузом
, кН,
где - коэффициент трения в опорах колеса, - коэффициент трения качения колеса по рельсу, - коэффициент, учитывающий трение реборд о рельс, - уклон пути; принимаем [1, с.33], мм при мм и рельсе Указать, с плоской или выпуклой головкой с головкой [1, табл.1.28], при подшипниках качения [1, с.33], [1, табл. 2.10].
3. Выбор элементов привода
3.1 Электродвигатель
Статическая мощность привода
, кВт ,
где - КПД механизма передвижения; принимаем [1, табл. 1.18]. Выбираем Выбрать по условию [1, табл.ІІІ.3.5] двигатель : номинальная мощность при ПВ = % кВт, частота вращения мин-1, максимальный (пусковой) момент , момент инерции редуктора , мощность при ПВ = 25% кВт, диаметр вала , высота центров мм [1, табл. ІІІ.3.6].
Условное обозначение: [1, с.38].
3.2. Редуктор
Частота вращения ходовых колес
, мин-1
Передаточное отношение привода
Минимально возможное суммарное межосевое расстояние редуктора
Выбираем Выбрать в зависимости от применяемой схемы механизме редуктора ВК [ 5, прил.LXIV] или ВКН (табл.П.11 или [5, прил.LXII] по условиям , - ближайшее к передаточному отношению , диаметр выходного вала [2, табл.27 или 28], [5, прил. LXI или LXIII]. [ ] редуктор : передающая мощность кВт при режиме работы, частота вращения мин-1. передаточное число , диаметр входного вала мм [ ], диаметр выходного вала мм [ ].
Фактическая скорость передвижения
,
3.3 Муфта на быстроходном валу
Номинальный момент на валу
Расчетный момент
,
где - коэффициент, учитывающий степень ответственности механизма, - коэффициент, учитывающий режим работы; принимаем [1, табл.1.35] , .
Выбираем Выбрать по условию , диаметры согласовать с диаметрами двигателя и редуктора [1, табл. III.5.6]. (табл. П.6, П.7). муфту [ ]: номинальный момент , момент инерции , диаметр отверстий и мм.
3.4 Муфта на тихоходном валу
Расчетный момент
,
где - момент на валу редуктора.
,
где - КПД редуктора; принимаем . [1, табл. 1.18]
Выбираем муфту [ ] ; , , , мм.
3.5 Тормоз
Максимально допустимое замедление при движении тележки без груза
где - число приводимых колес, - коэффициент сцепления ходовых колес с рельсами; принимаем , [1, с.33].
Время торможения
Сопротивление Это случай крана с грузовым электромагнитном; для крана без магнита . передвижению тележки без груза при торможении
Тормозной момент при движении без груза
Выбираем Можно выбрать тормоз ТКТ [1, табл. ІІІ.5.11] или ТКГ [1, табл. ІІІ.5.13] по условию . тормоз с тормозным моментом , который следует отрегулировать до .
Рекомендуемая длина пути торможения [1, табл. 1.23],
где .
Фактическая длина пути торможения
4. Проверка пускового режима двигателя
Максимально допустимое ускорение при пуске
где - минимально допустимое значение коэффициента запаса сцепления; принимаем [1, табл. 1.27].
Наименьшее допускаемое время пуска
Средний пусковой момент двигателя
где - минимальная кратность пускового момента; принимаем = [1, с.35].
Сопротивление передвижению при работе без груза
Статический момент при работе без груза
Момент инерции вращающихся масс привода
Фактическое время Сравнить с рекомендуемым [1, табл. 1.19]. Если результат существенно отличается, принять более мощный двигатель и повторить расчет по п.4. Затем проверить пригодность ранее принятого редуктора и тормоза. пуска при работе без груза
Фактическое ускорение Сравнить с . при пуске и работе без груза
Фактический запас Сравнить с ранее принятым . сцепления приводных колес с рельсами при работе без груза
5. Проверка По методике номинального режима работы [5. с.112]. Можно выполнить по методике, рассмотренной в разделе «Механизм подъема». двигателя на нагрев
Статический момент на валу двигателя при номинальной нагрузке
Коэффициент перегрузки двигателя
Перегрузочная способность двигателя
Момент инерции движущихся масс, приведенный к валу двигателя
Время пуска
где - относительное время пуска Выбрать по [1, рис. 1.4 или 1.5].; принимаем при и [ ], .
Среднее время рабочей операции
,
где - средний путь Принимаем м. передвижения тележки.
Расчетный коэффициент .
Эквивалентная по нагреву мощность Сравнить и принятого двигателя. Если , двигатель удовлетворяет условием нагрева. при ПВ = 25%.
где - коэффициент, учитывающий относительную продолжительность включения, - коэффициент По [1, рис. 1.16] указать по какой кривой определяется . влияния пускового момента на эквивалентную мощность; принимаем [1, табл. 1.32] при режиме работы, при [1, рис. 1.6, кривая ].
6. Узел ходовых колес
Нагрузка См.п.2 на одно колесо
Расчетная нагрузка
где - коэффициент режима работы, - коэффициент, учитывающий переменность нагрузки; принимаем [5, табл. 34],
Напряжение смятия [5, с. 116]
Подшипники опор Выполнить проверку аналогично п.5.1.5 «Механизм подъема».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кузьмин А.В., Марон Ф.Л. Справочник по расчетам механизмов подъемно-транспортных машин.-Мн.: Высшая школа, 1983-350 с., ил.
2. Погорелов С.В. Методические указания по конструктированию узлов тележки электромостового крана - Запорожье: ЗИИ, 1990-72 с., ил.
3. ГОСТ 6636-69 «Нормальные линейные размеры».
4. Перель Л.Я. Подшипники качения. Справочник - М.: Машиностроение, 1983-543 с., ил.
5. Расчеты грузоподъемных и транспортирующих машин. Иванченко Ф.К. и др. - К.: Выща школа, 1978-576 с., ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица П.1
Размеры канатных блоков, мм|
Диаметр каната | Диаметр по дну канавки | Длина ступицы | Диаметр каната | Диаметр по дну канавки | Длина ступицы | |
От 11 до 14 | 320-400 450 | 60 70 | Свыше 14 до 20 | 320, 400, 450 500, 560, 630 | 70 80 | |
|
Таблица П.2Крюки однорогие (ГОСТ 6627-74)|
Номер заготовки крюка | Грузоподъемность для режимов, т | Размеры, мм | |
| Легкого, среднего | тяжелого | | | | | | | | |
13 | 5.0 | 4.0 | 75 | 48 | 75 | М42 | 45 | 10 | 37.129 | |
14 | 6.3 | 5.0 | 85 | 54 | 32 | М48 | 50 | 12 | 42.587 | |
15 | 8.0 | 6.3 | 95 | 60 | 90 | М52 | 55 | 13 | 46.587 | |
16 | 10.0 | 8.0 | 110 | 65 | 100 | М56 | 60 | 13 | 50.046 | |
17 | 12.5 | 10.0 | 120 | 75 | 115 | М64 | 70 | 14 | 57.505 | |
18 | 16.0 | 12.5 | 130 | 80 | 130 | Трап 70Х10 | 80 | 16 | 59.0 | |
19 | 20.0 | 16.0 | 150 | 90 | 150 | Трап 80Х10 | 90 | 18 | 69.0 | |
20 | 25.0 | 20.0 | 170 | 102 | 164 | Трап 89Х12 | 100 | 20 | 77.0 | |
21 | 32.0 | 25.0 | 190 | 115 | 184 | Трап 100Х12 | 110 | 23 | 87.0 | |
|
Таблица П.3Толщина серьги|
Грузоподъемность , т | 5.0 | 6.3 | 8.0 | 10.0 | 12.5 | 16.0 | 20 | 25 | |
Толщина серьги , мм | 10 | 12 | 14 | 16 | 16 | 18 | 20 | 24 | |
|
Таблица П.4Механические свойства материалов, МПа|
Материал | Предел прочности | Предел текучести | Предел выносливости | |
СЧ 15-32 | 150 | - | - | |
СЧ 18-36 | 180 | - | - | |
ГОСТ 1050-74 | | | | |
20 | 420…500 | 250 | 170…220 | |
45 | 610…750 | 360 | 250…340 | |
ГОСТ 4543-61 | | | | |
40 | 730…1050 | 650…900 | 320…480 | |
ГОСТ 380-60 | | | | |
Ст 3 | 380…470 | 210…240 | - | |
Ст 5 | 500…620 | 260…280 | - | |
|
Таблица П.5Запас прочности .|
Тип крана | Режим работы | |
| Легкий | Средний | Тяжелый | |
Крюковой | 1.4 | 1.6 | 1.7 | |
Магнитный | 1.3 | 1.5 | 1.6 | |
|
Таблица П.6Муфты зубчатые с тормозным шкивом|
Параметры | Диаметр тормозного шкива, мм | |
| 200 | 300 | 400 | 500 | |
Предельный момент [Т], Нм | 700 | 3150 | 5600 | 8000 | |
Момент инерции , кг м2 | 0.0763 | 0.471 | 1.375 | 3.56 | |
Диаметр отверстия, ммшкива полумуфты | 50…69.5 40…55 | 50…69.5 40…55 | 60…89.5 55 | 90 65 | |
|
Таблица П.7Муфта зубчатая типа МЗП ГОСТ 5006-55|
Номер муфты | Диаметр отверстия полумуфты, не более, мм | Предельный момент [Т], Н . м | Момент инерции кг . м2 | |
| Зубчатой | | | | |
1 | 40 | 60 | 700 | 0.061 | |
2 | 50 | 70 | 1400 | 0.1195 | |
3 | 60 | 90 | 3150 | 0.2215 | |
4 | 75 | 100 | 5600 | 0.458 | |
5 | 90 | 120 | 8000 | 0.891 | |
|
Таблица П.8Масса и подъемная сила электромагнитов|
Тип электромагнита | Масса , т | Подъемная сила , кН | |
М22 | 0.55 | 60.0 | |
М42 | 1.56 | 160.0 | |
М62 | 5.20 | 300.0 | |
М62 Б | 3.50 | 200.0 | |
ПМ 15 | 1.55 | 100.0 | |
|
Таблица П.9Диаметр и предельная консольная нагрузка выходного вала редуктора типа Ц2|
Суммарное межосевое расстояние , мм | Диаметр , мм | Консольная нагрузка ' (кН) при режиме работы | |
| | Легкий | средний | тяжелый | |
250 | 75 | 12 | 18 | 12.5 | |
300 | 80 | 20 | 22.5 | 14 | |
350 | 110 | 32 | 25 | 18 | |
400 | 110 | 32 | 25 | 20 | |
500 | 150 | 50 | 40 | 25 | |
650 | 160 | 63 | 71 | 45 | |
750 | 200 | 100 | 125 | 63 | |
|
Таблица П.10Подшипники радиальные сферические двухрядные опор ходовых колес|
Диаметр колеса | 160 | 200 | 250 | 320 | 400 | 500 | 560 | 630 | |
Подшипник | 1607 | 1609 | 3610 | 3612 | 3616 | 3620 | 3622 | 3624 | |
Диаметр реборд колеса , мм | 190 | 230 | 290 | 360 | 450 | 550 | 600 | 680 | |
|
Таблица П.11Редуктор типа ВКН|
Типоразмер редуктора | Диаметр быстроходного вала | Передаточное число | Максимальная мощность (кВт) на быстроходном валу при разных режимах работы | |
| | | мин-1 | мин-1 | |
| | | л | с | т | л | с | Т | |
ВКН-280 | 25 | 10 | 4.3 | 2.0 | 1.8 | 6.0 | 2.0 | 1.9 | |
| | 16 | 3.0 | 1.4 | 1.2 | 4.0 | 1.7 | 1.5 | |
| | 31.5 | 1.4 | 1.0 | 0.9 | 1.9 | 1.0 | 0.9 | |
| | 50 | 0.9 | 0.7 | 0.6 | 1.0 | 0.8 | 0.7 | |
ВКН-320 | 25 | 12.5 | 6.5 | 3.1 | 2.7 | 8.1 | 3.4 | 3.0 | |
| | 20 | 3.6 | 2.4 | 1.8 | 5.6 | 2.8 | 2.2 | |
| | 40 | 2.5 | 1.7 | 1.2 | 2.8 | 1.8 | 1.2 | |
| | 63 | 1.2 | 0.9 | 0.7 | 1.7 | 1.1 | 0.7 | |
ВКН-420 | 25 | 16 | 7.8 | 5.0 | 4.8 | 9.1 | 6.0 | 6.5 | |
| | 25 | 5.0 | 3.5 | 3.0 | 6.1 | 4.9 | 4.4 | |
| | 50 | 2.8 | 2.1 | 1.6 | 3.5 | 2.8 | 2.2 | |
| | 80 | 2.3 | 1.8 | 1.3 | 3.1 | 2.2 | 1.7 | |
| | 125 | 1.6 | 1.2 | 1.0 | 1.7 | 1.4 | 1.2 | |
ВКН-480 | 30 | 20 | 11.7 | 7.3 | 4.8 | 14.4 | 9.0 | 6.3 | |
| | 31.5 | 8.3 | 5.0 | 4.0 | 10.3 | 6.6 | 4.8 | |
| | 63 | 4.7 | 3.4 | 2.5 | 5.9 | 4.1 | 3.0 | |
| | 100 | 3.3 | 3.3 | 2.2 | 4.1 | 3.0 | 2.7 | |
ВНК-560 | 35 | 20 | 19.9 | 13.3 | 9.7 | 23.1 | 16.6 | 12.1 | |
| | 25 | 15.5 | 10.6 | 8.2 | 21.9 | 14.1 | 10.3 | |
| | 40 | 10.7 | 7.8 | 6.5 | 13.9 | 10.0 | 7.9 | |
| | 50 | 8.8 | 6.5 | 5.5 | 12.1 | 8.6 | 6.7 | |
| | 50 | 5.9 | 4.4 | 3.9 | 7.8 | 5.5 | 4.8 | |
|
Рисунок П.2 Эскизная компоновка подвески (а), расчетные схемы (б, в, г) и схемы подвесок типа 1 (А), 2 (Б), 3 (В), 4 (Г): 1-ось блоков, 2-блок, 3-серьга, 4-траверса.
Рисунок П.5 Типовые графики загрузки механизма подъема груза: а, б, в - соответственно для легкого, среднего и тяжелого режимов работы
Рисунок П.6 График загрузки электродвигателя механизма подъема в течении цикла
Рисунок П.7 Механизмы передвижения тележки с центральным расположением редуктора типа ВК (а) и ВКН (б): 1-электродвигателб, 2-муфта с тормозным шкивом, 3-вертикальный редуктор, 4-муфта, 5-ходовое колесо, 6-рельс, 7-тормозной шкив.