Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Распределение грузоперевозок

Распределение грузоперевозок

1. Формулировка задачи и исходные данные

Имеется 5 поставщиков (отправителей) груза и 10получателей (потребителей) груза, с известным количеством груза у каждого из поставщиков и потребности в нём каждого получателя (Таблица 1.1 и 1.2). Определены также расстояния между ними (Таблица 1.3).

Необходимо получить оптимальный вариант закрепления получателей за поставщиками таким образом, чтобы минимизировать грузооборот перевозок (то есть получение кратчайших расстояний доставки груза).

Таблица 1.1 - Объём отправления грузов

Наличие груза у грузоотправителя, т

Товарный склад №1

Товарный склад №2

КЖБИ №1

КЖБИ №2

ООО «Стройка»

A1

A2

A3

A4

A5

960

870

720

890

380

Таблица 1.2 - Объём потребления грузов, т

Грузополучатель

Условное обозначение

Потребность в грузе, т.

Объект №1

B1

530

Объект №2

B2

230

Объект №3

B3

190

Объект №4

B4

300

Объект №5

B5

100

Объект №6

B6

200

Объект №7

B7

140

Объект №8

B8

60

Объект №9

B9

150

Объект №10

B10

1920

Таблица 1.3 - Расстояния между отправителями и потребителями, км

Грузополучатель

Грузоотправитель

A1

A2

A3

A4

A5

B1

6

6

7

8

3

B2

18

21

20

20

5

B3

2

15

14

15

4

B4

10

8

8

10

6

B5

6

9

8

8

8

B6

5

8

7

7

10

B7

6

6

7

8

15

B8

2

5

4

4

19

B9

17

3

5

6

6

B10

14

9

10

17

12

2. Решение транспортной задачи распределительным методом

Методика расчёта

1) Распределяем груз по каждому столбцов клетке с наименьшим расстоянием. После распределения такие клетки называются загруженными (Таблица 2.1).

2) Для проверки оптимальности полученного распределения определяем специальные индексы(потенциалы), которые проставляем в клетки вспомогательной строки и столбца. Индексы определяют по следующему правилу: вначале в клетке столбца строки В1 проставляем нуль, а остальные индексы рассчитываем исходя из того, что их сумма должна быть равна

расстоянию каждой загруженной клетки. Затем определяем потенциалы остальных столбцов и строк, исходя из того, что u+v=c, при этом определяем потенциалы только строк и столбцов, содержащих загруженные клетки. В случае, если количество загруженных клеток окажется меньше числа m+n-1 (где m-число строк, n-число столбцов), то необходимо искусственно загрузить недостающее количество клеток, для этого в них проставляют нуль загрузки и после этого с такой клеткой оперируют как с загруженной. Целесообразно нуль ставить в такую клетку, для которой один из индексов уже определён, а также по возможности в клетку с наименьшим расстоянием.

3) После этого находим такие незагруженные клетки, в которых сумма индексов больше расстояния, указанного в соответствующих клетках - такие клетки называются потенциальными. Цифру разности между суммой индексов и расстоянием называют потенциалом. Потенциал записываем в соответствующую незагруженную клетку в круглых скобках.

4) Находим клетку с наибольшим потенциалом (это условие является необязательным). Для выбранной потенциальной клетки «строим» контур - замкнутую линию, состоящую из прямых горизонтальных и вертикальных линий, все вершины этой линии должны находиться в загруженных клетках, а также в выбранной потенциальной. Контур строим по правилу - от выбранной потенциальной клетки веду прямую горизонтальную или вертикальную линию до такой загруженной клетки, которой под прямым углом соответствует ещё одна загруженная клетка, и так до тех пор, пока линия не замкнётся в исходной потенциальной клетке.

5) После этого всем вершинам контура попеременно присваиваем знаки «-» и «+», начиная с выбранной потенциальной.

6) Из загрузок, обозначенных знаком «+», выбираем наименьшую.

7) Данную величину отнимаем от загрузок со знаком «+» и прибавляем к загрузкам со знаком «-».

Таблица 2.1 - Первоначальное распределение объёма перевозок между отправителями и потребителями

Пот-ре-

би-тель

Ин-дексы

Поставщик

Пот-реб-ность

в грузе

A1

A2

A3

A4

A5

u

v

B1

B2

B3

B4

B5

B6

B7

B8

B9

B10

Наличие груза

960

870

720

890

380

3820

8) Полученные новые значения загрузок записываем в другую таблицу(улучшенное значение). После этого снова рассчитываем

специальные индексы, строим контур и так до тех пор, пока не будет потенциальных клеток.

Таблица 2.2 - Второе распределение объёма перевозок между отправителями и потребителями

Пот-ре-

би-тель

Ин-дексы

Поставщик

Пот-реб-ность

в грузе

A1

A2

A3

A4

A5

u

v

B1

B2

B3

B4

B5

B6

B7

B8

B9

B10

Наличие груза

960

870

720

890

380

3820

Таблица 2.3 - Третье распределение объёма перевозок между отправителями и потребителями

Пот-ре-

би-тель

Ин-дексы

Поставщик

Пот-реб-ность

в грузе

A1

A2

A3

A4

A5

u

v

B1

B2

B3

B4

B5

B6

B7

B8

B9

B10

Наличие груза

960

870

720

890

380

3820

Таблица 2.4 - Четвёртое распределение объёма перевозок между отправителями и потребителями

Пот-ре-

би-тель

Ин-дексы

Поставщик

Пот-реб-ность

в грузе

A1

A2

A3

A4

A5

u

v

B1

B2

B3

B4

B5

B6

B7

B8

B9

B10

Наличие груза

960

870

720

890

380

3820

Таблица 2.5 - Пятое распределение объёма перевозок между отправителями и потребителями

Пот-ре-

би-тель

Ин-дексы

Поставщик

Пот-реб-ность

в грузе

A1

A2

A3

A4

A5

u

v

B1

B2

B3

B4

B5

B6

B7

B8

B9

B10

Наличие груза

960

870

720

890

380

3820

Таблица 2.6 - Шестое распределение объёма перевозок между отправителями и потребителями

Пот-ре-

би-тель

Ин-дексы

Поставщик

Пот-реб-ность

в грузе

A1

A2

A3

A4

A5

u

v

B1

B2

B3

B4

B5

B6

B7

B8

B9

B10

Наличие груза

960

870

720

890

380

3820

Таблица 2.7 - Седьмое и окончательное распределение объёма перевозок между отправителями и потребителями

Пот-ре-

би-тель

Ин-дексы

Поставщик

Пот-реб-ность

в грузе

A1

A2

A3

A4

A5

u

v

B1

B2

B3

B4

B5

B6

B7

B8

B9

B10

Наличие груза

960

870

720

890

380

3820

9) После получения окончательного распределения объёма перевозок между отправителями и потребителями груза определяем грузооборот по следующей зависимости:

n

Р=?Qili, т-км

i=1

где Qi - объём i-ой перевозки груза, т; li - расстояние i-ой перевозки груза, км;

Р=380*8+150*3+230*5+190*2+300*10+60*8+40*6+200*5+140*6+

60*2+150*6+330*14+870*9+720*10=31250 т-км

3. Решение транспортной задачи с использованием MS Excel

Вначале подготавливаем необходимые таблицы на рабочем листе MS Excel.

Таблица 3.1 - Изменяемые в процессе решения ячейки

Поставщик

A1

A2

A3

A4

A5

Потребитель

B1

5

1

1

1

1

1

B2

5

1

1

1

1

1

B3

5

1

1

1

1

1

B4

5

1

1

1

1

1

B5

5

1

1

1

1

1

B6

5

1

1

1

1

1

B7

5

1

1

1

1

1

B8

5

1

1

1

1

1

B9

5

1

1

1

1

1

B10

5

1

1

1

1

1

Факт

10

10

10

10

10

Таблица 3.2 - Исходные данные для решения транспортной задачи

Запросы

Поставщик

A1

A2

A3

A4

A5

Потребитель

590

1040

1260

560

380

B1

530

6

6

7

8

3

B2

230

18

21

20

20

5

B3

190

2

15

14

15

4

B4

300

10

8

8

10

6

B5

100

6

9

8

8

8

B6

200

5

8

7

7

10

B7

140

6

6

7

8

15

B8

60

2

5

4

4

19

B9

150

17

3

5

6

6

B10

1920

14

9

10

17

12

Всего

457

86

90

90

103

88

После использования процедуры Поиск решения получаем следующие результаты:

Таблица 3.3 - Результаты поиска решения

Оптимизация транспортных потоков

Поставщик

A1

A2

A3

A4

A5

Потребитель

B1

530

200

0

0

180

150

B2

230

0

0

0

0

230

B3

190

190

0

0

0

0

B4

300

0

0

0

300

0

B5

100

100

0

0

0

0

B6

200

0

0

0

200

0

B7

140

140

0

0

0

0

B8

60

0

0

0

60

0

B9

150

0

0

0

150

0

B10

1920

330

870

720

0

0

Факт

960

870

720

890

380

Запросы

Поставщик

A1

A2

A3

A4

A5

Потребитель

590

1040

1260

560

380

B1

530

6

6

7

8

3

B2

230

18

21

20

20

5

B3

190

2

15

14

15

4

B4

300

10

8

8

10

6

B5

100

6

9

8

8

8

B6

200

5

8

7

7

10

B7

140

6

6

7

8

15

B8

60

2

5

4

4

19

B9

150

17

3

5

6

6

B10

1920

14

9

10

17

12

Всего

31250

7640

7830

7200

6980

1600

Вывод: в итоге результаты первого и второго способов решений полностью совпадают, получен оптимальный вариант грузооборота перевозок.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека