Разработка проекта учебной лаборатории по ремонту легковых автомобилей
Министерство образования и науки Российской Федерации
Кафедра “ ”
Курсовая работа
на тему: Разработка проекта учебной лаборатории по ремонту
легковых автомобилей
Выполнил:
Группа:
Проверил:
Челябинск
2009
Аннотация
Курсовой проект “Разработка проекта учебной лаборатории по ремонту легковых автомобилей”. ? Челябинск: -, 2009 г ? 30 стр.,
Библиография - 6 наименования
В данной курсовой работе поэтапно спроектирован учебная лаборатория по ремонту легковых автомобилей. Основываясь на имеющейся опыт других программ была создан принципиально новый проект, в которой устранены недостатки и спроектирован план внедрения системы. Представленная учебная лаборатория предназначена на улучшения качества образования в сфере: ”Проектирование автопредприятий и учебных лабораторий”.В данной работе сформированы требования к безопасности и представлено рекомендуемое оборудование, что отражено на плане учебной лаборатории.
Содержание
1. Введение
2. Подбор основного оборудования для
3. Общие требования к центру
4. План учебной лаборатории
5. Литература
1. Введение
Целью создания лаборатории по ремонту легковых автомобилей является ознакомление студентов с методами, приёмами и сред-ствами выполнения контрольно-диагностических и регулировочных работ при техническом обслуживании автомобилей.
Предполагаемая лаборатория будет рассчитана так, что бы при выполнении лабораторных работ группа разделялась на 4 звена по 5 - 6 человек в каждом. Исходным и обязательным условием допуска студентов к выполнению лабораторных работ являются самостоятельная проработка материала по особенностям конструкций узлов автомобиля, с которыми предстоит работа и подготовка отчета во внеучебное время за счёт часов само-стоятельной работы, предусмотренных учебным планом.
Перед началом работы проводится инструктаж по технике безопасности на ра-бочем месте. Инструктаж проводит преподаватель, о чём делается отметка в жур-нале установленной формы, в котором студенты расписываются. Студенты, не прошедшие инструктаж, к лабораторным работам не допускаются.
Работу следует начинать с закрепления ранее полученных знаний о конструк-циях автомобилей, визуального осмотра и предварительной оценки технического состояния лабораторной установки, приобретения знаний об её устройстве, прин-ципе работы приборов и всего измерительного комплекса. После этого переходят к непосредственному измерению параметров, выполнению регулировок и состав-лению отчёта.
Таким образом, программа лабораторной работы включает в себя следующие этапы.
1. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.
2. Изучение конструкции стенда и приборов и методики их использования.
3. Проведение измерений и регулировок.
4. Обработка результатов измерений, заполнение протоколов, формирование ма-териала для оформления отчёта.
2. Подбор основного оборудования для лаборатории
2.1. Балансировка колес автомобиля
2.1.1. Цель работы
Расширить и закрепить знания о способах поддержания работоспособности шин, об оборудовании для балансировки колёс, приобрести практические навыки в балансировке колёс.
2.1.2. Оборудование, приборы, инструмент
Станок ММ-18, шина в сборе с диском, балансировочные грузики, набор ин-струмента.
2.1.3. Организация работы
1. Пройти инструктаж на рабочем месте и расписаться в журнале.
2. По литературным источникам [1] изучить конструкции современных шин, их классификацию и маркировку, влияние эксплуатационно-технических факторов на их долговечность [2].
3. Изучить конструкцию станка ММ-18, ознакомиться с технологией балан-сировки колёс.
4. Выполнить балансировку колеса с использованием двух режимов: основ-ного и режима "17", сравнить трудоёмкости операций.
5. Составить отчёт о лабораторной работе.
2.1.4. Меры безопасности
Перед началом работы на стенде убедиться в его исправности. Не допускается касание посторонними предметами вращающихся колеса и деталей установки.
При установке и снятии балансируемых деталей не допускается силовое воздействие на шпиндель.
В измерительной системе имеется опасное для жизни напряжение, поэтому не допускается работа при снятой крышке пульта.
2.1.5. Назначение, технические характеристики станка ММ-18
1. Назначение станка
Балансировочный стенд ММ-18 (рис.1) предназначен для балансировки без разделе-ния на статическую и динамическую колёс легковых автомобилей.
Установочная база колеса при балансировке на стенде выбрана таким обра-зом, чтобы сохранить сбалансированность, достигнутую на стенде, при установке колеса на ступицу автомобиля.
2. Технические характеристики
* Масса балансируемой детали, кг до 40
* Диапазон измеряемых значений неуравновешенной массы, г 0... 999
* Точность балансировки по остаточной массе в каждой из плоскостей коррекции, г ±5
* Тип привода вращения ручной
* Частота вращения колеса при балансировке, об./мин 50...80
* Потребляемая мощность, Вт 10 Питание станка обеспечивается от однофазной сети переменного тока напря-жением 220 В или от источника постоянного тока напряжением 12 В. Потребляе-мый ток -- не более 0.8 А. (рис.1)
Рис. 1. Устройство балансировочной головки станка ММ-18: 1 -- гайка поджимная; 2 -- втулка дистанционная; 3 -- конус устано-вочный; 4 -- колесо; 5 -- планшайба; 6 -- шарикоподшипник; 7 -- корпус; 8 - элемент упругий; 9 -- диск: 10 -- метка: 11 -- фотоэлек-трическая система: 12 -- датчик перемещения
2.2 Контроль технического состояния цилиндропоршневой группы автомобильных двигателей
2.2.1. Цель работы
Ознакомиться с оборудованием для контроля цилиндропоршневой группы (ЦПГ) автомобильных двигателей внутреннего сгорания, получить практические навыки в контроле ЦПГ с помощью пневмотестера К-272.
2.2.2 Оборудование, приборы, инструмент
Двигатель внутреннего сгорания любого автомобиля, пневмотестер К-272, приспособление для проворачивания коленчатого вала двигателя вручную, набор гаечных ключей, стетоскоп или фонендоскоп, источник сжатого воздуха давлени-ем 0,3...0,8 МПа.
2.2.3. Организация работы
1. Пройти инструктаж на рабочем месте и расписаться в журнале,
2. По литературным источникам [2] изучить методы контроля ЦПГ, обратить внимание на преимущества и недостатки каждого метода.
3. Изучить конструкцию пневмотестера К-272, ознакомиться с технологией контроля ЦПГ с помощью пневмотестера.
4. Проверить техническое состояние ЦПГ в соответствии с технологией, оце-нить трудоемкость контроля, рассмотреть методы поиска наиболее распро-страненных неисправностей.
5. Составить отчет о лабораторной работе.
2.2.4. Меры безопасности ,
1. Эксплуатация пневмотестера при входном давлении воздуха более 0,8 МПа не допускается.
2. При проверке цилиндров повышенным давлением необходимо принять меры для предотвращения движения автомобиля. При этом не допускается давление более 0,4 МПа.
3. Во избежание повреждения воздухопроводов прибора не допускается их соприкосновение с горячими деталями двигателя.
4. При выполнении данной работы студенты находятся сбоку и сверху мо-торного отсека автомобиля. Им необходимо соблюдать осторожность, ос-мотрительность, проявлять неторопливость в движениях с тем, чтобы избежать случаев травматизма, порчи прибора и нарушения предписанной технологии.
2.2.5 Назначение, технические характеристики пневмотестера К-272
1. Назначение пневмотестера
Пневмотестер (рис.2) предназначен для комплексной опенки технического состояния элементов, обеспечивающих герметичность надпоршневого пространства двига-телей внутреннего сгорания путем относительного замера утечек сжатого возду-ха, подаваемого в цилиндр извне - через отверстие свечи зажигания или форсунки.
В случае необходимости с помощью дополнительных устройств, входящих в комплект пневмотестера, возможен поэлементный органолептический контроль ЦПГ методом обнаружения мест утечек сжатого воздуха.
2. Технические характеристики
* Объем цилиндров контролируемых двигателей, дм 1.3... 10,9
* Давление подводимого сжатого воздуха, МПа 0,3...0,8
* Масса пневмотестера вместе с комплектом
принадлежностей, кг 2,6
Рис. 2 Пневмотестер К-272: 1-блок питания; 2-указатель; 3,5- муфты быстросъемные; 4-воздуховод
2.3. Проверка углов установки управляемых колес легковых автомобилей на оптическом стенде
2.3.1. Цель работы
Ознакомиться с конструкцией оптического стенда «Оптиконт». изучить техно-логию контроля углов установки управляемых колес автомобиля, приобрести практические навыки в работе на стенде.
2.3.2. Оборудование, приборы, инструмент
Автомобиль ВАЗ, оптический стенд «Оптиконт», подъемник или домкрат, козелок или подставка, набор гаечных ключей.
2.3.3. Организация работы
1. Пройти инструктаж на рабочем месте и расписаться в журнале.
2. По литературным источникам [3,4] изучить методы и оборудование для контроля и регулировки углов установки управляемых колес автомобилей, выполнить анализ точности и трудоемкости методов.
3. Изучить конструкцию стенда «Оптиконт», ознакомиться с технологией контроля углов установки колес на оптическом стенде.
4. Измерить значения углов установки колёс на конкретном автомобиле. Сравнить полученные значения с нормативными, сделать выводы и заклю-чение.
5. Составить отчет о лабораторной работе.
2.3.4. Меры безопасности
1. Работой подъемного механизма должен управлять один человек. Перед поднятием или опусканием автомобиля он должен предупредить окру-жающих о предстоящих - действиях и убедиться, что никто не находится б опасной зоне (под автомобилем, в автомобиле и на подъемнике).
2. Запрещается выполнять какие-либо манипуляции с оборудованием стенда во время работы подъемного механизма.
3. После опускания автомобиля на козелок или подставку убедиться, что ав-томобиль занял устойчивое положение, а козелок надежно удерживает ав-томобиль в вывешенном состоянии.
4. После установки автомобиля на стенд во избежание его самопроизвольно-го перемещения затянуть стояночный тормоз и включить первую или вто-рую передачу.
5. Перед включением электронной части стенда в электрическую сеть убе-диться в целостности вилки, розетки и проводов. В случае обнаружения неисправностей и повреждений немедленно доложить об этом лаборанту или преподавателю.
2.3.5. Назначение, технические характеристики стенда «Оптиконт»
1. Назначение стенда
Стенд «Оптиконт» предназначен для определения углов схождения, развала, поперечного и продольного наклонов шкворня в подвеске управляемых колес легковых автомобилей, а также соотношения углов поворота правого и левого пе-редних колес.
2. Технические характеристики
* Напряжение питания, В:
от сети переменного тока 220
от источника постоянного тока 12
* Потребляемая мощность, Вт 40
* Общая масса, кг 8
* Пределы поворота поворотных кругов, град ±30
* Пределы измерений углов установки колес, град ±15
Рис. 3. Стенд «Оптиконт»: 1 -- проектор; 2 -- экран; 3 -- штанга; 4- поворотный круг; 5 -- трансформатор; 6 -- стойка; 7 -- выравни-вающая подставка
2.4. Проверка в регулировка фар автомобилей
2.4.1. Цель работы
Ознакомиться с конструкцией и принципом действия оптического прибора (реглоскопа) «Мотекс-7525» (рис. 4,5) и освоить приемы проверки и регулировки фар.
2.4.2. Оборудование, приборы, инструмент
Автомобиль или макет с фарами головного освещения, прибор для проверки фар «Мотекс-7525», набор инструмента.
2.4.3. Организация работы
1. Пройти инструктаж на рабочем месте и расписаться в журнале.
2. По литературным источникам [5] изучить конструкции автомобильных фар и методы их контроля и регулировки. Рассмотреть технологии контроля фар с помощью специальных экранов и оптических приборов.
3. Изучить конструкцию реглоскопа «Мотекс-7525», обратить внимание на способ ориентации реглоскопа относительно оптического элемента фары.
4. Проверить установку фар на автомобиле или макете в соответствии с техно-логией, при необходимости выполнить регулировку.
5. Составить отчет о лабораторной работе.
2.4.4. Меры безопасности
1. При использовании в лабораторной работе макета необходимо помнить, что лампы фар запитываются от понижающего трансформатора, первичная об-мотка которого подключается к сети переменного тока напряжением 220 В. Поэтому при обнаружении нарушений в проводке или изоляции выполне-ние работы следует прекратить и обратиться к лаборанту или преподавате-лю.
2. Во избежание травматизма прибор перемещать только за предназначенную для этого рукоятку. Избегать длительного нахождения глаз в оптическом фокусе горящих фар.
2.4.5. Назначение, технические характеристики «Мотекс-7525»
1. Назначение реглоскопа
Реглоскоп предназначен для визуального контроля правильности установки фар головного освещения американской и европейской систем с одновременным измерением силы света. В случае необходимости с помощью реглоскопа произво-дится регулировка фар.
2. Технические характеристики
* Освещенность экрана реглоскопа
при проверке ближнего света, лк не менее 20
* Диапазон определения силы света фар, кд 0...40x103
* Высота установки контролируемых фар над уровнем
пола, мм 400. ..1200
* Масса реглоскопа вместе с комплектом принадлежностей, кг не более 11,0
Рис. 4.Реглоскоп «Мотекс-7525»: 1 -- камера; 2 -- рама; 3 -- тележка: 4 -- установочная штанга; 5 -- буферная рама
Рис. 5. Камера реглоскопа «Мотекс-7525»: 1 -- корпус; 2 -- оптический элемент; 3 -- экран: 4 -- миллиамперметр; 5 -- зеркало; 6 -- фотоэле-мент
2.5 Дополнительное оборудование
Тормозной стенд СТМ 3500 - для легковых автомобилей и минигрузовиков, стационарный, роликовый, силовой, электронный на базе компьютера IBM. Работает род управлением персонального компьютера. Результаты тестирования выводятся на экран монитора и могут быть распечатаны с помощью принтера, установленного в стойке управления. Результаты диагностирования каждого автомобиля сохраняются в базе данных. При диагностировании происходит определение всех параметров, требуемых ГОСТ 51709-2001 в отношении тормозных систем. Комплектуется взвешивающим устройством для измерения распределения веса на каждое колесо. Максимальная накрузка на ось 3500 кг, ширина колеи 1200-1800 мм, начальная скорость торможения 4 км/ч, измеряемая тормозная сила до 6000 кгс, измеряемая сила на педали тормоза до 80 кгс, измеряемое время срабатывания тормозной системы до 1,5 с, напряжение питания 380/3ф В, установленная мощность 6 кВт, габариты опорного устройства 3050х830х440 мм, масса стенда 1000 кг.
Рис.6 Тормозной стенд
Измеритель суммарного люфта рулевого управления автотранспортных средств ИСЛ-М. Предназначен для измерения суммарного угла поворота рулевого колеса до начала движения управляемых колес, а также суммарного угла поворота рулевого колеса при нормированном усилии на рулевом колесе.
Принцип действия приборов основан на измерении угла поворота рулевого колеса АТС посредством преобразования импульсного сигнала оптико-механического датчика угла поворота в интервале срабатываний датчика движения управляемых колес при выборе люфта рулевого управления в обоих направлениях вращения руля. Диапазон размеров рулевого колеса: 360-550 мм, Диапазон измерения угла поворота рулевого колеса 120 град.
Рис. 7 ИСЛ-М
Стробоскоп-тахометр на импульсной лампе-вспышке. Для любой системы зажигания, частота вспышек до 50 Гц. Питание от аккумулятора. Тахометр с ярким красным светодиодным индикатором. Высота цифр 9 мм точность измерения +/- 10 об/мин.Диапазон измерения угла опережения зажигания от 0 до 32 градусов (через 1 град), -5, -10, -15 град. Для любого количества цилиндров, для 2-х и 4-х тактных двигателей. Два способа подключения при измерении оборотов- к высоковольтному проводу и к катушке зажигания.
Рис. 8 М-3
При выборе пневматического гайковерта необходимо учитывать: 1. Требуемую величину крутящего момента. Каждая гайка или болт имеет диапазон рекомендованных моментов затяжки, когда меньше так же плохо как и больше (меньше - люфты и ненадежно, а больше - повышенная нагрузка на резьбу и тело болта или шпильки). Эти моменты зависят от материала, длины сопрягаемых резьб, их шага, места использования резьбового соединения, наличия шайб, прокладок, самоуплотнителей и ещё многих факторов. 2. Размер посадки, для подбора набора торцевых ударных головок. 3. Скорость вращения на холостом ходу. Подбирается в зависимости от требуемой интенсивности работ. 4. Расход воздуха. Подбирается в зависимости от имеющегося компрессора. 5. Длина рабочего вала инструмента. Длинные валы применяются в условиях трудного доступа к головке болта или гайки. 6. Вес инструмента. 7. Вид корпуса инструмента (дизайн) (Рис.9).
Рис. 9
2.6. Хранение и обслуживание инструмента.
Чтобы легко находить нужные инструменты, важно использовать панели с крючками или специальные стенды с захватами для хранения инструментов на месте. Предпочтительно вывести схему названий инструментов и номеров инструмента над каждым из них, так как большинство руководств по ремонту содержат ссылки на каталожные номера приспособлений.
Необходимо проверять полную инвентаризацию инструментов, по крайней мере два раза в год. Все оборудование должно использоваться и содержаться в соответствии с инструкциями производителя. Измерительные инструменты должны периодически поверяться специалистом или правомочным агентством.
3. Общие требования к центру
Наиболее важным параметром является размер участка - стараются приобретать как можно больший, с учетом перспектив развития (если не будет использоваться помещения и здания университета или института). Обычные требования - на каждый пост по обслуживанию необходимо 50 кв. м всех помещений плюс 50 кв. м резервной территории.
Базой для расчетов в проекте являются показатели сбыта и техобслуживания: количество ремонтов в день и количество жителей в месте деятельности техцентра.
На основании этих номинальных данных можно подсчитать требуемую площадь для отдельных участков техцентра.
Весьма важно оценить перспективы развития для того, чтобы в случае необходимо-сти расширения цехов, имелись достаточные запасные площади.
Общая площадь участка земли, необходимого для строительства, состоит из суммы площадей необходимых подразделений автосервиса. Площадь здания и полезная площадь территории (паркинг, площадь маневрирования автотранспорта, площадь перед въездом-выездом, площадь для особого использования) должны иметь возмож-ность развития. Рекомендуется отношение 1/5 к 4/5 между площадью здания и свобод-ной территорией. Возможность лучшего экономического развития - у квадратной или прямоугольной форм земельного участка. При этом идеальный размер земельного участка 20 х 3о м.
Расположение участка влияет в значительной степени на результат коммерческой деятельности. Выбирая земельный участок, нужно иметь ввиду следующие критерии. При выборе места для строительства нового здания для учебной лаборатории учитывают пять основных аспектов - место, условия, конфигурация, размеры, расходы.
Учитывают также:
различные ограничения, действующие в районе - на строительство, на копание, на ограждение и т.д.;план развития жилого района, торгового района, делового района, план воз-можных перепланировок участков и т.д.;план строительства новых дорог и изменений в регулировании движения пото-ков транспорта;
рекомендации фирм по недвижимости, городских проектировщиков и архитек-торов, юристов и т.д.
Желательно, чтобы корпус лаборатории находился вблизи от оживленного места - торгово-го центра, магазина или автозаправочной станции. Такое расположение наиболее удобно для обслуживания клиентов. Необходимо, что бы корпус был расположен не далеко от университета или института к которому он относится и находился на приемлемом расстоянии, или вблизи деловых, жилых или торговых районов. Въезд и выезд на тер-риторию сервисного центра должны быть беспрепятственными.
Наряду с размером земельного участка важна его конфигурация. Прямоугольные формы участков не только предоставляют хорошие условия их использования, но и являются более подходящими в отношении эксплуатационных издержек.
Соответствие назначению. Особую роль играет удобство земельного участка для строительства. Учитываются следующие критерии:
-участок должен быть защищен от наводнений, землетрясений, оползней, и т.п.;
-участок желательно должен быть на уровне прилегающей дороги;
-участок желателен ровный или с небольшим уклоном (от i до 2 %), чтобы не -требовалась дорогостоящее перемещение земли при планировке;
-участки на склоне или же неровные участки требуют повышенных сумм на фи-нансирование подготовки территории (подготовительные работы, планировка площади бульдозером, отвоз грунта, подпорные стенки, подземные гаражи и т.д.);
желательно твердое основание, т.е. уплотненный грунт среднего, даже хорошего качества.
3.1. Расходы
Если при выборе подходящего земельного участка цена играет, конечно, важную роль, однако нельзя забывать о критерии „расположения" и „пригодности" участка. Весьма важным фактором являются расходы по строительной подготовке. Речь идет, как правило, о расходах по:
- сооружению дорог (подъездных путей и стоянок),
- сооружению санитарно-технических устройств (канализации, присоедине-ний к водопроводной сети, электрических вводов, магистральной линии для развода отопления, освещения подъездных путей и т.п.).
Будем пользоваться двумя въездами предприятий с меньшим количеством постов или мест хране-ния автомобилей допускается устройство одного въезда на территорию. Проем ворот в ограде должен быть не менее 4,5*4*5 м. Ворота основного въезда па территорию пред-приятия следует размещать с отступом от "красной линии" на расстояние не менее наиболее длинной модели подвижного состава, включая автопоезда. Перед воротами основного въезда на территорию предприятия следует предусматривать накопитель-ную площадку вместимостью не менее 16% от максимального часового количества подвижного состава, прибывающего в предприятие.
При расположении территории предприятия на земельном участке, ограничен-ном двумя проездами общего пользования, ворота основного въезда следует разме-шать со стороны проезда с наименьшей интенсивностью движения автотранспорта. Въезд на территорию предприятия должен предшествовать выезду, считая по направ-лению движения по проезду общего пользования.
На территории предприятия, незави-симо от его мощности, допускаются встречные и пересекающиеся движения авто-транспорта при их интенсивности не более 5 автомобилей в час. Производственные комплексы
В проекте на строительство должны быть отражены (мероприятия по охране труда, а также санитарно-гигиенические условия труда с указанием ожидаемых уровней воз-действия на работающих вредных производственных факторов, методов контроля за их воздействием и мер по защите работающих, в том числе решения по нормализации параметров микроклимата и освещенности рабочих мест, снижению уровней произ-водственных шумов и вибраций, загазованности и запыленности помещений, элек-тромагнитных излучений, электростатического поля и т.д.)
3.2. Выезды и въезды
Створчатые ворота производственных помещений должны открываться наружу, а для въезда на территорию организации и выезда с нее - внутрь.
Выезд (въезд) машин из цокольных или подвальных этажей здания через первый этаж не допускается (разрешается только через отдельные наружные ворота).
Подъемные ворота должны быть оборудованы ловителями (фиксаторами), обеспе-чивающими удержание ворот в поднятом положении при обрыве тросов или порче ме-ханизма подъема и спуска.
Наружные ворота помещений для хранения, технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния атс в районах со средней месячной температурой наружного воздуха в самый холодный месяц года минус 15 С и ниже, следует оборудо-вать воздушно-тепловыми завесами при следующих условиях:
при количестве пяти и более въездов или выездов в час, приходящихся на одни ворота в помещениях технического обслуживания,- ремонта и про-верки технического состояния машин;
при расположении постов технического обслуживания на расстоянии 4 и менее метров от наружных ворот;
при количестве двадцати и более въездов в час, приходящихся на одни ворота в помещении хранения машин» кроме легковых машин, принадле-жащих гражданам;
при хранении в помещении пятидесяти и более легковых машин, при-надлежащих гражданам. Включение и выключение воздушно-тепловых завес должно осуществляться авто-матически. При температуре зимой ниже минус 25 С должны дополнительно устраи-ваться тамбуры-шлюзы. Въезды в производственные помещения не должны иметь по-рогов и выступов. Въездной уклон должен быть не более 5 градусов.
3.3. Освещение
Естественное освещение в производственных, вспомогательных и бытовых поме-щениях должно соответствовать требованиям действующих строительных
норм и пра-вил. Помещения для хранения машин, складские помещения, а также другие помеще-ния, постоянного пребывания работников в которых не требуется, могут быть без есте-ственного освещения. Окна, обращенные на солнечную сторону, должны быть оснаще-ны устройствами, обеспечивающими защиту от прямых солнечных лучей. Не допуска-ется загораживать окна и другие световые проемы материалами, оборудованием и т.п. Световые проемы верхних фонарей должны быть застеклены армированным стеклом или под фонарем должны быть подвешены металлические сетки для защиты от воз-можного выпадения стекол.
Очистка от загрязнений остекления светопроемов и фонарей должна проводиться регулярно, при значительном загрязнении - не менее 4-х раз в год, а при незначитель-ном - не менее 2-х раз в год.
Помещения и рабочие места должны обеспечиваться искусственным освещением, достаточным для безопасного выполнения работ, пребывания и передвижения людей в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил.
Устройство и эксплуатация системы искусственного освещения должны соответст-вовать требованиям действующих нормативных правовых актов, светильники должны быть расположены так, чтобы была обеспечена возможность их безопасного обслужи-вания. Чистка светильников должна производиться в сроки, указанные в действующих строительных нормах и правилах. Для электропитания светильников общего освеще-ния в помещениях применяют, как правило, напряжение не выше 220В. В помещениях без повышенной опасности указанное напряжение допускается для всех стационарных светильников независимо от высоты их установки. В помещениях с повышенной опас-ностью и особо опасных при установке светильников напряжением 220В общего осве-щения с лампами накаливания и газоразрядными лампами на высоте менее 2,5 м не-обходимо применять светильники, конструкция которых исключает возможность дос-тупа к лампе без применения инструмента. Электропроводка, подводимая к светиль-нику, должна быть в металлических трубах, металлорукавах или защитных оболочках. Кабели и незащищенные электропровода можно использовать лишь для питания све-тильников с лампами накаливания напряжением не выше 50В. Светильники с люми-несцентными лампами напряжением 127-220В допускается устанавливать на высоте менее 2,5м от пола при условии недоступности их токоведущих частей для случайных прикосновений. Для местного освещения рабочих мест следует использовать светиль-ники с непросвечиваюшими отражателями. Конструкция светильников местного ос-вещения должна предусматривать возможность изменения направления света. Для электропитания светильников местного стационарного освещения должно применять-ся напряжение: в помещениях без повышенной опасности - не выше 220 В, а в поме-щениях с повышенной опасностью и особо опасных - не выше 50 В. Штепсельные ро-зетки напряжением 12-50 В должны отличаться от штепсельных розеток напряжением 127-220 В, а вилки 12-50 В не должны подходить к розеткам 127-220 В. При использо-вании для общего и местного освещения люминисцентных и газоразрядных ламп должны быть приняты меры для исключения стробоскопического эффекта. В помеще-ниях сырых, особо сырых, жарких н с химически активной средой применение люми-нисцентных ламп для местного освещения допускается только в армаауре специальной конструкции.
Освещение осмотровых канав светильниками напряжением 127-220В, допускается при соблюдении следующих условий:
вся электропроводка должна быть внутренней (скрытой), имеющей надежную электро- и гидроизоляцию;осветительная аппаратура и выключатели должны иметь электро- и гидроизо-ляцию;светильники следует закрывать стеклом или ограждать защитной решеткой;металлические корпуса светильников должны заземляться (зануляться).
Аварийное освещение должно обеспечивать необходимую освещенность для про-должения работ или безопасного выхода людей из помещений при внезапном отклю-чении рабочего освещения. Светильники аварийного освещения должны присоеди-няться к электросети, независимой от рабочего освещения, автоматически включаться при внезапном выключении рабочего освещения.
В помещениях для хранения машин, работающих на газе, а также в помещениях для их технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния должно предусматриваться аварийное освещение в соответствии с требованиями дей-ствующих нормативных актов. В этих помещениях электропитание аварийной венти-ляции, аварийного освещения, а также системы контроля газовой среды должно предусматриваться по первой категории надежности электроснабжения. для электропи-тания переносных светильников в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных необходимо применять напряжение не выше 50В.
При наличии особо неблагоприятных условий, когда опасность поражения элек-трическим током усугубляется теснотой, неудобным положением работника, сопри-косновением с заземленными (запуленными) поверхностями (работа в котлах, емко-стях и т.п.), для питания переносных светильников применяют напряжение не выше 12В. Во взрывоопасных помещениях должны применяться светильники во взрывозащищенном исполнении, а в пожароопасных - светильники во влагонепроницаемом и пыленепроницаемом, закрытом исполнении.
Для освещения используют люминесцентные лампы, так как они наиболее эконо-мичны с точки зрения потребления энергии и срока службы. В больших цеховых зда-ниях и помещениях зарекомендовали себя ряды люминесцентных ламп в качестве ос-ветительных полос. По своему характеру этот тип освещения наиболее приближается к спектру дневного света. Для каждого места нужно основательно обдумать правиль-ность выбора освещения и произвести точный индивидуальный расчет освещенности в пределах значений 300 - 500 люкс на высоте над полом учебной лаборатории.
Минимальные рекомендуемые значения освещенности для отдельных участков лаборатории - следующие:
выставочные помещения = от 300 до 500 лк;
офисы = 500 лк;
мастерские = 400 лк;
Отопление и вентиляция
Производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения должны быть оборудованы общеобменной приточяо-вытяжной вентиляцией и отоплением, от-вечающими требованиям действующих строительных норм и правил.
Помещения для хранения машин могут быть отапливаемыми и не отапливаемыми. В отапливаемых помещениях расчетную температуру воздуха
Входные двери должны иметь исправные механические приспособления для при-нудительного закрывания. Помещения для хранения, технического обслуживания, ре-монта и проверки технического состояния машин, где возможно быстрое повышение концентрации токсичных веществ в воздухе, должны оборудоваться системой автома-тического контроля за состоянием воздушной среды в рабочей зоне и сигнализатора-ми. В рабочую зону, а также в смотровые канавы воздух должен подаваться в холод-ный период года с температурой не выше 25°С и не ниже 16°С. В помещениях для обойных работ подачу приточного воздуха следует предусматривать рассредоточено в верхнюю зону.
Рабочие места в зоне технического обслуживания, ремонта и проверки техническо-го состояния газобаллонных автомобилей должны оборудоваться общеобменной приточновытяжной вентиляцией и местной вентиляцией, исключающими возможность образования взрывоопасной концентрации газа. Электродвигатели и вентиляторы должны быть во взрывозащищенном исполнении. Помещения для мойки машин должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.
При расчете общеобменной вентиляции количество приточного воздуха должно быть достаточным для компенсации воздуха, удаляемого местными отсосами при рас-четной зимней температуре.
Помещения для регенерации масла, ремонта и зарядки аккумуляторных батарей, проведения краскоприготовительных, окрасочных, кузнечных, медницких, кузовных и вулканизационных работ должны быть оборудованы отдельными системами приточ-но-вытяжной вентиляции с механическим побудителем, а при необходимости - допол-нительно местной вытяжной вентиляцией.
Помещение для ацетиленового генератора должно иметь механическую приточную вентиляцию во взрывобезопасном исполнении и естественную вытяжную вентиляцию. В помещении для ацетиленового генератора производительностью до 20 мз/ч газооб-разного ацетилена допускается естественная вентиляция. Воздух, удаляемый из поме-щений для окраски машин с помощью пульверизатора, перед выбросом наружу дол-жен очищаться в специальных фильтрах (гидрофильтрах и т.п.).
Забор приточного воздуха должен производиться в местах, удаленных и защищен-ных от выброса загрязненного воздуха. При расстоянии между местом забора воздуха и местом его выброса 20м и более отверстия для забора и выброса воздуха могут рас-полагаться на одном уровне- а при расстоянии менее 20м отверстие для забора должно быть ниже отверстия для выброса не менее чем на 6м.
Для удаления вредных выбросов непосредственно от рабочих мест, станков и обо-рудования, при работе которых выделяется пыль и мелкие частицы металла, резины, дерева и т.п., а также пары и газы, необходимо устраивать местную вытяжную венти-ляцию, сблокированную с пуском оборудования. Посты для технического обслужива-ния, ремонта и проверки технического состояния машин и их агрегатов, где по техно-логии предусматривается обязательная работа двигателя, должны быть оборудованы системами удаления отработавших газов от выхлопной трубы (местными отсосами). Концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны помещений не должна пре-вышать ПДК, установленных действующими государственными стандартами и гигие-ническими нормативами. Все вентиляционные установки, за исключением оконных вентиляторов, должны располагаться в отдельном помещении. Вентиляционные уста-новки должны работать по утвержденному графику, составляемому с учетом времени прибытия, убытия автомобилей и движения их по ремонтным постам. График должен находиться возле пульта управления вентиляционной установкой.
Перед пуском в эксплуатацию все вновь отремонтированные или реконструирован-ные вентиляционные системы должны пройти наладку и испытания, которые должны выполняться специализированной организацией с составлением акта в установленном порядке. При изменении технологических процессов, а также при перестановке произ-водственного оборудования, загрязняющего воздух, действующие на данном участке (цехе) вентиляционные установки должны быть приведены в соответствие с новыми условиями.
3.4. Водоснабжение и канализация
Предприятия оборудуются хозяйственно-питьевым и производственным водопро-водами, а также фекальной и производственной канализацией в соответствии с дейст-вующими строительными нормами и правилами. Устройство внутреннего хозяйствен-но-питьевого водопровода в производственных и вспомогательных зданиях не являет-ся обязательным при отсутствии централизованного источника водоснабжения и при количестве работающих в смену не более 25 человек; в этом случае обеспечение питье-вой водой осуществляется с учетом местных условий. Температура воды во время руч-ной мойки машин при температуре окружающего воздуха ниже 0 С должна быть не ниже 20° С и не выше 60° С.
Предприятия, не имеющие возможности подключения к канализационной системе, должны предусматривать устройство наружных уборных с выгребными ямами или ем-костями. Выгребные ямы следует своевременно очищать, а уборные содержать в над-лежащем санитарном состоянии. При отсутствии в районе расположения организации канализационной сети очистка сточных вод организации, а также выбор места их спуска должны производиться в соответствии с действующими нормативными актами.
Сточные воды от мойки машин, мытья полов в помещениях для хранения и обслу-живания машин, содержащие горючие жидкости и взвешенные вещества, перед спус-ком в канализационную сеть или сбросом в водоемы должны очищаться в очистных сооружениях в соответствии с требованиями действующих нормативных актов. Удале-ние осадка из очистных сооружений пропускной способностью более 1,5 л/с должно быть механизировано. Осадки и собранные нефтепродукты из очистных сооружений удаляются по мере их накопления. Бензо- и маслоуловители должны иметь исправные гидравлический затвор и естественную вентиляцию. Не допускается предусматривать систему оборотного водоснабжения от мойки ассенизационных машин, а также ма-шин» перевозящих ядовитые и инфицирующие вещества.
Пример - описание существующего нового здания техцентра:
Несущие конструкции здания представляют собой металлический каркас Ограждающие конструкции стек - панели типа "Sandwich", утеплитель "Isover". Снаружи стены облицованы окрашенным профилиро-ванным оцинкованным листом. Фундамент ленточный из армированного монолитного железобетона класса Bis, мелко заглубленный.
Цоколь-кирпичный с облицовкой декоративной плиткой. Снаружи стены облицовены крашеным профилированным оцинкованным листом.
Кровля - двускатная, покрыта оцинкованным профнастилом.
Окна - из алюминиевого профиля с однокамерными стеклолахетамм.
Двери стальные, облегченные, стекло 6 м простое, переплеты окрашены полимерной краской. Ворота - стальные распашные» на линии диагностики - ворота с дверями.
Полы - мозаично-бетонные с полимерным искронедающим покрытием по армированному бетонному основанию.
Проект разрабатывался в соответствии с действующими нормами и правилами и предусматривает ме-роприятия, обеспечивающие взрывопожаробезопасность при эксплуатации здания, - степень огнестойкости - 3 а -функциональная пожарная опасность - Ф3 -конструктивная пожарная опасность - С 1 -вэрывопожарная опасность - В. Наружная и внутренняя отделка
Потолки: в офисных помещениях - подвесные типа "Armstrong". Стены: наружные - многослойные панели типа "Isora panels".
внутренние - в офисных помещениях гипсокартон с последующей окраской или оклейкой стекло-обадми.
Полк; в офисных помещениях - линолеум. Цоколь - керамическая плитка или керамогранит.
3.5. Необходимая документация
Для технического задания и проектирования необходимо наличие следующих до-кументов:
- план застройки, т.е. официальная карта земельного участка, как правило в мас-штабе 1:500 или 1: 0000;
- фотографии участка и прилегающей к нему местности, на которых видны окре-стная застройка, границы участка, его соединение с дорогами, въезд на участок и. возможно, высотное зонирование местности с отмеченными горизонталями;
если участок не ровный, нужны данные по высотному зонированию местности;
планы соединения участка с инфраструктурой данной местности (фактическое состояние);
- данные плана застройки, границы участка, использование и т.д.;
- соединение с сетью дорог общего пользования, въезд на участок и выезд из него и т.д.;
-отвод воды с участка, его канализирование и высотная съемка;
-подвод питьевой воды; трубопровод для подвода газа;
-магистральный разводящий трубопровод для отопления.
Эти сведения необходимы для выявления пространственных возможностей терри-тории и вместимости отдельных зданий.
Для выяснения и оценки условий для строительства техцентра понадобятся сле-дующие документы:
-свидетельство о владении землей и карта земельного участка;
-согласование места размещения предприятия и регулирующие условия для -строительства (заключение соответствующего ведомства);
-заключение инспекции по безопасности дорожного движения о конкретном -участке с точки зрения безопасности въезда/выезда для движения на приле-гающих улицах;
-заключение соответствующих ведомств о размещении инженерных сетей (официально засвидетельствованное нанесение санитарно-защитных зон в си-туационный план - разводящие водопроводные линии, электрические сета, га-зопроводы, линии дальней связи);
- заключение экологической экспертизы с точки зрения охраны окружающей среды;
- в случае реконструкции или достройки - действующие планы имеющихся объектов.
Цикл проектных работ включает:
1. Подготовка градостроительного обоснования для прохождения регламентной комиссии Комитета по архитектуре, включающего:
- варианты решения фасада, цветовые решения;
пояснительная записка;
посадка здания;
ситуационный план;
фотомонтаж, перспектива, аксонометрия, фасады в осях, планировки.
2. Техническое сопровождение получения Исходно-Разрешительной Документации,
3. Рабочий проект (утверждаемая часть) включает:
архитектурный раздел;
конструкторский раздел (КЖ, КМ);
технологический раздел; -ОВ, ЭС, ВК;
спецразделы (ГОЧС, ГИБДД, Охрана окружающей среды).
Чтобы ускорить процесс подготовки документов, проектно-строительная фирма бе-рет на себя работу по согласованию этапов проектирования в соответствующих ин-станциях, при желании заказчик может проводить согласования и сам.
План учебной лаборатории
Литература
1. А.Н. Понизовкин, Ю.М. Власко. М.Б. Ляликов и др. Краткий автомобиль-ный справочник/ - М.: АО «Трансконсалтинг», НИИАТ, 1994. - 779 с.
2. Тарновский В.Н., Гудков В.А., Третьяков О.Б. Автомобильные шины. - М.: Транспорт, 1990.-272 с.
3. Техническая эксплуатация автомобилей. - 4-е издание/ Под ред. Кузнецова Е.С. -М.: Наука, 2001.-413 с.
4. Епифанов Я.И.. Епифанова Е.А. Техническое обслуживание и ремонт авто-мобилей. - М.: Форум, ИНФРА-М, 2002. - 280 с.
5. Акимов СВ., Боровских Ю.И., Чижков Ю.П. Электрическое и электронное оборудование автомобилей. - М.: Машиностроение. 1988. - 282 с
6. Волгин В.В. Атосервис. Организация, управление, анализ. Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”,2005.-584 с.