Тепловой и динамический расчет автомобильного двигателя
Тепловой и динамический расчет автомобильного двигателя
Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования Гродненский государственный университет им. Я. Купалы Курсовой проект по дисциплине “Силовые установки транспортных средств” на тему “Тепловой и динамический расчет двигателя” Гродно 2010СодержаниеВведение1. Тепловой расчет двигателя1.1 Выбор топлива, определение его теплоты сгорания1.2 Определение параметров рабочего тела1.3 Определение параметров окружающей среды и остаточных газов1.4 Расчет параметров процесса впуска1.5 Расчет параметров процесса сжатия1.6 Расчет параметров процесса сгорания1.7 Расчет параметров процесса расширения и выпуска1.8 Определение индикаторных показателей двигателя1.9 Определение эффективных показателей двигателя1.10 Определение основных размеров цилиндра и параметров двигателя1.11 Построение индикаторной диаграммы2. Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя3. Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма двигателя3.1 Расчет сил давления газов3.2 Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма3.3 Расчет сил инерции3.4 Расчет суммарных сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме3.5 Расчет сил, действующих на шатунную шейку коленчатого вала3.6 Построение графиков сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме3.7 Построение диаграммы износа шатунной шейки3.8 Построение графика суммарного крутящего момента двигателяЗаключениеЛитератураВведениеЦелью курсовой работы является систематизация и закрепление знаний, полученных студентами при изучении теоретического курса дисциплины «Силовые установки транспортных средств», а также при выполнении практических и лабораторных работ; освоение методики и получение практических навыков теплового и динамического расчета автомобильного (тракторного) двигателя.Приведенная в настоящем курсовом проекте последовательность расчета двигателя базируется на известных методиках, изложенных в литературе.Помимо указанных данных при выполнении курсовой работы студенту необходимо самостоятельно выбрать ряд величин, используя сведения о принятом прототипе двигателя.1 Тепловой расчет двигателя1.1 Выбор топлива, определение его теплоты сгоранияДля бензинового двигателя с впрыском в соответствии с заданной степенью сжатия () октановое число используемого бензина находится в пределах от 90 до 100. Выбираем следующие виды бензинов: “Регуляр-91”, “Регуляр-92”, “Премиум-95”, “Супер-98”, Низшая теплота сгорания жидкого топлива, кДж/кг:где - массовые доли углерода, водорода и кислорода в одном килограмме топлива. 1.2 Определение параметров рабочего телаТеоретически необходимое количество воздуха для сгорания одного килограмма жидкого топлива:Количество свежего заряда:где - коэффициент избытка воздуха; = 115 кг/кмоль - средняя молярная масса бензина.При не полном сгорании топлива () в состав продуктов сгорания входят: оксид углерода , углекислый газ, водяной пар, водород и азот .Количество отдельных компонентов продуктов сгорания жидкого топлива при :1. Оксида углерода:2. Углекислого газа:3. Водяного пара:4. Водорода:5. Азота:Общее количество продуктов сгорания жидкого топлива:1.3 Определение параметров окружающей среды и остаточных газовПри работе двигателя без наддува давление и температура окружающей среды:Давление остаточных газов:Температура остаточных газов:1.4 Расчет параметров процесса впускаДавление газов в цилиндре определяется по формуле:где, - потери давления за счет сопротивления впускной системы и затухания скорости движения заряда в цилиндре.Величина с учетом некоторых допущений определяется из уравнения Бернулли, МПа:где, - коэффициент затухания скорости движения заряда в рассматриваемом сечении цилиндра; - коэффициент сопротивления впускной системы, отнесенный к наиболее узкому ее сечению; - средняя скорость движения заряда в наименьшем сечении впускной системы (как правило, в клапане или продувочных окнах), м/с; - плотность заряда на впуске (при отсутствии наддува ), кг/м3.По опытным данным в современных автомобильных двигателях с электронным управлением на номинальном режиме:Плотность заряда на впуске:где, = 287 Дж/(кгград) - удельная газовая постоянная воздуха.Коэффициент остаточных газов характеризует качество очистки цилиндра от продуктов сгорания; с его ростом уменьшается количество свежего заряда, поступающего в цилиндр двигателя в процессе впуска:где , - температура подогрева свежего заряда при его контакте со стенками впускного трубопровода и цилиндра; - степень сжатия.Температура подогрева свежего заряда принимается в зависимости от типа двигателя:Температура заряда в конце процесса впуска:Коэффициент наполнения без учета продувки и дозарядки четырехтактного двигателя:1.5 Расчет параметров процесса сжатияПо опытным данным при жидкостном охлаждении величина показателя политропы сжатия для бензиновых двигателей: Давление и температура конца процесса сжатия определяются из уравнения политропы с постоянным показателем :1.6 Расчет параметров процесса сгоранияЦелью расчета процесса сгорания является определение температуры и давления в конце видимого сгорания.Температура , определяется путем решения уравнения сгорания, которое имеет вид:где - коэффициент использования теплоты; - теплота сгорания рабочей смеси, кДж/кмоль раб.см; - средняя мольная теплоемкость свежего заряда при постоянном объеме, кДж/кмоль град;- средняя мольная теплоемкость продукта сгорания при постоянном объеме , кДж/кмоль град; - действительный коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси.По опытным данным значения коэффициента для двигателей c электронным впрыском при их работе на номинальном режиме: Теплота сгорания рабочей смеси, кДж/кмоль раб.см.:где - количество теплоты потерянное вследствие химической неполноты сгорания, кДж/кг:Тогда имеем:Средние мольные теплоемкости:свежего зарядапродуктов сгорания, : Действительный коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси:Уравнение сгорания (1.19) после подстановки аналитических выражений всех рассчитываемых параметров и последующих преобразований можно представить в виде уравнения второго порядка относительно :где A, B и C - коэффициенты уравнения второго порядка относительно :Решение уравнения второго порядка относительно имеет вид:Теоретическое давление:Действительное давление:Степень повышения давления:1.7 Расчет параметров процесса расширения и выпускаПо опытным данным средние значения величины при номинальной нагрузке:Давление и температура конца процесса расширения:Правильность предварительного выбора температуры остаточных газов проверяется с помощью выражения:Погрешность менее 10%, соответственно температура остаточных газов выбрана верно.1.8 Определение индикаторных показателей двигателяТеоретическое среднее индикаторное давление, МПа:Действительное среднее индикаторное давление:где - коэффициент полноты диаграммы, который принимается равным:Индикаторный КПД двигателей, работающих на жидком топливе:Индикаторный удельный расход жидкого топлива:1.9 Определение эффективных показателей двигателяПри проведении предварительных расчетов двигателей величина (МПа) приближенно определяется в зависимости от средней скорости поршня по эмпирическим формулам вида:где выражено в м/с;a, b - коэффициенты, значения которых устанавливаются экспериментально.Для высокофорсированного двигателя с впрыском топлива и электронным управлением имеем:а = 0,024 МПа;b = 0,0053 (МПаc)/м;Средняя скорость поршня:где S - ход поршня, мм;n - номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, мин1. Для заданного прототипа ход поршня S составляет 80 мм.Среднее эффективное давление:Механический КПД () представляет собой отношение среднего эффективного давления к индикаторному:Эффективный КПД двигателя:Эффективный удельный расход жидкого топлива:1.10 Определение основных размеров цилиндра и параметров двигателяПо эффективной мощности, частоте вращения коленчатого вала, тактности и эффективному давлению определяется литраж двигателя:где - тактность двигателя; - эффективная мощность для номинального режима, кВт; - среднее эффективное давление, МПа; - обороты коленчатого вала на номинальном режиме, . Рабочий объем одного цилиндра:где, - число цилиндров двигателя. Диаметр цилиндра:Ход поршня, мм:По рассчитанным значениям D и S определяем основные параметры двигателя:литраж двигателя:эффективная мощность:эффективный крутящий момент:часовой расход топлива:Средняя скорость поршня:Проверяем правильность предварительного расчета средней скорости поршня:1.11 Построение индикаторной диаграммыПостроение индикаторной диаграммы ДВС производится в координатах (давление - объем) или (давление - ход поршня) на основании данных расчета рабочего цикла.В начале построения на оси абсцисс откладывается отрезок АВ, соответствующий рабочему объему цилиндра, а по величине равный ходу поршня в масштабе , который в зависимости от величины хода поршня принимаем 1:1.Отрезок ОА (мм), соответствующий объему камеры сгорания:ОА=АВ/(?-1); (1.54)ОА = 79,4/(10,8-1) = 8,102 мм.При построении диаграммы масштабы давлений (Мр = 0,07 МПа в мм).Построение политроп сжатия и расширения можно осуществлять аналитическим или графическим методом. Для аналитического метода точки политроп сжатия и расширения приведены в таблице 1.1Таблица 1.1 - Определение точек политроп сжатия и расширения аналитическим методом|
№ точки | Ox, мм | OB/Ox | Политропа сжатия | Политропа расширения | | | | | | px, Мпа | рх/Mp, мм | | px, Мпа | рх/Mp, мм | | 1 | 8,102 | 10,8 | 26,361 | 2,452 | 35 | 20,29 | 9,577 | 136,8 | | 2 | 16,924 | 5,2 | 9,649 | 0,897 | 12,8 | 8,049 | 3,799 | 54,3 | | 3 | 25,746 | 3,4 | 5,38 | 0,5 | 7,1 | 4,702 | 2,219 | 31,7 | | 4 | 34,569 | 2,5 | 3,525 | 0,328 | 4,7 | 3,187 | 1,504 | 21,5 | | 5 | 43,391 | 2 | 2,594 | 0,241 | 3,4 | 2,403 | 1,134 | 16,2 | | 6 | 52,213 | 1,7 | 2,074 | 0,193 | 2,8 | 1,957 | 0,924 | 13,2 | | 7 | 61,035 | 1,4 | 1,588 | 0,148 | 2,1 | 1,531 | 0,723 | 10,3 | | 8 | 69,858 | 1,3 | 1,434 | 0,133 | 1,9 | 1,394 | 0,658 | 9,4 | | 9 | 78,68 | 1,1 | 1,14 | 0,106 | 1,5 | 1,128 | 0,532 | 7,6 | | 10 | 87,502 | 1 | 1 | 0,093 | 1,3 | 1 | 0,472 | 6,7 | | | При графическом методе из начала координат проводится луч ОС под углом ° к оси абсцисс, а также лучи OD и OE под определенными углами и к оси ординат:; (1.55); (1.56); ;Политропа расширения строится при помощи лучей ОС и ОЕ. Политропа сжатия строится при помощи лучей ОС и ОD.Производим построение теоретической индикаторной диаграммы.При построении действительной диаграммы углы фаз газораспределения принимаются ориентировочно на основе статистических данных для современных четырехтактных автомобильных двигателей.Таблица 1.2 - Ориентировочные значения углов поворота коленчатого вала, определяющих положение характерных точек действительной индикаторной диаграммы|
Угол п.к.в. (точка) диаграммы) | Тип двигателя | | | Бензиновый | | ?1(r') | 20 | | ?2(a") | 65 | | ?(c') | 40 | | ??1(f) | 10 | | ??2(zд) | 10 | | Y1 (b') | 60 | | Y2 (a') | 25 | | | Для нанесения характерных точек действительной индикаторной диаграммы на теоретическую диаграмму используем метод Брикса.Поправка Брикса:где ; - радиус кривошипа; - длина шатуна.Для автомобильных и тракторных двигателей:?=(0,23 - 0,3);принимаем: ? = 0,28.Под индикаторной диаграммой строим вспомогательную полуокружность с диаметром равным ходу поршня. От центра полуокружности в сторону н.м.т. откладываем поправку Брикса. Согласно метода Брикса наносим характерные точки действительной индикаторной диаграммы, затем производим скругление индикаторной диаграммы.2. Расчет и построение скоростной характеристики двигателяПостроение кривых скоростной характеристики ведется в интервале частот вращения коленчатого вала от = 780 миндо = 6600 мин (значение = 5500 мин), где - частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности.Расчетные точки кривых эффективной мощности и эффективного удельного расхода топлива определяются по следующим зависимостям через каждые 582 мин:где ,, - соответственно номинальная эффективная мощность (кВт), удельный эффективный расход топлива при номинальной мощности (), частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности (мин);, , - соответственно эффективная мощность (кВт), удельный эффективный расход топлива (), частота вращения коленчатого вала (мин) в искомой точке скоростной характеристики; - коэффициенты, значения которых устанавливаются экспериментально (см. табл. 2.1).Таблица 2.1 - Значение эмпирических коэффициентов для расчета скоростной характеристики двигателя|
Эмпирический коэффициент | | | | | | | Значение | 1 | 1 | 1,2 | 1 | 0,8 | | | Точки кривых эффективного крутящего момента (Нм) и часового расхода топлива (кг/ч) определяются по формулам:Аналогично производим расчеты для остальных значений . Результаты вычислений заносим в таблицу 2.2Коэффициент приспособляемости К:где - эффективный крутящий момент при номинальной мощности.Таблица 2.2 - Расчеты внешней скоростной характеристики.|
№ точки | Частота вращения коленчатого вала в искомой точке скоростной характеристики, об/мин | Эффективная мощность, кВт | Эффективный удельный расход топлива, | Эффективный крутящий момент, Нм | Часовой расход топлива, кг/ч | | 1 | 780 | 13,5 | 250,8 | 165,4 | 3,4 | | 2 | 1362 | 25 | 233,8 | 175,4 | 5,8 | | 3 | 1944 | 36,9 | 221 | 181,4 | 8,2 | | 4 | 2526 | 48,7 | 212,4 | 184,2 | 10,3 | | 5 | 3108 | 59,8 | 207,9 | 183,8 | 12,4 | | 6 | 3690 | 69,6 | 207,6 | 180,2 | 14,4 | | 7 | 4272 | 77,5 | 211,5 | 173,3 | 16,4 | | 8 | 4854 | 82,8 | 219,6 | 163 | 18,2 | | 9 | 5436 | 85 | 231,9 | 149,4 | 19,7 | | 10 | 6018 | 83,4 | 248,4 | 132,4 | 20,7 | | 11 | 6600 | 77,5 | 269 | 112,2 | 20,8 | | | По полученным значениям производим построение внешней скоростной характеристики.3 Динамический расчет КШМ двигателя3.1 Расчет сил давления газовСила давления газов, Н:где - атмосферное давление, МПа;, - абсолютное и избыточное давление газов над поршнем в рассматриваемый момент времени, МПа; - площадь поршня, м2;Величины снимаются с развернутой индикаторной диаграммы для требуемых ? и заносятся в сводную табл. 3.1 динамического расчета. Соответствующие им силы рассчитываются по формуле (3.1) и также заносятся в табл. 3.1Для определения сил непосредственно по развернутой индикаторной диаграмме, а также для случая, когда на ее координатной сетке строятся графики других сил, масштаб диаграммы пересчитывается. Если кривая построена в масштабе (МПа в мм), то масштаб этой же кривой для будет:3.2 Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизмаДля упрощения динамического расчета действительный КШМ заменяется эквивалентной системой сосредоточенных масс , которая состоит из массы (кг), сосредоточенной в точке А и совершающей возвратно-поступательное движение, и массы (кг), сосредоточенной в точке В и совершающей вращательное движение:где - масса поршневой группы; - часть массы шатуна, приходящаяся на возвратно-поступательную движущуюся массу, кг; - часть массы шатуна, приходящаяся на вращающуюся движущуюся массу, кг; - часть массы кривошипа, сосредоточенной в точке В. Для приближенного определения значений , и можно использовать конструктивные массы т' (кг/м2), т.е. массы, отнесенные к площади поршня .Исходя из определения конструктивных масс, значения т', выбранные по справочнику, умножили на площадь (м2) для получения искомых величин т.Таким образом, имеем:3.3 Расчет сил инерцииСилы инерции, действующие в КШМ, в соответствии с характером движения приведенных масс подразделяются на силы инерции поступательно движущихся масс , и центробежные силы инерции вращающихся масс , Н:где j - ускорение поршня, м/с2; - угловая скорость вращения коленчатого вала для расчетного режима;Для рядного двигателя центробежная сила инерции является результирующей двух сил:силы инерции вращающихся масс шатунаи силы инерции вращающихся масс кривошипаСилы , рассчитанные для требуемых положений кривошипа (углов ?), заносятся в табл. 3.1.3.4 Расчет суммарных сил, действующих в кривошипно-шатунном механизмеСуммарные силы, действующие в КШМ, определяют алгебраическим сложением сил давления газов и сил возвратно-поступательно движущихся масс, Н:Суммарная сила , как и силы и , направлена по оси цилиндра и приложена к оси поршневого пальца . Воздействие от силы Р передается на стенки цилиндра перпендикулярно его оси и на шатун по направлению его оси.Сила N (Н), действующая перпендикулярно оси цилиндра, называется нормальной силой воспринимается стенками цилиндра:где, - угол отклонения шатуна от оси цилиндра.Сила S (Н), действующая вдоль шатуна:От действия силы S на шатунную шейку возникают две составляющие силы:сила, направленная по радиусу кривошипа (Н)тангенциальная сила, направленная по касательной к окружности радиуса кривошипа (Н):Производим расчеты для всех положений коленчатого вала.Рассчитанные для требуемых углов ? значения Р, N, S, К, Т заносятся в табл. 3.1.3.5 Расчет сил, действующих на шатунную шейку коленчатого валаАналитически результирующая сила, действующая на шатунную шейку рядного двигателя, учитывается действие сил со стороны только одного из двух расположенных рядом на шейке шатунов, Н:где - сила, действующая на шатунную шейку по кривошипу.Значения вычисленные для требуемых ? , заносятся в табл. 3.1.Таблица 3.1- Результаты вычисления сил, действующих в КШМ|
?, град | ?PГ, Мпа | PГ, Н | Pj, Н | P, Н | N, Н | S, Н | K, Н | T, Н | PК, Н | RШШ, Н | | 0 | 0.105 | 520 | -12709 | -12189 | 0 | -12189 | -12189 | 0 | -19514 | 19514 | | 30 | -0.014 | -69 | -9989 | -10058 | -1422 | -10158 | -7999 | -6261 | -15324 | 16554 | | 60 | -0.014 | -69 | -3574 | -3643 | -911 | -3755 | -1033 | -3610 | -8358 | 9104 | | 90 | -0.014 | -69 | 2780 | 2711 | 791 | 2824 | -791 | 2711 | -8116 | 8557 | | 120 | -0.014 | -69 | 6355 | 6286 | 1571 | 6479 | -4504 | 4658 | -11829 | 12713 | | 150 | -0.014 | -69 | 7209 | 7140 | 1010 | 7211 | -6688 | 2696 | -14013 | 14270 | | 180 | -0.014 | -69 | 7149 | 7080 | 0 | 7080 | -7080 | 0 | -14405 | 14405 | | 210 | -0.0091 | -45 | 7209 | 7164 | -1013 | 7235 | -6711 | -2705 | -14036 | 14294 | | 240 | -0.007 | -35 | 6355 | 6320 | -1580 | 6514 | -4528 | -4683 | -11853 | 12745 | | 270 | 0.14 | 693 | 2780 | 3473 | -1013 | 3618 | -1013 | -3473 | -8338 | 9032 | | 300 | 0.42 | 2079 | -3574 | -1495 | 374 | -1541 | -424 | 1482 | -7749 | 7889 | | 330 | 0.84 | 4157 | -9989 | -5832 | 825 | -5890 | -4638 | 3630 | -11963 | 12502 | | 360 | 3.605 | 17841 | -12709 | 5132 | 0 | 5132 | 5132 | 0 | -2193 | 2193 | | 370 | 7.98 | 39493 | -12391 | 27102 | 1319 | 27134 | 26461 | 6005 | 19136 | 20056 | | 390 | 4.2 | 20786 | -9989 | 10797 | 1527 | 10904 | 8587 | 6721 | 1262 | 6838 | | 420 | 1.96 | 9700 | -3574 | 6126 | 1531 | 6314 | 1737 | 6071 | -5588 | 8251 | | 450 | 1.12 | 5543 | 2780 | 8323 | 2428 | 8670 | -2428 | 8323 | -9753 | 12822 | | 480 | 0.56 | 2771 | 6355 | 9126 | 2281 | 9407 | -6538 | 6763 | -13863 | 15425 | | 510 | 0.245 | 1213 | 7209 | 8422 | 1191 | 8506 | -7889 | 3180 | -15214 | 15543 | | 540 | 0.14 | 693 | 7149 | 7842 | 0 | 7842 | -7842 | 0 | -15167 | 15167 | | 570 | 0.07 | 346 | 7209 | 7555 | -1068 | 7630 | -7077 | -2852 | -14402 | 14682 | | 600 | 0.035 | 173 | 6355 | 6528 | -1632 | 6729 | -4677 | -4838 | -12002 | 12940 | | 630 | 0.035 | 173 | 2780 | 2953 | -861 | 3076 | -861 | -2953 | -8186 | 8702 | | 660 | 0.035 | 173 | -3574 | -3401 | 850 | -3506 | -964 | 3370 | -8289 | 8948 | | 690 | 0.035 | 173 | -9989 | -9816 | 1388 | -9914 | -7807 | 6110 | -15132 | 16319 | | 720 | 0.035 | 173 | -12709 | -12536 | 0 | -12536 | -12536 | 0 | -19861 | 19861 | | | 3.6 Построение графиков сил, действующих в кривошипно-шатунном механизмеГрафики изменения сил, действующих в КШМ, в зависимости от угла поворота кривошипа ? строятся в прямоугольной системе координат по данным табл. 3.1 Построение графика (?) ведется как в прямоугольной системе координат, так и в виде полярной диаграммы с базовым направлением (полярной осью) по кривошипу.При построении графика (?) прямоугольных координатах по расчетным данным табл. 3.1 минимальное и максимальное значения силы (а также необходимые значения в точках перегиба кривой) определяются по полярной диаграмме. Н; Н; Н;3.7 Построение диаграммы износа шатунной шейкиНа основании полярной диаграммы нагрузки на шатунную шейку коленчатого вала производится построение диаграммы износаРезультирующие величины заносятся в таблицу 3.2. По их значениям определяется величина износа в определенной точке шатунной шейки. Масштабный коэффициент для построения диаграммы износа Мр = 10 кН/мм.Таблица 3.2 - Определение суммарных сил, обуславливающих характер износа шатунной шейки.|
RШШ i | Значение RШШ i (Н) для лучей | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | RШШ 0 | 19514 | 19514 | 19514 | | | | | | | | 19514 | 19514 | | RШШ 30 | 16554 | 16554 | 16554 | | | | | | | | | 16554 | | RШШ 60 | 9104 | 9104 | 9104 | | | | | | | | | 9104 | | RШШ 90 | 8557 | 8557 | | | | | | | | | 8557 | 8557 | | RШШ 120 | 12713 | 12713 | | | | | | | | | 12713 | 12713 | | RШШ 150 | 14270 | 14270 | | | | | | | | | 14270 | 14270 | | RШШ 180 | 14405 | 14405 | 14405 | | | | | | | | 14405 | 14405 | | RШШ 210 | 14294 | 14294 | 14294 | | | | | | | | | 14294 | | RШШ 240 | 12745 | 12745 | 12745 | | | | | | | | | 12745 | | RШШ 270 | 9032 | 9032 | 9032 | | | | | | | | | 9032 | | RШШ 300 | 7889 | 7889 | | | | | | | | | 7889 | 7889 | | RШШ 330 | 12502 | 12502 | | | | | | | | | 12502 | 12502 | | RШШ 360 | 2193 | 2193 | 2193 | | | | | | | | 2193 | 2193 | | RШШ 370 | | | | | | 20056 | 20056 | 20056 | 20056 | | | | | RШШ 390 | | | | | | | | 6838 | 6838 | 6838 | 6838 | | | RШШ 420 | 8251 | | | | | | | | | 8251 | 8251 | 8251 | | RШШ 450 | 12822 | | | | | | | | | 12822 | 12822 | 12822 | | RШШ 480 | 15425 | 15425 | | | | | | | | | 15425 | 15425 | | RШШ 510 | 15543 | 15543 | | | | | | | | | 15543 | 15543 | | RШШ 540 | 15167 | 15167 | 15167 | | | | | | | | 15167 | 15167 | | RШШ 570 | 14682 | 14682 | 14682 | | | | | | | | | 14682 | | RШШ 600 | 12940 | 12940 | 12940 | | | | | | | | | 12940 | | RШШ 630 | 8702 | 8702 | 8702 | | | | | | | | | 8702 | | RШШ 660 | 8948 | 8948 | | | | | | | | | 8948 | 8948 | | RШШ 690 | 16319 | 16319 | | | | | | | | | 16319 | 16319 | | | 282571 | 261498 | 149332 | 0 | 0 | 20056 | 20056 | 26894 | 26894 | 27911 | 191356 | 282571 | | Величина износа, мм | 28.3 | 26.1 | 14.9 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2.7 | 2.7 | 2.8 | 19.1 | 28.3 | | | 3.8 Построение графика суммарного крутящего момента двигателяКрутящий момент (Н м), развиваемый одним цилиндром двигателя в любой момент времени, прямо пропорционален тангенциальной силе Т ; ; (3.20)где Т, Н; R, м.При равных интервалах между вспышками в цилиндрах двигателя построение кривой (?) производится в следующей последовательности: график (?) (или Т(?) при соответствующем выборе масштаба) разбивается на число участков, равное числу цилиндров двигателя; все участки совмещаются на новой координатной сетке длиной ? и суммируются. Для четырехтактного двигателя:?=720° /i =720/4=180° ; (3.21)Производим расчет суммарного крутящего момента, результаты расчетов заносим в таблицу 3.3.Таблица 3.3 - Определение суммарного крутящего момента|
Угол поворота коленчатого вала, ° | Крутящий момент для цилиндра, Н·м | Суммарный крутящий момент, Н·м | | | 1 | 2 | 3 | 4 | | | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | 30 | -248.56 | -107.39 | 266.82 | -113.22 | -89.13 | | 60 | -143.32 | -185.92 | 241.02 | -192.07 | -88.21 | | 90 | 107.63 | -137.88 | 330.42 | -117.23 | 300.17 | | 120 | 184.92 | 58.84 | 268.49 | 133.79 | 512.25 | | 150 | 107.03 | 144.11 | 126.25 | 242.57 | 377.39 | | 180 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | | Принимаем масштабный коэффициент для суммарного крутящего момента:Мр = 7,6737 (Н·м)/мм .Производим построение графика суммарного крутящего момента. По графику определяем среднее значение суммарного крутящего момента:; (3.22)где F1, F2 - соответственно положительная и отрицательная площади, заключенные между кривой и линией ОА, мм2 . Н·м.По величине определяем эффективный крутящий момент , снимаемый с вала двигателя:; (3.23) Н·м.Производим сравнение полученного значения с величиной полученной в тепловом расчете ( Н·м):.ЗаключениеВ данном курсовом проекте мы систематизировал и закрепил наши знания, полученные при изучении теоретического курса дисциплины «Силовые установки транспортных средств», а также освоил методику и получил практические навыки теплового и динамического расчета автомобильного двигателя.Литература1. Автомобильные двигатели / Под. ред. М.С. Ховаха - М.: Машиностроение, 1977.-591с.2. Артамонов М.Д. и др. Основы теории и конструирования автомобильных двигателей. - М.: Высш. шк., 1976. - 132 с.3. Болтинский В.Н. Теория, конструирование и расчет тракторных и автомобильных двигателей. - М.: Сельхозиздат, 1962. - 390 с.4. Двигатели внутреннего сгорания. Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей / Под ред. А.С. Орлина и М.Г. Круглова. -- М.: Машиностроение, 1984. - 383 с.5. Двигатели внутреннего сгорания. Теория поршневых и комбинированных двигателей / Под ред. А.С. Орлина и М.Г. Круглова. - М.: Машиностроение, 1983. - 375 с.6. Железко Б.Е. и др. Расчет и конструирование автомобильных и тракторных двигателей: Учеб. пособие для вузов. - Мн.: Вышэйшая школа, 1987. - 247 с.7. Колчин А.И., Демидов В.П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей:Учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 2003. - 496 с.8. Попык К.Г. Конструирование и расчет автомобильных и тракторных двигателей.- М.: Высш. шк., 1968. - 389 с.
| |